Переписка. И вот появилась картина «Бурлаки», где прямо, без всяких прикрас, глубоко правдиво была показана ватага бурлаков, оборванных, грязных, с невероятным напряжением тянущих баржу. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара.
Картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина является одним из самых знаменитых его шедевров. В этой ватаге бурлаков сошлись самые разнородные типы. Просила подтвердить подлинность.
С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино. Неффа (1864-1871). Картины «Бурлаки на Волге» написана в 1873 году. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Картина в равной степени вызывала и бурный восторг и гневное негодование.
Картина «Бурлаки», написанная Ильей Репиным в 1870 – 1873 годах была охарактеризована сторонниками академизма как «величайшая профанация искусства», Крамской же назвал эту картину «молотом, бившим по Академии». Попути якоря бросали. Для многих картина «Бурлаки на Волге» представляется символом невольничества, каторжного труда, несчастья и даже насилия над людьми, однако это далеко от истины. Жаркое палящее солнце нещадно над этими людьми. Удивительная натурная убедительность удачно переплетена с условностью картинной формы.
Невозможно вообразить более живописной и более тенденциозной картины. Интересен и замыкающий ватагу — рослый, могучий человек с гордым профилем. Прицепив лямку к барке и влезши в нее грудью, он повис, опустив руки.
Что хотел сказать русскому обществу своим полотном Бурлаки на Волге автор картины. Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек у которых реалисты почерпают свое вдохновение». Картина была небольшого размера.
Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и блудницу», написанную в Риме академистом Семирадским. также статью Илья Ефимович Репин (т.
Мы видим персонажей, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная портретная линия. Репин сделал это мастерски. Бурлаки – это добровольные рабочие, которые выполняли тягу речных судов за деньги. Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность.
Крамского, в Академии художеств у П. В. Произведение имело большой успех и на всемирной выставке в Вене. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Детали обстановки имеют разъясняющее сюжет значение.
«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные, — воскликнул художник. Репин строит композицию, как схваченную на лету сцену.
Успех её был ошеломительным по своему диапазону. 1). Она, как произведение реалистическое, созданное на основе большого изучения жизни и глубокого осмысления самобытных, народных основ искусства, всем своим существом противостояла «Грешнице» Семирадского, продолжавшей традиции старой академической школы. Особое внимание общественности привлекли три картины: «Бурлаки» И. Е. Репина, «Грешница» Г. И. Семирадского (1843–1902) и «Шуты при дворе Анны Иоанновны» В. И. Якоби. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры.
». Е. Репин и И. Н. Крамской. Художники-академики называли ее «профанацией живописи».
Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная»источник не указан 2052 дня. Идеей он увлекал и семью и друзей. Жаркий летний день и безбрежная река. Вы, должно быть, поляк.
Замысел возник абсолютно случайно, как и все гениальные вещи. Внутренней темой картины стала проблема отношений общественного и личного. А фигуры бурлаков на нем кажутся тёмными, запылёнными от тяжкого труда. Картина «Бурлаки на Волге» в своё время была раскритикована критиками имён которых уже никто не вспомнит. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».
Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков». Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками. Именно на Неве он впервые увидел бурлаков, которые поразили его воображение. Приблизившись совсем, эта вьючная ватага стала пересекать дорогу спускающимся к пароходу.
Бурлаки в XVI-XIX вв. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Получалось, что шли они назад, апалуба уних под ногами проходила вперед. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания.
О боже, зачем же они такие грязные, оборванные. Тянуть судно против течения даже в большой группе – задача посильная не каждому. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор.
– воскликнул художник. «Бурлаки» свидетельствовали о новом крупном достижении русского реалистического искусства. Принимал участие в выставках общества Мир искусства.
Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Халтурщиков понукали и позади идущие – самые добросовестные бурлаки. Покупатель заплатил за автограф мастера. На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Впоследствии Репин пишет ещё картину – «Бурлаки идущие в брод», которая также изображает тяжкую жизнь русского народа. Руки бурлаков повисли вдоль тела – в этой работе руками не поможешь. Впереди выступают, словно пара могучих буйволов, главные, коренные. Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами.
Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. А это великое полотно будут изучать ещё многие поколения. В итоге картину купил великий князь Владимир Александрович за три тысячи рублей. – Это было большим моим праздником. В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик.
«Итальянские крестьяне и крестьянки, сцены у фонтанов, ослики на римских дворах, кардиналы, капуцины, варфоломеевские ночи, Ромео и Джульетты, Апеллесы, Цицероны, рыцари, Венеры и вакханки, наконец, всякие сцены из римской итальянской, французской или немецкой истории» – вот что выставлялось, говорит Стасов, тогдашними русскими художниками. Лишь месяцем позже Стасов опубликовал статью «Новая картина Семирадского Грешница, в которой он, отметив некоторую увлекательность произведения, указал, что художник не изобразил главного — живых людей, не раскрыл их глубоких переживаний, погнавшись за внешним блеском, за фейерверком (С. -Петербургские ведомости, 1873, 6 апреля). Это сделано мастерски. Полотно вызвало возмущение у одних современников и восхищение – у других. Так состоялось у Репина его первое знакомство с бурлаками.
То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Плох тот художник, работы которого не подделывают. Смысловая нагрузка каждого образа из ватаги бурлаков индивидуальна.
Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Каждое лицо персонажа индивидуально. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым «борцом» Илькой-моряком.
были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина.
Милостивый государь. И обе стороны находили для своих эмоций довольно веские аргументы. Характерно, что в комментируемой статье Стасов абсолютно обходит картину Семирадского, сосредоточивая все внимание общественности на выдающемся шедевре русской реалистической живописи — картине «Бурлаки на Волге».
– вспоминает он в своей книге «Далекое близкое». А вот писатели Достоевский и Короленко были в полном восторге от ее правдивости и глубины. Картина принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. «Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. Картина Репина "Не ждали" имеет два варианта.
Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения. Передо мной мой возлюбленный предмет – Канин. Потом, долго спустя, только шептали, как перед покойником.
Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства. Приблизились. Сильное течение реки ещё больше усложняет работу. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке.
И что я вижу. С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками. Картина молодого Репина, тогда еще пенсионера Академии, привлекла всеобщее внимание. Присмотритесь к природе Волги – янтарный песок, крупицы которого искрятся на солнце, чистейшее голубое небо с почти незаметными облаками, кристально синяя прозрачная вода.
Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ". Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи. В образах бурлаков Репин старался показать разные характеры людей в которых есть и покорность своей не простой судьбе, жизненный протест, озлобленность и простодушие простых людей с непростой судьбой. Такая работа оплачивалась отдельно.
Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Посёрфи интернет.
Картина Якоби была снята с выставки, так как в ней органы власти усмотрели «обличение царствующего дома». Во всех учебниках по искусству и книгах советских времен написано, что «Бурлаки на Волге» — это стон русского народа. Одно из его самых знаменитых полотен – «Бурлаки на Волге». Благодаря этому решение не дается сразу готовым, а домысливается самим зрителем. И все это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает свою воловью службу.
Неудивительно, что люди одеты в лохмотья – под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. (1870 г. ) сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве. К нему пришла дама, утверждавшая, что купила на рынке его полотно всего за 10 рублей. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара.
Путешествуя по Неве в окрестностях Усть-Ижоры, Репин увидел бурлаков. Говорят, что бурлаки пели, но герои Репина молчат, они не в силах произнести ни слова, а могут лишь «тянуть лямку». Искусство, 1949, стр.
Мне минутами становилось страшно. Не исключением стал холст «Бурлаки на Волге», который Репин создал на пороге своего тридцатилетия, ставший впоследствии визитной карточкой мастера. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.
Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Его еще нужно молотом. На самом деле это молчание от усталости, когда люди не в силах говорить. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной.
Бруни и Т. А. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Была в лице его особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды. Они устали измучены тяжким трудом и палящим солнцем. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге.
Басина, Ф. А. Кто-то уже смирился со своей участью, кто-то спокоен и сдержан, а кто-то уже ждёт окончания сезона, вместе с которым закончиться этот тяжкий труд, но зато семья будет одета и накормлена. Репин выстраивает композицию картины так, что можно разглядеть каждого персонажа идущего прямо на зрителя. В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. – воскликнул художник.
Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке. Им посвятил он свою картину их заставил говорить на своем полотне. Это произведение никого не оставляло равнодушным. На самом деле все обстоит как раз наоборот. Выставка вызвала много печатных откликов, обсуждавших противостояние реалистической и академической живописи.
Сюжет возник у Репина во время прогулки под Петербургом в 1868 году. Здесь и знаменитый, по воспоминаниям художника, поп-расстрига Канин с лицом философа (в центре первой тройки), рядом с ним — могучий черноволосый богатырь, справа — озлобленный жизнью Илья-моряк. Не менее характерны и другие персонажи картины.
Вот таким образом и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ. Его поразил контраст солнечной погоды, веселых гуляющих девушек и бурлаков. Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения.
Что за взгляд неукротимых глаз, что за раздутые ноздри, что за чугунные мускулы.
Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин. Это заметно и по их одежде – изорванные ветхие рубахи истёртые лямкой до дыр изношенные штаны и износившиеся лапти. В то время он работал над академическими сюжетами — «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира», а к замыслу «Бурлаков» его привело, казалось бы, случайное событие. Один из рисунков-эскизов размером 18, 332, 7 см. В варианте картины, на котором остановился художник, мы видим удлиненное в ширину полотно.
Фальшивку вскоре дама продала, выручив уже 100 рублей. И тогда даже настроение не рассеивалось. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели.
На Волге «видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же невероятные по своей длине бечевы группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу». Только пожилой бурлак на переднем плане хорошо знает своё дело и умеет рассчитывать силы.
Первыми идут, те, кого называли «коренниками», то есть уже не первый год таскающими баржи, они набрались опыта и знают все броды реки. Одиннадцать человек усиленно тянут лямку, которая врезается в их плечи и грудь. Одновременно с этим фигуры не заслоняют друг друга. Она начинала собой новую эпоху в истории отечественного искусства. Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства». То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу намель. Но она была тогда почти еще только эскизом.
В его взгляде отразились и усталость и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. В письме Крамскому Репин писал, что Академия набирается аристократизма, что она стремится держать камертон над всем искусством высоко И, главное, никогда не спускать этого камертона до пошлой действительности именуемой жанром (И. Помимо картины маслом, Илья Репин также оставил несколько эскизов с бурлаками.
Так было и с «Бурлаками на Волге» — картиной, которую И. Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Ну, как не стыдно – русский. Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки, несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются.
"О Боже, зачем они такие грязные, оборванные.
Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. Картина была отправлена на Всемирную выставку в Вену и завоевала там бронзовую медаль. Его задача – задавать ритм движения. Это было на Неве, когда художник учился ещё в Академии художеств.
42, 54). В самом деле, вряд ли когда-нибудь еще мы являлись в Европу с такими многочисленными и значительными образчиками русского художественного творчества. Труд бурлаков был очень трудным и тяжёлым.
«Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета», — писал он в автобиографической книге «Далекое — близкое». На что художник взял кисть и написал «Это не Репин». Оставил большое эпистолярное наследие. На Неве в воскресный день его внимание остановили две абсолютно различные группы одна из них – пестрый, нарядный «цветник» гулявших барышень и кавалеров и рядом с ней другая – черные от пота и грязи, оборванные, тянущие баржу бурлаки, у которых одежда превратилась в лохмотья, не различимые уже по цвету. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника.
Посмотри, что люди пишут. Репин вспоминал, что князю искренне нравилась эта картина. Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Почему «Бурлаки на Волге» вызывают такие противоречивые эмоции, телеканалу «МИР 24» пояснил ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков.
Справа – «Илька – матрос», который своим взглядом смотрим прямо на зрителя и выражает злобу и ненависть. Каждый из них – это личность со своей судьбой, о которой рассказывает историю как сам художник, так и картина. Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами и не разобрать даже ни цвета, ни материи из которой они сделаны. Её образы стали хрестоматийными. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным.
Перед нами – вереница персонажей, каждый из которых – самостоятельная портретная индивидуальность. Но увиденное так запало в его душу, что он захотел написать картину на эту тему. Я наконец закрыл картину.
Облегчить труд бурлаков мог разве только встречный ветер, который подгонял корабль с поднятыми парусами. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. Перед нами изображение типичной интеллигентной семьи в обычной ее обстановке.
С картины Бурлаки на Волге, высоко оцененной на Всемирной выставке в Вене (1873), началась европейская известность Репина. Академист Фёдор Бруни, например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства». Потом они опять бежали нанос баржи ивсе это повторялось. Одной из самых известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем».
Как он сам потом писал в своей книге, он увидел надвигающуюся большую черную тучу. Главное – переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. На фоне предгрозового неба и чистого песка движется на зрителя толпа тянущих свою лямку бурлаков.
На Усть-Ижоре Репин оказался в 1868 году. И так без конца, борьба. Над «Бурлаками» Репин работал три года. Построение картины основано таким образом, что из глубины на зрителя движется процессия. Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам и необходимость в бурлацком труде пропала. После поездки на Волгу И. Е.
На нем расположены фигуры бурлаков, которые тяжело идут вдоль берега. И что я вижу. Это картина г. Репина «Бурлаки на Волге».
Мастер очень хорошо подобрал краски, которые отражают всю реальность происходящего. Никому не хотелось показывать этого ужаса Я обращался в какого-то скупца, тайно живущего своей страшной картиной И вот, наконец, на одном из своих вечеров, по четвергам, я решил показать картину друзьям-художникам Были: Крамской, Шишкин, Ярошенко, П. Брюллов и другие. Сама же работа была написана во время путешествия по Волге. Забавная история случилась с Ильей Репиным. Невозможно вообразить более живописной и более тенденциозной картины. О картине Бурлаки на Волге см.
Он уже точно знает, как рассчитать силы, вот таким образом ступает ровно. Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Отголоски споров на эту тему не утихают и по сей день. Тут же, за их спинами, немножко фальша и ухитрившись поменьше везти идет отставной, должно быть, солдат, высокий и жилистый, покуривая коротенькую люльку позади всех желтый как воск и иссохший старик он страшно болен и изможден и, кажется, немного дней остается ему прожить он отвернул в сторону бедную свою голову и рукавом обтирает пот на лбу, пот слабости и безвыходной муки.
Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность. Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Справа от Канина бурлак, олицетворяющий природную дремучесть силы.
Вы, должно быть, поляк. Вы думаете, что Бруни — это Федор Антоныч, старец. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович каждый вечер читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрея, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.
Почти всё лето 1870 г. молодые люди (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина – студент консерватории Василий Репин) провели на Волге, в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), в 15 верстах от Самары, недалеко от Жигулей. С тех пор громадные превращения произошли с нею. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара.
Очень подробно история создания этого шедевра описана самим Репиным в книге «Далекое близкое». Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы. В конце 1860-х гг.
Тот контраст запал ему в душу. О Боже, зачем они такие грязные, оборванные. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Лампами картина была освещена хорошо и воздействие ее на мою публику превзошло все мои ожидания Гости, ошеломленные, долго молчали, как очарованные в «Руслане» на свадебном пиру. Он много раз ездил на Волгу, общался с бурлаками, выслушивал их истории, делал зарисовки. Ноги их вязнут в глубоком раскалённом песке, путь кажется бесконечным Но когда группа бурлаков приблизилась, можно рассмотреть их лица. Репину мастерски удалось передать индивидуальные черты каждого из них, ведь он каждого знал лично и по именам, а перед зрителями картины предстают завершенные образы: впереди и в центре идёт бурлак Канин, который напоминал художнику античного философа и который как бы воплощает разнообразие человеческих характеров.
Приблизившись совсем, эта вьючная ватага стала пересекать дорогу спускающимся к пароходу. Ну, как не стыдно — русский. Он приехал туда для зарисовки этюдов к своим академическим сюжетам. Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Все застигнуты неожиданно их переживания еще смутны и неопределенны.
В 1873 году «Бурлаков на Волге» послали в Вену на Всемирную выставку. 63). Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные. Вы с одного взгляда отвели ему должное место (II, 54).
Что нужно делать. Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». (там же, стр. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно.
Безусловно, «сверхсюжетом» Репинских бурлаков на волге является начало и конец пути, продуманное повествование, о существовании людей, которые изо дня в день соединены одной лямкой. Одиннадцать бурлаков идут по берегу Волги в жаркий день. Там они бросали в воду якоря поочередно. Единственное – смотри на ссылки на источники и на характер написанного, если речь идет о производстве смотри на цифры. Репин видел в Калине затаенную, великую духовную силу народа.
Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ». В подлинности же «Бурлаков на Волге» никто никогда не сомневался. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ. Это шли бурлаки в изорванных одеждах, загорелые, с темными суровыми лицами. Природа создает пластику и фон главного сюжета.
Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами. Вот лохмотья. Сейчас картина находится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Еще в студенческие годы Репин начал работать над картиной. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Напряжение тел этих силачей, натянутая лямка – все это еще раз показывает тяжесть ведомой ими баржи. Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель.
Что за покорное стадо, что за кроткая бессознательная сила и тут же — что за бедность, что за нищета. Когда картину показали публике в 1873 году в Петербурге, она вызвала самые разные отклики. Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура.