Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Куинджи тесно заполняет пространство вытянутыми вверх стволами деревьев с обрезанными верхушками. Он активно вмешивался во все текущие дела, отстаивая свои взгляды с резкостью и нетерпимостью по отношению к противникам. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
Особенно, когда краски со временем сдадут — все это погаснет, один чад останется от всего. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Успех картины превзошел все ожидания. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин.
В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Рисовал с детства, где только мог.
Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Еще несколько работ, примыкавших к "Осенней распутице", в том числе "Забытая деревня" (1874) и "Чумацкий шлях в Мариуполе" (1875), принесли ему новый успех. Армян отправили на Дон. Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками оно останется среди самых дорогих воспоминаний. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное.
Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко.
Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Его просто-напросто не принимали в Академию. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. Однако это звание было присвоено художнику не сразу.
Но далее началось сплошное расстройство. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Пейзаж нельзя было назвать удачей.
По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Перед его полотнами, путешествующими вместе с передвижными выставками по городам России, народ толпится особенно густо.
Все казалось избитым до пошлости. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Отец Куинджи был сапожником.
Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Обошлось это в сто тысяч рублей. Мир, полный неги, красоты и покоя. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств.
Деньги шли на поощрение молодых талантов. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». — Ну, положим, от пейзажа сюжета еще не требуют да и то Шишкин, например, всегда с идеей. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»).
Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. О нем говорили, как о маге и чародее. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони.
Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Противоположный берег тонет во мраке ночи. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. С особенной, лихорадочной тряской следил за Куинджи художник В. Д. Орловский. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Вся стая работавших тогда пейзажистов ждала и с жадностью набрасывалась на каждый новый эффект мага и волшебника. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Поверивший в свои силы художник постепенно прекратил посещение академических занятий. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В двадцать с небольшим он отправился в путь. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Одновременно с постоянными творческими занятиями Куинджи проявляет и свои практические способности. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург.
Он воспитывался в доме дяди и не чувствовал себя хоть в чем-то обделенным. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень. – восклицал Репин. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
Часто изображается художниками и всегда по разному. Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи.
Наступили долгие годы молчания. В картине Березовая роща Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы, в связи с чем меняется интерпретация пейзажа, устремленная к передаче светлого и радостного состояния природы. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.
Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей.
В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел его новых картин до самой его смерти. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году.
Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт.
Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Нет, понимаю.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза.
Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Отец Куинджи был сапожником. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море.
Это есть выражение моих личных мыслей». «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек».
И было лишь началом. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину.
Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Он делал вид, что будто тяготится даже этой чистотой. И были покупатели, были издатели этих контрафакций, торговали бойко. Помните, на прошлой выставке было: «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду».
Куинджи — художник света. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи».
Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Он пытается поступить в художественную Академию. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Известно, что приняли Куинджи в Академию только спустя два года. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович.
Какое-то ослепительное, непостижимое видение». Оно окрашивает в чистые, звучные тона детали, уплощает объемы, подчеркивает лучезарную ясность и чистоту мира. В зените славы Куинджи совершил новый неожиданный шаг: он вообще прекратил выставлять свои произведения. Русской педагог не знал. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа.
Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Греков – на другую сторону Азова. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Вместо фамилий у них были прозвища.
Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Готовность к действенной помощи ближним была самой трогательной чертой Куинджи до самого конца. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».
Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Хозяевам нравилось.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Мальчика интересовала только одна вещь на свете — живопись или рисование. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.
Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Его мастерская была лабораторией исследователя. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи.
Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу.
Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Купец отказал, пояснив, что Архип должен стать обеспеченным человеком, а не морить себя голодом.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Искусство, как таковое — «искусство для искусства» — теперь перешло уже в такое барокко, что нас ничем уже ни привлечь, ни удивить оно не в состоянии. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. У них не было детей, но было полное взаимопонимание.
В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Первое прикосновение к краскам и кистям. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.
Вот его первая небольшая картинка. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Вид на гору Демерджи. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
Мальчику не удалось получить образования. Точное тоновое наблюдение светящегося светлого на темном фоне создало этому холсту славу необычайного, загадочного произведения. Когда в 1878 году картины Куинджи экспонировались на выставке в Париже, огромный успех имела именно эта картина.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Приемная комиссия, внимательно изучив полотно (картина не сохранилась известно только название «Татарская сакля в Крыму»), пришла к заключению, что автору вполне можно присвоить звание «свободный художник». Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. «Да зачем вам. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Она была дочерью предпринимателя, который разрешил ей замужество с Куинджи только после того, когда художник стал богатым. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником.
«Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни.
В конце концов победа осталась за Куинджи. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Зеленью прописаны белые мазанки и фиолетовый ручей, дабы выдержать цветовые отношения на плоскости полотна и не прервать его резким цветом.
Даже чуткий и дальновидный И. Н. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Греческие семьи большие, вот таким образом и будущему художнику удалось избежать приюта. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.
Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. В картине нет ярких световых эффектов. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени.
Такие непритязательные малороссийские мотивы были очень популярны в 70-х годах XIX века. Кавказ». Тем более это относится к серии «гор». Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя.
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Определяется и творческий метод художника. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме».
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Звание давало возможности, но не давало дохода. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Куинджи-пейзажист остается верен себе.
Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. «Чумацкий тракт». В этот момент, на пороге и наступила смерть. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской.
В северной природе царят гармония и покой. Центральное место среди них заняла "Осенняя распутица" (1872). Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Рерих, А. А. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом.
Композиция произведения, драматургия темы разрабатываются достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Друзья не понимали причин, волновались. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника.
В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Его успели удержать. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Они по-детски просты и естественны.
Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Рылов, К. Б. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков.
Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.
Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Здесь он был чувствителен к самым минимальным колебаниям в недойденности и неутомим в своей энергии глубочайших исканий иллюзии, как уже сказано.
Снизошел до обучения Архипа лишь брат великого мариниста. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Так вот, Куинджи не просто показал лучший результат, его дар выходил за пределы, доступные человеческому зрению.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. По глиняному раскисшему косогору ползет тележенка, едва вытаскиваемая клячонкой. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Выставка 1882 года была последней для художника. В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге.
Шесть недель шел чумак за тяжелыми возами своих товарищей-волов. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Луна.
Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Открыл входную дверь.
И ждала. Всё я сидел, смотрел и думал. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников.
Он заканчивает эпоху до полной невозможности продолжать работать в том же роде после него. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Солнце становится в картине главным действующим лицом. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.
Тишина царит над миром. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Глубоко, упорно добивался он совершенства в своей задаче.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Искрится легкая рябь на воде.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. По вечерам начиналось веселье. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко.
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Передний план картины – скалистая гора, на которой растет одинокая сосна, – написан художником так же эскизно и широко.
До всего он доходил собственным умом. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры.
Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Зритель уже бредил степью Куинджи целую неделю и более.
Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Ярошенко негодовал и даже, рисуя Иуду, придал ему черты Архипа Ивановича, потом, правда, стёр. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Своему детищу – Обществу им. Яйла», «Горный склон. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
О том, что произошло, говорили разное. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций.
Сам сильный художник, много учившийся не без успеха (он мог вместе с пушкинским Сальери сказать: «Музыку я разъял, как труп гармонию проверил алгеброй»), Орловский недосыпал, недоедал — как на огне горел — не мог понять, чем Куинджи достигает такой иллюзии света и такого общего тона картины, чем он так могущественно завладевает целою толпою зрителей и заставляет ее самозабвенно неметь от восторга перед его картинами. В 1873г. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. А разве не так нас учит Господь.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования.
Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Моросит. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами.
И это действительно было так – настолько необычной и, в то же время, до крайности правдивой казалась куинджиевская картина с ее темно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». В. М.
Куинджи (изменение фамилии было граничит с ее турецким звучанием, что не упрощало жизнь художника в России) научился смешивать краски и даже создавать собственные оттенки, что вызвало уважение даже у великого мастера. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
И оно пришло, но в следующем столетии. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Остановился. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи.
Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща».
– Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Главное – свет, дарующий покой и надежду. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.
Он продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. и А. М. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. В 1874г.
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Крым» и многое другое. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Крым», «Крым. С Куинджи поехали 12 человек. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре».
В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Я совершенный дурак перед этой картиной.
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4.
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Неужели это художественное впечатление. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор.
Даже нападки делали это имя еще более значительным. «Березовая роща» – идеал природы. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Менделеевым – хорошим знакомым художника. В том же 1873г. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству.
Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского2, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин.
Крамским – идеологом передовых русских художников. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Сын грека-сапожника Куюмджи Архип рано остался сиротой. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Не был принят художниками и «Вечер». В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.
Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Так продолжалось восемь лет.
Богаевский, А. Борисов. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.
Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.
Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как "Вечер на Украине" (1878-1901), "Дубы" (1900-03) и др., но и абсолютно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы ("Лунные пятна на снегу", "Цветник" и др. ). Крым», «Морской берег.
Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Следующая попытка также оказалась напрасной. Она не понята была даже Крамским. В 1894 г. он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в АХ. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща.
Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Берёзовая роща – символ России. Да и сейчас — от чего с ума сходить.
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.
Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Но зрители хлынули бесконечным потоком.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Сюжета. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.
Рериха. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи.
Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Архип Иванович учил живописи Н. К. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи.
Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение.
на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
К несчастью из-за красок, которые оказались химически несовместимы и не выдержали испытания временем, некоторые полотна Архипа Ивановича, можно сказать, умерли. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Но решение было принято. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу.
Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Таков был этот оригинальный человек. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Рассказывают, что однажды Д. И. О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
Академия помогала в этом немногим избранным. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста.
Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Он любил людей не на словах, а на деле.
Три года пребывания в мастерской Айвазовского не прошли бесследно. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста.
Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. – «Хорошо, я её оставляю за собой».
Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Это он объяснял тем, что хотел расстаться со зрителями будучи в полной творческой силе, не дожидаясь, пока его талант и мастерство начнут слабеть. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Но в то время, когда на первом плане стояла «идея», на втором — «содержание» картины, странно было видеть и трудно объяснить, как и почему разглаживались глубокие морщины на многодумных лбах изысканных зрителей, повисшие книзу серьезные углы рта тянулись вверх, в невинную улыбку и они, эти требовательные строгие судьи, забыв все, отдавались наслаждению созерцания — чего же.
Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Главным выразительным средством стала глубинность пространства с помощью уплощения предметов, а поиск новых изобразительных средств со временем привёл к созданию оригинальной декоративной системы. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека.
Моросит дождь. Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке. Начиналось всё нехорошо. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Растворился чернозем «по ступицу» волы едва вытаскивают тяжелый воз с солью своим мерным, тягучим шагом. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Набивалось до 200 человек. Куинджи захотел его сопровождать. Скромный по размеру пейзаж.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Эти люди не выносили масок. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. – «Тысяч пять». За полгода Домиант, ставший в иночестве Дамаскином, навёл порядок и упросил отпустить его в пустыню. Пейзаж стал необратимо темнеть.
Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. получает звание классного художника. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным.
В том числе две с одним названием. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Вот до чего доползла змея клеветы. Днепр.
Мальчик с детства любил рисовать. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Вся культурная Россия знала Куинджи. И взбитая ценность и мираж этого ослепляющего фейерверка — по-тго.
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Это я слилось, спаялось с искусством. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Среди его учеников были Н. К. Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов и повозки на заднем плане сливаются в единый поток. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. На этом заканчивается его юность. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам.
Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей.
Вскоре перед очами великого мариниста появился задумчивый полноватый юноша в соломенной шляпе и панталонах в крупную клетку, сильно вытянутых на коленях. Куинджи же сам объяснял так:. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Русский писатель И. И.
В третий раз Куинджи отправился на экзамены, захватив с собой свою первую самостоятельную картину. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам.
По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой.
Никто не мог понять, что происходит. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Это в высшей степени натура самобытная, с большими крайностями он открывает эпоху. Страдания художника были невыносимы. Особенно много говорили и писали о другой.
Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние.
Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Отныне Вера считалась невестой Архипа. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.
Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». 3. Для современников художника его картины были радостным откровением. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3.
Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Ему ли было до фокусов. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
Ученики любили и уважали Куинджи. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. —А ведь здесь уж несомненно одно — недостатков масса: рисунок слаб Композиция. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.
Нет больше выставок Куинджи. Это усиливало эффект лунного сияния. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. — Замирали в умилении и не отходили.
В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Наконец-то он зашагал тяжелыми шагами к картине (так шагают только вагнеровские герои с большими пиками по сцене).
Пропитав дегтем суровый холст своей домодельной рубахи (от нечисти), он и сам был цветом близок к своей мазнице, висевшей под телегой. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Знают его как решительного заступника за все, в чем он был уверен и, в честности чего он был убежден. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Разве каждый шаг, каждое движение и даже внешность и манеры: этот острый и прямой взор, эта закинутая назад большая львиная голова, эта твердая поступь коротких ног не свидетельствовали все о том же – об уверенной в себе силе его я, о целостности, о натуре, неизменно верной себе. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. 20-21). Безуспешно.
Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Первые строки относятся к тем, кто прячется среди гигантских деревьев сада – к римским легионерам, готовящимся схватить Иисуса Христа. Однако до конца жизни художник поддерживал дружеские отношения со многими передвижниками, часто присутствовал на их заседаниях, а в 1882 году на похоронах В. Г. Перова произнёс от их имени небольшую, но яркую, сильную и искреннюю речь, которую присутствовавшие, по свидетельству М. В. Нестерова, слушали благоговейно.
И характер художника ничуть не изменился. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию».
Эта картина наиболее концентрированно воплотила представления художника о нравственном идеале. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Через год был возвращён обратно.
У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Куинджи не стал затворником. Доходило до того, что завистники шептали, что Куинджи вовсе не художник, а пастух, убивший в Крыму художника и завладевший его картинами.
Для учебы времени не было. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал.
Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. В родном городе это было невозможно.
Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Краски горят на белых стенах хаты. Ах, как живо помню я его за этим процессом.
Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Это был взрыв. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам.
Идет дождик — обложный, хронический. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Он и дал несколько уроков юному греку. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.
Куинджи придавал большое значение живописи на пленэре, но считал, что картина должна создаваться по памяти. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. В 1865 году, в возрасте 24 лет, Куинджи уезжает в Петербург. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме.
Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.