Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов. Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение. Это вдохновенное произведение Древней Руси и сегодня потрясает своим величием. Отдельные виды искусства также были связаны в единую систему, ни один из них не мыслился как самостоятельный. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара.
Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. на стр.
Альбом Виллара, будучи альбомом образцов и техническим руководством для других мастеров, оставался личной записной книжкой, путевым альбомом, где зарисовывалось все, что показалось интересным.
Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Цель искусства, как цель своего сочинения, монах видит в служении и восхвалении бога. Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши. Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г. ) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в. ). Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Считалось, что олифа предохраняет красочное покрытие и подчеркивает выразительность цвета.
Раскрашивание иконы делилось на этапы. Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни.
Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты.
Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. 167, 168). В 1430 годах во Фландрии, которая принадлежала герцогу Бургундскому, появился совершенно новый стиль древней живописи. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж).
Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. В некоторых русских землях иконы писались на ткани, которую покрывали левкасом. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды.
(дошли в оригиналах и копиях). Карл, ставший королем франков в 768 году, придал начинаниям Пипина грандиозный размах. В 800 году идея «возобновления» была политически реализована. Их граждане гордились своими завоеваниями. Чуть позже появился готический стиль.
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков.
По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Стены оратория некогда покрывали изображения Рая. Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль).
Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям.
Раскраска изображений условна. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов.
Пз всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие.
языческого жизнеподобия. По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. Эти образы юны, не лишены чувственности их по-античному задрапированные фигуры располагаются на фоне сказочно красивых пейзажей с дивными животными, птицами, цветами. Это была доступная всем и каждому связь с Богом, ведь многие люди в то время были неграмотными, а значит, не могли читать тексты молитв и вообще любые церковные книги. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль).
На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону. Римское богослужение хранило традиции христианизированной поздней империи, оно должно было принести «варварским» народам плоды некогда разрушенной ими великой цивилизации, заставить их подражать древним искусствам, литературе и, наконец, самому интеллектуальному духу античности. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв.
Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Беглые наброски, кажется, следуют за каждым словом текста. История русской иконописи сохранила мало имен изографов. Он принес славу как братьям, так и их покровителю.
218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Однако, хотел этого или не хотел художник раннего средневековья, он создал не повторение или подражание античным образцам, а нечто вполне своеобразное и самобытное. Средневековье стало началом для возрождения литературы. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил.
Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Так, например, краска на иконах накладывается своеобразными пятнами (по-древнерусски – плавями), художник как будто избегает работы со светотенью, предпочитая обозначать объем всего лишь несколькими светлыми штрихами (оживками или движками). Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Вариантом центрического сооружения является капелла св. Я просто помогаю ей выйти наружу. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла.
Существовали лицевые (иллюстративные) и толковые руководства, содержащие краткое описание предметов изображения и технические рекомендации. В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии.
Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны. Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство. Понимание приходит позже. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. В целых сериях его картин повторяются мотивы стога сена, водяных лилий на поверхности пруда, тополиной аллеей и другие – они запечатлены в разные часы дня, при разной погоде: то окутанные вечерним угасающим светом, то залитые сиянием полуденного солнца, Моне первым изгнал из своей палитры черный цвет, считая, что в природе такого нет и что даже тени в действительности цветные.
к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. В 1430-х гг. Перекрытие, наиболее оригинальная часть гробницы, — один из самых больших монолитов, когда-либо применявшихся в строительстве (его диаметр –10, 5 метров, высота –2, 5 метра). Им отмечены трактаты Альберта Дюрера и Никласа Хиллиарда. Софии в конхе (навершии) апсиды по канону помещено мозаичное изображение Богоматери.
В этой связи, не было удивительно, что имена средневековых мастеров почти неизвестны. Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Эт0 небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне. XV века. Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью. Альбом представляет собой неоценимый источник для изучения готического мастерства.
Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. 1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра. Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля.
Господствовавшей стала базиликальная форма. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Стефана, ок.
Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Их покровителем и заказчиком был выдающийся коллекционер и ценитель произведений искусства той эпохи герцог Жан Беррийский, младший брат французского короля Карла V. Его имя прославила книга, вошедшая в историю под названием "Великолепный часослов герцога Беррийского". Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему.
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Но, если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Художник понимается как наследник божественной мудрости. Он получил название «готика». В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в. ), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика.
Весьма примечательны 165 рисунков пером в так называемой «Утрехтской псалтири», написанной в Реймсе около 820 года. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Далее поверхность доски покрывали специальным составом и затирали до идеальной гладкости. Яркая иллюстрация этого — памятники каролингского искусства. Эта нидерландская живопись в 1-й пол.
Переселяясь (как до, так и после ее падения) на территорию Римской Империи все кочевые «варварские» народы сталкивались с болеевысокимпо своему уровню наследием античной культуры. произведении воссоздавался "божественный прообраз", "архетип". Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте). При его дворе была организована школа, в которой учились дети именитых франков.
Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Именно эти выработанные правила иконописи унаследовала Русь с принятием христианства. Именно этому факту многие приписывают реалистичный, лишенный подчеркнутого аристократизма стиль местного искусства. Бледность ее кожи, которая считалась эталоном красоты в то время, побудила одного современного критика назвать оттенок кожи Готро «трупным». Достигался этот эффект благодаря приему мышьяка.
С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Императорские указы, так называемые ЫЬп сагоПш, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».
Посредством постоянного труда, совершенствования знаний и мастерства художник способен приблизиться к той высшей мудрости и мастерству, которыми человек обладал до грехопадения. Как и в Италии, здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, человек становится высшей ценностью в искусстве.
Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Работа в технике фрески, как правило, не предполагает исправлений и требует быстрого (до высыхания штукатурки) завершения произведения. 1267-1337). Рисунки наглядно передают мир представлений средневекового человека. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок.
Мастерство художника, естественно, воспринимается Теофилом как дар божий. Основное выражение он получил в архитектуре. Но, цель, была не в том, чтобы реставрировать Древний Рим. Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Так, тогда же в кругу немецких и чешских мастеров возникает совсем иной тип станкового портрета— модель изображается не в профиль, а в три четверти.
В 1420-30-е гг. По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом.
Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия). Возникло движение иконоборцев, развернувших острейшую борьбу против идолопоклонства.
Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение. 220). Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо – однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках. Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен.
1370-80, Вена, Музей города). Их могли брать в дорогу купцы, артельщики, меняющие место работы и т. п. Возникла масляная живопись. Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует).
В крестово-купольном храме живопись не могла располагаться произвольно исключительно из эстетических соображений. Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов.
Эта работа могла быть доверена помощникам изографа. Само итальянское слово fresco означает свежий. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Далее работали над "доличным письмом", создавая пейзаж, одежду, повествовательные эпизоды. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. Основным стилем живописи в начале Средневековья в Западной Европе принято считать романский.
Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг», подчеркивалось в императорских указах. Направление в живописи, которое началось с Джотто, подразумевало объемную трактовку пространства как трехмерного и реального.
Но реалистические черты, вроде бы присущие такому типу портрета, не получают дальнейшего развития, поскольку остаются скованными рамками художественного идеала готики, а также феодальными представлениями. Кроме портретов Иоанна Доброго и Рудольфа, все другие произведения, упомянутые в источниках, не сохранились. Понятно, что в такой ситуации именно живопись выполняла не только традиционные эстетические функции, но одновременно просвещала, причем сила веры, христианского знания часто напрямую зависели от яркости и одухотворенности живописных образов. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Основополагающим был принцип подчиненности композиции идее, заложенной в произведение.
Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Благодаря этому колоссальному техническому прорыву спустя годы были созданы величайшие шедевры фресковой живописи, в том числе росписи Сикстинской капеллы в Ватикане кисти Микеланджело.
Там же находились усыпальницы знатных лиц. Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол. Искусство эпохи «варварских» королевств часто противостояло античности по духу, однако в последующие периоды, художники не раз обращались к античному наследию.
Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее. Иным было и понимание красоты. Он получает важную роль в частной и государственной жизни. Марии в Мюльхаузене).
Романский стиль, появившийся вслед за этим, доминировал в искусстве Средневековья на протяжении трех веков подряд. Не менее существен быстрый, стремительный и динамический стиль кратких пояснений Виллара. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест».
Это достигается с помощью ряда художественных приемов. Пройдя путь от манящих, но недосягаемых воспоминаний о величии Античности до новых открытий эпохи Возрождения, она подарила миру множество работ, в большой степени рассказывающих не о становлении живописи, а об исканиях человеческого разума, его осмыслении своего места во Вселенной и взаимосвязи с природой. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием.
Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым. Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв. ), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером. Таким образом, большинство икон – результат творческих поэтапных усилий целого коллектива, артельное произведение, анонимное. Они не имело целью отражать видимую картину окружающего мира. Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. XIV века один из главных художественных центров Франции и вообще Северной Европы— Париж затем с ним начинают соперничать Дижон и Бурж, резиденции королевских братьев, герцогов Бургундского и Беррийского.
В свое время она считалась чудом строительного искусства и вызвала целый ряд подражаний. Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям. В киевском соборе св.
в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи. Ed. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Фрагмент рельефа с изображением богоматери и апостолов из «Вознесения» вырезан в императорской мастерской до 814 года. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне.
Создание картин и фресок не было каким-то развлечением или хобби, у каждого полотна был конкретный заказчик, предъявляющий свои требования к автору.
1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах. От богослужебной реформы Пипина оставался один шаг до идеи «возобновления» христианской Римской империи, провозглашенной при дворе его сына, Карла Великого и связанного с этой идеей короткого, но блестящего периода европейской культуры, получившего название «Каролингский ренессанс». Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). То же самое прослеживалось и в живописи. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Возникла масляная живопись.
Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Мало того, животные, человеческие и фантастические образы сливаются с буквами, обогащают их образную выразительность. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. В искусстве чтилась традиция, оно создавалось по образцам и канонам.
Это был Ян ван Эйк. В 7 – 8 вв. Характерно, что с натуры художники не писали. Так, на одной из стен большого зала дворца в Ингсдьсгейме были изображены сцены, представляющие смерть действительных и легендарных героев древности: Кира, Нина, Фалариса, Рема, Ганнибала и Александра Македонского.
Однако в иконописи используется принцип обратной перспективы1. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой.
Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток. Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св. Мастер-изограф писал лики, кисти рук, стопы ног.
Их постройки были украшены росписями и мозаиками. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Михаила в Фульде (илл. Но к концу XIII века положение начинает меняться.
Их принято обозначать обычно как Мастер 2 и Мастер 3. Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье). В 1420-30-е гг. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана.
Но это не так. 1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр). Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. 171, рис- на стр.
С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды. Он обнаруживает четкость и правдивую беспристрастность, которая станет программным принципом всего портрета Северной Европы. Состав этот, содержащий мел и рыбий клей, назывался левкас.
Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха).
Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир. Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Я нарисовал эти окна, так как они мне понравились больше других. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок.
Такое нововведение было вызвано увеличением численности клира, находившегося во время богослужения в восточной части церкви и ростом его значения, а также соображениями символического порядка. Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Например, голубь был символом Святого Духа, рыба — символом Христа.
К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. Труд Теофила показывает, насколько высоко ценилась в 12 веке деятельность художника. Во 2-й пол. В окне маленького домика можно разглядеть отдернутую занавеску, в храме — слегка приоткрытую дверь.
Наконец, посвятительные листы из написанных в Туре рукописей, так называемой первой «Библии Карла Лысого», 843—851 годов и «Евангелия Лотаря» 849—851 годов, дают представление об изысканной роскоши двора внуков Карла Великого. Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. у ван Эйка и Робера Кампена на основе реалистических тенденций франко-фламандской миниатюры начала XV века и бургундской скульптуре того же периода складывается новый тип реалистической картины. Он видит прямую связь работы художника с семью дарами святого духа, а проблему святых даров понимает практически.
Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами. Стефана. Женщина на портрете — известная парижская светская красавица Виржини Готро.
Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). XV века9.
худ., ок.
Иконы, воспроизводимые таким образом (это не вполне копии, скорее тщательные повторения), назывались изводами. Фигура Богоматери украшала навершие (конху) алтаря – дома Бога.
Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ). Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике.
Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». Аахенская капелла (илл.
Хотя книга Теофила и альбом Виллара де Оннекура абсолютно различны по традиции, характеру и уровню образованности авторов, возникает непреодолимый соблазн сравнить сочинения между собой. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья.
Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Характерным видоммонументальной живописи на Руси стала фреска2.
Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Основными тенденциями, по которым сразу можно отличить романский стиль, были узкие окна в зданиях, старинная фреска и витражи – яркие пятна на темных стенах. Также Готро подкрашивала волосы хной для большего контраста. В течение целого века (VII-IX вв. ) в Византии было запрещено изображать Бога и святых в человеческом облике, заменив знакомые образы символическими орнаментами и фигурами.
В итоге Сарджент переписал эту деталь платья, подняв ее на плечо. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. «Портрет мадам Х», который выставлен в музее Метрополитен, считается иконой стиля благодаря простой черной одежде изображенной на нем дамы, ее статной фигуре и надменному выражению лица. Цвета стали значительно более насыщенными и яркими.
bу Dodwell С. В. London, 1961. Он принес славу как братьям, так и их покровителю. илл. Трактовка фигур примитивна.
Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. Эта нидерландская живопись в 1-й пол.
Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. «Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными.
XV века станет решающим фактором развития стран Северной Европы, найдя отклик в германских, бургундских и французских центрах. Главное различие состояло в том, что индивидуальное, неповторимое в человеке менее всего находило отражение в его в образе. От византийской живописи итальянский проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного иногда даже на бытовом уровне восприятия действительности (тщательный акцент кисти художника в изображении средневековых костюмов и мелких бытовых деталей в своих картинах и фресках). Такие иконы были легки и удобны в путешествиях.
Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».
Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. «), окруженный более низким (диаметром 29. и) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Среди знаменитых работ художника Мадонна канцлера Ролена, Портрет четы Арнольфини.
Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок. Она была простой, тяжелой и очень прочной. В миниатюрах портреты имели донаторский характер, а также включались в какую-либо светскую сцену.
Так, например, движение умирающего св. Управление новой империей началось после коронования в Риме. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)10. Само итальянское слово "fresco" означает "свежий". Художественное убранство храма подчинялось строгой логике. 169).
Рукопись написана просто, ясно, хорошей латынью, а подробные рассуждения Теофила о назначении и цели искусств обнаруживают знакомство с основными направлениями философской мысли эпохи. Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг. Иконописец писал не с натуры, а по образцу – прописи (см.
Многое роднит их друг с другом, каждый достаточно типичен для своего времени. Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями. Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений.
Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. XV века. Образцы-эталоны передавались от мастера к мастеру из поколения в поколение.
Фото картины Чимабуэ «Богоматерь на троне в окружении ангелов»В истории европейского искусства живописи Джотто всегда считался первым, кто принес в живопись черты реализма. Во Фландрии были изобретены масляные краски.
Почти везде фоном служат строения времен античности. статью в разделе История искусства). За один сеанс расписывался красками лишь тот участок стены, который мастер успевал заполнить по еще не подсохшей штукатурке.
Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Но распространены они были и в других странах и в другие периоды.
Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация. Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала. И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч.
Сарджент для подчеркивания необычной красоты Готро изобразил ее в черном платье, одна из бретелек которого кокетливо упала на плечо. См. : Введение Додуэлла, с. XXIII-XLIV. ). Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона.
В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры.
Но он использует выразительный контур и тонкую проработку деталей лица, что передает сходство без идеализации— которая была так свойственна итальянским образцам. Так, в рукописи «Геллонского сакраментария» распятие служит буквой «Т» фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I». Так, средневековый собор был образным выражением земной и небесной иерархии и символизировал строение мира.
Однако к 1416 году, когда след Лимбургов теряется, он остался незавершенным, но и те двенадцать миниатюр, которые мастера успели написать, характеризуют и их талант и все особенности жанра. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св.
В начале XIII века церковные алтари украсил запрестольный образ, на фоне которого велись богослужения. И если писать темперой и создавать фрески надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать слой за слоем, добиваясь удивительных живописных эффектов. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому.
Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. Наиболее характерной ее особенностью явился выполненный с необычайным каллиграфическим мастерством сложный геометрический узор, в котором христианские мотивы переплелись с разновидностью кельтского орнамента, получившего название «звериного стиля». Речь идет об изобретении масляных красок.