Оснащение урока – Мультимедийная презентация, аудиозаписи произведений композиторов-романтиков, портреты композиторов и репродукции художников эпохи романтизма. Презентация «Романтизм в европейском изобразительном искусстве» содержит большое количество иллюстраций, знакомящих с творчеством выдающихся художников-романтиков Франции, Испании, Германии, Англии.
До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим. В литературном творчестве конца20-30-х годов романтизм сохранил прежние позиции. получил первые уроки рисования. Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Почти всю ее композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века.
С 1791 года Тернер был художником-сценографом в «Пантеон Опере», а также давал уроки живописи. И. К. Айвазовский. Вот таким образом в образ Гамлета Мочалов не случайно привнес столько энергии и силы. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». Позднее в декабристских изданиях «Мнемозина» и «Полярная звезда» Рылеев, Кюхельбекер и А. Бестужев, выступая по вопросам русского театрального искусства изложили новое, демократичное понимание его задач как искусства прежде всего национального и гражданского.
В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. йенского кружка, в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма появление после 1805 швабской школы литературного романтизма публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-1830 гг.
Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"). Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Второй итальянский период жизни К. П. Именно вот таким образом «Полярная звезда» так восторженно приветствовала появление комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования и философские доктрины и путевые заметки. Так, герой повести «Измаил-бей» отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.
Картина «Нарцисс», написанная Брюлловым в 1819 году, обратила на себя внимание его современников. Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. В возрасте десяти лет он поступил в Академию художеств.
Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды.
Монах на берегу моря. С таким же вниманием он относился к созданию портретного грима. Зрителей привлекал трагический пафос его дарования.
К произведению Шаховского близки по духу были пьесы Н. В. Кукольника. Романтики были настроены критически также к истории. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
Излюбленный тип романтического пейзажа — затянутое темными тучами небо, сквозь которое пробивается лунный свет или мрачное бушующее море, где все напоминает о неустойчивости человеческой жизни. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо – в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту.
Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева «Войнаровский», «Наливайко», его «Думы», повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее-«Песнь про купца Калашникова» и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», – прежде всего идеях свободы. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно.
В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели началаXIXвека. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Русская романтическая поэзия выявила довольно широкий спектр «образов автора», то сближающихся, то, наоборот, полемизирующих и контрастирующих друг с другом.
В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. Ю. Лермонтова. Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса.
2. Впоследствии участие художника в таких выставках стало регулярным. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки.
Стиль художника отличался рельефной фактурой. Лувр. Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе.
Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали. Однако трактовка сюжета содержит явные черты классицизма. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме.
Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Русский музей. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев. Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833).
Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Третьяковская галерея. Их творчество носит отпечаток того своеобразного идейного кризиса после разгрома восстания декабристов, который переживало общественное сознание этих лет, когда измена прежним прогрессивным убеждениям, тенденции своекорыстия, обывательской «умеренности» и осторожности обнаружились особенно явственно. Образ его исполнен таинственности.
До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Париж. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. «Я невольно отдаю преимущество тому, что колеблет душу, что ее возвышает, что трогает сердце», 5-писал А. Бестужев Пушкину в марте1825года, касаясь содержания пьес. Впечатления, полученные по пути туда, стали основой для картины «Мол в Кале».
Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т. п. Это был самый плодотворный период его творчества: жанровые композиции, портреты и живописный шедевр «Последний день Помпеи» принесли художнику европейскую известность. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: – картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), – портреты («Семья короля Карла IV», 1800), – росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), – картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. Есть место также некоторым неоготическим тенденциям романтики видели свое искусство в ряду: готика – барокко – романтизм.
С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Приложение 2). Предшественник импрессионистов. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» —впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.
Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне: «Я знал одной лишь думы власть, -признается он перед смертью, — Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника.
Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. «Дедушка русского флота» (1837), пьеса верноподданнического духа из эпохи ПетраI, за которую Полевому царем был пожалован перстень. Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком. Немецкий художник.
Связь индивидуума и целого распалась. Государственный музей, Берлин Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. 1850 год.
Его родители умерли, когда он был совсем юным. И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), портреты («Семья короля Карла IV», 1800), росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок.
В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Герой романтической эпохи: портретная живопись.
В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. Первая картина, которую он выставил изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте").
Такой неоготики немало в славянских странах. Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Его родители умерли, когда он был совсем юным. Не менее значительна музыка того времени: вокал инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара. X. Хант).
От портрета веет озаренностью вдохновения. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.
Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. Глава французского романтизма.
Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы.
Однако после событий14декабря 1825года В. А. Каратыгин отдаляется от литературных кругов, сосредоточив свои интересы на театральной деятельности. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В. А. Жуковский). Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Но сколько – вдохновили.
Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Новаторское творчество позднего периода оценивалось публикой неоднозначно. С. Ф. Щедрин. Некоторые из созданных Каратыгином сценических образов импонировали будущим участникам событий14декабря1825года социальной направленностью— это образ мыслителя Гамлета («Гамлет» Шекспира), мятежного Дона Педро («Инесса де Кастро» де Ламотта) и др. Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия.
Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. 1808—1809 гг.
Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Его наиболее удачные работы – "Гибель "Надежды" во льдах", "Монастырское кладбище под снегом", "Месса в готической руине", "Закат на море" и др. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Убыстренность развития наложила свою печать и на более зрелую стадию русского романтизма.
В 1835г. Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. В этом плане значительны стихотворения «Новгороду» и «Последний сын вольности», в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов—новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков. Над ними — небо в линиях облаков.
Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Работы некоторых художников отличались возбужденностью. Оригинально колористическое и композиционное решение картины. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. Родился 5 сентября 1774г.
В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. Смогут ли устоять люди. Брюллов принимает участие в живописном оформлении Исаакиевского собора. Портрет Н. В. Кукольника. Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер.
Уильям Тёрнер Уильям Тернер (Joseph Mallord William Turner) 1775-1851. В 1790г. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры – так она притягательна. Художник скончался в бедности 7 мая 1840г. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств.
Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека. Они критиковали общество, в котором духовное принесено в жертву материальному. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара.
Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Опираясь на Евангелие от Луки, он по-своему рассказал о том, как Деве Марии был послан огненный ангел.
При этом он больше всего стремился к внешней исторической правдоподобности. Талантливым драматургом декабристского направления был и П. А. Катенин, участник тайных обществ, драматург, переводчик, тонкий знаток и любитель театра, воспитатель ряда выдающихся русских актеров. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Вместе с тем, верный духу романтической школы, художник, пренебрегая повседневностью изображает людей в особые моменты их жизни, в минуты сильного духовного напряжения или порыва, что позволяет выявить высокие эмоциональные начала натуры- героическое или мечтательное, вдохновенное или энергическое- и создать «драматическую биографию» того или иного лица.
Многое из достижений романтизма унаследовал реализм XIX в. – склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие «субъективного человека». Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. С 1794-1798г.
Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий. протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Все реже его узнавали в толпе на Невском в черном романтическом платье, в цилиндре и с тростью в руках. С 1843 по 1847 год К. П. Об архитектуре романтизма и говорить не принято. Томас Молтон – первый учитель Уильяма в искусстве живописи. Это такие пьесы, как «Иголкин» (1835), где изображается подвиг купца Иголкина, пожертвовавшего жизнью, чтобы защитить честь своего государя-ПетраI. Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. И хотя он отражает жизнь достаточно точно искусство Фридриха не реалистично. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона.
«Девятый вал». Что объединило все это в одно течение – романтизм.
Чем так покорил зрителей талантливый мастер. Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. Жуковского, сестер Шишмаревых, А. Н.
В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. Подобным финалом автор еще раз подчеркивал справедливость и милосердие царской власти. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Его родители умерли, когда он был совсем юным.
Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них-осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Добравшись до царя, девушка вымолила у него прощение отцу. Смогут ли устоять люди. В Петербурге художник создал неповторимую галерею портретов своих современников: Н. В.
Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». В 1790 г. получил первые уроки рисования. В 1802 году Тернер становится членом Королевской академии художеств.
Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Менье). 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты.
Решалась эта идея тоже в духе романтизма изображением массовой народной сцены (а не героя в окружении второстепенных персонажей, как это требовалось классицистической традицией), причем отношение к стихийному бедствию выражено через чувство, психологию отдельных людей. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Художник подготовил эскизы росписей аттика под барабаном главного купола и парусов барабана, роспись плафона «Богоматерь во славе». Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. И Кипренский превосходно справился с нею.
Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Картина полна трагизма, мрачного пафоса. Плот и оплот романтизма.
Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799—1852). Большую известность имели картины Тернера, посвященные войнам при Наполеоне («Поле Ватерлоо», «Трафальгарская битва»). Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж.
Для них народный характер—это характер героический, национально-самобытный. Уже в одном из первых литературных кружков, связанных с «Союзом Благоденствия», -«Зеленой лампе»-театральные вопросы становятся одним из постоянных предметов обсуждения. Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Где люди вольны как орлы. ». 3Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и «мятежной жизни», к которой он так отчаянно стремился.
Классицизм – это система, а романтизм – нет. Жизнь – поток, жизнь – игра, в которой кому – то повезет, а кому – то нет. Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824). Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. в котором видели царство добра искренности, порядочности. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией.
Начало века для Тернера было ознаменовано работой над панорамой «Битва на Ниле», посвященной войне с французами и картиной «Пятая египетская казнь». Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует». Британский художник.
Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Франциско Гойя Гойя Франсиско Хосе де – испанский художник, гравер. Даниловой) базовый уровень.
Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. По развалинам баррикады, только что отбитой у правительственных войск, прямо по телам убитых грозно и стремительно движутся повстанцы. Карл Брюллов Выдающийся русский художник.
У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А. С. Пушкин). Ему принадлежат также многочисленные рисунки на темы сказок и народных песен, сделанные в суховатой манере. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Как известно, этот способный публицист после запрещения властями его журнала «Московский телеграф» и долгих мытарств сделался сотрудником Ф. Булгарина. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля.
Это примерная схема, т. к. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Романтизм по прямой ничего не делит. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А. Радклиф, Ч. Мэтьюрин, в «драме рока» или «трагедии рока», – З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.
XIX вв. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события1812года. С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836).
Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Эжен Делакруа Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (фр. Романтики укоряли своих предшественников в "холодной рассудительности" и отсутствии "движения жизни". Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком. Блехен по своей тематике— художник-пейзажист. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени.
Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности.
Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. 1806 г. Национальная галерея, Лондон.
Романтизм (фр. romantisme)— явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 века— первой половины 19 века. Излюбленным способом преподносить эти моральные сентенции были огромные монологи, которые по любому поводу произносили персонажи пьес Кукольника и в частности его наиболее известной трагедии «Рука Всевышнего Отечество спасла». Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира. Для романтизма характерен синтез родов и жанров их взаимопроникновение. «Вид в Сорренто».
С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен.
Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание «народной души» у них было различным. Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок.
И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833). Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840). Карл Эдуард Фердинанд Блехен (29 июля 1798, Котбус — 23 июля 1840, Берлин) Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке. Писал Катенин и собственные драматические произведения.
Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. На картине изображён странник – сам художник, стоящий на тёмной, крутой скале. Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме".
Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский).
Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 — 1815), период зрелости (1816 — 1825) и период его послеоктябрьского развития. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей.
Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия— повышенной эмоциональностью, «пылом страстей», высоким лирическим пафосом, любовью как «страстью сильнейшей»-они несут в себе приметы времени— скепсис, разочарование. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Её развитие на сопровождалось, по их наблюдению, ростом духовной свободы. К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». Одним из лучших творенийКипренского является портрет А. С. Пушкина (1827) (См.
Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их. Франсиско Гойя. 1814). В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. А. Бестужев, отрицательно оценивавший состояние русского театра того периода, выделял «сильную игру Каратыгина». Темы многих пьес Кукольника также брались из русской истории. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального.
Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. Вот таким образом в произведениях мастеров, даже наиболее типичных для этого направления, таких, как Б. Орловский, Ф. Толстой, С. Щедрин, О. Кипренский, ясно ощущается влияние разных художественных направлений. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Он работал над исторической композицией «Осада Пскова войсками Стефана Батория», к сожалению, так и оставшейся незавершенной.
Они изображали различные «игры» воображения, которое, по их мнению, было способно увести от «тусклой реальности». С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников. Тема борьбы за независимость Родины-одна из излюбленных тем лермонтовского творчества-особенно ярко освещается она в «кавказском цикле». Отсюда культ в романтизме «естественного состояния», уход в доисторическое прошлое в жизни народов, когда действовали законы природы, а не искусственные установления испорченной цивилизации. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы. Его основные черты – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.
Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной. Так, нет здесь произведений, подобных, например, «Думам» Рылеева или пушкинской «Вольности». Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков.
Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Самойловой с Амалией Пачини и ряд других. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Так, романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости.
В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. Революция перевернула пирамиду общества, новое еще не было создано, вот таким образом у отдельного человека возникло чувство одиночества. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств.
1814). Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов-дикая величественная природа его противопоставлялась «неволе душных городов», «жилище вольности святой»— «стране рабов, стране господ» николаевской России. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым.
Над реалистически изображенными фигурами участников революционной борьбы, бедных, в основном молодых людей, воодушевленных борьбой, парит великолепная женщина, напоминающая "гениев" Веронезе. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Интерес декабристов к театру был тесно связан с их политической деятельностью. Это было подмечено и наиболее наблюдательными современниками. Свобода на баррикадах. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.
В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. В1840году Полевым была закончена его самая известная драма «Параша-Сибирячка», в которой рассказывается о самоотверженной девушке, отправившейся из Сибири в Петербург хлопотать за сосланного отца.
Эти же чувства владеют героем поэмы «Мцыри». Эта картина — больше, чем просто пейзаж. В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл).
К. П. Брюллов. Белинский считал его актером «назначенным исключительно для ролей пламенных и исступленных», а не глубоких, сосредоточенных, меланхолических. Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце, - писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский художник и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. В 1787 году художник создает свою первую акварельную работу. Особо плодовитым и не лишенным дарования драматургом этого направления был Н. А. Полевой.
Струговщикова, Ю. П. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения байронического героя изображённого на переднем плане. Где в тучах прячутся скалы. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Блехен по своей тематике — художник-пейзажист.
Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Но всегда «образ автора» — это такая конденсация эмоций, настроений, мыслей или бытовых и биографических деталей (в лирическое произведение как бы попадают «обрывки» авторской линии отчуждения, более полно представленной в поэме), которая вытекает из оппозиции окружению. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни.
В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. Дипломной работой художника стала картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», которая принесла ему не только аттестат I степени Академии художеств, но и большую золотую медаль. в Грейфсвальде в семье мыловара.
Продолжал работать художник и в Швейцарии, которую он посетил вскоре. В лучшем творении Мочалова проявились слабые и сильные стороны его исполнительской манеры. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). К. Д. Фридрих. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала.
Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». Кукольника, В. А. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Франсиско Гойя. Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла.
Французские рыбаки выходят в море прибывает английское пассажирское судно». Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. 1830 год. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель.
Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей. Он коренится в национальных традициях народа.
Существовало и другое толкование этого термина. Просветительская программа «Союза Благоденствия», побуждавшая его членов к участию в литературных обществах и кружках, с помощью которых можно было бы воздействовать на мировоззрение широких кругов дворянства, привлекала их внимание и к театру.
В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. Блехен по своей тематике — художник-пейзажист. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. в Дрездене. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру.
Эти принципы применимы и к живописи. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали «тихую чувствительность» как выражение «томно-горестного сердца», романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти.
1814 г. Прадо, Мадрид Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Брюллова короткий – около трех лет. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский художник, гравер. кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. У нее в руках знамя, лицо вдохновенно.
Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым.
Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. И это не случайно. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века».
С 1820-х гг. В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
Тому и другому были присущи общие Основные черты. Вечно сомневающийся, недоверчивый, остро чувствующий трагический разлад мечты и действительности, — настоящий романтический герой. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах. В некоторых странах влияние романтизма прекратилось уже к 1820-м гг., а к середине XIX в. он стал лишь воспоминанием о недавнем прошлом.
Известная статья Пушкина «Мои замечания о русском театре» сформировалась в итоге театральных споров в «Зеленой лампе». 1826 год. В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Одно из главных произведений Жерико – картина "Плот Медузы". Фридрих стремился передать стихийную мощь природы. А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо.
Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Сочувствие передовым идеям сблизило молодое поколение семьи Каратыгиных с прогрессивно настроенными литераторами. Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.
Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо – римской античности. – Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Принципы активного романтизма находят в русском изобразительном искусстве иное выражение. В своем творчестве он стремился к созданию образа героической личности. Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Его трагедии «Ариадна» и особенно «Андромаха» были исполнены вольнолюбивого и гражданского духа.
Парижский гамен неистово размахивает пистолетами. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Романтики не были социально пассивными. В 1851году художника избрали в городской совет Парижа.