Художественный реализм, реализм в искусстве, представители реализма, картины реализм, художники реалисты, реализм, картины в стиле реализм, черты реализм, реализм 19, реализм и романтизм века, критический реализм. Жанры пейзаж, портрет и натюрморт, в стиле реализма, пользуются большим успехом на выставках картин художников-профессионалов, мастеров масляной живописи. Еще одним активным борцом за реализм во французском искусстве был известный художник Густав Курбе (1819–1877). Благодаря многим художникам-передвижникам реализм в России проявился в бытовом и историческом жанре, портрете и пейзажной живописи.
Однако просвещение и романтизм так сильно повлияли на реализм, что все писатели, поэты, художники того времени продолжали верить, что добро победит зло, в какие бы рамки, уловия и обстоятельства оно ни было заключено. Художники жанра «социальный реализм» описывали сцены из жизни американцев, во время великой депрессии и концентрировался на рядовых вопросах и сложностях повседневности.
Буржуа таковы. В пейзажах Нарсиса Виржиля Диаза де ла Пенья (1807- 1876) испанца по происхождению искусно передано солнечное освещение, лучи солнца, проникающие сквозь листву и дробящиеся на траве ("Осень в Фонтенбло", 1872). Репина, 1870-1873. Он обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства., «Деревья среди болота», «Пруд в лесной чаще», «Утро», «Вечер», «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса», «Пейзаж с мальчиком в белой рубашке». Тем самым в заглавии он подчеркнул, что центральная фигура или по его шутливому выражению первая персона, которая предала содержание эпохи, – царь Борис. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).
каждая поставленная точка разом меняет композицию». Так, Теодор Руссо (1812- 1867) тяготеет к подчеркиванию вечного в природе. В то же время он не скрывает трагических сторон действительности.
Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Нужно заметить, что Домье создавал не только литографии. В его альбомах сохранилось множество зарисовок. Это изображения скал и ручьев родного Франш-Конте, моря у Трувилля ("Ручей в тени", 1867 "Волна", 1870), в которых все построено на градациях прозрачных тонов.
Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность. И художник преодолевает скептическое отношение к миру.
Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Самое знаменитое творение Курбе – "Похороны в Орнане" (1849) завершает поиски художником монументальной картины на современный сюжет. Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»).
На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. Недаром в одном из писем 1962 г. Милле отметил: ««Человек с мотыгой» принесет мне критику многих людей, которые не любят, когда их занимают делами не их круга, когда их беспокоят». Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова». В русском портрете революционных лет эта действительность воплощается как напряженная, драматическая сила, сообщающая экспрессию таким произведениям, как автопортрет М. А. Врубеля (1904, Москва, ГТГ), Человек в очках (1905-1906, Москва, ГТГ) М. В. Добужинского. В середине XV века Боттичелли черпал вдохновение в современных ему произведениях, писаниях Данте (он был первым иллюстратором божественной комедии) и Боккаччо, религиозные события у Боттичелли пронизаны волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастают рамки придворной культуры двора Медичи и отражают противоречия того времени. Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество.
Эти художники создали глубоко реалистическое искусство. В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы. Показательно предисловие, написанное автором к каталогу этой своеобразной выставки.
Господин Курбе пишет буржуа". Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения. Собственно, барбизонцы – это понятие не столько географическое, сколько историко-художественное.
Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком),, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени.
Жанровая живопись в России существовала издавна, но настоящего развития она достигла в 19 веке, в период расцвета реализма. Дуниковский), латышские (Т. Иванова (В дороге. Любимым же эффектом Домье является контражур, при котором на светлом фоне затемняется первый план («Перед купанием», ок. Венецианова, пейзажам С. Ф.
Репиным и В. И. Клод Моне «Впечатление. В 1840 г. Курбе из Франш-Конте перебирается в Париж, чтобы (как бальзаковский Растиньяк) "завоевать его". Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. Подлинным основоположником стиля высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве реализма. Таковы картины С. А.
В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие. Домье создает серии "Прекрасные дни жизни", "Синие чулки", "Представители правосудия", высмеивает фальшь академического искусства, удачно пародирует античные мифы ("Древняя история"). В его гравюрах – образы крестьян, горожан, рыцарей.
он работает также в живописи и акварели, но для его ранних живописных работ («Гравер», 1830-1834 автопортрет, 1830-1831) характерно отсутствие выработанной манеры порой их бывает трудно отличить от произведений других художников. Успех пришел к художнику в начале 1840-х благодаря портретным работам («Автопортрет», 1841 «Мадемуазель Оно», 1841 «Арман Оно», 1843 «Делез», 1845).
Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина.
Несмотря на кажущуюся статичность композиции, образ женщины полон внутреннего движения: создается впечатление, что ее рука, держащая иглу, делет все новые и новые стежки, а грудь ритмично вздымается. Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека. Иллюстративная графика этого времени представлена творчеством Гюстава Доре (1832-1883), создателя мрачных фантазий в композиционных циклах к Библии, "Потерянному раю" Мильтона и пр. Народное сознание должно быть оптимистично. Замысел был осуществлён.
Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела. приезжали многие французские художники для изучения натуры. Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека.
Так возникает карикатура на заседание депутатов парламента Июльской монархии "Законодательное чрево" (1843): сборище немощных стариков, равнодушных ко всему, кроме своего честолюбия, тупо самодовольных и чванливых. Для этого они избегали симметричных изображений. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру.
С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»). В Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник».
Его картина «В комнатах усадьбы художника «Захаревичи» привлекает любовным изображением мелочей, наполняющих жилые комнаты, верностью некоторых цветовых и пространственных соотношений. Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок. Все персонажи изображены именно так, как они выглядели на самом деле. Родился в Париже в 1796 г. Был учеником А. Мишаллона и Ж. В. Бертена — художников-академистов.
Из серии Картины-обманки, 1963. Практически все люди, реально проживающие в одном из домов на улице Транснонен (в том числе дети и старики), были убиты за то, что кто-то из рабочих осмелился выстрелить в полицейского. Сурикова) (Приложение 2) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина).
Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Картина "четыре сцены из жизни св. При работе на холсте художник часто прибегает к крупному плану изображая самые необходимые предметы и лишь намечая детали интерьера.
Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Художник обращается к темам труда и нищеты.
Домье стал заниматься литографией и приобрел известность среди издателей гравюр. В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин. Образы их индивидуальны. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу).
Но в картинах Руссо ("Дубы Апремонта", 1852) есть чрезмерная детализация, несколько однообразный колорит, в отличие, например, от Жюля Дюпре (1811-1889), который писал широко и смело, любил светотеневые контрасты и с их помощью создавал напряжение, передавал тревожное ощущение и световые эффекты. Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве. От его характера и действий зависела историческое развитие. Наиболее удавались ему характеристики разговаривающих людей, причем жест, поворот фигуры, выражение лица сразу позволяли зрителю ощутить тон разговора, особенность встречи. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. работает Поль Гаварни (1804-1866) избравший для себя лишь один аспект тематики Домье: это карикатура нравов, но и быт артистической богемы, веселье студенческих карнавалов на левом берегу Сены в Латинском квартале.
Первая же их выставка, открытая в 1871 году имела огромный успех у публики, она демонстрировала отображение реальной жизни простого русского народа, находящегося в ужасных условиях нищеты и угнетения. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Постепенно сложилась жесткая программа социалистического реализма, основанная на прославлении, воспевании революционной борьбы народа и его вождей, советского строя жизни, социалистического строительства и трудового энтузиазма. Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков. Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности.
В конце 1820-х гг. Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. В картине как бы соединились два настроения: сумрачная торжественность, соответствующая моменту и жизненная обыденность.
Пущенный в действие, он некоторое время продолжал работать, а затем, сам собой развалился. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере. Реализм (от лат. 1484 г., обе – Флоренция, галерея Уффици). Искусственно противопоставляя Иуду всему собранию как изгоя и злодея.
В этом отношении характерны такие произведения, как «Колокольня в Аржантёе», где нежная зелень окружающей природы и влажность воздуха очень тонко, но в то же время с большой достоверностью передают прелесть весны, «Воз сена», в котором ощутим радостный трепет жизни. Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. Многие из них работали в светском порт ре те, продолжая линию Винтерхальтера (Бонна, Каролюс-Дюран). На стенах контаты Станцы делла Сеньятура (комната печати) размещены композиции "Диспут, Умеренность и Сила", "Афинская школа", "Парнас" и "Мудрость".
Систо в Пьяченце. Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей ("Пословицы", Берлин, государственный музей). М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева). Столь же высока сила воздействия и в произведениях, раскрывающих роль рабочих в борьбе с угнетателями: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Буржуа таковы. Данное направление отражало в мире искусства острые социальные проблемы, давало оценку различным явлениям в жизни общества того времени.
В XV-XVI веках создается передовое реалистическое искусство. Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным. Зиновия, воскресившего ребенка и кончина святого. Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. Через три года Коро возвращается в Париж, где его ждут и первые успехи и первые неудачи.
Министр Гизо провозглашает лозунг «Обогащайтесь. ». Архипова, Н. А. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. Основоположниками реализма в литературе были А. С.
В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее. Одна из них называется "Ателье" (1855 см. Так, например, в 1840-х гг.
Первые его работы, созданные для продажи, были выполнены в манере А. Ватто и Ф. Буше, называемой maniere fleurie, что означает «цветистая манера». Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Черты возвышенной поэтичности, утонченности и аристократической изысканности, присущие Флоренции XV века, во времена правления Лоренцо Медичи, находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510). Гармонично уравновешенные крупные зоны светлых тонов цвета, четкая линейная и воздушная перспектива сообщают редкую ясность лирическому замыслу его парижских пейзажей, а также неаполитанских видов, которые художник пишет в 1908-1911 годах. Он проучился в ней с 1837 по 1838 г. Одновременно с занятиями в мастерской Милле посещал Лувр, где изучал знаменитые полотна из которых наиболее сильно его поразили работы Микеланджело.
Обычный бытовой мотив у Домье приобретает почти героические черты. Щедрина. Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства. Абсолютно противоположное настроение наблюдается в программной композиции Милле «Человек с мотыгой», выставленной в Салоне 1863 г. То, что это произведение стоит особняком от всего, что уже было написано, осознавал и сам автор.
В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. 1485 г. ) и "Рождение Венеры" (ок. Эта роспись в настоящем своем виде представляющая руину была выполнена между (1495-1497). Позднее наблюдается оттачивание стиля, разработка определенных тем.
Восход солнца» («Impression, soleil levant»). Художник рисует множество антимилитаристских сатир («Мир проглатывает шпагу» и др. ). Женщина выглядит отрешенной от всех забот. Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. Левитана, И. И.
По большей части интересы их авторов обращены к допетровской Руси, самобытному и красочному боярскому быту (В. В 1508 Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II. «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков. Такие требования, положенные в основу деятельности союзов художников, определяли круг сюжетно-тематических композиций, типизированных портретов, тематических пейзажей-картин и т. д. Даниэль Сперри Венгерская трапеза или Ресторан галереи J, Париж.
Саврасова, А. И. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка.
Восход солнца» (1872). Но впоследствии замысел изменился и образы приобретают явно портретные черты. Во Франции в XVIII стол. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Эстет Теофиль Готье патетически восклицал: "Одни пьяные пылающие рожи. В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие).
Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой (Как закалялась сталь). Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Искусство соцреализма – воплотительное в силу того, что оно должно сказку сделать былью. В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П.
Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. В ней художник представил себя в мастерской за писанием пейзажа, рядом в центре композиции поставил обнаженную модель, наполнил интерьер любопытствующей публикой и изобразил своих друзей среди почитателей и праздных зрителей (крайний справа – поэт Шарль Бодлер). Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким.
Во Франции критический реализм сложится в 1840-1850-х гг., в России – в 1860-х. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. Касаткин, С. В. Иванов.
Энгельс, "Диалектика природы"). Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. Подобный эффект можно увидеть в таких полотнах, как «Выход из школы» (ок.
Он писал жанровые сцены, портреshyты, пейзажи, натюрморты, умея оттенками красок и характером мазков передать силу и крепость человеческой фигуры, разнообразную поверхность земли, пенящийся гребень морской волны. Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма. С этого времени начинается зрелый период творчества Милле (Салон 1848 г. – картина Милле на крестьянскую тему "Веятель"). Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины. Приглушенная цветовая гамма составлена из мягко сгармонированных красновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонов.
Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. Кроме «Дробильщиков камней», художник выставил в Салоне полотна «Похороны в Орнане» (1849) и «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» (1854).
Он сам говорил о том, что слышит голоса деревьев и понимает их. Социально-критический подход к современной жизни особенно отчетливо сказался на живописи и графике В. Г. Перова. В центре стоит народный генотип – он носитель здоровья. Герои настолько близко придвинуты к раме, что видна лишь часть фигур. Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж.
Творчество передвижников 1870 – 1880-х годов питалось теми же идеями, что и русская демократическая литература того времени. Прекрасный знаток леса, художник очень точно передает строение, породу, масштабы каждого дерева («Лес Фонтенбло», 1848-1850 «Дубы в Агремоне», 1852). для монастыря св.
Надпись на первой могильной плите гласит: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем — «Погибшие у Седана 1870 г». Однако Курбе не останавливается на достигнутом. Это произведение, в которое Домье вложил всю любовь и веру в непобедимость своего народа, является как бы духовным завещанием художника.
Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам. На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. Отражение мира становится непосредственным, реальным.
Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Однако, несмотря на новым принцип письма, Коро посытает в Салон картины, отвечающие всем канонам академической живописи.
И. Е. Репин, вспоминая о своих встречах с И. Н. Крамским, писал: «Обыкновенно вечерами он рисовал черным соусом чей-нибудь портрет. Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре.
В начале 1830-х годов группа художников-пейзажистов поселилась в деревушке Барбизон в 60 км от Парижа (отсюда название школы). «Все это вы должны дать широким массам», – говорил он. Этой идеей пронизаны картины луврского собрания ("Сборщицы колосьев", 1857 "Анжелюс", 1859). "После обеда в Орнане" (1849) – это изображение себя, своего отца и двух других земляков, за столом слушающими музыку. Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Он уже не мог удовлетворяться тем, что перестало отвечать его замыслам. Классическая форма более ясная.
В таком духе выполнена картина «Ноша» имеющая несколько вариантов. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. Сам выходец из крестьян, он знал их жизнь и нужды.
Восточную тему, столь любимую романтиками, развивал Эжен Фромантен, более известный миру не своими "Соколиными охотами в Алжире", а книгой об искусстве "Старые мастера" о живописи Фландрии и Голландии XVII в. (1876). Нужно заметить, что Курбе не сразу пришел к такой композиции. Внизу, слева у лестницы склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа – Эвклид и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил самого себя – молодого человека с нежным привлекательным лицом. Как могучее художественное движение реализм складывается в середине XIX столетия. "Сон", Салон 1888 г. ). Она принесла Дрездену мировую славу.
Завершая обзор искусства середины столетия, следует сказать, что рядом с высоким искусством реалистического направления продолжает существовать салонная живопись (от названия одного из залов Лувра – "квадратного салона", где с 1667 г. устраивались выставки), формирование которой началось еще в годы Июльской монархии и которая переживает расцвет в период Второй империи. Это была бесполезная машина, полная иронии и критики одновременно. Но нередко Домье становится поистине трагичен и тогда он не прибегает ни к сатире, ни тем более к гротеску, как в знаменитой литографии "Улица Транснонен" (1834). Жертвой этого поворота стал он сам. События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии.
В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни. Оно родилось фактически еще тогда, когда пещерный житель впервые решился отобразить свой мир по средствам рисунка.
Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего. В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. Художники активно втягиваются в бурный ход общественной жизни.
"Отлучение Роберта Благочестивого", Салон 1875 г. Детайль. Славу Домье принесла литография "Гаргантюа" (1831) – карикатура на только что взошедшего на престол короля Луи Филиппа изображенного сидящим на определенном детском стульчике, заглатывающим золото и "отдающим" под стул взамен ордена и чины. Одно время в Барбизоне работал Жан Франсуа Милле (1814-1875). В человеке над всем должен господствовать разум».
Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом. Брейгель увидел, что они достойны лучшей участи, способны отстоять свои права на жизнь. – ценность) – так называемого "основного цвета" (термин Делакруа) в светоразделах, на границе света и тени, гармонизованной светосилы цвета. Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои Молодой гвардии). Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г.
Например, в полотне «Купальщицы» (1853), вызвавшем бурю негодования из-за того, что показанные в нем толстые представительницы французской буржуазии оказались непохожими на прозрачных нимф с картин салонных мастеров, да и нагота их представлена художником предельно осязаемо и объемно. Нью-Йорк, Музей современного искусства. Данное обстоятельство показалось современной живописцу публике неслыханной дерзостью.
Подлинным основоположником стиля "высокого Возрождения" был Леонардо да Винчи (1452-1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве реализма. Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания. Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Причудливая форма искусства берет корни в Париже.
Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. Трагедия и гротеск, патетика и проза сталкиваются на листах произведений Домье, когда ему нужно показать, например, что палата депутатов – всего лишь ярмарочное представление ("Опустите занавес, фарс сыгран") или как расправляется король с участниками восстания ("Этого можно отпустить на свободу, он нам больше не опасен"). Ствол сломлен, но корни еще крепки". Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. В шатком равновесии сооружения прослеживалась вся эксцентричность его сборки.
Поленов. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». Гуманистический реализм 19 века добросовестно отображает жизнь людей своей эпохи, детально показывает их одежду, прически, косметику, украшения интерьер жилищ, жесты, манеры, даже вышивку на носовых платках. При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие). В 1840-с гг.
Краска уверенно и энергично наносится с помощью шпахтеля. Психологические средства выражения Леонардо да Винчи в "Тайной вечери" достигают такого совершенства и глубины, которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. Он опередил время.
Широкую известность получили интерьеры и натюрморты И. Т. Хруцкого. Пушкин и Н. В. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих.
А. Р. Эр-нандес) или живописно-выразительные (М. В сто картине "Дробильщики камней" (1849-1850 утеряна после Второй мировой войны) нет социальной остроты, никакого протеста мы не читаем ни в фигуре старика, вся поза которого как будто выражает смирение перед судьбой, ни молодого парня, согнувшегося под тяжестью ноши, но, несомненно, есть сочувствие к доле изображенных, простая человеческая симпатия. Помимо Домье в графике с 1830-х гг. Не впадая в отчаяние от неуспеха у официальной публики, Коро пишет этюды для себя и скоро становится создателем интимного пейзажа, "пейзажа настроения" ("Воз сена", "Колокольня в Аржантее", 1855-1870).
В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. 1862). Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова).
Он поставил цель с беспощадной правдивостью изобразить непосильный труд и беспросветную нищету французского крестьянства. И. С. Остроухов и другие художники.
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. В это же время в среде художников становился популярным и романтизм. В "Афинской школе" прославление разума, античной науки и философии. Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм.
Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь. Характерно, что уже в этой работе просматриваются особенности поздних живописных произведений Домье, в которых также единичное событие обобщается, придавая тем самым композиции монументальную выразительность в сочетании со «случайностью» выхваченного жизненного момента. Первоначально это были преимущественно городские виды и композиции с архитектурными памятниками Италии, куда он вновь отправляется в 1834 г. Так, например, в пейзаже «Утро в Венеции» (ок.
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Он все более увлекается живописью. Гоголь. Мальчик был очень сообразительным и его одаренность заметил местный священник. Мрачное настроение погребального обряда подчеркивают и суровые скалистые уступы.
Так, например, в пастели «Осень, отлет журавлей» (1865-1866) жест девушки-пастушки, наблюдающей за полетом журавлиной стаи, вот-вот должен измениться а если взглянуть на композицию «Гуси», выставленную в Салоне 1867 г., то кажется, что еще мгновение — и мерцающий свет переменится. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже – исторической живописи. Инквизиция свирепствовала в Нидерландах.
Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. «Обыкновенная природа является неисчерпаемым материалом для искусства», — утверждал глава барбизонской школы Теодор Руссо (1812—1867). Он уделяет огромное внимание передаче реального ощущения пространства, проблеме освещения. "Семья на баррикаде", 1848-1849 "Вагон третьего класса", ок.
Его картины всегда выдержаны в высветленной палитре, что сближает его с импрессионистами: спокойные долины, тихие реки, высокие травы сто пейзажи наполнены большим лирическим чувством ("Деревня на берегу Уазы", 1868). Он считал, что этим достигается разнообразие и живость линий. Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Прибыв в Париж, художник поступил в мастерскую к Деларошу.
Перед нами мирская аскеза. В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления – натурализм и импрессионизм. 1857). Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов». Знаменательно, что Коро приветствуют романтики.
В живописи Домье не прибегает к сатире. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Картина входит в серию Картин-обманок, как объяснял сам художник, это случайные ситуации, .
Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам. Зиновия" полна большого драматизма и выразительности.
Главное для него – создание ярких положительных образов людей из народа – рабочих, бесправных, но поднимающихся на борьбу. Из более молодых художников барбизонской школы особого внимания заслуживает Шарль Франсуа Добиньи (1817-1878). Реальные образы казались слишком материальными, чувственными, а, следовательно и опасными в смысле искушения. Он изображает предрассветную пору или грустные сумерки предметы в его полотнах окутаны густой мглой или легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакивают формы, усиливают серебристую воздушность. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема.
Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе. Домье откликается на него созданием образа Робера Макэра — афериста и проходимца, то умирающего, то воскресающего вновь (серия «Карикатюрана», 1836-1838). У большинства художников Товарищества встречаются рисунки исполненные сепией, сангиной, углём, тушью. В его изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественность мира, материальность, объемность, что роднит произведения Руссо с пейзажами великого голландского мастера Рейсдала.
Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества было выражено им в картине "Слепые". Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. Ге 1890-х гг. ).
Творчество Пушкина – энциклопедия русской жизни, общества, народа. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки.
Недаром одни современные критики прозвали ее «прославлением безобразного», а другие, наоборот, старались оправдать автора, ведь «не вина художника, если материальные интересы, жизнь маленького города, провинциальная мелочность оставляют следы своих когтей на лицах, делают потухшими глаза, морщинистым лоб и бессмысленным выражение рта. М. Васнецов «В кружале. И. Е.
Днем рождения реализма считают выставку французского художника Гюстава Курбе «Павильон реализма» 1855 года, не смотря на то, что еще до него многие художники работали в реалистической менере (Жюль Бретон, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо и многие другие). мастером была написана серия композиций под единым названием «Адвокаты». Салонная живопись.
В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Днем рождения реализма считают выставку французского художника Гюстава Курбе «Павильон реализма» 1855 года, не смотря на то, что еще до него многие художники работали в реалистической менере (Жюль Бретон, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо и многие другие). Но что бы он ни писал, Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним ("Мост в Манте", 1868-1870 "Башня ратуши в Дуэ", 1871). Если живописные произведения о революции, рабочем и крестьянском движении было почти невозможно показывать на выставках, то в рисунке эти же авторы чувствовали себя гораздо более свободно. Убедительный пример этого – работы В. А. Серова.
В обличительной манере исполнены и другие серии литографий: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Пасторали» (1845-1846). На первом полотне изображены революционные события и участвующие в них люди. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны. Дюрер изучал математику, перспективу, анатомию, гуманитарные науки.
Родившийся в крестьянской среде, Милле навсегда сохранил связь с землей. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Человек в пейзажах Коро органически входит в мир природы. Рафаэль получает заказ на роспись парадных комнат Ватиканского дворца (с 1509 по 1517 г. ).
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. Революция 1848 г. сближает Курбе с Бодлером издававшим журнал "Благо народа" (он просуществовал, правда, очень недолго) и с некоторыми будущими участниками Парижской коммуны.
Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи. Именно автопортрет был впервые выставлен им в Салоне («Автопортрет с черной собакой», 1844). ". Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры. Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен.
Но главное – изображение всегда пронизано личным отношением художника, его настроением. Жизнь выдвигает нового героя, которому в скором времени предстоит стать и главным героем искусства, – трудового человека. Боттичелли было имя золотых дел мастера, к которому он первоначально попал в учение. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели. Домье делает иллюстрации к "Физиологии рантье" Бальзака, писателя, высоко его ценившего.
Под листом стоит характерная подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Эта эпоха начинается со второй половины XV столетия. в кругах буржуазной публики отмечается подъем интереса к творчеству художника. На картине мы видим в светлой утренней тишине – длинный мыс, ниспадающий в море. Соцреализм – как попытка воплотить будущее в настоящем, построения в жизнеподобной форме обозначают любимые российские идеи. Это название картины и стало в дальнейшем термином.
Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке. Особенной любовью в салонах пользовалась историческая и батальная живопись. Это придает необычайную легкость ее поступи.
Живопись широкая, свободная, насыщенная светотеневыми контрастами. 1) Что значит быть художником реалистом. Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения.
Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). По этим произведениям можно видеть, как Перов неоднократно в разных вариантах обращался к волнующим его темам. Героем Милле отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Дени", Пантеон) и Каролюс-Дюрана ("Триумф Марии Медичи", плафон Люксембургского дворца), в сухих по исполнению аллегорических картинах Бугро и бесконечных "ню" Эннера.
Справа отчетливо вырисовывается голова мертвого старика. Ассамбляж из различных материалов.
Она далека от животрепещущих, "больных" вопросов современности, но, как правило, отличается высоким профессионализмом: будь то изображение быта древних греков, как у Жана Леона Жерома ("Юные греки, наблюдающие бой петухов", Салон 1847 г. ), античный миф, как у Александра Кабанеля ("Рождение Венеры", Салон 1863 г. ) или светские идеализирующие портреты и "костюмированная история" Винтерхальтера или Мейссонье, смесь сентиментальности с академической холодностью, внешний шик и эффектность манеры, "элегантность изображения и изображение элегантных форм", по остроумному замечанию одного критика. Антонио, собств. Содержание социальных кризисов определяет искусство Дюрера.
Блай-и-Фабрега). Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. Уцелела лишь одна ветка, но и та не сдается и продолжает сопротивляться буре. В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Отметим, что салонная живопись Третьей республики была также весьма разнообразна.
Само обращение к подобной теме было задачей социального плана. Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи. Создавая автопортреты, Курбе несколько романтизирует свой облик («Раненый», 1844 «Счастливые влюбленные», 1844-1845 «Человек с трубкой», 1846). Подвергая критике основы существующего буржуазного общества, художники-реалисты были благородными гуманистами, верившими в Добро, Высшую Справедливость, Всеобщее Равенство и Счастье для всех без исключения.
О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»).
реализма. РМ) (Приложение 1), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик.
Пушкин ломает устоявшиеся каноны прежней трагедии, согласно которым с гибелью основного героя исчерпывается конфликт и прекращается действие. В его заметках и рисунках – гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом.
Сюжет произведения прост: по набережной медленно идет женщина одной рукой она тащит огромную корзину с бельем рядом, цепляясь за ее юбку, маленькими шажками плетется ребенок. Домье вместе с художником Травьесом создает серию литографий под названием «Французские типы» (1835-1836). "Человек с мотыгой" называется это полотно Милле (1863). Переход на службу к миланскому герцогу Моро оказался самым плодотворным.
Из жанристов неизменными экспонентами салонов были Бастьен-Лепаж ("Деревенская любовь", 1882) и Лермитт, но крестьянская тема под их кистью не имела ни монументализма форм, ни величия духа Милле.
В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Шишкина) (Приложение 2),, героические страницы национальной истории (творчество В. И. Пути развития графического искусства Товарищества передвижных художественных выставок в общих чертах совпадают с развитием живописи. Непосредственные истоки передвижничества – передовое реалистическое искусство 1860-х годов. Свою трудовую деятельность будущий художник начал с должности клерка, потом работал продавцом в книжном магазине. Для усиления впечатления мастер обобщает представляемые образы. Жан Тэнгли (Тингели) Приношение (посвящение) Нью-Йорку, 1960.
В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Данное полотно описывало войну Греции за независимость. Форма же должна быть классической. 1860). «У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия».
тем, что Энгельс считал основным признаком реализма. 1853-1855), «Вагон третьего класса» (ок. Самобытное исполненное патриотизма и гражданственности графическое наследие передвижников представляет большую непреходящую ценность. Брюллова, О. А.
Домье в итоге был приговорен к шести месяцам заключения и 500 франкам штрафа. В этих картинах появляются те же гротескные образы, что и в графических работах Домье. Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи. Так начинают жизнь и так ее кончают. » Камиль Коро (1796–1875) — французский художник и гравер. В произведениях, выставленных в следующем Салоне (1850-1851), его дерзость идет еще дальше.
Красноватое лицо с каким-то оливковыми тенями обрамляют черные волосы и борода. Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге». Социалистический реализм, с середины 1930-х до начала 1980-х годов был официальным теоретическим принципом и художественным направлением в советском искусстве. Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. Со временем Курбе понимает, что ему нужно искать новый художественный метод.
Глядя на известную картину Милле «Швея» (1853), зритель видит только самые необходимые атрибуты портнихи: ножницы игольницу и утюги. Дерево, различные предметы. Подобные произведения во многом повлияли на принятие «сентябрьских законов» (вступивших в силу в конце 1834 г. ), направленных против органов печати. Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Домье понимает, что изучая искусство живописи самостоятельно, он не сможет продвинуться далеко и тогда (с 1822 г. ) начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея). Творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (ок. В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького.
Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). Париж, Центр Жоржа Помпиду. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. В результате у него получались фигуры, отличающиеся предельной объемностью. Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску.
Прежде всего искусство стало шире использоваться как средство агитации и пропаганды. И художник преодолевает скептическое отношение к миру. Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье. Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие.
Сам он говорит об этом так: «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе». Так, произведения, направляемые в Салон (среди которым «Агарь в пустыне», 1845 «Гомер и пастушки», 1845), говорят о том, что художник не только обращается к античным сюжетам, но и сохраняет композицию классического пейзажа, что тем не менее не мешает зрителю узнать в изображенной местности черты французского ландшафта. Огромный толчок реализм получил после французской революции 1848 года. Часть работ составляет серию "Карикатюрана" (1836-1838).
Примечательна литография «Империя — это мир», на которой показано поле с крестами и надгробиями. Примерно в это же время Домье пишет картины, посвященные беженцам и эмигрантам, но эти образы встречаются в его творчестве не так уж часто. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия. Кипренского и В. А.
В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства. Художник старается направить внимание зрителя на вылепленные светом лица.
Крестьяне Брейгеля полны энергии, деятельны, хлопотливы, трудолюбивы. Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени.
Констан Тройон (1810-1865) в свои изображения природы любил вводить мотив животных, соединяя таким образом пейзажный и анималистической жанр ("Отправление на рынок", 1859). Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Леонардо смело меняет эту традицию.
С 1830-х гг. Причина быстрой порчи, давшей о себе знать в 1517 году заключалась в своеобразной техники, сочетавшей масло с темперой. При этом в большинстве случаев художник пишет на темном фоне: сначала кладет темные краски, постепенно переходит к светлым и доводит их до самого яркого блика.
Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом. На картинах французских художников-реалистов не изображались идеализированные типы, здесь были реальные люди, обыденные ситуации без прикрас, здесь отсутствовала привычная эстетика и навязывание универсальных истин. Сам Домье это прекрасно осознает и начинает работать в жанре карикатурного портрета, при этом он пользуется весьма своеобразным методом: сначала вылепливает портретные бюсты (в которых характерные черты доводятся до гротеска), которые потом будут его натурой при работе над литографией. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела.
Графика здесь уже сближается с монохромной живописью. Касаткина и др. Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»). В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры.
Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах. В центре мыслителей Платон и уверенный вдохновенный Аристотель, основатели идеалистической и материалистической философии. Широчайший общественный подъем и обусловил подлинную народность лучших произведений эпохи Возрождения. 1834) прекрасно переданы солнечным свет, синева неба, прозрачность воздуха.
В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу. Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма. Такой принцип позднее найдет свое выражение в работах художников-импрессионистов. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма».
Этот период творчества овеян романтическим чувством ("Влюбленные в деревне", Салон 1845 "Раненый", Салон 1844). А у романтиков пейзаж был приукрашен. В работах отражены жестокие события современности. Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции.
Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец. Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». Чернышевского Что делать.
Помимо этого, он работает в портретном жанре (чаще всего моделью является он сам) и пишет полотна на религиозные и литературные сюжеты («Лот с дочерью», 1841). Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества. Поэзией и сентиментальной мечтательностью проникнуто полотно «После обеда в Орнане» (1849).
Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Крестьянский мир – основная тема Милле, но пришел к ней художник не сразу. В нем все кажется необычным и непривычным: тема (похороны одного из обывателей маленького городка) и герои (мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, реалистично написанные). Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения.
В шатком равновесии сооружения прослеживалась вся эксцентричность его сборки. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. ("У этого молодца под кожей мускулы Микеланджело", – говорил Бальзак о Домье). На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова.
цветную вклейку). В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. Он показал сельский труд как естественное состояние человека, форму сто бытия. Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. Жанровая тема и портрет, создаваемые на основе живых наблюдений, конкретно-изобразительная трактовка натуры (а не обобщенно-пластическое ее претворение) объединяют творческие интересы обширной группы скульпторов разных стран.
Сентябрьский снег (1903) и Февральская лазурь (1904) И. Э. Грабаря, Зеленый шум (1904) А. А. Рылова, Мартовское солнце (1915, все Москва, ГТГ) К. Ф. Юона, северные пейзажи К. А. Коровина и А. Е. Архипова – в русской живописи, поздние пейзажи норвежца Ф. Таулова с тающими снегами, произведения поляка Я. Станиславского, болгарина Н. Петрова, полотна многочисленных пейзажистов шведской школы – принца Евгения и других и анималиста Б. Лильефорса содержат в себе образы, формирующие устойчивые художественные представления о природе страны. Недаром в пояснении к картине Курбе писал: «Так начинают и так кончают». Федотова повествуют о жизни маленького человека в условиях крепостнической России. Это искусство создает новую концепцию портретного творчества. А. Степанов, П. М. Боклевский). Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием.
Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов. В лицо героям дует резкий ветер, отчего идти намного труднее, да и ноша кажется тяжелее. Но язык Курбе обладал мощью, монументальностью, простотой и силой. Домье пишет фигуры адвокатов, с театральными жестами выступающих перед публикой («Защитник», 1840-е) или самодовольно обсуждающих свои грязные махинации за пределами досягаемости чужого взгляда («Три адвоката»).
". Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации.
Однако, когда правительство решает наградить Курбе, он отказывается от награды, так как не желает быть официально признанным и принадлежать к какой бы то ни было школе. Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы». Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы. Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел». В первые десятилетия XX века создаются углубленный в духовное состояние человека памятник Н. В. Гоголю в Москве (1904-1909) Н. А. Андреева, жизненно психологические произведения Р. Ваутерса (статуя Домашние заботы, 1913, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), статуи чешского скульптора Я. Штурсы, дающие непосредственно-чувственное истолкование обобщающих тем, работы испанских мастеров, запечатлевших народные типы – брутально-характерные (О.
1862). Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений. Но изображенный праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством. Тень от обеих фигур сливается в единое пятно.
Создавая Бориса Годунова, Пушкин задался целью преобразовать русский театр: взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмы шекспировской силы и глубины, развёртывающий широкую и правдивую панораму одной из самых драматичных эпох русской истории. В период Второй империи работа в журнале уже тяготит Домье. Алексей Венецианов, Алексей Саврасов, Андерс Цорн, Андрей Рябушкин, Анри Фантен-Латур, Архип Куинджи, Борис Кустодиев, Валентин Серов, Василий Верещагин, Василий Перов, Василий Поленов, Василий Суриков, Вильям Адольф Бугро, Владимир Маковский, Георгиос Яковидис, Григорий Мясоедов, Гюстав Курбе, Джеймс Тиссо, Джон Сингер Сарджент, Джон Эверетт Милле, Ефим Волков, Жан-Франсуа Милле, Иван Владимиров, Иван Крамской, Иван Шишкин, Илья Репин, Иоаннис Алтамурас, Иохан Хендрик Вейсенбрух, Исаак Левитан, Камиль Коро, Клавдий Лебедев, Констан Труайон, Константин Маковский, Константинос Воланакис, Михаил Лебедев, Николай Богданов-Бельский, Николай Ге, Николай Пимоненко, Николай Ярошенко, Николаос Гизис, Ньюэлл Конверс Уайет, Оноре Домье, Павел Федотов, Теодор Руссо, Томас Икинс, Уинслоу Хомер, Фёдор Васильев, Шарль-Франсуа Добиньи, Эдуард Мане, Юлиус Леблан Стюарт, Янис Царухис. Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев. Это стремление прослеживается и в дальнейших работах Курбе.
Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей (Пословицы, Берлин, государственный музей). Тема его творчества значиshyтельна и важна – это изображение тяжелого сельского труда. Во время Франко-прусской войны Домье выпускает литографии, впоследствии вошедшие в альбом под названием "Осада" (1871), в которых с горечью и великой болью рассказывает о народных бедствиях в образах поистине трагических ("Империя – это мир" – изображаются убитые на фоне дымящихся развалин "Потрясенная наследством" – аллегорическая фигура Франции в образе плакальщицы на поле мертвых и вверху цифра "1871").
Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен.
Именно таким образом была создана литография «Законодательное чрево» (1834), на которой представлена следующая картинка: прямо перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, расположились министры и члены парламента Июльской монархии. Работница внимательно смотрит на свое изделие, однако ее мысли витают где-то далеко. В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского. Неудивительно, что Наполеона III Домье ненавидит с той же силой, что и Луи Филиппа.
Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы. Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. Декларация Курбе к выставке 1855 г. вошла в искусство как программа реализма. Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». События 1848 г. имели прямое воздействие на искусство.
Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. С 1860-х гг. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен.
Главным героем этой серии является аферист, меняющий профессии и интересующийся только наживой любыми путями, – Робер Макер (отсюда другое название серии – "Робер Макер"), Социальные типы и характеры отражены Домье в таких сериях, как "Парижские впечатления", "Парижские типы", "Супружеские нравы" (1838-1843). В своей работе они учитывали искусство валера (франц. Жанровые сцены П. А. Вообще такое противоречие было вполне в духе той эпохи.
В натюрмортах Хруцкого точное, почти иллюзорное воспроизведение натуры сочетается с тенденциями к внешней занимательности и эффектности, к разнообразию и богатству общего впечатления, что, в сущности, сближает их в известной мере с проблематикой академического искусства середины столетия. В других листах он обращается к теме буржуазной благотворительности («Современная филантропия», 1844-1846), продажности французского суда («Деятели правосудия», 1845-1849), напыщенного самодовольства обывателей (лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке», входящий в серию «Салон 1857 года»).
Для этого они избегали симметричных изображений. Однако после посещения Италии (1825) его взгляды резко меняются и он начинает поиск иного подхода к действительности, что сказывается уже в ранних работах («Вид на Форум», 1826 «Вид Колизея», 1826). Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг. Его становление в этой области граничит с именем Гюстава Курбе (1819-1877). Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»).
Браунерова и других). Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников.
Вот таким образом свет и колорит в его пейзажах чаще всего носят условный характер. Драматизм усиливается благодаря резкому контрасту света и тени. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Быт, жизнь, труд этого нового героя станут и новой темой в искусстве. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур.
Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи. Реализма – как партийность. valeur, букв. И так, такие характеристики – народность, партийность и реализм воплощаются через типизацию, отмечая этим своеобразие соц.
1863). Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович). В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли ("Сеятель", 1850). И действительно, его слова оказались пророческими. Художник запечатлел самый трагический момент.
конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно – к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания). Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Отталкивающий облик иуды раскрывает идею предательства острее и глубже.
Э. Залькалн, Г. Я. Шкилтер) скульпторы. Столь же программна и другая картина – "Встреча" (1854), которая более известна под названием, данным ей в насмешку: "Здравствуйте, господин Курбе. Главным для барбизонцев всегда оставалось живое ощущение натуры. Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство.
Так, раскрывая понятие «реализм», он прямо заявляет о своих целях: «Быть в состоянии передавать нравы идеи, внешний вид моей эпохи согласно моей оценке — одним словом, создать искусство живое — такова была моя цель». Например, в листе под названием «Это убило то» он дает зрителю понять, что избрание Наполеона III положило начало многим бедам. Увы.
И хотя на этой картине зритель видит всего лишь крестьянина, опершегося на мотыгу, достаточно одного взгляда, чтобы почувствовать: он только что шел тяжелой поступью, ударяя своим инструментом о землю.
Пачуря), в дальнейшем отошедшие от этого опыта польские (К. Из родной Нормандии Милле в 1837 и 1844 гг. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. Он говорил, что реализм в живописи, литературе искусстве в целом призван утвердить бытие в качестве действия.
Он умер в 1879 г. абсолютно ослепшим, одиноким, в полном забвении и бедности. Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени.
Хотя на протяжении 1850-1860-х гг. Так, в полотно «Дробильщики камней» (1849-1850) социальный смысл был заложен живописцем сознательно. С самого детства юный Милле был окружен атмосферой трудолюбия и благочестия. Мастер не побоялся монотонности, его фигуры статичны. Говоря о пейзажистах первой половины – середины XIX в., нельзя обойти вниманием одного из самых тонких мастеров французского пейзажа Камиля Коро (1796-1875).
Так, «Похороны в Орнане» представляют собой крупноформатное полотно, необычное по замыслу и значительное по художественному мастерству. Единство цвета строится на коричневом тоне, в который вводятся нежно-розовые и голубые тона задней стены, розовые оттенки платья (или покрывала. ) натурщицы, небрежно брошенного на переднем плане, множество других оттенков, близких к основному коричневому тону. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. Курбе изобразил в этой большой (около 8 кв. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота.
Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Брейгель не мог оставаться равнодушным свидетелем происходящего. Но натурализм как течение зародился лишь в последней трети XIX в. во французской литературе (Золя, Флобер, братья Гонкуры, Мопассан) и вошел в изобразительное искусство, прежде всего академическое (Бугро, Жером, Кутюр и пр. ). Его тем или иным образом переживают основоположники новых национальных школ пластики в Исландии (Эйнар Йоунссон), Румынии (Д.
В XV–XVI веках создается передовое реалистическое искусство. Это и прямое продолжение традиций барочного декоративизма в живописи Бодри (панно для фойе Парижской оперы, эффектный эклектизм которого прекрасно сочетался с золоченым праздничным интерьером Гарнье), в монументальных произведениях Бонна ("Мучение Св. зафиксированные в определенный момент. Критика вынесла свой приговор, охарактеризовав художника как человека «более опасного, чем Курбе».
Оба течения конкурировали между собой. То же и в живописи. И надпись: "Бедная Франция. непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции. Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму).
1852 «Любопытствующие у витрины», ок. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности.
Современное естествознание, которое одно лишь достигло всестороннего, систематического и научного развития, как и вся новейшая история, датирует от той знаменательной эпохи, которую немцы назвали Реформацией, французы Ренессансом, а итальянцы – Квинквенченто. Эта эпоха начинается со второй половины XV столетия. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Его наиболее прославленные зрелые картины – "Весна" (ок. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии.
Человек преодолевает немощь своего тела. На литографии изображена жуткая картина: на полу, рядом с пустой кроватью, лежит труп рабочего, подмявший под себя мертвого ребенка в затемненном углу находится убитая женщина. Первоначально предполагалось не вырисовывать каждое отдельное лицо — это видно из эскиза. В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу.
Русь (1898-1900, Ленинград, ГРМ), темпераментная, бурная Земля (1898, Варшава, Национальный музей) польского живописца Ф. Рушица, углубленные в мир природы картины чешского живописца А. Славичека У нас в Каменичках (1904, Прага, Национальная галерея), а также его праздничные по настроению виды Праги. Куинджи, И. И. Г-н Курбе пишет буржуа». Его глаза смотрят твердо и прозорливо.
Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество. Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. Реализм как сформировавшиеся течение появилось во Франции в 1840-е годы. Серовато-серебристая красочная гамма использование разработанной Коро техники валеров (применяя сопоставление разных по светосиле пятен одного цвета, художник прибегал иногда к двум десяткам градаций), фиксация атмосферных явлений – дымки тумана, сумерек – придают особое очарование и неповторимую теплоту его произведениям.
Это была бесполезная машина, полная иронии и критики одновременно. Ярошенко).
Передвижники не просто восприняли достижения обличительного искусства своих предшественников и, прежде всего, основоположника критического реализма П. А. Федотова. Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов. Создал трактат "Четыре книги о пропорциях человека 1528 г. ". Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами.
Вот таким образом все фигуры даны при резком освещении (известно, что, работая над этой композицией, мастер ставил бюсты-модели под яркий свет лампы). Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг. ) создал русский литературный язык, возвёл литературу в достоинство национального дела. Вскоре Курбе приходит к тональной живописи и моделировке объемов светом.