Я только высмотрел, подметил. Акимовой (1908г. ), отмеченные одухотворенностью образа, высоким мастерством рисунка и живописи, передающие тончайшие оттенки душевного состояния. С 1882 Репин жил в Петербурге. Витте (1904), Ф. И.
В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Серов, В. Д, Поленов, И. Е. Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович). Во Франции Репин написал картину Садко в подводном царстве (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине.
В ответ на отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Они работали в различных жанрах: исторический, пейзажный, портретный. Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца.
Пороки общественной жизни стали темами их картин. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Владимирка – это большая дорога Владимировской губернии. Каковы были эти идеи.
Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца.
Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. Он создает многочисленные портреты, глубокие по замыслу, различные по жанрам – от интимно-лирических до монументальных, от острых набросков до портретов-картин. Среди его работ особое место занимают листы, где художник использует своеобразную технику – мокрый соус.
Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. постойте. Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»). Левитан прожил всего сорок лет.
Носит на груди глину. И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены. В таких картинах, как «Полдень. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно). Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства.
Вклад Перова в искусство середины XIX века чрезвычайно весом. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала многое.
Художник-пейзажист. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Да и сегодня состояние её такое, что не скоро мы увидим нового Нестерова и Васнецова. Серова. Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Пожалуй, чаще других писателей передвижников-иллюстраторов привлекали Н. В. Гоголь и Л. Н. Толстой. по инициативе В. Перова. Шишкина. Этюды для картины Суриков писал на р. Обь.
Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Крылова и др. Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге».
Сейчас трудно встретить человека, не знающего имен И. Е. Репина, И. Н. Крамского, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, Н. Н. Ге. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям "Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту" (1900), "Петр 1" (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. В нем содержалось предложение объединиться для организации подвижных выставок (слово "передвижные" пришло позже) и просьба к Артели – "по возможности представить этот проект в одном из Ваших четверговых собраний, на общее усмотрение".
Репин работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, – над портретами, жанровыми картинами и рисунками. 1905. К письму приложен был Проект Устава, составленный, по-видимому, не одним Мясоедовым.
Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь». Серов выступает в это время как мастер художественной типизации, выявления характера. Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью.
Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы. В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство. Солнечный полдень. Мясоедова, Н. Н. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. 22июля (4 августа) 1900 год в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое.
На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Товарищество распалось в 1923 году. В 1880-е годы Илья Ефимович обращается к портретному жанру изображая видных деятелей современности, таких как Д. Менделеев, А. Дельвиг, М. Глинка и др. Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника.
Вторая половина XIX века – начало XX века. Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Написал порядочное количество. Репин много работает над иллюстрациями. Жанры были разными, под стать сюжетам, не только злободневно-бытовыми, но это были и портреты и пейзажи и исторические сюжеты.
Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты). С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Аудитория встретила их с большим подъемом. Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы» Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» изображающая надвигающееся штормовое облако, является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.
В. Чуйко. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Конец 1890-1900 гг. Отказ от исповеди, 1885г. Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор. Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников.
Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье. В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок». Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»). Их деятельность дала мощный толчок для развития живописи и искусства в целом.
Основываясь на материалистической эстетике В. Г. 8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. Кроме этого художник бывал за границей, осваивал новые техники – работу пером, гравировку. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян.
ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века. Художники-передвижники были первыми русскими реалистами. Обаятельны женские портреты С. М. Лукомской (акварель, 1999г. ) и М. Н.
Баба с лошадью» (1898г. ), «Баба в телеге» (1899г. ), акварель «Серый день» (1897г. ), полный драматизма рисунок «Безлошадный» (1899г. ). А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Так, Крамской, касаясь этого вопроса, в другой связи восклицает: ".
свободы от чего. Еще одно значительное творение Репина – «Крестный ход в Курской губернии». В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка. Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков. Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр.
Григорий Григорьевич Мясоедов Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Куинджи же сам объяснял так:. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина – одна из вершин русского демократического искусства.
Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Добролюбова и Н. Г.
Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы». Последняя работа— «Озеро. Совет Академии отказал им в этом и тогда все 14 художников покинули Академию.
Возможность приобрести необъятную народную аудиторию становилась реальной. Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. Прянишникова) вошли в историю русского художества. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников.
каждая поставленная точка разом меняет композицию». К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.
В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ). Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Были показаны работы 16 художников. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. Он слышал выстрелы, видел убитых. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Выставка 1882 года была последней для художника. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. Подбирая материал, ее организаторы стремились показать рисунок и акварель этих художников как существенную часть их творчества ибо здесь проявились идейная направленность и реализм, стремление ответить на главные вопросы современности и подлинный историзм в оценке явлений русской действительности. Левитан встретил широкое признание в обществе.
Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве. Репин Илья Ефимович (1844—1930), великий русский художник. В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ).
Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников – конкурентов на большую золотую медаль («бунт четырнадцати»), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. В 1856 году Шишкина зачисляют в Академию художеств.
– период новых разнообразных творческих исканий художника. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели. Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Картина была полна удивительной тихой прелестью.
Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах. и в графике, в частности в портретном рисунке графическая манера Репина к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок Девочка Ада, 1882, Третьяковская галерея и Невский проспект, 1887, Русский музей, – оба карандаш). Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Вернувшись из-за границы, Репин едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс.
Высокого мастерства достигает Репин в 80-е гг. Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии. Именно вот таким образом передвижников поддерживала передовая часть общества. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – "Земство обедает" (1872). Совсем портретчиком становлюсь.
Родился в Тобольске в 1834 году. И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, – Летний вечер. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Картина "Полдень. Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».
Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Государственная Третьяковская галереяНа картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино).
Репин Илья Ефимович, русский художник. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук – вот их обед. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, ).
Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие.
И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть. Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок.
Другие предложили новый взгляд на художественное наследие прошлого века. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе.
Тут же многие из присутствующих своими подписями подкрепили предложение москвичей. Основано оно было в 1870 году. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога. Домотканово» (1895г. ), «Зимой» (1898г. ), пастель «В деревне. Товарищество сплотило в себе лучших художников и скульпторов 19 века.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. В 60-х годах девятнадцатого века в России начался период формирования реалистической пейзажной живописи.
В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82.
Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи. В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»). Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Письма Васильева к И. Н. В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование15.
Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью. Так, первая параллельная выставка10 была показана в 12-ти городах России11. Художник сумел избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова. Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой портрет (Курсистка Н. Ярошенко, 1883г. ), пейзаж, а позже – историческая живопись, где главным действующим лицом выступает народ (Утро стрелецкой казни В. Сурикова, 1881г. ).
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. На выставке были показаны работы 16-ти художников73. Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества. Архипа Ивановича Куинджи (1841 --1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Нашел тип для Ермака».
Третьякову для галереи. В 1870-е гг. Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением. Крамской. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц (Воскрешение дочери Иаира, 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Тогда 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему.
Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ. Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Хотя бы общество по обстоятельствам и прекратило свои действия (чего боже упаси), оно может быть возобновлено на готовых уже основаниях".
Левитан был очень внимателен к своим ученикам. А. Н. Радищева Дорога на Монмартр в Париже, 1876, Третьяковская галерея). В художественной жизни России начала ХХ века значительную роль сыграла также художественная группировка «Союз русских художников». С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород).
Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году. Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29ноября (11декабря)1871 г. в здании Академии художеств. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. Максимова, 1875г. ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров (Бурлаки на Волге И. Репина, 1873г. ), богатство и величие родной природы (пейзажи А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения (Арест пропагандиста, 1892г. Они – символ русской живописи 19 века.
Уже в возрасте 22-23 лет он создал классические произведения русской живописи: картины «Девочка с персиками» (1887г. ), «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ), «Заросший пруд. В конце 1870 – начале 1880-х гг. Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников.
Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). Репин много работал над темой революционного движения. Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. (ТПХВ), созданное в 1870г. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась в жизнь.
29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки. Крамской, Г. Г. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок.
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино.
Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социальной окраски. Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д. Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». Антокольский, В. В. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде.
Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Так было и летом 1900 года.
В 1880-х гг. Передвижники – это художники реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы.
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887 обе картины в Третьяковской галерее), Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка". С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Ге, В. Г. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». В 1880-1900-е гг.
Художник постоянно рисует. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затеми картина исполненная темперой, Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. В 1870 году Васильев вместе с господами Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: Оттепель, Вид на Волге и Зимний пейзаж, доставившие ему известность. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине Крестный ход в Курской губернии (1880-83, Третьяковская галерея). Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине.
Эта работа Репин стала новым явлением в русской живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу общества – народ пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. Яркий пример тому – «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др. Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали.
В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Репин был очень разносторонним художником. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. Картина Полдень.
В эти годы Репин создал большой групповой портрет Славянские композиторы (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы. Репин создаёт и лучшие портреты. Выехав за границу, художник обосновался в Париже.
Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Хост, масло. Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью. «Все это вы должны дать широким массам», – говорил он.
Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств. Василий Иванович Суриков (1848--1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Возглавил движение И. Крамской.
Творчество художников передвижников было простым и понятным народу. Белинского, Н. А. Для пейзажей, посвященных родной природе, с середины 1880-х гг.
Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. От ранних работ – "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Федор Александрович Васильев (1850--1873) прожил короткую жизнь.
Русские художники создавали славу культуры России. При этом толпа у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей. Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). " – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор.
Крамскому, напечатанные в Вестнике Изящных Искусств (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Она произвела сильное впечатление на общественность. Этюды, выполненные Поленовым на Ближнем Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине "Христос и грешница" (1886-87), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном – обновить живописную систему академизма.
На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Художники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Бунт 14-ти Причиной создания Товарищества стал знаменитый культурный бунт «Бунт 14-ти», произошедший 9 ноября 1863 года.
На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. Одно из наиболее сильных произведений Крамского -- картина «Христос в пустыне». Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, крестьянский быт.
В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества1. Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом.
Мир должен был увидеть сам себя через призму истории. В 1862 году он выставил в Обществе поощрения художников в Петербурге Сельский крестный ход на Пасхе (1861, ГТГ), но полотно было удалено с выставки с запрещением предавать его известности. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Саврасов, В. И. Лесков (1894, ГТГ).
Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И. Н. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Художники-передвижникиостро чувствовали социальную подоплеку – сюжеты картин были пронизаны бытовыми реалиями простых людей, острыми проблемами общества.
Созданное по инициативе Г. Г. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). наиболее плодотворный период в творчестве художника.
Яркий пример тому – И. Шишкин. Здесь написаны Парижские тряпичники (1864, ГРМ), Шарманщик (1863, ГТГ), Савояр (1864, ГТГ, повторение – КМРИ), Продавец Песенников (эскизы – ГТГ и Музей ТАССР). Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХХ века. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным.
Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
С этой группой работ, ярко обнаруживающих демократические тенденции Серова, связаны также пастель «Пушкин в деревне» (1899г. ) и акварель «Пушкин в парке» (1899г. ), воссоздающие прочувствованный образ великого поэта. Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Интересна история создания данного сообщества. В работе над большими живописными композициями И. Е. Репин постоянно обращался к рисунку и акварели. Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями.
Иногда такие графические варианты живописных произведений заметно отличались от оригинала (В. Лирика Левитана масштабнее, а потому доходчивее. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского.
Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Айвазовскому. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакасии.
Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса" (1867). В этот период написаны многие выдающиеся произведения художника: Проводы покойника (Похороны крестьянина, 1865, ГТГ), Приезд гувернантки в купеческий дом, Тройка (обе 1866, ГТГ), Утопленница (1867, ГТГ), Последний кабак у заставы (1868, ГТГ). Василий Иванович Суриков «Я ИСЧЕЗАЮ. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Наступили долгие годы молчания.
В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным. Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал – к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании. Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами. Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества.
Творчество Перова второй половины 1860-х годов разнообразно по тематике. Верещагин, А. П. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров.
Но не это стало для художника главным в картине. Когда я их задумал, — писал Суриков, — у меня все лица сразу так и возникли. Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко). Конец 1870-х – 1880-е гг. Один из учеников Левитана вспоминал: Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико.
Саврасова), «Порожняки» (И. На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
Среди них — Александр Древен, Морозов. В 1894 году Серов становится членом Товарищества передвижников. Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью.
Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. На похоронах были художники В. А. Серов (приехавший на похороны из-за границы), А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника. Третьякова. О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»).
Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 году (Третьяковская галерея, Москва). Рисунки И. Е. Репина – одна из вершин русской графики, Его наследие насчитывает многие тысячи листов. В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие. Целью их творчества было служение людям, народу. Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников».
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869 "Воскрешение дочери Иаира", 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Островского (1871, ГТГ), Ф. М. Достоевского (1872, ГТГ) и др.
В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского. Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации (Мужик с дурным глазом, Третьяковская галерея, Мужичок из робких, Горьковский художественный музей, – оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного исполненного грубой силы человека.
Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, Поленов передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский дворик", 1878 "Бабушкин сад", 1878 "Заросший пруд", 1879 все – в Третьяковской галерее. ) Разрабатываемые Поленовым принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие). От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.
Просим позволения сказать перед Советом несколько слов. Является одним из учредителей Товарищества передвижников. Многому научился Репин также у Крамского.
Вот таким образом появляются картины изображающие общественную жизнь. С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам. Ввысь устремились тополя. А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Продолжая работать над этим сюжетом, Перов одновременно подготовил картину Проповедь в селе (1861, ГТГ).
Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с оговоркой, что стипендия назначена не будет. В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге" (1870–1873, там же) " Крестном ходе в Курской губернии" (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества ("Отказ от исповеди", 1879–1885 "Не ждали", 1884 "Арест пропагандиста", 1880–1892 Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи ("Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве", 1885, там же "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения", 1901–1903, Русский музей). Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина.
Образы русской народно-сказочной фантазии оживают на полотнах В. Васнецова. Первая выставка состоялась в 1871г. Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа. В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878 обе -- Третьяковская галерея).
Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в Третьяковской галерее). В 1856 году Иван Иванович поступает в Академию художеств (Петербург).
Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Становление реалистической школы живописи было продиктовано прежде всего необходимостью «приблизить» живопись к жизненным реалиям, необходимостью выражения нового «жизненного мира» XIX века, кардинально отличающегося от жизненного уклада и, соответственно, ценностного наполнения повседневности предшествующих эпох, культура которых в своей основе оставалась традиционной. Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения.
Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Рисуя виды волжских или енисейских берегов, пейзажи Красноярска, Тобольска и других городов, художник проникается духом русской старины, видит современность глазами историка и живописца. Историческую тему в графике разрабатывали и другие мастера Товарищества передвижных художественных выставок. Друзья не понимали причин, волновались. Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы (1860, местонахождение неизвестно). «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока).
Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана. В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Тишина, спокойствие разлиты в природе. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Последним главой товарищества избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов.
Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году. В своей работе художник колоритно показал образ простого народа. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 – ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Волга, Плёс, Европа (1887—1890) Однако на следующий год он снова решил ехать на Волгу.
В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Ситуация драматична. Картину Владимирка в 1894 году Левитан принес в дар П. Н. А. Степанов, П. М. Боклевский).
Прямым откликом на революционные события была небольшая картина «Встреча. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике.
Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870, ГРМ). В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм.
В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ). Стояла холодная, пасмурная погода и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос.
Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В нее входили художники Константин Коровин, Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Константин Юон и другие. Шишкин стремился к изображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. В Елабуге открыт дом-музей художника. Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею.
Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. В 1860-е гг. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834--1882). Ученики Левитана поселились в Химках.
Учился главным образом у П. П. В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу. Она стала настоящим событием в культурной жизни России. А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Помогал он очень тактично, не обижая. Репина в Париже и в Москве. Тихий провинциальный городок. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Товарищество возникло в ответ на бездействие и безыдейность Академии художеств. Но тем не мене художники продолжали свое дело, которое превратилось для них в миссию, долг перед своим народом. Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В. Стасов.
Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, являлся ведущим в их творчестве. Например известный портрет Л. Н. В 1895 – 1897 преподавала Моск. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К.
Касаткин, С. В. Иванов. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу.
Совет Академии отказал им в этом и тогда все 14 художников покинули Академию. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников14. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Только, конечно, от административной опеки. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М.
Должны были. Мясоедова, Н. Н. У подъезда земской управы группа крестьян.
Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист исполненный в 1853 году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых очерчено. Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу.
Настоящая выставка тесным образом связана с тремя другими юбилейными выставками – портрета, пейзажа и бытового жанра в Москве, Ленинграде и Киеве. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832--1898). В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. Крылова и др.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры.
Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка.
Устав новой организации был утвержден в 1870 году. Писал У омута – вспоминались предания об утопленницах. М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева). Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой (Проводы новобранца, 1879, Русский музей Вечорницi, 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни (В волостном правлении, 1877, Русский музей). В юношеском возрасте молодой художник поступает в Училище живописи. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет.
В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность. В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.
И. С. Остроухов и другие художники. Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н.
Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Шедевры, написанные в молодые годы имели огромный успех на передвижных выставках. Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего.
Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. В 1870-80-е гг. Их он стремился передать как можно конкретнее. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, – оба в Русском музее). 1870-80-е годы – это период расцвета передвижников. «У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия». В 1862 году было завершено Чаепитие в Мытищах близ Москвы (ГТГ) – еще один яркий образец критического реализма2. В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры.
В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). 62 х 48, 5 см. «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» – это поэмы о юности, проникнутые жизнерадостным, оптимистическим мироощущением художника, воспринимающего мир в его красочном богатстве и разнообразии. Младший современник Левитана, В. Борисов-Мусатов, еще более элегичен, но он и более обособлен в своем строе меланхолических переживаний: его полотна требуют от зрителя избирательной психологической совместимости с художником.
Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств. Жанры ИЗО Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков.
Несколько лет художник работал над историческим полотном Суд Пугачева (1879, ГРМ, вариант 1875 -ГИМ, эскизы – ГТГ). Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры. В 1870 – 1880-х годах среди членов Товарищества было широко распространено устройство многолюдных вечеров, где все присутствующие имели возможность рисовать друг друга.
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890), приезжая туда ещё дважды. Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов. Картина стала открытием в живописи. Но не сразу ему удалось стать учеником Академии: слабой оказалась художественная подготовка.
Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837--1887)--замечательный художник и теоретик искусства. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума — Ф. П. Морозовой. Его ранние произведения проникнуты романтикой.
Эти слова очень глубоко и ярко раскрывают подлинный смысл борьбы организаторов Товарищества за создание своего самостоятельного творческого центра. Репин, А. К. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.
Ге, В. Г. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса.
Масляная картина была написана в 1855 году. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Холст, масло. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, В. С. Серова показывала рисунки сына. Иван Крамской (фотография 1860-х годов)Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «. В целом выставка была успешной83 и стала значительным событием в культурной жизни России. В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже.
Характерные для Передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Приезд жены к ссыльному» (1898г. ).
В 1863 году четырнадцать лучших выпускников Академии художеств потребовали от руководства разрешение на свободный выбор темы конкурсной картины. На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя. Над вечным покоем (1894) В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. Действительный член петербургской АХ (1893).
135, 7 х 173 см. Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. В 1890-е гг. Этот, казалось бы, далекий от политики художник оказался в числе тех, кто сочувственно относился к событиям первого марта, он пытался запечатлеть портреты участников и организаторов покушения на Александра II, обстановку, в которой происходил процесс. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге.
Принимал участие в организации сатирического журн.
Толстого был написан И. Крамским по заказу П. М. Ге, И. Н. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге. В этот период Серов охотно рисует детей, тонко подмечая особенности детской психологии: «Дети» (1899г. ), «Мика Морозов» (1901г. ).
Летом ученики Левитана выезжали на этюды. многие художники демонстративно покинули академию. Шишкин как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами освещенные солнцем и воздушностью.
В 1858 году Большой серебряной медалью отмечена его картина Приезд станового на следствие (1857, ГТГ), затем Малую золотую медаль он получил за картину Первый чин. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками. Некоторые художники упорно продолжали развивать традиции, заложенные в XIX веке.
С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова -- «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.
Илья Ефимович Репин (1844--1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Рябушкин и др. Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре. В Пенатах, где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». За полвека своего существования Товарищество провело 479 передвижных выставок. При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие).
Домотканово» (1888г. ). – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей). В своём письме он писал: «Пишу татар. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль. Например, И. И.
Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора.
Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы. Картина Иван Грозный и сын его Иван (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. В 1876 году была закончена также картина Монастырская трапеза, начатая еще в 1860-е годы. Все подписи под текстом – их двадцать три – отчетливо различимы. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Начиная с 1870-х гг. Последняя 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923г. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись.
Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова». М. Васнецов «В кружале. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: Со всех сторон я природный казак. В дневнике Чехова есть лаконичная запись, помеченная декабрем 1896 года: У Левитана расширение аорты. В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А.
Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи (Царевна Софья, 1879, Третьяковская галерея). Русь» (не закончена). Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» -- вершина русской и мировой исторической живописи.
Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»). Графика здесь уже сближается с монохромной живописью.
С начала 70-х гг. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода.
Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Не ждали, 1888г., И. Репина).
Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием. Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Домотканово, 1888, ГТГ). Последним значительным историческим произведением Репина была картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы.
Почти все это имена художников обеих столиц. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским – основателем «Артели художников». Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким.
Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. С 1871 года до конца жизни он преподавал в московском Училище живописи и ваяния. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Первые произведения Перова имели большой успех на выставках. Центральная тема его творчества -- жизнь народа во всех ее проявлениях. В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников – конкурентов на большую золотую медаль ("бунт четырнадцати"), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»). В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин.
Созданное по инициативе Г. Г. В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. Членами ТПХВ в разные периоды были Н. Н. ". «Боярыня Морозова». Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати».
На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Родился в семье военного поселенца.
Большую убедительность тяготение Поленова к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине "Больная" (1886). Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры.
Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Первая выставка состоялась в 1871 году, а расцвет движения пришелся на 80-е годы 19 века. Перов, В. А.
(Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии. ) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени. Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел». В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Первые пейзажи Алексея Кондратьевича – «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» – проникнуты идеями романтизма. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник». Так называемые «русские итальянцы» — пенсионеры Российской Академии художеств — Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Александр Иванов подхватили общеевропейские художественные принципы изображения. Список участников данного сообщества включает в себя лучших скульпторов и живописцев девятнадцатого – двадцатого веков.
До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. Каждый портрет для Серова, по его выражению, – «целая болезнь» – с такой творческой страстью углубляется он в изучение натуры ищет новые средства художественной выразительности, добивается яркого раскрытия социально-психологической сущности человека, стремится выразить свое отношение к нему. Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. В 1870-е годы бытовой жанр Перова приобрел новое направление. Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. С Меншиковым трое его детей. Позже Саврасов сделал несколько копий картины.
В 1870 году «Товарищество», уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине Бурлаки на Волге (1870-73, Русский музей).
После окончания Академии (1860 г. ) Шишкин отправляется за границу. Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие». На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры).
Писал ли он Волгу – эта была раздольная река русских песен. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге».
Витте (1904), Ф. И. Суриков, И. И. характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма ("Золотая осень", 1893). Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно.
Письмо и проект были действительно зачитаны на одном из "четвергов" Артели. Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых.
Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати».
Превосходные этюды и страстная жажда жизни. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Если живописные произведения о революции, рабочем и крестьянском движении было почти невозможно показывать на выставках, то в рисунке эти же авторы чувствовали себя гораздо более свободно. Убедительный пример этого – работы В. А. Серова. Мясоедов, В. Г. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого.
В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме». Поистине блестящим портретистом был И. Крамской. В то же время он не скрывает трагических сторон действительности.
В его альбомах сохранилось множество зарисовок. Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Большую роль в развитие и популярности передвижников сыграли такие лица, как критик В. В. Стасов и небезызвестный П. М. Третьяков, который охотно покупал произведения этих художников для своей галереи и даже делал заказы.
Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Передвижники были убежденными реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедает Г. Мясоедова, 1872г., Встреча иконы К. Савицкого, 1878г. ). После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. уч-ще живописи, ваяния и зодчества.
Были показаны работы 16 художников. Уже в раннем творчестве Перов выступил как художник социально-критической направленности. Картина Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871, Горьковский гос.
Государственная Третьяковская галереяСюжет картины – историческое событие. Теперь художника особенно привлекали социальные и психологические типы людей (Странник, 1870, ГТГ Птицелов, 1870, ГТГ Охотники на привале, 1871, ГТГ, повторение 1877 – ГРМ).
В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин – «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. «Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Наиболее значительная жанровая картина этих лет Парижское кафе (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Шишкин и многие другие.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг. Репин вернулся на прежние позиции.
Мое казачество более, чем 200-летнее. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции. Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство.