Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Именно вот таким образом передвижников поддерживала передовая часть общества. Репин создаёт и лучшие портреты. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870, ГРМ). Еще одно значительное творение Репина – «Крестный ход в Курской губернии». А вскоре московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок (1870).
Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н. Творчество художников передвижников было простым и понятным народу. То, что в западноевропейской (французской по преимуществу) живописи сделал Коро как создатель пейзажа настроения, в русской живописи принадлежит Левитану. Верещагин, А. П.
Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Ге и В. Г. Писал У омута – вспоминались предания об утопленницах.
Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи (Царевна Софья, 1879, Третьяковская галерея). После распада ТПХВ многие передвижники вошли в Ассоциацию художников революционной России. Крамской («Христос в пустыне», 1872), Ге («Что есть истина. », 1890) и др.
Написал порядочное количество. Список участников данного сообщества включает в себя лучших скульпторов и живописцев девятнадцатого – двадцатого веков. Репин, В. И. и в графике, в частности в портретном рисунке графическая манера Репина к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок Девочка Ада, 1882, Третьяковская галерея и Невский проспект, 1887, Русский музей, – оба карандаш).
Однако свойственный искусству 1860-х гг. Серов и др. Таковы картины С. А. Коровина («На миру», 1893, ГТГ), С. В. Иванова («В дороге. Подобно бытовым картинам, пейзажи передвижников почти всегда содержательны.
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль. Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю.
Левитан встретил широкое признание в обществе. При этом толпа у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. Для того, чтобы как можно больше людей приобщились к искусству, пропитанному социальными переживаниями, художники устраивали передвижные выставки, от чего и получили свое название. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя.
Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением. Васнецовы, А. И. Картина стала открытием в живописи. После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. В 1870-80-е гг. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм.
Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. " – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым. Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, крестьянский быт. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Молодые художники решили создавать другое, новое искусство.
Основываясь на материалистической эстетике В. Г. Получив отказ, молодые студенты, не раздумывая, вышли из состава учебного заведения, организовав свободную артель. Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали.
Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству.
Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д. Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Репин много работал над темой революционного движения.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. Григорий Григорьевич Мясоедов Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Третьяковская галерея). Жили бедновато, но весело.
Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею. Мир должен был увидеть сам себя через призму истории.
Первая выставка состоялась в 1871 году, а расцвет движения пришелся на 80-е годы 19 века. «Странник», 1870 И. Н. Крамской. Да и сегодня состояние её такое, что не скоро мы увидим нового Нестерова и Васнецова. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме».
Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники)— объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869) группы художников-москвичей (Л. Л. Каменев, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и В. О. Шервуд) с предложением совместно организовать новое «Товарищество» и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н. Н. Ге, Каменевым, М. К. Клодтом, М. П. Клодтом, Корзухиным, Крамским, К. В. Лемохом, К. Е. Маковским, Н. Е. Маковским, Мясоедовым, Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, Шишкиным и В. И. Якоби. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Эти 14 бывших студентов и организовали «Санкт-Петербургскую Артель художников», позже переименованную в «Товарищество передвижных художественных выставок». В этот период написаны многие выдающиеся произведения художника: Проводы покойника (Похороны крестьянина, 1865, ГТГ), Приезд гувернантки в купеческий дом, Тройка (обе 1866, ГТГ), Утопленница (1867, ГТГ), Последний кабак у заставы (1868, ГТГ). Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29ноября (11декабря)1871 г. в здании Академии художеств.
Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой портрет (Курсистка Н. Ярошенко, 1883г. ), пейзаж, а позже – историческая живопись, где главным действующим лицом выступает народ (Утро стрелецкой казни В. Сурикова, 1881г. ). Полученный от Совета отказ обернулся так называемым «бунтом четырнадцати». Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине Крестный ход в Курской губернии (1880-83, Третьяковская галерея). Маковский, И. М.
В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях.
Убежденным пропагандистом творчества передвижников был критик В. В. Стасов, провозгласивший важность создания «хоровой» картины, где главным героем является народ, запечатленный во всем многообразии типов («Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880–83). Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. Ученики Левитана поселились в Химках. Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. Нас, молодых художников, презрительно именовали «экспонентами», так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри с нами обращались вообще самым строгим образом. В эти годы Репин создал большой групповой портрет Славянские композиторы (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
Рылов и др. Тишина, спокойствие разлиты в природе. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике.
Он же, во время создания картины «Офелия», заставлял Элизабет Сиддал по нескольку часов лежать в наполненной ванне. В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников15. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. С 1882 Репин жил в Петербурге. Левитан был очень внимателен к своим ученикам. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.
Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Художник постоянно рисует.
Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. Позы персонажей, выражения их лиц – всё говорит о том, что царевич не отрицает своей вины, а Пётр верит в то, во что ему, как отцу, верить не хочется. Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. городах. Передвижники находились под воздействием тенденциозных и вульгарных общественных и эстетических взглядов В. Г. Большую роль в развитии искусства передвижников играл критик-демократ В. В. (ТПХВ), созданное в 1870г.
В целом выставка была успешной94 и стала значительным событием в культурной жизни России. А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок».
Добролюбова и Н. Г. Ярошенко, И. И. Ге, В. Г. На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя.
Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, — на стенах домов, заборах, обрывках бумаги.
В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»). Яркий пример тому – И. Шишкин. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним.
Над вечным покоем (1894) В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. Уже в раннем творчестве Перов выступил как художник социально-критической направленности. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Государственная Третьяковская галереяСюжет картины – историческое событие. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг.
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Обаятельны женские портреты С. М. Лукомской (акварель, 1999г. ) и М. Н. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX в. Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими и еще рядом других «членов-учредителей», подписавших первый устав Товарищества. Его вибрирующий мазок, пронизанный светом и воздухом, создает чаще образы не лета и зимы, а осени и весны – тех периодов в жизни природы, когда нюансы настроения и красок особенно богаты. «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» – это поэмы о юности, проникнутые жизнерадостным, оптимистическим мироощущением художника, воспринимающего мир в его красочном богатстве и разнообразии.
Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Крылова и др. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути.
Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. городах. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Товарищество существовало свыше 50 лет (до 1923 г. ). 1880-х гг. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Крамскому, напечатанные в Вестнике Изящных Искусств (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890), приезжая туда ещё дважды. Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов. многие видные члены Товарищества (И.
Третьяковым, оказывавшим передвижникам огромную материальную и моральную поддержку. Наряду с господствовавшим в 1860-е гг. Левитан, В. А. В 1890-х гг. У подъезда земской управы группа крестьян. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. «Мужичок из робких», 1878) пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др. ).
Так было и летом 1900 года. От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю. Продолжая работать над этим сюжетом, Перов одновременно подготовил картину Проповедь в селе (1861, ГТГ). Налицо критический сюжет – сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности.
Не ждали, 1888г., И. Репина). Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор. Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. Репин, В. И. Суриков или тот же Крамской). На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки.
и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон. Масляная картина была написана в 1855 году. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Должны были.
Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. Не случайно так любил изображать Левитан осень, осенние размытые дороги. Василий Иванович Суриков «Я ИСЧЕЗАЮ. Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты).
Передвижники обратились к изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. по инициативе Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества.
Я только высмотрел, подметил. Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств. В 1876 году была закончена также картина Монастырская трапеза, начатая еще в 1860-е годы.
Вскоре эти художники, к которым примкнули новые сторонники, основали «Товарищество передвижных художественных выставок» и стали возить свои картины из города в город, пробуждая в людях революционные настроения, сочувствие к бедствиям простых людей, любовь к родной земле, такой «убогой и обильной, могучей и бессильной», как сказал о ней поэт Некрасов. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников. Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин – «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. В 1894 году Серов становится членом Товарищества передвижников.
Позже Саврасов сделал несколько копий картины. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакасии. (Перуджино, ранний Рафаэль, Дюрер, Гольбейн, Кранах). Так, первая параллельная выставка11 была показана в 12-ти городах России12. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка.
Репин работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, – над портретами, жанровыми картинами и рисунками. «Порожняки», 1872) портреты крестьян, воссоздающие яркие и цельные народные типы (В. Г. Перов. Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы» Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» изображающая надвигающееся штормовое облако, является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам.
Мое казачество более, чем 200-летнее. В это время в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств –также назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый «бунт 14-ти». В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Недаром произведение имеет подзаголовок «Русь». города. Его ранние произведения проникнуты романтикой. Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Смерть переселенца», 1889, ГТГ), А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и др.
Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. Основателями Товарищества были Крамской, Перов, Ге и Мясоедов. В ноябре 1870 г. был утверждён Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Он слышал выстрелы, видел убитых.
Первая выставка состоялась в 1871г. Последний значительный всплеск активности имел место в 1922, когда общество приняло новую декларацию, выразив свое стремление «отразить быт современной России», дабы «помочь массам осознать и запомнить великий исторический процесс». Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.
Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, – оба в Русском музее). А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Выставка 1882 года была последней для художника. Серова.
Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал – к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании. В. Чуйко. В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование16. Владимирка – это большая дорога Владимировской губернии.
У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности. Русские художники создавали славу культуры России. За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. Первая выставка состоялась в 1871г. в Санкт-Петербурге, откуда картины были отправлены для показа в др.
В 1890-е гг. 1870-80-е годы – это период расцвета передвижников. Куинджи же сам объяснял так:. Серов выступает в это время как мастер художественной типизации, выявления характера.
Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников» (Ф. Превосходные этюды и страстная жажда жизни. Художники пишут бытовые сцены из деревенской жизни (В. М. Максимов. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Решительно порвав с канонами и эстетикой академизма искусство передвижников искало свой творческий метод.
В Пенатах, где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Характерными чертами стиля назарейцев являются: строгая композиция, подчеркнутый контур и яркие краски (хотя значительного отхода от живописной школы классицизма, тем не менее, нет, что позволило в поздний период им влиться в их ряды). 1905. В конце 1870 – начале 1880-х гг. также СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ). Русь» (не закончена).
Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, – Летний вечер. Действительный член петербургской АХ (1893). Теперь художника особенно привлекали социальные и психологические типы людей (Странник, 1870, ГТГ Птицелов, 1870, ГТГ Охотники на привале, 1871, ГТГ, повторение 1877 – ГРМ). Дело в том, что годовой (. ) доход от всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша – все деньги отчислялись в казну Министерства Императорского двора.
В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Ввысь устремились тополя. Репина в Париже и в Москве. Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. 135, 7 х 173 см. Принимал участие в организации сатирического журн.
Рерих, А. А. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Здесь написаны Парижские тряпичники (1864, ГРМ), Шарманщик (1863, ГТГ), Савояр (1864, ГТГ, повторение – КМРИ), Продавец Песенников (эскизы – ГТГ и Музей ТАССР). С начала 70-х гг. Конец 1890-1900 гг.
С этой группой работ, ярко обнаруживающих демократические тенденции Серова, связаны также пастель «Пушкин в деревне» (1899г. ) и акварель «Пушкин в парке» (1899г. ), воссоздающие прочувствованный образ великого поэта. Любой вымысел идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи». Поленов – настоящий реформатор русской живописи, продолжающий вслед за Александром Ивановым развивать ее на пути пленэризма. Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко). Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Репин, А. К.
Конец 1870-х – 1880-е гг. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. «Артель» просуществовала недолго. Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Но он и философ.
Хост, масло. Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Шишкин и многие другие. Родился в семье военного поселенца. ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др.
Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В состав передвижников в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии. ) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР.
Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще. В отличие от «Артели» у передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде.
Саврасова), «Порожняки» (И. Письма Васильева к И. Н. 22июля (4 августа) 1900 год в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. Крамской стал идейным вождем нового объединения. В 1858 году Большой серебряной медалью отмечена его картина Приезд станового на следствие (1857, ГТГ), затем Малую золотую медаль он получил за картину Первый чин.
художники стремились не создать иллюстрации к Священному Писанию, а подойти к разрешению актуальных нравственных и философских вопросов. В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист. Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне. Поленов, Н. А. Это было как бы «хождение в народ» художников.
К началу 1870-х гг. В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже. Важнее же иметь в виду ту беспрецедентную аналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столько пресловутым социальным «вопросам», но искусству как таковому, творящему свой суверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное идеально-самодостаточное художественное царство. В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ). Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. Иногда он бывает ликующим, как в «Марте», но чаще грустным, почти меланхолическим.
Репин Илья Ефимович, русский художник., – писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин. Передавая эту смену состояний в природе, Васильев использовал тончайшие цветовые отношения: от серого снега и свинцового неба к рыжеющему лесу и коричневым лужам в «Оттепели», от темнеющих деревьев и их скользящих теней к уже светлой воде, проясняющемуся небу – в «Мокром луге». Новое искусство получало, таким образом, более широкую аудиторию, которую в основном составляли разночинцы.
В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь». Яркий пример тому – «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др. Назарейцы тяготели к крупным монументальным формам. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы (1860, местонахождение неизвестно). В 1860-е гг.
Были показаны работы 16 художников. Смена», 1895, ГТГ). был утвержден Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G.
И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью. Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции (иногда в 20 городах в течение года). Тогда 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему.
Так, например, на картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру Кристину, а глядя на полотно «Изабелла», современники узнавали друзей и знакомых Милле по Братству. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Вместо Заболотского прошение о выходе из Академии подал скульптор Василий Крейтан, также имевший малую золотую медаль Академии. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве.
Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: Со всех сторон я природный казак. Мясоедова, Н. Н. Картину Владимирка в 1894 году Левитан принес в дар П. Н. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума — Ф. П. Морозовой. Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.
Их он стремился передать как можно конкретнее. – период новых разнообразных творческих исканий художника. Максимов, К. А. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ).
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Творчество художников, состоявших в ТПХВ, отличалось обостренным психологизмом и выраженной социальной составляющей.
постойте. Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Общество стремительно теряло свое влияние. Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, «искусство в высшем его проявлении», призвано было открывать миру то, «что скажет о нем (мире) история» (Крамской, Взгляд на историческую живопись), – фактически открывать сам ход истории, тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее.
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». многие художники демонстративно покинули академию.
Он приобретал в свою галерею произведения передвижников, оказывая им тем самым материальную и моральную поддержку. Жанровые (бытовые) картины их стали более монументальны по композиционным решениям, значительнее и глубже по сюжетным разработкам. Каковы были эти идеи. Последним главой товарищества избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. Домотканово» (1895г. ), «Зимой» (1898г. ), пастель «В деревне. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, А. П. Рябушкин и др.
Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в Третьяковской галерее). Левитан прожил всего сорок лет. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет.
В 1870-е годы бытовой жанр Перова приобрел новое направление. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. Максимова, 1875г. ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров (Бурлаки на Волге И. Репина, 1873г. ), богатство и величие родной природы (пейзажи А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения (Арест пропагандиста, 1892г.
Шишкин, В. М. Тихий провинциальный городок. Еще в пенсионерские годы во Франции Поленов много писал на пленэре (нормандские этюды). Ге, И. Н. Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-х годов их деятельность практически сошла на нет.
Последняя, прерванная смертью художника работа «Озеро» (1899–1900, ГРМ), однако, полна солнца, света, воздуха, ветра. На регулярных выставках (всего их состоялось 48), которые показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих других городах империи, от Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани, с годами можно было увидеть все больше образцов не только романтическо-«реалистической», но и модернистской (импрессионизм) стилистики. Он получил разрешение продолжить пенсионерский срок в России и в 1864 году риехал в Москву. Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ). В этот период Серов охотно рисует детей, тонко подмечая особенности детской психологии: «Дети» (1899г. ), «Мика Морозов» (1901г. ). На выставке были показаны работы 16-ти художников84. Акимовой (1908г. ), отмеченные одухотворенностью образа, высоким мастерством рисунка и живописи, передающие тончайшие оттенки душевного состояния.
В число экспонентов «Товарищества» вошли (помимо вышеуказанных художников) А. П. Боголюбов, А. М. Васнецов, К. Ф. Гун, Н. Н. Дубовской, И. И. Левитан, В. М. Максимов, Н. В. Неврев, И. С. Остоухов, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. И. Суриков, Н. А. Ярошенко и многие другие. Творческим методом передвижников стал критический реализм, стремление воплотить «правду жизни». Идею картины художнику подал его младший брат Александр. И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть. В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин).
Особое место в пейзаже второй половины XIX в. занимает Архип Иванович Куинджи (1842 (. ) – 1910) с его поразительными эффектами освещения («Украинская ночь», 1876, ГТГ «Березовая роща», 1879, ГТГ «Лунная ночь на Днепре», 1880, ГРМ), придающими романтический характер его пейзажам, но и сообщающими им некоторую театральность, сделанность, придуманность в отличие от истинно реалистического видения других пейзажистов передвижнического круга. Картина Полдень. Член Товарищества передвижных художественных выставок.
Вклад Перова в искусство середины XIX века чрезвычайно весом. Ситуация драматична. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. И его философские раздумья тоже полны грусти о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования, которое является мигом перед лицом вечности («Над вечным покоем», 1894, ГТГ). Картина Иван Грозный и сын его Иван (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Один из учеников Левитана вспоминал: Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико.
К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Толстого был написан И. Крамским по заказу П. М.
Художник-пейзажист. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Поистине блестящим портретистом был И. Крамской. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине Бурлаки на Волге (1870-73, Русский музей).
Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. Стояла холодная, пасмурная погода и река показалась ему «тоскливой и мертвой». В 1856 году Иван Иванович поступает в Академию художеств (Петербург).
Иван Крамской (фотография 1860-х годов)Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «. Творчество Перова второй половины 1860-х годов разнообразно по тематике. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук – вот их обед.
На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев. Первые произведения Перова имели большой успех на выставках. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Домотканово» (1888г. ). Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества.
Передвижники – это художники реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). Это собирательный образ русской природы, родины. Стасов П. М. Каждый портрет для Серова, по его выражению, – «целая болезнь» – с такой творческой страстью углубляется он в изучение натуры ищет новые средства художественной выразительности, добивается яркого раскрытия социально-психологической сущности человека, стремится выразить свое отношение к нему. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие».
В ответ на отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Перов, В. А.
Его мировоззрение сложилось в атмосфере 60-х годов. В 1862 году он выставил в Обществе поощрения художников в Петербурге Сельский крестный ход на Пасхе (1861, ГТГ), но полотно было удалено с выставки с запрещением предавать его известности. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и параллельные выставки, для городов, куда основные выставки не попадали. наиболее плодотворный период в творчестве художника. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет («Полесовщик» И. Н. Крамского «Кочегар» и «Курсистка». Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого.
в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привел к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов.
Государственная Третьяковская галереяНа картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). Наиболее значительная жанровая картина этих лет Парижское кафе (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Реалистическое изображение жизни – главный их принцип.
В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным. Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно).
по инициативе В. Перова. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Рябушкин и др. Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Он прежде всего лирик, его пейзаж глубоко лиричен, даже элегичен. Среди них Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927), много занимавшийся бытовым и историческим жанром.
В юношеском возрасте молодой художник поступает в Училище живописи. В 1862 году было завершено Чаепитие в Мытищах близ Москвы (ГТГ) – еще один яркий образец критического реализма2. Савицкий, A. M. Помогал он очень тактично, не обижая. Галерея «лиц, дорогих нации» была создана во многом благодаря целенаправленной деятельности П. М. Третьякова, заказывавшего портреты художникам В. Г. Перову (портреты А. Н. Островского, 1871 Ф. М. Достоевского, В. И. Даля И. С. Тургенева все– 1872), И. Н. Крамскому (портреты Т. Г. Шевченко, М. М. Антокольского, Ф. А. Васильева все – 1871 Л. Н. Толстого, 1873 И. А. Гончарова, 1874 Н. А. Некрасова, 1877 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879), И. Е. Репину (портреты И. С. Тургенева, 1876 И. Е. Забелина, 1877) и др. Основано оно было в 1870 году. Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871 земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872).
Белинского, Н. А. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников. Витте (1904), Ф. И.
Выехав за границу, художник обосновался в Париже. Баба с лошадью» (1898г. ), «Баба в телеге» (1899г. ), акварель «Серый день» (1897г. ), полный драматизма рисунок «Безлошадный» (1899г. ). городах. Подлинным увлечением передвижников можно назвать пейзажную живопись.
Она стала настоящим событием в культурной жизни России. С 1871 года до конца жизни он преподавал в московском Училище живописи и ваяния. Созданное по инициативе Г. Г. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. ). Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. «Передвижники» перестали уже представлять собою, как они сами привыкли считать, все художественно-передовое в России и модернистски настроенная молодежь делала выбор в пользу других группировок – начиная с «Мира искусства». Товарищество распалось в 1923 году. Передвижники мыслили своё занятие искусством как высокую миссию общественного служения.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Шишкина. Совсем портретчиком становлюсь. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 Г. Г. Мясоедов. Верещагин, А. П. В 1890-х гг.
Когда я их задумал, — писал Суриков, — у меня все лица сразу так и возникли. 1880-х гг. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Развивая отдельные жанры, передвижники в качестве идеала, к которому должно стремиться искусство, мыслили единство, синтез всех жанровых слагаемых в форме «хоровой картины», где главным действующим лицом выступала бы масса народа. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году.
Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 – ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Передвижники были убежденными реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедает Г. Мясоедова, 1872г., Встреча иконы К. Савицкого, 1878г. ).
Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. Суриков, В. Е. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке.
Это относится и к работам прозаика Шишкина И., романтиков Ф. Васильева, Куинджи А. о особенно таких лириков, как Саврасов А. Поленов В., Левитан И. Знаменитые «Оттепель» (1871, ГТГ) и «Мокрый луг» (1872, ГТГ) полны глубокого настроения и передают мельчайшие изменения в природе: «жизнь неба», предметов, окутанных мглою, как в «Оттепели» или в пелене дождя, как в «Мокром луге», – сохраняя при этом обобщенность, цельность картины, всегда проникнутой большим поэтическим чувством. Отказ от исповеди, 1885г. Третьякову для галереи. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище.
В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). Высокого мастерства достигает Репин в 80-е гг. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Но даже в знаменитой картине «Христос и грешница» («Кто без греха. », 1888, ГРМ) огромную роль играет пейзаж.
За полвека своего существования Товарищество провело 4710 передвижных выставок. Белинского и Н. Г. оживлены незримым присутствием в них человека. Просим позволения сказать перед Советом несколько слов. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть.
Например, И. И. В своей работе художник колоритно показал образ простого народа. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. 29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки. Крамского, Г. Г. Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни России.
Н. А. Ярошенко создавал портреты-типы («Студент», 1881 «Курсистка», 1883). Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью. Каждая выставка была огромным событием в жизни провинциального города. Целью объединения, организованного в 1870г. Холст, масло.
Прянишникова) вошли в историю русского художества. Вот таким образом появляются картины изображающие общественную жизнь. Целью их творчества было служение людям, народу. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос.
География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Картина Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871, Горьковский гос.
Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. «Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. Выпускники, оставив Академию, создали «Санкт-Петербургскую артель художников». Товарищество возникло в ответ на бездействие и безыдейность Академии художеств. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.
В 1880-х гг. Их полотна зрители встречали с большим интересом. Саврасов, И. И. По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским – основателем «Артели художников».
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе.
Последняя 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923г. Со временем «они всё дальше отходили от натуры, теряли связи с современной жизнью и довольно быстро впали в сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство по существу смыкавшееся с академическими традициями. В начале 20 в. в «Товариществе» усилились трения между новаторами и традиционалистами (см. Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др. Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, который Сурикову кровавым казался, не просто исторический фон, он композиционно увязан с движением массы. Картина была полна удивительной тихой прелестью.
Крамской, Г. Г. Устав поставил целью объединения «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами б) развития любви к искусству в обществе и в) облегчения для художников сбыта их произведений». В монументальных полотнах В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881 «Боярыня Морозова», 1887) представлены переломные моменты русской истории, когда в противоборстве различных сил раскрываются существеннейшие черты национального характера. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и др. ) вошли в состав Петербургской академии художеств.
Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени – в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В. В. Стасова) была эстетика философского романтизма. Совет Академии отказал им в этом и тогда все 14 художников покинули Академию. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Домотканово, 1888, ГТГ). Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Островского (1871, ГТГ), Ф. М. Достоевского (1872, ГТГ) и др.
Суриков, И. И. Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. В 1880-1900-е гг. Саврасов, В. И. Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок.
Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХХ века. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского.
Они поселились общей артелью, вместе работали, вместе обедали. Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Летом ученики Левитана выезжали на этюды. и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога.
Уже в возрасте 22-23 лет он создал классические произведения русской живописи: картины «Девочка с персиками» (1887г. ), «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ), «Заросший пруд. Приезд жены к ссыльному» (1898г. ). В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Айвазовскому. Первые пейзажи Алексея Кондратьевича – «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» – проникнуты идеями романтизма. Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород).
Наступили долгие годы молчания. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры). Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. где казаки писали послание Турецкому Султану. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди».
«Страдная пора», 1887 И. М. Прянишников. До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Вдохновляющим примером для него послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский и др. ) – выпускниками Академии художеств, демонстративно покинувшими ее после того, как совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии. Лирика Левитана масштабнее, а потому доходчивее. Наряду с бытовой картиной одним из ведущих жанров в искусстве передвижников был портрет.
Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. Товарищество не ограничивало доступ в свои ряды, что противоречило бы его демократической платформе. Прянишников, А. К. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов.
В 1909 прекратились его провинциальные выставки. бытовым жанром в творчестве передвижников развиваются портрет и пейзаж. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос. Творчество прерафаэлитов было тесно граничит с литературой: с произведениями итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери, английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона По-иному — торжественно и печально — воплощает литературный сюжет Миллес на картине «Офелия», созданной в 1852 г. В зеленоватой воде среди водорослей плывёт тело утонувшей Офелии.
Серов, В. Д, Поленов, И. Е.
Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. Проститутка Фанни Корнфорт позировала ему для картины «Леди Лилит». Несколько лет художник работал над историческим полотном Суд Пугачева (1879, ГРМ, вариант 1875 -ГИМ, эскизы – ГТГ). В исторических картинах передвижники стремились убедительно воссоздать старинный быт, костюмы, архитектуру, сделать изображаемое событие «осязаемым» для зрителя, погрузить его в атмосферу прошедшей эпохи (Н. Н. Ге.
В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества. и В. М. Передвижники мыслили свое занятие искусством как высокую миссию общественного служения. Прямым откликом на революционные события была небольшая картина «Встреча. С Меншиковым трое его детей.
русские художники-реалисты, входившие в демократическое выставочное объединение– Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и противопоставившие свои творческие принципы академизму. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. Шедевры, написанные в молодые годы имели огромный успех на передвижных выставках. Жанры ИЗО Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве.
По возвращении на родину он создает картину «Московский дворик» (1878, ГТГ), настоящий гимн «патриархальной Москве, увиденной глазами петербуржца»: типично московская шатровая колокольня и церковь, уютный московский особняк с ампирным портиком играющие дети, телега с лошадью – весь мирный быт «порфироносной вдовы» передал Поленов в тончайшей воздушности пленэрной живописи. Во Франции Репин написал картину Садко в подводном царстве (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. В 1895 – 1897 преподавала Моск. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен.
В 1856 Д. Г. Россетти встречается с Уильямом Моррисом (1834–1896) и Эдвардом Бёрн-Джонсом (1833–1898) и эта встреча становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов, основной идеей которого становится эстетизм, стилизация форм, Из позднего прерафаэлизма вырос стиль Ar Nouveau, позже ставший международным стилем (в Италии это искусство называется stile Englese (английский стиль), в Австрии – Sezessionstil, в Германии – Jugendstil, во Франции – Ar Nouveau, в России – стиль модерн). Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Образы русской народно-сказочной фантазии оживают на полотнах В. Васнецова.
Мясоедов, В. Г. В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры. Этюды для картины Суриков писал на р. Обь. Поколение «старших» передвижников было в основном разночинным по социальному статусу. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества1.
Э. Милле, Холмана Ханта (1827—1910), Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера и живописцев Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Членами ТПХВ в разные периоды были Н. Н. Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни.
И. Н. Они стилизовали живопись под примитив, соблюдая принципы академизма: условный колорит, статичность, перобладание рисунка над линией. Делили заказы и заработки. Луки» боролся прежде всего с «безнравственностью» живописи нового времени. В своём письме он писал: «Пишу татар.
Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц (Воскрешение дочери Иаира, 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). На похоронах были художники В. А. Серов (приехавший на похороны из-за границы), А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника. Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати». В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества.
Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В. М. Максимова, 1875, ГТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870—1873, ГРМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» И. Е. Репина). в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привёл к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании.
Последняя работа— «Озеро. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году. Писал ли он Волгу – эта была раздольная река русских песен. Возглавил движение И. Крамской.
Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа – Товарищества передвижных художественных выставок. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой (Проводы новобранца, 1879, Русский музей Вечорницi, 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни (В волостном правлении, 1877, Русский музей). Пороки общественной жизни стали темами их картин. Один из конкурсантов, Пётр Заболотский, не вышел из зала со всеми, решив всё-таки участвовать в конкурсе. В 1880–90-е гг.
«Эта трава на первом плане и эта тень –такого рода, что я не знаю ни одного произведения русской школы, где бы так обворожительно это было сработано», –писал Крамской. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Это исторический документ поздней стадии передвижничества». Мясоедова, Н. Н. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками.
Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). «Боярыня Морозова». Н. А. Ярошенко).
Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр. Лесков (1894, ГТГ). Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Репин вернулся на прежние позиции. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В. Стасов.
Чернышевского. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Волга, Плёс, Европа (1887—1890) Однако на следующий год он снова решил ехать на Волгу. В. М. Васнецов обращался в своем творчестве к образам русского народного фольклора. Основополагающим принципом искусства передвижников был критический реализм. города.
Учился главным образом у П. П. А. Н. Радищева Дорога на Монмартр в Париже, 1876, Третьяковская галерея). Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к «духовным потребностям общества». С середины 80-х годов участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Устав новой организации был утвержден в 1870 году.
На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». Однако те же задачи вскоре были поставлены новообразованной АХРР, с которой «передвижничество» практически слилось (последний председатель «Товарищества», Радимов, стал одним из родоначальников АХРР), так что 1922 год оказался для него последним. Перова в противовес официальному центру искусства – Петербургской Академии художеств. Бунт 14-ти Причиной создания Товарищества стал знаменитый культурный бунт «Бунт 14-ти», произошедший 9 ноября 1863 года. Солнечный полдень.
Друзья не понимали причин, волновались. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон. Является одним из учредителей Товарищества передвижников. Репин много работает над иллюстрациями.
Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора. Его увлекала техника, он занимался археологией историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Последним значительным историческим произведением Репина была картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. цветовая палитра в полотнах многих передвижников становится ярче и светлее, манера письма – свободнее, композиционные приемы разнообразнее (И. Рябушкин и др. «Лунная ночь на Днепре» из-за своих световых эффектов имела сенсационный успех на индивидуальной выставке художника в 1880 г. Декоративные искания Куинджи, эффекты освещения, контрасты цвета будут использованы позже художниками XX в. Куинджи оставил после себя целую школу, возглавив в середине 90-х годов в реформированной Академии пейзажную мастерскую из которой вышли Н. К.
В 1870 году это объединение было переименовано в «Товарищество художественных выставок». Творческим методом передвижников стал критический реализм, стремление воплотить «правду жизни». Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. После окончания Академии (1860 г. ) Шишкин отправляется за границу. Первым этапом развития прерафаэлитизма было возникновение так называемого «Братства прерафаэлитов», состоявшего первоначально из семи «братьев»: Дж. Любой вымысел идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи».
Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Например известный портрет Л. Н. Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Журавлев, А. Корзухин, К. Маковский, А. Морозов, А. Литовченко и др. ).
Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств. Участниками выставок Товарищества были М. М. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации (Мужик с дурным глазом, Третьяковская галерея, Мужичок из робких, Горьковский художественный музей, – оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного исполненного грубой силы человека. Подобная эстетическая суверенность, с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма и модерна (хотя бы в творчестве таких выдающихся «передвижников», как В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, И. Е. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. «Бунт четырнадцати», так их называли. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
Они – символ русской живописи 19 века. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. 8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В ноябре 1870г. Лицо же самого «Товарищества» определялось теперь по-своему мастеровитыми, но стилистически-ретроградными художниками типа В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, Н. П. Богданова-Бельского, Н. А. Касаткина, П. А. Радимова, Г. К. Савицкого.
С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – "Земство обедает" (1872). Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова. Антокольский, В. В. Носит на груди глину.
В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. 62 х 48, 5 см. Ею, как и портретом, занимались почти все художники. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни.
многие видные члены Товарищества (И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и др. ) вошли в состав Петербургской академии художеств. «Полесовщик», 1874, «Мина Моисеев», 1883 И. Е. Репин. На ослабление Товарищества работала и появившееся тенденция к местничеству между Петербургским и Московским отделениями.
Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, «революционно-демократическим» сюжетам, которых тут действительно было немало (и они вызывали постоянные придирки цензуры).
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871). Просто не верится, что эта директивная бумага, определявшая «как надо и как не надо писать картины», – быль, а не сказка-выдумка. Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. Третьякова. Но не это стало для художника главным в картине. Родился в Тобольске в 1834 году. Куинджи, В. Д.
По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. Антокольский, В. В. Сложные же отношения с Академией в итоге завершились компромиссом, поскольку к концу 19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных «передвижников» была включена в академический профессорский состав. В ноябре 1863 года четырнадцать выпускников императорской Академии художеств отправили в Совет Академию просьбу, в которой просили заменить традиционное конкурсное задание, предоставив молодым художникам свободу в выборе темы.
Их деятельность дала мощный толчок для развития живописи и искусства в целом. Вот таким образом многие из бывших назарейцев к середине I9 в. заняли ведущие должности в академиях художеств их искусство становилось все более консервативным, «академическим» в традиционном понимании этого слова (В. Каульбах, К. Пилотти и др. ), однако их творчество сильно повлияло на историческую живопись 19 в. Назарейцы предвосхитили многие творческие идеи и взгляды английских прерафаэлитов. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет.
Нашел тип для Ермака». Товарищество сплотило в себе лучших художников и скульпторов 19 века. Заметное место на передвижных выставках занимали портреты деятелей русской культуры, которые воспринимались обществом как «властители дум», самоотверженные пророки, проповедники высоких истин, взывающие к душам и сердцам. ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века.
В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Они работали в различных жанрах: исторический, пейзажный, портретный. Так же как и многие другие художники-передвижники 19 века, Василий Максимович в своем творчестве стремился максимально отразить творческие идеалы и ценности своего времени.