Современные русские художники-натюрмортисты по масштабу своего таланта если не превосходят, то уж точно не уступают выдающимся деятелям прошлого, а их картины пользуются популярностью у покупателей не только благодаря эстетике и высокому мастерству, но и вследствие ценовой доступности.
Очень скоро это преодоление известной ограниченности импрессионистического метода становиться у Грабаря последовательным. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Иными были истоки творчества Грабаря и его становления. Натюрморту не характерна подвижность, все предметы представлены крупным планом и изображены довольно детально.
Художник пытается передать ощущение летнего дня, прелесть дружеской беседы. Рисуем то, что под рукойЗнойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Все здесь говорит о близости нового этапа в развитии русского натюрморта. 8165см Ваза с фруктами, 1909. Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк).
244244 см). В российском живописном искусстве натюрморт практически всегда был второстепенным жанром. Как видно, современники высоко ценили творчество И. И.
Сирень и незабудки он определял как чистокровный импрессионизм. Художник ищет выхода в подчинении форм и красок определенному декоративному ритму.
stilleven, нем. Живописный язык достигает предельной лаконичности и силы выражения. Главным достоинством таких работ считалось максимальное сходство изображения с предметом. Величественная и многообразная русская живопись всегда радует зрителей своим непостоянством и совершенством художественных форм. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок». Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер.
Тем не менее, многие русские художники, не писавшие натюрмортов, восхищались ими, глядя на полотна западных мастеров. Зеленоватыми и золотыми бликами искрится самовар в центре стола. 1972. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Холст, масло.
Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»). Наиболее точно все эти принципы воплощены на большой картине К. Е. Маковского «В мастерской художника» (1881). Именно тогда Грабарь увлекался живописным методом Клода Моне. Левитана (1860-1900). Картина написана почти в пленэре – на террасе загородного дома. Поленова.
Особенно связь натюрморта с пейзажем прослеживается в творчестве К. А. Аполлон Рафаэля представлен в окружении муз, как покровитель искусств и наук. Серов подбирает для персиков собственный желтый цвет и противопоставляет его с белизной скатерти, с зеленью кленовой листвы и желтизной света, льющегося из окна в сад. Работа поражает «натюрмортным» нагромождением деталей: экзотических фруктов, богатых тканей, антикварных редкостей.
Тщательная проработка деталей вкупе с утонченной цветовой гаммой и идеально построенной композицией делали их картины бесподобными. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). vanitas).
Даже выбор изобразительной техники различает генетику их тел. Хруцкого. Фасады терема напоминают дворец Алексея Михайловича в Коломне, построенный в XVII веке: разноцветие, отсутствие симметрии, а отсюда и живописность, «чешуя» кровли, кокошнико-образное перекрытие крыш.
Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. На большом полотне изображены лежащая на ковре огромная собака и ребенок, тянущийся из кресла к фруктам на столе. Иные эмоции вызывают натюрморты, написанные в Париже: розы и фиалки (1912, ГТГ) или Гвоздики и фиалки в белой вазе (1912, ГТГ). Его грани отражают холодный свет гаснущего дня. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И.
Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. В них необычайно убедительно передано ощущение южного теплого воздуха, влажных морских испарений, яркого солнца, всей нежащей атмосферы юга. Несколькими движениями кисти художник пишет кочан капусты, луковицу, помидор.
Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Да и в работах Коровина такой метод иногда давал срывы, обнаруживая свои слабые стороны. Краткий отрывок, написанный А. И. Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена. Фреска с Аполлоном изящно аккомпанирует архитектуре, скорее даже прорываясь в мощное соло. Натюрморты Кончаловского разнообразны. Этот натюрморт очень содержателен. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.
Левитана (1860 – 1900). Картон, масло. Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника).
Как позволяют судить воспроизведения, очень интересна одна из ранних работ этой группы – полотно Утренний чай (1904, Национальная галерея, Рим). Коровина (1861 – 1939) и В. А. Исцеляя слепорожденного, Господь сказал: Я свет миру (Ин. 9:5).
Тесное соединение специфически натюрмортных задач с задачами пленэрной живописи, наметившееся, как нечто новое, еще в коровинском полотне За чайным столом, находит место в Дельфиниуме (1908, Русский музей). Он символизирует духовную истину и святость. Поленова «Больная» (1886). 9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах. Герценом в 1853 году, ярко характеризует умонастроения русской интеллигенции того времени. Васнецов опирается на подлинную иконографию русского быта и мировоззрения. Однако они есть. Холст, масло.
Во дворце, несмотря на печальную застылость, уютно и тепло. И только в глубине террасы, в тени, сгущаются темные, теплые тона. Об этом свидетельствуют работы На синей скатерти, На голубом узоре (обе 1907). 9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах23. Их разнообразие не только в подборе предметов индивидуальном в каждом случае, но и в различии чувств, настроений, которые они вызывают у зрителя.
В сочной лепке разнообразных форм он добивается необычайной красоты оттенков, полнокровного выражения жизни предметов их взаимодействия с окружающей средой и светом. vanitas). Например, В. Д. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байи). Сходная тема развита в картине За самоваром (1905, ГТГ), этой по выражению художника, полунатюрмортной вещи.
Это, разумеется, не лишало искусство Грабаря ни национального характера, ни самостоятельности и оригинальности, но стимулировало его в своих поисках идти дальше импрессионизма искать и разрабатывать новую систему живописи. Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи.
Однако в последующие годы развитие натюрморта как жанра пошло иными путями. Оторвались на натюрмортах постимпрессионисты – Ван-Гог и Матисс (перечисленных я не буду здесь освещать – мы охотимся за редкими работами нелюбителей натюрморта). Кончаловский, С. Е. Одно из превосходных полотен этих лет – Розы и фрукты (Костромская картинная галерея). В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань.
Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Леон родился в Бухаресте, там же, в национальной школе изобразительных искусств он начал своё обучение живописи. Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908. Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см). Итальянцы — красоту форм древнеримских пропорций.
Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта. Также достаточно характерен натюрморт, который выдвинут на первый план, в картине К. Маковского «Алексеич». Многие знают его картины Подсолнухи или Ирисы, но у него еще есть такие полотна, как Ботинки Ван Гога или Стул Ван Гога – все это также образцы натюрмортной живописи. В тоже время это и критикуется: «Все застыло, замерло, засохло.
Ощущение объемной формы дается здесь только цветом, мазками краски, передающими отражение солнечного света на поверхности стекла, отмечающими рефлексы, бросаемые соседними предметами. В этой работе Коровин положил начало дальнейшему развитию натюрморта. Жуковского и «Спящая красавица» Ш. Перро.
Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте.
На работе натюрморту отдана активная роль в создании настроения. В этих работах Серов и Коровин открывают новый этап в развитии русского натюрморта. Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas)7 1977. В начале XVIII века натюрморт как самостоятельный, но «низший» жанр возник и в России. 6650, 5см Кувшин, бокал и книга. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует».
Марк Шагал Белые цветы на красном фоне. И ваза и скатерть – все в световых бликах, в скользящих тенях от ветвей берез, окружающих стол. 244244 см).
Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Важное место здесь принадлежит картинам И. И. Вскоре этот жанр получил широкое распространение в странах Западной Европы. В 2000 году главный научный по искусству ХХ века.
Новые веяния заметны в известной картине В. Д. Северные мастера наследовали логику линии готического искусства. Лучи солнца как бы съедают цвет предмета, окутывая все слепящим маревом. Это сокрушительный триумф яростной объективности.
2 Дальнейшая судьба этого портрета неизвестна. Подобных работ у Коровина много. И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Все, что требовало этой колоритности рисунка: густая, вкусная листва дуба, расслабленная грация берез, пышные моря желтеющих нив – все это не удавалось ему или сейчас же получало какой-то (faux-air) Калама или просто казалось убийственно скучным и холодным».
Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. Однако в эти же время в творчестве В. А. Серова и К. А. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Там были созданы Цветы и фрукты на рояле (1904, Русский музей), Сирени и незабудки (1904, Русский музей).
Например, в картине И. Н. Все изображенные предметы имеют свою символику.
Очень хорошо и в тоже время типично в этом отношении полотно Розы (1912, Омский музей изобразительных искусств). Термин «застывшая жизнь» (голл.
Хруцкий, В. Нестеренко, И. Э. Картина написана на террасе загородного дома. Полуобгорелый абажур выхватывают из темноты смятые подушки и простыни, стеклянный графин, стакан с водой, пузырьки с лекарствами и рецепты врача. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
Теплов и Т. Ульянов. Он передает состояние созерцания и настроение восхищения. Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения.
Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену, — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки и волен обходить и разглядывать предъявленные ему «кувшины» и «драпировки» со всех сторон. 1908. 1972. 1908. Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г. Это не случайно.
stilleven, нем. Художники Германии, в отличие от Италии не располагали подлинниками античного наследия.
Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Но, так или иначе, натюрморт как самостоятельный жанр стал развиваться в 19 веке. 1908. Ваза с высокими синими цветами написана на садовом столе под деревьями. Виктор Васнецов Букет.
И здесь Коровин отнюдь не ограничивается передачей внешнего вида группы предметов. В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Мягко поблескивает стекло стаканов, отражая и вместе с тем пропуская свет. Коровина и Э. Грабаря.
У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах.
Импрессионисты старались связать натюрморт с окружающей средой и сюжетно и живописно. Все многообразие формы, цвета и фактуры предметов дано чисто живописными приемами. Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос вновь напомнил слушавшим Его: Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12:46).
Ряд художников, ещё с военного времени включившихся в бурный протест против безумия европейских правительств, решались на всё более радикальные разрывы с традицией (Дадаизм, Баухаус, Неопластицизм). Натюрморт перестает быть простым изображением «мертвой природы» и превращается в средство раскрытия образа. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником «сценическую коробку» на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи). Одно из ранних полотен Коровина прекрасно иллюстрирует эти новые тенденции.
Итак, Аполлон Дюрера и Аполлон Рафаэля в некотором роде встретились. 1914. Пронизана солнцем зелень сада, отбрасывает зеленоватый свет на лица людей. Холст, масло 6249. 5см. ), в контр-рельефах пути нового искусства.
Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи). Весь розово-голубой натюрморт пронизан взрывающимся через открытое окно летним солнцем.
Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Определяющим моментом в решении колорита служит яркий, прямой солнечный свет, щедро заливающий и прибрежные скалы и море и крупные тугие цветы, бросающие дрожащую тень на белую скатерть. Однако в эти годы в творчестве К. К. Захаров, С. И. Осипов и многие другие. Картон, масло.
В русском цветочном натюрморте первой половины 20 века российские художники начинают стремиться не столько к точной передаче композиции и цвета, сколько к наполнению «неживой природы» (в переводе с французского nature morte – буквально «мертвая природа») особым смысловым и символическим содержанием. Свобода его манеры порой звучит как нечто самодовлеющее. stilleben, англ. Мастер тщательно выписал все: гусиное перо, карандашик, циркуль, транспортир, перочинный ножик, счеты, листы бумаги, свечу в подсвечнике. Пряное сочетание лилового, вишнево-красного и холодно зеленого вторит этому ощущению.
В натюрморте «Лесные фиалки и незабудки» (1889) художник чутко предал хрупкость ночных фиалок и воздушность голубых незабудок их гармонию с простой деревенской кринкой. Речь идет об изображении дружеского общества на даче художника В. Д. Поленова – "За чайным столом" (1888, музей-усадьба В, Д, Поленова). Нет таких работ и, например, у Нестерова, Куинджи, Айвазовского, Перова, Григория Мясоедова (кто найдет, подскажите, добавлю). У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут – как сделано.
Ликующее ощущение радости жизни исходящее от этого полотна (как и от других работ художника), есть и в самой манере Коровина, свободной и легкой. Появление натюрморта как жанра произошло в русской живописи в 18 веке. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. Многие натюрморты-обманки, несмотря на то, что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. С. Н.
Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Слово натюрморт с французского означает мертвая природа. Эмоциональное единство картины прежде всего достигается живописным решением полотна. Хризантемы в этом отношении чрезвычайно типичны. Лучезарный Феб натягивает тетиву лука, его движение подчеркнуто расслабленным «контрапосто» тела и напряжением мышц на предплечьях. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров.
Смысл этих картин очень прост – максимально точно передать прелесть выбранной натуры. Также востребованы были портреты выдающихся государственных деятелей и их приближенных. Различен и сюжет: Дюреровский Аполлон изображён рядом со своей сестрой Дианой (Артемидой), покровительницей зверей и в то же время, охотницей.
Натюрморту как самостоятельному виду живописи не свойственны развернутое повествование, элементы действия, рассказа (натюрморт относится к так называемым бессюжетным жанрам). Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Все эти тенденции заметны на картине Коровина «За чайным столом» (1888).
Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол. Холст, масло. Даже в рисунке у него не было ни на йоту теплоты и сочности, так сказать колорита. Подобно устремлениям знаменитого автора Антона Чехова, многие стремились внести в русские картины неповторимый колорит своего народа, а также неугасимую мечту о прекрасном. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь».
Ван Гог писал много необычных натюрмортов. Цветовой анализ вибрирующей световоздушной среды близок некоторым исканиям французских живописцев этого направления. На знаменитой картине Серова «Девочка с персиками» (1887) натюрморт с персиками на переднем плане на первый взгляд не играет важной роли в композиции полотна.
Характерно, что даже созданное в закрытом помещении большое полотно Неприбранный стол (1907, ГТГ) кажется написанным в саду – так много в нем света и воздуха. Чёрно-белый, гравюрный и матовый, фресковый. Интересно, что мотив прерывания свадьбы или помолвки встречается довольно часто в русских сказках: уже упомянутый сюжет «Руслана и Людмилы», «Царская невеста» (и опера Римского-Корсакова и драма Льва Мея), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», ну и «Спящая красавица».
Они лишь интенсифицируются, цвет становится ярким и напряженным. Ничто не шелохнется. В большинстве своем они написаны в Крыму, на даче в Гурзуфе. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения.
Так, И. Н. А назвать отечественного художника-натюрмориста смогут только искушенные искусствоведы. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж.
Оно и понятно – русская душа требовала широты, превыше всего ценились изображения потрясающей по красоте природы – густых лесов, непостоянных в своей сути морей. Картина написана почти в пленэре – на террасе загородного дома. Но персики помогает Серову решить важную художественную задачу. В некоторых из них проскальзывают нотки салонности, чего-то поверхностного. Леон Биджу (Leon Biju, 1880-1970) — интереснейший румынский художник, о биографии и творческом наследии которого в России известно немного. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П. П.
Один из наиболее значительных натюрмортов Грабаря – Хризантемы (1905, ГТГ). КУПИТЬ НАТЮРМОРТЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 19 20 ВЕКА. Почти мгновенно эстафету по выходу из живописной плоскости в трёхмерное пространство подхватывают русские кубофутуристы например, Владимир Татлин использовавший фрагменты изготовленных промышленным способом реальных предметов: крышку стола, водосточные трубы, те же газетные заголовки. Они не велики по размеру, скромны по замыслу.
Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк). В работах Грабаря всегда ощущаешь отражение чьей-то жизни. На полотне изображено дружеское общество на даче В. Д. Тем и хорош жанр натюрморта.
Картинное изображение, теряя пространственность, становилось, по сути дела, плоскостным. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Одно из ранних полотен Коровина прекрасно иллюстрирует эти новые тенденции.
Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908. 1908. В искусстве после 1945 года, происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более.
Все дышит зноем. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.
В этом изображении соединилось сразу два сюжета: «Спящая царевна» В. А. Речь идет об изображении дружеского общества на даче художника В. Д. Близки по мотиву «Одуванчики» и «Белая сирень».
В 1906 году Биджу уезжает в Германию, а затем и в Париж, где знакомится с французским академическим искусством и стажируется в школе Рудольфо Жулиана. Фразой Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (1Ин. 1:5) св. Подсвечник, графин, стакан. Отблески этого света лежат на скатерти и хрустале им вторят желтые тона, проскальзывающие в зелени у окон, на крышке рояля.
8165см Ваза с фруктами, 1909. Все изображенное написано с учетом окружающей световоздушной среды.
Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Термин «застывшая жизнь» (голл. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Это были классические европейские натюрморты с пышными букетами садовых цветов и корзинами фруктов.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Поленов, находившийся во Франции, писал И. Н. Толстого и работы И. Т.
К достижению этих целей в жанре натюрморта Кончаловский шел собственным путем. Это и создает впечатление переливов серебристой чешуи. В прозрачных сумерках лимонно-желтые хризантемы кажутся излучающими своеобразное свечение. Здесь, по-видимому изображена одна из племянниц Мещерина, позднее ставшая женой Грабаря. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Коровинское жизнерадостно – чувственное восприятие мира очень убедительно в написанной несколько позже работе Рыбы, вино и фрукты (1916, ГТГ). В этом особенность произведений знаменитых мастеров искусства.
Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см). Кажется, что подобный набор предметов абсолютно случаен, но на самом деле это далеко не так. Царевна, все её слуги, придворные, музыканты и даже звери погружены в глубокий сон. Здесь художнику пришлось преодолеть особого рода трудности. В центре накрытого стола – большие букеты пушистых желтых цветов.
Мещерина, где очень любили цветы и где разнообразнейшие букеты ставились круглый год. Холст, акрил 102, 8103. 5см. Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине. Это не придуманный древнерусский мир «Владимира и Рогнеды» (1770 год) академического А. Лосенко и не идеальные крестьянки Венецианова начала XIX века. Но есть здесь и исключения.
Однако следует оговориться. Иногда, желая преодолеть этот кризис, художник впадал в пестроту. На картине фигура человека изображена уже на заднем плане, за натюрмортом. Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи).
Свадьба — обряд перехода в иное качество, когда человек становится беззащитным перед чарами злых духов, колдунов, всякой нечисти, желающей поживиться силами молодых душ. В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым натюрмортам-обманкам. 6650, 5см Кувшин, бокал и книга. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Холст, акрил 102, 8103. 5см. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи.
Дерево, масло 48, 825. 8см. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Но вернёмся к спящей царевне. Такие натюрморты часто называли «обманками», так как мастерски написанные предметы создавали иллюзию своей реальности.
Форма порой слишком раздроблялась, цвет погасал. Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами. Stilleben, англ. Поленова – За чайным столом (1888, музей-усадьба В. Д, Поленова). Серова (1865 – 1911) можно ощутить новые веяния.
Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Выявляет, что творчество Грабаря – это нечто иное, чем импрессионизм. Оранжевая коробка", 1929 "Хрусталь и лимон", 1930).
В центре его художественных интересов становится человек. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Притихшая за чаем девочка, кажется, всем существом ощущает наступившую тишину.
Напрасно «оживлял» Шишкин эти пейзажи слабо нарисованными фигурами зверей и людей, они от того ничуть не выигрывали в жизненности и скорее только теряли свою строгость и непосредственность. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена).
Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Отнюдь не все работы Коровина, особенно 1910-х годов, столь интересны. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников. Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas) 1977.
Вяленая рыба написана по теплому коричнево-охристому подмалевку свободными ритмичными мазками красок холодной гаммы: розовыми, голубыми, бирюзовыми, сиреневыми. Но это не мешало знакомиться с античной словесностью. Натюрморт здесь органически соединен с пейзажем.
Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. В этой типичной исполнены Розы начала 1910-х годов (частное собрание, Киев) изображенные на фоне моря, на столе, рядом с яркими ягодами на тарелке все предметы здесь окутаны воздухом, над ними чувствуется небо. Для этого «мертвую натуру» выносят в пленэр, связывают с пейзажем или соединяют с интерьером комнаты.
Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. На IX Передвижной выставке 1881 – 1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е. Сам художник считал свои натюрморты 1900-х годов созданными под влиянием импрессионизма. Осязаемый свет летнего дня, который словно формирует персики, определяет весь эмоциональный и живописный строй картины. Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине.
Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907. Стояло дивное лето, – пишет художник. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Холст, масло. Ему, как и Казимиру Малевичу (Алогизм: Корова и скрипка, 1913.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Крамского Некрасов в период Последних песен (1877 – 1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Первыми «ласточками» стали небольшие акварели и гуаши Ф. П.