Тем не менее подобные натюрморты в произведениях художников XV–XVI веков не играют самостоятельной роли. Как самостоятельный жанр живописи натюрморт начинает существовать в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников. Рассказать овсех гениальных художниках непредставляется возможным, номыпостарались выбрать для вас самые известные натюрморты, самые яркие, красочные инежные полотна известных мировых италантливых художников.
Все предметы натюрморта знакомы нам, но чувствуется, что художник любуется щедростью природы, богатством окружающего мира и приглашает нас разделить с ним эту радость. Художник создавал также и собственно натюрморты, говорящие о восторженном отношении мастера к окружающему миру. В России натюрморт как самостоятельный жанр появился в начале XVIII в. Но некоторое время (почти до конца XIX в. ) натюрморт считался низшим жанром и изображал только цветы и фрукты. Известным художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий. Крепостной художник, похоже, относился к жанру натюрморта без особого почтения и поэтому почти никогда его не рисовал. Но чаще всё-таки в натюрмортах чувствуется любование художника предметами: кухонной утварью, цветами, фруктами, предметами быта– такие картины заказчики приобретали для украшения интерьеров своих домов.
В начале XX века большую роль в развитии русского натюрморта сыграли такие художники, как А. Я. Далее приведен список влиятельных художников, создававших натюрморты, но, безусловно, это не все знаменитые представители жанра. К жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений.
Одно перечисление русских художников, которые в своем творчестве использовали элементы натюрморта заняло бы немало места. Как самостоятельный жанр живописи натюрморт возник в XVII веке в работах фламандских и голландских художников. Современный натюрморт, продолжающий, как и поп-арт, как и гиперреализм, взаимодействовать с актуальным состоянием цивилизации, представлен художниками направления неопоп, поставившими на промышленный поток бурлескные находки поп-артистов.
Мастер цветочного натюрморта русский художник Игорь Бузин рисовал красивейшие картины, которые оставил родине внаследство. Первые зачатки нового натюрморта можно обнаружить в живописи художников, работавших на рубеже XIX-XX столетий: И. И. Подобные произведения, а также «кухонные» натюрморты с несколькими рыбами, как, например, в композициях роттердамских художников Питера де Пюттера и Виллема Ормеа, отражали пуританские вкусы демократической публики первой половины XVII века. В начале XX века большую роль в развитии русского натюрморта сыграли такие художники, как А. Я. Головин, С. Ю. Судейкин, А. Ф. Гауш, Б. И. Анисфельд, И. С. Школьник.
Взгляд на натюрморт, как на жанр, предоставляющий художнику обширное поле для экспериментов, утвердился после новаторских шагов, сделанных в этой области в конце XIX— в начале XX века Полем Сезанном, Одилоном Редоном, Полем Гогеном, Анри Матиссом.
Метод Сезанна основан на точном определении планов. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. На передке повозки — три яблока.
Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи). Простота и классическая ясность композиции отличает и натюрморты, объединенные под общим названием «Атрибуты искусства». Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине.
9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина.
Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта. Это уже не скромные «завтраки», которые пишут А. Бейерен или П. Класс, а произведения, созданные воображением и фантазией художника. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. 1530 — ок. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима.
Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников. В начале XVIII века натюрморт как самостоятельный, но «низший» жанр возник и в России. Снейдерса часто называют «Рубенсом в натюрморте». Холст, масло. Холст, масло. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта.
В искусстве после 1945 года, происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более. Значительную роль играл Лейденский университет. Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства (цветы Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри).
Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Stilleben, англ. Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Подобные рисунки преподносились в подарок, украшали альбомы, что таким образом ставило их в один ряд с другими произведениями живописи и графики. Сезанн, В. ван Гог). В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. (Я.
Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк). В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны. Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640–1679), немецкий художник, работавший в Голландии, в Утрехте.
Stilleben, англ. Его развитие тесно граничит с общим поступательным движением изобразительного искусства. Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен. Широко известны его картины «Рыбная», «Фруктовая», «Овощная».
С. Петров-Водкин) и тематических революционных натюрмортах (Ф. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. 1908. Это сокрушительный триумф яростной объективности. Захаров, С. И. Осипов и многие другие.
Цвет в его работах чрезвычайно подвижный, живо передает состояние натуры. Зритель чувствует, что увлеченность передачей разложенной на столе снеди (даров моря, разнообразных овощей и фруктов) возобладала над стремлением охарактеризовать людей, занятых выбором продуктов. Многие произведения анонимны.
Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии. Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством. Виктор Васнецов Букет. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова. 1914.
Декоративные и яркие полотна с их эмалевой живописной поверхностью вызывали восторг публики. Но есть здесь и исключения. Одними из самых известных художников натюрмортов стали Амбросиус Басхарт, Мигель Парра, Ян Брейгель, Иозеф Лаунер, Северин Розен, Эдвард Ладелл, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Корнелис Бризе. Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. Глядя на такие натюрморты, можно догадаться об интересах художников, занимавшихся музицированием, чтением, увлекавшихся искусством.
ГРМ) суждено было определять в своих поисках нового пространственно-временного измерения (Композиция с Моной Лизой / Частичное затмение. Темами его натюрмортов служат природные формы: цветы, фрукты, овощи, рыба, все, что несет в себе живое дыхание жизни. Достойны упоминания и такие художники-фотореалисты, как англ. Дон Эдди, р. 1944, в основном работающий над эффектами бесконечно сверкающих отражений в витринах магазинов (см: Серебряные туфли. В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта.
На IX Передвижной выставке 1881 – 1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е. Наиболее полно это радостное ощущение жизни проявилось в творчестве Ф. Снейдерса. О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно».
С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут – как сделано. 8165см Ваза с фруктами, 1909. Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907.
vanitas). Самая знаменитая картина Ренуара – Завтрак гребцов (1881), которая стала этапной в творчестве художника. В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство («Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Среди работ последнего широко известно полотно «Внутренний вид крестьянской хижины» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он пишет большие монументальные полотна, предназначенные для парадных дворцовых помещений. Кончаловский, С. Е. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки).
Холст, масло 6249. 5см. ), в контр-рельефах пути нового искусства. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. still life, буквально – тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать».
Караваджизм). Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства. Произведений Блума сохранилось немного. 6650, 5см Кувшин, бокал и книга.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Так, в натюрморте «Селедка», написанного Петровым – Водкиным в 1919г., наметилась главная линия творчества художника: правдиво, без прикрас, рассказать о событиях современной жизни суровым языком правды. stilleven, нем. Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. А. С. Пушкина. Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника.
Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. А зрители, в свою очередь, покупают картины, украшают ими интерьеры, оживляя свой дом и принося в него уют и радость. Но композиционное решение его полотна «Ученый в своем кабинете» несколько иное. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом.
Картина «Сирень» полна праздничного цвета, радующего глаз. Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.
9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах23. Так, близкие творческие контакты с П. Рубенсом наложили яркую печать на все творчество Снейдерса ф., определив, вместе с тем и его стилевые особенности – сочную, декоративно подчеркнутую живопись. Однако они есть.
Тема картины выражена в её названии, а содержание раскрывается в изображении предметов натюрморта – символов императорской власти Петра I. Портрет императора расположен на фоне батальной сцены, которых было много в его жизни. Большое влияние на него оказывали крупнейшие мастера живописи. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования).
Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя – от изысканно скромного колорита монохромных завтраков В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа (десерты). Живописные интересы Матисса не шли дальше нарядно оформленной композиции.
До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн.
Божен) натюрморт. Таково полотно «Цветы, бабочки и змеи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Интересно композиционное решение этой картины. Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий. Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: рыбы (А.
Фламандский натюрморт (главным образом рынки, лавки, цветы и фрукты) выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Крамского Некрасов в период Последних песен (1877 – 1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена. В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром.
Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока (например, так называемый жанр цветы-птицы), но рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) – отступающими в глубь. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.
Прежде скромные «завтраки» превращаются в красочные картины, на которых зритель видит покрытые ковровыми скатертями столы с разложенными на них дорогими предметами. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Холст, масло. Сюжетом может стать совершенно любойнеодушевленный предмет или целая композиция из них. Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине.
Специальная организация мотива (так называемая постановка) – один из основных компонентов образной системы жанра натюрморт. stilleven, нем.
Нет таких работ и, например, у Нестерова, Куинджи, Айвазовского, Перова, Григория Мясоедова (кто найдет, подскажите, добавлю). Такую картину можно повесить практически в любом месте, будь то кухня или прихожая. Но есть здесь и исключения.
В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Холст, масло. Натюрмортом можно считать всё, что подходит под определение«мёртвая природа». В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении. Начиная с середины XIX в. Сильное влияние на судьбы искусства стал оказывать импрессионизм.
Рекко, Дж. Холст, акрил 102, 8103. 5см. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности.
В их числе был голландский мастер Георгий Хуфнагель (1542–1600), прославившийся иллюстрациями к сочинениям ученых-естествоиспытателей. stilleven, нем. Именно в Лейдене было создано множество полотен изображавших ученых в окружении книг, письменных принадлежностей, глобусов и других атрибутов науки, нередко занимавших все пространство первого плана. Оно знает периоды расцвета и периоды спада.
Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ). Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени». Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв.
Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.
И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету. Например, В. Д. На большом полотне изображены лежащая на ковре огромная собака и ребенок, тянущийся из кресла к фруктам на столе.
Колорит полотна выдержан в насыщенных оттенках с преобладанием алого, голубого, золотистого. На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. С. Н. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин nature morte, который отразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была живая натура (исторический жанр, портрет и др. ).
До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др. ). Поленов, находившийся во Франции, писал И. Н. В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте.
Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. В Роттердаме был разработан «кухонный» натюрморт, представляющий собой изображение внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события.
Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк. Холст, акрил 102, 8103. 5см. Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью.
На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Другую ветвь французского натюрморта, резко расходившуюся как с методом импрессионистов, так и с творческими устремлениями Сезанна представляет искусство А. Матисса. Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621–1674), показавший на своем полотне «Ученый в кабинете» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом. В отличие от натюрмортов XVI века «Рыбная лавка» исполненная мастером XVII столетия, лишена красочности, ее колорит тяготеет к единой тональности. nature morte итал. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Вот таким образом форма предметов на его натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной.
Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. Именно Поль Сезанн, почти единолично, поднял его на вершину, сделав популярным предметом для будущих художников, включая Пикассо, Матисса, Моранди и Брака. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия.
Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк). На стенках развешаны или заткнуты за прибитые гвоздями тесемочки разнообразные предметы: ножницы, гребешки, письма, книги, нотные тетради. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты.
Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. Стены жилища украшены пейзажами. Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него.
Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Развивая принципы реалистического искусства, Шарден вместе с тонким колористическим видением натуры внес в натюрморт и ту особую одухотворенность, которая составляет отличительную особенность искусства этого мастера.
Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Большие книги лежат на столе и на полу. Возникновение собственно натюрморта граничит с именем Питера Артсена. В эпоху рококо с его пышностью и эффектностью творил замечательный французский художник Жан Батист Симеон Шарден, внесший огромный вклад в развитие не только французского, но и европейского натюрморта.
1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой). У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано. Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота. vanitas). И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Натюрморт (франц.
Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Разрушение объема сопровождается нарочитой деформацией рисунка. Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным.
Термин «застывшая жизнь» (голл. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П. П. Кухонные натюрморты есть и в творчестве Ф. Рейкхалса, работавшего в Мидделбурге и Дордрехте, а также в наследии роттердамского художника Хермана Сафтлевена Младшего (1609–1685). 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц. Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. 1908. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. В Мидделбурге, где жили эти мастера, работал и Иоганнес Гударт, прославившийся не только как натюрмортист, но и как известный энтомолог.
Таково полотно «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картиныПитера Стенвейка иДавида Байли). Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции).
П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). П. Штеренберг, Н. И. Альтман) и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А.
Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи). Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых. Марк Шагал Белые цветы на красном фоне. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности.
Канольдт в Германии, Дж. Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его.
Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638). Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались «десерты» Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным «завтракам» П. Класа и В. К. Хеды.
Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Но, в основном, представители этих направлений это цветочно-фруктовое дело недолюбливали – буржуазно и патриархально, без любимого пленэра – скукота. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником «сценическую коробку» на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи). Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт vanitas (суета сует) и др.
Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. Именно вот таким образом Сезанна выглядят монументальными. Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas) 1977. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.
Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байи). Картон, масло. В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы.
Так, Иос ван Клеве (1464 — ок.
Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию. Тема строительства социализма прочно входит в искусство.
С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Развитие натюрморта продолжалось и художники искали интересные объекты для изображения. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др. ). Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI – начало XVII вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работы нидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др. ). И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир (обманки Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др. ).
Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Ранее недоступные вещи стали главными героями полотен всех художников Нидерландов.
8165см Ваза с фруктами, 1909. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др. ). В эрмитажной коллекции хранится картина неизвестного художника, получившая название «Торговец рыбой». 244244 см). Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.
Световые блики есть на столешнице, блюдце, стакане с чаем, преломившейся серебряной ложечке. На столе лежит все купленное ею. 1972. Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н.
Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. Искусство натюрморта имеет свою историю свои традиции. Создается впечатление, что аромат сирени доносится из рамы.
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Васнецову: Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Картон, масло. К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар.
в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова. Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастера выписывали очень тщательно и с величайшим мастерством.
Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это «зрелище, в котором можно многое открыть».
Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина. Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Буквально все прогрессивные художники начиная с середины 17-го века начали демонстрировать свои натюрморты и навыки которые им удалось развить. Способствовало развитию натюрморта еще то, что в Голландии в то время наступил так называемый «Золотой век», который принес много предметов роскоши и изобилия. Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см).
1972. Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908. На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.
Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Они лежат на столе, на полке и даже на полу. Флегель, К. Паудис) и французский (Л.
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок». Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус. 1493 — ок. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»). До сих пор натюрморты Снейдерса радуют нас реалистичным изображением. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол. Впрочем, так и создавались картины в древности, заказчик сам тщательно составлял «меню» своей будущей картины. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь». В некотором смысле, такие мотивы символизируютдостаток и благополучие, стабильность. Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. К. Моне, А. Сислей и другие художники обратились в своем творчестве непосредственно к работе над природными мотивами, ставили и решали проблему создания живописного изображения спектрально чистым красками. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас».
Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт.
В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым натюрмортам-обманкам. Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника). Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. Крамской упоминал об известном французском живописце, не пренебрегавшем натюрмортами, в письме к В. М.
Хуфнагель создавал лишь акварели, картин с мотивами цветов и фруктов в XVI веке еще не было. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее).
Хозяин дома, радостно встреченный собакой, входит в комнату. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas)7 1977. «Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену, — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки и волен обходить и разглядывать предъявленные ему «кувшины» и «драпировки» со всех сторон. У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах.
Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Однако в его искусстве есть нечто, что позволяет говорить об углублении реалистической линии в русской живописи. Основу его составляет декоративно-плоскостное видение художника. В 40-50-х гг. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). В творчестве этого мастера, а также его более молодого соотечественника Иоахима Бейкелара (ок.
Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта. В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью. Автор показывает зрителю два плана, в которых одновременно разворачивается действие. Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом».
В его зрелых работах обычно показано всего два-три предмета, между которыми чувствуется органическая связь. Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. В 60-70-х гг. stilleben, англ.
Дерево, масло 48, 825. 8см. Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620–1678). Тяготение к повышенной предметности изображения, эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников 70-х – начала 80-х гг. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908. Тем и хорош жанр натюрморта.
Бейерен), цветы и фрукты (Я. Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см). Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками». Б. Руопполо, Э. Баскенис и др. ). В 20-30-х гг. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения.
Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Например, в картине И. Н. Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г. Оторвались на натюрмортах постимпрессионисты – Ван-Гог и Матисс (перечисленных я не буду здесь освещать – мы охотимся за редкими работами нелюбителей натюрморта). Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц.
Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Широкое распространение научных знаний в конце XVII — начале XVIII века вдохновляло итальянских живописцев на создание натюрмортов с атрибутами науки.
В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели. 1908. Первоначально картины появились в религиозном обиходе.
Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe lil). natura morta, буквально – мёртвая природа голл. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань.
Об этом свидетельствуют его работы: «Розы и фиалки», «Гвоздики и фиалки в белой вазе». Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Пол устилает ковер с ярким орнаментом. То есть, этоизображение неживыхпредметовв живописи и не только. Уже в конце XVI века в творчестве живописцев Голландии появились новые мотивы.
В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Ему, как и Казимиру Малевичу (Алогизм: Корова и скрипка, 1913.
И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Несмотря на его рационализм в создании живописной формы, стремление к передаче пластики объема предмета, его материальной сущности остается главным мотивом в работе над натюрмортом. Ван Гог писал много необычных натюрмортов. Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. 6650, 5см Кувшин, бокал и книга.
Историю натюрморта как жанра станковой живописи и в частности его типа trompe loeil (так называемая обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы Натюрморт итальянца Якопо де Барбари (1504). Значительная роль в расширении возможностей натюрморта принадлежит художникам, входившим в объединение «Бубновый валет»- И. Машкову, П. Кончаловскому, А. Лентулову, А. Куприну. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека».
Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Колорит полотна выдержан в насыщенных оттенках с преобладанием алого, голубого, золотистого. Именно потому название «stilleven», появившееся после 1650 года, точнее, чем выражение «nature morte» («мертвая природа»), отражает суть произведений, созданных живописцами Голландии. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе.
Это влияние шло по линии общего воздействия на характер и стилевые особенности натюрморта. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Рисуем то, что под рукойЗнойным дачным летом или в затяжную вьюгу.
Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. 244244 см). Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. На картинах голландских художников, наряду с битой дичью и уснувшей рыбой, можно увидеть живых птиц, животных, насекомых.
Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи. Творя в этом жанре, прославились такие русские художники, как К. Петров-Водкин, И. Левитан, И. Ф. Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями.
Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. Так, И. Н. Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов. В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де лЭклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли «отцом цветов». В сложном процессе поисков «нового» плодотворным было то, что наряду с бесплодным экспериментаторством в сферу поисков новых средств живописи вовлекались здоровые творческие силы.
Ряд художников, ещё с военного времени включившихся в бурный протест против безумия европейских правительств, решались на всё более радикальные разрывы с традицией (Дадаизм, Баухаус, Неопластицизм). Мастер тщательно выписал все: гусиное перо, карандашик, циркуль, транспортир, перочинный ножик, счеты, листы бумаги, свечу в подсвечнике. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. Особенно примечателен в этом отношении рисунок Натюрморт. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Большую роль в формировании раннего голландского натюрморта сыграли такие художники, как Амброзиус Босхарт и Бальтазар ван дер Аст, главными темами искусства которых были плоды, цветы, насекомые и раковины.
Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть». О личности этого мастера ничего не известно.
Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Вот таким образом практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах. Таково полотно «Рыбная лавка», написанное кем-то из последователей или учеников Артсена. Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству».
Д. де Хем), битая дичь (Я. Во второй половине XVII века широкое распространение в Голландии получили не только цветочные натюрморты, но и картины, показывающие битую дичь. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена).
1908. Подсвечник, графин, стакан. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др. ), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В.
На столе лежит традиционный для натюрморта набор фруктов – крупные яблоки, груши и виноград на большом красивом блюде. Термин «застывшая жизнь» (голл.
В основе интереса к данным темам лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, отвоеванных у морской стихии, выращивали самые разнообразные растения. С дальнейшим укреплением голландской буржуазии изменяются требования к живописи. (М. На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы.
Во Франции мастера фовизма (А. Теплов и Т. Ульянов. Хруцкий, В. Нестеренко, И. Э. Издревле считалось, что изобилие фруктов является щедрым даром богов.
Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия.
.