В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана.
На период высокого и Позднего Возрождения пришелся расцвет искусства в Венеции. Художник Джотто использовал светотени для создания формы. Такими же разнородными талантами отличался и его современник Микеланджело Буонарроти, работавший в Риме, где он расписал часть Ватиканского дворца (Сикстинская капелла, в которой поражает своим грозным величием картина страшного суда) из его статуй особенно прославился Моисей.
В Италии, Испании и Франции запылали костры святой инквизиции. Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. В эпоху Возрождения классика все чаще ассоциируется с Возрождением.
Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. За достаточно короткую жизнь (37 лет) он создал много известных на весь мир картин, фресок и портретов. Франциска, видимо, членами его мастерской.
Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Благодаря покровительству одного из самых влиятельных и богатых флорентийских бюргеров Сассетти им были созданы портреты Лоренцо Медичи и трёх его сыновей с их наставниками. Молодой Боттичелли сразу же занял выдающееся место среди мастеров своего времени. Рафаэль родился в маленьком итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы или «Джоконда».
Из всех своих современников – это единственный художник, который не знал разлада, двойственности, опасности соскользнуть на неверный путь. Картина Распятие (Венеция, музей Коррера) свидетельствует о влиянии Мантенья, нов то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия. Первым большим произведением, которое он исполнил в Милане, была «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте»). Архитектура, скульптура и живопись этого времени гармонично дополняли друг друга.
Напуганный победами протестантов, Ватикан развернул движение контрреформации. Мантенья вовсе не помышлял о том, чтобы создать что-то похожее на римское искусство (на живопись, которая стала известна на Западе после раскопок Геркуланума). И хотя романтики чтили Рафаэля их настоящими богами были Тициан и Веронезе.
Затем –работа над «станцами» (росписями парадных зал) Ватиканского дворца в Риме, кудаРафаэль отправился по приглашению папы Юлия (с осени 1508 года до середины1510г. ) там Рафаэлю впервые по-настоящему открылась античность и он, будучи ужезнаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита. Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. Его герои закованы в броню и статуарны.
Представитель раннего Ренессанса Мазаччо и его «Троица с Девой, святого Иоанна Богослова» (ок 1425-27 / 28) в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции демонстрирует возрождение интереса к человеку исключительно в божественном, религиозном смысле. Впервые с древнейших времен благодаря точному применению линейной перспективы эта фреска словно изображена в трехмерном пространстве, оставаясь при этом на плоской поверхности. Ранние фрески Мантеньи в падуанской церкви Эремитани на тему жизни св. В 1505 году Микеланджело был вызван в Риму к Римскому Папе Юлию II для выполнения двух заказов.
В сентябре 1425 года Мазолино уехал в Венгрию и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно. Стены этих галерей два с половиной века украшались фресками. Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Однако следом подытожил: «Хорошо прожитая жизнь – долгая жизнь».
В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего. Наконец, последний, тоже римский, период, венцом которого стал рафаэлевский шедевр – «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 г. г. ), наверное, самая знаменитая картина во всей мировой живописи. Здесь работало несколько поколений художников— от Мастера триумфа Смерти до Беноццо Гоццоли. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Лишь впоследствии под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники абсолютно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Иероним».
Наконец, последний, тоже римский, период, венцом которого стал рафаэлевский шедевр – «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 г. г. ), наверное, самая знаменитая картина во всей мировой живописи. Города добились самоуправления и почти полной независимости от феодалов. В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504). Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла.
Впоследствии решили, что Ботичелли повернул вспять к готике. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Мускулистый патриарх с тревожным взглядом сидит в неглубокой нише. Они были объединяющим фактором источником гордости художников города. Петра.
Изысканный и утонченный характер его работ с элементами стилизации (обобщение изображений при помощи условных приемов – простота формы, цвета, объема) отличают его от остальных мастеров того времени. В одной из последних тетрадей этот счастливец записал: «Мне казалось, что я учусь жить, но учился я умирать». Иеще один момент, теперь изображение было не«широкоугольным», апримерно нормального аспекта— тоесть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии слинзой сфокусным расстоянием 35-50мм. В конце XVI в. кризис усиливается. Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы.
Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле — к росписи «Страшный суд» (1535—1541)—грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. Она пробудила в нем скрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего. «Исторический жанр» был важным шагом в эволюции «монументального портрета», в нём художники изображали реальные события. У второго мастера – основы линейной перспективы. Наряду с воплощением прогрессивных идей в живописи изменилось и само ее идейное содержание – герои картин стали более «земными», с ярко выраженными личными качествами и характерами.
Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения. Начало 15-го века знаменито рассветом эпохи Ренессанса. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. За достаточно короткую жизнь (37 лет) он создал много известных на весь мир картин, фресок и портретов.
Пиета была, вероятно, закончен Микеланджело прежде, чем ему исполнилось 25 лет. Там бывали философы, поэты, музыканты. В дальнейшем он прославил себя так же в качестве портретиста, основная масса заказов приходила из Флоренции. Илюбой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. Затем – работа над «станцами» (росписями парадных зал) Ватиканского дворца в Риме, куда Рафаэль отправился по приглашению папы Юлия (с осени 1508 года до середины 1510г. ) там Рафаэлю впервые понастоящему открылась античность и он, будучи уже знаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита. Доменико Гирландайо в кратчайшие сроки написал свою собственную версию картины12.
По неизвестной причине Боттичелли, Пьетро Перуджино и Доменико Гирландайо в 1482 году уехали во Флоренцию. От 80-х годов XV в. сохранились две неоконченные композиции Леонардо: «Поклонение волхвов» и «Св. Его античность – не золотой век человечества, а железный век императоров. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Больше он никогда не бывал в своем любимом городе. ИвГильдии Святого Луки (Guild ofSaint Luke), основанной вАнтверпене ивпервые упоминаемой в1382 году (затем подобные гильдии открылись вомногих северных городах иодной изкрупнейших была гильдия вБрюгге— городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера изготавливающие зеркала. Не случайно он новаторски рассматривал различные «механические искусства», к которым причислял и живопись, как деятельность, стоявшую вровень с почитавшимися издавна «свободными искусствами». Наиболее известные работы Тициана: «Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», Светой Себастьян» и др.
По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. Цецилии до сиенских мастеров во главе с Амброджо Лоренцетти.
До настоящего времени дошло лишь 15 его картин, а также множество эскизов. Не менее значимой работой молодого Микеланджело стало гигантское (4. 34 м) мраморное изображение Давида (Академия, Флоренция), выполненное между 1501 и 1504, после возвращения во Флоренцию. Совершенно обоснованно Рафаэля называют «мастером Мадонн», особенно знамениты те, что написаны им в Риме. Наиболее известные работы: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» (на фото), «Алтарь Монтефельтро» и пр.
Если Проторенессанс и ранняя эпоха длились почти полтора столетия и век соответственно, то данный период охватывает всего несколько десятилетий (в Италии с 1500 по 1527 год). Роспись Леонардо была закончена в 1497 году. Памятников этого светского жанра осталось мало и самыми традиционными являются батальные. В этой картина художник вводит световые эффекты изобразив в затененных местах две ночные сцены— «Благовещение Захарии» и «Благовещение пастухам». Ботичелли был открыт английскими прерафаэлитами. Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением».
Этот художник Мадонн был блистательным портретистом, причем вэпоху, когда, «скульптурный или живописный портрет говорил людям больше, чемсамая лучшая биография». В 1460-е годы в Италии также возникли академии в Риме и в Неаполе. Влияние Микеланджело можно проследить на стилях композиций художников Андреа дель Сарто, Понтормо, Бронзино, Пармиджанино, Веронезе, Эль Греко, Карраччи, Караваджо, Рубенс, Пуссен и Тьеполо, классических и романтических художников XIX-го века, таких как Жак-Луи Давид и Эжен Делакруа. Примерно в то же время Микеланджело выполнил мраморную скульптуру Пиета (Оплакивание Христа) (1498-1500), которая до сих пор находится в первоначальном месте – в Соборе Св. Вокруг него расположено множество обнаженныхчеловеческих фигур. Во второй раз (1535 – 1541) Микеланджело создаетфреску «Страшный Суд», разместив ее на алтарной стороне Сикстинской капеллы.
Среди художников венецианской школы рано умерший Джорджоне (1476-1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт». Войны уносили с лица земли и людей и то великое, что люди создавали. Лучшее доказательство этому – его портреты. Ярчайшие образы барокко – работы архитектора Л. Бернини (1598-1680).
Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид». В художественном планет Мазаччо продолжал и развивал то направление, которое задал Джотто. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен.
Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения. Напротив изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой. Это представитель падуанской школы живописцев.
Неповторимой чертой живописи Мазаччо был его фирменный реализм изображения, зачастую граничащий с резкостью и грубостью. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Джованни был внебрачным сыном Якопо и сводным братом Джентиле его отрочество совпало с эпохой, когда в Падуе и Венеции работали Уччелло, Филиппе Липпи, Андреа дель Кастаньо, Донателло. Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы».
То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке. Последние годы жизни Сандро Боттичелли доживал в бедности и забвении. Для монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане. Рисунки созданы великим мастером в каком-то пророческом бреду.
Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению.
Вот тут срасчетами иисследованиями ипомог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко. Наиболее известные работы: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» (на фото), «Алтарь Монтефельтро» и пр. Основы мастерства он получил от своего приемного отца.
Отец сделался учителем сына. В их числе Антонио да Корреджо, Андреа Палладио (считается основоположником классицизма и палладианства) и Тициан. В первых самостоятельных работах (несколько «Мадонн») чувствуется влияние Мазаччо и Липпи.
Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал совершенно новый подход к изображению пространства. Петра в Риме и пышное убранство интерьера собора: гигантский балдахин на спиралевидных колоннах, отлитых из бронзовых украшений Пантеона, деревянный трон, принадлежавший, по преданию, апостолу Петру, а также скульптурную группу «Экстаз св.
Микеланджело избрал другую схему. Общение с ними и перенятые навыки не могли не сказаться на юном живописце. Немногие скульптуры. Сохранившееся наследие Леонардо, прежде всего выдающиеся работы, положившие начало искусству Высокого Возрождения, такие как оба варианта «Мадонны в скалах», портрет Моны Лизы («Джоконда»), картон для росписи «Битва при Ангьяри», «Св. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров. Обладая потрясающей жизненной энергией и жаждой знаний, он был нетерпелив, его увлекал сам процесс познания.
Прообразом идеального искусства и идеальнойжизни считалась античность, воспринятая, однако, через призму позднейшихфилософских наслоений. Его скульптура — это красота человеческого тела, сила духа, такое единство присуще античной культуре. Мы видим гибкое тело Давида, лёгкий асимметричный баланс композиции демонстрирует классическую технику Ренессанса под названиемконтрапост (приём изображения фигуры, при котором положение одной части тела противоположно положению другой). Роспись Капелли Сасетти включала в себя четырёх сивилл (пророчиц и прорицательниц), шесть фресковых композиций на тему жизни Святого Франциска и алтарную картину «Поклонение пастухов».
Первой достоверной работой исследователи считают «Триптих Сан Джовенале» (на первом фото), который был обнаружен в небольшой церкви недалеко от городка, в котором родился Мазаччо. Придумавший мост через Босфор и идеальный город, более прекрасный, чем у Корбюзье и Нимейера. В первом из них, хранящемся в Лувре. В 1533 году папа Климент VII хотел получить Микеланжело написать на боковых стенах Сикстинской капеллы фрески «Страшный суд» и «Падение ангелов». Во многих городах власть сосредотачивалась в одних руках, появились синьории.
Вот последующие этапы творческого пути Рафаэля: его пребывание во Флоренции (1504-1508 г. г. ) – время пристального изучения работ Леонардо да Винчи, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в котором натура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. Все сказано у него языком живописи. Впервые на его полотнах появляется изображение толпы как части композиции. Однако следом подытожил:«Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь». Его живопись искренняя и чуткая, а жизненный путь сложный и трагичный.
Его самые известные работы: «Мертвый Христос», «Триумф Цезаря», «Юдифь», «Битва морских божеств», «Парнас» (на фото) и т. д. Благодаря этому его произведения приобретали и особый драматизм. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Это -единственная работа, которую он подписал. жителей в XV веке) итальянского города Флоренция. Свое понимание людей Рафаэль, прежде всего, обнаружилсвоим «Автопортретом» 1506 года: прекрасное лицо написано вполоборота, вогромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь:взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он толькоудостоит заметить.
Изображение религиозного содержания перестает быть лишь объектом поклонения и различных ритуалов. Религиозные образы до сих пор играют важную роль в искусстве севера. Открытие памятника превратилось в народное торжество. В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (Бальдассаре Кастильоне, 1515). Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории. Без сомнения, под влиянием этой атмосферы была создана первая большая картина Боттичелли «Примавера (Весна)». Во второй раз (1535 – 1541) Микеланджело создает фреску «Страшный Суд», разместив ее на алтарной стороне Сикстинской капеллы. Никогда еще в Западной Европе искусство не занимало такого выдающегося места в обществе.
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Результатом стало всеобщее падение нравов, затронувшее не только мирян, но и духовенство. Барокко – сложный стиль.
В настоящее время роспись находится в плохом состоянии. Андреа Мантенья (1431-1506) – выдающийся художник падуанской школы, первоначально являвшийся подражателем Мазаччо, но постепенно выработавший свой особенный стиль. Результатом стали два научных трактата: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».
в. Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры.
Молодой Боттичелли сразу жезанял выдающееся место среди мастеров своего времени. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. 31 октября 1517. Современник Леонардо да Винчи и юного Микеланджело оставил яркий след в мировом искусстве («Рождение Венеры» (фото), «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество» и т. д. ). И все было хорошо в их доме, пока не умерла Маджия.
В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достижением его искусства была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495—1498). Только неправильно было бы думать, что причина этому – его незнание или непонимание жизни и людей. Боттичелли – это псевдоним, настоящая фамилия – Филипепи. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности.
Так в картине Моление о чаше (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона., возраст которых определяется в десятки тысяч лет, тому доказательством. Третий величайший мастер Высокого Возрождения — Микеланджело — намного пережил Леонардо и Рафаэля. На них лежит отпечаток изысканного мастерства и тончайшего вкуса. Моисей должен был стать центром композиции нового проекта. С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации.
Живопись высокого Возрождения Если Проторенессанс и ранняя эпоха длились почти полтора столетия и век соответственно, то данный период охватывает всего несколько десятилетий (в Италии с 1500 по 1527 год). Эти циклы связывают с Чёрной смертью— эпидемией чумы в Италии в 1348 году. Наконец, последний, тожеримский, период, венцом которого стал рафаэлевский шедевр – «СикстинскаяМадонна» (1515-1519 г. г. ), наверное, самая знаменитая картина во всей мировойживописи. В первых самостоятельных работах (несколько «Мадонн») чувствуется влияние Мазаччо и Липпи.
Потом уже появились такие люди как Василий Кандинский, русский авангард, Марк Ротко, Джексон Поллок. Микеланджело избрал для фрески нетрадиционную иконографию. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). В период Высокого Возрождения (первая половина XVI века) сполна раскрывается весь идейно-творческий потенциал художников. Ему еще не исполнится 19 лет, когда он напишет свой шедевр «Мадонну Конестабиле».
Его длинная борода струится между могучих пальцев. Из блестящей плеяды художников Высокого Ренессанса Микеланджело превзошел всех насыщенностью образов, гражданственным пафосом, чуткостью к смене общественного настроения.
Когда Микеланджело вернулся к работе над гробницей, он повторно разработал проект, пытаясь сделать его как можно менее дорогостоящим. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». Это направление было тесно граничит с архитектурой. В отличие от произведения итальянских мастеров художники этих стран человека не ставили в центр вселенной. Изысканный и утонченный характер его работ с элементами стилизации (обобщение изображений при помощи условных приемов – простота формы, цвета, объема) отличают его от остальных мастеров того времени. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. Фрески алтарной стены выполнялись самим художником, а эпизоды из жизни Св. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле» проникнутая изяществом и мягким лиризмом. И все было хорошо в их доме, пока не умерла Маджия.
Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо —небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. Лицо и холёные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. И этоверно до известной степени. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Эпоха Возрождения объединила их.
Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. В более позднем варианте картины, находящемся в Эрмитаже, тот же образ приобретает черты трагизма.
Отец сделался учителемсына. При этом художники стали активнопользоваться фотографиямивкачестве «справочного материала». Площадь фрески превышает 600 квадратных метров и содержит 300 фигур людей.
Петра. О них можно судить по работам трех разных художественных школ: фрескам Пизанелло в Мантуе (Палаццо Дукале), Пьеро делла Франческо в Ареццо (росписи хора церкви Сан Франческо) и триптиху Паоло Учелло Битва при Сан-Романо. Там бывали философы, поэты, музыканты.
И это действительно так. Этот мир Мантеньи не чарует взор, от него холодеет сердце. Но остается вопрос: каким образом эти плоды начитанности вошли в картину. Тех самых, кого мы зовем только по имени.
Родиной Возрождения стала Флоренция. Леонардо отказался от традиции помещать Иуду отдельно и изобразил его среди апостолов. На стенах комнаты играют световыми эффектами светотени.
Среди фресковых циклов кладбища наиболее значительными являются «Страсти Христовы», «Вознесение Христа», «Триумф Смерти».
Современник Леонардо да Винчи и юного Микеланджело оставил яркий след в мировом искусстве («Рождение Венеры» (фото), «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество» и т. д. ). Одновременно с ними работало много превосходных художников. Урсулы» изображен мягко освещенный интерьер, где спит молодая девушка. Оплотом республиканского строя на Апеннинах были города Венеция и Флоренция.
Рафаэль прожил ровно 37 лет. Художниками было создано много аллегорических картин на тему Спасения и роли Церкви в его достижении.
Художник Филиппино Липпи сохранил стилистические особенности манеры предшественников. Этот художник Мадонн был блистательным портретистом, причем в эпоху, когда, «скульптурный или живописный портрет говорил людям больше, чем самая лучшая биография». В руках его – скрижали с Десятью Заповедями. Аэто говорит очем.
Стиль картин Джорджоне сходен со стилем работ Винченцо Катены и Джованни Беллини. В этих странах католической церкви удалось сохранить свое господство. Самой масштабной и необыкновенной его работой является роспись Сикстинской капеллы (на фото) во дворце в Ватикане.
Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними – праведники. Они рисовали картины в основном на религиозные темы, некоторые из них были большими алтарными картинами изображающими Мадонну с младенцем. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (т. Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава «короля живописцев и живописца королей». Художник Таддео Гадди своих произведениях изображал сложные архитектурные мотивы и проявил большой интерес к изображению эффектов освещения.
Вторую половину XVI и первую половину XVII века принято называть Поздним Возрождением. Прежде всего зоркость видения и высокий артистизм выполнения.
Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Итальянский художник и еще один представитель эпохи раннего Возрождения родом из Тосканы. С годами в искусстве Леонардо еще более усилился эстетический аристократизм. Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы» (на фото), «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Мадонна Пезаро», «Женщина с зеркалом» и т. д.
Его искусство – это прекрасная завершающая нота всего Ренессанса. Он всегда оставался верен себе, своему призванию, своей обаятельной музе. В картине изображены 12 апостолов, разбитых на 4 группы.
В верхней части стен между окнами были написаны портреты пап. Леонардо, к тому времени уже прославленный по таким работам как «Витрувианский человек» (около 1 409) и«Тайная вечеря» (1495-98), берется за написание портрета жены местного купца Франческо дель Джокондо. Пожалуй, за звание самого искусного портретиста эпохи с Рафаэлем может соперничать разве что Тициан (1490-1576) – главный представитель венецианской школы XVI столетия. Мастерскую Джованни Санти, как уже говорилось, украшала фреска, написанная на стене им самим: красавица мать (мадонна) с малышом на коленях и книгой в руке. Характерной особенностью этого времени становится отсылка искусства к эпохе античности. Алтарь сиял интенсивными красными и зелеными цветами. Его отец был «художник посредственный, но человек здравомыслящий», акроме того еще и поэт, писавший стихотворные хроники.
Рафаэллосчитал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгиечасы. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Его купол Собора Св. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев). Центральная исеверная Италия стали первыми европейскими регионами, вкоторых начался процесс перехода отсхоластического религиозного мировоззрения Средневековья кгуманистическим идеалам Возрождения (вторая половина XIIIв. ). Его имя в искусстве неизменно связывают с представлением о возвышенной красоте и природной гармонии.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Вслед заживописью освободилась иархитектура, скульптура имузыка.
Это уберегло его от патрицианских вкусов. Каменистые горы у него точно высечены резцом скульптора. Совершенно обоснованно Рафаэля называют «мастером Мадонн», особенно знамениты те, что написаны им в Риме. Все композиции выстроены единообразно по размерам фигур, облику персонажей.
Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. Она была запатентована в1807 году Вильямом Хайдом Волластоном. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Его живопись искренняя и чуткая, а жизненный путь сложный и трагичный. Романтическое восприятие мира в юном возрасте сменилось мистицизмом и религиозной экзальтацией в зрелости.
Тех самых, кого мы зовем только по имени. В молодые годы Леонардо не получил гуманистического образования (он учился живописи во Франции в мастерской Веррокьо) и всегда подчеркивал свою отчужденность от почитателей книжного знания. Леонардо да Винчи работал подмастерьем в мастерской Верроккьо.
Благодаря найденному решению не только сам купол оказался удивительно легким и как бы парящим над городом, но и все здание собора приобрело стройность и величественность. Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто. Искусство становится более регламентированным, придворным.
Леонардо да Винчи (1452—1519) явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие. Каким образом писать картины больше размера 30квадратных сантиметров. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Гиберти выиграл конкурс.
Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. Contrareformatio от contra — против и reformatio — преобразование, реформация) — католическоецерковно-политическое движение в Европе середины XVI—XVII вв., направленное против Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви. ), которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. статью в разделе История искусства). Мадонна изображена легко парящей на облаках.
Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян». Певший мягким баритоном и заставлявший улыбаться Мону Лизу. Возрождение или Ренессанс – историческая веха в европейской культуре. Через Венецию прошел Велас- кес. Дистанцируясь от церковных догм и сюжетов искусство приобретает светский характер, а название эпохи отсылает к возрождению в искусстве античных мотивов. Именно он внес огромный вклад в развитие живописи, став великим реформатором. Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом.
Вокруг него расположено множество обнаженных человеческих фигур. Так, Микеланджело был учеником в мастерской художника Доменико Гирландайо, после года ученичества он перешел в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.
В 1475 году во Флоренцию прибыл огромный запрестольный образ «Поклонение Пастухов». Вернувшись на Родину, Джентиле Беллини создал серию картин Чудеса Венеции для Скуола ди Санта-Кроче и его более знаменитого брата Джованни Беллини, одного из самых значимых живописцев высокого Возрождения Северной Италии218. Общение с ними и перенятые навыки не могли не сказаться на юном живописце. Его стиль отличает торжественность, гармония и благородство образов, композиционная уравновешенность, точные линии и построение, мягкая гамма красок.
Вот последующие этапы творческого пути Рафаэля: его пребывание во Флоренции (1504-1508 г. г. ) – время пристального изучения работ Леонардо да Винчи, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в котором натура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо. Авторский стиль формировался под воздействием флорентийской школы живописи. Мазолино присоединился к работе в 1427 году. Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг.
Иакова и его мученической кончины – это замечательные образцы итальянской стенописи. Картоны Битвы при Кашине – прелюдия к его следующему произведению, росписи свода Сикстинской Капеллы в Ватикане. Живописи в этом стиле характерна надуманная цветовая палитра и ломаные линии. Вот последующие этапы творческого пути Рафаэля: егопребывание во Флоренции (1504-1508 г. г. ) – время пристального изучения работЛеонардо да Винчи, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в которомнатура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости.
Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Но нельзя не признать, что он создан душевным порывом художника. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления.
Темой фресок был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)25. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Стиль Бернини полон экспрессий и драматизма.
Мадонна изображена легко парящей на облаках. Во время Ренессанса, по словам Лютера именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах». Занимаясь искусством, он делал научные изыскания, опыты, наблюдения, он выходил через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т. д. «Тайная вечеря» завершает целый этап в научных изысканиях художника. Путь художника он выбрал не сразу, а первоначально обучался ювелирному мастерству.
Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения. В возрасте 16-17 лет он переехал во Флоренцию, где работал в мастерских. Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную — Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями —символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» —в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» — в надгробии Джулиано. В этот период Леонардо, несомненно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли.
Это произведениеотносится к числу редчайших шедевров искусства. Корифей барокко, Бернини создал знаменитую колоннаду собора св. Прожив там два года в качестве живописца и военного советника, Беллине Джентиле создал серию картин, в которых пытался соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства (наивный декоративизм, плоскостность, фронтальность). Без сомнения, под влиянием этой атмосферы была созданапервая большая картина Боттичелли «Примавера (Весна)».
Он был собирателем и знатоком произведений культуры античного периода. Кризис охватил и искусство. Ее пронизывает сложнейший и прихотливый музыкальный ритм. В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции. Он воспевает римскую доблесть, едва ли не лучше, чем делали это сами римляне.
Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Слева картины изображены апостолы Варфоломей, Андрей, Иаков Младший. В его созданиях захватывает безошибочная верность глаза, ясность сознания, послушность кисти, виртуозная техника.
Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Многие живописные полотна эпохи Возрождения создавались по заказу частных лиц или для Католической церкви. (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Это представитель падуанской школы живописцев.
Серия виндзорских рисунков на тему всемирного потопа – свидетельство поистине гениального прозрения художника – мыслителя. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. ) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). Младший современник Леонардо великий художник Италии Рафаель Санти (1483-1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров.
Об это нет достоверных сведений. Может они пользовались той самой камерой-люцидой. Ее пронизывает сложнейший и прихотливыймузыкальный ритм.
Все сказано в них темным языком видений Иоанна. Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Новый заказ на фреску «Страшный суд» он получил от папы Павла III Фарнезе.
Путь художника он выбрал не сразу, а первоначально обучался ювелирному мастерству. Певший мягким баритоном и заставлявшийулыбаться Мону Лизу. Одновременно с приглашением зрителя в таинственный мир изменчивых теней, хаотических гор и водоворотов, Леонардо достиг в своем творчестве реализма в выражении человеческих эмоций, образов Джотто, но неизвестных Мазаччо в его Адаме и Еве. Батальные композиции раннего Возрождения до нас не дошли. У второго мастера – основылинейной перспективы. Первой достоверной работой исследователи считают «Триптих Сан Джовенале» (на первом фото), который был обнаружен в небольшой церкви недалеко от городка, в котором родился Мазаччо. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с младенцем – монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме невиданную значительность.
Спокойно сидящий на руках у мадонны младенец полон недетской серьезности, взгляд пристальный и внимательный. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. (Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века.
Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. Художник столкнулся стем, что такую сложную штуку сложно нарисовать вперспективе. «Тайная вечеря» Леонардо, роспись в трапезной монастыря в Милане, стала эталоном для картин с религиозным сюжетом следующей половины тысячелетия. Фреска «Афинская школа» посвящена апофеозу философии и изображает встречу образованных древних афинян, собравшихся вокруг центральной фигуры Платона, которого Рафаэль лихо скопировал с образа Леонардо да Винчи. Микеланжело же успел сделать наброски задуманных композиций.
Она пробудила в немскрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего. Образ Евы стал символом невинной любви или даже, в более широком смысле, символом самой Девы Марии. Онраздобыл копию такой люстры ипопытался нарисоватьеё. Рафаэль прожил ровно 37 лет. Петра. Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава «короля живописцев и живописца королей».
Царилаатмосфера преклонения перед красотой, причем ценилась не только красотаискусства, но и красота жизни. Только 8 летисполнилось тогда Рафаэлю, а через три года он потерял и отца. Позднее фреска Луки Синьорелли и композиция Гирландайо «Вознесение Христа» погибли от рухнувшей части архитрава. Он предчувствовал ужасную судьбу своих творений: разрушение «Тайной вечери», расстрел памятника Франческа Сфорца, низкую торговлю и гнусные кражи его дневников, рабочих тетрадей. Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны.
Изобретение фотографии— это самое лучшее, что случилось сживописью завсю ееисторию. К лучшим работам раннего периода принадлежит Мадонна Конестабиле. У первого Мазаччо позаимствовал новое понимание человеческой личности, характерное для скульптуры.
Авторство цикла до настоящего времени оспаривается. Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. Мистер Арнольфини— Флорентиец иболее того, онпредставитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени вИталии). С 1460 года и до самой смерти он работал придворным художником в семье герцогов Гонзага. Но гуманистическая культура Возрождения была исключительно элитарной. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью.
Разве что в поэзии, в собственных стихах Микеланджело чаще и глубже обращался к вопросам творчества и своего места в искусстве. Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму.
Наиболее адекватное представление о барокко в живописи дают полотна итальянского художника М. Караваджо (1573-1610) и фламандца П. П. Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Даже плывущие по небу облачка словно отлиты из металла. Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы» (на фото), «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Мадонна Пезаро», «Женщина с зеркалом» и т. д. В 1513—1516 гг. Отом, что онзапросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки— зеркало— ссобой, воФлоренцию, вкоторой, как считается втрадиционной истории иначался Ренессанс, ахудожников изБрюгге (исоответственно идругих мастеров) считают «примитивистами».
У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро). Вазари приписывает разработку общего замысла цикла художнику Сандро Боттичелли. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. Его дар художника постоянно прорывался сквозь все ограничения. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня».
Эту картину еще иногда так и называют — «Джаконда». Мученика Апостола Варфоломея. Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространственных интервалов, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов (в «Обручении» это золотистые, красные и зеленые в сочетании с нежно-голубым фоном неба) и создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры. Папа Лев X назначил художника руководителем строительства купола собора св. К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное направление – барокко (что в переводе с итальянского означает «причудливый и странный»), стилистическая неоднородность итальянской культуры оказались одной из наиболее характерных ее примет. Двери имели огромное влияние на развитие флорентийской живописи.
Четыре обнаженные фигуры на саркофагах властителей Флоренции «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» весьма ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей, отчаяние перед быстротекущим временем. Эпоха потребовала сильных, образованных, не боящихся никакой работы людей. Рафаэль считается художником женственной и небеснойстихии, которому «звуков небес заменить не могли скучные песни земли». Петра.
В совсем юном возрасте (20 лет) он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства. «Сикстинская мадонна» — одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св.
Рафаэль считается художником женственной и небесной стихии, которому «звуков небес заменить не могли скучные песни земли». Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Их граждане гордились своими завоеваниями.
Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя. В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Затем – работа над «станцами» (росписями парадных зал) Ватиканского дворца в Риме, куда Рафаэль отправился по приглашению папы Юлия (с осени 1508 года до середины 1510г. ) там Рафаэлю впервые по-настоящему открылась античность и он, будучи уже знаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита. Одна только стеклянная ваза на картине могла привлечь внимание художников. Эпоха потребоваласильных, образованных, не боящихся никакой работы людей.
Его самые известные работы: «Мертвый Христос», «Триумф Цезаря», «Юдифь», «Битва морских божеств», «Парнас» (на фото) и т. д. итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Именно в их среде стало возможно появление тех немногих гениев, которых называют «титанами Возрождения». Рубенса (1577-1640). Он предчувствовал ужаснуюсудьбу своих творений: разрушение «Тайной вечери», расстрел памятника ФранческаСфорца, низкую торговлю и гнусные кражи его дневников, рабочих тетрадей.
Мазолино успел расписать своды (росписи не сохранились). Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь. В настоящее время цикл работ включает в себя 12 композиций. К наиболее известным работам Мантеньи относится внутренняя роспись около 1470 года помещения в Палаццо Дукале— Камеры дельи Спози для семьи Гонзага в Мантуе. Аихможно было наконец вставить вкамеру-обскуру, принцип действия которой был известен еще сдревних времен.
Художник участвовал в создании шести из них, а именно: «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов», «Раздача имущества и смерть Анании», «Воскрешение сына Теофила», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью» и «Святой Петр на кафедре». Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними –праведники. Свое понимание людей Рафаэль, прежде всего, обнаружил своим «Автопортретом» 1506 года: прекрасное лицо написано вполоборота, в огромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь: взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он только удостоит заметить. Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно.
Больше ненужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен. Художник и архитектор родом из Урбино. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти, что так характерно для Возрождения), — в нижней части композиции. В 1483 году росписи были завершены и капелла была освещена папой Сикстом IV. Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве зрелого мастера.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Двери стали местом работы многих художников Флоренции.
Благодаря своему стилю, не похожему не на один другой, он прославился как новатор. Немногиескульптуры. Задняя сторонаже зеркала незатемнялась. Этотвзрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». Сейчас эта статую находится в римской церкви Святого Петра в веригах.
Видимо он знал и сочинения М. Вичино, которыми увлекались в те годы во Флоренции. Его отец был «художник посредственный, но человек здравомыслящий», а кроме того еще и поэт, писавший стихотворные хроники. Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.
Понятие перспектива включает в себя изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. МастерскуюДжованни Санти, как уже говорилось, украшала фреска, написанная на стене имсамим: красавица мать (мадонна) с малышом на коленях и книгой в руке.
В этот период написано самое узнаваемое произведение искусства в мире – «Мона Лиза» (1503-06) Леонардо да Винчи. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаеля – «Сикстинская мадонна».
Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников впонимании визуальной музыки иперестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими». Во всяком случае, его мадонны никогда не назовешь крестьянками. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Однако папа умер в 1534 году.
Заключительный период охватывает временной промежуток с 1530 года по 1590-1620 годы. Одной из вершин творчества Леонардо является фреска«тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон).
Азначит были изеркала наоборот— вогнутые. Благодаря своему стилю, не похожему не на один другой, он прославился как новатор. Итальянский художник и еще один представитель эпохи раннего Возрождения родом из Тосканы.
С 1460 года и до самой смерти он работал придворным художником в семье герцогов Гонзага. Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства.
Так итальянский художник Раннего Возрождения Витторе Карпаччо в картине «Король мавров прощается с послами» уделял главную роль не фигурам, а эффекту солнечного света, льющегося слева через открытую дверь и освещающего бедного писца, в его картине «Сон Св. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре.
При этом художник, писавший портреты почти всех выдающихся людей своего времени (они почитали за огромную честь быть увековеченными на холсте именно Тицианом и записывались к нему в очередь), не ограничивался виртуозной передачей всех деталей внешности и одежды моделей. Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством— камерой-обскурой. Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета. Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства — в «Сикстинской мадонне». Основы мастерства он получил от своего приемного отца.
Это касалось даже работ на темы, касающиеся религии. Похожее наблюдалось и в Венеции, где творили талантливые художники семьи Беллини, Андреа Мантенья, Джорджоне, Тициан и Тинторетто234. Темами росписей была обычная семейная жизнь людей. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат. И это действительно так. Рафаэль Санти (1483-1520) – этого художника в настоящее время знают несколько хуже, чем да Винчи (впрочем, это можно сказать о любом художнике). Бернардино работали в древней традиции иконописи6.
Он выполнил некоторые скульптуры для гробницы и в первую очередь самую прекрасную – Моисея (приблизительно 1515). Это не значит, что при дворах государей его искусство стало придворным, куртуазным. Одно из них состоит в том.
Терезы». Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей – в первую очередь Платона и Аристотеля.
Наиболее распространенной темой картин являлась «Мадонна с младенцем». Мадонна изображена легко парящей на облаках. Только 8 лет исполнилось тогда Рафаэлю, а через три года он потерял и отца. Его мастерство делает его одним из самых оригинальных художников эпохи Возрождения.
Последние годы жизни Сандро Боттичелли доживал в бедности и забвении. Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. Собственный портрет Рафаэлы находится справа, возле своего учителя, Перуджино26. Мазаччо (1401-1427) – флорентийский художник, одна из самых ярких и трагических фигур в истории мировой живописи.
Они покоряют нас своими чарами, как наваждение. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние.
В возрасте 16-17 лет он переехал во Флоренцию, где работал в мастерских. Рафаэль Санти (1483-1520) Художник и архитектор родом из Урбино. Много изображения богоматери (Сикстинская мадонна, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Причем в каждой из областей Леонардо да Винчи (1452-1519) проявил себя как новатор.
Прежде всего, необходимо отметить, что творцы Возрождения не только занимались «чистым» изобразительным искусством, но и проявили себя как талантливые исследователи и первооткрыватели.
Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Обнаженная фигура Давида (c. 1440-42) Донателлодемонстрирует одно из лучших творений эпохи Классицизма. В этот период Донателло использует древнегреческую и римскую технику литья, чтобы создать форму из бронзы. Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. И это верно до известной степени.
Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «Тайная Вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Любимый всеми и одинокий, сгибавший стальные шпаги и рисовавший повешенных. Их действующими лицами были реальные люди, которых писали узнаваемо. Картина наполнена глубоким трагизмом, она выражает торжество духа, духовного благородства над физической силой.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Вульгарная социология подвела под это свое объяснение: феодальную реакцию во Флоренции. Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452- 1519), гений, чьё творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. Значение его всеобъемлющей деятельности, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. В его заметках и рисунках – гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Он был, по выражению Энгельса, не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Кто видел Джоконду, тот помнит, как трудно от нее оторваться.
Именно в этот период были сформированы эстетические, технические и семантические (то есть смысловые и образные) каноны привычного нам изобразительного искусства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитыйпортрет Моны Лизы или «Джоконда».
Боттичелли – это псевдоним, настоящая фамилия – Филипепи. Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче. Любимый всеми и одинокий, сгибавший стальные шпаги ирисовавший повешенных. Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами. Наувеличенном фрагменте видно, что зеркало накартине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое.
Что выделяет его работы среди их работ.
Результатом стали два научных трактата: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». На потолке образовалась идеальная поверхность для росписи на тему двенадцати Апостолов. Именно в их средестало возможно появление тех немногих гениев, которых называют «титанамиВозрождения». Наиболее важной была фресковая роспись свода Сикстинской Капеллы. Лучшее доказательство этому– его портреты. Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности. Перед итальянскими художниками открылся новый мир возможностей. Его самыми важнейшими произведениями стали фреска «Тайная вечеря», картины «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» (на фото выше), «Дама с горностаем» и т. д.
Хокни распирало любопытство. Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще. Помимо крупных алтарей, художники в очень больших количествах создавали картины малых размеров по заказам как церкви, так и частных лиц.
Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. При жизни он получил признание в Европе. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива.
В одной из последних тетрадей этот счастливец записал:«Мне казалось, что я учусь жить, но учился я умирать». Работа над новой фреской была закончена в 1541 году. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Неоконченной осталась его картина «Поклонение волхвов» погибла в начале Итальянских войн конная статуя правителя Милана Лодовико Сфорца, созданная Леонардо в глине и предназначенная для отливки в бронзе рано начала разрушаться фреска «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие, при работе над которой художник смело экспериментировал с красками. Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников изображенных в левой части композиции и грешников, спускающихся в Дантов ад (левая часть фрески). Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения.
Он был собирателем и знатоком произведений культуры античного периода. Она является также и новым этапом в искусстве. Лидером движения Реформации выступил Мартин Лютер (1483-1546). В трудные для Италии времена и наступает недолгий «золотой век» итальянского Возрождения — так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства. Микеланджело называл эти двери вратами Рая.
Это произведение положило начало жанрупсихологического портрета в европейском искусстве. Своим дарованием он снискал себе славу, ему давали поручения князья и даже папская курия. Период Раннего Возрождения охватывает собой время с 1420 по 1500 год. Рафаэлло считал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгие часы. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа.
Войны уносили с лица земли илюдей и то великое, что люди создавали. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто ди Бондоне является самым ярким представителем итальянского Проторенессанса в изобразительном искусстве.
Эта работапоражает не только общей композицией, но и точностью. Но он не стал придворным художником. Основным его жанром были фресковые росписи. В основном художник писал картины на мифологические и библейские темы, к тому же, прославился как великолепный портретист.
Мальчик Нардо, так звали его в Винчи:незаконнорожденный сын буквоеда-нотариуса, считавший лучшими существами наЗемле птиц и лошадей. Авторский стиль формировался под воздействием флорентийской школы живописи. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью. Величайший представитель венецианской школы – Тициан Вечеллио (1477 или 1487-1576).
Художник участвовал в создании шести из них, а именно: «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов», «Раздача имущества и смерть Анании», «Воскрешение сына Теофила», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью» и «Святой Петр на кафедре». Тициан – это смелая, в чём-то даже экспрессивная манера письма, филигранная передача малейших цветовых нюансов, внимание ко всем деталям, отражающим психологическое состояние портретируемого, умение грамотно выбрать нужную позу и поистине режиссёрский гений в написании групповых портретов, благодаря которым зритель может понять все оттенки взаимоотношений между изображёнными. Это период усиления феодальной реакции. Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа.
Центральной фигурой живописи стал Джотто. Он сделал это в картине Терра-Верде («Зеленая земля»), оживляя её композиции с добавлением киновари. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. Она пробудила в нем скрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего.
Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». В общей сложности на создание дверей понадобилось 50 лет.