Рафаэль Санти – величайший художник эпохи Возрождения. Рена Махмудова, автор лекций об искусстве эпохи Возрождения, расскажет о жизни и творчестве Рафаэля Санти, представив 10 шедевров художника, некоторые из которых можно увидеть вживую на выставке в Пушкинском. Рафаэль Санти – величайший художник эпохи Возрождения. Рафаэль Санти – величайший художник эпохи Возрождения.
В богословской литературе «грация» была выделена для названия особой милости Бога – благодати. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены.
Вот что выяснили исследователи понятия «грация». Он внес в каноническую схему группы Оплакивание Христа (около 1498, собор Св. Петра, Рим). Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо.
В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.
Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку. «Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Картина была заказана бенедиктинскими монахами для своего монастыря Сан Сиксто в Пьяченце.
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу.
Здесь он становится мастером монументальной живописи. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно.
Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Эти произведения Рафаэля – «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. – уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
Они реалистически жизненны, эти могучие духом люди, полные достоинства и нравственной силы. Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. В планировке – резкое противопоставление неба и земли. Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Все преисполнено жизнью и правдой. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Такая оценка была вызвана тем, что наиболее консервативные традиции кваттроченто были еще живы в Перуджии (в истории итальянской культуры существует периодизация по векам вот таким образом Возрождение условно разделяют на следующие периоды: троченто – XIV в., кваттроченто – XV в. и чинквеченто – XVI в. ).
1506 и другие). Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-11) – одно из самых совершенных творений Рафаэля. Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом. В короткий срок Рафаэль, обладавший мягким и общительным характером и уже прославленный своими успехами в Ватикане, получил столько заказов, что должен был взять себе помощников и учеников иначе говоря, был принужден открыть мастерскую. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Все эти фрески так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап. Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви.
Возрождение подходило к концу. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров. Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. золотых и снял для неё виллу. В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны. Они сгруппированы в соответствии со своими философскими представлениями.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Знаменитое «сфумато» – изобретенная Леонардо дымчатая светотень – увлекло и Рафаэля, как и композиционные приемы великого мастера. Одежда подчёркивает её благородное происхождение.
Он классик из классиков, как Пракситель, Моцарт или Пушкин. Все сделанное им, а вернее, его мастерской, было повторением старого. Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям. Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Судьба картонов была тоже не очень счастливой. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был погребен в Пантеоне. Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Он возглавляет строительство собора св. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д. Гирландайо (1488-1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча изучение памятников античной пластики. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 152О) во Флоренции. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, – в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Сикста в Пьяченце. Это шедевр пространственной композиции.
Каждую из четырех стен этого зала занимает огромная фреска. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Был ли он счастлив. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Он опирается своими все еще сильными руками на посох, – поза некрасивая, но очень живая.
И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Учеба у Перуджино дала Рафаэлю очень многое. Под сводами великолепной ренессансной архитектуры изображены древнегреческие философы. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики.
Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл.
И это в полной мере удается Рафаэлю. То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима». Многие картины этого времени посвящены мадонне. Апостолы Павел и Андрей, выражающие Христу свою веру и благодарность, удовольствие и умиление, просты своим народным обликом. Эта многофигурная композиция поражает необыкновенной легкостью и гармоничностью. В портретах создает идеальный образ человека Возрождения ("Бальдассаре Кастильоне", 1515).
Живопись Возрождения обращена к зрителю. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. К лучшим работам раннего периода принадлежит Мадонна Конестабиле (Приложение 2, рис. Урбино в этом отношении не был исключительным городом. «Форнарина» (прибл. Перуджия являлась центром всей Умбрии.
Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками. Уже в юношеских произведениях (рельефы Мадонна у лестницы, Битва кентавров, около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
К лучшим работам раннего периода принадлежит "Мадонна Конестабиле". Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1505, «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, «Мадонна со щеглом») принесли художнику всеитальянскую славу. Но жизнь продолжается в русле прежних норм и обычаев.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно. В 1513-1514 гг. После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи. Однако общий замысел и отдельные части фресок принадлежат ему лично.
Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Росписи других станц не были столь совершенны, так как во время работы над ними (1511 – – 1517) Рафаэль прибегал к помощи многих своих учеников. 1506-07), «Мадонна в зелени» (1506), «Прекрасная садовница» (1507). Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени.
Описывая свое итальянское путешествие в книге прозы Пространство Эвклида Кузьма Петров-Водкин говорит: К Рафаэлю приходишь как на отдых. Среди них можно выделить три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. Почему. Переезд Рафаэля в Рим состоялся, видимо, в конце 1508 года.
Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она – вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ). Много изображения богоматери (Сикстинская мадонна, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). По приказанию новоизбранного папы Юлия II перестраивается и достраивается Ватиканский дворец. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Проектировал собор св. Это лица обычных людей, одухотворенных всепоглощающей мыслью, стремлением разрешить волнующие вопросы. У его входа беседуют знаменитые греческие философы и их ученики.
Первыми работами не на библейские темы были картины Сон рыцаря и Три грации. Зато в этих произведениях Рафаэль уже вполне художник нового времени, он ушел от наивности ранних итальянских художников. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Если на Синьорелли влияла больше Флоренция, обращавшая его внимание на обнаженное человеческое тело, формируя его и без того суровый и прямой характер в сторону предельной логичности и откровенности, то Перуджино ближе к сиенцам с их патриархальностью и художественной консервативностью. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора».
Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление. В античности «gratia» означала не столько «привлекательность, прелесть изящество», сколько «влияние, взаимосогласие, дружбу, благодарность, прощение, благосклонность, милость, благодеяние».
Большинство художников выходило из народной среды. Вот таким образом, когда Рафаэль окунулся в художественную жизнь Флоренции, в которой искусства стояли на большой высоте, – здесь была открыта перспектива, здесь занимались анатомией, знали и любили обнаженное человеческое тело, – он почувствовал себя снова учеником, которому нужно внимательно присматриваться к окружающему и черпать из него знания. На переднем плане картины изображены три журавля. Они — центр композиции. он их написал более двадцати.
Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) – он культивирует строгое начало. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути.
Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. А в основе цветового решения портретов лежит контраст – у Анджело темный кафтан с широкими красными рукавами, у Маддалены общий тон портрета светлее и мягче. Это — «Поэзия», «Богословие», «Правосудие» и«Философия» («Афинская школа»). К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка Пьета для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М. Кальканьи ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа Пьета Ронданини (1555-1564, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная.
Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено. Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре.
Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую Давид (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.
Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Вскоре Юлий II приказал рассчитать всех художников и оставил одного Рафаэля. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м площади) собственноручно. Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отражали мировоззрение эпохи.
Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». РАФАЭЛЬ (наст. Религиозный сюжет у Рафаэля, как у лучших кваттрочентистов и особенно великих художников XVI в., делается чем-то второстепенным.
В последние годы, портреты, написанные им, поднимают уровень его мастерства до уровня Леонардо да Винчи. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». Петра в Риме, руководит огромной мастерской, Именно в ней осуществлялись такие заказы, как изготовление картонов для десяти огромных ковров для папского дворца или декорация лоджий в том же дворце, получивших впоследствии название «лоджий Рафаэля». И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Мастер скромного дарования, но человек образованный, он привил сыну любовь к искусству. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска Страшный Суд на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550). С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (Бальдассаре Кастильоне, 1515). Другие откапывали обломки колонн, статуи, барельефы, монеты. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля». Вот почему ее взгляд исполнен светлой печали. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Его фигура выступает легко и свободно. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях.
Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Историческая действительность разрушала иллюзии ренессансного гуманизма. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения.
Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Именно это качество таланта Рафаэля натолкнуло Вазари на следующие слова: «Насколько щедрым и благосклонным бывает иногда небо, одаряя одного человека бесконечными богатствами своей сокровищницы и всеми милостями и редчайшими талантами, которые обычно оно распределяет в течение долгого времени между многими, это можно видеть по столь же одаренному, сколь обаятельному Рафаэлю Санцио из Урбино». Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. К третьему десятилетию 16 века культурная и духовная ситуация в Италии изменилась.
За этот период он написал Мадонну Солли, Мадонну Конестабиле и др. Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Руки папы выразительны, – не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Таковы и его герои – святые отцы, богословы, философы, поэты, художники, музыканты. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Руки с короткими пальцами украшены перстнями. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Наряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело был создателем искусства Высокого Возрождения.
Создал композицию свода Секстинской капеллы. После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство собора Святого Петра. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. в период полной художественной зрелости, приобретают иные черты.
Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев. И несмотря на то, что весь народ жил искусством и среди искусства, художников ценили хоть и высоко, но не как артистов, а как ремесленников, хорошо исполняющих свою работу. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II. Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого. Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги.
Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). При Юлии в Риме были начаты грандиозные работы, например, строительство знаменитого собора Святого Петра. В Риме работали знаменитейшие художники Италии: Перуджино, Перуццио, Синьорелли, Ботичелли, Брамантино Бацци, Пинтуриккио, Микельанджело.
Как чудесные видения проходят перед его взором картины, в которых изображен мир, где царит гармония. Художник говорил, что, рисуя мадонну, он вспоминает всех красавиц, виденных им в жизни. Часть из них получила название по сюжетам фресок. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Каждая из стен имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Рафаэль создал тип женщины-матери исполненный необыкновенной прелести.
В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя». Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» – не была еще начата в год смерти Рафаэля. Ввозможно по этой причине тема Мадонны с младенцами проходит через всё творчество художника.
Как совершенный в своих силах, Рафаэль не боится композиционных канонов. И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано). Самые знаменитые произведения Рафаэля : росписи «Афинская школа», «Парнас», «Диспут», «Триумф Галатеи», «Лоджии Психеи», картины «Сикстинская мадонна», «Сон рыцаря», «Мадонна Конестабиле», «Положение во гроб», «Портрет папы Юлия II», «Мадонна Альба», капелла Киджи в Риме, палаццо Пандольфини во Флоренции. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.
Мадонна в кресле, Мадонна с рыбой, Мадонна дель Фолиньо и другие всемирно известные мадонны (вписанные в круг или царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях) знаменуют новые искания Рафаэля, его путь к совершенству в воплощении идеального образа богоматери. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. К лучшим работам раннего периода принадлежит Мадонна Конестабиле.
имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483 – Урбино – 6 апреля 1520, Рим) итальянский художник и архитектор. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Сюжет традиционен – мадонна с младенцем в окружении святых Сикста и Варвары. В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, – в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. По сторонам от них, на склонах громадного свода изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами— эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.
В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. Понятия ремесленника и художника тогда не разделялись, – все предметы ремесла были в большей или меньшей степени художественными произведениями, все создавалось на основе высокой требовательности к красоте вещи.
Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий. Семья Санцио состояла в то время из Бернардины – второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника. Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело.
На стенах этого сравнительно небольшого помещения Рафаэль написал «Диспут» («Беседы о таинствах причастия»), напротив — знаменитую «Афинскую школу» («Философские беседы»), на третьей стене было помещено прославление поэзии — «Парнас», на четвертой — группа из трех аллегорических фигур «Мудрость, Умеренность, Сила», олицетворяющая правосудие. Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы. С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Он умер 6 апреля 1520 года в день своего рождения, в 37 лет. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер.
Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов. Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым. В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем. Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина.
Члены семьи не очень ладили друг с другом. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы. Отец Рафаэля был придворным художником и поэтом герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Мадонны, созданные им в Риме, т. е. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Он умело использует характерные структурные формы живописных композиций, которые рождаются из линейных форм – кругов и полукружий и рождающиеся из них сферы или купола полусферы. Примитивность была их отличительной чертой. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.
Много изображения богоматери (Сикстинская мадонна, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. После «Сикстинской мадонны» Рафаэль не создал ни одного произведения, открывающего новые художественные горизонты.
Идеальная фигура Марии овеяна серебряной дымкой. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Доказательством удивительной разносторонности Рафаэля является тот факт, что он и теперь еще владел значительным умением выражения реалистических черт, позволившим ему создать ряд портретов, принадлежащих, наряду с портретами Тициана, к величайшим явлениям портретной живописи чинквеченто.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Одним словом, это яркое воплощение того идеального представления о человеке и его назначении в жизни, которым грезили лучшие умы эпохи Возрождения. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение».
Переворот в миросозерцании народов Европы, с переходом от Средневековья к Новому времени, свершился. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (мать он потерял за 3 года до кончины отца). Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело. Много изображения богоматери ("Сикстинская мадонна", 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.
Этот камерный портрет действительно необычен. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. В 1534 Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой. В общем каждый выдумывает на свой лад. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер.
Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера.
В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Художники не умели еще выделять волнующие их идеи, отделять с должным пониманием необходимое от случайного.
Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве. В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Между ними виден возлежащий на ступенях Диоген. Работа датируется 1498 годом. Шедевром Рафаэля признан алтарный образ Богоматери Сикстинская Мадонна (Приложение 2, рис.
Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины. Среди великолепных портретов и алтарных образов, которые он создает, особо выделяется «Сикстинская мадонна» из Дрезденской галереи (датировка ее спорна – от 1512 до 1519 наиболее вероятная дата исполнения – 1513 – 1514). Перуджино. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии. Так, сиенцы мало обращались к природе, все их композиции строились на фоне фантастической архитектуры, но нежная лазурь их картин и сама условность и традиционная однообразность очень полюбились в Умбрии.
Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Редкая растительность покрывает его лицо и голову. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Это самый известный портрет Рафаэля. Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик. Художник не дает никаких явных намеков и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия.
Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Обе картины написаны примерно в одно и то же время скорее всего, Рафаэль сознательно копировал манеру Леонардо. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. На фреске «Афинская школа» (1509—1511) изображен просторный, залитый солнцем храм. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.
Помимо этого мастер увлекается археологией, собирает памятники античного Рима. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. В ней соединены религиозная идеальность и необыкновенная глубина человеческих чувств. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ».
Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). На фресках Рафаэля показана гениальность нахождения простых изобразительных средств для передачи этих сложных абстрактных понятий.
С 1509 по 1517 г. было расписано три зала, лучший из них «зал Подписи»— станца делла Сеньятура.
Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала.
Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они окружены внимательными слушателями. За свою недолгую жизнь он успел выразить в живописи, вероятно, все, что мог, т. е.
Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Недаром одно из лучших произведений этой поры – «Коронование Марии» из миланского музея Брера – по сюжету и композиции перекликается с алтарной картиной Перуджино на аналогичную тему и воспринимается как попытка опередить учителя.
1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Грация – это благодать, дар небес.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо Леда и лебедь. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания».
Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке». Над ними возвышаются две статуи: Аполлона — бога красоты и Афины — богини мудрости. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. На тот момент Рафаэлю был 31 год. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания).
Начиная с 1509 и по 1520 гг. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
Здоровые, сильные тела апостолов одеты в короткое платье, открывающее почти все тело и обнажающее мышцы и мускулы лица двух учеников, вытягивающих сети, выражают напряжение, так же как и занятые работой руки. Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. «Я воскрешаю мертвых», — говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии.
На потолке Рафаэль написал «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона». Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Вся исключительность и новизна картины – в образе богоматери с младенцем. Рафаэль – это завершение. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости. Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. Левой рукой Аристотель держит свою «Этику», движением правой он как бы успокаивает вдохновенный пафос Платона. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность». Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Петра. Губы тронуты едва заметной улыбкой. Под фигурою Юриспруденции на стене, прорезанной окном, помещены наверху, над окном, три фигуры, олицетворяющие благоразумие, силу и умеренность, а по бокам окна – слева император Юстиниан, принимающий от преклонившего колени Трибониана пандекты, справа – папа Григорий VII, вручающий декреталии адвокату.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой.
Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом. fornaro – пекарь). Это люди возвышенные, занятые познанием истины, обладающие высокими духовными и моральными принципами (как сказал Энгр: «Рафаэль писал людей добрыми, все его персонажи имеют вид честных людей»).
Но это не значит, что Рафаэль превратился в подражателя. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Рафаэль же во всем старался превзойти своего учителя. При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом.
Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Иллюзия реальности полная, однако реальность, преображенная вдохновением художника.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Справедливость этих слов подтверждается первыми шагами Рафаэля в искусстве. В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (Бальдассаре Кастильоне, 1515).
Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Сначала папа велел расписать «Станцу делла Сенья- тура» («комнату подписи», т. е. зал, где подписывались документы). Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян.
Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею для потомков. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать.
Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
Так началась история Рафаэлевых Станц. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком и некрасивые головы старцев.
Ныне Сикстинская Мадонна хранится в Дрезденской галерее. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе Моисея (1515-1516), Умирающего раба и Восставшего раба (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабов (1532-1534), в которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными. Помимо профессиональных знаний ученик перенял у учителя то, что можно было бы назвать «возвышенным восприятием мира». Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. В сравнении с портретом его жены фигура Анджело смотрится более обобщенно и цельно благодаря строгости костюма, оживленного белым воротничком и манжетом на левой руке. Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Их Рафаэль написал около пятнадцати («Мадонна в зелени», 1505 так называемая «Прекрасная садовница», 1507 «Мадонна со щегленком», ок. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов.
В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах. Лица апостолов – простые, грубые. Это миниатюрные по размерам композиции "Три грации", "Сон рыцаря". Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги.
Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду». После 1514 года Рафаэль становится во главе многих общественных художественных работ. Рафаэлю была поручена роспись четырех смежных зал, так называемых станц (комнат).
Обаятельный образ женщины создал Рафаэль в прославленной картине«Сикстинская мадонна». В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи. В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу – владычицу небесную. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти. 3). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Подобно тому как его портрет производит скорее типичное, чем индивидуальное, впечатление, так устраняет он в своем творчестве все индивидуальное, возводя его в степень типичного.
Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Петра). Красоте этого подвига соответствует внешняя красота мадонны — это высокая, стройная, сильная женщина, полная женственной прелести. Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Передний план занимают фигуры апостолов. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте». Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен. «Афинская школа» – пожалуй, самое известное монументальное произведение Рафаэля.
Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Оно говорит о его душевных качествах, о ясности и гармонии его внутреннего мира. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Но работа Рафаэля так понравилась Юлию II, что он приказал сбить уже готовые фрески в «Станце д39Элиодоро» (комнате Элиодора) и «Станце дель Инчендио» (комнате пожара) – и просил художника сделать новую роспись.
Они стоят на лестнице в окружении философов, а у ее подножия видны группы во главе с Эвкли- дом и Пифагором. В ранней «Мадонне Конестабиле» (1500 – 1502, Гос. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. полное царство гармонии, красоты и добра.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты. Но портреты доказывают, что Рафаэль и теперь еще продолжал изучать природу, что именно это упорное изучение природы позволяло ему оставаться гениальным рисовальщиком и живописцем.
Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Одним из таких людей и был Юлий II. Композиция тоже принадлежит к уже распространенному в то время типу «святого собеседования», когда богоматерь изображалась в реальном пространстве в окружении предстоящих перед ней различных святых. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства.
Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Во всяком случае известно, что Рафаэль занимался все это время живописью и был учеником художника Тимотео Вити, работавшего при дворе Федериго де Монтефельтро.