Среди работ Боровиковского наиболее известными стали портреты В. А. Жуковского, Г. Р. Державина, А. Б. Куракина и Павла I. Русские художники 18 века все же старались раскрыть правду и подлинные характеры людей, несмотря на условия крепостного права и желания богатых заказчиков. Презентация на тему Русские художники 18 века кратко рассказывает о самых известных русских художниках 18 века и их картинах. Известные русские художники 18 века были вынуждены следовать западной моде по велению Петра I, который хотел европеизировать Россию. Известны имена художников 18 века, которые в своих произведениях изображали жизнь простых людей. Гейнсборо можно по праву назвать самым известным английским художником 18 века.
Строгий профиль сидящей наполу служанки напоминает античные барельефы. 1755).
Этот мастер, которому сам Петр даровал мастерскую наАдмиралтейской стороне, оставил нам превосходные поживописи, достоверные портреты первого русского императора иего ближайшего окружения («Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина», «Портрет царевны Натальи Алексеевны» идр. ). Ясная логика классицизма казалась в то время глотком свежего воздуха на фоне декоративной вычурности и перегруженности аллегориями поздних барокко и рококо, в духе которых работали тогда приглашенные в Россию иностранные художники (например, С. Торелли и Ф. Фонтенбассо). Жизнь Рокотова известна мало.
Самой удачной работой художника считается Портрет напольного гетмана (около 1725 года). Эта работа стала последним произведением художника впортретном жанре. Натье. Немногие до нас дошедшие его портреты, в особенности детские, при всей их грациозной неловкости и распластанности, говорят о своеобразии передачи им хрупкости и прелести детского образа (портреты детей Вильгельма и Сарры Фермор, 1750-е гг., Санкт-Петербург, ГРМ).
Это полотно производит сильное впечатление. Юный художник неловко примостился замольбертом ивнимательно всматривается всвою модель– очаровательную девочку вбелом чепце, которую увещевает посидеть неподвижно ее строгая матушка (илислужанка). Уже в середине века в лучших произведениях М. И. Составленное им первое в России пособие по пластической анатомии — «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании» — также использовалось в Академии в течение нескольких десятилетий.
– 309 с. : ил. Еще при жизни он получил признание и удостоился многих почестей и наград. Люди, статуи, картины. Наиболее значительной работой этого круга является портрет поэта В. И. Майкова (ок.
Известность к нему пришла в последнем десятилетии 18 века. Учился он у И. Б. Получив престол путем узурпации (был отстранен и заключен в крепость малолетний император Иоанн Антонович), она решительно взялась наводить в государстве порядок. В том же 1773 году Левицкий получил большой заказ от Екатерины II. Например, в картине «Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800) он разрабатывает актуальную во все времена тему власти как долга и бремени. В своих первых шагах русская историческая живопись брала за образец сценические воплощения патриотических трагедий Сумарокова, а «высокий стиль» декламации в их исполнении был тогда обязателен: недаром труппу первого русского талантливого актера Ф. Г.
Лосенко считается родоначальником русской исторической живописи. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. А над чем или над кем усмехается Майков (1765-1767, Москва, ГТГ). –Рига, 2002. Шарандак Н. П.
Напортрете изображена любимая воспитанница графов Шереметьевых. В дальнейшем И. А. политической реакцией. Рисунок в портрете безукоризнен.
Томас Гейнсборо. В 1768 году Лосенко написал две «академические фигуры в величину ординарного человека» — штудии обнаженного тела, условно поименованные «Каин» и «Авель», а через год — картину «Зевс и Фетида». Рокотов стремится здесь и к раскрытию индивидуальной внутренней жизни человека — эта черта явилась новшеством в русском парадном портрете 18 века. К этому времени относятся его лучшие произведения, в частности портреты А. М. Измайловой (1754 Третьяковская галлерея), походного атамана Донского войска, бригадира Ф. И. Краснощекова (1761 Русский музей), архиепископа Сильвестра Кулябки, М. А. Румянцевой (1764 Русский музей), супругов Д. И. и А. В. Бутурлиных (1763 Третьяковская галлерея).
Он хотел бы их видеть однозначными, как персонажи Фонвизина. Вишняков (1699-1761). Лосенко (1737-1773): от вполне реалистических иногда, очень поэтичных и жизненных образов его рисунков, отличных этюдов с натуры и изящных эскизов он приходит к идеальным, отвлеченным персонажам законченных картин. Очень интересны и портреты Н. Е. и А. П. Струйских (1772 Третьяковская галлерея). Лицо умершего, тревожно освещенное пламенем свечей (оставшихся «за кадром» картины), выписано строго реалистично и вместе с тем исполнено подлинного величия.
Не столь интересной кажется историческая живопись. В начале 18 в. работали Роман Никитин (брат Ивана Никитина), Иван Адольский-Большой, Григорий Адольский и некоторые другие, менее значительные портретисты. Его томные, мечтательные глаза устремлены назрителя. Михаил Шибанов– крепостной художник изкрестьян Владимирской губернии– был одним изсоздателей русского бытового жанра. К числу лучших произведений Никитина относятся также хранящиеся в Русском музее портреты: «Напольный гетман» (1720-е гг. ), «Петр I на смертном одре» (1725) и портрет С. Г. Строганова (1726). Они абсолютно живые. В 1740— 1750-х гг.
Таков, например, красивый коронационный портрет Екатерины II (1763 Третьяковская галлерея), а также более поздние портреты опекунов Московского воспитательного дома. Художник старается «обелить» святого князя Владимира– его красноречивая «театральная» поза ижест прижатой кгруди руки полны раскаяния. История русского искусства.
Совсем иначе работал над этой темой И. Ерменёв (1746 — после 1789), акварелист и график, сын конюха, окончивший Академию художеств и известный тем, что участвовал во взятии Бастилии 14 июля 1789 года. Россия эпохи Пугачева, Фонвизина и Радищева предстает духовно богатой.
В семилетнем возрасте он был привезён в Петербург, где стал певчим придворного хора. В самом деле, параллели очевидны. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Картины этих художников — эталон живописи для меня. – М. : Искусство, 1973.
Его мировоззрение формировалось ватмосфере увлечения идеями Ж. Ж. Руссо, вкоторых превозносились мир чувств иединение свечно прекрасной, «безгрешной» природой. Художнику важен нестолько внутренний мир портретируемого, сколько то, какон служил государю иОтечеству. Начало XVIIIвека ознаменовалось реформами петровского времени. Краткий справочник школьника.
Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Он непренебрегал костюмированными аллегорическими портретами («Портрет П. А. Демидова», большая серия «смолянок»), нопривсей условности композиции, непременных драгоценных «сословных» аксессуарах люди напортретах Левицкого выглядят поразительно живыми иправдивыми. В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи.
В1716году он отправил учиться заграницу первых пенсионеров (т. е. Печально окончилась творческая жизнь Ивана Никитина. Ювелир Позье, много работавший придворе Елизаветы Петровны, писал: «Все женщины вРоссии, какогобы они нибыли звания, начиная императрицей икончая крестьянкой, румянятся, полагая, что клицу иметь красныя щеки». Она демонстрирует гравюру спортретом своей недавно умершей хозяйки Варвары Алексеевны. Среди его скульптур самыми знаменитыми считаются «Пьета» («Оплакивание Христа») и «Давид».
Пушкина, специалистами в европейской живописи 18, 19 и 20 веков. Аргунова (1771 — после 1829). О незаурядном таланте свидетельствуют уже его юношеские работы: «Смеющийся крестьянин», «Крестьянин со стаканом в руке» и особенно — поэтический портрет крепостной танцовщицы шереметевского театра Татьяны Шлыковой-Гранатовой, написанный, когда художнику было около восемнадцати лет. Их подлинность подтверждена экспертами ГМИИ им.
Но хочется немного больше информации, больше изображений (портретов художников). «Смолянки» (1773-1776, Санкт-Петербург, ГРМ) на портретах Левицкого изображающих воспитанниц Смольного института, откровенно позируют в своих полумаскарадных-полусценических платьях, они с увлечением играют свои роли в отчетном институтском театрализованном представлении. Среди наиболее значительных можно выделить Георга Христофа Гроота (1716–1749). («Чудесный улов рыбы» на сюжет из Евангелия. Во второй половине XVIII века ярко выражены тенденции сентиментализма и романтизма (н-р портреты Боровиковского).
Он даже Екатерину II написал в образе «казанской помещицы», гуляющей по саду в теплом салопе. Наиболее значительными мастерами миниатюры начала 18 в. можно считать Андрея Григорьевича Овсова (1678— 1740-е гг. ) и Григория Семеновича Мусикийского (умер в 1737). Проще и понятнее румяная растрепанная русская барыня Бакунина, с легкой иронией написанная Левицким утонченная аристократка Урсула Мнишек с холодным фарфоровым личиком или пестро разодетая актриса-авантюристка Анна Давиа, – с одинаковым блеском запечатленные кистью Левицкого (все 1782, Москва, ГТГ).
Они пленяют другим: аристократическим изяществом, великолепием живописи, нарядной прелестью красок иноткой «исторической пикантности» (А. Бенуа). Эти, основанные на поклонении Разуму нормы, были смягчены такими качествами национального русского характера, как: «душевная открытость, потребность эмоциональной связи с другими людьми, способность глубокого сопереживания и обостренное нравственное чувство, привязанность к родной земле» (Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. – 624 с. : ил. Дмитрий Григорьевич Левицкий. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Для него характерны лаконичность, немногочисленность деталей (каждая из которых становится особенно значимой, прибавляя что-то к характеристике модели), как правило — глухой темный фон. е годы врусской истории В. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов.
Арсеньевой, сестер Гагариных, крестьянки Христиньи (последний замечателен еще и тем, что для Боровиковского важна не «этнографичность» образа крепостной крестьянки, а, как и в портретах дворянских девушек, внутренний мир). Характеристика, данная Петру, чужда ложной патетики. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга). Иван Никитич Никитин (ок. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». Вопрос очень сложный историки еще не дали на него ответа.
Примером для себя она избрала Петра I (по ее повелению ему был воздвигнут знаменитый памятник на петербургской Дворцовой площади). – (Русское искусство: стили, жанры, мастера). Русские художники / Сост. : М. Салтупе, Л. Рудзите, Т. Фейгмане.
Быстро стал знаменит, получал много заказов. Издавая популярные сатирические журналы («Трутень» идр. ), он имел смелость обличать современные нравы идаже намекал напороки самой императрицы. Россия поволе ПетраI стремительно шагнула изСредневековья вновое время. Живописный строй портретов Рокотова сродни его излюбленным моделям. В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей.
Матвеев сыграл большую роль как руководитель «живописной команды Канцелярии от строений» — организации, выполнявшей ответственные государственные заказы, связанные с декорированием церквей, дворцов и различных увеселительных построек, — и сам участвовал в их исполнении. В жизни русского народа в этот период быстро развивается промышленность, что вызвало кризис в крепостничестве, проходят народные восстания под руководством Емельяна Пугачёва. Некоторые из этих черт указывают на связь искусства Антропова с русской парсуной. 19 век изначально был веком некоторого застоя в западноевропейской живописи.
Начало 1740-х гг. Картины несколько схожи, но забыть их невозможно. Судьбы этих людей часто складывались трагически.
С именем И. П. Но это не всегда удается. Микеланджело Меризи да Караваджо (29 сентября 1571—18 июля 1610) — великийитальянский художник периода раннего барокко, основатель европейского реалистической живописи XVII века. Впортрете чувствуется особое, задушевное отношение художника кмодели.
Сюжет картины наполнен духом высокой гражданственности, пронизана любовью к родине. и X. М. Мастер обратился к древнегреческому эпосу. Он был влюблен в русскую историю и сюжеты для своих картин черпал из нее. Впортрете архитектора, директора петербургской Императорской Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова (1726–1772) Левицкий отразил идеал просвещенного вельможи эпохи русского классицизма.
Единственным крупным пейзажистом был Ф. Я. Одним из самых ярких проявлений реалистической основы его искусства является также «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 Третьяковская галлерея). Эту «театрализацию жизни» прекрасно выразил стиль барокко– пышный, велеречивый, мажорно-красочный.
Его запечатлел гравер М. И. А. Бенуа восклицал: «Какая умная, тонкая, поэтичная эта вещь, полная живописной прелести, какудивительно смела порисунку (поабсолютно вермееровской перспективе) икакхарактерна. ». Его всегда отличали наблюдательность, живое любопытство, жадное стремление к знаниям.
В 1760 г. он был принят в Академию художеств, а в первой половине 1760-х гг. Но главное у Шибанова — лица. Стремился к абсолютному владению техникой, точному знанию анатомии и перспективы. Портреты супругов Бутурлиных, А. М.
В основе ее сюжета — события далекого X века, описанные в «Повести временных лет». Алексей Петрович Антропов (1716–1795) вышел изсреды мастеров Оружейной палаты. Оружейной палаты. Одновременно происходит падение техники, появляются кукольные лица.
Интимная теплота, вложенная художником в портрет воспитанницы Шереметевых, девочки-калмычки Анны (1769 музей-усадьба Кусково), говорит о внимании художника к образу человека, стоящего на низших ступенях социальной лестницы. Отметим разнообразие его решений портретов: умный холодный дипломат Г. И. Боровиковский писал императрицу загод доее смерти. В творчестве Левицкого большое место занимает парадный портрет. Шереметева.
В скромных портретах К. А. Его портреты (в особенности — конный портрет императрицы Елизаветы Петровны) носят типично рокайльный характер. Пояркой индивидуальности дарования выпускник Академии художеств Федор Степанович Рокотов (1735 (. ) –1808) непохож нинакого изсвоих современников. Русский музей) и П. Ю. Квашниной-Самариной (1770-е гг.
Хозяйка дома пользовалась всеобщей любовью. Понятие долга, подчинение государству и исполнение обязанностей стали основой поведения человека, подавление чувств во имя разума казалось высшей добродетелью, достойной подражания. Надпись наподрамнике гласит, что наследник княжеского рода Федор Николаевич Голицын (1751–1827) был написан «на девятом году своего возраста».
Художник. Если ещё в первой половине 18 века картины этого жанра представляли собой парсуны (плоские, застывшие изображения знатных людей, выполненные иконописными приёмами), то постепенно мастера начинают отходить от этого, внося в свои произведения дыхание жизни, свет и эмоции. Портрет герцогини Орлеанской в образе Гебы. – СПб. : Буланин Д., 2013. Все это давалось нелегко.
Художник Иван Никитин (родился в середине 1680 годов – умер около 1742 г. ) был гордостью Петра Великого. Кочеткова, отв. Главной задачей художника было передать чувства и эмоции. Из произведений архитектуры — дизайн купола базилики Святого Петра. Эта ничтожность личности так ярко видна в портрете (при том, что он просто переполнен драпировками, орденами, горностаевыми мантиями и прочими атрибутами пышности и власти), что незадачливого императора становится, честно говоря, жалко.
В 1787 г. Екатерина II, совершая поездку по Украине, обратила внимание на работы художника. Боровиковского (1757— 1825) — одного из лучших мастеров портретного жанра в русском искусстве. Аргунова (1729—1802) связана особая страница в истории русского искусства.
В градостроительстве пространство пытаются формировать из однородных элементов. Почему, например, умница Дьякова-Львова во втором своем портрете, написанном, по-видимому, три года спустя после первого (1778 и 1782-1885 – оба в Москве, ГТГ), уже в виде признанной хозяйки лучшего литературного салона Петербурга, так скептически и разочарованно нас разглядывает. Существовал ли какой-то иной путь. Его десюдепорты — это, как правило, пейзажи.
Град Петров в истории русской культуры. Очевидно, там ибыла создана эта удивительная работа, которая стоит особняком врусском искусстве XVIIIвека. Вобразе канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660–1734) Никитин сумел передать обобщенный образ человека Петровской эпохи, когда достоинство человеческой личности определялось прежде всего государственной службой. Это — близость внутренняя.
С. Ф. Щедрин (1745 — 1804). Темами обычно были мифологические или библейские сюжеты. Юсуповой.
В сущности, он был более «европейским» живописцем, чем, скажем, немец И. -Г. Все это, конечно, не от недостатка таланта. – (Серия «Былой Петербург»). Дмитриева Н. А. Но скромная прелесть русской природы была открыта лишь в XIX веке. Тем не менее, его работа «Супрематическая композиция» была продана за 60 млн.
Лопухиной, 1797, Москва, ГТГ). В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Портретистов 1740—1750-х гг. С наибольшей полнотой эти тенденции выразились в творчестве В. Л. Пожилой мужчина безпарика, внебрежно расстегнутом кафтане погружен всвои затаенные переживания– его взор обращен неназрителя, а«вглубь себя».
Он изображен вбарочном легком полуповороте, снебрежно наброшенным плащом поверх «романтических» рыцарских лат. Струйскую (1772, Москва, ГТГ) Рокотова трудно отнести к рококо или М. А. Демин. Кисти живописца принадлежит несколько полотен с изображением Петра I, а также многих других знатных персон (супруги императора, его дочерей Елизаветы, Анны и других). х– 1730. – М. : Просвещение, Владос, 1995.
Русское же искусство XVII столетия находилось еще во власти традиции и канона. Лампи-старшего и, возможно, у Левицкого. Постимпрессионисты, фовисты, кубисты и др. Вздымающиеся пышные складки рукавов ее платья подобны цветочным бутонам.
Ничто впортрете ненапоминает оневысоком социальном статусе моделей. Облаченные вмодные платья, они демонстрируют нежную привязанность друг кдругу иутонченную чувствительность, что было вдухе идеалов эпохи сентиментализма, которая уравняла всех вправах «на чувства». Шедевры русской живописи XVIIIвека, пометкому замечанию барона Н. Врангеля, «словно старинные флаконы, еще пахнущие прежними благовониями, благоухают ушедшей красотой». Была ли в том необходимость.
Музеи почитают за честь выставлять его работы. Через несколько лет он стал известным архитектором имолодые были прощены. – 191 с. : ил. Русские художники XVIII века: биографии / Е. Ф. Видным мастером декоративной живописи середины столетия был итальянец Джузеппе Валериани (1702—1761, в Петербурге с 1745). Искусство придворного портрета 3050-х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо.
Демидова. Многие качества его портретов роднят их спарсуной XVIIвека: застылость, торжественность предстояния, фронтальный разворот фигуры кзрителю, глухой фон («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой», «Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой» идр. ). После смерти Петра I в России начались сложные времена. Черты ее лица даны правдиво, с несколько жестковатой пластической определенностью.
Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы. Эта «ушедшая красота» редко настраивает зрителя напечаль имеланхолию. XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство.
В нем рождалось осознание того, что это и есть русский народ. Ее можно было бы назвать «Нищие». относится несколько юношеских портретов А. И. Воронцова, так называемого «Неизвестного в треуголке» (в Третьяковской галлерее) и другие.
Долгое время считалось, что этот портрет написан голландским художником Карелом де Моором. Какое многообразие характеров и настроений. Изобразительное искусство стало главным образом средством украшения дворцов и церквей.
Антропов работал в «живописной команде» Канцелярии от строений. «Автопортрет с женой» (1729 Русский музей) Матвеева принадлежит петровскому времени и высоким чувством человеческого достоинства, которое вкладывает художник в создаваемые образы и индивидуальностью характеристик и внутренней энергией, которой дышит лицо молодого живописца. Судьба художника сложилась трагически: он был арестован захранение тетради спасквилем наФ. Прокоповича, заключен водиночную камеру Петропавловской крепости, затем выслан вТобольск и, вероятно, умер вссылке. Его считают одним из основателей русской портретной школы.
Помянем и гениального декоратора П. Г. Презрительная надменность Варвары Новосильцевой (1780, Москва, ГТГ) оборачивается снисходительной улыбкой бывшей воспитанницы Смольного, обращенной к своей новой богатой, но провинциально невежественной семье. Картина впечатляет трагичностью образа героя – старика, на чьём лице присутствует сила, власть, переживание и скорбь. Среди них наиболее известно имя Григория Теплова.
Панорама столичной жизни. Художник нескрывает физического недостатка модели– легкой косины его глаз, ноумело «отвлекает» внимание зрителя виртуозно, тонко написанными деталями его одежды: мерцанием золоченого шитья, мягкостью красновато-коричневого бархата кафтана, гармоничным колористическим сочетанием синей ленты ордена Андрея Первозванного икрасной ордена св. Живопись вместе с другими видами искусства поддерживает идеи патриотизма. Типичным ранним произведением Никитина является портрет племянницы Петра I, Прасковьи Иоанновны (1714 Ленинград, Русский музей), несколько напоминающий парсуну отсутствием световоздушной среды и локальностью цвета.
Угрюмов (1764—1823). Этот голштинский принц был избран бездетной Елизаветой в преемники только из-за родства (он являлся ее племянником, внуком Петра I), а не из-за личных качеств, увы — ничтожных. Цветы вэтом хороводе имеют символический смысл. Портрет русского просветителя, журналиста, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова (1744–1818) непохож надругие камерные образы Левицкого. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX веков. Поток свежих идей хлынул в русскую живопись: художественные техники и приемы колористики, работа с композицией и новые жанры. Справа– родственники невесты, оживленно наблюдающие запроисходящим, слева– группа сватов застолом, любезно ивесело обращающихся кневесте.
Молодые обменивались кольцами идарили друг другу небольшие подарки. Самой известной работой художника, пожалуй, являются фрески на потолке Сикстинской капеллы. Одевалась напрогулки она действительно довольно просто. Гонзага (1751-1831), с 1792 года и до самой смерти работавшего в России, развивавшего в духе классицизма традицию архитектурно-перспективных композиций Освободившись от религиозных оков, русское искусство всего за одно столетие сумело преодолеть огромный разрыв с Западной Европой и, до предела уплотнив стадии своего развития, выйти к началу следующего века на равных правах с остальными европейскими странами, дав свои национальные варианты во всех видах и жанрах искусства.
Типичный пример — портреты супругов Хрипуновых (1757 Москва, музей Останкино). Малевич – идеолог нового течения в живописи – супрематизма. – 104 с. : ил. XVIII век. Стасов называл его «придворно-иностранным»). Строганов грозный и величавый лик умершего Петра I, озаряемый отблесками погребальных свечей или демократический облик седовласого «напольного гетмана» (1720-е гг. ), удивительный по меткости, яркости и непосредственности характеристики и живописному мастерству (оба – Санкт-Петербург, ГРМ). Художник остро дает почувствовать эксцентричность натуры портретируемого.
Растрелли крупный мастер портрета швед А. Рослин (1718-1793, в России – 1775-1777) или изящный австриец И. -Б. Маленьким размером иизяществом его портреты похожи надекоративные панно эпохи рококо («Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны сарапчонком»). Это аналитические образы живописца Мориса Латура (например, Портрет аббата Юбера), картины Аведа, Лиотара, скульпторов Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, поздние работы Антуана Ватто, простые и искренние жанровые портреты Шардена, пастели Ж. Б. Перронно, портреты Фрагонара в Великобритании остросоциальные произведения У. Хогарта. ПетрI остро осознавал необходимость подготовки дляРоссии собственных профессиональных художников.
Эпоха дворцовых переворотов, едва не пустившая по ветру все, что было достигнуто при Петре, закончилась в 1741 году воцарением его дочери Елизаветы. Екатерина мечтала видеть себя вобразе «просвещенной императрицы», вот таким образом идеалы гражданской доблести иславы, отраженные впортретах эпохи классицизма, были ей близки. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения).
Первые русские натюрморты принадлежат кисти нескольких мастеров, в том числе анонимных. Несколько более удачна картина Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» (1773 Третьяковская галлерея), характерная своей дидактической темой, трактующей традиционную еще для, западноевропейского классицизма 17 века тему победы чувства долга гражданина над чувством отца.
подъем русской художественной культуры достигает своего апогея. И, в отличие от отца, за все время царствования не подписала ни одного смертного приговора. Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Обе девушки славились уменьем танцевать их способности воспел Державин встихотворении «Другу». Измайловой, М. А. Особую роль в развитии отечественной исторической живописи сыграл Г. И. Петинова. Дягилева в возвращении к жизни этой значимой части культурного наследия XVIII века.
В них поиски определенного, навеянного эпохой идеала чувствуются особенно отчетливо. Ему присущи уравновешенность, четкость, пластическая ясность и гармоничность. Портрет поражает явной «непарадностью» облика. Принципами классицизма пронизано и творчество живописцев И. А. Акимова (1755—1814) и Г. И. Угрюмова (1764—1823). За свою жизнь Пикассо создал около 20 тыс.
Лосенко). Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».
Но этого не случилось. В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. Он не только разработал рецептуру сплавов цветных стекол, но и дал в этой трудной, но прочной технике замечательные портреты: например, любимого им героя – Петра I (1754, Санкт-Петербург, Эрмитаж). – СПб. : Славия, 1996. Он находит выразительные позы, жесты, показывая знатных вельмож.
Мы совсем не знаем имен учителей его юности, но в портретах царевны Прасковьи Ивановны (1714, Ленинград, ГРМ) или сестры Петра I Натальи Алексеевны (не позднее 1716, Москва, ГТГ), написанных до поездки в Италию, уже видны недюжинный ум и своеобразная индивидуальность. Алексей Петрович Антропов (1716—1795) был сыном слесарного мастера петербургского Оружейного двора.
Зарождается русский национальный театр, поинициативе М. Ломоносова вМоскве открывается Университет, ав1757году– «Академия трех знатнейших художеств». нельзя считать непосредственными преемниками искусства живописцев петровского времени. Вся жизнь этого времени проникнута пафосом военных побед и духом преобразований. Будучи поклонницей французских просветителей, она, дабы не допустить расшатывания основ государства (с началом революции во Франции эта задача стала особенно актуальной. ), преследовала вольномыслие и беспощадно подавляла крестьянские бунты.
Андрей Матвеев учился в Голландии, позже он создал первый в истории русской живописи автопортрет. Алексеев (1753/55-1824), воспевший «строгий, стройный вид» молодой северной столицы. Искусство этого времени обладало ярким, жизнеутверждающим характером.
Остротой и многогранностью характеристики отличается и блестяще написанный портрет А. М. Обрезкова (1777 Третьяковская галлерея). Вобразе дородной, круглолицей, густо нарумяненной Измайловой отражается идеал красоты той эпохи– триумф «природного» начала, физического здоровья.
Императрица представлена вобразе жрицы вхраме богини Правосудия– Минервы. О жизни Федора Степановича Рокотова мы знаем не так уж много. Постаринному обряду жених приезжал насмотрины ксвоей избраннице. – 736 с. : ил. Алексеева Т. В.
Такие картины, как «Крестьянский обед», «Сговор» и особенно «Празднество свадебного договора», позволяют поставить его в ряд с лучшими художниками его времени. Но пока они еще не привлекают внимание основного заказчика. Почти невероятный взлет русского портретного искусства в творчестве И. Никитина сменяется в дальнейшем более органическим его ростом. Систематического образования Аргунов не получил. Композиция картины построена поакадемическим принципам.
Никитин, сын священника, в юности преподавал арифметику и рисование. Одной из самых знаменитых картин художника считается «Лютнист» (1595), которую Караваджо называл наиболее удавшимся ему фрагментом живописи. На смену ему пришел сентиментализм. Боровиковского. Державина, Д. П. Боровиковского (1757-1825).
Вэту эпоху происходит подъем национальных художественных сил. Иногда эти картины заставляют вспомнить о парсунах: в них (как и в произведениях Вишнякова) подчас не хватает воздуха и динамизма неизменно точной внешней характеристике моделей не всегда сопутствует внутренняя. Расцвет этого жанра начинается в сороковые годы. Её пышное шёлковое платье занимает почти половину холста, на голове – парик. Происхождение он ведет от крепостных крестьян.
Рокотова (1735-1808), Д. Г. В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Это портрет известного заводчика П. А.
Анны. – 336 с. : ил. В конце 1770-х—1780-х гг. Он задумал целый цикл картин, воспевающих деяния Петра, но успел выполнить одну мозаику «Полтавская баталия» (1762-1764, Санкт-Петербург, Академия наук). В культуре первой четверти 18 в. большое место занимала гравюра. Вотличие отаскетичных, строгих, наполненных пафосом государственного служения портретов Никитина, работы Матвеева выглядят мягче ипоэтичнее («Автопортрет сженой»), пленяют живописной свободой вдухе лучших голландских мастеров («Портрет ПетраI»).
– М., 1962. Кoроткина Л. В. Еще один пример — парадный портрет императора Петра III. В это время портретная живопись по распространенности, также заняла лидирующие позиции.
Крестьянская проблема в России всегда стояла остро. Творчеству Зубова присущи типичные для того времени торжественная праздничность и вместе с тем документальная точность изображения, передающего все особенности явления: оснастку судов, детали архитектурного декора, планировку парков и т. п. Большое значение имела для развития гравюры этого времени работа приглашенных Петром I западноевропейских граверов, в частности Адриана Схонебека (в Москве с 1698) и Питера Пикарта (в России с 1702), бывших учителями Зубова и других русских граверов начала 18 столетия. «И крестьянки любить умеют», – писал Карамзин. Отсюда проснувшийся интерес к крестьянскому быту, костюму, обрядам и традициям. Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров. Возможно, это Алексей Григорьевич Бобринский, внебрачный сын ЕкатериныII иГригория Орлова, аможет, первая жена Н. Е. Струйского (портрет происходит изРузаевки, пензенского имения Струйских).
На обучение брали 5-6 летних детей из семей мастеровых, солдат. Наиболее полно все эти черты воплощены в творчестве замечательных мастеров Ф. С. А также — сам Петербург (например, «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых», 1804), в изображении которого главным для него остается природа, а архитектурные сооружения воспринимаются как ее часть. Каквсегда уВишнякова, особое обаяние портрету придает милое иживое лицо ребенка, написанное слюбовью иглубоким проникновением вдетскую психологию. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХХ веке.
1777 Москва, Исторический музей). Чьи они – ручья или облаков. Пять лет провел в крепости, затем, в 1737 году, бит плетьми и сослан в Сибирь. – 248 с. : ил. Верешагина А. Г. Екатерине понравились росписи временного дворца, сделанные Боровиковским.
Самым ярким цветом выделялся лишь главный персонаж, всегда находившийся в центре полотна.
Самые известные полотна Антропова созданы в пятидесятые-шестидесятые годы. К середине века относят обычно и творчество двух очень разных художников – А. П. Эти портреты отличает удивительная тонкость передаваемых характеров, почти неуловимые особенности душевных переживаний и объединяющее все образы чувство нежности. Он не только писал картины на античные («Прощание Гектора с Андромахой») и библейские («Авраам приносит в жертву сына своего Исаака») темы, но и стал первым из российских живописцев, кто запечатлел на полотне страницу из истории Древней Руси. Как портретист Антропов раскрывается в 1750—1760-х гг. В основу этого мировоззрения лег европейский рационализм (Р.
П. Панини «Античный Рим». Здесь присущая его живописи декоративность открывается во всем своем блеске. От его творчества сохранилось совсем немного: ряд графических листов, среди которых — необычная серия, разрабатывающая образы крестьян.
долларов в 2008 году на аукционе Сотбис. секретарь А. О. Для Европы становится эталонным созданный там образец официального искусства парадные, ложноидеализирующие, мифологизированные портреты, где первая роль отводится декоративной нарядности модели. Всю жизнь оставаясь крепостным художником, Аргунов часто исполнял портреты своего хозяина– Петра Борисовича Шереметева (1713–1788), владельца усадьбы «Останкино».
Рассказ о бытовой живописи XVIII века будет неполным, если мы не упомянем о чудесной картине И. Фирсова «Юный художник» — одной из первых, относящихся к этому жанру. Антропов работал в Киеве, расписывая там Андреевский собор. Впортрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, прежде всего подчеркнута значительность социального статуса модели: полы ее накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить нагрудный бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны.
Замечательны и женские портреты художника. Боровиковский создал тип женского сентиментального портрета. Чего только стоят такие всемирно известные картины, как «Олимпия» или «Завтрак на траве». Перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами» иностранцы стали работать при дворе. Наиболее значительное произведение Зубова — большая, на восьми листах панорама Петербурга (1716—1717).
К числу последних относятся портреты Петра I (1754 Эрмитаж) Елизаветы Петровны (1758—1760) и большая мозаичная картина «Полтавская баталия» (1762—1764 Ленинград, Академия наук СССР), композиция которой была создана на основе некоторых батальных картин и гравюр западноевропейских художников. Удивительная одаренность Рокотова быстро принесла ему известность и признание при дворе (он писал парадные портреты Екатерины II и наследников престола), но лучшие произведения относятся к московскому периоду его жизни, где расцвел талант художника в области интимных, камерных портретов. Вокруг него группировались остальные фигуры, разворачивалось действие. ЛитератураАлександров В. Н. Синий и красный цвета в ее одежде локальны и насыщенны. Румянцевой, А. К. В его портретах, даже ранних, ощущается предчувствие романтизма — течения в культуре, которое завоюет позиции только в начале следующего века, потеснив классицизм и сентиментализм.
Ранние работы Рокотова этого типа относятся к 1750-м — первой половине 1760-х гг. Развивая концепцию национального портрета, И. П. В них узнаются черты умных и своенравных «оригиналов» второй половины 18 столетия, этого «золотого века» богатой и независимой русской дворянской аристократии. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. – 136 с. Рапацкая Л. А. Важным было учесть общественное мнение о том или ином человеке.
Начинал с неё и юный Владимир. При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. Левицкого (1735-1822), В. Л. Яркие психологические характеристики даны и в камерных портретах — Г. Р.
В противовес всеобщему признанию некоторые скептики называют творчество Малевича «верхом деградации». Иван Петрович Аргунов (1727—1802), крепостной графов Шереметевых, принадлежал к замечательной семье крепостных, давшей русскому искусству архитекторов, скульпторов, живописцев. Анастасия Михайловна Измайлова (1703–1761) была ближайшей подругой идальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны.
Каждый портрет — самостоятельное произведение, у каждой смолянки — свой характер. Данный портрет исполненный австрийцем Преннером, придворным художником, много работавшем прирусском дворе, называют «плакатом елизаветинской эпохи», внем выразилось все самое сущностное, что было свойственно этому времени: любовь квеселой театрализации жизни, барочная пышность ипростонародная простота.
Спорна дата его рождения: 1732 или 1735 год а может и 1736 (умер художник в 1808 году). Шидловской, Е. А. Петербург из города-крепости и города-порта превращается в город дворцов.
Русский музей) работы неизвестного мастера. Искусно вписанные в интерьер, они тем не менее вполне воспринимаются и отдельно. Внутренняя политика Екатерины была решительной и жесткой.
Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Микеланджело Буонарроти (6 марта 1475—18 февраля 1564) —всемирно известный итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель, наложивший неизгладимый отпечаток на всю мировую культуру. Гораздо определеннее и конкретнее Левицкий. Характер каждой прочитывается точно, одну не спутаешь с другой. Такое отношение очень заметно в известном портрете Петра кисти Никитина. Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет художника. Салон «несогласных», а также поддержка первых смельчаков-коллекционеров сделали свое дело – импрессионизм сумел завоевать сердца многих. Сегодня среди коллекционеров антикварной живописи картины импрессионистов занимают особое место.
1754). Он во многом носил еще, если так можно выразиться, этнографический характер: российское дворянство (образованное общество XVIII века было, как известно, почти исключительно дворянским) знакомилось с практически неведомой ему стороной жизни. Колорит его строится на интенсивных цветовых сочетаниях, его композиционные и колористические решения декоративны.
Ему предстоит скрестить оружие с Ахиллом и исход единоборства заранее предрешен (младенцем мать Ахилла окунула в воды Стикса, что сделало его тело неуязвивым). Здесь создан тип дворянского интеллигента второй половины 18 века. Никитин и Матвеев не были одинокими. Натье придумал мифологический портрет: изображал придворных дам в виде нимф, Дианы, Венеры и других античных богинь, чрезвычайно отдаленно передавая сходство и бесстыдно льстя своим моделям 1.
А. П. Лосенко родился на Украине, в крестьянской семье. Поясная фигура императора превосходно вписана вовал. Щукин (1762—1828). С этой картиной и ее автором связано несколько загадок.
Известно, что родился он в семье крепостных крестьян и вольную получил уже после того, как начал заниматься живописью. Портреты Левицкого поразительно разнообразны. В середине 18 в. (в 1743 г. ) в Петербург из Германии приехал Георг Гроот (1716—1749). После застоя 1730-х годов Россия снова входит в период стремительного развития.
Но только с начала нового столетия древнерусские традиции решительней отодвигаются на второй план, европеизм – ориентация на Западную Европу – становится определяющим и даже принудительным и секуляризация, обмирщение искусства полностью вступает в свои права. ред. Он уподабливал картину живому организму и считал, чтоонадолжна развиваться и обновляться по мере ее создания. Художественные принципы Лосенко определились к концу шестидесятых годов. Левицкого – к классицизму. История: Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. Дьякову (1778, Москва, ГТГ) Д. Г.
Антропова (1716-1795) и И. П. Время. В портрете Шереметева с собакой (1753 Эрмитаж), в портрете того же Шереметева из Останкинского музея (1760) Аргунов открывается как художник, свободно владеющий композицией, легко справляющийся в поколенном и поясном изображении с посадкой модели, жестом, движением, расположением аксессуаров и т. п. Особенно хорош первый портрет, создающий чрезвычайно законченный образ холодно-надменного большого барина.
Когда-то она вызвала к жизни шедевры Феофана Грека и Андрея Рублева. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (25 октября 1881—8 апреля 1973) — всемирно известный испанский художник и скульптор, основоположник направления в изобразительном искусстве — кубизм. История русского искусства XVIII века. – 129 с. : ил. Гордин М. А. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса.
К началу XIX века Боровиковский все более проникается идеалами классицизма. Трощинского, генерала Ф. А. Руссо, И. Гете, Ф. Шиллера, И. Лессинга. Витоге получился эффект «исторического прозрения»: кажется, что эта нелепая фигура случайно иненадолго попала винтерьер симператорскими регалиями. Наиболее известной работой Винсента Ван Гога, пожалуй, считается серия картин под названием «Подсолнухи». Родился Боровиковский на Украине, живописи учился у отца.
Особенно в это время ценится живопись, связанная с архитектурой.
Характерное произведение зрелого Рокотова — портрет поэта и драматурга А. П. Сумарокова (ок. А вот еще одна прекрасная картина, написанная все в том же 1773 году. Он был крепостным в течение всей своей жизни. Это самая дорогая картина русского художника. Отметьте роль художников объединения «Мир искусства» и одного из его создателей С. П. Лампи (1751-1830, в России – 1792-1797).
Ок. Его кисти принадлежит целая галерея портретов великих людей 18-го века. Его кисти принадлежат блестящие парадные портреты князя Куракина (1801—1802), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800) и др. Художник виртуозно передает живой инепосредственный образ маленькой калмычки. Но прежде всего Боровиковский — мастер женского камерного, точнее, домашнего портрета. Это портреты Нарышкиной, Лопухиной, княжны Суворовой, Арсеньевой. Необыкновенной энергией веет отэтого образа. Но уже с 1740-х годов начинается новый национальный подъем.
Какпишет выдающийся критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да инехочет смеяться надэтим слоем румян, который обязателен даже налицах знатных старух, надтяжеловесностью их нарядов иукрашений, он даже убежден, что барам так инадо рядиться, ноон неиспытывает нихолопьего трепета перед знатностью, ниуслужливой потребности льстить богатству». Художник, бережно взяв юную супругу заруку, словно выводит ее наассамблею, кгостям. Питер Пауль Рубенс (28 июня 1577—30 мая 1640) — фламандский (южнонидерландский) художник, один из величайших художников эпохи барокко известен своим экстравагантным стилем. Не затронув глубоко русских сотоварищей, все эти гастролеры промелькнули, оставив галерею русских лиц, – как блестящий Л. Токке (1696-1772, в России жил в 1756-1758 гг. ), нарядный П. Ротари (1707-1762, в России жил с 1756г. ), написавший кроме многочисленных «Голов» хороший автопортрет и портрет В. В.
Такая участь ждала и первого известного художника XVIII века, выдвинувшегося при Петре, — Ивана Никитина.
В известных в настоящее время портретах Вишнякова, например в Портретах императрицы Елизаветы Петровны (1743 Третьяковская галлерея) и С. В. Фермор (1745 Русский музей), чувствуется некоторая статичность композиции, скованность в постановке фигур, несколько архаическая трактовка объемной формы — черты, сближающие их с портретами самого начала 18 в., еще близкими парсуне. Сарра Элеонора Фермор – дочь главнокомандующего русской армии в битве при Цорндорфе. Мария Алексеевна Дьякова (1755–1807) словно улыбается своим тайным девичьим грезам. Другая линия, так называемая «россика», – это творчество иностранцев, которые трудились вРоссии напротяжении всего XVIIIвека.
Во-первых, он уже существовал в русской живописи (в отличие от большинства других жанров, которым только предстояло появиться). В 1804 году им был написан один из первых очерков по русскому искусству — «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках». Посцене плавно движется нарядный конь спрекрасной всадницей.
Тем не менее, ближе к последней трети XVIII века ситуация начинает исправляться. Откуда эта «полуулыбка-полуплач» девочки-жены Струйского (1772, Москва, ГТГ) или смутные образы, скользящие в причудливом уме ее чудаковатого стихотворца-мужа (1772, Москва, ГТГ). Вторая половина XVIII века — время высокого взлета русского портретного искусства. Обычно у его моделей четко сложившиеся характеры. Румянцевой (1764, Ленинград, ГРМ).
Наступающие перемены были видны и в XVII веке. Согласно традиции XVIII в. девочка-подросток одета как взрослая дама. Лучшие работы Рокотова созданы вовторой, московский, период его творчества. В своих работах Рубенс подчёркивал и воплощал жизненную силу и чувственность цвета. Первым его учителем был портретист А. Матвеев.
Особую роль в этом процессе сыграли археологические раскопки в древнеримских городах Геркуланум (1738) и Помпеи (1748).
И абсолютно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. К числу лучших относится портрет В. Н. Суровцевой (конец 1780-х гг. Выписаны они так тщательно, что создается иллюзия реальности, недаром эту разновидность натюрморта искусствоведы называют «обманками». Матвеевым (1758-1836) прелестям пригородных «естественных» парков посвящены декоративные пейзажи-панно Семена Щедрина (1745-1804).
Очень сложные, детализированные работы этого периода.
Филипповой, В. А. Они плоскостны, статичны, лишены светотени, неточно передают внешность портретируемых (известных авторам, как правило, понаслышке). Все же эти приезжие мастера непосредственно знакомили русских художников (а портретисты в заграничные поездки почти не ездили) с европейским портретом того времени, работая рядом с русскими, но зарабатывая во много раз больше.
Часто изображал простых римлян, людей с улиц и рынков в образах святых и мадонн. Голицыных (1728, Москва, частное собрание), были задавлены бесконечной рутинной работой по росписям дворцов и церквей и руководством малярными делами команды Канцелярии от строений – работой, продолжавшейся вплоть до ранней смерти Матвеева. Боровиковский был приглашён в Петербург. То есть в портретах любого человека старались изобразить как идеал.
На обороте одной из них указано, что она представляет «суздальской провинции крестьян» и писалась «в той же провинции, в селе Татарове». Самый декоративный, но и самый монументальный вид живописи – мозаику – возродил М. В. Глубине и насыщенности его тонального колорита отвечает глубина эмоций. Фоном дляэтой сцены служит уголок парка сморскими просторами. Вот таким образом хочется больше увидеть, чтобы вновь насладиться живописью. Художник слишком объективен и проницателен, чтобы этого не понять.
Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Рассматривая портреты девушек известных художников России, нельзя не упомянуть о Владимире Боровиковском (1757-1825). Вуаль (1744-ум. Аргунова (1729-1802), художественная деятельность которых продолжалась до конца столетия.
Примерами могут служить «Евангелист Матфей», «Вакх», «Обращение Савла» и др. Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.
– М. : Прогресс-Традиция, 2005. Она облачена во«взрослое» декольтированное платье ипышный высокий парик помоде этого времени итолько пухлое детское личико, которому художник попытался придать выражение серьезности изначительности, выдает юный возраст цесаревны– напортрете ей около восьми лет. Начавшийся еще при Петре, этот процесс привел в конце 1720-х — начале 1730-х гг. О его жизни мы не знаем практически ничего, кроме происхождения из крепостных крестьян (возможно, князя Потемкина) и того, что свои лучшие произведения он написал в семидесятые годы.
Эти идеи найдут дальнейшее развитие в искусстве последующего столетия. Этот портрет можно отнести кполупарадным. Парадный портрет — во многом порождение стилистики барокко (это направление, зародившееся в XVI веке, господствовало тогда в России) с его тяжеловесной пышностью и мрачноватым величием. Хрипуновых (1757, Москва, Останкинский дворец-музей творчества крепостных) можно видеть отражение пробуждающегося самосознания русских разночинных слоев. Находясь за границей (в шестидесятых годах он дважды побывал в Париже, потом в Риме), Лосенко вел «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры», где тщательно анализировал свои впечатления от работ великих европейских мастеров — Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Пуссена изучал памятники античности, определяя собственную дорогу в искусстве.
Русская портретная живопись петровского времени. Очевидно, он успел увидеть и оценить оборотную сторону грандиозных свершений.
В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. де Велли). Однако уже в портретах опекунов можно найти отступления от этих канонов. Искусство барокко отличается пышностью, взвихренностью, экзальтацией образов.
Белоснежные кружева красного платья эффектно оттеняют смуглую кожу ее детского лица исверкающие, устремленные назрителя карие глаза-«таракашки», какназывала их ее благодетельница. Боровского. – 144 с. : ил. История русского искусства: в 2-х т. – М. : Искусство, 1967. Каган М. С. Мы почти ничего не сказали об иностранных художниках, гастролировавших в России в XVIII веке.
Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. Он открывает красоту в реальных ландшафтах. Особняком стоит судьба личного пенсионера Екатерины I – Андрея Матвеева (1701-1739), прилежно учившегося в Амстердаме и Антверпене и вернувшегося в Россию уже после смерти Петра I. Его недюжинные способности и талант портретиста, проявившиеся в неоконченном автопортрете с женой (1729, Санкт-Петербург, ГРМ) и парных портретах И. А.
Когда и где написана картина. Особенно после разрушительной пугачевской войны. – СПб. : ГРМ, 2012. Именно в парадном портрете Левицкий раскрывается как мастер.
Одной из первых европейских держав. – СПб. : Издательство «Пушкинского фонда», 2004. Следуя правилу «древняя история должна воспитывать», Давид сделал героями своей картины братьев Горациев, дающих клятву отцу, вручающему им мечи, отстоять Рим в смертельной битве с врагами. Человек на портрете уже не молод в его взгляде и упрямо сжатых губах сквозит горечь. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка.
Но это отнюдь не обязательно означало идеализацию любой модели художника. Екатерининский век. Они связаны с семьей графов Шереметевых: портреты петровского фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах (1768 музей-усадьба Кусково) и его жены А. П. Шереметевой (1768 там же).
Работой художников «живописной команды» руководил Андрей Матвеев, а позже — Иван Яковлевич Вишняков (1699 — после 1761), один из наиболее видных русских живописцев середины столетия. Фигурки читающих людей мы можем увидеть и на панно Суходольского (например, «Прогулка», ок.
Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. Исследователи называют это «спрессованностью» развития русской культуры XVIIIвека.
Рокотов, как и все русские портретисты 18 в., работал и в жанре парадного портрета. Ученик Каравакка Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761) первым стал изображать людей непримечательных: детей, представителей нестоличного дворянства. В ранних опытах Аргунова можно усмотреть некоторые следы воздействия искусства конца 17— начала 18 в. (портреты Лобановых-Ростовских, 1750—1754 Русский музей). Некоторое время в первой половине 1750-х гг. Художник А. П.
1735–1822. Затем был отдан в обучение к известному художнику И. П. Аргунову. Все мужчины его семьи занимались иконописью.
Измайловой (1759, Москва, ГТГ) или умной старухи М. А. Так, в холсте «Владимир перед Рогнедой» (1770, Санкт-Петербург, ГРМ) живыми и русскими остались лишь второстепенные персонажи – воины-крестьяне и сенная девушка. Поглубине психологической характеристики этот портрет опередил свое время. Анна Петровна (1708–1728)– старшая дочь ПетраI иЕкатериныI. Она торжественно шествует нафоне эффектно развевающейся завесы, бросая цветы мака (символ забвения, покоя) нажертвенный алтарь взнак того, что она жертвует покоем ради интересов своих подданных.
Экспертами, был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет, а также самым «дорогим» в мире. Лучшие достижения русской живописи и в конце века были по-прежнему связаны с портретом. – СПб. : Искусство-СПб, 2002. В своих работах Боровиковский раскрывает всю красоту женщины того времени.
В XVIII веке в России сложился героический классицистический пейзаж, представленный Ф. М. Это мастерство производит большое впечатление в картине девятнадцатилетнего Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», написанной под большим влиянием учителя, но на профессиональном уровне вполне зрелого художника. Портреты известных художников пропитаны высоким уважением к личности человека.
С кем только её ни соотносили.
– 312 с. : ил. Вдовин Г. В. Картина интересна как пример утверждения национальной тематики в русской исторической живописи. Тем более нестоит искать этого впортрете XVIIIвека– самом распространенном жанре этого времени.
Это его и погубило. Это придает творчеству Левицкого блеск жизни, привносит в его картины праздничную красочность.
Каталог. Конец 1720. Лишь вконце ХХ века было доказано, что эта работа принадлежит кисти Матвеева. Такие похожие и такие разные.
Нежная ихрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку. Характерно, что к 1730-м годам Каравакк меняет свою манеру. Безусловно, он очень хорошо знал ту жизнь, которую изображал в своих картинах.
Голубой мальчик, 1770 В. Боровиковский. Только после смерти Анны Иоанновны братьям разрешили вернуться, но Иван умер по дороге. Исегодня среди специалистов ведутся споры, кто изображен наэтом портрете. Имя изображенного человека неизвестно. Он по-прежнему воплощение силы духа и неукротимой энергии.
Кисти Каравакка принадлежит ибольшой коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны– племянницы ПетраI, дочери его сводного брата ИванаV, которая была приглашена нарусский престол после неожиданной смерти юного императора ПетраII в1730году. работ (по другим данным 80 тысяч). Таковы портреты О. К. Иностранные художники в России в ХVIII веке. КАРТИНЫ 19 ВЕКА пользуются среди собирателей и коллекционеров всего мира большой популярностью. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени.
Несколько иначе рассматривал свою задачу Суходольский. В ранней юности он пел в придворном хоре, оттуда попал в ученики к Аргунову. В 1716 г. в Петербург приехал французский художник Луи Каравакк (умер в 1754 г. ). Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». Портретируемые представлены в непринужденных позах, в домашней одежде, за чтением.
Автор более 2100 произведений искусства, в том числе 870 картин, 1 тыс. Среди современников он прославился своими чудачествами, ЕкатеринаII называла его «дерзким болтуном». Обучение продолжалось 15 лет.
Проницательность характеристики присуща ему и здесь: примером могут служить портреты М. А. Воронцовой (конец 1760-х гг. Прекрасные мосты и обелиски, башни, колонны гармонично сочетаются с естественной природой. Художник изобразил императрицу в профиль, удачно подчеркнув её статную фигуру и породистое лицо. В камерных же портретах кисти Аргунова именно эта характеристика выходит на первый план. Эта картина имела длинное название вдухе эпохи классицизма: «Композиция, представляющая великого князя Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя Полоцкого, попобеждении сего князя запротивный отказ требованного Владимиром супружества соною».
Более того, Ломоносов сыграл большую роль в развитии русской исторической живописи. (Создание Университета, Академии художеств, общедоступного театра, развитие науки, литературы и поэзии появление интеллигенции как особой социальной группы). Высокий уровень искусства рассматриваемого времени был обусловлен и востребован темпами развития молодого государства, а также высоким уровнем предшествовавшей ему художественной культуры Древней Руси. Впортретах Боровиковского очаровывает «фарфоровая» гамма холодноватых красок, плавная изысканность линий, мягкость ирасплывчатость мазка. Вотрешенном, застылом лице Измайловой есть нечто отсредневековой парсуны. Не это ли потрясение в конце концов и бросило его в кровавую бурю революционной Франции.
Художник вглядывается в лица этих людей пристально и заинтересованно, подмечая малейшие особенности внешности и характера иногда откровенно любуясь их красотой, прежде всего внутренней (это особенно заметно в портретах Хрипуновой и неизвестной крестьянки в русском костюме).
До 1776 года продолжалась его работа над «Смолянками» — серией портретов воспитанниц Смольного института, той самой, что навсегда прославила бы его имя, даже если б он не написал ничего другого. Тонкое чувство декоративности, присущее Грооту, могло многому научить русских мастеров. Вряд ли к «Напольному гетману» И. Никитина подходит эпитет «барочный» А. П. От Петра I к Екатерине II.
Второй этап жизни Академии художеств – реформы общей направленности государственной политики в сфере «воспитание новой породы людей». Малевич входит в пятерку самых ярких авангардистов 20 века. В этих работах он впервые заявил себя художником классицистского направления. Н. А. ЗаболоцкийВнеклассное занятие «Знаменитые портретисты XVIII века» рассчитано на средних и старших школьников. Автор материала – Борис Андреевич Столяров Цель занятия: дать общую характеристику портрета второй половины ХVIII века на примере творчества трех выдающихся русских портретистов – Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского – и показать непреходящую художественную ценность их творчества. ВведениеВ начале занятия необходимо напомнить учащимся об уникальной сокровищнице отечественного искусства – Русском музее и сообщить, что знакомство с портретами второй половины ХVIII века будет происходить через произведения, хранящиеся в Русском музее. Во вступительной части необходимо осветить следующие положения:Вторая половина ХVIII века – время блестящего расцвета русского изобразительного искусства и культуры в целом. Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) был также выходцем сУкраины, дружил сЛевицким, работал вПетербурге, носАкадемией художеств связан небыл.
Не всегда Боровиковский сентиментален, – он показал генерала Боровского энергичным и собранным (1799, Санкт-Петербург, ГРМ). Кокоринов указывает напроект нового здания Академии художеств какодин изего авторов. – 421 с. : ил. Андросов С. О. Семьи договаривались обудущей свадьбе. В эти годы появилась Академия художеств, высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам. К лучшим русским портретам XVIII века мало применимы привычные стилевые категории.
Выдающимся мастером второй половины XVIIIвека был выходец сУкраины Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822), долгое время руководивший портретным классом вАкадемии художеств. Впрочем, нам сейчас важно другое. Драматический эффект от картины художник усилил умелым подбором оттенков красок. Почему же СТАРИННАЯ ЖИВОПИСЬ так привлекает коллекционеров и инвесторов во всем мире. В 1760-е гг. Впрочем, последнее не суть важно.
рисунков и 133 эскизов. В это время происходит смена поколений, появляются новые мастера. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. sentiment – «чувство»). Более или менее точно соответствует понятию сентиментализма талант живописца В. Л. Российская история в лицах – так часто называют творчество Левицкого.
Причем работы великолепные. И художник отправился в Петербург — совершенствоваться в живописи. И, подобно «Смолянкам» Левицкого, дает и нам почувствовать тот легкий, пьянящий воздух, которым дышала Россия XVIII века. Карла Павловича Брюллова за великий талант современники называли «Великий Карл». Лопухиной, Е. Н.
Ведущим жанром был исторический. спасибо за статью. Вторым выдающимся портретистом начала столетия был А. М. Матвеев. Особенно удавались художнику тонкие ипроникновенные детские образы («Портрет Сары Элеоноры Фермор», «Портрет князя Ф. Н. Голицына вдетстве» идр. ).
– М. : Искусство. Колористическая гамма портретов построена на сдержанном созвучии серых и коричневых тонов. Затем был направлен в Академию. Есть предположение, что в Париже и что на ней изображена французская семья.
Другой «пенсионер» петровского времени– Андрей Матвеевич Матвеев (1701/1704–1739) пользовался покровительством супруги Петра ЕкатериныI. Пишет виды знаменитых парков в окрестностях Петербурга — Гатчины, Павловска, Петергофа: «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796), «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (1799—1801). – Л. : Искусство, 1987. К числу его наиболее интересных работ такого рода следует отнести и так называемые «исторические портреты», написанные не с натуры. Только обелиск назаднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа.
Модели или художника. Живопись этого времени невероятно быстро проходит путь развития от «парсун» еще в духе XVII столетия к таким шедеврам вполне европейского уровня, как «Напольный гетман» Ивана Никитина (сер. Соколов (1717-1757) и художник И. Я. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Владимир просит прощения уРогнеды зато, что завоевал ее землю, убил отца ибратьев иобесчестил ее.
Пути развития русской литературы ХVIII века / Отв. – Минск: Харвест, 2007. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна покровительствовали иностранным живописцам.
Акимов (1754—1814) создал еще ряд картин, в основном на мифологические темы (например, «Самосожжение Геркулеса»), долго преподавал в Академии, одно время возглавлял ее. – 510 с. Методические указанияВ процессе внеклассного занятия необходимо:Определить содержание портрета II половины ХVIII века и выраженное в нем высокое представление о ценности человеческой личности, ее возможностях и активной роли в обществе, восторженное отношение к человеку со стороны художника. Писать картины требовалось в стиле классицизма. Но — сдаваться.
Эти лукавые девицы в театральных костюмах, жеманно разыгрывающие перед художником пасторальные сценки, — просто чудо как хороши. Художники-портретисты 18 века действительно выдающиеся мастера. В руке она держит нераскрытый веер. Они нарядны, декоративны, красочны.
Русское искусство XVIII века («Рассвет на Неве»): книга для учащихся. АНТИКВАРНЫЕ КАРТИНЫ. Светская живопись того времени — это портреты-парсуны (от латинского слова «persona»), которые очень напоминают иконописные лики. Кто хоть раз видел созданные ими портреты, навсегда останется под их очарованием. Созданные им женские образы (например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.
Итальянская школа портрета на протяжении XVIII века сохраняет высокое качество, но за некоторыми исключениями (Розальба Каррьера) не пользуется широкой славой. – М. : АСТ-ПРЕСС Галарт, 2006. К числу лучших ранних произведений Левицкого в этом жанре следует причислить портрет директора Академии художеств архитектора А. Ф. Кокоринова (1769—1770 Русский музей). Как портретист он начинает свой творческий путь в начале 1750-х гг. Типичное произведение переходной поры — портрет Якова Тургенева (1690-е гг. Это уже не компромиссные решения, не плавная эволюция, а решительный разрыв со всем строем религиозных канонов Древней Руси. Краткая история искусств.
Жан-Батист Шарден. За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Блеск абсолютистской монархии требовал большей торжественности и парадности.
Таннауэр (1680-1737) или марселец Л. Каравак (1684-1754). Картины, написанные в этом художественном стиле, отличал сдержанный колорит. Любите живопись, поэты. Рогнеда стоически-пассивно принимает извинения.
Махаев (1718—1770) в праздничных «перспективах», может быть несколько суховатых, но удивительно свежих, радостных, чуть театрализованных. До сегодняшнего дня точно неизвестно, кого именно написал на своём полотне Иван Никитин. Портрет демонстрирует характерное дляживописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) свиртуозным идущим от«нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица ипревосходно передавать фактуру тканей. Пожалуй, единственным портретом, в большой мере отвечающим принципам классицизма, является позднее полотно И. Аргунова – «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784, Москва, ГТГ)» но и то на ней, возможно, надет театральный костюм.
Это вполне достигается уже в портретах А. Антропова. Портрет становится более интимным. Но лучшие вещи Антропова действительно относятся к его раннему периоду. Разумеется, речь не идет о каком-то влиянии или заимствовании.
Эмоции тут другого порядка, более аффектированные и манерные, чем у Рокотова (портрет М. И. Особенно интересны его миниатюрные портреты Петра I и членов царской семьи (Эрмитаж). Особенно ему удавались женские образы.
В XIX веке художники стали думать нестандартно, напрочь отвергая принятые шаблоны и эта сила духа передается в настроении их произведений. Он умел «зажечь» вглазах женщин искорку лукавой иронии («Портрет В. Е. Новосильцевой»), легкой грусти ихрупкого обаяния («Портрет А. П. Струйской»). Без всякой идеализации представлен Антроповым в парадном портрете дегенеративный облик незадачливого Петра III (1762, Ленинград, ГРМ). Таких примеров история знает немного. В них он выступает чисто русским мастером, бесхитростно, но сочно и трезво рисующим внешность своих подчас не слишком привлекательных моделей – «гренадера в юбке» нарумяненной фрейлины А. М. Несмотря на то, что все картины автора написаны в одном стиле, они являются настоящим произведением искусства того времени.
ПРОДАЖА АНТИКВАРНЫХ КАРТИН. Н. Д. То, что очень быстро начал развиваться именно жанр портрета, неудивительно. Рокотовым был создан целый цикл женских портретов: одним из лучших здесь может считаться портрет В. Е. Новосильцевой (1780 Третьяковская галлерея). XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. Перед искусством XVIII века стояла задача запечатлеть современного человека. Тональная живопись Рокотова с ее особенным мерцанием света и «сумеречностью» фонов, в которых тают контуры человеческой фигуры, здесь кажется особенно убедительной, выражающей самую суть образа. Шувалова».
Наобороте цинковой пластины (этот материал Боровиковский часто применял вкачестве основы длясвоих работ) есть надпись овозрасте девушек: «Лизынька на17году, Дашинька на16-м». Декарт, Дж. – 407 с. : ил. Коваленская Н. Н. В столице он познакомился с Левицким и многому у него научился.
Написанный им около 1730 г. коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны (Третьяковская галлерея) однообразен и сух по живописи, полон торжественной застылости, перекликающейся с традицией русского портрета конца 17 в. Этот портрет — апофеоз русской дворянской государственности в ее наиболее реакционной, деспотической форме. Позднее он работал в качестве помощника у Георга Гроота. Новиков был незаурядной личностью. В 1770 году он выставил в Академии картину «Владимир и Рогнеда».
Напортрете изображен Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756)– 19-летний юноша, будущий действительный камергер, генерал-лейтенант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, владелец прекрасной картинной галереи. Перед нами — иная художественная система, предназначенная для духовного искусства.
Вторым крупным мастером русской портретной живописи этого времени был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822), ученик Антропова. Ни в коем случае. Наконец, одним из виднейших мастеров этого периода следует считать Н. И. Вмоделях подчеркивается сановитость, дородность втщательной выписанности художником роскошных аксессуаров чувствуется особая любовь этого времени квсевозможным «источникам убора икрасы»– цветам, лентам, кружевам, драгоценностям.
И, конечно искусство. Вместе с тем такой мягкий свет и гладкие, аккуратные, практически незаметные мазки. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Головкин (1720-е гг., Москва, ГТГ) жизнерадостный, но несколько жеманный юноша барон С. Г. Перед нами «блестящий кавалер», один изсамых желанных женихов своего времени, непременный участник ассамблей.
Новая, светская культура проникает в более широкие слои русского общества. Считался самым универсальным художником своего времени.
Художественный язык Никитина очень сдержан и конкретен. И впоследствии, обучая молодых художников в Академии, он не переставал учиться сам. Вскоре Лосенко поступает в только что открывшуюся Академию художеств. и А. П. Нарышкиной, М. И.
Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына. – СПб. : Наука, 2013. Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853—29 июля 1890) — знаменитый нидерландский художник, приобретший известность лишь после смерти. Людей стали ценить непородовитости, аполичным заслугам.
было временем нового расцвета русского искусства. Известности достиг рано: в конце пятидесятых годов, когда ему было еще далеко до тридцати, ему поручили исполнить парадный портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). Среди лучших портретов Каравакка– двойной портрет царевича Петра Алексеевича (будущего императора ПетраII) ицаревны Натальи Алексеевны вдетском возрасте ввиде Аполлона иДианы, выполненный влучших традициях западноевропейского барокко. Его героини – не только русские крестьянки в традиционных нарядах, но и уважаемые дамы высшего общества. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПубликации раздела МузеиПубликации раздела Музеи«Картина эпохи»: XVIII век в русской живописиПосле реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура.
Рокотов и Левицкий. Она создана как будто на одном дыхании. 1680-1742). Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Работа художника становилась профессией. Самой знаменитой работой Рубенса является триптих «Снятие с креста» написанный в период с 1610 по 1614 год и принёсший художнику всемирную известность.
– СПб. : Славия, 1996. Третьяковская галлерея). Имя Боровиковского в русском портретном искусстве рубежа столетий отнюдь не одиноко. Одно из центральных произведений Никитина зрелой поры его творчества — портрет Петра I (1721 Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистических исканий русской портретной живописи на новом историческом этапе ее развития. Очень ярким и своеобразным портретистом был ученик Левицкого С. С.
В это же время он писал и большие парадные портреты. Грандиозные здания были призваны воплотить эту мажорность мироощущения, его пафос. Поза его выражает достоинство иважность, тело какбы распластано наплоскости холста. Таковы были «птенцы гнезда Петрова» — от Меншикова до Абрама Ганнибала — азартные и талантливые люди самого разного происхождения, благодаря которым российский корабль смог одолеть штормовое море радикальных реформ.
СТАРИННЫЕ КАРТИНЫ ПРОДАЖА. Она одета взеленый мундир Преображенского полка сголубой орденской лентой Андрея Первозванного. Одно из центральных произведений Лосенко — картина «Владимир и Рогнеда» 1770 Русский музей) изображающая новгородского князя Владимира перед неутешно горюющей полоцкой княжной Рогнедой, которую он насильно взял в жены, убив ее отца и братьев. Автопортрет, 1771, пастель.
За свою плодотворную творческую жизнь он написал множество работ. К концу 1760-х — началу 1770-х гг. КУПИТЬ СТАРИННЫЕ КАРТИНЫ. Это не просто интерьер, это своеобразный «портрет без модели» (впрочем, Шувалова мы все-таки видим: на стене кабинета висит его портрет работы Ж. -Л.
Вздрагивают ресницы, углы губ слегка усмехаются художник создает ощущение трепета живой жизни. Вся картина наполнена мягким сиянием, переливами жемчужно-розоватых тонов. /Ивсердце ее больше добродетели, / Чем красоты вее лице». После недолгого правления Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоановны, врезультате дворцового переворота напрестол взошла новая императрица– «дщерь Петрова» Елизавета Петровна. – Л. : Художник России, 1987.