Композиция построена в духе традиций античного рельефа. е. «И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти. »), похожи скорее на античные статуи. В безмолвии глубокой ночи, освещаемые лишь ярким пламенем свечи, над распростертым телом пронзенного стрелами Себастьяна поникли скорбные фигуры оплакивающих его женщин.
Но наибольшую ценность представляют работы Жана Шалетта (1581 – 1643), создавшего суровые, словно чеканные групповые портреты городских советников Тулузы и Ришара Тасселя (1580 – 1660), кисти которого принадлежит портрет основательницы монастыря урсулинок в Дижоне Катрин де Монтолон (Дижон, Музей). Портрет «фактически взял на себя основное бремя освоения художественных принципов Нового времени». При этом она обладала внутренним единством — сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм). Близка к этому направлению хранящаяся в коллекции музея картина Луи Булоня Младшего () "Суд Соломона" (1710). В сравнении с произведениями подобного рода выгодно выделяется одна из лучших картин Валантена – Игроки в карты (Дрезден, Картинная галерея), долгое время считавшаяся работой самого Караваджо.
Портрет В. С. Сюжет картины заимствован из античного мифа о герое Геракле (Геркулесе), который был приговорен богами к искуплению абсолютного им случайного убийства юноши Ифита и продан Зевсом в рабство к лидийской царице Омфале.
Пластически законченные фигуры четко выступают на легком воздушном фоне. Пуссен и Лорен, чьи имена произносят на одном дыхании, являются все же двумя очень различными характерами, обладают двумя различными способами выражения своей любви к Италии, к античности, формирования идеала французской классики. Родом из провинции Лотарингия (которая именовалась по-французски «Лоррень», что и дало ему это прозвище), он ещё ребёнком попал в Италию, где и начал обучение живописи. Он изображен без парика, в домашней одежде. Самые лучшие произведения Лоррена, уже зрелого художника, созданы в 1650-е гг. Однако в них Ларжнльер сохраняет репрезентативность и торжественность, свойственные искусству «большого стиля».
Никола Ларжильер. Главной темой галантного жанра становится праздник любви – чувства, в котором литература и искусство XVIII века открывают тончайшую гамму душевных движений, кокетства и искренности, грусти и радости. Ее можно рассматривать как самостоятельное программное произведение классицизма.
Значение Пуссена в развитии французского искусства огромно. Героический пейзаж Пуссена (как и всякий классицистический пейзаж) — это не реальная природа, а природа «улучшенная», сочиненная художником ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. В 1627 году он был вызван Людовиком XIII во Францию и получил почетное звание первого живописца короля. С виртуозным артистизмом передает Калдо элегантную непринужденность кавалера (серия «Каприччи»), четкий ритм танца в фигурах итальянских актеров и их ужимки (серия «Балли»), тяжеловесную чопорность провинциальной аристократии (серия «Лотарингское дворянство»), старческие фигуры в лохмотьях (серия «Нищие»). Себастьян, оплакиваемый св. Вдущей фигурой этих десятилетий был Симон Вуз. Надо сказать, что совершенных музеев нет.
В коллекции музея к этому периоду относятся картины "Сатир и нимфа" и "Ринальдо и Армида". Бернар ле Бовье сьер де Фонтенель () был членом французской Академии и секретарем Академии наук, придворным, воспитателем дофина. Никола Пуссен родился в 1594 году близ Андели в Нормандии, умер в 1665 в Риме. Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц.
В развитии реалистического искусства первой половины 17 века исключительно важную роль сыграли братья Ленен — Антуан (1588—1648), Луи (1598—1648) и Матье (1607—1677). Высокое положение и известность мастера привлекли к нему внимание французского двора. Таков тулузский художник, ученик Валантена, Никола Турнье (1600 – 1660) – автор строгих, драматических полотен, творческий облик которого в последние годы стал привлекать внимание исследователей. Такова известная луврская Трапеза крестьян (1642). Из этих двух мастеров Риго ближе к традициям искусства 17 века. Эта магистральная линия отличается преемственностью.
Изображение горящего Карфагена на заднем плане вызывает ассоциации с архитектурой Рима. Это дерево смерти осеняет голую землю, на которой размеренным ходом идет процедура казни: священники напутствуют осужденных, одного из них палач уже втащил на верх лестницы, других подводят, груда одежд казненных брошена на землю.
Большинство живописных приемов заимствовалось из античного искусства. Человек трактуется прежде всего как часть природы. Выдающимся произведением архитектуры первой половины 17 в. была другая постройка Лемерсье — Павильон часов (начат в 1624), составляющий центральную часть западного фасада Лувра.
Недостаток в живописцах для украшения дворцов побуждал того же Франциска I приглашать к своему двору знаменитых итальянцев (Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Приматиччо). Около 1648 г. Пуссен пишет «Пейзаж с Полифемом», где чувство гармонии мира, близкое античному мифу, может быть, проявилось наиболее ярко и непосредственно. Вторая половина XVII столетия — время длительного правления Людовика XIV, «короля-солнца», вершина французского абсолютизма. Картина "Юпитер и Каллисто" (1744) относится к более поздним, типичным композициям мастера. Философская тема трактована Пуссеном как будто очень просто: действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе, юноши и девушка, случайно натолкнувшиеся на надгробную плиту с надписью «И я был в Аркадии» (т. В пейзажной живописи классицистические принципы обрели более конкретный исторический облик в творчестве Гюбера Робера ().
То, что он провел жизнь в провинции, наложило свой отпечаток на его искусство. Верхний ярус укорочен, завершается балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединённых перилами) и скульптурными группами. Парк ансамбля, спроектированный Андре Ленотром, отличается чёткой планировкой: бассейны геометрической формы, с зеркально гладкой поверхностью. Гиацинт Риго.
Природа и люди дышат мирным спокойствием. Его не интересуют быт или исторические события его времени. Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников – конкурентов на большую золотую медаль ("бунт четырнадцати"), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Молодая женщина указывает на него страже, как на спутника Христа. Многие из его картин на религиозные сюжеты кажутся трактованными в жанровом духе. Он был не только художником революции, увековечившим ее героев и их деяния, но и активным общественным деятелем – членом Конвента, Комитета общественного спасения, голосовал за казнь короля.
Последняя представляется видением ушедшего счастливого мира. В какой-то мере здесь угадывается прообраз его будущих крестьянских трапез. В некоторых листах он достиг большой силы обобщения. Произведения зрелого творчества Пуссена становятся все более рассудочными и декларативными, живописная манера – суховатой, растворяясь в пластическом начале. И всё равно Лувр завидует Пушкинскому, так как у нас больше французских шедевров.
Среди живописцев второй половины XVIII века крупнейшим был Жан Оноре Фрагонар (). Небольшое полотно "Сатир и нимфа" входит в серию "аркадских композиций". Его живопись построена на гармонии сочных красок. Самым ярким и типичным представителем стиля рококо во французской живописи был первый художник короля Людовика XV Франсуа Буше ().
Эти "руинные настроения" определяют и живописную манеру Гюбера Робера. Родоначальником живописи классицизма во Франции был величайший французский художник XVII века Никола Пуссен (). Многие его работы отличаются большой поэтичностью.
С виртуозным артистизмом переданы элегантная непринужденность кавалера (серия Каприччи), четкий ритм танца в фигурах итальянских актеров и их ужимки (серия Балли), тяжеловесная чопорность провинциальной аристократии (серия Лотарингское дворянство, 1626), старческие фигуры в лохмотьях (серия Нищие). Пуссен пишет главным образом пейзажи.
Особенно показательны в этом плане такие его работы, как серия «Чудес Моисея» (одна из картин -- «Иссечение воды», 1649, Эрмитаж), в которой центральным является образ пророка и вождя, силой своего разума и воли спасающего свой народ, «Великодушие Сципиона Африканского» (Москва, ГМИИ) или «Суд Соломона» (Лувр). Как и Пуссен, он жил в Италии. Живопись морских и приморских видов удачно возделывали Гюден, Гарнере и Эжен Лепуатевен (фр. )русск., а Браскасса и Сен-Жан (фр. )русск.
В каждом какой-то вид искусства представлен хуже или лучше. Композиция ордера — его расположение на поверхности стены, пропорции и детали — подчиняются принципам построения стены, сложившимся в готической архитектуре, с ее четко выделенными вертикальными элементами каркаса здания (простенками) и большими оконными проемами. Особенно должно быть отмечено важное значение для философско-художественной концепции Пуссена темы природы.
Многие из примыкавших к этому течению мастеров испытали воздействие Караваджо. Художник подробно повествует о страшных событиях. Фигуры очерчены легкими беглыми линиями, напоминающими наброски художника. Свой этический и эстетический идеал французский классицизм видел в культуре античности и итальянского Возрождения. Искусство — ключ к тайне. Симон Лантара и Жозеф Верне высоко ценились, как пейзажисты и маринисты.
Не случайно темы некоторых его композиций приобретают трагическую окраску. Резкое боковое освещение усиливает скульптурную пластику фигур. Отдельные композиции этого плафона изображают эпизоды военных походов Людовика XIV. Этого художника звали Симон Вуэ.
Как и в картинах, мастер уделяет в них большое внимание передаче света. Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что для Франции того времени было редкостью. Требования разума обязывали искусство к логичности, ясности, композиционной стройности. Наиболее конкретными историческими документами эпохи всегда являются портреты. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика, то, что на языке искусствоведов называется «линеарно-пластическим началом», прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров.
Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Каждая деталь портрета символизирует королевское достоинство: и золотые лилии на синем фоне ее бархатной мантии (герб французского королевского дома) и "королевский мех" горностая. Усвоив уроки венецианской живописи, Пуссен обогащает свою палитру, насыщает свои строго построенные картины светом и цветом, «язык тела» (как называл пластическую композицию фигур сам мастер) полон у него одухотворенности («Венера и пастухи», конец 1620-х «Ринальдо и Армида», 1625-1627).
Иосифу» (Нант, Музей), где ангел — стройная девочка — касается руки задремавшего у свечи Иосифа жестом одновременно властным и нежным. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Полон холодного утреннего света и солнечных бликов пейзаж: широкая долина, далекий город на горизонте, подернутое дымкой синее бескрайнее небо. Они пришли к царю, утверждая материнские права на оставшегося в живых младенца. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни».
Создателем классицистического направления в живописи Франции XVII в. стал Никола Пуссен (1594—1665). Он стремился создать широкую картину действительности. Композиция дворца характеризуется размещением основного и служебных, более низких корпусов-флигелей вокруг обширного парадного двора (курдонера).
Устанавливается контроль над всеми видами художественной жизни.
Термин «реализм» происходит от латинского слова realis, что означает «вещественный», «действительный». Римская античность, Рафаэль, живопись болонцев – вот наиболее сильные впечатления Пуссена. К раннему периоду творчества относятся серии: «Нищие», «Горбуны», а также ряд листов изображающих персонажи итальянской комедии. В своих первых работах на жанровые темы Латур выступает как художник, близкий к Караваджо («Шулер», «Гадалка»).
Смысловой кульминацией сцены является останавливающий солнце Иисус Навин. Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. В 1627 г. он был вызван Людовиком XIII во Францию.
Лирическая линия классицистического идеализированного пейзажа была развита в творчестве Клода Лоррена (1600—1682). Свет у Латура приобретает особое значение.
При первом взгляде персонажи его полотен кажутся не связанными между собой действием. Написанная на сюжет поэмы итальянского поэта XVI в. Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим», посвященной одному из крестовых походов, картина «Танкред и Эрминия» лишена прямой иллюстративности. Грациозные фигурки танцующих девушек и их веселых кавалеров написаны легким и изящным движением кисти. 29). Создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594--1665). Он воздвиг над третьим, аттиковым этажом высокий четвертый этаж, увенчанный системой барочных по сочетанию, но классических по деталям фронтонов, поддерживаемых парными кариатидами и завершил объем павильона мощной купольной кровлей.
Произведения Луи Ленена не так просты и однозначны, как могут показаться на первый взгляд. Этот политический деятель недаром получил свое прозвище «Собака в большом ошейнике».
Небольшая композиция "Андромаха, оплакивающая Гектора" (1783) является эскизом к хранящемуся в Лувре монументальному полотну, за которое художник получил звание академика. Известно имя одного из мастеров витражного дела, художника начала XVI века из Страсбурга Валентина Буша1.
Он обратил своё внимание на Италию, которая была художественным центром Европы, на Рим, куда устремляли свои помыслы все талантливые, французские в том числе, художники. Укрупненный формат картины, свойственный "большой манере" итальянских мастеров, так же как и караваджистское "погребное освещение" усиливают драматическое напряжение этой сцены. Пудреные завитые парики заменяет "косица" у мужчин и чепец у играющей с младенцем матери. Уходящее вдаль пространство пронизано серебристым утренним светом.
Античная мифология была важным источником сюжетов эпохи барокко. Подобное решение кажется нарочитым. Когда он перебрался в Париж, его учителями были Ж. Лаллеман и Ф. ван Элль.
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Следует отметить мастерство Луи Ленена в передаче света: трактовка светотени в его работах отличается разнообразием и мягкостью («В кузнице», Лувр). Героический пейзаж Пуссена (как и всякий классицистический пейзаж) – это не реальная природа, а природа «улучшенная», сочиненная художником ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны.
Третья и самая новая, школа образовалась через соединение предшествовавших школ. Воздух и свет — сильнейшие стороны дарования Лоррена. Между тем в его полотнах нет активного действия искусство мастера словно следует спокойному естественному течению жизни.
Благодаря его кипучей энергии и организаторскому дару была основана французская Королевская академия живописи и скульптуры (1648). Самым ярким примером одного из «сынов Отечества» может служить «Портрет Е. В. Давыдова» (1809) кисти О. А. Кипренского. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Изображенные на ней счастливые люди, окруженные дивным пейзажем, вдруг оказываются перед гробницей с надписью: «И я жил в Аркадии».
Хранящиеся в музее композиции Гюбера Робера украшали резиденции князя Юсупова. В первый период творчества он много пишет на античный сюжет. Напряженное положение в религиозной жизни страны и продвигающаяся Контрреформация привели к установлеию Нантского Эдикта и к беспощадному гонению гугентов. Все поэтично-возвышенно, во всем царит мера и порядок. Этот благородный и очень сдержанный колорит вместе с тем вполне конкретен.
Трагическое начало в этом произведении заключено не только, в его сюжетном решении — художник представил многочисленных стрелков, спокойно и расчетливо, как по мишени на стрельбище, выпускающих стрелы в привязанного к столбу Себастьяна, — но и в том чувстве одиночества и бессилия, которое выражено в осыпаемой тучей стрел крошечной, трудно различимой фигурке святого, словно затерявшейся в огромном безграничном пространстве. Энергии и определенности рисунка и композиции противостоит мягкость живописного решения. В к сер.
Все отрасли искусства централизовались. Жилые и служебные помещения, расположенные в первом и третьем этажах (а не в боковых башнеобразных объемах, как, например, в Люксембургском дворце), не нарушают пространственного единства интерьеров здания, парадных и торжественных. К числу его выдающихся произведений нужно отнести загородный дворец Мезон-Лаффит (1642—1650), возведенный невдалеке от Парижа. Пока что творческая эволюция художника остается во многом неясной. А для того, чтобы выносить приговор действительности, необходимо отражать эту действительность со всеми ее противоречиями.
В 1614 году Валантен приехал в Рим, где и протекала его деятельность. Однако Латур стремится в каждом простом мотиве увидеть нечто возвышенное, важное, значительное, в явлениях жизни передать ощущение своеобразного таинства и в этом волнующая особенность его искусства.
Один из лучших – луврский портрет Арно дАндильи (1650). Нередко его портреты приобретают жанровый характер (Автопортрет с семьей, ок. Лучшая среди них -- картина «Аркадские пастухи» (Лувр), выполненная, по-видимому, в начале 1650-х годов. Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное».
Франсуа Мансар (1598-1666) – французский архитектор, считается не только крупнейшим мастером французского барокко, но и основоположником классицизма во Франции. Дворец Мезон-Лаффит отличается, например, от Люксембургского дворца в Париже, который напоминает отгороженный от внешнего мира замок. Баталии придворных живописцев Людовика XIV предвосхищают искусство рококо. К числу его ранних произведений принадлежит "Парк виллы Памфили" (1749), пейзаж, парный к "Вилле Людовизи" – полотну, хранящемуся в Эрмитаже. По своим художественным достоинствам творчество их далеко не равноценно. "Пейзаж с отшельником" (1742) написан на сюжет новеллы Лафонтена, рассказывающей о хитроумном возлюбленном, переодевшемся отшельником, чтобы завоевать доверие матери своей юной подруги.
Вуэ создал и возглавил официальное, придворное направление во французском искусстве. В Лувре он есть. А. С. Пушкина), но наиболее известны его крупнофигурные жанровые композиции. Новые черты улавливаются в образе Себастьяна.
Бруно (1645--1648) и декоративные работы в отеле Ламбер в Париже, в которых фигурные композиции на мифологические сюжеты сочетаются с орнаментикой (большая часть этого декоративного ансамбля в настоящее время находится в Лувре). Его живописное решение отличается простотой и благородством. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Новый и Ветхий завет.
XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм. Обращаясь к "Метаморфозам" Овидия, неисчерпаемому источнику сюжетов классической живописи, художник выбирает эпизод, который рассказывает о том, как могущественный бог Юпитер принял облик богини-охотницы Дианы, чтобы соблазнить ее спутницу нимфу Каллисто.
Усталое лицо стареющего мыслителя одновременно печально и иронично. В музее хранится несколько его пейзажей, среди них "Похищение Европы" (1655).
Ренессансные идеалы утратили свою силу, а новые еще не утвердили себя. Большая композиция Греза "Первая борозда" (1801) патетически-восторженно и сентиментально прославляет крестьян, чья жизнь облагорожена трудом на лоне природы. Художник именно в природе ищет гармонию.
Но Лоррена гораздо больше, чем его великого современника интересовало состояние природы в разное время дня, в частности, эффекты утреннего или вечернего освещения, вибрация воздуха («Полдень», 1657 «Ночь», 1672 «Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674). Он выбрал один из типичных мотивов импрессионистов – «Парижское кафе». Эсташ Лесюер. Он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (Военный Зал и Зал Мира).
От этих художников значительно разнятся пейзажисты идущие по стопам Коро и его последователей— Шентрейля, Декана и др., гнавшихся исключительно за схватыванием общего впечатления природы, жертвовавших для того обработкой частностей и позволявших себе упущения и переиначивания того, что наблюдено ими в действительности и небрежность технического исполнения. Наиболее интересными по колористическому решению были портреты Никола Ларжильера (1656—1746), который учился в Антверпене и не мог не испытать влияния великого колориста Рубенса, а в Англии близко познакомился с творчеством ван Дейка. Выразительно показаны наивность неопытного юноши, хладнокровие и самоуверенность играющего с ним шулера и особенно зловещий облик закутанного в плащ его соучастника, подающего знаки из-за спины юноши. В других сериях он запечатлевает целую галерею типов, которых мог непосредственно видеть на улицах: горожан, крестьян, солдат (серия Каприччи, 1617), цыган (серия Цыгане, 1621), бродяг и нищих (серия Нищие, 1622).
Поэтическим чувством отмечена сдержанная и простая «Молитва перед обедом», лишенная сентиментальности, но в то же время трогательная композиция «Посещение бабушки». Новаторство Луи Ленена заключается в принципиально новой трактовке жизни народа. Написанная на сюжет поэмы итальянского поэта XVI в. Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим», посвященной одному из крестовых походов, картина «Танкред и Эрминия» лишена прямой иллюстративности.
В живописи крупнейшим представителем этого направления был Жак Луи Давид (). Самой известной из них стала диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» (1855). Прекрасным примером подобных портретов Риго может служить портрет Людовика XIV (1701, Лувр), ставший надолго образцом парадного королевского портрета. Мастерство композиции сочетается в них с точностью рисунка и высокими качествами живописи.
Его большая картина "Отречение Святого Петра" написана на евангельский сюжет. В пейзажах второго крупнейшего мастера классицизма Клода Лоррена (), который так же, как и Пуссен, провел свою жизнь в Италии, царит иное, светлое и поэтическое настроение. В то же время каждое такое полотно является типичным эпизодом крестьянского быта, раскрывающим его характерные, устойчивые черты и мельчайшие детали. Репин решил писать картину на современную тему. На пересечении угасающих традиций искусства рококо и рождения неоклассицизма сложилось и творчество пейзажиста Клода Жозефа Верне ().
Для выражения больших морально-этических проблем, составивших содержание его искусства, Пуссен находил простые, строгие, законченные живописно-пластические формы. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума. Эти пейзажи были последними работами художника. В ученические годы (1612—1623) уже проявился определенный интерес Пуссена к античному искусству и искусству Возрождения.
В фигурных композициях художник руководствовался исключительно изучением классического искусства (прежде всего античных рельефов) и выработанных на его основе норм. Главная идея парка – создание неповторимого места, где всё подчинено строгим законам. Примером этого лв. шется одна из лучших его картин—«Игроки в карты» (Дрезден, Галлерея), где эффектно обыгран драматизм ситуации.
Главный упор делается на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность. Выразительно показаны здесь наивность неопытного юноши, хладнокровие и самоуверенность играющего с ним шулера и особенно зловещий облик его закутанного в плащ сообщника, подающего знаки из-за спины юноши. Картине не хватало непринужденности взгляда на мир, которые составляли главное очарование работ «импрессионалистов», так называл их тогда Репин. По мнению символистов, подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна — есть совершенное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота и мировой Дух.
Таковы «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия». Но круг художественных интересов Пуссена достаточно широк. Там он изучает античное искусство и творчество великих мастеров Ренессанса. Библейский сюжет рассказывает о легендарной победе иудейского полководца Иисуса Навина над аморреями. Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия.
Единственным учеником Ватто, одним из самых очаровательных мастеров "галантного жанра" во французском искусстве XVIII века был Жан-Батист Франсуа Патер (). Но образ рождения любви Пуссен передает и языком классической аллегории.
Гиацинт Риго (1659—1743) особенно прославился портретами короля. Репин и В. Д. Поленов. Рубеж XVII-XVIII столетий совпадает с концом царствования Людовика XIV-"короля – солнце". Только склонившийся в позе благодарности Аллуций нарушает четкий вертикальный ритм фигур. Очень велико значение графического наследия Клода Лоррена. Наиболее содержательны в творчестве Калло его многофигурные композиции.
Архитектура, по самому своему характеру в наибольшей степени связанная с практическими интересами общества, оказалась в наиболее сильной зависимости от абсолютизма. Так, он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (Военный Зал и Зал Мира). Барокко – определяющий стиль в искусстве Европы конца XVI – середины XVIII столетия.
Прекрасным образцом творчества Клода Лоррена являются знаменитые пейзажи изображающие различные времена суток в собрании Эрмитажа («Утро» «Полдень», «Вечер» и «Ночь», 1650 -- начало 1670-х гг. ). Евстафия»). Таково, например изображение канцлера Франции Пьера Сегье. Последний был в значительной степени создан именно Лебреном.
Картина "Счастливое семейство" (начало 1760-х) является парной к находящейся в Эрмитаже композиции "Выигранный поцелуй". Единство человека и природы, счастливое гармоническое мироощущение характерны для его картин «Царство Флоры» (1632), «Спящая Венера», «Венера и сатиры». Стили и жанры в русской живописи XIX века.
Человек у Калло, по существу, бессилен перед внешними силами. За свою жизнь Лебрён создал и множество портретов. Правда и здесь он остался верен своим принципам.
История этой картины характерна для судеб многих музейных экспонатов. Одна из них подменила своего умершего ребенка сыном подруги. Но оба художника жили в Италии, вдали от главного заказчика искусства – двора. В историю искусства Калло вошел исключительно как график.
Он справедливо считается создателем крестьянского жанра во французском искусстве. Иосиф-плотник» (Лувр) и «Явление ангела св. Знаменитые работы "Пейзаж с бегством в Египет", "Прибрежный пейзаж с Акисом и Галатеей".
Иное положение сложилось в последних десятилетиях 17 в., в период наибольшего усиления абсолютистского гнета и подавления прогрессивных явлений общественной мысли, когда централизация распространилась на художников, объединенных в Королевскую Академию и вынужденных служить своим искусством прославлению монархии. В отличие от Пуссена Клод Лоррен был исключительно пейзажистом. Плененный красотой царицы Геркулес забывает о своем великом жизненном предназначении в объятиях красавицы. К этому времени относится картина "Великодушие Сципиона" (1640). На самом деле это не так. Пластика их фигур и доспехи напоминают образы античной скульптуры.
Одна сторона главного корпуса обращена во внутренний двор, другая — к обширному саду. Это свойственно и известному полотну «Ацис и Галатея» (1657). В картине выделены три главные фигуры.
Луки в Риме. Своеобразие и тонкую поэтичность пейзажей Клода Лоррена обусловило наряду с характером мотивов мастерство и разнообразие трактовки света. В 1678-1689 гг. На "Портрете художника Луи Давида" (около 1789) кисти Антуана Жана Гро (1внешний облик модели вызывает в памяти аскетическую простоту и огненный пафос поколения якобинцев, людей действия и непререкаемых жизненных принципов. В произведениях именно этого жанра апробируются неизвестные раньше творческие ходы — композиционные схемы, колористические приемы, стилевые установки.
Главными темами произведений художников-классицистов стали эпизоды из античной истории, мифологии, а также библейские сюжеты. К классицистическому направлению во французском искусстве первой половины 17 века примыкает Эсташ Лесюер (1617--1665).
Ларжильер внимательно изучал свои модели и наряду с парадными нередко создавал глубокие по характеристике и очень жизненные портреты, в которых декоративные тенденции отступают перед внимательной и точной передачей изображенного человека (портрет Вольтера, Париж, музей Карнавале). Торжественно самодоволен доктор в красной мантии с ослиным хомутом на шее. "Голова мальчика" работы Пьера Сюблейра () привлекает обаянием юности, лишенным всякого привкуса слащавости или манерности.
Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер. В формировании искусства Луи Ленена заметную роль сыграла караваджистская традиция. В этих двух портретах звучит диалог двух культур, двух столетий в истории Франции.
«Открытие характера происходит постепенно во всех видах изобразительного искусства и занимает временное пространство, совпадающее в общих чертах с периодом правления Петра Великого», пишут исследователи портрета в России. На полотне господствуют гармония и свет.
Ее художественный язык очень сдержан. Человек у Калло, по существу, бессилен перед внешними силами. К королевскому двору были привлечены ученые, поэты, художники. Крупнейшим французским пейзажистом 17 века наряду с Пуссеном был Клод Желле, прозванный Лорреном (1600--1682). В 17 столетии во Франции были возведены грандиозные дворцовые и общественные сооружения, созданы величественные городские ансамбли.
1592 – 1635), первого выдающегося французского мастера XVII столетия. «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления — все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени. В 1624 году Пуссен едет в Рим, который становится для него второй родиной, вся его дальнейшая творческая жизнь связана с этим городом. Мастер с большим драматизмом и выразительностью рисует сцены мародерства, пыток, кровавых расправ — все бедствия, которые приносит война простому пароду — подлинному герою его листов. Одним из важнейших эпизодов стал бунт четырнадцати. В первые десятилетия XVII века французское искусство переживало переходный период. Интересны сложные, окрашенные своеобразным романтическим характером искания уроженца города Тура Клода Виньона (1593 – 1670).
Теперь его привлекает не человек, а природа, в которой он видит воплощение истинной гармонии жизни. В первой половине и середине 17 столетия во французской архитектуре постепенно складываются и начинают укореняться принципы классицизма. Юноша, сидящий спиной к зрителю, одет в шелковый красный камзол, на его голове черный бархатный берет с перышком – это типичный персонаж жанровой живописи Караваджо. Они стали сообща принимать заказы, устраивать самостоятельные выставки. К числу наиболее прославленных портретов Шампеня принадлежит парадный и торжественный портрет кардинала Ришелье (вторая половина 1630-х гг., Лувр).
В подчеркнутой простоте и симметрии полотна Шампеня, группирующего фигуры вокруг распятия и украшенного гербом города Парижа аналоя, в однообразии скупых молитвенных жестов городских советников, благородном сочетании их скромных темных одежд, белых воротников и алых мантий, в сдержанной роскоши интерьера, особенно густо-синего, затканного золотыми лилиями Бурбонов занавеса, есть и своя значительность и особая торжественная красота. Существует предположение, что в молодости он посетил Италию. Те же черты присущи и станковым работам Лебрена, таким, как «Семья Дария перед Александром» (1661, Лувр) или «Людовик XIV, поклоняющийся возносящемуся Христу» (1674, Лион, Музей). Мастер не стремится к внешней бравурности, а раскрывает драматизм ситуации. Крупнейшими мастерами парадного портрета были Иасент Риго и Никола де Ларжильер (), представленный в музее замечательным "Женским портретом" (1710-е).
Первый период творчества Пуссена кончается, когда в его буколически (греч. Оба живописца были в курсе страстей, разразившихся вокруг молодых французских новаторов. Из сферы искусства исключалось все обыденное индивидуальное и случайное.
Лоррен оставил также много рисунков с натуры (тушь с применением отмывки). Образцами его работ могут служить «Св.
Центральными работами позднего периода творчества Калло являются две серии — «Большие и Малые бедствия войны» (1630-е годы), выполненные под впечатлением событий тридцатилетней войны, в частности вторжения французских войск на родину художника Лотарингию. Гуманизм и демократизм Калло в трактовке военной тематики не имеют аналогий в искусстве его времени. В 1614 г. Валантен приехал в Рим, где и протекала его деятельность. Лучший и самый известный из них изображает казнь мародеров.
Почти в 80-летнем возрасте создаёт проекты росписей в Соборе Инвалидов, которые до сих пор хранятся в Лувре, расписывает два плафона в малых апартаментах короля в Версальском дворце, пишет серию тонких по колориту религиозных картин: «Христос и самаритянка», 1690 (Лувр) «Святая Цецилия», 1691 (Лувр) «Вера» и «Надежда», 1692. Главным достоинством его произведений является гармоничный колорит. Но Калло не всегда сливает эти впечатления в единый законченный образ – его гравюры при всей уравновешенности их композиции нередко производят впечатление дробности и калейдоскопичности. Прекрасными образцами пейзажей Пуссена могут служить: монументальный и очень тонкий по настроению «Пейзаж с Полифемом» (1649, Эрмитаж), «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» (1649, Москва, ГМИИ), в котором величественная природа служит ареной для одного из подвигов Геракла, мирный и радостный «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» (ок. Ощущение тишины и покоя пронизывает природу и даже мифологические образы девушки Европы и Зевса, превратившегося в быка, не выпадают из общего настроя картины. Однако в свое время именно эти льстивые и нарядные портреты особенно прославили его имя. В конце 1640-х гг.
Резко повернув голову, художник бросает острый взгляд на зрителя. Истинным шедевром Пуссена можно считать картину "Ринальдо и Армида". Зачастую случалось, что он полностью сносил уже возведённое сооружение и начинал заново. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Изящные картины Ватто и его последователей Ланкре и Патера изображающие сцены из быта высших слоев общества, с костюмированными по театральному кавалерами и дамами, беседующими между собой, танцующими, развлекающихся музыкой ит. п. Пьер Миньяр.
С 1662 Лебрен контролировал все художественные заказы двора. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён. Позднее по этим живым и свежим рисункам он пишет т. н. героические пейзажи, получившие широкое распространение в живописи XVII в. Скалистые громады, большие деревья с пышыми кронами, прозрачные озера и ручьи, протекающие среди камней, — все в этих ландшафтах Пуссена подчеркивает торжественное величие и совершенную красоту природы («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649 «Пейзаж с Полифемом», 1649).
Н. С. Философская тема трактована Пуссеном как будто очень просто: действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе, юноши и девушка, случайно натолкнувшиеся на надгробную плиту с надписью «И я был в Аркадии» (т. Это, конечно, парадный портрет. Отголоски этого сверкающего красочного аккорда звучат в смягченных колористических созвучиях заднего плана. Скуден завтрак бедной крестьянской семьи в картине «Крестьянская трапеза» (Лувр), но каким чувством собственного достоинства проникнуты эти труженики, сосредоточенно слушающие мелодию, которую мальчик наигрывает на скрипке.
Пётр I как приглашал зарубежных мастеров (см. Здесь все не всерьез, но каждое движение полно намеков и кокетства.
С виртуозным мастерством Калло строит симметричную композицию. Такова целая галлерея типов, которых художник мог непосредственно видеть на улицах: горожан, крестьян, солдат (серия «Каприччи», 1617), цыган (серия «Цыгане», 1621), бродяг и нищих (серия «Нищие», 1622). Последняя во многом обусловлена его мастерством в передаче движения. Картины этих художников, получивших прозвание «импрессионистов», представляют собой скорее эскизы, чем оконченные произведения, что не мешает им пользоваться большим почётом в некоторой части публики.
1.
Непроизвольно он испытывает и влияние Караваджо, которого как будто бы не принимал, однако следы караваджизма есть и в «Оплакивании Христа» (1625—1627) и в «Парнасе» (1627— 1629). От последнего Миньяра отличает и внимание к живописным проблемам. Их интересовали темы франко-прусской войны, сцены из истории Парижской коммуны. Для французского искусства это время было переходным от стиля классицизма с его философским пафосом и духом торжественного величия к искусству рококо, заменившему глубину содержания внешним декоративным блеском. Трепетный жест Армиды, робко касающейся безмятежно уснувшего юноши, пленяет живой непосредственностью чувства.
Полотна и декоративные росписи Вуэ пользовались в то время огромной популярностью. Говоря о франции 17 века, подчеркивают обычно уравновешенный характер ее искусства, называют Пуссена, упоминают восточный фасад Лувра (знаменитый фронт с колонадой Клода Перро). Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. решил посетить Италию. Хотя чаще всего это персонажи из античных и библейских сказаний и название пейзажа определяется ими, у Лоррена люди играют скорее роль стаффажа, они введены им для подчеркивания огромности и величественности самой природы (например, «Отплытие святой Урсулы», 1641). Но в его облике крупнейший мастер парадного портрета Иасент Риго () запечатлел иной аспект личности.
Точность в деталях военного обмундирования армий противников, портретная достоверность образа Петра не нарушают общей условности сцены.
Но вглядываясь в композицию полотна, обнаруживаешь ее строгую смысловую и ритмическую построенность. Из картин уходит лирическая непосредственность, появляется некоторая холодность и отвлеченность. Лирическая тема в произведениях мастера связана и с его многочисленными детскими образами. Сложный разворот фигуры обретает черты героизированной монументальности. В то же время он много лет руководил королевской «Мануфактурой гобеленов» изготовлявшей ковры, мебель, ювелирные изделия (все в едином стиле) для строящихся дворцовых ансамблей.
См. Кардиналу донесли, что самой многочисленнойколониейв Риме была французская. «Парижское кафе», выставленное на Салоне в 1875 году, показало высокий европейский уровень русского художника. Разделение на планы подчёркивалось и цветом.
Его подлинная монументальность – в чувстве внутренней силы и собранности, в простоте художественного решения. Рассказ Калло отличается строгой достоверностью исторической хроники. В трактовке форм линейно-пластическое начало все более доминирует над колористическим. Подобно другим караваджистам, Валантен писал картины на религиозные сюжеты, трактуя их в жанровом духе (например, «Отречение Петра» Музей изобразительных искусств им. В кажущейся случайности "рабочего беспорядка" царит строгий порядок пространственной композиции – равновесия масс и ритмической согласованности простых геометрических форм.
Вторая половина XIX века – начало XX века. Пережив «шоковое впечатление» от полотен отверженных художников, русские художники вскоре вынуждены были признать, что «в них что-то есть». Воспринимая многое по-своему, Калло вместе с тем обстоятельно повествует об увиденном.
В Париже процветало иное искусство – официальное, парадное, создаваемое такими художниками, как Симон Вуэ (1590—1649), «первый художник короля». и Демарн (фр. )русск., художник животных Жак Раймон Браскасса и художники цветов Редуте и Сен-Жан (фр. )русск. Мезон-Лаффит имеет П-образную форму, здесь нет уже замкнутого пространства. Вокруг дворца обычно устраивался парк, отличающийся идеальным порядком: растения подстрижены, аллеи пересекаются под прямым углом, цветники правильной геометрической формы.
Отсюда общая прогрессивная направленность его искусства, богатство его содержания. Кардинал изображен во весь рост он как бы медленно проходит перед зрителем. Одно из самых лиричных произведений мастера – картина Рождество (Ренн, Музей). Ириной» (Берлин). Их первые реалистические опыты привлекли живой интерес публики демократического толка. Отсюда и термин -- классицизм.
Одна из лучших картин – Семейство молочницы (Ленинград, Эрмитаж). Уроженец Лотарингии, Клод Лоррен еще мальчиком попадает в Италию и в дальнейшем его жизнь и творчество оказываются неразрывно связанными с Римом. Его искусство серьезно, просто и вместе с тем торжественно и значительно. Вторая школа известная под названием «романтической», не пережила поколения, видевшего её возникновение, а именно существовала всего с 1828 по 1858г.
Но его искусство было сложнее и тоньше произведений его последователей. Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия.
Евстафия», Лувр «Геракл среди богов Олимпа», Эрмитаж), так и отдельные изображения аллегорических фигур (аллегорическая женская фигура, Эрмитаж). Примером может послужить картина «Аркадские пастухи», (1650-1655 – прил., рис.
Наряду с Лебреном характерным представителем французского искусства второй половины 17 века был Пьер Миньяр (1612--1695). Несмотря на то, что представленные на гравюрах фигуры (а тем более детали) очень малы по размерам, они выполнены не только с замечательной точностью рисунка, но и обладают в полной мере жизненностью и характерностью. В конце 1620-х гг. Прус).
Так в известной гравюре Мученичество св. Художник подчеркивает в крестьянской жизни прежде всего ее нравственную основу, ее высокий этический смысл («Посещение бабушки», 1640-е). Темы для своих полотен он находил в мифологии, в исторических преданиях и книгах Священного писания.
По словам Пуссена, произведение искусства должно напоминать человеку «о созерцании добродетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы». В Италии Вуэ сумел завоевать признание и возглавил Академию св. Во главе живописцев деревенского быта и характерного жанра явились Жюль Бретон и Гюстав Брион, два необыкновенно талантливых, проникнутых теплым чувством рисовальщика, колориста и композитора. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика, то, что на языке искусствоведов называется «линеарно-пластическим началом», прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров.
Так появилась система, названная позже «пейзажной трёхцветкой»: вживописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором – тёплые и зелёный, на третьем – холодные и прежде всего – голубой.
Наиболее крупные и характерные произведения этого жанра связаны с творчеством Филиппа де Шампеня (1602--1674). Целью своего искусства он считал правду жизни, ее сокровенную красоту и поэзию он находил в среде третьего сословия, своей принадлежностью к которому гордился даже в те годы, когда стал признанным мастером и членом Академии художеств. У нас, например, нет ни одного полотна Леонардо. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена.
Первая, так называемая «классическая» школа существовала приблизительно с 1780 по 1860г. Крылов. Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. В творчестве Луи Ленена ведущую роль играют жанровые сюжеты из жизни крестьян. Это сложные аллегорические портреты.
Выполненный Шарлем Лебреном (), первым живописцем короля, главой французской Академии художеств идеологом придворного искусства, "Портрет Мольера" (1661) не типичен для его творчества. Лебрён, талант которого состоял главным образом в легкости, с какой давались ему сочинение и исполнение больших и сложных картин, без сомнения, был способен к диктаторской власти, столь долго находившейся в его руках но его сухая и холодная манера не могла сообщить особенной привлекательности и блеска несчётным картинам, написанным под его наблюдением в Версале, Лувре, Трианоне, в Мёдоннском дворце (фр. )русск., дворце Марли и Венсенских дворцах. Постепенно наряду с иностранцами стали выдвигаться и французские мастера. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Новый и Ветхий завет.
9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств четырнадцать претендентов на золотую медаль (во главе с И. Н. Крамским) отказались исполнить программу на заданный профессорами библейский сюжет и потребовали права писать картину на свободно избранную тему. "Портрет семьи Леруа" работы художника Бернара Леписье () написан в 1766 году. Он соблюдает требования "равноголовия", то есть единой верхней границы группы. Барочная декоративность сдерживается в них рассудочностью классицизма.
Близким к традициям барокко было творчество французского живописца Симона Вуэ (). Самые лучшие работы Луи Ленена выполнены в 1640-е гг. Последнее характерно я для ряда официальных групповых портретов Ларжильера (эскиз группового портрета в Эрмитаже, 1687 и др. ). Никто из современников Луи Ленена не изображал крестьян так правдиво и точно.
Миньяр работал как в области монументально-декоративной живописи (роспись купола Валь де Грае в Париже, 1663), так и станковой.
Раннее, овеянное туманной дымкой утро крестьянская семья отправляется на рынок. "Портрет Аделаиды Савойской" выполнен придворным мастером эпохи Людовика XIV Франсуа де Труа () и изображает юную супругу внука короля, герцога Бургундского, будущую мать Людовика XV. Форма создается прежде всего линией, контуром, светотеневой моделировкой. До блеска начищены медный котел и бронзовый подсвечник, рядом с ними на переднем плане изображены фаянсовый бело-голубой кувшин, овощи и разнообразная живность: петух, кошка, козы, корова, собаки.
Картина художника Жана Марка Наттье () "Битва при Лесной" (1717) была написана по заказу русского императора Петра I и изображает одно из основных сражений в русско-шведской кампании. Повар, перетирающий посуду, солдат, раздувающий огонь костра, маркитантка с узлами и детьми, группа картежников создают калейдоскоп мгновенно схваченных характеров и настроений, необычайно живых и исполненных изящества и юмора. Луи Ленен непосредственно обратился к жизни французского крестьянства. В произведениях Калло раннего периода еще сильны элементы фантастики. и Арм.
Одним из важнейших эпизодов стал бунт четырнадцати. С конца 1640-х годов важную роль в творчестве мастера играет пейзаж. Картина "Битва израильтян с аморреями" (около, парная картине "Битва израильтян с амалекитянами" из Эрмитажа), возможно, написана художником в первые годы его пребывания в Риме. Вернувшись из Италии на родину, Вуэ стал придворным художником.
В строго упорядоченном построении интерьера уже отчетливо проявляются черты классицизма. Лишенные богатства оттенков, они образуют локальную гамму красок переднего плана. Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления.
Это касается, конечно, шедевров конца XIX века — импрессионистов и постимпрессионистов. Свет в этой композиции приобретает огромное значение. В коллекции музея хранятся два ранних произведения Антуана Ватто () – "Бивуак" и "Сатира на врачей". Видя, что депеши не произвели должного действия, Ришелье написал письмо лично Симону Вуэ.
В последнее время все чаще в искусствоведческой литературе название направления, к которому принадлежит Луи Ленен, определяется термином «живопись реального мира». 2. Другое крупное произведение Франсуа Мансара — церковь Валь де Грае (1645—1665) была построена по его проекту уже после его смерти. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции покатую крышу, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). В пейзажах Гюбера Робера воспроизведены памятники древней архитектуры в их современном плачевном состоянии, ставшие прибежищем для бродяг и оборванцев, любопытствующих путешественников и кладоискателей.
У Пьера Миньяра (1612—1695) – преимущественно женские. Гамму благодаря ее насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную». Буше создавал картины для знаменитых ковров мануфактур Бове и Гобеленов, которые он возглавлял в течение нескольких лет. 9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств четырнадцать претендентов на золотую медаль (во главе с И. Н. Крамским) отказались исполнить программу на заданный профессорами библейский сюжет и потребовали права писать картину на свободно избранную тему. Себастьян, оплакиваемый св. Живописная манера становится все более тщательной и гладкой.
Зависимость от этой традиции выступает особенно наглядно в Тайной вечере (Париж, Лувр) – одном из его ранних полотен. Отсюда и специфика полотен Ленена: вних нет ни события, ни рассказа. К числу первых из них принадлежал Валантен (собственно, Жан де Булонь 1594—1632). Вторая сторона повернута к ирреальному миру.
Замкнутая, подобно венку, композиция включает в себя все фигуры и элементы пейзажа. Энергично исполненные, нередко весьма поэтичные пейзажи Каба, Т. Руссо, Марилья, Гюе и Жюля Дюпре оттесняют на второй план стилизованные и идеализированные произведения «исторических» пейзажистов, хотя в числе этих последних ещё встречались такие таланты, как Блез Десгоф, Алиньи (фр. )русск., Жан-Виктор Бертен и Эдуард Бертен. Сюжеты его картин обыденны и просты он изображает крестьян отдыхающих («Крестьяне перед домом», Бостон, музей), собравшихся за скромной трапезой («Трапеза крестьян», Лувр) или занятых мирной беседой («Фламандский интерьер», Лондон, частное собрание). Работы Луи Ленена отличаются большими художественными достоинствами.
Себастьяна», 1632—1633). На его художественное формирование оказало значительное влияние фламандское искусство.
"Метаморфозы" Овидия принадлежали к основам знаний каждого художника. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Тематика их очень разнообразна: это изображение придворных празднеств («Турнир в Нанси», 1626), ярмарок («Ярмарка в Импрунете», 1620), военных триумфов, битв (панорама «Осада Бреды», 1627), охот («Большая охота», 1626), сцен на мифологические и религиозные сюжеты («Мученичество св. Характерная группа памятников начального периода — Преображенская серия.
Таковы уже упомянутые «Рождество» и «Поклонение пастухов», «Кающаяся Магдалина» (Лувр) и подлинные шедевры Латура—«Св. С 1624 года Пуссен постоянно живет в Риме. Обобщенность идеального характера для него важнее индивидуального своеобразия личности. Он сочинял пейзажи, наполненные чудесным, превращенным атмосферой светом. В живописи сороковых годов окончательно сформировалась классицистическая эстетика Пуссена. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм». Но в других сериях гравюр уже отчетливее выражаются реалистические тенденции. Это достигается прежде всего освещением.
Но в живописи Фрагонара эти идеи воплощены без скучного морализаторства и слащавости. Догмы Академии приводили к господству штампа, нивелированию творческой индивидуальности, способствовали унификации искусства и поставили его (а вместе с тем и теорию классицизма) на службу абсолютизму. Немногие биографические сведения, сохранившиеся о Латуре, чрезвычайно отрывочны. Латур писал главным образом картины на религиозные сюжеты. Себастьяна».
К высшим достижениям творчества Латура относится Св. Созерцательный покой и тихая задумчивость определяют душевное состояние не только взрослых, но и детей, создавая общую атмосферу значительности обыденной жизни. Убедительность характеристик сочетается в этих портретах с большим живописным мастерством. Рационалистический принцип полностью торжествует в его искусстве. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык.
Человек трактуется прежде всего как часть природы. Типичным образцом его работ может служить «Великодушие Александра Македонского» (1689, Эрмитаж) -- пышная композиция, проникнутая ложным пафосом. Мелок и карандаш, пенал и рулон бумаги, книги и рисунки лежат на столе его мастерской.
Исследователи даже подсчитали, что в одной из сцен ярмарки он изобразил 1138 персонажей. Гравюры этого цикла изображают сцены казней и грабежей, наказание мародеров, пожары, жертв войны — нищих и калек на дорогах.
Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык. Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х — начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны.
Центральное место в художественной жизни Франции второй половины 17 века принадлежит Шарлю Лебрену (1619--1690). Рисушш Клода Лоррена очень разнообразны по мотивам и технике. По поводу возникновения этого стиля в советское время велись жаркие споры. Пластичность их форм подчеркнута контрастами света и тени, поскольку почти все из известных нам произведений мастера передают ночное освещение. Никола Пуссен.
Особенное впечатление уже в это время производит на него искусство Рафаэля. Композиция строго уравновешенна. К этому же направлению относится творчество художника Жоржа де Латура (1593— 1652).
Все постройки были оформлены в едином стиле, фасады корпусов поделены на три яруса. Средний брат – Луи Ленен (1593—1648) – может быть назван в числе крупнейших французских художников 17 века. Для Луи Ленена характерны картины небольшого формата. Добродетельное семейство ведет благочестивую беседу с кюре. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Основателем её был Жак Луи Давид, а продолжателями Гро, Герен, Жерар, Жироде-Триозон, Пьер-Луи Делаваль и Летьер (фр. )русск.
" Картина "Бивуак" (1710-е) была написана Ватто, возможно, во время его поездки в Валансьен, когда он создал целую серию картин, посвященных военным будням. Чернышевского «Что делать. ». Они точны и в то же время изысканно небрежны.
Для своих нарядных и эффектных полотен он использовал мифологические и библейские сюжеты («Геракл среди богов Олимпа», «Мучение св. Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. Разум, мысль провозглашались главными критериями художественной правды и красоты. Добролюбов писал, что правда является таким качеством искусства, в частности литературы, «без которого в ней не может быть никаких достоинств».
Его "Пейзаж с Геркулесом и Какусом" воссоздает грандиозный и величественный образ природы. Работы Ленена лишены каких-либо черт занимательности или сельской «экзотики» их сдержанность подчеркивают и рассчитанно простая композиция и пластически четкие формы («Крестьянская трапеза», 1640-е). Выйдя из Академии, «протестанты» образовали Артель свободных художников по образцу тех коммун, которые были описаны в романе Н. Г. Формы классического искусства наполняются в творчестве мастеров классицизма на различных этапах его развития содержанием, созвучным современной эпохе.
Не случайно темы некоторых композиций Калло приобретают трагическую окраску. Наряду с подобными парадными портретами Риго принадлежит и ряд более скромных по композиции работ, правдиво и точно передающих модель (портрет матери художника, 1695, Лувр). Евангельский сюжет в интерпретации Вуэ приобретает характер галантной сцены, с манерной театрализованностью жестов и чувствительностью мимики.
Эти черты особенно ярко сказываются в сериях гравюр 1622 г. —«Балли» («Танцы») и «Гобби» («Горбуны»), созданных под впечатлением итальянской комедии масок. Картина "Геркулес и Омфала" является бесспорным шедевром раннего творчества Буше. Лучшие вещи Пуссена лишены холодной рассудочности.
У Жоржа де Латура люди из народа изображались еще в произведениях на религиозные сюжеты. Их кабинетные картинки переносят зрителей в XVII и XVIII столетия, но некоторые из группы подобных жанристов, как, например, Шарль Конт, Джеймс Тиссо, Луи Лелуар (фр. )русск. В 1665 году он умер в Риме. В официальной придворной живописи первое место принадлежало парадному портрету. Этой датой обычно отмечают начало сложения французской живописи XVII столетия.
В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. 31). Все три брата родились в городе Лапе, в семье мелкого чиновника. Новаторский дух его искусства заключается в принципиально новой трактовке жизни народа. Так, в «Остановке всадника» (1640-е)крестьяне, запечатленные на фоне великолепного воздушного пейзажа, воспринимаются как прекрасные и простодушные дети природы.
Каждый поглощен своими мыслями, не связан общим действием, никто не смотрит друг на друга.
В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. составили себе громкую известность изображением сражений и вообще военной жизни. В этих сравнительно небольших по размерам листах мастер создает широкую картину жизни. В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно.
Принадлежащий его кисти предполагаемый "Портрет герцогини де Лавальер", фаворитки короля изображает ее в виде античной богини цветов Флоры. Атмосфера свободы и естественности человеческих отношений, живая непринужденность поз, всегда исполненных грации, составляют неповторимое очарование полотен этих мастеров, стремившихся вырваться из плена канонов академического искусства, освободиться от засилья мифологических сюжетов. По возвращении на родину (Калло жил не в Париже, а в Нанси) мастер создал свои самые знаменитые произведения – две серии офортов «Бедствия войны» (речь идет о 30-летней войне) — беспощадные картины смерти, насилия, мародерства (офорт «Дерево с повешенными»), —все исполнено рукой очень большого мастера.
Символизм делит мир на две части: мир вещей и мир идей. Особенно сильно и оригинально развилась в новейшей Франции пейзажная живопись. Виртуозно написано ее серебристо-белое парчовое платье. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Несмотря на то, что фигуры (а тем более детали) в композициях Калло нередко очень малы по размерам, они выполнены художником не только с замечательной точностью рисунка, но и в полной мере обладают жизненностью и характерностью.
Художник именно в природе ищет гармонию.
Такова, например, гравюра «Мученичество св. Фигурки людей вырисовываются неясно, некоторые почти неразличимы. Это новое настроение прекрасно выражено в его «Аркадских пастухах«– «Et in Arcadia ego» («И я был в Аркадии», 1650). Осенью 1873 года они обосновались в Париже. 3) Становление импрессионизма в России имело свою историю.
Около 1648 г. Пуссен пишет «Пейзаж с Полифемом», где чувство гармонии мира, близкое античному мифу, может быть, проявилось наиболее ярко и непосредственно. Но её совсем не много, выставляется она в залах, где доминирует живопись Нидерландов. Её называют «натуралистической» и «реалистической» школой и она долго и невозбранно господствовала в живописи XIX столетия. В этом зале — коллекция картин XVII века.
В трактовке Пуссена он обретает непреходящий исторический смысл. Портретисты-романтики стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрывается наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. Они лишены действия их позы уравновешены, лица выразительны и по-своему благородны. Подлинным его продолжателем явился в конце 18 века Жак Луи Давид, создатель французского революционного классицизма. Статичная композиция развертывается по горизонтали, фигуры расположены рядами, большинство персонажей явно позирует художнику, между ними нет тесного внешнего взаимодействия.
Напряженностью духа и трезвой ясностью мысли исполнен облик Рике де Карамона кисти Жана де Труа (), знаменитого французского инженера середины семнадцатого века, строителя Лангедокского канала.
Но оно имело большой успех при дворе и способствовало формированию целой школы. Его слава достигла Парижа и в 1640 году после настойчивых приглашений от имени короля Пуссен приехал на родину. Само собой разумеется, что важнейшие произведения классиков относились к исторической живописи, как к главной с точки зрения академии и ею поощряемой.
Групповой портрет представителей парижского муниципалитета (1648, Париж, Лувр) близок к старой фламандской традиции. Лоррена интересовали игра тонов изображение воздуха и света на холсте («Сельский праздник»– прил., рис.
Лично руководя и Академией и промышленными цехами, Лебрен непосредственно повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV». В 1671 г. основывается Академия архитектуры.
В 1640 г. он едет на родину, в Париж, по приглашению короля Людовика XIII. Они обычно очень спокойны, художник почти не вносит в них элемент действия. Композиция строго уравновешенна.
В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Но особенно важно, что при этом он сумел сохранить подлинную эмоциональность, глубокое личное чувство, огонь истинного вдохновения Изображению «героических и необычайных действий» посвящены многие его композиции конца 1620-х-1630-х годов: «Смерть Германика» (1627), «Взятие Иерусалима» (1628), «Похищение сабинянок» (1633).
В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. В первой половине века портрет монументален, величествен, но и прост в аксессуарах, как в живописи Филиппа де Шампеня (1602—1674), где за торжественностью позы не скрывается яркая индивидуальная характеристика (портрет кардинала Ришелье, 1635—1640). Еще во Флоренции Калло выполнил свою первую графическую серию «Каприччи» (ок. Бронзовый бюст его работы украшает экспозицию музея. Трактовка пейзажных форм отличается ясностью и строгостью очертаний, четкой пластичностью. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения и эстетизации жизни.
Полуколонны и пилястры, заполняя простенки, группируются попарно или пучками этот мотив в сочетании с многочисленными раскреповками и ярусным построением фасада придает зданию повышенную вертикальную устремленность, несвойственную классической системе ордерных композиций. Высшим достижением мастера является его луврская Кузница. К высшим достижениям Латура относится «Св.
Клод Лоррен. Но вглядываясь в миниатюрную тщательность живописи, постепенно расшифровываешь смысл жестов и движений персонажей. Но отточенная красота рисунка и равновесие композиции выдают стилистику классицизма. Жизнь представала в их картинах облагороженной, а люди — идеальными и героизированными.
Поэтическому замыслу полотна соответствует и юная красота героев. Его шедевром является миниатюрная по своим размерам картина "Майский праздник".
Хотя Кабанель, Бодри, Бенувиль, Эбар, Жалабер, Жоббе-Дюваль (фр. )русск., Густав Моро, Бугро, Эмиль Леви, Жюль Лефевр, Рибо, Эннер, Жан-Поль Лоран, Поль-Жозеф Блан (фр. )русск. Это был так называемый регулярный (французский) парк. и Огюст Раффе (фр. )русск.
Форма создается прежде всего линией, контуром, светотеневой моделировкой. С годами в работах Филиппа де Шампеня нарастает строгость трактовки и стремление к четкой построенности. Среди произведений Шампеня выделяется известный портрет кардинала Ришелье (1636, Париж, Лувр). Не связанные между собой, герои Шампеня объединены, как в картинах Луи Ленена, общностью внутреннего состояния. Обычно он дает довольно низкий горизонт и очень убедительно передает даль, пространство.
К числу первых из них принадлежал Валантен (собственно, Жан де Булонь 1594 – 1632). Вершиной пейзажного искусства мастера являются четыре картины изображающие времена года (1660--1664, Лувр), в которых глубокие философские идеи жизни и смерти выражены в величавых и выразительных образах природы. Картина отличается необыкновенной цельностью замысла и выполнения, а затаенная грусть, которой она проникнута, придает ей абсолютно своеобразную прелесть. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Его художественный язык в это время отличается предельной ясностью и лаконизмом. Апраксина «Портрет Василия Андреевича Жуковского» кисти О. А. Кипренского (1816, ГТГ). Это направление характеризуется прежде всего обращением к классической античной культуре.
россика), так и способствовал обучению отечественных. Революционные демократы ратовали за реалистическое искусство. Цвет в произведениях русских живописцев обычно обнаруживает большую яркость и звучность, нежели в полотнах иностранных мастеров и содержит меньше детально разработанных градаций.
Таковы «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия». Среди них нет современников художника.
Символ – это условный знак, соединяющий эти миры в смысле им порождаемом. В этих изображениях нет никакой идеализации и сентиментальной жалости.
Именно в крестьянах художник видит лучшие стороны человека. Известный французский художник. Особенно интересны многочисленные рисунки Клода Лоррена с натуры.
Представленный в экспозиции музея алтарный образ "Благовещение" (1632) – был написан по заказу кардинала Ришелье и предназначен для украшения церковного интерьера. Все поэтично-возвышенно, во всем царит мера и порядок. Четкая повторяемость ритма лежит и в чередованиях трех основных цветов – красного, желтого и синего. ансамбль Версаля был перестроен под руководством Жюля Ардуэн-Мансара.
Недаром это время получило название в западной литературе «Ie grand siecle» — «великий век». Это подтвердилось в истории так называемой парламентской Фронды (1648—1649), когда буржуазия испуганная мощным подъемом народной революционной стихии, совершив прямое предательство, пошла на компромисс с дворянством. Как и в других произведениях Ленена, образ величавой природы неразрывно связан с жизнью людей.
Это в основном композиционные наброски для картин. В 1655 г. художник исполнил свою замечательную картину «Похищение Европы» изображающую чудесный морской залив, на берегу которого растут деревья. Но Латур очень сдержан в показе страдания—он нигде не допускает преувеличения и тем сильнее воздействие его образов, в которых не столько лица, сколько движения, жесты, сами силуэты фигур приобрели огромную эмоциональную выразительность.
В том же году он заказал Лебрену серию полотен из истории Александра Македонского первое же из них принесло художнику дворянство и титул «Первого королевского живописца» (Premier Peintre du Roi), а также пожизненную пенсию. Здание окружено наполненным водой рвом и его расположение как бы на островке в красивом водном обрамлении хорошо связывало дворец с природным окружением, подчеркивая его главенство в композиции ансамбля. Компактная группа фигур — крестьян и ослика рисуется на фоне равнины. Однако с ранней юности Пуссен страстно стремился в Италию, попасть в которую молодому и никому не известному провинциалу удалось с большим трудом. Орас Верне, И. Белланже, Шарле (фр. )русск.
Как и многие крупнейшие европейские художники этого столетия, он сформировался в интернациональной художественной среде Рима на изучении античного, ренессансного и современного ему итальянского барочного искусства. О характере творчества Пуссена в эти годы судить трудно ибо мы почти не знаем ранних работ мастера. Лелё, Гаффнер, П. Билле и др. Художникам-классицистам так же, как и реалистам, близки передовые идеи этой эпохи.
Стал главой Академии Святого Луки в Париже, противостоящей Королевской Академии. 28). Неслучайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. Сравнение портретов русских мастеров и приезжих мастеров (см. В творчестве Вуэ они приобрели оттенок вялости и холодной безличности.
1650 г., Лувр). Утверждение французского абсолютизма было основано на жестокой эксплуатации народных масс. Соперничал с Лебреном. В 1642 году он возвращается в Рим, который уже не покидает до конца жизни.
Силуэтная замкнутость профиля лица восходит к римским медалям, в стиле которых были исполнены многочисленные гравированные портреты общественных деятелей этих лет. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Ларжильер оставил целый ряд парадных портретов, в которых черты барочной декоративности становятся все сильнее, а богатая одежда и аксессуары дают возможность мастеру проявить высокое живописное мастерство в передаче различных материалов и исключительный колористический дар (портрет Лебрена, 1686, Лувр).
Художнику одинаково чужды и стремление к идеализации и сентиментальность. Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству.
Барокко расцветает вместе с укреплением католицизма (эпоха контрреформации) и сложением абсолютистских дворов в Западной Европе. По существу, творчество этого мастера было мало самостоятельно. В 1627 году Вуэ был приглашен кардиналом Ришелье вернуться на родину на почетных условиях.
Для Вуэ показательны как картины на библейские или мифологические сюжеты («Мучение св. Этой коллекции завидуют многие, даже французские музеи.
Творчество Вуэ характеризуется прежде всего исканиями нарядности и эффектности. 3. собственно отечественная школа (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Театрализованный маскарад "галантного века" был обращен в прошлое. С начала 40-х годов в творчестве Пуссена намечается перелом.
Формирование новой, реалистической школы в русском изобразительном искусстве граничит с целым рядом исторических событий. (В настоящее время почти все декоративные росписи Вуэ погибли. ) Нарядное, но очень внешнее и во многом эклектичное искусство Вуэ пользовалось большим успехом в придворных кругах и оказало значительное влияние на многих французских художников того же направления. Это направление глубоко и тесно граничит с действительностью, которая его породила. Литературоведы, организовавшие специальную конференцию, посвященную проблемам реализма (Москва, 1957) говорили о наличии реалистических черт у античных авторов, считали зачинателями реализма Шекспира и Сервантеса.
Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». На смену пышным официальным костюмам приходит простота домашней одежды. Само название этого стиля происходило от французского слова "rocalle" ("рокайль") – раковина.
Не случайно их часто называют героическими.
Однако сентиментальная чувствительность участников сцены скорее иллюстрирует, чем претворяет в полноценные художественные образы прогрессивные идеи эпохи. Ириной. В качестве руководителя и педагога академии Лебрен проявил себя подлинным диктатором, настаивая прежде всего на тщательном обучении молодых живописцев рисунку и пренебрегая колоритом.
"Сатира на врачей" (1710-е) воспринимается как прямая иллюстрация комедии Мольера "Мнимый больной". В почете у этих последних были также жанристы А. де Фавре и Жан-Батист Лепренс. Тема бедности сближает искусство художника с тенденцией буржуазного сентиментализма в живописи, утверждавшего вслед за Жан-Жаком Руссо искренность чувств и достоинство простого человека. В картинах Луи Ленена отсутствует всякое стремление к занимательности или анекдотичности.
Он делал эскизы для статуэток севрского фарфора, был известен как театральный декоратор. Образы античной мифологии составляют второй, литературно-символический план картины. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Живопись художника легка и прозрачна, мазки широки и свободны, как в незаконченном эскизе.
Ее сюжет заимствован из "Истории Рима" Тита Ливия. Главный упор делается на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность. Его офорты близки по характеру его живописным работам.
1710--1712 гг., Лувр). Новые черты улавливаются в образе Себастьяна. Значительного развития достигает в это время и французский портрет. Сюжеты своих картин он черпает из Священной истории, античной мифологии, рыцарских легенд или истории Древнего мира. Хотя в искусстве Калло библейские сюжеты играют сравнительно большую роль, однако особенное внимание мастера привлекает современная действительность. Жанр "галантных праздников" представлен в музее творчеством и других крупнейших мастеров французской живописи – Антуана Кийара (), Никола Ланкре (), Жана Рау ().
Именно в крестьянах видит Луи Ленен лучшие стороны человека. Другие отрасли живописи были культивируемы в школе весьма умеренно из художников, занимавшихся этими отраслями, выдаются жанристы Шарль Верне и Теодор Жерико, пейзажисты Тонне (фр. )русск. Многочисленные жанровые композиции этого времени часто посвящены народной жизни и свидетельствуют о демократических симпатиях Калло и остроте восприятия темных сторон действительности («Нищие и умирающие» и др. ). В картине этот жестокий сюжет разыгран с подчеркнутой театральной эффектностью. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена.
е. «И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти. »), похожи скорее на античные статуи. Многочисленные портреты Миньяра столь же поверхностны и условны, как и, все его искусство. Подобно другим караваджистам, он писал картины на религиозные сюжеты, трактуя их в жанровом духе (например, Отречение апостола Петра, Москва, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), но наиболее известны его крупнофигурные жанровые композиции.
У Жоржа де Латура люди из народа изображались еще в произведениях на религиозные сюжеты. Наряду с Лемерсье крупнейшим зодчим первой половины столетия был Франсуа Мансар (1598—1666). Лебрён контролировал все художественные заказы двора. Общественные противоречия проявились, в частности, в том, что некоторые передовые деятели французской культуры оказались в состоянии конфликта с королевским двором и были вынуждены жить и работать вне Франции: Декарт уехал в Голландию, а Пуссен провел почти всю свою жизнь в Италии.
Ради достижения победы ему пришлось остановить солнце. Одно из самых лиричных произведений Латура— картина «Рождество» (Ренн, Музей). В итальянской природе искал он воплощение своего идеала. С 1662г.
Невидимые нити связывают членов бедной крестьянской семьи, слушающей играющего на скрипке мальчика на картине «Крестьянская трапеза». Луи Ленен непосредственно обратился в своем творчестве к жизни французского крестьянства. Романтизм.
Но в этом полотне особенно наглядно ощущается умение Ленена объединить своих сдержанных и нередко внешне бесстрастных героев общностью настроения и восприятия жизни. почетное звание «первого художника короля» получил Симон Вуэ (1590—1649). Группа отдыхающих солдат окутана сумерками. Реализм 3.
и др. Его заказчиками были в основном высшие чиновники и придворная аристократия. О стильной исторической живописи в прежнем смысле слова, конечно, не могло быть и помина.
Однако метод Калло таил в себе отрицательные стороны индивидуальные особенности действующих лиц, отдельные детали нередко становятся неуловимыми в общей массе многочисленных участников события, главное теряется среди второстепенного. Это пантеистический пейзаж, но пантеизм Пуссена не языческий пантеизм – в нем выражено чувство причастности к вечности. В этом образе "прекрасной природы" ("bеllе nature"), очищенной творческой логикой художника от всего преходящего и случайного, воплотился идеал разумной красоты классицизма.
Карл Борромей» (Брюссель), «Принесение во храм» (Лувр), «Геркулес среди богов Олимпа» (Эрмитаж). Композиция портрета проста и динамична. В поздних работах мастера возрастает интерес к пейзажу, что показательно, в частности, для одной из лучших его картин — эрмитажного «Семейства молочницы» (1640-е гг. ). также Модерн. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов.
Наибольшей остроты достигает Калло в двух сериях «Бедствий войны» (1632—1633). Художник внимательно изучает ландшафты в окрестностях Рима и делает зарисовки с натуры. Особенно показательны для мастера как изображения различных гаваней («Утро в гавани», 1640-е гг., Эрмитаж), так и ландшафты, которые в опоэтизированной форме отражают впечатления величественных пейзажей римской Кампаньи.
То, что он провел свою жизнь в провинции, наложило свой отпечаток на его искусство. Это новое настроение прекрасно выражено в его «Аркадских пастухах» — «Et in Arcadia ego» («И я был в Аркадии», 1650). Но при всей театральности и декоративности этих полусказочных ландшафтов, они пленяют замечательной наблюдательностью художника к характерным приметам местного колорита жизни. Это скорее дань фантазии или любимому жанру спектаклей придворного театра – пасторали. Холодность и рассудочность сочетаются в его работах с пышностью и театральностью. Ее можно рассматривать как самостоятельное программное произведение классицизма. Почва для них была подготовлена зодчими французского Возрождения.
Будучи любимым портретистом королевского двора и аристократии, Риго создал целый ряд репрезентативных парадных портретов, в которых пышная перегруженная аксессуарами барочная композиция, торжественность и величавость подачи модели нередко сочетаются с остротой характеристик. По этой причине воплощение его проектов обходилось в баснословные суммы. В картинах художника Луи Леопольда Буальи () отголоски искусства рококо и сентиментализма проявляются уже в рамках нового складывающегося в Западной Европе стилистического направления, получившего название "неоклассицизм" – поздняя фаза классицизма, относящаяся к эпохе империи Наполеона.