Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй — 31 августа 1963, Париж) — французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Жорж Брак – французский художник, график, скульптор и декоратор вместе с Пикассо является создателем кубизма. Жорж Брак — французский художник, живописец и график, скульптор, сценограф и декоратор. Французский художник – авангардист, приверженец кубизма Жорж Брак оставил заметный след в истории изобразительного искусства как автор многочисленных декоративно-изящных композиций. Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй— 31 августа 1963, Париж)— французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жоржа Брака.
В то же время Брак вновь вводит в некоторые свои композиции изображение человеческой фигуры под видом курьезных силуэтов в фас и профиль (что соответствует тени и свету), напоминающих более ранние произведения Пикассо («Художник и его модель», 1939, НьюЙорк, частное собрание). В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника.
Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Теперь картина не "аналог" предмета, а некая "новая реальность", произвольно созданная художником. Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника. В 1897 – 1899 годах посещал занятия в Академии изящных искусств в Гавре. Иной раз работы двух художников едва отличались друг от друга иногда они даже ставили на своих произведениях одинаковую подпись.
Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок. В произведениях этого периода художник отказался от аскетического цвета, геометрических плоскостей и строгих линий. Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры». стал переломным в творчестве живописца.
Большая композиция Музыкантша (1917-1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. В течение 1949 – 1956 годов Брак создал серию картин «Мастерские», составляющую восемь больших полотен. Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925г. Его отец был владельцем мастерской по декорированию интерьеров. Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953 гг. ). Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios).
Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» – буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911г. ). девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). е. девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). «Что меня очень при-мекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал», – говорил Брак («Беседы с Дорой Валлье»). Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917-1918 гг. А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями. Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости.
Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942 «Камины», 1922-1927 «Биллиарды», 1944-1952). гал. ), художник стремится выразить свободу колеблющейся и непрерывной линии с непринужденностью, напоминающей криволинейный кубизм Пикассо середины 1920-х («Натюрморт с трубкой», Базель, Художественный музей). художник писал неоклассические мотивы, морские пейзажи изображал купальщиц, а в 1923–1924гг. Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». Брак Жорж (Braque) (1882-1963), французский художник и график, скульптор. В период между двумя войнами Брак становится признанным французским художником par excellence, наследником национальных добродетелей и хранителем классической традиции, которую он защищает в «Тетрадях Жоржа Брака» (1917-1947, опубликованы в 1948 и 1956).
В 1949-1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности.
В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т. е. В 1952-1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910 г. ).
В 1900-1901 учился в Технической школе в Париже. В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910г. ). он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские».
Летом 1908 в Эстаке он пишет серию пейзажей, полных бурного движения, с упрощенными тонами и почти лишенных перспективы – здесь все сведено к геометрическим и компактным формам, «кубам», как назвал их критик Луи Вексель, когда картины Брака были выставлены в гал. В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель. В 1906г. Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем – в Академии Эмбра. Из семьи ремесленников.
Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909-1910 г. ) и «Зеркало» (1910 г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов. Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905году, Брак принял стиль фовистов.
После 1920 творчество Брака отличается замечательным стилистическим соответствием и включает в себя произведения малого формата (жанр «кабинет любителя») и большие амбициозные композиции. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово кубизм.
он получил тяжелое ранение в голову. Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее.
Стиль художника стал более изящным и даже эстетским, колорит – светлым и ярким («Натюрморте мандолиной»). Зимой 1905-1906 гг. Начиная с 1908 г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо.
В некоторых картинах появляется птица, крылья которой, распростертые в абстрактном пространстве, станут темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953) и последним сюжетом размышлений художника, который испытывает в своих поздних произведениях необходимость вырваться из безжизненного и замкнутого мира собственной живописи. Чуть позже, переехав из родного города Аржантёй в Париж, Брак также выучился на декоратора. «Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них.
Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака. Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов.
Учился в художественной школе Гавра и академии Эмбера в Париже. Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908г. ). Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917–1918гг. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой». В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. Это, в свою очередь, отмечает переход к «синтетическому» кубизму, несмотря на то, что этот термин, ясно определяющий художественные интенции Хуана Гриса, можно применять к искусству Брака лишь с оговоркой. Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912 г. ).
Жорж Брак родился в пригороде Парижа Аржантейле. «Матисс и Дерен указали мне путь», — скажет позднее художник. С 1910 года развивает изобретенную им технику коллажа.
Таковыми были картины «Круглый стол» (1922), «Буфет» (1920). Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. Все больше времени он проводит в уединении на атлантическом побережье в Нормандии. В картине «Дом в Эстаке» («House at Lestaque»), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу.
В этом неоклассическом аспекте можно рассматривать и ансамбль произведений, вдохновленных поэзией и искусством архаической Греции, – офорты для «Теогонии» Гесиода (1931) и четыре замечательных гипсовых рельефа на мифологические сюжеты («Геракл», 1931, Париж, собрание Мэг) и большинство его скульптур. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. Натюрморты, где часто теперь появляются музыкальные инструменты, приобретают монументальный характер предметы энергично разрезаны на сверкающие грани, допускающие одновременно разные точки зрения («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910, Базель, Художественный музей). Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе. После войны пути Брака и Пикассо разошлись.
В 1900-1901 годах учился в Технической школе в Париже. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Сквозной мотив позднего творчества Брака— летящая птица.
«Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. В 1934 г. вышла первая монография о художнике— книга Карла Эйнштейна. Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака. В 1950-х гг. Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909–1910г. ) и «Зеркало» (1910г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов.
Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем — в Академии Эмбра. В пейзажах, написанных в 1909 г. в Нормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». После 1928 палитра Брака высветляется («Голубая мандолина», 1930, Сент-Луис, Миссури, Гор. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме». Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929 г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости.
А работа вместе с Пикассо, начиная с 1910 года, спровоцировала вступление Брака в период так называемого «синтетического кубизма» и эта тенденция сохраняется в его творчестве вплоть до окончания I мировой войны. Война вдохновила художника и на более серьезные произведения, отражающие суровость эпохи («Кухонный стол», 1942, частное собрание). В дальнейшем искал большей просветлённости и гармоничности изображения, его известной декоративности.
Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Когда началась Первая мировая война, Жорж Брак ушел на фронт, там был тяжело ранен в голову, пережил сложную операцию и снова начал работать в 1917 г. Теперь его работа представляла собой большие серии или циклы, в которых варьировались одни и те же мотивы: натюрморты на круглых столах, камины, биллиарды. Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». Стоявший вместе с Пабло Пикассо у истоков нового течения в искусстве, Жорж Брак многое сделал для того, чтобы развить его принципы. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956).
Начиная с 1908г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо. Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912г. ). После отказа в приеме работ на Осенний салон 1908 года выставляется в галерее Даниеля-Анри Канвейлера и заключает с ним контракт. вНормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925 г. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929 г. ).
В 1906-1907 Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна. он увлекся искусством фовистов. Зимой 1905–1906гг.
В почти монохромных кубистических композициях (Женщина с гитарой, 1913, Национальный музей современного искусства, Париж) Брак стремился к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры, широко применял коллаж. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. С 1947г. В 1907 г. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908 г. ). Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907 г. ).
Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Это явилось основой для появления в 1912г. Некоторое время спустя на манеру изображения Жоржа Брака оказали серьезное влияние работы Пикассо и Сезанна, карнавальное буйство красок уступило место достаточно аскетичной гамме спокойных серо-голубых и коричнево-охристых тонов. Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника.
Выполнил серии цветных литографий (Тетради Жоржа Брака, 1947), росписи церкви в Асси (1945), плафоны залов в Лувре (1953). Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952–1953гг. ). Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". В 1900г. 1907г.
разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева. Конвейлера в ноябре 1908 («Дома в Эстаке», 1908, Берн, Художественный музей). здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949г. Жорж с малолетства обучался мастерству декоратора, с восьми лет стал посещать художественную школу в Гавре, куда переехала его семья. 1907 г. стал переломным в творчестве живописца.
В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Он писал оригинальные пейзажи (Антверпенские и Гаврские гавани, ландшафты Эстака), отличающиеся плотной композицией, напряженной цветовой гармонией, передачей жизненных сил природы (1906). В 1909 -1912 гг. В 18 лет он поступил в Школу изящных искусств в Париже, где увлекся творчеством Матисса и присоединился к «фовистам» Им была создана серия произведений особой декоративной красоты, также отмечалась конструктивность композиции его работ, что явилось его отличительной чертой. Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт.
Под влиянием творчества Сезанна и «Авиньонских девиц» Пикассо, Брак написал картину «Стоящий обнаженный» – первое кубистическое произведение. В 1912г. разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз.
В 1908г. В 1913 открытие бумажной аппликации позволяет Браку вернуть в живопись цвет и «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную независимость по отношению к форме» («Беседы с Дорой Валлье»). С конца 1910-х годов Брак создает собственный вариант эстетики «возвращения к порядку» (то есть к более организованному, отчетливому фигуративному изображению). работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»).
В мае 1907года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. В начале Первой мировой войны, спустя два года после женитьбы на Марселе Лапре, художника мобилизовали на фронт, где в 1915г.
Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942 г. ). Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел.
Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры». От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм». С 1947 г. здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949 г. он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские». Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Предметы намечены несколькими штрихами беглого и фрагментарного рисунка («В честь Баха», Париж, частное собрание).
Родился 13 мая 1882 в Аржантей (департамент Сена и Уаза) в семье художника-декоратора. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929г. ). Тема летящей птицы прослеживается у Брака и в росписи плафона в Лувре (1953) и в картине «Расправив крылья» (1956 – 1961). В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее.
Познакомился здесь с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Открытие бумажной аппликации в 1913г. Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма. В 1911г.
(Braque, Georges) (1882-1963), французский художник, график, скульптор и декоратор вместе с Пикассо является создателем кубизма. Это явилось основой для появления в 1912 г. работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»). Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». На картине «Мастерская – 2» (1949) среди туго приобретенных форм и вязких землистых тонов Брак вдруг пронзил пространство образом белой птицы, символизирующей творческий полет. В 1903 – 1904 годах обучался живописи в Академии Юмбера в Париже.
За серией «Круглых столов» и натюрмортов 1918-1920, в которых гроздь винограда нередко сочетается с музыкальным инструментом, следует цикл каминов и мраморных столов («Натюрморт с мраморным столом», 1925, Париж, Нац. Начинал как художник-декоратор. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). С детства наблюдая, как изменяется пространство с помощью красок, подросток решил пойти дальше отца и поступил учиться в Гаврскую Школу изящных искусств (1897 – 1899 гг. ), потом поехал в Париж, в академию Эмбера и в столичную Школу изящных искусств (1902 – 1903 гг. ). Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles». Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». Учился в Школах изящных искусств в Гавре и Париже (1902-04). Открытие бумажной аппликации в 1912 г. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме».
В пейзажах, написанных в 1909г. «Матисс и Дерен указали мне путь», – скажет позднее художник. Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922-1927 гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо. В последних работах пришёл к строго натуральному изображению природы.
С 1947 его творчество часто прерывается болезнью, однако в 1949-1956 он создает серию «Мастерские» – восемь картин, замечательных своей немного мрачной и эзотерической насыщенностью и упорством, с которым художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества («Мастерская VI», 1950-1951, Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). Одним из составных элементов в них является птица, со временем превратившаяся в творчестве художника в самостоятельный мотив. В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма — это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». После 1917 постепенно отошёл от кубизма, писал более разнообразные по цвету, декоративные по характеру произведения (Чёрные рыбы, 1942, Национальный музей современного искусства, Париж). С 1905 писал пейзажи в духе фовизма в 1908 совместно с П. Пикассо стал основателем кубизма. В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель.
Начиная с 1909года Брак начал работать в тесном сотрудничестве с Пабло Пикассо, который развивался с аналогичным подходом к живописи. После знакомства с искусством группы фовистов в Осеннем салоне 1905 года Брак оставил импрессионистическую манеру и стал развивать эстетику фовизма. В 1906 г. Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани.
Картина «Стоящий обнаженный» (Париж, частное собрание) исполненная зимой того же года, свидетельствует об этом двойном влиянии, а также, быть может, о воздействии африканского искусства. Родился Жорж Брак в простой семье маляра.
Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912 г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles». Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален).
В начале Первой мировой войны, спустя два года после женитьбы на Марселе Лапре, художника мобилизовали на фронт, где в 1915 г. он получил тяжелое ранение в голову. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. С началом Первой мировой войны Жорж Брак был отправлен на фронт и в мае 1915 года получил ранение в голову. В 1914 Брак был мобилизован, а в 1915 тяжело ранен на фронте.
Жорж Брак вводит в свои композиции элементы «обманки» – буквы или гвозди, – которые подчеркивают главный план холста («Португалец», 1911, там же). Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника. Учился в Школе изящных искусств в Гавре, затем в Париже. Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). он увлекся искусством фовистов. Иногда он изображает и пейзаж.
Два события осени 1907 радикально изменили искусство Жоржа Брака: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пикассо, чьи «Ави-ньонские девицы» его поразили и «сбили» с фовист-ского пути. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Французский художник и скульптор, один из основателей кубизма. В 1912 году брак первым стал использовать бумажную аппликацию (коллаж), давшую огромные возможности развития искусства XX века. Человеческие фигуры почти отсутствуют, за исключением прекрасной серии фарфоровых фигурок исполненных в 1922-1927 и являющихся, возможно, репликой художника на «великанш» Пикассо или его данью неоклассической атмосфере эпохи. Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути.
Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника. В картине «Дома в Эстаке» («Houses at Lestaque», 1908), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже изредка совершая поездки в другие европейские страны.
Лейтмотивом же позднего творчества Жоржа Брака стало изображение летящей птицы как символа безграничной свободы и духовного полета. Помимо этого в конце 20-х гг. От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм». Стоит отметить, что Жорж Брак был выходцем из простой семьи ремесленников. Помимо этого в конце 20-х гг. Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный».
объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов». Это новый тип натюрмортов, обогащенных атрибутами искусства и размещенных на обширных пространствах, в связи с чем приобретающих свойство монументальности. Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок. А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере. Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой». Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922–1927гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо.
Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» — буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911 г. ). В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства). Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». Он пишет в основном большие марины и сушащиеся на берегу лодки («Утесы», 1938, Чикаго, частное собрание) – воспоминания художника о прогулках около его дома в Варанжевиле, близ Дьеппа.
Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907г. ). Создал несколько серий («Купальщицы» и др. ), активно работал в жанре натюрморта. А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере.
Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Восемь полотен, входящих в нее, являются своеобразным итогом всех творческих исканий художника и отражением его воспоминаний. Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922 г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т.
Эти две тенденции объединяются накануне второй мировой войны в прекрасных орнаментальных произведениях, полных фантазии и яркого колорита предметы словно пляшут и распрямляются в невесомом пространстве («Натюрморт с мандолиной», 1938, Чикаго, частное собрание). С 1920 года успешно работает как сценограф, скульптор и гравер (серия офортов к изданию 1931 года «Теогонии» Гесиода), обретает признание, много выставляется. После Второй мировой войны Брак создал цикл из восьми крупных панно «Мастерские» (1949 – 1956), ставших итоговыми для его творчества. Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Это пространство привлекало меня ибо поиск пространства был первым поиском кубизма».
Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году. Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949-1956). В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942г. ). Предметы очерчивались округлыми контурами, располагались по параллельным планам, а объемы предметов разделялись пополам резкой тенью.
Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. В 1911 г. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов».