Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». От названия этого города и получил прозвище Веронезе (настоящее имя художника Паоло Кальяри). Картины художника Веронезе хранятся и экспонируются во многих известных музеях мира.
Паоло Веронезе (Paolo Veronese) – великий итальянский художник Позднего Возрождения. Подражателями и последователями Веронезе были художники: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати. Все это отличает работы Веронезе от полотен других венецианских художников.
Маркова также рассказала, что когда Веронезе пригласили исполнить холсты для библиотеки Сан-Марко, по их окончании Тициан публично вручил художнику золотую цепь, признав его талант. Искусство Веронезе, чрезвычайно популярное как при жизни живописца, так и после его смерти, оказало значительно влияние на творчество таких художников, как Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Тьеполо, Антуан Ватто, Эжен Делакруа.
пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни. В восемнадцатом веке, когда картины входили в коллекцию Герцога Орлеанского, было принято считать, что на них изображены аллегории Неверности, Разочарования, Уважения и Счастливого Союза, однако точное содержание этих полотен не известно до сих пор. 1475, Венеция, Галерея Академии). Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь.
Свидетель на его венчании в церкви Св. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен.
Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично. Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. Персианова).
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. Фигуры философов в ярких одеяниях, усиленных звучными аккордами красного цвета, наделены такой мощной пластической силой, что кажутся настоящими скульптурами. 1565—1570, Лондон, Национальная галерея).
Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. веронский), проживающий в Венеции». Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). Не меньшую опасность представляла для Венеции и турецкая угроза, которую не смогла заслонить даже победа при Лепанто.
В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Дрезден, Картинная галерея).
Новаторство росписи бросалось в глаза. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот).
О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения.
В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. Любимов). Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). В тот же период, между 1552 и 1553 годами, Паоло находится в Мантуе, приглашенный кардиналом Эрколе Гонзага написать картину Искушение Святого Антония для одного из боковых алтарей собора, декорация которого к тому времени была полностью обновлена Джулио Романо в духе ренессансного искусства.
В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой). Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений.
Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). Целью живописи Паоло Веронезе было внешнее великолепие и церковь Сан-Себастьяно – великолепный памятник его виртуозного мастерства декоратора. В атмосфере возвышенной чистоты и ясности интерьеров Палладио воздействие мощных римских импульсов позволило Веронезе достичь олимпийской классичности рисунка и колорита, синтез которых дает прекрасный образец художественной зрелости мастера. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф.
Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Восхищённый Суриков писал об этой картине: «Ведь это живая натура, задвинутая за раму».
Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы.
Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. Самое знаменитое из этих произведений – Брак в Кане Галилейской (1562-63) для Сан-Джорджо Маджоре (ныне Музей Лувр, Париж). К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Тинторетто и Веронезе работали для разных слоев венецианского общества.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Ему поручили три главных сюжета.
Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом.
В 1560 году Веронезе в составе дипломатического посольства посетил Рим. Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. Он является Богом искусства и цвета.
Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Паоло Кальяри, венецианский художник, прозванный по месту рождения Веронезе (веронец), родился в Вероне, входившей тогда во владения Венецианской республики.
Лишь благодаря своему остроумию Веронезе удалось отвертеться и он был оправдан. В подготовительном эскизе Веньер изображен коленопреклоненным перед Венецией, которая вручает ему шапочку дожа с характерным для этого головного убора рогом, а вверху появляется евангелист Марк, покровитель города. Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Уже в этих полотнах Паоло, чувствуя необходимость придать большую читаемость изображениям, утопающим в пышных золоченых рамах, окончательно вырабатывает принципы и приемы декоративной живописи, построенной на взаимодействии света и цвета, которые лягут в основу всех его последующих произведений. Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо).
Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. (О. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников. В 1570-е — 1580-е годы Веронезе, дарование которого в предыдущий период наиболее полно раскрылось в монументальной живописи, пишет ряд больших алтарей и композиции на религиозные и мифологические темы, предназначенные для частных заказчиков.
В одном из таких полотен – «Семейство Дария у ног Александра», художник прославляет душевное благородство человека, продолжая гуманистическую линию ренессансного искусства. Уже с 1555г. Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов.
«Поклонение волхвов» — своеобразный апогей торжественной зрелищности в сочетании с жизненным полнокровием образов. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых.
Создание цикла датируется 1570-ми годами. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (нач. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания.
Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Они дали ему первое художественное образование. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя.
Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. Паоло Веронезе, живший и творивший в Венеции, был одним из тех художников, которые создавали почти материальные образы при помощи использования большой гаммы цветов и их оттенков, минимизировав при этом работу со светотенью.
собакой. Георгия, 1580-е годы)». (Л. Именно там талантливый юноша черпал вдохновение.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне.
Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Антонова. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. В центре перекрывающего зал пологого коробового свода иллюзорные мраморные тяги образуют большой восьмиугольник. 1550-х).
Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. На террасе роскошного патрицианского дома в окружений его хозяев и двух своих учеников сидит воскресший Христос. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне.
И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. Это наиболее содержательные из его полотен.
Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите.
Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой.
Драматическая фабула мифа рассказана Веронезе спокойно и неторопливо особой красотой отличаются изящные фигуры персонажей и колорит, построенный на сочетании живых и ярких тонов. Художник отдавал предпочтение тем портретам, которые имел возможность творить свободно, с большей долей непосредственности, в частности, картинам с изображением пиршеств и групповым портретам. В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Среди них цикл картин, написанных по заказу венецианской семьи Куччина: «Мадонна семейства Куччина», «Несение креста», «Брак в Кане», «Поклонение волхвов».
Нет никаких сомнений в том, что это полотно от начала до конца было исполнено самим художником более того, по своим колористическим достоинствам и изяществу рисунка оно может считаться одним из замечательных образцов блестящего мастерства Веронезе-декоратора. Однако полотно Пир в Доме Левия (1573) попало под пристальное внимание инквизиции. Лк.
Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле. Паоло был младшим из пяти детей.
По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году.
Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. Но Веронезе умер, а Тинторетто продолжал работать, — рассказывает Маркова. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. В этой композиции, вывезенной французами в Париж в 1797 году во время наполеоновских походов в Италию и с 1803 года экспонируемой в Музее изящных искусств Кана, заметно воздействие произведений Джулио Романо и Микеланджело.
Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Завершение работ в Залах Совета Десяти совпадает с началом грандиозной декорации в новой церкви Сан Себастьяне, построенной Скарпаньино и принадлежавшей монахам ордена Святого Иеронима из соседнего монастыря. У нее внимательный, чуть меланхолический взор, подобие румянца на щеках просто оттенок, некое сгущение тона, типичный легкий наклон головы. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов.
Его интересовала не роскошь папского двора, он приехал туда как художник, чтобы полюбоваться великолепием построек, поклониться гению Рафаэля и величию Микеланджело, увидеть знаменитые статуи остатки былого. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. После смерти родные художника выполнили его волю. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны.
Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. Искусство мастера послужило источником вдохновения для художников XVII века: от Рубенса до Пьетро да Картона и Тьеполо.
«Пир в доме Симона Фарисея» открывает собой серию торжественно-зрелищных композиций с изображением праздничных пиршеств. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия.
Фрески Веронезе идеально вторят размеренной игре пространственных и световых ритмов, которые характеризуют изысканнейшие интерьеры Пал-лад ио. Тинторетто работал для бедных, религиозных и благотворительных братств, брал за это маленькие деньги, за ничтожную плату в течение 20 лет писал холсты для Скуола Сан-Рокко (одно из шести крупных венецианских благотворительных братств – Прим. Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции.
Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы. Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги.
Часть снятых росписей он оставил в своем владении, отдельные фрагменты подарил друзьям, остальное было продано антиквару Вендрамини из рук которого произведения попали на художественный рынок Англии. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Это не живопись, это магия, которая завораживает. За десятилетие (1560-70) Веронезе также была сделана серия аллегорических произведений, большинство из которых, вероятно, являются заказом императорских семей Вены и Праги.
Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение.
Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. Веронезе проявляет себя в этих произведениях во всём блеске своего высочайшего мастерства. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой. Даже в его религиозных сюжетах отсутствуют следы религиозности. К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств.
На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Каким же был тогда Веронезе. Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе.
В произведениях мастера не было религиозного смысла. Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени.
С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. Дл его картин характерна мягкая атмосфера, великолепная красочная гамма и декоративная пышность.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. Художественные направления, развивавшиеся в Вероне в начале шестнадцатого века, не зависели от столицы и развивались обособленно. Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати.
Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены.
С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. Менна, около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций (Мадонна с младенцем и святыми, около 1562 года). ТАСС).
Инквизицию особенно возмущало внедрение в полотно солдат швейцарской гвардии (которые были протестантами) и изображением одного из учеников Христа ковыряющимся в зубах вилкой.
С 1553-54гг. Но не она занимает воображение мастера. Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. Он остроумно применяет иллюзионистические эффектыНапример, пейзаж, написанный в пролёте между двумя реальными колоннами словно раздвигает пространство комнаты и выводит зрителя в парк, окружающий здание иногда взгляд останавливают живо написанные фигуры обитателей виллы, как бы неожиданно входящих в зал через мнимые двери».
Об учебе художника известно больше. В этом живописном цикле художник использует опыт, обретенный в процессе работы над сводами Залов Совета Десяти: иллюзионистически раздвигая тесное пространство ризницы, он сообщает ясную читаемость заключенным в богато украшенные резные рамы, образующим декоративный каркас свода композициям.
На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна.
Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Таков печальный итог экспериментов с техникой снятия фресок со стены, осуществленной самим Бальди. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. В 1566 году художник ненадолго вернулся в Верону, где женился на Елене Бадиле, дочери своего учителя. В 1566 году Паоло Веронезе вернулся в Верону, чтобы жениться на Елене Бадиле, дочери своего первого учителя Антонио Бадиле, умершего к тому времени. Лучшее время творчества художника приходится на шестидесятые, начало семидесятых годов шестнадцатого столетия. Его языком были краски.
Марс и Венера, соединенные любовью, является одной из самых великолепных в серии. Среди них следует, по крайней мере, упомянуть изображение неизвестного Дворянина в плаще па меху из Музея изящных искусств в Будапеште, портрет еще одного неизвестного, Адмирала из рода Контарини, хранящийся в Художественном собрании Джонсон в Филадельфии, а также лишь недавно попавший в поле зрения исследователей великолепный портрет Дворянина в черномаз частной коллекции. В хронологическом отношении к этим фрескам близки и работы в церкви Сан Себастьяне, где в период между мартом и сентябрем 1558 года Веронезе расписал верхнюю часть стен главного нефа.
Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Эта индивидуальная особенность стиля Веронезе выделяет его среди самых значительных венецианских мастеров того времени. 5).
В картине «Брак в Кане» среди пирующих, наряду с портретами европейских правителей, Веронезе изобразил в облике музыкантов крупнейших венецианских живописцев – Тициана, Тинторетто и самого себя. Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов.
Они создавались с целью декорировать свод какой-то залы и предположительно создавались по поводу бракосочетания какой-то известной пары. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Лк. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. Встреча с венецианским искусством в еще большей степени способствовала развитию дарования Веронезе-портретиста, обострив способность к передаче психологии модели. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней.
М. Персианова). Створки были закончены и установлены в 1560 году. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами.
Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. В обличии пышной златокудрой красавицы Венеция царственно восседает на облаках. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись.
Это полотно с полным основанием можно назвать обобщением художественного опыта Паоло довенецианского периода. «Значение Веронезе огромно.
С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. В последнее десятилетие для станковой живописи Веронезе характерна его картина «Похищение Европы», но эпилогом творчества мастера может считаться грандиозный плафон для Дворца дожей «Триумф Венеции», пожалуй, наиболее величественно роскошная, сказочно декоративная композиция во всей мировой живописи. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть.
Район Сан Паоло, где родился будущий художник, был районом ремесленников-артистов на левом берегу реки Адидже, здесь жили семьи Санмикели и Фаринати, вокруг были мельницы, красильни, кузницы, фабрики по обработке шерсти и мастерские – боттеги ремесленников, каменных дел мастеров, как их называли в Вероне. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане.
Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим.
Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки.
Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой.
В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы. Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась.
Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой. В те же годы Веронезе создаёт целый ряд великолепных станковых композиций. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. В центральной части плафона одного из залов Веронезе поместил композицию «Юпитер изгоняющий пороки». Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части.
Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Около 1560 года художник едет в Рим, где получает заказ на роспись виллы братьев Барбаро.
СПб, Эрмитаж). Этот ставший затем излюбленным у Веронезе тип картины составляет одно из наиболее ярких явлений его творчества. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее.
Картина Веронезе полна аллегорий. Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе. Веронезе был любителем музыки. К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили.
Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет.
Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Каждая из картин являет собой выдающееся произведение. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей.
Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля. Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе.
На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года. В собрании Британского музея в Лондоне сохранился подготовительный эскиз для рассматриваемой живописной композиции исполненный в технике гризайли и значительно отличающийся от окончательной версии, запечатленной в картине. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы.
К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. В 1553 году Веронезе пригласили в Венецию для участия в украшении Дворца дожей. Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны.
Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана.
Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. 1548. Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома».
Вместе с другими живописцами он работал над росписью плафонов трёх залов дворца. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна (Обручение св. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно). В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью».
Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. Часто художник обращается к изображению пиров, праздников с обилием ярко одетых людей, со стремлением к жанровости.
Здесь многие персонажи, вплоть до самого Александра, наделены портретными чертами членов семейства Пизани, заказавшего эту картину. «Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль.
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Прежде всего, необходимо отметить, что находящийся внизу зритель становится участником события, происходящего на полотне.
В 1819 году была снесена и сама вилла. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты.
Еще один крупный цикл произведений на религиозные темы был создан Паоло Веронезе в 80-е годы. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни.
Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия», где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции. Размещенная в том же зале над троном дожа, она создает исключительный по выразительности сценический эффект, уподобляясь открытому окну, прорезающему стену зала. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях.
Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж.
Но они не слишком достоверны. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. Плафоны прославили Паоло Веронезе. Образы, созданные художником, выделяются яркостью, портретной неповторимостью. Это религиозная серия на основе евангельских текстов, в которых рассказывается о Трапезах Господних. Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал.
.