«верещагин не просто только художник, а нечто большее», – записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее». Увидеть вживую картины художника вы можете с 20 апреля по 24 июля в Государственном Русском музее на ретроспективной выставке «Василий Васильевич Верещагин. Эта картина – самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин.
Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение. Штурм не удался. Вот где открылось буйство красок, цвета. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе.
Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. Это были его собственные слова.
В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка».
Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
«Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Но правительство отказалось приобретать этот цикл, который должен был быть общественным достоянием, а не принадлежать одному частному лицу. Верещагин как художник изучал местную архитектуру, зарисовывал мечети, а как военный. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др.
За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Что принесет очередное его появление пред народом. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером.
Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения», – так высказался тогда японский писатель Никадзато Кайдзан. Когда Кауфман вернулся в Самарканд, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь уже не было». В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену.
Что это значитъ.
Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Дата рождения: 1842Дата смерти: 1904 «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». После атаки. Генерал так расчувствовался, что отдал Верещагину свой Георгиевский крест. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Однако далеко не все были способны воспринять трагическую, ничем не приукрашенную реальность верещагинских полотен. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
Александр III спросил у Кауфмана: «Это что, возможно. » И тот, спасая положение, ответил: «Это художественный вымысел Верещагина». Руководство выбило для Верещагина малюсенькую стипендию, чтобы он не умер с голоду.
Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Его даже бросают проводники, но вопреки всему, страшным головным болям, морозу, он, как одержимый, пишет открывающиеся перед ним величественные, девственные, никем не виданные картины. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина.
Верещагина, конечно же, приняли. Напряженность чувствуется в темной стене, в ярко освещенной группе солдат, в их неподвижно застывших позах, в их глазах, смотрящих в лицо смерти. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого».
В те времена, когда большинством русского общества далёкие заграничные войны-конфликты воспринимались лишь как часть успешной внешней политики империи, а поездка на театр военных действий считалась не более чем забавным приключением, Верещагин первым отважился не просто сказать, а буквально прокричать в лицо всем настоящую правду о войне. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника.
Но она была вовремя остановлена. Вооружились чем попало. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику.
Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. И тут рисовальщик Верещагин взял командование на себя. Верещагин помогал власти и в то же время конфликтовал с ней.
Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Это была единственная награда, которую тот принял и носил. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву.
Верещагина, выданный ему канцелярией Туркестанского генерал-губернатора», в котором сообщалось, что Василий Васильевич женат на Лидии Васильевне Андреевской первым браком. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Верещагин очень уважал Кауфмана и промолчал.
Вскоре о нём заговорила вся Европа. И действительно для французов уже наступали черные дни. Примечательно, что художник построил по собственному проекту на окраине Москвы в Нижних Котлах дом-мастерскую в виде русской избы. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения.
Что за люди. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Никто не обращал на них внимания, каждый думал в данный момент только о себе, неслыханный жестокий эгоизм царил в этой армии голодных истощенных призраков, армии, откуда исчезла не только воинская дисциплина, но все самые обыкновенные чувства, поддерживающие порядок во всяком человеческом сообществе.
В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Есть было нечего, так как все запасы абсолютно истощились, никто не думал о пополнении провианта для людей и фуража для лошадей, да если бы даже и было кому об этом заботиться, все равно всякие труды в этом направлении пропали бы даром, так как встречавшиеся деревни, покинутые жителями, являли зрелище величайшего запустения. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». Василий Васильевич Верещагин, автор картины и посвящения к ней, прожив полную драматических событий жизнь художника и человека, завершил ее вовсе трагически —в пучине Тихого океана вместе с командой броненосца «Петропавловск» во время русско-японской войны. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой».
В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Французы отступали по разоренной местности. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Верещагину всегда казалось, что в США любят и ценят его творчество: сюда ещё не докатилась европейская волна модернизма, публика ещё помнила его прежний успех, но Вскоре художник стал жертвой бессовестных мошенников. Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно».
Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». О конкретных причинах развода с Е. К.
Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу.
Он решил отойти от классицизма. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки.
Ему неинтересно было рисовать римских императоров, да и преподаватель всегда наставлял: «Надо рисовать жизнь. » Вот он и ушёл – жизнь рисовать. Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы». Художника упрекали в обобщённости письма, отсутствии цельности колорита и других чисто технических упущениях.
В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. Изображен двор самаркандской крепости. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Эти призраки были солдаты Великой армии. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Это была единственная принятая художником награда. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера.
Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. И в 1879 и 1880 гг. Пусто и мертво там, где прошла война. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». У Шипкинской эпопеи печальный эпилог.
Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами.
Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Он не мог совладать с необычайным охватившим его волнешем, не мог ничем заняться, ни на чем сосредоточиться, то принимался за работу, то вдруг бросал ее, нервно переходил из одной комнаты в другую и, не будучи в силах оторвать взор от страшной картины, восклицал: «Какое ужасное зрелище. Какие прихоти пригрезятся ему. И он написал — красками на холстах.
За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. – описывал свой путь к Ильинской церкви в дневниках Верещагин. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями.
Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Шипка, Плевна – везде побывал Верещагин Василий Васильевич и отовсюду привез зарисовки и предметы, которые могли дополнить его впечатления.
Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий.
Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Смертельно раненный. Тысячи французов избивались или забирались в плен. Плевна. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью.
Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Наступило 6-е сентября. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки.
В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Дети должны расти на родине. Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен.
Полотно «Побеждённые. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. Если бы Верещагин назвал картину «На поле боя», ничего бы не произошло.
Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Ужасно. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. Но радость победы испытывают не все.
Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Напротив — кровь, отрубленные головы, убитые и раненые русские солдаты. Никто не выразил желания ее приобрести.
Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. Какое невероятное решение. 2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в Дорогомиловском предместьи, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну.
Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. От полотна «Забытый», на котором изображён павший на поле боя русский солдат, он пришёл в ярость. Но он назвал её «Забытый». И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту.
На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки.
Несмотря на все преграды (родители лишили его наследства), он поступил в Академию художеств. Англичане, кстати, очень испугались этого верещагинского путешествия. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство.
Верещагин Василий Васильевич глубоко заинтересуется Индией и он посетит ее повторно в 1882-1883 г. Он живет и в крупных городах – в Бомбее, Агре, Дели. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно».
«На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Крепость отбили. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.
Вся коллекция состоит из 121 нумера. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Две картины – «Победители» и «Побежденные. Однако Академию он не закончил.
И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. По семейной традиции юный Верещагин, несмотря на рано проявившийся талант к живописи, получил военное образование. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался.
Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. Успех был неимоверным. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Немало повидал он на своем веку. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных».
Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ». А Наполеон был такою личностью. Каждое цветовое пятнышко словно отражает часть имперского тамерлановского космоса, частицу построенного им и подчиненного ему мира, со своими красотой и ужасом. В Москве не хватало провианта, для продовольствия Наполеоновых войск надо было привозить его со стороны, главным образом от Смоленска. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. Четыре работы из этой серии куплены в 1896 г. П. М. Участвовал в некоторых сражениях. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин.
Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус.
Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину.
Итог поездки — замечательные пейзажи, в их числе знаменитый Мавзолей Тадж-Махал в Агре. В 1877—1878 годах — участник действующей армии в русско-турецкой войне, тяжело ранен. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой.
Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. почувствовал запах восстания. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны.
И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны.
Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части.
Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других.
С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой.
В июне 1877 года получил тяжелое ранение, едва не скончался в госпитале, но отказался от отправки в тыл. Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист.
Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. А вечером эту работу сжёг, таким образом выразив свой протест. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. продаваемость его картин. Мы много знаем о войнах.
Дружным Ура. За полотно «Побеждённые. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Под Плевной» и «После атаки. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются).
Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Мира в действительности на Земле никогда не было. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Это они сами.
«Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.
Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату.
Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). Третьяковым – это было последнее его приобретение у Верещагина.
Кавказские работы, представленные в Парижском салоне 1866 года, вызвали необычайный восторг публики и благожелательные отзывы европейских критиков. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене.
Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие. И вот началось поддержание в Москве порядка. Он бросает всё и мчится в Россию.
Верещагин снова вынужден уехать вначале в Индию, затем на Ближний Восток. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Оно производит на него глубокое впечатление. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное.
В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Новый Прометей, он слишком многого хотел.
Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. В своих записках Верещагин рассказывал современникам, что турки, взяв укрепления, обычно раненых русских в плен не брали: резали их, уродовали, раздевали и грабили. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13.
Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». Наступил конец Бородинского сражения и в руках у оставшихся в живых замелькали каски, все повернулись в одну сторону и даже какой-то раненый, приподнявшись над грудой трупов, тоже потрясает саблей. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию.
Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». И вот все растаяло исчезло, как дым. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Гарнизон приготовился умирать. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Некоторые даже стали упрекать Верещагина в том, что он порочит русскую армию.
Но и академию Василий бросил. Художник наблюдает за религиозными обрядами и старается отобразить на картинах то ощущение, которое оставляло у него невежество, темнота, фанатизм людей. Известен как художник-баталист, художник-путешественник.
Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Тогда считалось, что не похоронить солдата – позор для главнокомандующего. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Мы живем в цивилизации войны.
Государственные музеи покупать их не собирались. Так что следующая, после петербургской 1883 года, выставка Верещагина в России состоялась лишь через 12 лет в Москве. И это привело в шок его современников. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно.
Свое призвание он видел в том, чтобы стать историком современности, поведать людям правду о войне и тем самым возбудить ненависть к ней. Еще минуту назад он так же, как и его товарищи, стоял с винтовкой наготове, а сейчас, судорожно схватившись за бок, в порыве страха и отчаяния, бросился бежать. К дулу пушек привязаны мятежники. История повторяется: В. В.
На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. А между тем давно ли. Наполеон оказался побежденным. Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин.
К картине Верещагина 1877 года «Побежденные. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. В этом трагическом, но и героически-мученическом ряду наравне с русскими воинами и пребывает художник Василий Верещагин, всей своей творческой судьбой связанный с русской армией и флотом, которые, по меткому слову императора Александра III, являются единственными союзниками России.
Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. При этом художник ничего не привносит «от себя». Интерес к ней был огромен. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.
В 1877—1878 годах — участник действующей армии в русско-турецкой войне, тяжело ранен. Столько дворцов. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. Написал воспоминания об отце. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда.
В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю.
Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Очевидно, первый брак Верещагина не был даже официально зарегистрирован иначе он не смог бы без проблем, словно холостой человек, обвенчаться с Андреевской. Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать.
Это скифы. ». Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Сегодня творческое послание Верещагина актуально настолько, что от исторических и социальных параллелей становится не по себе. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников».
Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе. Даже когда был успех. 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка – именно в таком виде эта серия была показана на первой персональной выставке Верещагина в 1873 году в Лондоне, а в 1874-м – в Петербурге и Москве.
И так да конца жизни: работа — путешествия — работа. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны.
Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. И это не удивительно. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств.
А три картины посвящены партизанской войне. Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Из-за этого теряли звания, награды. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики.
Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке самыми популярными из этих полотен являются «Шипка-Шейново. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. – Местные проводники утешают тем, что прежде по этим болотистым местам людей и груз возили лошадями же, но в лодках С великим трудом я добрался к вечеру второго дня до устья Выи – лишь для того, чтобы своими глазами увидеть «Прославленную икону Святого Николая» и запечатлеть ее на этюде масляными красками». Кауфман и Верещагин прибыли в Самарканд.
В понимании самого художника, очевидца и участника кровопролитных сражений, война отвратительна и беспощадна вне зависимости от цели и причин конфликта, вне зависимости от того, какими методами и каким оружием оперируют противоборствующие стороны. Но Вася уже тогда был человеком самодостаточным. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Перед атакой русских войск на турецкие позиции.
Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Еще одно мгновение. Но разве генералам было до этого дело. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы.
Этого было мало. Василий Верещагин выезжает на русский север. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию.
Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен.
Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. В газетах тогда писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам. Вот тут-то и понадобились ему деньги.
Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо.
Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Душевное страдание и ужас обессилили его. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь.
В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.
В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Со своей первой женой Верещагин предпринял восхождение в Гималаи.
Все они были переколоты штыками. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы.
Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Все годы в корпусе Василий учился отлично. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Василий Васильевич тогда не представлял, куда шёл, – войны он никогда не видел. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски.
После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты. Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.
Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Тогда ли, когда он решил, что ей надо сидеть за роялем в русском народном костюме и жемчуга нарядного кокошника заставили светиться бирюзой ее светлые глаза. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ).
Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников.
Подражательное академическое искусство было ему не по душе. В то время художник много работает над психологическими портретами.
Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны и сам пал ее жертвой. Через кого-то Верещагин узнал, что только что назначенный генерал-губернатором Туркестана Кауфман набирает в штат художников – тогда военным специалистам нужны были ситуационные рисунки, отображавшие действие «в режиме реального времени». Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества.
Это обстоятельство в корне изменило планы художника. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть.
После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Василий долго бродил среди разлагающихся тел погибших, стараясь его отыскать и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление.
Россия оказалась непобедима. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск.