Верещагин был замечательным художником, он стал записным литератором им были изданы несколько книг, документальных и автобиографических, публиковал статьи теории живописи, проповедуя «жёсткий» реализм.
На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. Кауфмана состоять при нем художником.
Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин. Особенно впечатляет полотно Побежденные. «правда в красках» – вот основной принцип творчества художника. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию.
Если смотреть на его картины в соответствии с датой написания, можно проследить всю цепочку его жизни и путешествий., 1887-95, ГИМ). У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус.
он весь был увлечение правдой, весь – широкий порыв. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Верещагин очень не хотел идти в плавание и слукавил медицинской комиссии, сославшись на нездоровье. Моллер, А. Е.
Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др. Это была единственная награда, которую тот принял и носил. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. Изображен двор самаркандской крепости.
В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. Подав в отставку, он в течение трех лет учится в Академии художеств, но затем бросает ее, отмечая этот факт сожжением одобренного начальством картона на тему из античной мифологии.
Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Он должен был стать военным или дипломатом. Художник разделил судьбу своих героев.
Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, . Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн.
После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. За полотно «Побеждённые.
Крепость отбили. Однако весной 1877-го, узнав о начале русско-турецкой войны, тотчас отправился в действующую армию, оставив свою парижскую мастерскую.
На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Он объездил многие страны Европы, Азии и Америки. Весной 1876 художник возвращается в Париж. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его «пьедестала героя, на который он вознесен».
Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Государственные музеи покупать их не собирались. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — «Забытый», «Панихида по убитым», «На Шипке все спокойно. », «Балканы» и другие. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы.
К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. И тут рисовальщик Верещагин взял командование на себя. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой».
На этой войне художник и погиб. Успех был неимоверным. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Штурм не удался. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику.
В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. Он мечтал поездить и по России, однако его возмущали полицейские порядки и суровый паспортный режим. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке.
Панихида по убитым» (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине «высочайших особ» был уничтожен почти целый полк егерей. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Русские тогда потеряли 1300 человек. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.
Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Он погиб под Порт-Артуром при взрыве на мине броненосца Петропавловск 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося).
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Борьба средствами искусства с «ужасным призраком войны» мыслилась Верещагиным как главная задача творчества. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 – 1865). Отсюда многочисленные запреты на его картины. Его полотно «Побежденные.
Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884).
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Художником руководили высокие патриотические помыслы — «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». Верещагин очень уважал Кауфмана и промолчал. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897) и «Конец Бородинского боя» (1899—1900, Гос. В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
«За "Перевязочным пунктом", между нами сказать, я крепко бился, – писал Верещагин коллекционеру Третьякову, – почти уже кончивши, все снова переписал, рубашки на мундиры и обратно. В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне (Апофеоз войны, 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма (Торжествуют, 1872, ГТГ) и колониализма (Подавление индийского восстания англичанами, около 1884, местонахождение неизвестно). В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. Среди которых наиболее известные «Апофеоз войны» (1871 – 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873).
Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург.
Белейшие горные пики, ультрамариновое небо, снег, отливающий розовым, вызывают желание повторить тяжкое восхождение. Немало повидал он на своем веку. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Никто не выразил желания ее приобрести. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Уже тогда он обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
Гарнизон приготовился умирать., – писал художник. Баталист. «Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только носящий мундир и ружье». Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. исторический музей). Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами.
Русско-турецкой войне художник посвятил серию полотен, в которую вошли такие известные как: «Шипка-Шейново» (1879), «Побежденные. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен.
Сейчас, помимо экспозиции малоизвестных полотен Верещагина, здесь хранятся подлинники произведений ярких русских художников, таких как Ф. Рокотов, И. Айвазовский, В. Суриков, И. Репин, Н. Рерих, И. Левитан, В. Серов, К. Коровин и многих других. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. Душевное страдание и ужас обессилили его. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи.
К числу лучших этюдов относятся: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874—1875, ГТГ), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875, ГТГ), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874—1876, ГТГ). Впрочем, Верещагин уже давно научился преодолевать трудности, привык самоутверждаться вопреки всему, вот таким образом и сейчас не побоялся выступить против устоявшихся мнений и воли родителей. Ему неинтересно было рисовать римских императоров, да и преподаватель всегда наставлял: «Надо рисовать жизнь. » Вот он и ушёл – жизнь рисовать. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Это обстоятельство в корне изменило планы художника.
Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Его неуверенный бег, острый угловатый силуэт фигуры, наклон падающего тела, маленькая темная тень у ног убедительно показывают, что он осужден на смерть. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями.
музей русского искусства, Киев) На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий.
Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. В то время художник много работает над психологическими портретами. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.
Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Вот таким образом молодому художнику приходилось жить на одну стипендию, но он не замечал никаких лишений и поражал однокашников своей необыкновенной выносливостью. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки.
музей искусств Узбекской ССР), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. Под Плевной, Атака (не окончена), После атаки. От полотна «Забытый», на котором изображён павший на поле боя русский солдат, он пришёл в ярость. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Наибольшей популярностью пользовалась картина «На Шипке все спокойно. », на которой изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
В 1869 г. он при содействии Кауфмана организует в столице туркестанскую выставку, где демонстрирует свои работы. Всего в туркестанской серии насчитывалось 121 полотно. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще.
В 1871 году Верещагин отправляется в Мюнхен, где создает серию произведений на темы туркестанской войны (1869 – 73). Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Но не коллекция любителя художеств, не стены богатого салона были их истинным пристанищем, а публичное обозрение, встреча с большим количеством зрителей, активное воздействие на умы и сердца «масс».
В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Индийское путешествие длилось два года. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг.
Василий Васильевич тогда не представлял, куда шёл, – войны он никогда не видел. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве.
Через кого-то Верещагин узнал, что только что назначенный генерал-губернатором Туркестана Кауфман набирает в штат художников – тогда военным специалистам нужны были ситуационные рисунки, отображавшие действие «в режиме реального времени». Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповец. Это одна из самых известных картин балканской серии. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Все было новым, ярким и технически и сюжетно.
Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость». В ходе работы он неоднократно переписывал, переделывал огромные куски, несколько раз порывался всё порвать и сжечь.
Верещагин как художник изучал местную архитектуру, зарисовывал мечети, а как военный. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек».
Несколько полотен посвящено третьему штурму Плевны: Александр II под Плевной 30 августа 1877 года, Перед атакой. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ).
В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Эта картина посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Руководство выбило для Верещагина малюсенькую стипендию, чтобы он не умер с голоду. Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно».
Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. При этом художник ничего не привносит «от себя».
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Картины Победители (1878-1879, Гос. Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь.
Печально это безмолвное поле сражения и величавые белоснежные горы словно застыли в минуте молчания, которой чтут память погибших. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Получил домашние образование. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». Так была создана знаменитая «Туркестанская серия». Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен.
«На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки» (1881, ГТГ).
«Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Картина «Побеждённые. Она стала провокационной, что возмутило правительство. Сам художник делил ее на две части. Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь.
Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел Старый партизан. В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой.
В картине Победители изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая – Побежденные- представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Все просто смотрят и бездействуют. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают.
Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Однако он иначе не мыслил своего творчества. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Верещагин разоблачает миф о войне вообще — но и вполне конкретную ложь о тех или иных военных кампаниях, которые он наблюдал своими глазами.
Шестидесятидвухлетний художник немедленно поехал на фронт. 31 марта 1904 года он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», натолкнувшегося на японскую мину у Порт-Артура, погиб вместе с семьюстами матросами и офицерами и в их числе — адмиралом С. О. Макаровым. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди.
Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом.
Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. На выставку его туркестанской серии в сопровождении генерала Кауфмана пришёл будущий царь Александр III. В картине «Победители» изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат другая — «Побежденные»— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.
Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Это и неудивительно, поскольку культура Индии разительным образом отличается от привычного Западного мира.
В тематических сериях картин Туркестанская (1871-74), Балканская (1877-78 и 1880-е гг. ), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Все годы в корпусе Василий учился отлично. почувствовал запах восстания.
Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством.
Но правительство отказалось приобретать этот цикл, который должен был быть общественным достоянием, а не принадлежать одному частному лицу. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Вообще для Верещагина была характерна работа сериями, причем каждая серия представлялась ему в виде некой «эпической поэмы».
Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. носящий мундир и ружье. Успех был неимоверным. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». Свою работу на тему из античной мифологии, которая была одобрена Академией, художник сжег.
Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. По служебным делам штатскому картографу Верещагину часто приходилось бывать в различных областях Туркестана. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Вся коллекция состоит из 121 нумера.
Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. В Индии Василий Васильевич Верещагин провел два года и сделал сотни эскизов для будущих работ. Среди преподавателей у него были А. Т. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Оттуда Кауфман поехал добивать войско эмира, оставив в гарнизоне 500 солдат из них половина – раненые. «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. На картине не ощущается никакого движения. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В.
музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.
В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы». Всего в нее вошли 13 картин. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные.
Всех ошеломил неожиданный подход к теме. В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией 1812 год (завершена в 1900 году). Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. После атаки. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. Участвовал в некоторых сражениях. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены.
В Петербурге же художника обвинили в тенденциозности. Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Как-то раз он увидел на ее платке изображение тройки лошадей и тут же скопировал рисунок.
Жизнь Верещагина полна авантюр. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин.
Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. Две картины – «Победители» и «Побежденные. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина.
Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 – США и Кубу, в 1903 – Японию. Кроме того, как художник-баталист он написал большое количество полотен на военную тематику, но однажды он воскликнул, что больше не будет писать такие сцены, так как слишком глубоко переживает всё, что пишет.
Деревня Нижние котлы. Отец будущего художника был небогатым помещиком.
В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Скобелев под Шипкой и триптих На Шипке все спокойно. А вечером эту работу сжёг, таким образом выразив свой протест.
Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.
Генерал так расчувствовался, что отдал Верещагину свой Георгиевский крест. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Картины «Победители» (1878—1879, Гос. ГТГ), Опиумоеды (Гос.
Вошли», «Торжествуют» и др. Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Из-за этого теряли звания, награды.
Со своей первой женой Верещагин предпринял восхождение в Гималаи. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Старший брат Николай, успевший в качестве мичмана принять участие в Крымской войне, к тому времени уже подал в отставку, обосновался в деревне и, вопреки скептическому, даже презрительному отношению отца к этому делу, занялся сыроварением. Всех ошеломил неожиданный подход к теме.
Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург и др. ), Западной Европе, Америке. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной.
Георгия 4-го класса, делает зарисовки. Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник.
Поддавшись эмоциям художник снял с выставки и сжег три полотна: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Но она была вовремя остановлена.
Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
музей Революции) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). В 1867 с радостью принял приглашение Туркенстанского генерал-губернатора генерала К. П. Не без помощи своих родных братьев, боевых офицеров Александра и Сергея Верещагиных, художник оказался на фронте в качестве одного из штабных адъютантов главнокомандующего Дунайской армией. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. О конкретных причинах развода с Е. К.
Василий Верещагин чувствовал приближение новой войны и, побывав в Японии, убедился, что эта страна подготовлена к ней лучше. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Его удивило желание Верещагина ввести в серию картин, посвященную «истории захвата Индии англичанами», полотно с изображением принца Уэльского, которого Стасов считал сугубо отрицательной фигурой однако для документалиста Верещагина это было абсолютно необходимо. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской.
Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Если бы Верещагин назвал картину «На поле боя», ничего бы не произошло. Художник участвует в некоторых сражениях. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Чеереповце (тогда Новогородская губерния) в семье помещика.
Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык.
Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. Плевна.
Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Много путешествуя, художник освоил жанр документально-этнографической живописи. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами.
В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. В конце 1868 года художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Но радость победы испытывают не все.
Эта картина связана с обороной Самарканды. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Начались трудные годы жизни.
После того, как он оставил Академию, уехал на Кавказ, где продолжал писать свои картины, а затем в Париж, где продолжил обучение. В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. Узнав весной1877г. о началерусско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля».
В июне 1877 он получает тяжёлое ранение. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», на которой изображена груда черепов. Именно эти зарисовки, а также исполненные по ним композиции (1865 – 66 годы) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Даже когда был успех.
Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие.
Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Значительна работа художника над созданием «Трилогии казней»: «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в России» (1884—1885, Гос. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Панихида» (1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки.
Что принесет очередное его появление пред народом. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Более двадцати полотен создано им на эту тему.
Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Панихида – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным».
Какие прихоти пригрезятся ему. историческом музее) и другие. Сразу после этого он поступил в Академию художеств. Под Плевной» и «После атаки. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Написал воспоминания об отце. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть».
Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. И везде, где бывал, делал зарисовки. Марков, Ф. А. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус.
А три картины посвящены партизанской войне. Но он назвал её «Забытый». И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».
Кауфман и Верещагин прибыли в Самарканд. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира.
Смертельно раненный. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». К числу лучших относятся Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж Махал (1874-1876). Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.
Некоторые даже стали упрекать Верещагина в том, что он порочит русскую армию. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Дружным Ура. Лучшая часть русского общества была на его стороне, понимала, поддерживала, встречала его картины как откровение. Однако Академию он не закончил. Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее.
На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. В газетах тогда писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников.
Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Тогда считалось, что не похоронить солдата – позор для главнокомандующего. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». ». Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств.
Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Оно производит на него глубокое впечатление.
продаваемость его картин. В 1877 – 78 годах художник участвовал в русско-турецкой войне. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. В полотне Апофеоз войны на фоне разрушенного войной города и обугленных деревьев- пирамида из человеческих черепов.
Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».
На многих из них видны следы от сабельных ударов. Он решил отойти от классицизма. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м).
С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств. Когда Кауфман вернулся в Самарканд, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь уже не было». На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Среди них: «В Успенском соборе» (1887—1895), «Пожар» (1896— 1897), «Сквозь пожар» (1899—1900), «Расстрел в Кремле» (1897—1898, все в Гос.
музей русского искусства, Киев), Побежденные. Произошло это так. Трудно найти в истории мирового искусства художника, который видел бы так много стран и который сам принимал бы участие в нескольких войнах. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию.
Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. В 1901 году Верещагин вновь уехал в Америку, где познакомился с будущим американским президентом Теодором Рузвельтом и решил написать картину об его героических подвигах.
Антимилитаристский характер произведений – результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Каждое цветовое пятнышко словно отражает часть имперского тамерлановского космоса, частицу построенного им и подчиненного ему мира, со своими красотой и ужасом. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат.
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Купил ее П. Третьяков, который сделал специальную пристройку к своей галерее и представил картины всем желающим. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным».
Перевязочный пункт под Плевной» (1881). Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно».
В Балканскую серию входит около тридцати картин. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы.
Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883—1884). Из-за этого толки о картине шли самые разные. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет».
Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. От его картин посетители были в шоке – они никогда не видели таких правдивых работ о войне. Здесь Верещагин отучился чуть больше года. На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре (Всадник-воин в Джайпуре, после 1874-76, В горах Алатау, 1869-70, Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76, – все в ГТГ).
В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти Целый полк егерей. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: «В Гродно — пробиваться или отступать», «На этапе — дурные вести из Франции» (1887—1895), «Ночной привал великой армии» (1896—1897, Гос. Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В.
В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Два полотна – Победители и Побежденные. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. Пусть войдут» и «У крепостной стены.
Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. Завершая рассказ о Верещагине, можно вспомнить слова Стасова: «.
Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна.
Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Полотно «Побеждённые. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Александр III спросил у Кауфмана: «Это что, возможно. » И тот, спасая положение, ответил: «Это художественный вымысел Верещагина». Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме.
Первоначально замысел картины был связан с именем среднеазиатского завоевателя конца XIV – начала XV века Тамерлана, войска которого оставляли после себя такие пирамиды. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. И это не удивительно. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». И это привело в шок его современников.
Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Мира в действительности на Земле никогда не было.
Верещагин словно открывает для себя Россию, которой практически не знал и не видел, проведя детство и юность в Петербурге и на Кавказе. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Пусто и мертво там, где прошла война. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Два полотна – «Победители» и «Побежденные.
Картины часто создавались им как парные — «После удачи (Победители)» и «После неудачи (Побежденные)», «У крепостной стены. И в 1879 и 1880 гг. В возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. Он бросает всё и мчится в Россию. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. За Серпуховской заставой.
Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель. Верещагин помогал власти и в то же время конфликтовал с ней.
Мы много знаем о войнах. Перевязочный пункт под Плевной, Турецкий лазарет. В 1864 г. Верещагин был на Дунае и затем снова посетил Кавказ приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью – что и было сделано. Несколько произведений были объединены в сюиту «Варвары», где художник правдиво и выразительно показал суровый лик войны. Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. Отсюда, при всей запрограммированности его картин на экспрессивную, гневную реакцию зрителя, подчеркнутая бесстрастность его «речи», ставившая иногда в тупик даже его восторженных почитателей, одним из которых был Стасов. Верещагина, конечно же, приняли.
Однако, родители и не задумывались развивать талант у сына. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. Под Плевной», «После атаки.
Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Об этом вспоминал сам художник, а предсмертные слова солдата были воспроизведены им на самодельной раме. Василий Верещагин выезжает на русский север.
Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Впервые в военных действиях он участвовал в 1867 — 70 годах, когда в качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Туркестане. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, «на всех вылазках был впереди», как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смерти. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». А меж учением ратному мастерству и участием в баталиях художник совершал поездки на Восток, впитывая в себя его солнечные краски, пытаясь понять непостижимую философию восточного мира.
Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность. А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. Англичане, кстати, очень испугались этого верещагинского путешествия. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Бейдеман.
В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. Вот где открылось буйство красок, цвета. Этот цикл картин всегда будет напоминать об ошибках командования и о том, какой дорогой ценой досталось русским освобождение болгар от турецкого ига. Там он три года занимается в академии Жерома. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже.
музей искусств Узбекской ССР), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие. В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».
В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. Интерес к ней был огромен. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. Узнав весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам.
Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной.
музей русского искусства, Киев), «Побежденные. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. Не надеясь, что государство купит эти работы, Верещагин уезжает в расстроенных чувствах в путешествие по Индии. Верещагин, по его словам, стремился писать не «праздничные» картины войны, но войну «как она есть».
Несмотря на все преграды (родители лишили его наследства), он поступил в Академию художеств. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. Для Верещагина характерна работа сериями, каждая из которых представлялась ему в виде некоей «эпической поэмы». Но и академию Василий бросил. После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты.
Оттуда он отправился в Париж, на окраине которого, в Мэзон-Лаффите, строилась его новая мастерская. Близкие и знакомые Верещагина недоумевали, что же заставляло художника ввязываться в такие опасные передряги и рисковать жизнью.
Художник наблюдает за религиозными обрядами и старается отобразить на картинах то ощущение, которое оставляло у него невежество, темнота, фанатизм людей. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ). Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным.
Еще одно мгновение. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.
исторический музей).
Начались трудные годы жизни. Вскоре о нём заговорила вся Европа. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13.
Был тяжело ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций.
Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера. Весной 1874 года состоится выставка в Петербурге.
И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Но Вася уже тогда был человеком самодостаточным.
Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника.