«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. За лето Васильев сделал много десятков рисунков, много этюдов и несколько картин. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Требовалось срочное лечение и смена климата.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Поездка на Валаам под руководством Шишкина была необычайно плодотворной для молодого художника, она закрепила и расширила полученные Васильевым знания. В 1867 году Шишкин и Васильев выставили свои валаамские произведения в Обществе поощрения художников. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.
В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Оформились его основные эстетические воззрения. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872).
Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме.
Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
Барки» и «Волжские лагуны». Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. (1868). Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Но увы, он разделил общую участь многих петербуржцев: туберкулёз. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ).
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Он работал много и вдумчиво.
Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Барки» и «Волжские лагуны».
В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях.
Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. (1868). Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Картина эта глубоко взволновала Крамского. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Все картины с этой выставки были раскуплены.
Небо, занимающее больше половины изображения. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны., М., 1977. Крамским, И. И. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Там он знакомится с такими русскими художниками, как Шишкин и Крамской.
Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. По какой причине, неизвестно.
Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. На крыше еще лежит снег.
Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. Дальнейшее творчество Васильева оказывается свободным от каких-либо влияний, вместе с накоплением опыта у художника созревает своя концепция искусства. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Напряженно звучит цвет его зелени.
Получал 3 рубля и отдавал их матери. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. И тогда все получится. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. В этот период Васильев активно общается с И. Н.
Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. В ней есть что-то сказочное. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Это увлечение в последствии определило его судьбу. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника.
Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. Шишкин, принявший близкое участие в судьбе Васильева, пригласил его на все лето на остров Валаам. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Большие кисти художник не признавал. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет.
Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Чем бы тут особенно огорчаться. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.
Барки». Выбор был сделан и Васильев четко излагает в письме Крамскому содержание и замысел своих будущих русских картин, над которыми он будет работать до конца жизни, стремясь выразить в них ту высокую гармонию природы, которая, видимо, в натуре поразила его. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Окончательно избрав путь художника, он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где общается с талантливой молодежью, активно включается в творческую жизнь. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Картину купил для своей галереи П. М. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком.
Прочая часть транспортного средства и человек возле его колеса находятся в более темной зоне. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. В 1867 году он заканчивает обучение. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Какое время года отражено в полотне.
Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
Природа обновляющая духовно человека, который чувствует себя слабым рядом с нею. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Жизнь талантливого художника оказалась короткой. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Картина «Вид на Волге. Так Васильев, несмотря на свой юный возраст идёт вровень со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок. Заброшенность видна в окружающей обстановке. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Взошла короткая, но изумительная заря абсолютно нового, ярчайшего явления в русской пейзажной живописи. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской.
Из его дневников узнаем, как по утрам, на любимом рассвете, выходил с этюдником, чтобы на весь день самозабвенно утонуть в лесных зарослях или степных травах, в море ржи, среди огромных, как чащи лесные, садов, где тополи своими верхушками теряются в небе. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др.
Лит. : Ф. Васильев. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург.
Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. он был для нас превосходным учителем. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму.
Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Но левый верхний угол слегка светлее.
В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. – воскликнул он.
В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал.
Венцом работы всего лета было создание картины «Баржи на Волге», поэма о Волге, о дивной природе, о бурлаках, которым так тяжело живется и настроение которых отражено в состоянии природы. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге.
Но серьезного, систематического образования так и не получил. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Сравнение с графом, возможно, связано и с таинственным покровительством начинающему, но многообещающему дарованию графа Павла Сергеевича Строганова. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Детство провел в Петербурге.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Шишкиным.
Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся, все было ново, – писал он в одном из писем. Несколько позже Васильев сближается с И. И. Шишкиным, который становится авторитетным наставником начинающего художника. В июне 1867 года Шишкин и Васильев отправляются на Валаам, где начинающий художник, знакомый до этого только с техническими приемами рисунка, постигает особенности метода работы на натуре. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). У Федора рано проявилась способность рисовать.
Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. Родители художника жили в невенчанном браке. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.
Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. С вниманием и теплотой подмечает художник фигурку какого-то чиновника в цилиндре с портфелем под мышкой, осторожно перебирающегося через лужи, пролетку с понурым кучером, строительную люльку с рабочим. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Камни.
В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем.
То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Такой родной всем нам пейзаж. Был близок с И. Н. Крамским.
Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Барки». Васильев много писал писем в Москву. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему.
В этом пробуждении нет радости. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. С ранних пор пристрастившись к рисованию, будущий художник отдавал все свободное от работы на почтамте время любимому занятию. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.
Даже ей стало скользко. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Совсем не хочу сказать, что обучение не нужно. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).
Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени.
В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык.
Атмосфера товарищества, споры, горячие обсуждения всех новых явлений искусства и жизни и, главное, повседневная напряженная работа – все это увлекло молодого художника. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
Они купаются и проворно бродят в поисках корма. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Это было в конце мая.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Эта картина уже до показа на выставке была куплена Третьяковым для своей галлереи. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Федору удивительно везло на хороших людей. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников., М., 1937 Федоров-А. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.
Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Ключевое слово здесь ЖЕЛАНИЕ писать, рисовать картины, лепить, сочинять. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.
Но для художника природа – прежде всего обитель людей. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.
Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».
Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей2. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Не многие бы не испугались той огромной цели, которую я решил либо достигнуть, либо умереть, – писал он Григоровичу.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Инициатором и организатором волжской поездки был Васильев. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Соколову. Русский художник, пейзажист Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника.
На вечерах Артели Васильев восхищал товарищей своими импровизациями в рисунках, неистощимым остроумием. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
Картина Вид на Волге. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин.
Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». В картине очевидны украинские черты.
Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе.
Но для художника природа — прежде всего обитель людей. в Лондоне. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Прислушиваясь к советам Шишкина будущий пейзажист одновременно расширяет круг выбираемых мотивов и приемов их изображения.
Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Васильев был признан профессиональным художником. Камни. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
По вечерам посещал Рисовальную школу. Третьяков. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Барки» и «Волжские лагуны». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Окончательно избрав путь художника, он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где общается с талантливой молодежью, активно включается в творческую жизнь. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. В ранних пейзажах Васильева немало шишкинского: пристальный аналитический взгляд на мир, внимание к деталям. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. в Лондоне. Непосредственность и искренность к природе, к родному городу, непосредственность и искренность в передаче своих впечатлений.
В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка.