Любимов не скрывает своего восхищения: «Блещут каменья, красками сияет парча и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина лица. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Здесь ван Эйк увековечил заказчиков: Вейдта и его жену Изабеллу Борлют, Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова (дело в том, что первоначально церковь св. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания.
Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Подобный прием пространственной игры будет вскоре перенят у ван Эйка многими последователями. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Скорее всего, художник вдохновлялся центрическими постройками Каролингской эпохи изобразив романские арки с обходом вокруг них. Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза.
Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале.
Бавона). Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Выше на четырех створках разворачивается важнейшее событие евангельского предания: архангел Гавриил приносит Марии чудесную весть о том, что у нее родится Христос. У его ног — царская корона — атрибут Христа. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Уже упомянутый Бартоломео Фацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения.
Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее.
Звучные цветовые пятна красочных одеяний, усыпанных драгоценными камнями, сияние золота и парчи, узоры бархата создают ослепительную картину, внезапно замыкающуюся по краям обнаженными фигурами прародителей человечества — Адама и Евы. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
Выпуклые зеркала были более доступны. Ван Эйк написал ее портрет. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал.
Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Конкретная дата появления на свет гениального живописца неизвестна. Особенности творчества ван Эйка: становление основоположных принципов эпохи Ренессанса на Севере Европы. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
Это работа двух батьев, Яна и Губерта, оконченная в 1432 году, украшает собор в Бельгии. Ян ван Эйк был счастливым художником. С 1425г. Образ св.
Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Бавона. Так же поступил и ван Эйк.
Св. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Но это не так.
«Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Искупление свершилось.
Никакие драгоценности не украшают ее. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
Георгий. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву.
Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Он прославился написанием портретов и сюжетов на религиозные темы. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390 – 1441), нидерландский художник. А на последнем плане — далекие синие горы.
Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз.
Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Л. Д. Похоронен в церкви св. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие» В 1431 году ван Эйк поселился в Брюгге, где стал придворным живописцем, а также художником города.
Отличительной особенностью работ этого художника было то, что их трудно было скопировать. Полагают, что художник показал обряд бракосочетания. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе.
Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини». Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения».
Многие написал Ян ван Эйк картины. Картина была заказана художнику каноником церкви св. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего. Живопись наружных створок почти монохромна.
Самой значительной работой художника является «Гентский алтарь». Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета.
В том же году художник переехал в Лилль. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Впереди «Источник жизни».
В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. Первый же зал имеет иное оформление.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум.
Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека).
Бавона, для которой он создавался. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Убеждающая, как всегда у Эйка, достоверность облика сочетается здесь с ощущением торжественности совершающегося действа. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте.
Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. На самом деле такой поразительный эффект достигался с помощью послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, которая заранее была отшлифована и покрыта лаком. Мы не знаем ничего о Маргарет, кроме ее имени, возраста в момент создания портрета и того, что она была женой художника. Как умею». Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.
Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Другое крыло потеряно, но копии того времени подтверждают это. Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры.
В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. По их работам можно было узнать стиль Яна Ван Эйка.
Безбородые, жирные, бледные, спокойные, они все преклоняются в полном блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. В одной из них он написал портрет невесты графа Бургундского. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности.
Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. В 1427—1428гг. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству. Георгий одет с головы до ног в рыцарские доспехи редкой красоты и изящества, созданные скорее руками ювелира, нежели оружейных дел мастера. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св.
За время своей службы он совершил несколько поездок в другие страны с дипломатическими целями. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. В 1427г.
Необычайна сложность построения алтаря. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Мало жестов и мало позы. В небе — перламутровая белизна, утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной зари. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода.
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. Так же там много картин изображающих бога, ангелов, Адама и Еву.
Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Родился он в Северных Нидерландах, но дата его рождения осталась неизвестной.
Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Художник владел перспективным изображением и, соединяя его с передачей света, создавал пластический эффект, до тех пор недостижимый. Христос родился и умер.
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя).
И самое главное – тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок.
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Облик каждого глубоко индивидуален. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала.
Вот таким образом многие его последователи имели неудачные попытки повторить технику его письма. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.
Судьба алтаря складывалась непросто. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа.
В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. Это было в Португалии и звали девушку Изабеллой. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами.
В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Что может быть великолепнее его облачения.
Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Так же известно, что у него было всего 2 брата: старший Хуберт, а младший Ламберт и сестра Маргарет. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Бавона в Генте начал именно он. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. Это необычайно тонко, точно и живо. Известно, что ван Эйк вставлял доску в ранее заготовленную раму, укреплял их, грунтовал их вместе и расписывал. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Ярким примером графического мастерства художника служит Св.
Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». Это роспись на религиозную тему, показывающую, как ангел Гавриил пришел к Деве Марии. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго.
В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Так, умывальник и полотенце воспринимались как намек на чистоту, непорочность Богоматери, тройное окно напоминало о Троице.
В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе». Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Сравнение живописного портрета с рисуночным показывает, что художник, стремясь точно следовать натуре, в то же время желает выявить более глубокие черты характера модели.
Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. В 1427 г. посетил Турне. Св. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты.
Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Перед нами яркая индивидуальность, рассматриваемая художником с тех же позиций, с которых он оценивает мужские характеры, С удивительной почтительностью констатирует он человеческое достоинство госпожи Маргарет. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Духа — это изображение образует Троицу. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям».
Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками.
Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. В этой группе находит свое средоточие цвет всех остальных частей — красный, зеленый, синий, белый, золотой.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры». Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня.
Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу». Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный художник, состоящий на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающий его мир. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др.
В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающий его мир. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. Тут надо немного остановиться на открытии художника, давшем толчок бурному распространению техники масляной живописи по Европе. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита.
Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка. Его суровое лицо бесстрастно. В 1427 г. он отбыл в Испанию и затем в Португалию вместе с послами Филиппа, задачей которых было договориться о заключении брака между вдовцом-герцогом и португальской принцессой Изабеллой. Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ Ван Эйка. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. В 1427 – 1428 гг.
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря.
Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание.
Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Это особенно заметно по одежде. Работу над алтарем начал его старший брат, но Хуберт умер в 1426 году и Ян продолжил его дело. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери.
Франциска» и «Мадонна в церкви». Это не совсем так. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.