В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. А где можно было брать основной материал. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Родился сын Георгий. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.
Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Встречается с Л. Н.
После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов вдень ипри этом— думать оприятном, чтобы сохранять задумчивое ирасслабленное выражение лица. Портрет неизвестной С начала 1890-х гг. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
Рождение сына Михаила. 1897. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Портрет И. И. и он долго-долго засиживался над лоскутком бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины. Мая. 1876.
Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20.
Дервизом. 1885. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Левитана. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок.
«Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью.
Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. В доме Серовых всегда было шумно и весело. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Мамонтовыми.
Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Вскоре уже по всей Москве было известно о новом молодом творце имя которого – Валентин Серов. Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Бакстом в Грецию и на Крит. Работа над полотном шла три месяца. Избран членом ТПХВ. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Становится преподавателем МУЖВЗ.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. Знакомство с семьей Мамонтовых. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. 18 февраля вместе с В. Д. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
Продолжение занятий с Репиным. 1880. Среди них были и приближенные императора. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Женитьба на О. Ф. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Домотканово, 1895, Третьяковская галерея. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
Репиным. В 1890-х – начале 1900-х гг. "Девочка с персиками". 1888. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Это случилось в 1871 году. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Эти две картины очень тонко передают игру светотени, чем особенно увлекался художник и что было изюминкой всего его творчества. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15.
Обучение в гимназии К. И. Портреты Ф. Таманьо, К. А. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Знакомство с К. А. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Выходит из ТПХВ. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Официальное оформление выхода из Академии художеств.
Живет с матерью в Мюнхене. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в Русском музее в Санкт-Петербурге). Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников Мира искусства, отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи (Петр 1, темпера, 1907, Третьяковская галерея).
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в Третьяковской галерее). В феврале родилась дочь Ольга. В этом году в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля модерн, неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Портрет O. K. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Октябрь. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов.
Машков и др. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Вдумчивый взгляд, напряженно сомкнутые губы, резкая игра света и тени передают непростой характер и творческое дерзновение будущего мастера.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Коровиным. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Валентин Александрович состоял в творческом кружке, организатором которого был знаменитый купец Мамонтов.
Поездка в Вену и Италию с И. С. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Поездка в Крым и Сочи с В. Д.
Возвращение в Москву. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Произошло это спустя пять лет после поступления. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». и Ю. С. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд".
Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Домотканово 1895 В поздний период (начало 1900-х гг. ) Серов связан с Миром искусства. Знакомство с А. Н.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье».
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Биография знаменитого художника определялась в значительной степени моментами из ранних лет жизни. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Петр I Портрет Г. Л. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты».
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Начало систематических занятий с И. Е. Смерть отца. 1872. Поездка с женой в Италию. 1905. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Орловой.
Вопрос нерешаемый. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Трубниковой (1865-1927). в зеркале у края холста). Поездка в Париж. 1907.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Именно вот таким образом Врубелю, а также некоторым другим творцам столь сильно не везло на фоне Серова они несколько блекли. Становится членом "Мира искусства".
Возвращение в Россию. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Бенуа. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Поездка в Рим и Париж.
Был написан портрет императора Николая II. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Поездка с Л. С.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Он также увлеченно пишет детские портреты. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Поездка в Берлин и Париж. 1910.
Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Переезд с матерью в Киев. 1878. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Получает звание академика живописи. 1899. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Поездка в Германию. 1903. Избран действительным членом венского Сецессиона.
Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Гиршман. 1908.
В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка (Дети, 1899, Русский музей Мика Морозов, 1901, Третьяковская галерея). Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. А в 1900-м он рисует портрет Николая II.
Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911).
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти – все эти черты присутствовали и в работе Серова. Коровина. 1892. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Мать будущего художника также была известной личностью.
Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Репиным, который стал его главным учителем в жизни, обучившим основам мастерства, технике живописи и оказавшим огромное влияние на становление будущего живописца. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой.
В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Васнецову, продолжил писать портреты: С. Ю. Витте, С. П. Дягилева, Ф. И. Шаляпина, Я. Г. Круселя, Г. Л. Гиршман. Ее организовали разночинцы. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Рождение сына Антона. 1902. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909).
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. "Октябрь. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». за этюд с натуры». Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».
Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В середине 1900-х гг. Портреты Ермоловой, Горького. 1906.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Переезд с матерью в Париж. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона.
В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. Поездка в Париж. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
Рождение дочери Натальи. 1909. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Поездка в Мюнхен и Голландию.
Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Серов создаёт несколько героических портретных образов избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904 М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее). Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Вскоре Серов покидает академию. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
Остроуховым, М. С. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Домотканово". 1896. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». От нее веет здоровьем, безмятежностью. Рождение сына Георгия. 1895.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов. В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.
И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Рождение сына Александра. 1894. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды.