Существует два портрета художника Ивана Ивановича Шишкина, написанных Иваном Крамским: 1873г. Подбор репродукций с портретами известного русского художника и аннотации к ним были подготовлены старшим научным сотрудником Дома-музея И. И. Шишкина Надеждой Курылёвой. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина— картина русского художника Ивана Николаевича Крамского, созданная в 1873г. Предлагаемый комплект открыток «И. И. Шишкин в портретах» знакомит с портретным рядом художника Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898 гг. ).
Шишкин не облагораживал природу. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Так писались и «Сосновый бор. Сосны придают картине величественное звучание. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы.
Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Его картина поет. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Большую часть картины занимают серые облака. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Внешний образ Шишкина был очень привлекателен. В 1873 году у И. Шишкина умер маленький двухлетный сын Владимир, но в том же 1873 году родился сын Константин.
В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
«Он стоит на высоком постаменте и смотрит на свой дом. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Художник рисует Шишкина выходящим писать свои пейзажи с натуры. Характеризуя своим портретом переходный момент в творчестве Шишкина. Для создания этого образа Верещагин изображает и фон и зонтик и палку, на которую оперся Шишкин и даже этюдник. Шишкин одет в пальто и обут в сапоги с высоким голенищем. Он стоит на поляне и вокруг него прорастает трава. Взгляд Шишкина устремлен вдаль, он ищет место для своего пейзажа. Опершись на палку в центре картины, Шишкин притягивает взгляд зрителей, не сразу замечаешь, что за его фигурой изображен знаменитый «шишкинский» лес. Крамской изображает Шишкина, на мой взгляд, как мудреца или странника, а может и романтика в поисках вдохновения. Его мудрый взгляд, тяжёлые плечи, все говорит о высоком статусе его личности. Ведь никто другой по моему мнению не изображал в своих пейзажах родные просторы, богатые поля, поэзию ручейков. Он носит имя величайшего пейзажиста, заслежено. Его картины манят нас своей добротой и реалистичностью. Крамской, создавая портрет, не подозревал наверно, что сможет так точно передать внутренний мир Шишкина, что мы проникнемся любовью и вспомним о чем же его картины. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны.
Шишкин любил тихую неброскую красоту северной Европы и иозображал ее на своих полотнах, вкладывая в них и всю душу и собственное настроение и все личные переживания За это через много лет псевдопатриоты назовут его своим чуть ли не знаменем русофильства— но до этого кошмара Шишкин не доживет. К тому времени относится большое количество образов И. И. Шишкина, созданных К. Е. Маковским. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Все вокруг погружено в зимний сон. Позднее пространство картины, зоны неба и земли составляют у него убедительное светотональное единство. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Природа насыщена сырым воздухом. Внушительные дубы достойны восхищения.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность. Это живое лицо разом делающее вас, постороннего наблюдателя, знакомым художника. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
Один из критиков писал: «Едва ли кто из товарищей И. И. Шишкина представлял собой такой цельный и законченный образ, такую фигуру, как этот истинный «поэт природы». В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов.
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Задний фон мрачен. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Последнюю свою работу он так и не закончил.
И. Н. Крамской занимает особое место среди художников, писавших портреты И. И. Шишкина. Ее иногда называют картиной-завещанием.
Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Не разрешалось писать картины на собственный сюжет.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Природа может облагородить человека и непосредственно и в воспроизведении ее искусством. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника. Время создания портрета — период с 1848 по 1852 год. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами.
Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Всё это, конечно, способствовало его широкой известности. Биограф И. И. Шишкина А. Т. Комарова вспоминала: «Ни один человек не имел на Ивана Ивановича такого сильного влияния, как Крамской, он всегда вспоминал его, когда затруднялся чем-нибудь в картинах или хотел знать беспристрастную оценку своих вещей». Облик этот был многолик. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Невероятная тишина царит в пейзаже.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. » «Нет, я вышел под дождь. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В эту пору художник живёт в доме своих родителей в городе Елабуге. Последний, предположительно и является автором картины. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает.
Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. – Вы тоже попали под дождь. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Он попробует найти счастье еще раз.
У него умерли сыновья. Под изображением подпись художника: «Сам с себя 1854 17 февраля». Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Однако трактованы они с большей живописной свободой. «Небольшой автопортрет 1854 года, написанный Шишкиным старательно, но не сухо, показывает, что юный художник достаточно прочно усвоил основы рисунка с натуры» (Ф. С. Мальцева «Мастера русского реалистического пейзажа. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США.
Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Последняя работа автора является наиболее известной. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Пожалуй, это был последний счастливый период великого русского художника И. Шишкина.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Его избранницей станет его же ученица, моложе его на 18 лет, Ольга Антоновна Лагода (1850—1881) они поженятся в 1880 году, но вскоре скончается и она, оставив новорожденную дочь Ксению. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
Данный комплект не претендует на полное раскрытие образа И. И. Шишкина. Шишкина и Крамского связывала долгая и плодотворная дружба, они часто работали вместе. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Но облачное небо уже начинает светлеть. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Натурализм поднялся здесь до своих вершин.
Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов.
Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Друзья-художники много писали с натуры, забираясь иногда в самые дальние и глухие уголки острова. А чуть раньше скончался его отец.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Училище возникло в 1893 году после реформы Академии. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Картина также находится вКиевском музее русского искусства. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо.
Шишкину помогал художник Савицкий, который изначально настаивал на своем авторстве фигур медведей. Это была ювелирная работа. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Эти страшные невзгоды надломили художника. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
А еще через год, в 1875 году, умер маленький сын Константин. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Эту технику художник освоил еще за границей.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. По мере удаления в глубь изображения изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми и в конце цонцов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Воробьев. Как известно, в 1852 году Иван Шишкин стал студентом этого училища.
Художник одушевляет деревья. Шишкин и Гине учились в Казанской гимназии и там ещё сдружились». Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Через несколько месяцев после создания этого портрета Иваном Крамским, в 1874 году, умерла жена И. Шишкина— Евгения Александровна (сестра художника Ф. А. Васильева, скончавшегося годом раньше).
Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается«Утро в сосновом лесу».
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Он создал по памяти ряд портретов-набросков, среди которых целая серия рисунков под названием «Шишкин на заседании Совета Академии художеств». Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Его отец был купцом, культурным человеком. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Позже Шишкин и Маковский станут членами Общества товарищества передвижных выставок. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Природа выражает музыку человеческой души. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931). На рисунке И. Е. Репин изобразил И. И. Шишкина в период преподавания в Академии художеств (1894–1895), где он был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища. Образование, труд, любовь к занятиям — вот девиз Шишкина в ту пору.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Над землёй летают ласточки. Лесной пейзаж кажется необъятным. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Особенный, тихий, погожий выдался день. Природа – сама благородство. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу.
– спросила она. В темной глуши бора случайный луч солнца, который пробивается сквозь тяжелые кроны деревьев, – показатель времени суток, в данном случае – утра. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Так, И. И. Шишкина Крамской написал с этюдником и зонтиком на фоне лесной поляны. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. В свободное время художники зарисовывали Елабугу и её окрестности. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен».
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. «Сосновый бор.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. По воспоминаниям А. Т. Комаровой (племянницы и биографа художника), «на товарищей он производил впечатление очень скромного малого, держался в стороне от буйной компании и удивлял всех своей работой. Работа над картиной происходила в 1889 году. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Может быть, куинджиевские отвлечения в поисках вечной, космической красоты, обращенной к земле, к миру людей, являлись некоторыми попытками создать религию прекрасного и вечного.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Приближается страшная гроза. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. В 1873 году Шишкины и Крамские с семьями уехали на лето на станцию Козловка-Засека под Тулой, на дачу. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. В окрестностях Москвы» (1869). В его облике нету еще того горя, которое поселится через несколько лет и— навсегда.
Но вернёмся к картине. – взволнованно ответил художник. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал.
Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Эта картина – очень светлая и яркая. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Ведь даже сейчас, когда наступила эпоха фотографии, написанный от руки пейзаж волнует больше, так как фотография бесстрастна, она сохраняет отдельный миг, а в картине художника всегда – его душа, его мысли, его чувства. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Шишкин сдержан и величественен.
«Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Какая необычайная картина. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению.
Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень.
Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). В скором времени этот семинарист удивил всех своими успехами». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Они позволяют создать наиболее полное представление о яркой и неповторимой личности великого живописца. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
Тяжёлые душевные переживания надломили, но не сломали художника. Однако коллекционер Третьяков стер его подпись и велел, чтобы картина стала полноценным детищем Ивана Шишкина. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г. р. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Быть грозе. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
– Гроза застала меня дома. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Красота соснового бора, величественного и беззащитного, нередко изображалась Иваном Ивановичем на полотнах и момент, когда он демонстрирует последствия вторжения человека в девственные земли, особенно трагичен. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного.
Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Этот портрет не вызывает чувства жалости. «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. – родился и вырос в г. Москве. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. Крамским. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
Рисунок И. Е. Репина «Шишкин на заседании Академии художеств» находится в Государственном Русском музее. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Ближе всего к зрителю – просторное поле. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Жил преимущественно в Петербурге. Это довольно большая по размеру картина: 139213см. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Парит. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Вместе с К. Е. Маковским И. И. Шишкин учился в Московском училище живописи и ваяния.
Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Религия имеет силу убеждения и влияния на человека искусство располагает этими же качествами, выраженными в специфической форме прекрасного.
«Иван Иванович. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию.
Крамским. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Человек Шишкина прикреплён к земле. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Силу не угасшего духа мы чувствуем во всём облике портретируемого.
Это было время тесной дружбы двух художников. Иван Шишкин рассудил по справедливости и под картиной подписались оба художника. Перед нами широкая панорама, захватывающая ширь пространства, поблескивающая вдали гладь воды, протянувшиеся на многие километры глухие прикамские леса. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
«Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Перед зрителем— художник-пейзажист, вышедший искать натуру для своих полотен. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Очерки по истории русской живописи II половины XIX века»). Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями и уже через три месяца после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными рисунками.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Вертикали пересекаются косыми линиями.
В 1850-х гг. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи.
Вступив в пору творческой зрелости в 1870-е годы, Шишкин (в таких, к примеру, вещах, как Сосновый бор. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
Картины обладают большой энергетикой, глубиной и выразительностью.
В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.
Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Свои художественные взгляды того периода (1852–1856) художник отразил в набросках к биографии: «Явный протест против классицизма: я, Перов, Маковский К., Седов, Ознобишин». Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы. На них Иван Иванович в одной и той же позе: сидит за столом, пишет, размышляет.
Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. У работы было очень много положительных отзывов. Основное направление в творчестве – портрет историческая, жанровая живопись.
В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. В. П. Верещагин и К. Ф. Гун находились в Елабуге в 1862 — 1863 гг. На картине изображен не просто сосновый лес.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.