– взволнованно ответил художник. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Человек Шишкина прикреплён к земле.
У работы было очень много положительных отзывов. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа.
Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Быть грозе. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Художник одушевляет деревья. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).
Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Лесной пейзаж кажется необъятным. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Внушительные дубы достойны восхищения. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Работа над картиной происходила в 1889 году.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Как и многие художники того времени, он понимает, что перед живописью теперь стоят иные задачи, требующие отступления от жестких рамок академической живописи.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Последнюю свою работу он так и не закончил.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Вертикали пересекаются косыми линиями. Это было время тесной дружбы двух художников. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В окрестностях Москвы» (1869).
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Его репутация была безупречной.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. «Сосновый бор. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Его отец был купцом, культурным человеком. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Какая необычайная картина. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. На картине изображен не просто сосновый лес. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Парит.
Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Природа выражает музыку человеческой души.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Таковым является Иван Иванович Шишкин.
С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. «Иван Иванович. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Он больше уделял внимания общей атмосфере картины искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой.
Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Большую часть картины занимают серые облака. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. У него умерли сыновья. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. » «Нет, я вышел под дождь. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Эта картина – очень светлая и яркая.
Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Так писались и «Сосновый бор. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Крамским. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик».
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников».
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Над землёй летают ласточки. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. – спросила она.
Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. – Вы тоже попали под дождь. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Ее иногда называют картиной-завещанием. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается«Утро в сосновом лесу». Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего».
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Жил преимущественно в Петербурге. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. Картины обладают большой энергетикой, глубиной и выразительностью. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».
Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Его картина поет.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Последняя работа автора является наиболее известной. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский).
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Однако трактованы они с большей живописной свободой. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Шишкин сдержан и величественен. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г. р. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Чисто-белый снег, занимающий одну треть картины, сияет в лучах солнца, однако ему не скоро суждено растаять, ведь погодные условия на севере диком очень суровые.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Природа – сама благородство. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Это была ювелирная работа. – родился и вырос в г. Москве.
Сосны придают картине величественное звучание. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Глядя на картину, создаётся ощущение титанической мощи природы, где каждое дерево – символ титанической борьбы.
Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. – Гроза застала меня дома. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Задний фон мрачен. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Шишкин не облагораживал природу. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен».
Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Облик этот был многолик. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Иван Шишкин рассудил по справедливости и под картиной подписались оба художника. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Картина эта называется «Первый снег» (1875). В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Эту технику художник освоил еще за границей. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие.
Основное направление в творчестве – портрет историческая, жанровая живопись. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса».