Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Сюжет их – жизнь русских лесов. В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением.
Художник одушевляет деревья. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1).
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Много картин И. И. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В них нет политики и социальной направленности. Эта картина – очень светлая и яркая. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Воробьев.
Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Отец не стал настаивать. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Биография художника зашифрована в его творениях. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Это очевидно. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Жил преимущественно в Петербурге. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Его репутация была безупречной. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
Это несомненно. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Лучшая работа этих лет – Полдень.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Настоящий знаток растительности леса, колоритных форм стволов деревьев, бархатистой листвы, лесные поляны с яркой травой освещенные сквозь деревья солнечными лучами, живописные пеньки заросшие мхом и окруженные различными грибами. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Что впереди. Богато нюансирован цвет. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Сосновый бор». «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений.
Именно он, Иван Шишкин, возвел эту обыденную простоту и привычную всем красоту на высокий пьедестал искусства. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
И масляными красками и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Крамским. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье.
И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). За эту картину Шишкин получил звание профессора. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу».
В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Окрестности Москвы. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Облик этот был многолик. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Невероятная тишина царит в пейзаже. Лесной пейзаж кажется необъятным. Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. У него умерли сыновья.
Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Здесь он начал усердно трудится над созданием множества шедевров, которые были показаны на выставке, проходившей в академии. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. В частности, русских лесов. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Первое место занимает Шишкина Рожь. Третьяков решил судьбу картины по-своему. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Природа выражает музыку человеческой души. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Вертикали пересекаются косыми линиями.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Над землёй летают ласточки. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Крамской, видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
В окрестностях Москвы» (1869). Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Лес выглядит небольшим и просторным.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина.
В таких картинах, как «Полдень.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Лесная глушь (1872).
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
Ее иногда называют картиной-завещанием. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Мрачное настроение.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе. И в этом уже проявляется своеобразие художника. организованы две выставки работ художника. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Примером таких работ является картина Рубка леса. Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Крамским.
Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. «Утро» полностью лишено всего этого.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Ему уже сопутствовала известность. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Его отец был купцом, культурным человеком. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Это было выступление против мёртвого академизма. К ним относятся Уголок заросшего сада. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
У работы было очень много положительных отзывов. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Иван Иванович Шишкин был глубоко религиозным человеком, вот таким образом не удивительно, что его привлекал Валаам с его особой атмосферой благочестия. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Все сковано морозом и погружено в тень. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений.
Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. В 1984 -85 г. г. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Большую часть картины занимают серые облака. В окрестностях Москвы. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Шишкин сдержан и величественен. Мастер смело экспериментировал. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Сосны придают картине величественное звучание.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Шишкин стремился к другому. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».
Кроме этого увлекался археологоией историей. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
Тем более, что остров славился своей живописной природой. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Примечательно то что, это полотно было создано не только Шишкиным, главные персонажи картины три медвежонка и медведица являются творением анималиста Константина Савицкого. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Необыкновенно высокое летнее небо, простирающиеся насколько хватает глаз дали, дорога, уходящая в глубину, характерные сельские мотивы – все создает ощущение простора, необозримости, величия земли. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Здесь исчезла всякая таинственность. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург.
Весной 1862 года вместе с В. И. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2).
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. — Ср. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Деревья уходят далеко вверх, за пределы картины, этим художник показывает их громадность, данный приём характерен для всего творчества Шишкина. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности.
Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Жил преимущественно в Петербурге. Это была ювелирная работа. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Васильева. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. А их было немало. Случайность. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Воробьева. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.
Задний фон мрачен. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Его картина поет. Каждое дерево обладает своим «характером».
Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Ничуть не бывало. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Картина Полдень. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Природа – сама благородство. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Быть грозе. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Много работал Шишкин и за границей.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
Так писались и «Сосновый бор. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Внушительные дубы достойны восхищения. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». География работ Шишкина чрезвычайно широка. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Медведей написал Савицкий в самой картине. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.
Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Их он стремился передать как можно конкретнее. Густые кроны бросают на них тень. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. В 90-е гг. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Шишкин не облагораживал природу.
Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Эту технику художник освоил еще за границей.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Характерна в этом смысле «Рожь». Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Так в реальной жизни не бывает. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее имеет авторскую надпись: Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Парит. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.