В 1887 году, 7 июля, появился на свет будущий художник мирового уровня Шагал Марк, картины которого на протяжении всего 20-го века вызывали оцепенение и восторг у посетителей многочисленных вернисажей, на которых выставлялись полотна знаменитого авангардиста.
С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск.
Счастье написано на лицах этих двоих. В последней части художник заменил фигуру Ленина фигурой Христа, который стал центральным героем его искусства 1920-1940-х («БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ», 1938). Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Но запомни: денег у меня больше нет.
Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Ползал и подбирал. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. После возвращения во Францию художник создал цикл картин, посвященных Парижу («ПЛОЩАДЬ БАСТИЛИИ», 1954 «ПЛОЩАДЬ ЛА ТУРНЕЛЬ», 1953). Тогда он начал посещать школу при Обществе поощрения художеств, но занятия не удовлетворили его и в 1908 году он поступил в частную художественную школу Е. Званцевой, где преподавали М. В.
В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Эти произведения были написаны маслом на холсте. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Шагал уехал с семьёй в Москву. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия».
Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Бакст был первым, кто заметил выдающийся талант начинающего художника и принял его в свою мастерскую. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Это мои глаза, моя душа.
Прогулка – картина оптимистичная, полная радужных надежд, персонажи не думают о негативном. В 1930-е тематический репертуар искусства Шагала претерпел некоторые изменения. Только через девять месяцев после смерти жены Шагал сумел взять в руки кисть, чтобы создать две картины в память о навеки потерянной любимой женщине.
Наследие Марка Шагала в равной степени принадлежит художественным школам России и Франции, так как после первой же поездки во Францию художник почувствовал свою глубокую связь с этой страной и «мировой столицей искусства» — Парижем. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
В 1944 году он потерял жену Беллу и только в 1945-м смог вернуться к творчеству. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. В этот период его определяют два направления: библейская тема и современная история. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии. Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане.
Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. В 1938 году он завершил работу над картиной «РЕВОЛЮЦИЯ», которую в конце 1940-х разделил на триптих: «СОПРОТИВЛЕНИЕ», «ОСВОБОЖДЕНИЕ» и «ВОСКРЕСЕНИЕ». Находясь на этой должности, Шагал организовал в Витебске Народное художественное училище. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. В Москве Шагал познакомился с режиссером Камерного еврейского театра А. Грановским. В годы Первой мировой войны Шагалом было написано много пейзажей («ОКНО НА ДАЧЕ.
Все те работы, что написал в Улье Марк Шагал (картины с названиями: Скрипач, Голгофа, Посвящение моей невесте, Вид Парижа из окна), стали его визитной карточкой. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
Она молчит, я тоже. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Ты закружил меня в вихре красок.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Столица империи представлялась ему землей обетованной. В работе присутствуют приемы, заимствованные в стилистике кубизма, вместе с тем, всю картину в целом нельзя назвать выполненной в этом стиле.
За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
У художника появились последователи. Как и почти все картины, на которых изображены женщины, это полотно посвящено первой жене художника — Белле. Мотивы фольклора, народной фантазии, вроде летающих над родной деревней фигур или одиноких скрипачей, решены в насыщенном колорите, переводящем образы реальности в симультанный поток сновидения (Скрипка, 1912-1913, Государственный музей, Амстердам Акробатка, 1914, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало Раввин, 1914, Музей современного искусства Ка Пезаро, Венеция). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту. Свободное русское искусство было просто на взлёте. Я все еще держала цветы. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя.
В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». Набрасывались на краски, как звери на мясо. С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947).
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма.
Женитьба привнесла в искусство художника тему любви, которая получила воплощение в обобщенных образах влюбленных («"ГОЛУБЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1914 «ТОЗОВЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1916 «"СЕРЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1917). Мир, в котором прошло детство художника, хранил национальные обычаи. Его соперник, основоположник супрематизма Казимир Малевич, недавно прибывший в качестве учителя, фактически занял его место.
В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Для этого он изучал витражи собора в Шартре. Шагал обращался к мотивам своих прежних работ («ВЛЮБЛЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ», 1928 «НАЕЗДНИЦА», 1931), а также к образам Витебска («ЖЕНЩИНА И СВИНЬИ», 1926 «ОТЕЦ ЗА СТОЛОМ», 1925 «МОЯ ДЕРЕВНЯ», 1923— 1924). Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985.
В Марселе Шагал был арестован гестапо, но американским друзьям удалось спасти художника. Жена художника, в то же время его Муза, подобно ангелу обладает возможностью возноситься над обыденностью («НАД ГОРОДОМ», 1914— 1918, ГТГ «ПРОГУЛКА», 1917-1918, ГРМ). Впоследствии художник добавил к библейскому циклу серию цветных литографий, после чего все произведение в целом переросло жанр книжной иллюстрации и составило комплексное произведение «Библейское Послание».
Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Она смотрит— о, её глаза. Для этого театра художник выполнил семь панно, среди которых были «ВВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР», «ЛЮБОВЬ НА СЦЕНЕ», «ТЕАТР», «ЛИТЕРАТУРА», а также оформил спектакль по произведениям Шолом-Алейхема.
Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Решено. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». И я не щадил ни себя, ни других.
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».
ЗАОЛШЬЕ», 1915, ГТГ). Шагал писал, что всю жизнь рисовал лошадей, которые похожи на коров или ослов, которых он видел у деда: «Среди лошадей и птиц я их брат и сын». Живописная система Шагала формировалась под влиянием различных факторов, парадоксально, но органично переосмысленных и образующих единое целое. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.
Это всё, что я могу наскрести. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Над городом в небе летят мужчина и женщина. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Работы Шагала не иллюстративны.
Он иллюстрировал «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. Малевич. Это ему не удалось, но он познакомился в Берлине с издателем П. Кассирером, для которого выполнил несколько циклов книжных иллюстраций, в том числе к своим воспоминаниям «Моя жизнь». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Люди в панике. Тема выражена через противопоставление собора на дальнем плане и огромного деревянного дома на первом в картинах «СЕРЫЙ ДОМ» (1917) и «ГОЛУБОЙ ДОМ» (1920).
На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. У его ног горит семисвечный светильник.
В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. В нем не было однообразия форм идей и способов осмысливать жизнь искусство и человекав искусстве. Можешь не рассчитывать». Марк родился в простой семье торговца селедкой, у него было 8 младших братьев и сестер. Между ней и Шагалом завязался роман. Американский журналист Вариан Фрай, руководящий сетью спасения евреев, помог отыскать Шагала, а Гарри Бингхэм способствовал скорейшему бегству.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Но в 1910 году ему удастся поступить в школу искусств Е. Званцевой. И я понял: это моя жена. Но в конце их пребывания в Америке случилось одно из самых страшных потрясений в жизни Марка Шагала, буквально за два дня до отправления в Париж, умерла Белла.
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Город стал для него воплощением радости и света. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Новорожденного спешат показать главе семейства, благообразному старику с длинной белой бородой.
Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Природа стала для художника олицетворением изначальной чистоты и свежести, а воплощением этих качеств природы стали цветы («ЛАНДЫШИ», 1916, ГТГ «ИНТЕРЬЕР С ЦВЕТАМИ», 1918). Добужинский и Л. С. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». К этому моменту были готовы 66 эскизов. Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками.
Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Шагал особенно страдал из-за войны в России и свою боль выражал в близких ему образах детства и Витебска, которые часто приобретали огненный красный цвет («НАВАЖДЕНИЕ», 1943 «СЛУШАЯ ПЕТУХА», 1944). Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Течение русского авангарда было многогранно. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году.
Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Он оказался в ловушке. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник.
В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. В это же время Шагал обратился к книжной иллюстрации и создал серию рисунков для «Фокусника» И. Переца и к сказкам Дер-Нистера. Кроме того, необходимо было искать средства. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии.
В 1923 Шагал переехал из Берлина во Францию по приглашению А. Воллара.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса.
Там он проучился 2 месяца. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века.
В Париже Шагал жил в одной из мастерских в «Улье», на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках («Бубновый валет» в Москве, «Современное русское искусство» в Петрограде). В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья».
Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Сегодня твой день рождения. Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Пролог катастроф на Земле художник видел на Небе и выражением этой метафоры явилось полотно «ПАДЕНИЕ АНГЕЛА» (1923-1947).
Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Изначально предполагалось выполнить иллюстрации акварелью, но они оказались непригодными для печати. После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века.
И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Персонажи его картин, например из серии портретов стариков, сохраняли связь с привычным бытом и в то же время были вырваны из обыденности («НАД ВИТЕБСКОМ», 1914-1920 «ПРОДАВЕЦ ГАЗЕТ», 1914). Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.
Это главное в жизни. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей из Петрограда. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. У него был один брат и пять сестёр13.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Таковы панно «ИСТОЧНИКИ МУЗЫКИ» и «ТРИУМФ МУЗЫКИ» для Метрополитен-опера в Нью-Йорке и плафон для парижской Гранд-Опера на тему опер и балетов великих композиторов. Зимой 1907 Шагал пытался поступить в Училище технического рисования барона Штиглица, но неудачно. Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 году в еврейской семье на окраине Витебска (нынешняя Республика Беларусь). Летом 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», затем отправился в Витебск. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943).
Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Известно, что один из предков Шагала в XVIII веке расписывал синагогу и был весьма уважаемым человеком и, возможно, мать думала, что Марк станет таким же, будет раскрашивать вывески и рекламы — это могло приносить стабильный доход. В его картинах нарушается привычный порядок вещей (летающие по небу и кувыркающиеся люди, невероятные ракурсы и перспективы) и одновременно частность (жизнь провинциального городка) вырастает до уровня универсальных обобщений человеческого бытия. Полотна «СУББОТА», «МАСТЕРСКАЯ» и «УРОЖАЙ» написаны в 1910 по парижским впечатлениям, цвет и свет являлись главными средствами в выражении духовного начала.
Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, Горящие огни). Его освещает яркий луч света. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен».
На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. Стой, не двигайся. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта.
Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Он стал больше внимания уделять чистому цвету, насыщенному свету, мастер создал целый ряд натюрмортов, которые назвал «Опытами в цвете и свете» («ЦВЕТЫ МУРИЙОНА», 1926).
В 1918 Шагал по рекомендации А. В. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Марк Шагал (Витебск, 1887 — Сен-Поль де Ванс, 1985), родился в Беларуси в еврейской семье весьма скромного достатка. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия.
Гоголя, а также басни Ж. Лафонтена, в которых его особенно привлекала тема животных и их величия («ВОРОН И ЛИС», «СОСТАРИВШИЙСЯ ЛЕВ»). В 1948 году он окончательно поселился во Франции. В небе горестно причитают евреи. В Париже художник не забывал о мире своего детства и много писал по воспоминаниям.
Начиная как бытописатель, художник быстро переходит в сказочные мотивы. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. И я понял: это моя жена.
Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Покинув школу Пэна, Шагал стал работать ретушёром, но в свободное время изучал живопись. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25.
На бледном лице сияют глаза. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Скорее всего, своим произведением Шагал выразил свои надежды и желания соединить в своей жизни французскую деловую активность и русский уклад, воспоминания о жизни в Витебске и Москве.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Другая серия того же времени посвящена цирку («ГОЛУБОЙ ЦИРК», «БОЛЬШОЙ ЦИРК», «НАЕЗДНИЦА»).
Так, полотно «ПРОДАВЕЦ СКОТА» (1912) стало откликом на время, проведенное у деда в Лиозно. Безысходная нищета. Около 1908 г. впервые заявил о себе как художник. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»26.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). В 1920 году он вместе с женой и дочерью переезжает в Москву, где активно работает над созданием декораций к театральным постановкам. Игнорируя мировую славу и авторитет Шагала, пронацистское правительство лишило его гражданства. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
Осенью 1900 он поступил в городское четырёхклассное училище с ремесленным уклоном, где преуспевал только по рисованию и геометрии. Чистякова и другом И. Е. С 1950-х гг. Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. Не терпелось, чтобы все заработало.
Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой.
В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В нем появляется образ летящего времени в виде крылатых старинных часов, к которому Шагал возвратился в картине «ВРЕМЯ — РЕКА БЕЗ БЕРЕГОВ» (1930-1939).
Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914).
Училища он не окончил, покинув его в период 1904-1905. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Но буйство внешнего мира редко волновало влюбленного в живопись, начинающего художника. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. В 1910 году он отправился во Францию с намерением продолжить образование. Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала.
Их переполняют эмоции. Из своего детства и религиозной среды он вынес почтительное отношение к животным, которые приносят себя в жертву человеку («КАНУН СУДНОГО ДНЯ», 1912). Особую роль Шагал отводил цвету, который приобретал иногда даже мистический оттенок. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. Именно там он впервые ощутил особую связь человека и животного, которую пронес через все свое творчество («Я И ДЕРЕВНЯ», 1911). Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут.
И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Потом был Берлин, Париж, Нью-Йорк, предоставивший убежище еврейской семье от террора нацистов. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В 1912 году Шагал впервые выставил свои работы на Осеннем Салоне. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком.
Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Отныне он – Марк Шагал. Однако продержался он не слишком долго.
В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Шагал приобрёл известность в Российской империи. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
В конце 1940-х он освоил новую для него технику лависа (рисунок тушью с размывкой), в которой выполнил цикл иллюстраций к «Декамерону» Боккаччо. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Теперь многие его произведения были связаны с Беллой и маленькой дочерью Идой («БЕЛЛА С ИДОЙ У ОКНА», 1916, собрание семьи художника «КУПАНИЕ РЕБЕНКА»). Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж.
Им больше никто не нужен. Растроганный до глубины души, художник постарался запечатлеть прекрасные мгновения на холсте. В это время Шагал уже выполнил первые полотна «СМЕРТЬ» (1908) и «РОЖДЕНИЕ» (1909). В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии.
Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. И, наконец, в 1923 году семья Марка Шагала была приглашена в Париж, здесь художник провёл всю оставшуюся жизнь во французской Ривьере, 60 лет. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, Шагал или Чарующая буря, 1948).
В этом был весь Марк Шагал. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
В 1948 году. Марк Захарович возвращается во Францию, где сначала жил в Париже, а затем переехал на Ривьеру. Она стала одной из лучших в коллекции художника. «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Марк Захарович Шагал, картины которого уже стали широко известны, был освобожден от военного призыва. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). И вот их-то я учил рисованию. Годы на родине были насыщены событиями.
Большие, выпуклые, чёрные. Прежде всего он отправляется в Лувр. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Шагал посчитал, что 2 года в этой школе были пустой тратой времени. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Кисточки окунались в краски. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. В Париже Шагал обращался также к религиозным сюжетам («ГОЛГОФА», 1912). Репина.
В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В Париже Шагал много работал в области книги по заказам Воллара.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Там было человек пятьдесят сирот. В это время он познакомился с художниками Ж. Браком, П. Пикассо, Ф. Леже, А. Модильяни, с поэтами Б. Сандраром и Г. Аполлинером. Опыт усвоения живописи фовистов (прежде всего Матисса), с одной стороны и кубизма — с другой, был полностью переосмыслен: картины 1910-х годов отличаются динамичной пространственной структурой и особой метафорической поэтикой, позволяющей видеть в нем предшественника сюрреализма (Поэт, Музей искусства, Филадельфия Я и моя деревня, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После путешествий в Грецию Шагал открыл для себя мир античности и создал циклы иллюстраций к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» и «Одиссее».
Сам знаешь. Только в конце 1910-х он ненадолго обратился к кубизму («КУБИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»). Шагал принял сначала Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию в России, он радовался освобождению от религиозных и национальных притеснений. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. (картина Рождение ребенка 1911 г).
Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость.
Впоследствии этот храм будет часто появляться в полотнах художника. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Вскоре Шагал перебирается в Улей, своеобразный парижский артцентр, ставший приютом для небогатых приезжих художников. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.
Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. Это и Витебск и Париж одновременно. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме.
Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. С 1950-х гг.
Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. С 1920 года, по протекции А. М. В Париже Шагал поселился в знаменитом «Улье», колонии художников на Монпарнасе, где знакомится с П. Пикассо, Ж. Браком, А. Модильяни, Г. Аполлинером. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира.
отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Помимо живописных он создал в это время большое количество графических работ. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Высылать ничего не буду.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.
Женщина в работах Шагала уподоблена ангелу. — я тоже. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Такая интерпретация имела национальные корни.
Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Это Божий мир.
Однако в этом и заключается феномен творчества Марка Шагала, он умел микроскопические детали расположить так, что они вдруг начинали доминировать на общем фоне. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Как жадно они рисовали. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города.
Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона.
Он обращался к образам музыкантов и создавал самостоятельные работы на тему музыки. В то время он был в Европе. В Америке он встретился со многими представителями современной культуры, провел выставку своих работ и оформил балет «Алеко» в постановке Л. Мясина. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Бакст. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Монументальные живописные работы не отвлекли художника от занятий графикой. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.
Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Став преподавателем, Шагал не стал навязывать ученикам своих взглядов, даровав им полную свободу.
В 1944 году умерла жена Шагала. Шагал Марк Захарович (наст. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Через два месяца мистер Пэн, пораженный талантом юноши, предложил ему бесплатное обучение в своей школе.
Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись.