Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова. Творчество художника претерпевало значительные изменения в процессе его взросления и становления как личности, поэтому для того, чтобы наиболее полным образом оценить всю глубину таланта Валентина Серова, стоит подробней ознакомиться с его занимательнейшей биографией.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
"Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников.
Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Вопрос нерешаемый.
Дервиза Домотканово. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Стиль: реализм, неоклассицизм. В феврале родилась дочь Ольга.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ».
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897).
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885) — копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
С годами менялась не только художественная манера Валентина Александровича, все сильнее тяготевшего к импрессионизму и модернизму, но и его мироощущение. 1899 год — в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали. Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. Избран членом ТПХВ. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался». Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
Вот таким был Валентин Серов. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Весна и лето. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Серов становится популярным портретистом.
Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Там регулярно ставились домашние и любительские спектакли, в которых Валентин принимал самое активное участие и быстро стал любимцем публики. Самому художнику в это время было 23 года.
Женитьба на О. Ф. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Круг людей, становившихся моделями Валентина Серова, регулярно расширялся, но и это не смогло заставить мастера повторяться и писать шаблонные картины. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию.
На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. мастерство Серова-портретиста достигла апогея. В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).
А где можно было брать основной материал. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д. ), совестно становится. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни.
Знакомство с А. Н. В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде. Он слышал выстрелы, видел убитых. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Ее организовали разночинцы. Спустя год, Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза». В 1890-1900 годах Серов написал много пейзажей страны, в которых художественное направление взял романтический поворот.
Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. 18 февраля вместе с В. Д. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года — в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. 1901 год — созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Бакстом в Грецию и на Крит. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье.
Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Получает звание академика живописи. 1899. Трубниковой. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Во второй половине 20 века его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».
Репина, Т. А. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Так началась целая серия портретов императорской семьи.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Отец художника, Александр Николаевич Серов, был знаменитостью – композитор, музыкальный критик. Краткая биография того периода может быть выражена двумя словами – жизнь кочевая. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. за этюд с натуры». Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Портрет художника Левитана, например, написан в строгой классической манере. Избран действительным членом венского Сецессиона.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. Педагог это был чрезвычайно строгий. Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени.
После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). От нее веет здоровьем, безмятежностью. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Поездка с Л. С. Это случилось в 1871 году. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.
Рождение сына Антона. 1902. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном — русское портретное искусство XVIII в. ). А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог.
В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
Становится преподавателем МУЖВЗ. На тот момент Серов находился под впечатлением от полотен Врубеля и пытался реализовать некоторые особенности исполнения в своей картине. Поездка в Мюнхен и Голландию. 1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому.
Лескова (1894), композитора Н. А. 1887 год — в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. 1896 год — В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Домотканово», 1888 «Октябрь. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Работа над полотном шла три месяца. Я только высмотрел, подметил.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Каждый творец должен быть воспитан в традициях прекрасного, но не всем повезло родиться в творческой семье, как это случилось с таким замечательным художником, как Серов Валентин Александрович. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Все переломы, все повороты в мире искусства словно запечатлены в том, что написал Валентин Серов.
Просто так. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год.
Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Это произведение вместе с портретами М. Ф. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра.
Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. В июне был отставлен от руководства попечительским советом Третьяковской галереи его друг И. С. Остроухов18. Лесков (1894, ГТГ).
Вскоре Серов покидает академию. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Встречается с Л. Н. Турчанинова (1907), М. Н.
Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Биография Крамского окончилась – умер великий портретист, символ на знамени реализма передвижников, – и тут же написана картина Девочка с персиками (1887), словно наследство от автора Неизвестной получено. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»).
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». потому, что слишком уважаю её — я только не понимаю всех этих обрядов. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.
Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Вскоре после этого B. C. Домотканово". 1896. Поездка в Германию. 1903. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость.
Бенуа. В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене.
А. Коровин» (1891), «Ф. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра.
Был написан портрет императора Николая II. Репина (1892), И. И. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Переезд с матерью в Париж. После таких серьезных заказов появилось множество желающих запечатлеть свой облик на портрете, написанном именно Серовым. В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Мамонтовыми. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Матэ. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. («Н. В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. Кроме Ильи Ефимовича, в гости к Серовым часто захаживали такие знаменитые личности, как Тургенев, скульптор Антокольский, художник Ге, который рисовал для юного Валентина разноцветных лошадей. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге.
Вне соображений гражданственности, вне принципов какой бы то ни было морали общество уже слегка отвыкло что-либо чувствовать. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Это становится понятным не только по манере письма. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания.
Живет с матерью в Мюнхене. Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Гиршман. 1908. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. В 90х годах 19 века среди моделей, которые позировали Валентину Серову, насчитывается немалое количество знаменитых художников, писателей и актеров. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира.
В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства».
Далее, он практически стал членом семьи Репиных. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
Коровина (1891), И. Е. Портрет И. И. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора — В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной.
Он приехал в Терноки к своему другу В. В. Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился.
Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Валентин Серов родился в артистической семье. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора».
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках — в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Переезд с матерью в Киев. 1878.
и он долго-долго засиживался над лоскутком бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины. Надо сказать, что он и сам, вспоминая уроки своего первого и самого главного наставника, воспитал немало известных художников, среди которых: И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин и другие. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.
Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов. Домотканово, 1888, ГТГ).
"Девочка с персиками". 1888. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ).
Таманьо» (1891), «Н. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком.
В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Коровина. 1892. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц.
Среди них были и приближенные императора. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Так рождались тонкие творения мастера.
Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Совсем портретчиком становлюсь.
Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына. Рождение дочери Натальи. 1909. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. "Октябрь. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея).
Поездка с женой в Италию. 1905. В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний. В начале октября тяжело заболел, даже написал завещание но операция, проведённая в хирургической лечебнице А. В. Чегодаева 25 ноября, показавшая, что было прободение желудка и перитонит, прошла удачно— художник остался жив. в зеркале у края холста). Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. Обучение в гимназии К. И. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем.
и жанром («Заросший пруд. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Валентина Семеновна имела прогрессивные нигилистские взгляды и была приверженкой идей писателя и общественного деятеля Чернышевского, которые подразумевали свободу и равенство. Далее, с 1875 года, уже в России, куда вернулся и Репин, стал скитальцем по воле матери Серов Валентин Александрович. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Поездка в Париж. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885 г. за этюд с натуры». Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича).
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. От Чистякова эта серовская вдумчивость письма. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Мамонтовой. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Римского-Корсакова (1898). Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств.
Биография, личная жизнь и даже дружеское общение в которую не вписываются из-за всепоглощающей работы, наполняется только творчеством. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. В них не содержится каких-либо значительных исторических событий, художник стремится передать дух эпохи. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты».
После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). 1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Детская тема играет важную роль в творчестве художника.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Лишь через три года занятия с Репиным продолжились. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Биография, личная жизнь могли бы сложиться радужно и блестяще.
Однако исходя из его собственного высказывания, по другому писать он не столько не умел, сколько попросту не любил. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Морозовой и С. М. 1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). 1886 год — в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Мамонтова, И. Е. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях.
Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства».
В доме Серовых бывали люди большого искусства, в этом кругу и прошло детство русского художника. Репиным. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Поездка в Рим и Париж. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина. Петр I Портрет Г. Л. и Ю. С.
Коровиным. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. От него ждали аналогичного началу и продолжения: столько же солнца.
Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января.
В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н. Я хочу, хочу отрадного. 1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. 1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. Трубниковой (1865-1927). Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. Автопортрет, созданный в эти годы, поражает зрителя глубиной самоанализа молодого художника.
Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом. Начало систематических занятий с И. Е. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным.
Репина. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года.
Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». Кнебель с просьбой написать картину из Петровской эпохи для затеянных им изданий школьных исторических картин. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Выходит из ТПХВ. Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Портрет жены его Ольги Фёдоровны, например. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
В феврале родилась дочь Ольга. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. – писал Серов из Венеции своей невесте. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. По рекомендации Репина в апреле Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, Софьи Андреевны, получив за него 600 рублей.
Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Поздняя любовь – в сорок три года Александр Николаевич женился на семнадцатилетней ученице Валентине Бергман – была вознаграждена рождением единственного сына. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров».
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел.
Становится членом "Мира искусства". Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества.
Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно.
Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). Одна из его ранних картин «Заросший пруд. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. Мая. 1876.
Знакомство с семьей Мамонтовых. Произошло это спустя пять лет после поступления. Портреты Ф. Таманьо, К. А.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). В более поздних произведениях художественный метод Серова, оставаясь реалистическим, включает черты модерна. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год).
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Знакомство с К. А. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков.
Остроуховым, М. С. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр. Родился сын Георгий. Левитана.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». С сентября десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Санкт-Петербурге. Но в этом жанре – пленэрном – Серов уже всё показал, что хотел. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Хотя, надо сказать, что даже эти две первые картины значительно отличаются друг от друга манерой письма.
Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». Поездка в Париж. 1907. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье.
Таковы «А. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Рождение сына Александра. 1894. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос.
В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Родился сын Георгий. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни.
Он изобразил своих старших сыновей. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». такую же безмятежность.
Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Орловой.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. 1905 год — В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905 г. Валентин Серов вышел из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. Возвращение в Москву. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности. С начала 1900-х гг. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
заменялся кодексом. Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». Возраст модели другой, мироощущение – соответственно. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба.
Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Утренняя девочка и девушка в полдень. Поездка в Крым и Сочи с В. Д.
Многие ожидали от него полотен со сходными сюжетами, которые так понравились широкой общественности, однако Валентин решил двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом, расширяя новые горизонты в творчестве. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Левитана (1893), писателя Н. С. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция.
Когда Валентин был маленьким, в его семье часто ставились всевозможные любительские спектакли, концерты и чтения. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей.
Рождение сына Михаила. 1897. Мазини» (1890), «К. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.
В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Поездка в Берлин и Париж. 1910.
1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Серов казался между ними просто любимцем богов. Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера.
Биография творца на этом моменте пополнилась еще одним важным событием: художнику поступил крупный заказ от харьковских дворян, желавших приобрести портрет царя. Ему настолько понравилось это место, что он купил себе участок в деревне Ино, выстроил двухэтажный дом и приезжал туда каждый год. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
В 1900-е гг. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Вот и остался почти в одиночестве Серов Валентин Александрович.
В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой». «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством.
Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Работы Серова, в свою очередь, были высоко оценены не только коллекционерами, но и самими художниками, что вывело его в число однозначных лидеров. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.
Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. Вот таким образом немудрено, что Серова окружающие любили. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой.
Смерть отца. 1872. Рождение сына Георгия. 1895. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. К тому моменту, как Серов покинул учебное заведение, он являлся постоянным участником культурных мероприятий в Абрамцеве. Поездка в Вену и Италию с И. С. По рекомендации Репина в апреле Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, Софьи Андреевны, получив за него 600 рублей. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Продолжение занятий с Репиным. 1880. Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан. А тут – радость. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911).
Акимовой (1908). Здесь они спокойно созерцают что-то в мире своих безмятежных детских фантазий. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм.
Н. Ермолова», 1905 «Ф. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Возвращение в Россию.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Мать будущего художника также была известной личностью. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ).
В 1874 году Валентин Серов вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И. Е. Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины.
«Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Портрет O. K. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Был написан портрет императора Николая II. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Картина создавалась в весьма сходных условиях с теми, при которых писался вышеупомянутый шедевр в Введенском поместье, расположенном неподалеку от Москвы.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Он также увлеченно пишет детские портреты. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. В доме Серовых всегда было шумно и весело.
Дервизом. 1885. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. 1903 год — 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Тонкий психологизм, умение увидеть и показать, коего духа человек перед ним, делают Серова ведущим портретистом России. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Единственным развлечением будущего мастера были только занятия – самостоятельные и с учителем.
Им также был издан журнал «Музыка и театр». В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Композиционным центром картины является лицо девочки, с лукавым взглядом, чуть искоса глядящей на зрителя.