Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать себя в другом деле – в области политики. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален19. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Художники Возрождения для этого пытались реализовать замкнутую форму имеющую идеальную законченность сферы или цилиндра.
Из античности почерпнуты два постоянных сюжета живописи Рубенса— вакханалии и триумф после боя, которые символизировали для него две взаимодополняющие стороны бытия, природную и возвышенно-человеческую129. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.
Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Игнатия (ныне посвящённой св. Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы».
О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Художник никогда не отказывал живописцам, если те просили его прийти взглянуть на их работы. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Рубенс прекрасно разбирался в искусстве и истории материальной культуры и в этой области выделялся даже в кругу своих друзей-учёных. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Рубенс накладывал краску жидкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивал подмалёвок или тон грунта92.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. На заседании Верховного совета в Брюсселе недовольство фламандского дворянства испанской политикой озвучил именно Рубенс178. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Возможно, это труды Сенеки.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно.
Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. 24 января 1633 года на заседании Генеральных Штатов епископы Ипра и Намюра потребовали разъяснить, какое место в их делегации занимает Рубенс. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Как правило, портрет был только началом большого заказа, например, для украшения дворца или надгробия.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. Его талант был сразу же замечен.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса225.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.
А ведь оно только одно из многих. Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». У Питера Пауля Рубенса была обширная библиотека, благодаря которой художник был прекрасно знаком с античной культурой. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
В статуях и рельефах древних Рубенс стремился открыть не только технику построения фигуры, но и сам пульс давно ушедшей жизни. В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Несмотря на заказной характер этой работы и на то, что художнику предстояло рассказать о жизни ничем не примечательной особы, талант и изобретательность помогли ему создать замечательный декоративно-живописный ансамбль.
Впрочем, внешне в жизни Рубенса мало что изменилось: он много времени проводил за заказами в мастерской, принимал за обедом антверпенских буржуа, председательствовал в Обществе романистов. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией».
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
С наслаждением писал местные пейзажи. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Эта же комната служила и личным кабинетом. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
По этому праву незаконное воспроизведение гравюр Рубенса в Голландии каралось конфискацией тиража и штрафом в 100 флоринов. В июне 1627 года король Филипп передал полномочия вести переговоры с Англией эрцгерцогине Брюссельской, датировав указ 24 февраля 1626 года176. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Губерта, Диану на охоте и подобное.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции Воздвижение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. По его поручению в 1603 посетил Испанию.
В частности, были убраны бойницы. Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Но Идас камнем сразил Полидевка. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Внимание Рубенса привлек и колоризм Тициана, Тинторетто и Веронезе, а также «люминизм» Караваджо и все эти впечатления чудесным образом переплавлены у него в живописный язык, проникнутый большой чувственной теплотой, с наполненным светом и блеском колоритом, где формы обозначены крепким рисунком, уже включенным в композиции барочного типа, но еще дышащим классическим равновесием и эпическим духом.
Но Рубенс никогда не был педантом. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Доброклонский и Н. Н. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Необходимые ему образцы и учителей он мог найти только в Италии, где к тому времени находился его брат Филипп.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника89.
В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи.
Художник скончался в 1640 году. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Основная тематика, конечно, – образ юной жены.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Лекуре, «доходило до угодничества». В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Вследствие болезни он был практически парализован. Нам несказанно повезло, так как эта коллекция является одной из лучших среди всех музеев мира.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27 100 флоринов— среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и тринадцать холстов Рубенса.
Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс. Критик Э. Фромантен отмечал прежде всего воздействие стиля Тинторетто с его подчёркнутой театральностью, а также Микеланджело— монументальность фигур и тщательная проработка каждой группы мыщц106. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Известно, что художник зарисовывал сцены с арки Константина, колонны Траяна, стремясь к точной передаче осанки, выразительности жеста и поведения римлян.
Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.
Не гнушался он и заказами от скульпторов: в частности, Лукас Файдербе все свои статуи создал по эскизам и моделям Рубенса. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. У иезуитов Питер получил отличное знание латыни и классической античности и проявил незаурядные способности лингвиста: он одинаково свободно читал, писал и говорил на родном нидерландском, латинском, французском и итальянском языках и в той или иной степени был знаком с немецким испанским и английским языками12.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Женщины Рубенса являются частью природы и представляют более оптимистический взгляд на природу, нежели античный. Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Карлу Борромео). Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции. Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Впрочем, позволить себе украсить дом «рубенсовскими» полотнами могут не только обеспеченные поклонники его творчества. К 19 мая 1622 года была готова концепция предстоящей работы, что вызвало сильное недовольство в художественном мире Парижа, был даже запущен слух о смерти Рубенса, который он опровергал лично156. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». 10-летнего Питера отдали в обучение в иезуитскую школу, хотя до того он не выделялся особыми способностями11. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Художник дважды был женат. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Представители семейства его отца— Яна Рубенса— были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери— урождённой Пейпелинкс— занимались ковроткачеством и торговлей3.
Десятилетием позже Д. Веджвуд отмечал, что, по-видимому, Рубенс лучше, чем какой-либо другой художник в истории искусства достиг мастерства в изображении живой плоти. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). В возрасте 23 лет Рубенс прибывает в Италию, которая уже в течение нескольких лет является землей обетованной всего европейского искусства. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта.
Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Луки. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения.
Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. К великим современникам лично Рубенс не испытывал интереса и не предпринимал попыток встретиться в Риме ни с Гвидо Рени, ни с Караваджо или Аннибале Карраччи. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Питер Пауль Рубенс разработал метод, который впоследствии вошёл в арсенал всех академических школ живописи: он рисовал античные статуи и копировал работы предшественников, пока полностью не усваивал идеал завершённости формы. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. В отличие от тициановского портрета Карла V, Рубенс придал композиции больше динамики, направив всадника прямо на зрителя.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз». 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Он также получил паспорт, предписывающий всем голландским судам не чинить Рубенсу препятствий. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Соперничество кончилось трагедией. Очевидно, он был любимым ребёнком, поскольку единственным из всех детей Питера Пауля удостоился упоминания в переписке. Антверпенский период.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Рубенс заботился о своих авторских правах. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». По приказу короля для Рубенса оборудовали студию во дворце и Филипп IV навещал его ежедневно, хотя общество фламандца явно привлекало монарха больше, чем его искусство. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Брак был заключён с большой поспешностью. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз.
С 1610 по 1620 год по заказу антверпенских помещиков Рубенс исполнил около десяти картин на охотничьи сюжеты, на считая картин со львами, религиозное изображение покровителя охотников св. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
На заднем плане в окне виден пейзаж. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Этот Государь изумил меня, доказав, насколько он хорошо осведомлён о малейших подробностях качества и числа подарков, предназначенных тому или иному лицу кроме того, он весьма польстил мне, сказав, кто я, откуда родом, каково моё ремесло и какое место я занимаю в нём.
Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи.
Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками.
В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. В них начисто отсутствует мистика.
Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. В июле 1627 года Рубенс выехал в Голландию для встречи с Жербье, обставив её как увеселительную поездку. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством.
Именно он привил Питеру Рубенсу вкус к античным классикам и внушил идею, что талант не сможет проявить себя без могущественных покровителей24. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений.
А над ним сияющая богиня славы. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Уже в первые годы своего пребывания в Антверпене Рубенс открыл мастерскую, можно даже сказать художественную школу. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. На королевской аудиенции Филипп IV не выразил особенного восторга работами Рубенса, 28 сентября предстояло заседание королевского совета по вопросу, следует ли давать ход переговорам с англичанами. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Особенно много нареканий вызвал обнажённый Меркурий, помещённый в сцене подписания Ангулемского соглашения между кардиналом Ларошфуко и де Гизом160. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Все это тайна велика есть. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Однако по ряду обстоятельств картина была представлена заказчику на Троицын день 5 июня 1605 года41. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Прототипом, возможно, послужила копия Афродиты Книдской Праксителя в зарисовке Рубенса, сохранившейся лишь в копии118. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Связь с античностью проявлялась не только в строе художественной мысли Рубенса, но и во множестве конкретных деталей. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. В числе его пунктов значились статьи о прекращении военных действий и режиме свободной торговли между Англией, Испанией, Данией и Голландией на период подготовки и надлежащего оформления договора. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Быстрота работы мастера поражала современников.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. В итальянский период Рубенс ещё не достиг творческой зрелости, почти все критики единодушно заявляли, что его итальянское творчество не вполне самостоятельно и отмечено сильным влиянием шаблонов Болонской академии6162.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Рубенс по-прежнему воспринимал мир как всеобъемлющее единство, центром мироздания для него являлся человек, которого следовало прославлять всеми возможными способами139. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне.
Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
Кроме того, он получал 3173 флорина государственной ренты из доходов от Брюссельского канала. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Для Рубенса— как и для любого крупного мастера— выходом являлось создание типа и для изображения женского нагого тела он сделал то же, что Микеланджело— для мужского. Он обладал обширными познаниями в науках, свободно владел несколькими языками интересовался литературой и философией, превосходно знал античную историю, мифологию, литературу и искусство. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Художник направил в Рим и Ломбардию агентов, которые копировали для него нужные архитектурные образцы. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
Рубенс похоронил жену возле матери и украсил надгробие изображением Богоматери с младенцем и эпитафией собственного сочинения. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Отпевание состоялось 2 июня.
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Неужели она была настолько скромна. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. В середине 1630-х годов небольшое поместье в Экерене, принадлежавшее Рубенсу, пострадало из-за прорыва дамбы, вдобавок, оно располагалось в прифронтовой полосе и подвергалось грабежам.
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»).
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Длительное нахождение в Италии (1600-1608) с поездками в Венецию, Мантую, Рим и Геную стало решающим этапом в художественном формировании Рубенса: он получил опыт непосредственного знакомства с классической античностью и с ренессансным классицизмом, равно как и со всем разнообразием современных ему явлений в культуре.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Именно к этом меньшинству традиционно относятся картины Питера Пауля Рубенса: после появления полотен этого автора стали говорить о барокко, а выражение «рубенсовский стиль» стало практически нарицательным.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. По словам Ч. Веджвуда, выбор первого учителя живописи— пейзажиста Тобиаса Верхахта— был в значительной степени случайностью: тот был женат на родственнице Марии Рубенс. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Рубенс добивался аналогичного эффекта посредством перекрывающих друг друга линий и лепки заключённых в них форм. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Речь шла о «Воздвижении креста». Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Там же были выставлены готовые произведения хозяина дома, которые гости могли обозревать и с деревянного балкона. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Любимов). М. Лекуре задавалась вопросом, можно ли считать Рубенса художником барокко и признавала, что это понятие, с трудом поддающееся временному и пространственному определению, удачно демонстрирует его двойственность.
Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Рубенс всегда заключал с заказчиком договор, в котором оговаривалась желаемая сумма, размер картины и её сюжет. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.
Франс Снейдерс в течение 30 лет писал для полотен Рубенса животных, цветы и плоды в завещании великого фламандца Снейдерс был назначен распорядителем его имущества99. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Картина была подписана обоими художниками104. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. По дороге он заглянул в свою мастерскую в Антверпене и захватил с собой шурина Хендрика Бранта. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632). Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Луки214.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Действительно, у общепризнанного «короля живописи» было много подражателей, но никому не удалось передать на своих полотнах столько кипучей энергии, движения и до предела заряженной атмосферы.
Многие жители покидали разоренную войной страну. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Никулин. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
В сравнении с лихорадочным экстазом блаженных великомучеников Сурбарана умирающие праведники Рубенса выглядят поразительно бодрыми. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.