Современные исследователи масонства утверждают, что Н. К. Рерих был масоном. 237238239 Согласно биографии художника, написанной историком Дубаевым М. Л. (серия ЖЗЛ), Николай Константинович вступил в 1930-х годах в США в масонскую (розенкрейцеровскую) ложу, получив сразу высшую степень посвящения240.
Картины, написанные Николаем Константиновичем Рерихом во время пребывания на Алтае или впоследствии, но тоже посвящённые Алтаю, можно объединить в «Алтайский цикл». Уже выполненная в Академии дипломная работа — историческая картина «Гонец» — была сразу же приобретена Павлом Третьяковым и к Рериху пришла известность. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича.
Также парень интересовался изучением камней. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Во время экспедиции Рерих и его сын Юрий не только формально сотрудничали с эмигрантскими организациями, такими как Военно-Монархический Союз, Военно-Казачий Союз, Легитимисты, но и предпринимали конкретные шаги, например, оказывали финансовую помощь Сибирскому Казачьему войску и купили газету «Русское Слово» для Российского Общевоинского Союза. Духовное учение, провозглашенное Николаем Рерихом и его супругой Еленой, носит название Агни-Йога (или Живая Этика). Рерих давно тяготел к монументальной живописи.
Какое отношение имел доктор к Братству и к Шамбале. В своих книгах Н. К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов.
Уже после первой экспедиции Рерихи поселились в индийской долине Кулу. Рерих очень много писал и его картины часто становились предметом внимания многих тогдашних ценителей живописи, очень часто проводились выставки его работ в «Союзе Русских художников», Академии художеств и в «Мире искусства» и даже — за границей. С 1936 года начались письма, запросы. Подписание Пакта Рериха получило большой резонанс и в Америке и в Европе.
Его рассказы даже издавались в таких журналах как Русский охотник, Природа и охота. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга.
Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Предполагалось, что биография руководителя экспедиции Николая Константиновича Рериха читателю книги должна быть известна, вот таким образом говорилось исключительно о его достижениях как художника и мыслителя, а также о том, что «культурное наследие Рерихов еще долгое время будет объектом всестороннего изучения и нет уверенности, что оно когда-либо будет сполна освоено и до конца понято.
Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж), Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии, Литве и т. д. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Последний центр был для нас всегда источником непреложного знания и истины. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи.
В конечном итоге, он достиг высочайшего мастерства в этом жанре. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100.
Выставки имели исключительный успех. С 1936 года Николай Рерих вместе с семьёй живёт и работает в своём доме в Кулу. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём.
Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Свой путь живописца Святослав Николаевич начинал как портретист. Биография, написанная Эрнстом фон Вальденфельсом, основана на обширном биографическом материале: документах, свидетельствах современников и их переписке, литературном и эпистолярном наследии самого художника. Рерихи переезжают в Америку. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента.
Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Г. Г. Шклявер извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и др. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. Однако Нобелевскую премию Рерих снова не получил, а 23 июня в Америке разразился скандал, спровоцированный статьёй пекинского журналиста Джона Пауэлла в газете «Чикаго Трибьюн» и касавшийся Маньчжурской экспедиции Рериха. Осенью 1920 года по приглашению С. П. Дягилева Рерих оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: Пер Гюнт Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), Тристан и Изольда Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), Весна священная И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), Князь Игорь А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). Конкурсы детского рисунка, которые проводились в школе ежегодно, этому способствовали. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др.
Масло покупали французские и швейцарские парфюмерные предприятия. Большое внимание также уделялось художественному воспитанию. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46.
Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Ждали вестей»154. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». С 1929 года музей и все рериховские учреждения размещались в специально построенном здании на месте прежнего музея— 29-этажном небоскрёбе Мастер Билдинг.
Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование. Николай Рерих сотрудничал с литературными и художественными изданиями, занимался оформлением книг (иллюстрации к поэме Александра Пушкина Руслан и Людмила, произведениям Мориса Метерлинка Принцесса Мален, Слепые и др. ), созданием театральных декораций и костюмов (Снегурочка Николая Римского-Корсакова Князь Игорь Александра Бородина, Пер Гюнт Генриха Ибсена и др. ). Рерих всегда был рыцарем Красоты и много делал для ее сохранения и приумножения.
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. В 1922 на сцене Чикагского оперного театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в оформлении Рериха. Дягилева в Париже). Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус.
Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир — «Державой Рериха». С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. С 1892 года он провел археологические работы по старорусским губерниям: Петербурской, Псковской, Ярославской, Смоленской.
Эти названия глубоко поэтичны, они играют важную роль в восприятии произведения. Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. С 1929 года музей и все рериховские учреждения размещались в специально построенном здании на месте прежнего музея — 29-этажном небоскрёбе Мастер Билдинг. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.
Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики».
Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Девушка стала для художника не просто спутницей жизни, а настоящей музой. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947).
учение Агни-Йоги (Огненной йоги), отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Прошлое и настоящее измеряется будущим: «когда зовём изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего».
Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. Со страниц этого фундаментального исследования, получившего большой резонанс в Германии, предстает сложная личность Николая Рериха – таинственная, овеянная мифами. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией Царица Небесная на берегу Реки Жизни, где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а ещё панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы. В 1928 году Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха).
На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство. », – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Для этого 24 октября 1935 года он разослал серию писем официальным лицам и послам латиноамериканских государств и практически всех европейских держав, сообщая о «тех, кто фанатично продолжает свою политику, возвышая имя, а не идеал» (всего в 57 стран).
Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Все свои философские труды художник посвящал ей –«Елене, жене моей, другине, спутнице и вдохновительнице». В 1936 году в Нью-Йорке проходит защита первой докторской диссертации о педагогическом методе Рериха146. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. К сожалению, после смерти художника она практически не сохранилась.
Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916 — для теософского центра в Петербурге). При этом с 1907 года является сотрудником журнала «Старые годы», с 1910 по 1914 год выступает ведущим редактором многотомного издания «История русского искусства» под общей редакцией Грабаря, а в 1914 году — редактором и соавтором большого издания «Русская икона». По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г. ) и в Императорскую Академию художеств.
В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. закрепляется строгий манера Рериха-художника. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917 г. Братство».
При Рерихе увеличилось число женских классов, был создан женский этюдный класс. Экспедиция продолжалась до 1928 года. А немного позже Рерих становится вице-президентом отцовского музея в Нью-Йорке. Они могут быть истолкованы в различных аспектах. Специально для этого документа Рерихом была разработана особая символика – Знамя Мира. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году — одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха.
Генри Уоллес на следующий день после подписания Пакта обратился с письмами к 15 адресатам, в том числе к вице-президенту Комитета по Нобелевским премиям мира Бернарду Хансену, а также к самому президенту доктору Фредерику Стэнгу, выразив официальное мнение, что «профессор Рерих мог бы стать наиболее предпочтительным кандидатом на Нобелевскую премию мира». Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника.
Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В числе первых его театральных работ – оформление оперы А. П. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Продуктивной работе способствовал дар духовного синтеза, которым обладал художник.
Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. В своём доме семья Рериха отчётно слышала выстрелы, мирная жизнь подошла к концу, в музее «Шах Манзил» в городе Хайдарабаде мусульмане устроили погром и пожар, в результате которого сгорело 11 картин Рериха и его сына Святослава. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. От своего внучатого дяди, великого фельдмаршала Михаила Кутузова она взяла железный характер и жизненную мудрость, а от матери Екатерины Голенищевой-Кутузовой — глубокую девичью красоту.
Рерих писал ее с первой встречи с Гималаями до конца жизни. Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. Святослав высоко ценил эту награду, так как получил ее из рук отца. При школе организуется ряд мастерских (рукодельная и ткацкая (1908) иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913) и др. ).
Число экспедиций в Тибет в первой половине прошлого столетия можно сосчитать по пальцам. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола.
В 1907 дебютировал как театральный художник, оформив спектакль «Три волхва» в Старинном театре в Петербурге. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. В 1914 принял участие в оформлении спектакля «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (антреприза С. П. Дягилева в Лондоне).
Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир».
Но главное, как писал Николай Константинович, «Снегурочка» показала «часть подлинной России в её красоте». Именно он может строить светлое будущее своей страны». «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он.
Выполненные в традициях национальной русской живописи, эти картины, отличающиеся выразительной композицией, мастерским рисунком, красочной декоративностью принесли Рериху известность. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. А уже в декабре 1924 года он возвращается в Индию.
Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. Однако конфликт между Рерихами и Хоршем, начавшийся в 1935 году, привёл к закрытию музея. С 1977 года Рерих активно оказывал финансовую поддержку школе. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением, а также давались указания о недопустимости насильственной общины.
Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми (1907) изображение св. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н. К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею и объявляет себя его владельцем. Он называл ее эманацией скрытых вибраций, которые лежат в корне всех великих произведений искусства. С особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны.
В своих книгах Н. К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней».
В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси). «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В 1908 создал эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для постановки на сцене Opera Comique в Париже. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. У Рериха был своеобразный литературный талант. Именно он может строить светлое будущее своей страны».
В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России» — в Лондоне, а затем в Уортинге. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности.
Школа расположилась в городе Бангалор. Летом 1910г. Н. К. Большинство текстов принадлежат жене художника Елене или его почитателям, сравнивающим Рериха с Леонардо да Винчи или превозносящим его как «спасителя России». Книги художника затрагивали разные области знания. Четырежды — в 1908, 1912, 1919, 1921 годах — обращался Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены.
В 1911 для антрепризы С. П. Дягилева в Париже написал панно «Сеча при Керженце», сопровождавшее музыкальный антракт с аналогичным названием из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова, эскизы декораций для комедии «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега (Старинный театр). Его творчество явление исключительное в истории русского и мирового искусства. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. На смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов Цветы Мории (1921). Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе.
В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого майкопского кургана «Ошад». С 1905г. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед.
Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха.
В Америке Рерих встречается также с президентом Гувером, но все эти земные почести не приносят Николаю Рериху радости, он чувствует что не выполнил своего предназначения, не исполнил завет его учителей. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929.
Он много писал о при-роде, об искусстве. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Разуверившись в Рерихе, Уоллес даже попытался переименовать Пакт Рериха. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.
А вот об экспедиции какого-то Н. К. Рериха я до той поры никогда не слышал. Тибет», «Гималаи. По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927—1928 гг. ).
Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Произошли существенные изменения и в учебных программах. Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы космические образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всеабсолютного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
В них таинственность принадлежит сюжету, выраженному в названии картины. Одним из первых произведений, взволновавших воображение молодого художника, была симфоническая картина «Садко».
Ее символика — для узкого круга посвя-щенных. Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии — религия искусство и наука в круге культуры. XX столетия был самой недоступной страной мира. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Иконописную мастерскую возглавил известный иконописец из Мстёры Д. М. Тюлин. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США».
Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Мать собирала для него всяческую литературу и даже чучела животных. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились).
Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая сейчас без малого только темперой) пишет сию минуту немного картин, которые слагаются в единые циклы, подчиненные одной сущности, спаянные в незыблемом соответствии красок и формы как ожерелья из самоцветов (по его собственным словам из притчи Пламя, 1918). Великие произведения, как считал Рерих излучают невыразимую ауру. Вот и устояли. Рериха, где бы их не было.
Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной.
Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России.
В 2002 году рериховское движение пережило раскол, во многом обусловленный спорами о рериховском наследии. В конце 1910-20-х гг.
Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве «Западного Далай-ламы». Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России.
Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Впоследствии Николай Константинович вновь обращается к этому образу: Садко становится одним из героев декоративного панно «Богатырский фриз» (1909). Ждали вестей». Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха.
С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. Основной темой его творчества в этот период становится русская история.
В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. В Академии художеств Рерих стал посещать мастерскую А. И. Куинджи. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке.
30 мая 1934 Рерих с сыном прибыли в Харбин, откуда стартовала научная часть экспедиции, состоящая из двух маршрутов. В 1957 состоялась посмертная выставка произведений Рериха в Москве. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. В основном, они представляли собой сборники статей и очерков. Рерих написал его в 35 лет.
После масштабного путешествия по городам России, Рерих продолжает путешествия-исследования по русским городам и уже в 1904 году посещает города вдоль Волги, Можайск, Саввино-Сторожевский монастырь, заканчивая своё путешествие в селе Талашкино под Смоленском (владение Марии Тенишевой), где совместно с Малютиным, Врублем, Бенуа, Коровиным, Репиным и т. д. на практике реализует проекты по возрождению древнерусских традиций в искусстве и народных русских промыслов. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском государственном художественном музее.
В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий как гуманитарных, так и естественнонаучных Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати от санскритского слова, означающего утренняя заря) в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. В 1949 году Третьяковская галерея получила ряд картин Рериха, ранее находи-вшихся в Русском культурно-историческом музее в Праге. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Существенное влияние на творчество мастера оказала русская икона. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие.
«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914) — уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед.
Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит. », «Ленинград устоит. », «Сталинград устоит. ».
Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. В 1923 в Нью-Йорке открылся музей Николая Рериха.
Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве».
В ней могли учиться дети возрастом от трех лет. Посылали книги. Им была оформлена церковь Св. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры.
Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация — Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Картины он хранил в своем собрании и продавал исключительно музеям. В 1897 году, при выпуске из Академии, 23-летний Николай представил свою дипломную картину «Гонец», которая по праву считается первой серьезной работой художника. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон.
В конечном итоге, его коллекция будет поистине уникальной. Действительно карьера Рериха складывалась на удивление удачно для его возраста. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс.
Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Кроме всего прочего, художник написал порядка 30 портретов отца.
Также юный Николай увлекался весьма необычным хобби, археологичесскими раскопками. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги Алтай-Гималаи (1927), Сердце Азии (1929) и Шамбала (1930). Много сил отдал Рерих театру.
С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев», появляется коллекция японского искусства. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии.
В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947).
Тематику творчества Рериха определяли интерес к истории славянской языческой Руси, русскому и скандинавскому эпосу («Идолы», «Гонец», «Поход Владимира на Корсунь», «Славяне на Днепре», «Песня о викинге»), а с 1920-х — к восточному фольклору, восточным религиям («Кришна», «Гуга Чохан», «Майтрея Победитель»). Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству, занятия хора.
Государственный департамент США счёл пакт «бесполезным, слабым и неисполнимым». Теплые воспоминания и признательность к нему Рерих пронес через всю свою жизнь. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Как художника и мыслителя, его, в первую очередь, привлекали тайны рукотворной красоты. Во-вторых именно Константин, отец которого был неизвестен, в качестве восприемников удостоился сразу троих уважаемых в Паплакене людей: врача, амтмана и мельника (в то время как, например, крещение второго ребенка прошло в гораздо большем соответствии с общественным положением Констанции и было засвидетельствовано пастухом и шорником). В Америку было направлено 2000 посылок семян.
(обе постановки для антрепризы Дягилева, Париж, театр Шатле). Рерихи переезжают в Америку. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Творческий тандем старшего и младшего Рерихов можно увидеть на круглогодичной выставке «Рерих — отец и сын» в Международном центре-музее им.
Лишь одним из многих примеров может служить цикл Майтрейя, тот, что Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей). Благодаря этому картины Святослава выглядят так живо и притягательно. Она также привозила сыну различные камни и минералы. В 19 лет он стал главой Международного художественного центра под названием Corona Mundi.
Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Используя поразительные возможности темперы не только известных европейских фирм Лефранка и Джордже Роуней, но и ла-маистских художников Монголии и Тибета, он раскрывал ее широчайшую цветовую амплитуду от мягких, бархатных тонов в картине гол-ландцев (их произведения он коллекционировал), но мы не найдем ни в одной работе Рериха ни подражания им, ни их влияния.
В последнем учреждении в 1898—1903гг. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. Поэзия Рериха сокровенна. В 1913 оформил спектакль «Принцесса Мален» М. Метерлинка в Свободном театре в Москве, балет «Весна священная» на музыку И. Ф. Стравинского (антреприза Дягилева, Париж, театр Елисейских Полей).
Высоко оценили культурную деятельность и философское наследие Николая Рериха и его семьи такие деятели науки, культуры и высших государственных органов как председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко, Чрезвычайный и Полномочный посол, академик РАЕН Александр Кадакин, академик РАН, член Президиума ВАК, заслуженный деятель науки РФ Евгений Челышев, Президент Российской академии естественных наук, заслуженный деятель науки и техники России О. Л. Кузнецов, академик РАН, Председатель Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, председатель Совета Федерации Михаил Николаев, академик РАН, президент ВАСХНИЛ, министр сельского хозяйства Латвии Александр Никонов, академик РАН, президент Российской Академии космонавтики им. В том же 1919 году, Рерих с семьей приезжает в Лондон, рассчитывая оттуда осуществить свою давнюю мечту — отправиться в Индию. Писали в Комитет по делам искусства. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.
Их результатом стала обширная коллекция археологических находок. Благодаря им у художника были средства к существованию. Рерих разделял распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма и проанализировав тенденции мировой политики и собранные в Центральноазиатской экспедиции пророчества, приходит к выводу, что середина 1930-х годов может ознаменоваться разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Здесь его могло привлечь многое – и неповторимая прелесть образов и отражённое в сказке миросозерцание древних славян и общий радостно-солнечный колорит. Свои философские проповеди он издает в книгах Держава Света (1931) и Твердыня пламенная (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах Матерь Мира (1924) и Мадонна Орифламма (Владычица Знамени Мира, 1933).
Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях — финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины.
В Индии молодой художник начал коллекционировать произведения восточного искусства. Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. Будущее показало, что молодой человек не ошибся.
Один из них был куплен Люксембургским музеем в Париже. Рассвет в горах»). Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). Некоторые работы из гималайской серии можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте.
Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Экспедиция продолжалась до 1928 года. Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Концепция школы базировалась на нравственно-этическом воспитании по особой методике.
Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В это время проявился интерес Рериха к восточной философии и философии Л. Н. Толстого. «Гонец» заслужил не только высочайшую оценку Комиссии, но и одобрения самого Третьякова, который приобрел работу для своей галереи.
Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Как отмечал сам Святослав Николаевич, педагоги данной школы старались с младых ногтей вести новое поколение по следам восхождения, давать им мысли и идеи крупных философов. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры55. Здесь он познакомился с древним и современным (на тот момент) индийским искусством, а также архитектурным наследием страны. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте.
С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Бородина Князь Игорь (антреприза С. П. Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества».
Он стремился прежде всего развить в своих учениках чувство деко-ративности цвета. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Николай Рерих родился в Петербурге в семье обрусевших немцев.
Художественное наследие Рериха огромно. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото.
Работают экспозиции, посвящённые Музею им. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. С раннего детства Рерих интересовался естественными науками (зоологией, орнитологией) и проявлял свои художественные способности. Для Рериха ею стала Елена Ивановна Шапошникова известная как Елена Рерих. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Образцами для талашкинских мастеров служили пред-меты русского народного творчества. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины.
В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В квартире же остались проживать бывшая домработница Н. К. Рериха и её муж, которые категорически отказались отдавать не принадлежавшие им ценности. За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов.
В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати». Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). В 1926-28 сквозь Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами. В процессе подготовки экспедиции Рерихи совместно с американским бизнесменом Луисом Хоршем создали в Нью-Йорке две деловые корпорации — «Ур» и «Белуха», которые имели целью проводить широкое деловое предпринимательство на территории Советского Союза. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким).
Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). В 1909 выполнил эскизы декорации и костюмов для «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, эскизы декораций, совместно с А. Я. Головиным, для оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова.
Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом.
В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. Я. Рудзитис).
В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. После окончания Академии он женился на Елене Ивановне Шапошниковой, правнучке Михаила Кутузова, которая стала его спутницей на всю оставшуюся жизнь. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933).
Какие же «легенды о русской жизни», воплотившиеся в музыке любимого композитора, были близки Николаю Константиновичу. По свидетельству С. Н. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку с индологом В. В. Голубевым. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 27 сентября (10 октября) 1874 года.
Результаты изысканий один из участников экспедиции, ботаник Й. Л. Кенг, опубликовал в «Журнале Вашингтонской Академии наук». В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Так было собрано несколько фраз.
Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года.
В 1913 они обсуждают планы совместной экспедиции в Индию с целью изучения общности русской и индийской культур49, проект создания музея индийской культуры в Санкт-Петербурге. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних — апартмент-отель. В своих книгах Н. К. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. Все это очень заинтересовало меня.
В конечном итоге Индия победила и обрела долгожданную независимость. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Тем неистовее его сын Николай позже будет утверждать обратное. Наконец — чудо.
В 1923 году Святослав Николаевич впервые посетил Индию. С 1936 года начались письма, запросы.
По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению её руководителя, Рериха имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Рерих в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и философские темы. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н. К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир».
В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Писали в Комитет по делам искусства. «Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость» (Р.
В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25).
Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже). Находясь во время экспедиции в Москве, Николай Рерих хотел добиться регистрации, в соответствии с советскими законами, корпорации «Белуха» для разработки месторождений. В последнем учреждении в 1898—1903 гг.
С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. Тенишева предложила Рериху расписать недавно построенный в Талашкине храм Святого Духа. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-1914), выполнены панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве (1915-1916). Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. В 1912 оформил драму «Пер Гюнт» Г. Ибсена в МХТ, «Снегурочку» А. Н. Островского в драматическом театре Рейнеке в Петербурге, оперу Р. Вагнера «Тристан и Изольда» (опера Зимина в Москве).
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Николая Рериха. Японская цензура арестовала весь тираж отпечатанной в типографии книги Н. К. Рериха «Священный дозор».
«Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». После публикации скандальной статьи в газете «Чикаго Трибьюн» в июне 1935 года, где сообщалось о военных приготовлениях экспедиции у границ Монголии, министр Уоллес прервал отношения с Рерихами, поскольку они могли испортить ему репутацию в глазах избирателей. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г. ) — без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй — пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935).
Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). Работают экспозиции, посвящённые Музею им. Под впечатлением этой музыки Рерих пишет картину «Садко у морского царя» (1895). Однако наиболее крупные его монументальные работы росписи церкви св.
В 1945 году Святослав Николаевич женился. В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина». Именно вот таким образом данное заведение часто называют «Музей Святослава Рериха». Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года.
В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Работам художника свойственна стилизация, лапидарность выразительных средств (контурный рисунок, локальные контрастные цвета, плоскостно-декоративная трактовка формы).
Братство». Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). У любого великого мужчины есть своя муза. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом.
В 1940 году в галерее им. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св.
Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». В исторической концепции Рериха важнейшее значение имеет соотношение прошлого, настоящего и будущего. Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой всё окружающее пространство. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны.
Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. В 1925 он посредством Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям послание махатм, духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым.
В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. Потом было последовательное сообщение букв.
Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В прошлом году Пакту исполнилось 80 лет. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Пути туда мы полагали тогда проложить через Индию». Документ был ратифицирован 10 из 21 стран американского континента.
В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Историческое формирование все чаще предстает как цепочка вселенских катаклизмов (Небесный бой, 1912, Русский музей, где грозная развлекуха тяжелых облаков вроде бы дублирует битву на земле), средоточием образов часто становятся легендарные фигуры героев и святых (Пантелеймон-целитель, 1916, Третьяковская галерея Три радости, 1916, Русский музей). Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»).
В 1900-х — начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П. М. Третьяковым.
В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства.
Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства». С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха».
Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Перед поступлением в Академию перед Рерихом встал вопрос — к кому пойти учиться. Родословная Рериха возводится к варягу Рюрику, стоявшему у истоков русской государственности, а в связи с экспедицией 1927 г. говорится, что перед ней Рерих побывал в Москве, чтобы довести нечто важное до сведения советского руководства. Метод преподавания Куинджи был отличным от системы прочих профессоров Академии.
Рерихи посетили Алтай с научно-разведывательной и этнографической экспедицией, проводя подбор мест под предполагаемые концессии и изучая возможность «организации в районе горы Белухи культурно-промышленного центра». В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Это окружность, в которую вписаны три красных круга меньшего диаметра. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Посылали книги.
Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декоративной живописи. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии», организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». В том же 1919году, Рерих с семьей приезжает в Лондон, рассчитывая оттуда осуществить свою давнюю мечту— отправиться в Индию.
На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки». Тибет в 20-е гг.
Он скончался в 1960 году, а значительная часть наследства Н. К. Рериха продолжала оставаться в его квартире, поскольку принятие решения Министерством культуры СССР о создании мемориального музея-квартиры затянулось. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Плантация заняла площадь порядка 200 гектаров и давала до 2 тонн масла в год. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз.
Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. Но значительно больше известны живописно-художественные итоги этих лет. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве, 1915-1916 гг.
— она случилась и он, зачарованный безмолвной красотой индийских гор, спрашивал самого себя: «Что может быть величественнее, нежели непревзойденные горы со всеми их несказанными сияниями, со всем неизреченным многообразием. » Рерих писал Гималаи на протяжении многих лет. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу искания будущей жизни (как он пишет в очерке Иконы, 1910). В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США — строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха — «полный мыслью о служении Родине», обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. «Княжья охота», «Древняя жизнь», «Поход Владимира на Корсунь», «Заповедные места» Список всех его работ впечатляет.
Восста. Он создает свои (по выражению М. Горького) письмена об исторических судьбах Востока и Запада их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, в конце концов, к поэтическим комментариям о собственных картинах. Начались междоусобные войны среди религиозных групп, раздиравшие страну. Именно эти вещи стали основой экспозиции негосударственного музея им. Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св.
Но в чем они состояли из дневника не узнаешь. В 1906 году создал 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), четыре эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты. Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей.
Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Вот я и купил книгу. Все больше сил Рерих совместно с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации.
«Молодой да ранний», — судачили завистники за спиной у молодого успешного Художника. Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917г. В августе 1935 года разразился кризис — Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. Неужели Фридрих Рерих, старательно делавший карьеру, мог пойти на такой риск.
В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества.
Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. «Вдохновительница» родила Николаю двух прекрасных сыновей –Юрия и Святослава, которые впоследствии добились великих успехов. В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже.
Он считал занятия искусством «увлечениями юности» и настаивал на Юридическом факультете Университета. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Выставки имели исключительный успех. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. А затем настаёт черёд театральных работ к опере Римского-Корсакова.
В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Н. К. Рериха, где бы их не было. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках.
Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). В 1940 году в галерее им. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. К 1910г.
Рериха: «Сотрудничество Н К и Е И было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. И наконец Рерих возвращается в Индию. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской.
., выставленное на весенней ученической выставке в Академии ху-дожеств в Петербурге. В 1914 г. был издан сборник статей Рериха об искусстве, а также его легенды и сказки. Могло быть только одно объяснение: Москва имела в этой экспедиции собственные интересы. С 1920 он живет за рубежом, главным образом в США. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Именно он может строить светлое будущее своей страны».
Писал он и пейзажи («Ростов Великий», «Пейзаж с валунами», «Королевский монастырь. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие).