Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. М. Бунакову. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Удача следует за удачей. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Мусоргского, 1881, П. А. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Весной он был зачислен на первый курс. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В эту минуту в комнату вошел Христос.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Однако в Советской России он оставался «своим».
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
За окном летний день. -— И. Г. ), они много смеялись». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Пятый факт. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Публике картина понравилась.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Умер русский художник в Пенатах. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Она была закончена только в 1891 году.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Это вы сами. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Неффа. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. С 1876 г. – академик за картину Садко (ГРМ).
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Репин запечатлел момент написания письма.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.
Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Стрепетовой, 1882, И. Н. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Они словно противопоставлены друг другу. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Мне минутами становилось страшно». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Он с головой погрузился в исторический материал изучал костюмы, ездил туда, где когда-то была Запорожская Сечь. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Этот жанр был особенно любим художником.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Васина, Ф. А. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
К счастью, не был утрачен архив. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Его работы имеются практически во всех музеях страны и во многих за рубежом. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Пенаты были превращены в мемориальный музей. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года.
На что получил насмешливое письмо. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Стасов присылает ему все, что он просит. Имя Репина стало широко известным. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево.
Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой.
Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Толстого, 1887, все – в ГТГ), а также портреты, отличающиеся исключительной силой типизации (Мужичок с дурным глазом, Протодьякон, оба – в 1877, ГТГ). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Возвращается в Россию летом 1876 года. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В 1873-1876 гг.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Репин никуда не делся. Этюд получился превосходный. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В его взгляде осуждение и тревога. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Рисунок уверенный, лепка твердая. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
С 1878-го – член Товарищества передвижных художественных выставок. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Зритель становится участником происходящего.
Учился в 1863 г. в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Н. И это не скрывает Репин. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Третьяков»109. В 1878 году он вступает в общество передвижников.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Его чуткая кисть позволяла создать яркий и пронзительный образ, точно передать психологическое состояние героя. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. Его полотна Бурлаки на Волге (1870-1873, ПТ), Крестный ход в Курской губернии (1883, ГТГ), Не ждали (1884, ГТГ), Отказ от исповеди (1885, ГТГ), Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-1891, ГРМ), Иван Грозный и сын его Иван (1885, ГТГ) и многие другие являются шедеврами русской и мировой живописи. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.
Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Казалось, она спит.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Так ли это – судить зрителям. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV.
— Да это превосходно. В 1917 году, после Октябрьского переворота, Финляндия заявила о своей независимости, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. В конечном варианте оно одухотворённое. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В его глазах читается печаль, тоска. Л. Н. Толстого». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Автор мемуаров Далекое близкое. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Печальный взгляд Мусоргского, но в то же время полное достоинства лицо, он мужественно принимает то, что его ожидает.
Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Вегетарианцем стал и сам Репин. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. О картине появилось много статей в периодической печати. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице.
В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Центральная группа словно недовольна своей ролью. преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств, в 1898-1899 гг. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Внимание художника тяготит их. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
– ректор. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. К тому же и погода благоприятствовала работе. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Первый факт. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». я работал завороженный. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Убийство свершилось. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Работал весь день, не замечая времени.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Глава русской реалистической школы, работал во всех жанрах живописи.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». — сказал Крамской. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство.
Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье казаков – военных поселян. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Над письмом склонился предводитель казаков. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. О чем эта история. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира».
Крамского, 1882, Л. Н. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Написан портрет вдохновенно.
Не доносчик ли. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
– в Академии художеств у П. В. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
В 1893-1907 гг. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Восстановлен в 1962 году. Репин встречал их по средам.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Работа над ним доставила Репину огромную радость. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Рассмотрим "ближний круг".
Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Глаза ясные и добрые. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Крамского, в 1864- 1871 гг. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Его творчество отличается полнокровным реализмом, оно не только раскрывает противоречия действительности, но и утверждает народ как положительную силу общества, в художественно абсолютной форме выражает передовые тенденции и является одной из вершин русского искусства. Вся центральная часть написана самим Репиным. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Много учился на написании портретов близких и друзей. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Это лучше всех ваших академических работ. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Он был в числе тех четырнадцати выпускников, которые не пожелали выполнять конкурсные работы с навязанным им мифологическим сюжетом.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Она ушла из жизни в 1931 году55. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала.
В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Среди его педагогов оказался и Крамской.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. – пенсионер Академии художеств во Франции и Италии. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Широко известное и признанное произведение И. Е.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. А свеча становилась ниже и тени менялись. Америка—Франция—Россия. После 1917 г. оказался за рубежом, так как жил в Куоккале.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. Все заняты. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Каждый персонаж переживает что-то своё. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Он идет прямо к матери. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
художественный музей им. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу.
В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Берег Волги. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. «Как. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. И вот уже перед нами не царь, а отец. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Репин продумывал композицию картины до мелочей. С 1892 г. – профессор живописи, с 1893 г. – д. чл. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Репин считал сам эту картину красивой. Академии художеств. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Бруни и Т. А. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Родом из семьи военного поселенца.
Репин всегда оставался верен реалистической школе живописи, определяя свой стиль как простонародный. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.