16 июля 2014 русский мир постигла невосполнимая утрата – на сорок четвёртом году жизни скончался один из величайших творцов 20 века – художник Павел Рыженко, причина смерти которого – инсульт – в двадцатом веке является преобладающей среди молодых талантливых людей. Павел Рыженко, биография которого не отличается от нескольких сотен подобных биографий художников, предугадывая интерес поклонников к этой теме, оставил несколько заметок о своём прошлом. Павел Викторович Рыженко (11 июля 1970, Калуга— 16 июля 2014, Москва)— российский живописец, художник Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Павел Рыженко – российский живописец, представитель «классического русского реализма», мастер исторической картины, заслуженный художник РФ, один из ведущих мастеров Студии военных художников имени Грекова. Павел Филонов «Война с Германией» 1914-1915 г. Художник особенно заинтересовался современным ему примитивизмом во время пребывания в «Союзе Молодежи» в Петербурге в 1910-1914 гг., после знакомства с теориями Ларионова и Гончаровой.
В 2007 году Павел Рыженко начал работать в Студии военных художников имени Грекова, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства. Художник Павел Антипов живёт в Санкт-Петербурге, а творчество его знакомо ценителям далеко за пределами страны.
Чтобы человек сам на себя посмотрел со стороны. ЕслиОдесную люди встают из могил с крестом, тоошую из разных «светских» могил. Он, танцовщик в костюме принца из «Лебединого озера», сложен Челищевым по всем канонам ренессансных портретов — самопогруженное лицо и сомкнутые руки оттенены могучей «архитектурой» костюма. Одесную Господа (то есть слева от зрителя), происходит всеобщее воскресение мертвых, торжествует Святая Русь, осеняемая шатровой церковью. Челищева признали, он стал довольно популярным художником, с 1925 года участвовал в ежегодных салонах художников— в частности, в Осеннем салоне, а в 1926-м экспонировался на первой выставке группы неогуманистов в галерее «Друэ». Павлу Челищеву (1898-1957), сыну русского помещика, разоренного революцией 1917 года, признание и славу принесла работа над декорациями к берлинской постановке оперы Римского-Корсакова "Боярская свадьба" (1922). Но невозможно прожить жизнь без осознания ее духовной составляющей. Идея превалирования внутреннего содержания над внешней формой трансформируется со временем в так называемые «неоновые» или «анатомические» головы, показывающие внутреннее устройство человека буквально.
В Америке Челищевым был задуман триптих: ад — чистилище — рай. Павел – член Союза Художников России, главный художник петербургской галереи «Мольберт». В экспозиции музея Эрарта представлена картина «Пейзаж за стеклом»: реалистическое, почти с фотографической точностью переданное изображение хмурого осеннего пейзажа не вызывало бы недоумения, если бы не написанные поверх серого неба отражения продолговатых офисных ламп, будто отражающихся в стекле, отделяющем зрителя от изображения на картине. Он оформляет журнал спасающихся в США европейских сюрреалистов, где Форд главный редактор иллюстрирует роман Форда и Паркера «Молодые и злые», вместе с Баланчиным, Дали и Кокто участвует в проектах балетного импресарио и писателя Эдварда Кирштейна, снова работает с Борисом Романовым, теперь балетмейстером Метрополитен-опера. В 1909 году вернулся в Казань преподавателем Казанской художественной школы «по вольному найму» (1909 – 1929 с перерывами) работал художником-декоратором Казанского городского театра (1913 – 1918) давал частные уроки живописи и рисунка, в частности, знаменитому впоследствии поэту-футуристу Велимиру Хлебникову и его сестре – художнице Вере Хлебниковой с 1911 года неоднократно ездил в Италию, где его застало начало Первой мировой войны. Чтобы никак не прославиться одиозно и перепачкаться предрассудками. Отдельновым это клише переосмысляется и деконструируется.
Специально, чтобы провоцировать приступы ярости. Этот его стиль позже назовут «новым лучизмом». Особенно когда есть хорошее настроение и правильные мечты. Очень ценил Челищева Энди Уорхол, но это уже позже. Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений их реакций, эманаций, бытия, генезиса известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг. ). Знакомство с Чарлзом Генри Фордом состоялось в начале 1930-х, а в 1934 году они вместе покинули Париж и поселились в Нью-Йорке (позже они вместе переехали в Италию и их отношения завершились только со смертью художника в 1957 году).
Будет понятие православной Веры – будет и что защищать в самом высоком смысле этого слова. Знакомясь с его биографией, нельзя не заметить очень интенсивную перемену мест – Турция, Болгария, Германия, Франция. Плотская чувственность покидает его холсты, сменяясь поисками «внутренней перспективы проекции высшего». Человеческие головы и полуфигуры как под рентгеновскими лучами демонстрируют внутренние системы — кости, мышцы, сосуды, нервы.
В 1928 году он оформил для труппы Сергея Дягилева балет «Ода» по оде Ломоносова на музыку Николая Набокова. Салону Гертруды Стайн Челищев был обязан не только и не столько признанием и обретением популярности, сколько тем, что именно там он встретил двух человек, каждый из которых сыграл свою, очень важную роль в его судьбе и стал частью его жизни, — английскую поэтессу Эдит Ситуэлл и известного американского поэта и писателя (а также кинематографиста и фотографа) Чарлза Генри Форда. И чрезвычайно редки сейчас очереди за пищей духовной. Впрочем, вместо деревни Отдельнов все-таки отправился в Москву, где поступил в Суриковский институт на курс Павла Никонова известного советского художника, представителя «сурового стиля».
Постепенно фигуры исчезают, оставляя за собой сияющие абстрактные структуры, «внутренние ландшафты», неожиданно отзывающиеся в эстетике оп-арта. От «голов» он постепенно приходит к абстракции, сложным геометрическим фигурам, написанным практически светописью, — все для того, чтобы показать, как лучи света преломляются в ограниченном пространстве. Дело в том, что классическая иконография отталкивается от духовного взгляда на событие. Однако между красочными «метаморфическими ландшафтами» и знаменитыми «метафизическими головами» в творчестве Челищева был и краткий монохромный период.
К этому времени в слиянии и переработке реалистических и кубических тенденций рождается собственный художественный стиль Челищева вообще, середина двадцатых годов прошла в его творчестве под знаком неогуманизма (неоромантизма). А рядом из могилы встает, осеняя себя крестным знамением, заслуженный ветеран имеющий некоторые черты сходства с И. В. Курчатовым, «отцом» русской атомной бомбы. Что я вижу. Стоит сказать, что дипломной работой художника стала картина Битва на Калке. У меня была другая задача. На полотне изображен Эдалжи Диншо (1916-1970). Работой, вызвавшей особый интерес, стала картина-панно «Страшный суд», которую сразу же после завершения выставки увезли в далекую Якутию, где она стала достоянием одного из православных храмов края. Его учитель И. С. Глазунов предрекал ему большое будущее.
Буквально на днях она тоже на какое-то время покинет Москву: «Страшный суд» увидят тысячи людей в Южном федеральном округе. С Эдит Ситуэлл Челищев познакомился в 1928 году и на долгое время она стала одним из его ближайших друзей, а также его покровительницей в мире искусства (потеснив с этой позиции Гертруду Стайн): Ситуэлл организовывала выставки, оказывала Челищеву финансовую и моральную поддержку. В 2010 году Sothebys провел в Нью-Йорке аукцион работ Челищева из коллекции Рут и Чарльза Форд, принесший ошеломительные результаты: «Портрет Рут Форд» был куплен почти впятеро дороже первоначальной оценки и стал самой дорогой работой художника, проданной на открытом рынке. Третье полотно в задуманном формате так и не было исполнено. Пишут, что под «сущностью» Челищев понимал энергию человека, — т. е., получается, то, что отличает живое от мертвого в представлениях людей нерелигиозных. В центре композиции — грешник, в образе которогоРыженкоизобразил себя. Суперпроектом мастера считается создание триптиха живописных картин "Ад – чистилище – рай", который удалось реализовать лишь только на две трети.
В этой иконе прекрасная формула, как-то встретившаяся мне в Интернете: «проведение Страшного Суда в интересах русского народа» отлилась в великолепныйиконическийобраз. Легкокрылые нежные бабочки отбрасывают мрачную грозную тень. Когда консультировал его – он уже тогда жаловался на то, что руки немеют». Принято считать, что они— результат попытки изобразить сущность человека. Окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1909 году, получив звание художника за конкурсную работу Покорность (не сохранилась). Из могил встают русские люди разных эпох и радостно приветствуют друг друга — большим потоком они направляются в рай, предводительствуемыеЦарственными Мучениками и батюшкой Серафимом в этом потоке можно увидеть и Суворова и молодого моряка с «Курска».
Если «сущность»— стало быть, портретное сходство не обязательно (его, кстати и нет: «метафизическая голова»— это голова вообще иногда лишь форма, напоминающая голову или, скорее, болванку для шляпы) можно было бы предположить, что «сущность» означает «психологический портрет», но и этому жанру «головы» чужды. В 1928 году по замыслу художника был поставлен балет «Ода». В 1922 – 1923 по путевке АХРР ездил на Урал. Он больше не «стремится покорить вселенную», так как «прежде всего надо понять самого себя».
В итоге спектакль вышел слишком новаторским даже для искушенной парижской публики. В таком случае «внедрение» в композицию отражений мира реального может быть трактовано в качестве нового аналога рамы, отделяющей и «формирующей» живописное пространство. Картины превосходного русского художника Павла Рыженко.
Тут строго выверенная, целостная, согласованная композиция, подчиненная одной общей идее, каждая часть исполнена с присущимРыженкофантастическим живописным мастерством, но все вместе они «собираются», не распадаются на обрывки. Исполнял заказы государственных учреждений, откликался на общественный запрос нового строя: портреты В. И. Ленина (1924, не сохранился), Л. Н. Толстого (1925 (. )), писателя Г. Ибрагимова (1926) и др. Дальше возникает голубая часть, где прогуливаются маленькие дети рядом с «головой профессора Доуэля». Чтобы ничего не отвлекало от созерцания собственной души. П. П. Беньков умер в Самарканде 16 января 1949 года. С февраля по апрель нынешнего года в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве проходила выставка работ художника Павла Рыженко. Авторская галерея. Панцырев Юрий Николаевич. Часть 19 — Современные русские художники.
В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Тревожащая двойственность — излюбленный мотив Челищева. В Самарканде в творчестве П. П. Бенькова большое место занимали композиции, сюжеты которых отражали традиционное течение жизни (базары, чайханы и т. д. ), а также работы, посвященные новым реалиям советского Востока (труд женщин на фабриках и хлопковых полях, партийные съезды-курултаи и проч. ). Мы теряем соль, превращая ее в песок.
Слева от Христа — легионы Константина, древние мученики и древнерусские витязи. Я потому изобразил самого себя в центре, чтобы каждый мог поставить себя на это место. Челищев вспоминал, что он «открыл дверь, но никто в нее не вошел. ».
В Париже Челищев продолжил и театральную деятельность. Фигура молодого индийца Эдалжи Диншо напоминает отдыхающего фавна с огромными светящимися глазами, в то время как горы на заднем плане «припали» к земле наподобие затаившегося леопарда. Но владыка ответил, что современному человеку важнее увидеть икону в актуальных формах — главное сохранить самсвятоотеческийдух. Павел Еськов родился в 1981 году в Ленинграде.
Точнее он служил картографом в армии Деникина. И я попробовал изобразить происходящее в трехмерном пространстве. Все увидят и войдут. ». Отношение к революции было неоднозначным: разруха и хаос побудили художника в 1919 году покинуть Казань и вместе с отступающими войсками адмирала А. В. Колчака уехать в Сибирь. В 1919 – 1920 работал декоратором в театрах Иркутска и Омска. Но ведь есть вера в истинное и мерило Высшего Суда.
В серии «Клаустрофобия» художник изображает увиденное за окном электрички: платформы, эстакады, тоннели, окруженные лежащими вокруг них просторами. Часть 1 — Поэзия женского тела в картинах Сергея Маршенникова. Sergey Marshennikov (Россия р. 1971г. ) Часть 2 — Современный талантливый художник Павел Еськов. Галерея живописи. Полное погружение в «потусторонний» мир картины оказывается невозможным: в решающий момент отражения ламп заставят зрителя оглянуться в поисках отражающихся ламп и он снова будет вынужден столкнуться с реальностью по эту сторону изображения. Далее, одни источники сообщают о переезде в 1920 году в Одессу (где он вроде бы работал как художник театра, причем что-то в его оформлении даже дошло до публики), другие— о переезде в том же году в Новороссийск и эмиграции оттуда вместе с армией Деникина в Константинополь.
Танцовщик и его персонаж слиты в одно целое. Он появляется даже в сюжетах, которые вроде бы обещают лишь сладкую сентиментальность. выводили их на арт-рынок. Ад — это полотно «Феномена», населенное большим количество персонажей (около 80), с которыми художник сталкивался в жизни. Работы Отдельнова поражающе «современны»: каждый житель российского мегаполиса с легкостью представит себе построенный буквально «в поле» бизнес-центр или район высотных новостроек, вид из окон которых напомнит депрессивный пейзаж изображенный художником. Небо настоящее.
Перед Господом умоляют Его о милостиБожияМатерьи Иоанн Креститель. Существует даже легенда, что подростковые работы Павла показали как-то художнику Константину Коровину, попросив его стать учителем подрастающего таланта, на что Коровин ответил: «Мне нечему его учить, он уже художник». У человечества нет однозначного понимания греха и правды.
В 1911 – 1916 участвовал в выставках в Казани, Санкт-Петербурге (Петрограде), Риме (Италия). Итак, «метафизическая голова» на начальном этапе разработки темы— абрис человеческой головы, в который вписаны глаза, кровеносные сосуды, нервы иногда кости черепа. ИРыженкоблестяще исполнил с благословением, хотя и пережил немало искушений, в том числе и едва не унесшую его в могилу болезнь. Диаволу было против чего воевать — неверию, русофобии во всех ее формах, от либеральной догитлеристской, теплохладности и «христианству широкого профиля» нанесен страшный удар. «Страшный Суд» — картина в традиции таких произведений русской иконописи, как «Церковь Воинствующая» — вечное содержание, облеченное в злободневную форму, которая именно благодаря этому становится не просто политической. И, наконец, совсем исконное, посконное — откровенный гомоэротизм. ОшуюГоспода (то есть справа от нас) — туда спускается древний змий (канонический для православной иконографии Страшного Суда — вообще, канон в смысле наличия обязательных образов и фигурРыженкособлюдает достаточно точно), там полыхают развалины нового Вавилона — небоскребы Америки, вместе с её Статуей Свободы, её Арлингтонским кладбищем и вертолетом «Апач», который бессильно пытается сопротивляться Ангелу с Монограммой Христовой на щите. Внизу воскресают только для того, чтобы оказаться в Геенне, ренессансный алхимик, горделивый фарисей, самоубийца, гламурныйпедераст сбаксамина груди, другие разные врагиБожии.
И это ставит православие на космическую высоту осознания мироздания. Его все больше увлекает идея изображения не внешности человека, но его сущности. И я представил, что уже прозвучала труба архангела. «Страшный Суд» — это роспись западной стены для кафедрального собора Якутска, написанная по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. Рыженкорассказывает, что сразу предупредил: он не сможет написать «каноническую», в смысле воспроизведения древних образцов, работу.
Мощь и тяжелая сосредоточенность героя словно подсвечены пламенем глухих страстей. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства. ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ был человеком сложной и счастливой судьбы. Для Челищева это время карьерного взлёта. Словом, девочка выглядит как посредник меж миром живых и миром теней. Психологические портреты и наброски, выполненные в реалистическом, даже близком к академизму ключе, соседствуют в его мастерской с «метаморфическими ландшафтами» — так называемыми картинами-обманками в сюрреалистическом духе.
Впрочем, в одном из интервью Павел Отдельнов рассуждал о процессе «исчезновения рамы»: действительно, художники, занимающиеся актуальным искусством, прибегают к экспонированию в рамах крайне редко, что Павел вполне логично связывает с произошедшей в XX веке десакрализацией картины. В 2005 г. окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Примером интереса Челищева к необычному можно назвать полотно "Феномены" (1936-1938), хранящееся в Третьяковской галерее. – На самом деле это была фреска для Кафедрального собора в Якутии. Совсем чуть-чуть.
Композиционная стройность, структурность формы и натурное видение, заложенные русской академической и реалистической художественной школой, в работах Бенькова соединяются с приемами импрессионизма. В Ставрополе ее представит вместе с художником глава МЧС Сергей Шойгу, дальше будут музеи Ростова-на-Дону, Волгограда. К слову, со временем в его портретах появился и третий «постоянный персонаж»— сестра Чарльза, актриса Рут Форд. Писать о Павле Челищеве непросто.
В 1921 году вернулся в Казань, продолжил преподавание в Казанских высших государственных художественно-технических мастерских (Кахутемас) (бывшая Казанская художественная школа), возобновил сотрудничество с казанскими театрами – Русским драматическим (1924 – 1925) и Татарским академическим государственным театром (1926 – 1927). Но Челищеву помог случай: его натюрморт «Корзинка клубники» очень понравился и был приобретен Гертрудой Стайн, которая в те годы обладала непререкаемым авторитетом в парижских артистических кругах. Причем "Ад" находится в Москве, под названием "Феномен" он демонстрируется в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, вторая часть "Чистилище", она же "Игра в прятки", экспонируется в музее Современного искусства Нью-Йорка. В том же году его именем была названа улица в Самарканде, на которой он жил имя П. П. Бенькова присвоено Самаркандскому художественному училищу (в 1949-м оно было объединено с Ташкентским художественным техникумом и продолжило деятельность как Республиканское художественное училище имени П. П. Бенькова до 1991 года, когда имя художника из названия убрали). Здесь главенствует пирамидальная композиция.
Его «Девочка с бабочкой» (1934), в красном платьице, с черным песиком на руках, похожа на ребенка, вернувшегося из страшной сказки. Во время учебы много путешествовал: на Урале в 1900-х изучал быт вогулов (устаревшее название угорского народа манси) как стипендиат Академии ездил во Францию, где брал уроки в частной школе Жюлиана (Akadmie Julian) в Париже (1905), путешествовал по Италии (1906, 1908), Испании (1908). Однако это совсем не копия первой картины. В 2009 году городские пейзажи Еськова заняли второе место среди молодых художников на выставке Королевского Общества художников маслом (ROI) в Англии.
В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Оно похоже на обычное – и не похоже уже. Эти образы запечатлевает фотограф, стоящий спиной к зрителю на розовой «прослойке» мистического «пирога» мироздания. И. Е. Репина Российской Академии Художеств, мастерскую В. В. Пименова.
Мир страшен своими неправедными законами, далекими от исконных заповедей справедливости. Светлый был человек. Зато есть понятия защиты частной собственности, мнений и т. п.
Я открываю глаза. Павел Отдельнов родился в 1979 году в Дзержинске Нижегородской области. Умер в Италии с американским паспортом.
В 2006 году преподавал рисунок и живопись в Pivot Point college/Sichuan в Китае. Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами. В 1942 году выставку Челищева устраивает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА). В конце 1940-х Челищев почти отказался от общества.
Картину хотят увидеть и в Англии. И вдруг на этом небе – ангелы. Там нет ни пространства, ни времени, ни портретных характеристик, ни страстей. Свидетельством этой дружбы (точнее, партнерства, которое позволило Форду после смерти Челищева стать полноправным владельцем огромного количества его работ, написанных в период совместной жизни и подаренных ему художником) служат многочисленные портреты и зарисовки, на которых запечатлены и Чарльз и Эдит Ситуэлл. Спектакль не был принят современниками. Было бы преувеличением сказать, что Париж встретил художника с распростертыми объятиями. В этих работах-обманках художник много экспериментирует с изображениями людей, животных, травы, листьев, деревьев и других природных форм, он раскладывает их на составные элементы, а потом комбинирует таким образом, что человеческая фигура, не утрачивая собственных характерных особенностей, становится всеобъемлющей, обретает способность включить в себя неживое: и элементы натюрморта и природу и весь мир вокруг.
В 1922 году вступил в АХРР (Ассоциация художников революционной России), в 1923-м – в ТАХРР (Татарская ассоциация художников революционной России). Но, чтобы посмотреть полотна Рыженко, в ЦМВС выстраивались очереди по 300 человек. Я не Бог: Господь надо мною принимает чашу с кровью, пролитую Россией за Господа Иисуса Христа за всю ее историю. Развивая эту мысль, в дальнейшем Челищев отказывается от изображения «путей», а начинает писать саму энергию (опираясь, вероятно, на современные ему научные представления)— в виде сложной структуры из светящихся кругов, овалов и спиралей, которые пронизывают и наполняют контуры голов.
Павел Челищев прославился как оформитель знаменитых дягилевских балетов. "Феномены" – огромная (примерно 1, 5м x 2, 5м), тщательно прописанная картина, на которой изображены около 80 персонажей и которая представляет собой своеобразный забавный список современников художника. Именно как бы в реальности, ведь мы будем воскрешены в физическом теле. Павел Рыженко считается одним из ярчайших представителей современной русской живописи.
В это время его живопись окончательно утрачивает фигуративность (похоже, отказ от общения с людьми распространился и на человеческие фигуры на мольберте). Челищева вдохновило космогоническое творение Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве». В живописи он начинает работать свободно, не ограничивая себя рамками конкретного стиля. Частым сюжетом живописи Отдельнова стали пейзажи «за стеклом».
Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной.
За обликом реального Лифаря проступают черты Принца из таинственного предания. Но именно Христос проливал кровь свою за человечество. условностей. Восемь рук, обрамляющих композицию изображают буквы имени Рут в американском языке знаков, часто использовавшимся художником и его современниками-сюрреалистами. Он пишет много портретов друзей и знакомых. Анатомическое сходство присутствует лишь постольку, поскольку сосуды и нервы должны быть непременно узнаваемы: по мысли художника, все они— не что иное, как пути передачи энергии.
Он боготворил православную национальную идею и невольно стал её рупором, благовестом. Кстати, полотно совсем недавно попало к одной собирательнице в России. В 1930 году окончательно переехал из Казани в Самарканд. Традиционное понимание картины связано, прежде всего, с метафорой окна в другую, конструируемую художественными средствами, реальность.
Исполнитель ведущей роли в этом спектакле Сергей Лифарь вспоминал, что изначально Дягилев поручил постановку балета одному из своих протеже, но тот никак не укладывался в сроки и Дягилеву пришлось взять дело в свои руки и лично руководить постановкой в условиях жесточайшего цейтнота и общей неразберихи (к тому же «Ода» была первым произведением крупной формы двадцатипятилетнего автора, что порядка и уверенности постановщикам, думается, тоже не добавляло). Пикассо уже рисовал три головы в одной. Картина перестает быть самоценной, растворяясь в пространстве, что выражается, например, в тенденции к использованию живописи только в качестве «декораций» к инсталляции. Среди учеников художника такие художники республики, как С. Ковалевская, переехавшая из Казани в Самарканд вслед за учителем, Л. Абдуллаев, А. Абдуллаев, Р. Ахмедов, Ю. Елизаров, А. Разыков, Р. Тимуров, А. Хайдаров и многие другие. Молодое поколение сейчас живет в сложном сплетении виртуального и реального миров. В 1990 году поступил в Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества. Коварная же Гертруда усаживала напротив челищевской картины Пикассо.
Подобным образом она выражала протест против повышения цен на художественную продукцию родоначальника кубизма. Произведения П. П. Бенькова хранятся в музеях Москвы (Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей современной истории России), Казани (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальный музей Республики Татарстан), Ташкента (Государственный музей искусств Узбекистана), Самарканда (Самаркандский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), Бухары (Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник), Нукуса (Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. 1940-е годы в творчестве Челищева — время «метафизических голов» (отечественные источники именуют их «ангелическими портретами»), одной из самых известных его серий. Господь и апостолы судятмiр. Подтверждение находит лишь последний факт: в 1920 году Челищев прибыл в Константинополь. А позже – залы Парижа, в частности Лувра. Отец-математик, как мог, поддерживал и развивал интерес к искусству и художественный талант сына: приглашал частных учителей и даже выписывал для него журнал «Мир искусства».
По поводу этого Челищев говорил: «Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти. ». На обыкновенном небе, которое мы видим каждый день.
Она была исполнена по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. В 1923 году вместе с труппой Романова Челищев уехал из Берлина в Париж и там наконец всерьез занялся живописью (ранее он работал почти исключительно в графике— театральной, книжной и т. д. ). Здесь можно было бы вспомнить работы Юрия Пименова с их пафосом строительства новой жизни, наполняющим картины «Новая Москва» или «Свадьба на завтрашней улице», если бы не ощущение скуки и безысходности, которым холсты Отдельнова отличаются от жизнерадостных произведений советского классика. Свой метод художник называл «аналитическим». Вернисажами столицу не удивишь.
Гертруда Стайн писала о Челищеве: «Этот молодой русский был довольно интересен. Остроумный ход художника обыгрывает и полностью переворачивает эту конструкцию: отражения ламп не позволяют зрителю забыться, будучи очарованным реалистичностью изображенного «за стеклом».