От названия этого города и получил прозвище Веронезе (настоящее имя художника Паоло Кальяри). Паоло Веронезе (Paolo Veronese) – великий итальянский художник Позднего Возрождения. Подражателями и последователями Веронезе были художники: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Паоло Веронезе.
Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто.
Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. Он выигрывает конкурс на лучшее оформление алтарного образа в городском соборе, объявленный местным церковным кардиналом. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней. Именно там талантливый юноша черпал вдохновение.
«Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков. Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись.
Брак принес супругам четырех сыновей и дочь. Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле. В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями.
Персианова). В Венеции Веронезе встречает Джамбаттисто Понкино, с которым работал на вилле Соранцо. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе.
Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны. Веронезе чувствовал себя с ними на равных.
Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. За ней, на втором плане изображены ее супруг и один из братьев Куччина: по венецианской традиции именно женщина была хозяйкой в доме и хранительницей семьи. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине.
В одном из этих полотен с изображением Семьи Куччина перед Мадонной сами представители семейного клана становятся участниками своеобразного костюмированного представления, разыгранного в Венеции, как о том свидетельствует изображенный на фоне справа дворец Куччина на Большом Канале, для которого и были заказаны четыре монументальных полотна. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой.
Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы.
В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. Паоло был младшим из пяти детей. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Здесь многие персонажи, вплоть до самого Александра, наделены портретными чертами членов семейства Пизани, заказавшего эту картину.
Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины).
Каждая из картин являет собой выдающееся произведение.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. Понкино приглашает Паоло принять участие в этом проекте. Лк. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования).
Тем не менее исправления, внесенные художником, как о том свидетельствуют результаты исследований, осуществленных в процессе реставрации огромной картины в 1980-1982 годах, были весьма незначительными. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е.
Однако полотно Пир в Доме Левия (1573) попало под пристальное внимание инквизиции. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года.
Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. После смерти родные художника выполнили его волю. В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью».
Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Самое знаменитое из этих произведений – Брак в Кане Галилейской (1562-63) для Сан-Джорджо Маджоре (ныне Музей Лувр, Париж). Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции.
И в 1553 году Веронезе приступает к росписи сводов. Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. 1475, Венеция, Галерея Академии).
Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой). К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано.
Уже в этих полотнах Паоло, чувствуя необходимость придать большую читаемость изображениям, утопающим в пышных золоченых рамах, окончательно вырабатывает принципы и приемы декоративной живописи, построенной на взаимодействии света и цвета, которые лягут в основу всех его последующих произведений. Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома». Создание цикла датируется 1570-ми годами. Паоло Вероне представляет заказчику картину «Искушение святого Антония» и одерживает победу в конкурсе, наградой за которую стала поездка в Венецию за счет кардинала. Впоследствии, картина была преподнесена Людовику XIV, королю Франции и нынче находится в Версале.
Об учебе художника известно больше. 19 апреля 1588 года художник скончался от воспаления легких.
На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне.
В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане.
К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Наряду с упомянутыми сериями сохранилось множество исполненных Веронезе в эти годы картин, посвященных любовным историям отдельных мифологических персонажей, героиней которых чаще всего выступает Венера, богиня Любви.
Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. И в отношении цветового решения и в отношении композиционного замысла они не уступают живописным панно в Сан Себастьяно. Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос.
Реальная стена монастырской трапезной исчезает, уступая место колоссальной трехарочной мраморной лоджии, написанной столь иллюзорно, что кажется реальной, тем более что колоссальные коринфские колонны из светлого идеально отполированного мрамора поддерживают настоящий карниз. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования.
Его маэстро Антонио Бадиле написал Паоло, своего молодого ученика в возрасте 12 лет на полотне для церкви Св. Назария, где наверняка работала вся его боттега, включая Паоло, в 1540 году. Эти полотна ценны не только тем, что передают реальную архитектуру и ландшафты Венеции, на них четко выписаны изображения патрициев Венеции в окружении гостей и прислуживающих им пажей за веселым пиршеством. В этот семейно-патриархальный ансамбль введены аллегорические фигуры добродетелей: Веры, Надежды, Любви». Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе.
Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок.
Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра.
Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). Инквизицию особенно возмущало внедрение в полотно солдат швейцарской гвардии (которые были протестантами) и изображением одного из учеников Христа ковыряющимся в зубах вилкой.
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. Одна из них изображающая Мученичество Святого Георгия, написана, по-видимому, в том же 1562 году и по-прежнему находится в церкви, другая – Святой Варнава исцеляющий больных создана чуть позднее и вывезена в 1797 году во Францию. Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе. Марс и Венера, соединенные любовью, является одной из самых великолепных в серии. Лишь благодаря своему остроумию Веронезе удалось отвертеться и он был оправдан.
Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. Это наиболее содержательные из его полотен. Очень важно для творчества Веронезе 80-х годов участие в работах по обновлению декоративного убранства в целом ряде важнейших помещений Дворца дожей. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни.
Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. И в то же время эти полотна означают нечто большее – они несут в себе собирательный образ не только Венеции, но и мира в целом. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. Мир Веронезе, отмечает итальянский историк Паллуччини, еще не заражен сомнением, терзающим героев полотен Тинторетто.
Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Паоло Веронезе родился в Вероне в 1528 году в районе Сан Паоло в семье резчика по камню и скульптора Габриэле Кальяри и Катерины. В произведении были усмотрены идеи Реформации, уже вовсю витавшие в Северной Европе и распространяющиеся в Италии и Венеции. Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество. Все названные произведения отличают характерный для маньеризма подчеркнутый графизм живописной манеры и замечательная красочная гамма: отчетливая, построенная на противопоставлении светлых тонов, оживленных серебристыми бликами света. Но не она занимает воображение мастера.
На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. Сначала он решил стать архитектором, определившись в ученики к мастеру Микеле Санмикеле, однако этот род деятельности вскоре ему разонравился.
Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили.
Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных.
Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Каким же был тогда Веронезе. Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины.
Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. За десятилетие (1560-70) Веронезе также была сделана серия аллегорических произведений, большинство из которых, вероятно, являются заказом императорских семей Вены и Праги. В 1555-1556 годах он работает над внутренним убранством церкви Сан Себастьяно, украсив его библейскими сюжетами. Вопрос состоял лишь в индивидуальной особенности художника разбавлять сюжеты картин множеством непочтительных элементов, таких как карлики, собаки, кошки, обезьяны.
Эти главные персонажи повествования явно выделены художником из окружения, на них сосредоточено особое внимание. Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Но как ни замечательна эта картина, как ни прекрасна ее живопись, общая ее концепция носит еще сравнительно элементарный характер: в широте ее образного охвата преобладают, скорее, количественные факторы, а композиционное построение еще статично в своей симметрии.
Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. Этот художник будет часто воссоздавать в своих произведениях тот же возвышенный классический дух, которым дышат фрески Паоло на вилле Мазер. Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет. Картина Веронезе полна аллегорий.
до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз.
1565—1570, Лондон, Национальная галерея). Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину.
Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. Даже в его религиозных сюжетах отсутствуют следы религиозности.
К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены.
Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал. В целом же во фресковой росписи свода Паоло стремится показать свою близость к первоисточникам тосканского и эмилианского маньеризма, соединяя в фигурах классическую и возвышенную красоту Рафаэля с пластической выразительностью рисунка Микеланджело. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов.
Большой пласт его творчества отдан живописи светской, эротические мотивы так же присутствовали в его творчестве и, надо сказать были нередкими. В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни.
веронский), проживающий в Венеции». В частности в изображении шута с попугаем – в этом изображении представитель святой инквизиции усмотрел аллегорию похоти. В 1560 году Веронезе в составе дипломатического посольства посетил Рим. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце.
Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры».
Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Вслед за холстами для свода Зала Коллегии была исполнена огромная композиция Аллегория битвы при Лепапто. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Примечательно, что Веронезе выполнял заказы и в церквях и в светских учреждениях. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. Менна, около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций (Мадонна с младенцем и святыми, около 1562 года).
Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. В произведениях мастера не было религиозного смысла. Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ.
Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. Веронезе был любителем музыки. Первым новаторство этого подхода отметил в 1556 году Сансовино, назвавший роспись во Дворце дожей воистину завораживающей живописью. Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Но они не слишком достоверны.
Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. В большом полотне Крещение и искушение Христа монументальная фигура Спасителя в окружении крылатых ангелов и стоящего рядом Иоанна Крестителя сдвинута влево и выделена золотистой дымкой света исходящего от голубя – Святого Духа.
Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. Тот же сюжет был написан и для монастыря Санта Мария деи Серви, предназначался холст для трапезной. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея.
Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна (Обручение св. Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников. Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий.
Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. Уже авторы XVI и XVII веков, писавшие об искусстве, обращали внимание на блистательные колористические достоинства этих произведений и характерную для них тщательно разработанную сценографию: созданные кистью Веронезе великолепные архитектурные задники, служащие фоном для сцен и действующих лиц, в полной мере предвосхищают монументальные Пиры, созданные мастером в 1550-е годы.
Он является Богом искусства и цвета. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей. Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства. Последние, заказывались семьями, оговаривавшими обязательное присутствие на полотнах библейских мотивов.
Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась.
Одно из таких полотен («Пир в доме Левия», 1573 год) навлекло на Веронезе подозрение церкви, что могло стоить мастеру его репутации и даже более серьезных последствий. Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Это не живопись, это магия, которая завораживает.
Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов.
Георгия, 1580-е годы)». Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. Картины Паоло Веронезе, даже для современников итальянского Возрождения, представлялись откровенным анахронизмом. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно).
Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. Верный себе, Веронезе использует эту историю, чтобы отразить жизнь венецианцев во всей ее роскоши: перед нами обед для избранных, облаченных в богатые одежды и их свиты.
После осуществленной в 1983 году реставрации, в результате которой живописная поверхность была освобождена от позднейших наслоений, появилась возможность оценить очень светлую колористическую гамму картины и ее полное соответствие другим, безусловным произведениям мастера конца восьмого десятилетия. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. В Венецию он прибыл по вызову Пончино посредственного художника, получившего заказ на роспись плафона в одном из залов Дворца дожей и боявшегося не справиться с заданием. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами.
Именно 60-е годы XVI века стали периодом расцвета творчества Паоло Кальяри Веронезе. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана.
С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал.
5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами.
Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572). В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. Венецианские власти назначили главой работ Джамбаттисто Понкино, художника родом из Кастельфранко, только что вернувшегося из Рима, где он имел возможность лично увидеть и оценить источник тоскано-римского маньеризма, живопись Микеланджело и Рафаэля.
Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж. В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки.
В 1819 году была снесена и сама вилла. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года.
С 1553-54гг. В том же году художник украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Его языком были краски.
Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию. Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты.
В нем, в потоке яркого, почти физически ощутимого света является восседающая на драконе величественная женщина — Божественное Провидение, — окруженная богами Олимпа, символизирующими семь планет. К 25 годам Паоло Кальяри окончательно определяется со своим жизненным призванием, которым становится монументальная живопись. Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне. В комнатах, расположенных в южной части дома изображены: в первой – аллегория Вакх, протягивающий плоды жизни ларам Барбаро, божествам их домашнего очага, а во второй – аллегория Супружеской любви, где радостная чета новобрачных, скорее всего сами супруги Барбаро, Маркантонио и Джустиниана, предстают перед Гименеем, Юноной и Венерой.
В сути полотна скрывается и аллегория: венецианские праздники всегда отмечались необычайно пышно. Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. Уже с 1555г.
Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей. Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции.
В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт.
Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Наконец, два Пророка, написанные в технике гризайли и первоначально размещенные по сторонам от главного алтаря, сейчас находятся в собрании Фондационе Чини в Венеции. В 27 лет художник уже пользовался большим почётом, а слава о его таланте разлетелась по всей Италии. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами.
Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы. Праздничные искрящиеся радостью краски и сияющая игра света и цвета отличают и алтарные образы, созданные Веронезе в этот период. Свидетель на его венчании в церкви Св. Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Плафоны прославили Паоло Веронезе.
Антонова. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. Середина 1560-х — начало 1570-х годов было временем самой интенсивной и плодотворной творческой деятельности Веронезе.
Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично.
5). Ему поручили три главных сюжета.
Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения.
О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви.
Приблизительно три года художник совмещает работу в Венеции и родном городе, однако в конец 1555 года он принимает решение перебраться в Венеции, где открывает собственную художественную мастерскую недалеко от площади Санти Апостоли. Новаторство росписи бросалось в глаза. Недавние исследования, посвященные Веронезе, показали, какую важную роль сыграли в его становлении годы, проведенные в родном городе. собакой. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства.
Лк. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров.
Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги. После его смерти, сыновья живописца основал сообщество «Последователи Веронезе», пытаясь продавать свои картины под этим «брендом». Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой.
В конце того же года Бенедетто Манцини, священник приходской церкви Сан Джеминьяно, заказал Веронезе створки церковного органа. Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия.
Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы. Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе».
В то время как в среде венецианских художников это было большой редкостью. Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. Существует предположение, что он был заказан Веронезе главой семьи Куччина в память об его безвременно умершем брате. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции.
Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых. Створки были закончены и установлены в 1560 году.
Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто.