Оноре Викторен Домье (26 февраля 1808—10 февраля 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Оноре Викторен Домье (фр. Honor Victorin Daumier 26 февраля 1808—10 февраля 1879)— французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Великий живописец, художник-новатор и прославленный карикатурист Оноре Домье умер в городе Вальмондуа 10 февраля 1879 года. Оноре Викторен Домье – великий французский художник.
Французский художник Оноре Домье (Honor Daumier) родился в семье стекольщика.
После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства. В ряде литографий Домье показывает всю убогость самоудовлетворенности французского мещанина.
Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. – С радостью, – ответил художник.
4. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
5. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. В одной из мастерских Парижа, которую снимал Домье с друзьями, раньше располагалось бюро по найму работниц. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Можно было раздуть целую бурю из этого. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством XX века. Домье.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства и с точки зрения содержания. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Зачем еще кому-то об этом знать. Все здесь крепко, просто, значительно. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). 3. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Оба отказались. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. 1863, Париж, Музей Орсэ). Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма.
При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе).
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. В тени распласталась женщина.
Современники (О. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще.
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Листы Домье трагично выразительны. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. – спросил Домье. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.
Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Он – мечтатель. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем.
Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. – Радуйтесь. Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью. Листы Домье трагично выразительны.
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие).
За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. Всю жизнь художник терпел лишения. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Домье же свой отказ никак не пояснил.
Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно.
«16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Мари Александрии Дасси, уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, – рассказывает М. Ю. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.
Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции.
Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху. 2.
Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). А вы.
В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица). 1848, Прага, Национальная галерея). Я считаю, нужно ему помочь. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Домье не любил многие новшества.
Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Н. Н. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).
Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Цельная, тонко сгармонированная красочная гамма насыщается многочисленными оттенками, отсветами. Домье родился в Марселе в семье ремесленника. Он сам был живым участником борьбы. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики.
Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками.
Домье обрадовался. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили.
Домье не любил многие новшества. – Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Домье — блестящий рисовальщик.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Домье.
С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. – Зачем. Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Какой. Домье не только передал всю трагичность и несправедливость данной ситуации, но и с мастерством разграничил свет и тень на своей работе.
Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. На полотне зрители видят зверски убитую семью. 4.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Жирные, уродливые и отталкивающие лица, грузные фигуры, председатель явно забыл, где он находится и что должен говорить, – как в огромном желудке, они поглощают все заработанное народом, сбрасывая на него свои "непереваренные" нечистоты.
На протяжении всей своей творческой деятельности Домье чутко реагировал на изменения в политике, требованиях и вкусах издателей и публики. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
– удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. 6.
– Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).
Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. 7. Силуэту женской фигуры вторят очертания зданий, придавая картине цельность, классическую ясность и согласованность ритмов.
Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
Домье не довольствуется первыми достижениями. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье. – И как его зовут. то дерева.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Лица почти не видны, но художнику удается в склоненной голове, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности, связывающие большого и маленького человека. Он даже прибирался у него бесплатно.
Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Домье не довольствуется первыми достижениями. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество.
Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны.
По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ.