Стал увлекаться живописью ещё в юношестве. Родился в Лите. Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной.
Именно к этому периоду относится программное полотно «Смерть Германика», собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты. В своих полотнах изображал типы и нравы людей низшего, преимущественно бедного класса, — согласно ЭСБЕ, «отличаясь при этом умным сочинением и здоровым юмором, но нередко повторяется в своих фигурах и порой впадает в преувеличение и карикатурность». В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. Никола Пуссен родился в 1594 году в городе Лез-Андели в Нормандии. Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры.
Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве.
1627). Гибель Аякса, бросающегося на меч, обреченность смертельно раненных Адониса и Гиацинта, страдания влюбленных Смилы и Крокона не омрачают царящего ликующего настроения. Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. Все действующие лица расположены подобно рельефу. «Всегда правда. », «День отдыха», «Бескорыстный советчик», «Буря на море», «Одинокий арендатор поля».
Наиболее известные картины: «Уплата оброчных денег» (1866), «Оба в затруднении» (сельский учитель, не знающий, что ответить ученику, обратившемуся к нему за разъяснением урока), «Подкарауливание», «Ярмарка для детей», «Час игры», «Pro bono publico», «Новый сбор винограда». Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»). Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен. Но не личное горе, а гражданственный пафос — служение родине и долгу — составляет образный смысл этого полотна. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок.
Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок.