Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. Это не значит, что за картинами Матисса не стоит сложной работы сознания художника.
Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.
«Только посмотрите. Речь идет о фовизме. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Артистический мир собрался в самом модном кабаре Москвы «Летучая мышь» Никиты Балиева для шумного чествования художника, которое завершилось на рассвете показом картины изображавшей почётного гостя на пьедестале, окруженного кольцом полуобнаженных дам, выражающих своё восхищение, под названием: ПОКЛОНЕНИЕ ВЕЛИКОМУ АНРИ.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. В первый день Матисса в Москве Щукин привел его в дом Морозова, где было ясно, что даже хозяева признали ошибкой «Историю Психеи» Дени.
В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. Щукин прибыл в Париж на несколько дней в июле, чтобы увидеть «Розовую мастерскую» и «Семью художника». Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина.
Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Углы комнаты даёт другим цветом.
Исчезают стул и обои. Что случилось — у него внезапно испортилось зрение или он не окончил картину. Холст, масло. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования.
После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". «Щукин ещё более растроган, чем я – для него это триумф».
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
Матисс старался сохранить свою сдержанность северянина («Я не собираюсь позволить вскружить себе голову», писал он домой на третий день: «Ты знаешь меня»). Цены на его работы и интерес к ним стали расти. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской.
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Ничем не выделялся, – рос среднестатистическим ребенком. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
Приехавший с Щукиным к Остроухову на обед, Матисс весь вечер любовался иконами, заявляя затем, что «только ради икон стоило бы приехать из города, даже более удаленного, чем Париж». И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Существуют лишь предположения искусствоведов. Все люди на картине находятся в неподвижности. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Стремясь к максимальному выражению целого, художник удалял все несущественные детали и предельно упрощал формы, считая вредным и ненужным все, что не влияло напрямую на эмоционально-энергетический импульс. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. 260 х 389 см. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В 1897 году он снова посетил его. Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет и даже подарил Анри два его рисунка.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью».
fauves). Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Другое название этой работы – «Десерт». Последний предрекает ему блестящее будущее и одним из первых отмечает новаторство молодого художника, выражающееся в смелых сочетаниях разных цветов.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Возможно, в процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского мастера, придет новое постижение искусства Матисса, подобно тому, как он сам, в начале столетия, стал участником встречи рождающейся новой европейской культуры с обновляющими ее истоками древних восточных цивилизаций. Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Но его наиболее искушенные гости начали испытывать удовольствие от пикантности «Танца» и «Музыки» в этом элегантном особняке с мебелью, обитой светлым шёлком, лепными карнизами в стиле рококо и швейцаром в ливрее («Матисс – такой контраст, он производит эффект острого перца»). Тема панно — танец.
А. Матисс «Музыка» (1910). Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Какие краски. Он является продолжением ковра на стене. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Доминика и Девы Марии.
По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Одновременно, будущий мастер начинает посещать курсы по рисованию, в местном училище. Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин8. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Эта деятельность его увлекает и он занимается перерисовыванием открыток, копий картин. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Так и случилось. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Фоном им служат синее небо и зеленая трава.
Когда они, наконец, прибыли 6 ноября (24 октября по русскому календарю) после четырех дней в поезде, Москва выглядела для Матисса как европейский город, пересаженный на огромную азиатскую деревню с весело раскрашенными деревянными домами, современными роскошными витринами магазинов и грязными, немощёными улицами. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Частично загороженный декоративной ковкой вид на задний двор находится между ними, как повешенная картина.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Эта дружба в его судьбе значила многое. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Ж. Помпиду). На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Он знакомился с художниками разных стран. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Первоначально он пользовался техникой пуантилистов Жоржа Сёра и Поля Синьяка и даже завел знакомство с последним.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи.
«Я потратил десять лет в поисках того, что ваши художники открыли в четырнадцатом веке», сказал Матисс в тот день. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Энтузиазм, с которым встречали Матисса повсюду, был взаимным.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Щукин нервничал, когда они приблизились к лестнице из-за пятна красной краски, которой он прикрыл гениталии флейтиста в «Музыке», но, к его великому облегчению, Матисс мягко заявил, что это не делает большой разницы (через двадцать три года он будет безуспешно пытаться убедить представителей Советской власти смыть это пятно). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни.
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
Очертания стола с трудом угадываются. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок — интенсивных, почти пламенеющих. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Зачем. Во время обучения у Постава Моро в Школе изящных искусств Анри Матисс познакомился с начинающими живописцами Альбером Марке и Жоржем Руо. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.
В последние годы жизни при помощи обыкновенной цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации, производившие потрясающий эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и совершенной композиционной гармонии. Следующим шагом в освоении новых территорий живописи стало увлечение Матисса дивизионизмом, длившееся до 1905-го, когда художник обосновался на юге Франции.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Женщины, написанные лишь несколькими тщательно продуманными линиями, напоминают упрощенные скульптуры, в тохватало обитателям XX века. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. На следующее утро Щукин организовал встречу корреспондента московской газеты «Время» со своим гостем, кто изложил цели своего творчества, объясняя предпосылки своей работы, а также признался, что полюбил с первого взгляда русские иконы.
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. «Вы должны жить с картиной, чтобы понять её Вы должны позволить ей стать частью Вас». Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Конкретика ушла, мазки стали решительнее, цвета — чище, границы размылись.
Холст, масло. «Происходит что-то фантастическое, подобное сказке», писал другой словами, очень близкими к тем, что мог бы сказать Щукин. Танец была создана в 1910 г. Это полотно было создано Анри Матиссом для Московского особняка С. И. Щукина. Особенного внимания заслуживал его мазок. Матисс сразу стал знаменитостью.
У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). После поездки в Сен-Тропе с неоимпрессионистами Синьяком и Кроссом пришла пора картин, написанных характерными для пуантилизма точечными мазками. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда.
Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. А ступни ее ног в длинных желтых арабских сандалях, развернутые под углом к фронтально изображенной фигуре, кажутся заимствованными с древнеегипетских рельефов и росписей. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
После окончания лицея, его отправляют в Париж для получения юридического образования. Поэты и философы аплодировали, когда он появился в зале Свободного эстетического общества. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. С одной стороны, он немедленно отправил несколько новых заказов Матиссу в Испанию. Помогает определиться в пространстве также окно. «Я нахожу Матисса очень приятным, он настолько утонченный, культурный и оригинальный человек», писал он, оставив другие дела, чтобы сопровождать Матисса в качестве гида в поездках, доставивших удовольствие им обоим: «Я всё ещё провожу всё время с Матиссом, который покоряет меня всё больше и больше».
В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Все проще: Матисс познакомился с творчеством импрессионистов, конкретно — Поля Сезанна. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.
Остроухов пригласил его посетить Третьяковскую галерею и показал ему залы с иконами. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.
Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Люди стремились пообщаться с ним. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. Щукин, напротив, заявлял о своей цели однозначно: «Я хочу, чтобы русские люди поняли, что Вы – великий художник». Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
За это время из заведения выпустилось около сотни французских и иностранных студентов среди них было небывало высокое для того времени количество женщин. Ни одной лишней детали. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Но об этом уже сказано в других разделах.
Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Ж. Помпиду, Париж).
Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. С другой, он начал показывать панно конфиденциально некоторым самым блестящим молодым критикам Москвы, объясняя, что необходимо терпение, чтобы заставить сложную живопись раскрыться, сделаться доступной.
Но импрессионизм не стал конечной точкой творческих поисков Матисса. Доминика и Девы Марии. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение.
Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. «Всё оживает, приходит в движение и кружится вихрем в диком иступленном порыве.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
Матисс ещё не успел придти в себя, как Щукин предложил новый заказ беспрецедентного масштаба – целый ряд декоративных картин, чтобы повесить их «над натюрмортами» в гостиной. Переход был необходим, так как Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма.
Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
На получаемые вопросы он отвечал просто: "Я рисую картины, а не женщин". Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.
Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым. Анри Матисс. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».
Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.
Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне.
Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго).
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Всего две недели он провел в оазисе Бискра и практически не мог рисовать из-за стоящей жары. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити.
(фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Больше ничего нет.
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. И на его холсты, помимо предметов, пробрались впечатления. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Такой, какой был у Матисса в его доме. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Ковёр на этой картине – реальный. Разумеется, это иллюзия. Ж. Помпиду).
Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Труппа, специально исполнившая «Пиковую даму» Чайковского, устроила затем приём в честь знаменитого гостя. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Здесь, под палящим африканским солнцем, художник стремился зажечь собственные цвета, сделать так, чтобы его картины сами по себе излучали свет, пытаясь подобрать подходящие для этого цветовые сочетания. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Стайны подружились с художником.
Преподавание велось на некоммерческой основе. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». В 1905 году художник повергает критиков настоящий шок. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.
Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Он был оглушен, тронут и прекрасно понимал, кто ответственен за такой приём.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Жил Матисс в это время трудно. И он практически сразу же приступил к действию по двум направлениям. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. В настоящее время существует в двух версиях. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Он никогда не видел ничего подобного заразительной восторженности испытываемой посетителями, кому Щукин лично показывал свою коллекцию, стремительно бегая по комнатам, распахивая двери, заставляя их внимательно рассматривать сокровища плохо освещенного вестибюля и смотреть искоса через площадку лестницы на «Танец». Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению.
Это была царственная манера деловых отношений. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами.
Матисс никогда не встречал прежде организаторских способностей такого порядка. Под впечатлением он не мог уснуть всю ночь. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске.
Это интервью задало тон всему визиту. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Возможно именно после московских видений, агрессивные полотна, написанные огненными фовистскими красками предшествующего периода, могли показаться Матиссу недостаточно гармоничными. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Творить он не переставал до конца. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Тема панно — танец.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. «Это полностью освобождало меня от обязательств перед Бернхеймами», писал Матисс, чьё отношение к ним было постоянно омрачено подлым оппортунизмом дела с Пюви де Шаванна.
Но такие работы, как "Голубая обнаженная" – возможно, эпический образ творческого пути художника – были задуманы, чтобы существовать сами по себе, придавая основам эстетики Матисса эффект квинтэссенции. 1901 год можно назвать годом становления художника.