Первая выставка работ Марка Ротко и других молодых художников состоялась в галерее Оппортьюнити в 1928-м году. Французский художник Марке Альбер сумел создать свой выразительный стиль в живописи. Всего на выставке представлено 69 работ, которые сгруппированы в четыре раздела: «Марке и фовизм», «Париж Марке», «Путешествия художника», «Марке в России». В 1947 году Марке перенес тяжелую операцию, в этом же году художник умер1. Красочные пейзажи Прованса современного французского художника-импрессиониста Жан-Марка Жаньячика (Jean Marc Janiaczyk).
«синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка.
Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Здесь явно не они являются главными героями.
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. В Нормандии Марке пишет одну из лучших своих работ — «регата в Меллерей» (1927, Музей искусств, Бордо). «Вывестиживопись из дремотного состояния искать решения всех проблем в ящике с красками, преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой» — к этому стремились молодые художники. В написанных в 1906-1907 годах пейзажах Марке Солнце над Парижем, Вид Лувра, Новый мост. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя.
Это было изображение женского профиля. Обучался также в Национальной школе изящных искусств в ателье Г. Моро и Академии Рансона.
В свете его философии, обличавшей повсеместную коммерциализацию искусства, неоднозначно выглядят и сегодняшние ценовые рекорды (Оранжевое, красное, желтое в 2012 году ушла с торгов за 86, 9 млн), которые картины художника вновь и вновь устанавливают на аукционах – это победа Ротко или его поражение. Именно в Северной Африке Марке впервые начал писать грозы и штормы. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных».
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. На пути к творческому самоопределению емупредстояло пройти испытание фовизмом. Работы этих русских художников тоже войдут в экспозицию. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко – погибших животных. Картина задела какие-то глубинные струны его души и Ариан понял, что должен писать так, чтобы затрагивать души людей.
Альбер Марке, как и Матисс, не стремился быть первым, но работал упорно и вдохновенно. Экспрессивные полотна Марка Ротко обладают мистической особенностью – по словам многих зрителей, картины, когда наблюдаешь их с близкого расстояния (а именно на этом настаивал сам художник), вызывают сильные эмоции – обостренное чувство одиночества или страха, вплоть до того, что стоя перед ними, особо чувствительные люди могут расплакаться. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Большинство пейзажей написано с высоты приблизительно пятого-шес-того этажа.
Вместе с другими представителями фовизма Альбер экспонировал свою живопись в Осеннем салоне и в Салоне Независимых. Кроме работы в ателье, Марке, как и его товарищи, много рисовал просто на улице. Художник, график иллюстратор.
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Ему было всего 36 лет. Здесь Марке встретил первых критиков, которые оценили его талант, - Ж. Бессона и Ф. Журдена.
Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ».
Начал обучение живописи в родном городе Бордо. Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы. Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. Успех лишь усугубил чувство изоляции, которое испытывал художник. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. «Я чувствую, что каждый день все больше и больше погружаюсь в усталость». Бесшумно проносятся лодки, плывут барки и динамичный силуэт Везувия плывет вместе с ними. Именно Африка, Алжир дали ему возможность проявить новое отношение к солнечному свету.
После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал.
В движении спешащих куда-то людей есть особая размеренность. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Название фовизм произошло от французского«fauvre» (дикие звери), так один из критиков отозвался о работах А. Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка и А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Проблемы выбора профессии для Марке не существовало.
Картина пронизана свежим, чуть влажным воздухом, чувствуется, что над рекой гуляет легкий ветер, теребящий полотнище флага и покрывающий Рябью поверхность воды. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. В Неаполе показан ослепительно ясный полдень.
Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Очень значительной вехой в его становлении как художника была первая встреча с творчеством Рембрандта. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Для вдумчивого чувствительного юноши это был, казалось, хороший выбор, но после прохождения военной службы он изменил свои планы, решив стать художником. Франц Марк был среди тех мастеров, которые склеивали позвонки двух столетий кровью своего творчества: путь от завершающей 19-й век живописи постимпрессионистов к абстрактному искусству 20-го столетия шел через экспрессионизм и Марк был его ключевой фигурой.
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Его городские пейзажи отличаются глубоко прочувствованным отношением к природе, но в то же время им свойственна отстраненная созерцательность авторской позиции, как будто художник смотрит с возвышения на спокойно текущие воды Сены, мосты, перекинутые с одного берега на другой, на прямые линии городских улиц («Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва). Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию».
Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал. Когда Ариану было четырнадцать лет, он впервые увидел подлинник великого художника. Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Он пишет белые крыши и стены домов, белые террасы и заборы.
Своими мыслями он делился с Кандинским. Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле. В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое.
Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Марк Ариан (Mark Arian) – современный американский художник, родился в городе Де-Мойн, штат Айова, в 1947 году. Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование.
Марке же делает его своим тональным камертоном. Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся.
В 1905 принимал участие в скандальном выступлении фовистов на Осеннем салоне. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке».
Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Подтверждением тому является его известная работа «Пляж в Фекаме», написанная уже в 1906 году.
Альбера Марке один из английских критиков назвал деликатным фовистом. Один из рецензентов повторил в отношении работ фовистов, к которым в это время примкнул Марке, выражение, сказанное Рескиным по поводу Уистлера в Лондоне: Они бросили нам в лицо горшок с красками. Сена, которую художник называл «единственной рекой Франции» играет большую роль в его парижских пейзажах. Живописи нигде не учился, по крупицам собирая знания из разных источников. Если в изображениях Парижа преобладают сиренево-серые оттенки, то Восток у Марке — белый.
Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода. Теперь глаз замечает все, не упускает ни одной подробности. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях».
Перед входом в Часовню расположена скульптура Барнетта Ньюмана, посвященная Мартину Лютеру Кингу. Такая поездка для французского живописца была сравнима с полетом на другую планету.
«С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Ни тогда, ни позднее, трудясь под руководством обожаемого им Гюстава Моро, Марке не отдавал предпочтения какому-то одному течению.
Марке также совершил путешествие, на которое решались немногие – он посетил СССР. Она мерцает и плещется, а в ней отражаются белые облака, то похожие на снежные горы, то стремительные и разорванные. В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации. С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором.
В это время Марке пишет этюды обнаженной натуры, натюрморты интерьеры, портреты. Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель. Марк Кросс (Mark Cross) родился в Окленде Новой Зеландии в 1955 году.
В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Отец работал кондуктором поезда, мать была на пятнадцать лет моложе его.
Она почти всегда оживлена движущимися по ней баржами и лодками. Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать.
Марке пишет реку-труженицу и в то же время образ Сены в его исполнении очень поэтичен. В Бордо был хороший музей, где Альбер увидел картины Веронезе, Мурильо, Рубенса. Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж. Ариан начал рисовать в детстве. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Все, кто вышел из мастерской Моро, - Милсандро, Марке, Матисс, Руо стали блестящими рисовальщиками.
Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Рисовать Альбер начал очень рано, он рисовал куском угля на полу, на полях тетрадей.
Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Марке много путешествовал, особенно часто бывал в Италии, долго жил в Алжире.
Они действительно заслуживали прозвище диких (le fauve – по-французски дикий зверь). Именно в соотношении неба и земли, светлого и темного – основа его композиций. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Плотным розовым туманом окутан утренний Париж. Там он поступил в Школу изящных искусств.
Марке очень часто обращался к образу Парижа. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Больше всего ему нравились лошади. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей».
Выставляется с 1901 – в Салоне Независимых, с 1909 – в Осеннем салоне. Одним из немногих впечатлений от поездки стало короткое замечание художника: «Коровин неплох». Шел 1934 год. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.
Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Его серия картин изображающих нью-йоркскую подземку, в частности, самая известная из них Вход в метро (1938) – еще совсем не то, чем Ротко прославился в последующие десятилетия и с чем его ассоциируют до сих пор. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей.
Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Его Алжир был белым. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. В Солнце над Парижем, в работах Вид Лувра, Новый мост. С 1900 по 1903 г. Марк был прилежным учеником Мюнхенской академии художеств, пока не попал в Париж и не увидел своими глазами картины Мане и Сезанна, Гогена и Ван Гога.
Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Как уже было сказано, при всём своем мистицизме, Марк охотно интересовался научными достижениями.
Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Оно то бурное и грозное, накатывающее на берег пенистыми волнами («Буря в Ла Гулетт», 1926, Музей искусств, Бордо), то тихое и спокойное («Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо). Альбер Марке много путешествовал, а в 1934 году даже приезжал в Россию. После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой.
Остается где-то внизу шум города. Нотр-Дам. За годы обучения Марк освоил ремесло художника, став настоящим мастером, но традиции исторической живописи XIX века были ему чужды. Наиболее сильное влияние на него, как на художника оказали голландские мастера (Вермеер, Рубенс и Рембрандт), французский художник и замечательный рисовальщик Вильям Богоро и американский художник реалист Джон Сингер Саржент.
Марк Арьян (Mark Arian) родился в 1947 году на западе Соединенных Штатов Америки. Его пейзажи и жанровые картины пользовались в свое время успехом на одной из них мы видим пятнадцатилетнего Франца, который мастерит что-то из дерева. Его живописные холсты пластически обобщены, обобщенно решает он и легко узнаваемые чисто парижские архитектурные акценты – Нотр-Дам, Эйфелеву башню.
Главным во всех работах Марке 1910-1920 годов является не цвет, а свет. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Еще одна особенность городских пейзажей Марке – это выбор высокого горизонта. Улица в Сиди-Бу-Сайде и другие работы алжирского цикла эмоциональны и очень романтичны. В творчестве Марке в это время чувствовалось влияние неоимпрессионизма, Сезанна, Синьяка, а позже членов группы наби, которые привносили в свои произведения нечто символическое, заостряли декоративные качества холста введением больших цветовых пятен.
Марк пережил бурный, доведший его до депрессии, роман с замужней дамой, художницей Анетте фон Экардт и попал в ситуацию мучительного любовного треугольника, разрываясь между двумя Мариями, также художницами, – Марией Шнюр и Марией Франк. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя.
В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. В природе только два цвета голубой и белый. Фовизм был самым кратковременным течением в истории искусства. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Они не подавляют, они органичны и естественны в окружающей их среде.
Туда его фрески, созданные для небоскреба Seagram, привезли 25 февраля 1970 года. Второй выпуск альманаха так и не был опубликован, а после гибели на фронте Августа Маке стало ясно, что объединение больше не возродится. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро.
В морских пейзажах Марке всегда есть знаки присутствия человека. Как и все парижане, Марке не представляет французской столицы без Нотр-Дам. В североафриканском цикле пейзажей Марке центральное место занимает мотив моря.
Это был его первый опыт в области реалистического искусства, которому он верен и поныне. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Однако после Осеннего салона 1905 года критика буквально взорвалась негодованием. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане», 1906, Центр Помпиду, Париж).
Примерно в таком настроении Марке отбыл на родину. Полотно французского живописца известного своим новаторским обращением с цветом, указало Ротко дальнейший путь – именно тогда он стал писать сначала мультиформы (один из известных примеров – No. 9, 1948 года), а после пришел к собственному стилю, сделавшему его одним из самых значимых художников своего поколения. Примечательно, что большинство людей на этих пейзажах – лишь силуэты, размытые фигуры. Особенно же заинтересовало Марке творчество П. Боннара.
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Это была крепкая и чистая любовь. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906). Его сияющие светом пейзажи были замечены и оценены.
Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Его картины действительно очень красивы и полны жизни. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Он начинал, как и многие его современники-художники. Яркость и условность цвета, широта письма сближалаМарке с фовистами.
Художник решительно порвал с натурализмом. Однако приказ не успел дойти до фронта.
Ротко писал свои абстрактные полотна до конца жизни, в последние годы сконцентрировавшись на насыщенном черном цвете. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.
Известны факты, что особенно чувствительные люди плакали, глядя на полотна Марка Ротко. Его Париж был серым, Неаполь – голубым, Гамбург – охристым. В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни.
Беспокойство, которое витало в воздухе на протяжении всех 1930-х, у Ротко неотделимо от урбанистических пейзажей – люди на его картинах, будь то одиноко застывшие фигуры или пара спутников – находятся в своей привычной среде и повседневных заботах, но каждый из них погружен в себя и охвачен тревогой, как, например, в Уличной сцене (1937). ГМИИ напоминает, что поклонниками творчества французского живописца были отдельные выпускники ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа 1920-х годов, представители московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников».
Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки.
Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. – вопрошал Марк. Он чувствует необычный подъем, работает легко, с упоением, как прежде.
В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
И название пришло само». Альбер Марке родился 26 марта 1875 года в Бордо. Со дня рождения художника сегодня исполняется 110 лет. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Рисовать начал еще в детстве.