Французских художников Клода Моне (Oscar-Claude Monet) и Эдуарда Мане (Edouard Manet) часто путают, причем не только современные ценители искусства, но и жившие в одно время с художниками. После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. Был в жизни художника и страстный роман с натурщицей Викторией Мёран, с которой он писал свои самые знаменитые полотна.
Общаясь с известными художниками, поэтами, писателями и черпая вдохновение из их творчества, Эдуард Мане развивает свой индивидуальный стиль написания картин. Бар в Фоли-Бержер Мане написал уже в статусе признанного художника. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Через некоторое время, после объявления Парижской коммуны, Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики. Травля Мане со стороны чиновников от искусства и «просвещённой публики» вынудила художника буквально бежать в Испанию, где он, однако, с пользой провёл время, знакомясь с работами Эль Греко, Веласкеса и Гойи, находя в них оправдание своего эстетического вкуса.
В самом начале творческого пути, Мане часто копировал сюжеты классических художников. С этого момента Мане становится признанным вождем «независимых» художников. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами. К 1858 году Мане приобрёл в Париже известность как художник, подающий надежды.
Эдуарда Мане (1832-1883) считают одним из основоположников импрессионизма, хотя свой творческий путь он начал как художник-жанрист. Эдуард Мане родился в состоятельной семье и никак не отвечал сложившему представлению о богемном художнике. Отношения между Кутюром и Мане складываются прескверные, но, тем не менее, молодой художник терпеливо проходит обучение у мастера до конца. Художник Эдуард Мане родился в Париже в 1932 году в семье руководителя департамента министерства юстиции.
Как это часто бывает, эпитеты «гениальный художник», «великий Мане» и прочие лестные отзывы при своей жизни он так и не услышал. Позже совершил путешествие по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, где, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта. Расставанием с художественными традициями романтизма стала картина художника «Любитель абсента», созданная в конце 1850-х годов.
Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника. В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности.
Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника.
К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Тень фигуры не соответствует её положению.
С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Художественное образование Мане было граничит со студией одного из признанных метров салонного искусства — Тома Кутюра, в которой он провел пять лет. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру.
С их палитры практически ушёл чёрный цвет. Такова была его художественная программа.
Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Творчество Мане обновило реалистические традиции французского искусства XIX в., во многом определило основные пути дальнейших реалистических художественных исканий. Мане Эдуард (Manet), французский художник.
Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию.
Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего.
Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Мане интерпретирует данный сюжет с позиции современности. Эдуард Мане сегодня может считаться первым современным художником. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна.
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, вот таким образом справедливо начать с Мане. Отец категорически отказывается отдавать сына на обучение в художественные школы. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.
Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии.
Эти взаимоотношения и пытались уловить и запечатлеть художники. Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке».
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению.
Во время длительного путешествия Мане рисует шаржи на всех членов команды. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Художнику хотелось восстановить традиции идущие от искусства XVI и XVII веков, с целью обновления современной живописи.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. перешёл к пленэрной живописи. Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового – с иными целями и языком. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Столь открытое сопоставление старого и нового прием художника, который пытался перенести художественные приемы старых мастеров в современную ему действительность.
В восьмилетнем возрасте Мане определяют в учебное заведение Вожирара Паула. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Их признание имело значение. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года.
Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой.
«Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
Правда, не обошлось и без казусов: упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, которая и состоялась, приведя к ранению обидчика. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Спустя год ему ампутировали ногу и через несколько дней он умер в агонии от боли. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Она написана широкой кистью в обобщенной манере.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи.
Он любил изображать людей и у него это хорошо получалось, в отличии от своеговизави. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. В это время для Мане особенно ценной была поддержка, оказанная его друзьями и поклонниками. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы.
Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно Бар вФоли-Бержер, которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году.
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Художника не случайно называли живописцем современной жизни.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Копировал их и Мане и не только в Лувре. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
«Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Здесь он проведет следующие три года своей жизни. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств.
И тем не менее, ничто не прошло даром. О ком рассказать в первую очередь. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года).
Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков.
В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. Несмотря на это, критики отмечают кутюрьевские черты в художестве Мане.
Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Мане стоял у источников, ставшим в последующем направлением искусства импрессионизма.
Прямо там художник начинал работу над своим творением. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов.
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета.
В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в Фоли-Бержер», после которой его мастерство было признано официальнов Салоне 1882 года.
Далее его распределяют в гимназию «Коллеж Роллен», однако, вопреки ожиданиям родителей и преподавателей Эдуард отвергает науки, предпочитая рисование. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.
После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. По настоянию родителей Мане отправляется в мореходную школу, но проваливает экзамены. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов.
Молодая женщина сидит на парапете у ограды. Он скрупулезно изучает рисунок, штудии с натуры, учится выстраивать композицию. Однако это не совсем так. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером.
В конце концов победила его приверженность к искусству. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными.
Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Она держит раскрытую книгу, а на её коленях примостилась маленькая собачка.
Чугунная ограда отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Именно вот таким образом некоторые искусствоведы причисляют его творчество к данному направлению. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
Провалив тесты, он не отчаивался и отправился в учебные плаванья при морской школе. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
Картина наполнена светом, бьющим с разных сторон, так, что теням практически здесь нет места. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
Правда, не обошлось и без казусов: упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, которая и состоялась, приведя к ранению обидчика. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели.
В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками.
На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. «Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». Он кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Юношу привлекла эта скандальная слава. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию.
Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Благодаря своему удивительному видению натуры, он стоял у истоков нового течения в живописи – импрессионизма. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию. Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами Завтрака, но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный с образами в поэзии Бодлера. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины.
Сложные тона разлагались на чистые цвета солнечного спектра. Так, одно из самых ранних его произведений – Любитель абсента (1859 –кажется прямой иллюстрацией к Цветам зла Бодлера. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений.
На смену старым пришли новые способы изображения натуры. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.
После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех.
Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно Бар в Фоли-Бержер.
Родился в семьебакалейщика, его отец мечтал о том, чтобы Клод продолжил его дело и хотел передать ему свою бакалейную лавку. Их образы символизируют муз. В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна».
Копеечка на жизнь его семье давалась непросто, а свою юность Моне отмечает практическибродяжной и очень непростой. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Вступительные испытания в мореходную школу в 1847 снова провалены. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
История известности ихнастолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Тень фигуры не соответствует её положению. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм». Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества.
Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи.