Lucas Cranach der Jngere 4 октября 1515, Виттенберг — 25 января 1586, Веймар) — немецкий художник-живописец, сынЛукаса Кранаха Старшего. Такое фанатичное стремление к совершенству сыграло с художником злую шутку: Лукас Кранах Старший выработал виртуозную, но стереотипную манеру письма, а позднее искусство художника стало однообразным и жеманным. В числе авторов подобных карикатур были величайшие художники — Лукас Кранах-старший и Дюрер.
Lucas Cranach der Jngere 4 октября 1515, Виттенберг – 25 января 1586, Веймар) – немецкий художник-живописец, сын Лукаса Кранаха Старшего.
Ряд произведений был создан в лютеранской манере. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Екатерины».
Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). Размер доски 51 x 97 см, дерево, масло.
В 1501г. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537 года, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
Картина «Суд Париса» написана немецким живописцем Лукасом Кранахом около 1514 года. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
В 1501году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Здесь он работал почти до конца жизни, заведя большую мастерскую со множеством учеников, которые помогали ему в выполнении самых разнообразных заказов. Его портреты пользовались большой популярностью.
Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Примечание. Но отметим и роль универсального мастера (он писал не только портреты, картины на мифологические и религиозные темы, но и был блестящим гравером, занимался резьбой на дереве, готовил эскизы для гобеленов и тканей) в становление и развитие Реформации в Германии.
В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Франциска» и «Покаяние Св. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Картину «Портрет женщины» немецкий художник Лукас Кранах Старший написал в 1526 году. и вскоре переросло в тесную дружбу. Многие деятели Реформации и члены их семей стали героями картин Лукаса Кранаха Старшего. Не зная, куда применить свои исключительные способности, решил он поступить на службу к самому всесильному человеку – царю.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Картина «Распятие с преображенным центурионом» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го столетия. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Картина «Меланхолия» создана художником в 30-х годах 16 столетия на основе популярного сюжета, пользующегося спросом и бытовавшего в среде мастеров и заказчиков.
Жизнь во всех ее проявлениях была не чужда Лукасу Кранаху Старшему. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Он владел аптекой, открыл самую большую в городе типографию (1524 г. ) издавал и торговал книгами, трижды (1537—1544 гг. ) избирался бургомистром Виттенберга. В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами. В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии). Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Латинская надпись на краю бассейна предупреждает: «Я, нимфа источника, отдыхаю. В 1508г. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини.
Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. В этом смысле особенно характерны поздние картины Лукаса Кранаха на мифологические темы – «Суд Париса» (1529 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Аполлон и Диана» (1530 Берлин), «Венера с амуром» (Рим), «Венера» (1532 Франкфурт-на-Майне) и другие.
Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой. История искусства. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
В старости, в последние десятилетия своей жизни Лукас Кранах работал мало, но количество картин со знаком дракона-саламандры Кранаха не уменьшалось безостановочно работала мастерская художника, также много работали и сыновья Кранаха, Ханс и Лукас Младший, унаследовавший после смерти отца мастерскую и продолживший его дело. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Размер 59 x 45 см, дерево, масло. В картинах художника после 30-х годов проскальзывают элементы эротики. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике.
Однако это приносит и неожиданные результаты. История искусства. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Однако, несмотря на дружбу кранаха с мартином Лютером в числе постоянных заказчиков художника был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
После 20-х годов 16 века в творчестве художника нарастают другие тенденции. У художника имелось еще три дочери. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты.
Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Во сне к нему явились хитрый бог Гермес и три красавицы-богини с просьбой определить, кто из олимпийских богинь является «прекраснейшей». Умер Лукас Кранах Старший 16 октября 1553 г. На надгробном камне выгравирована лаконичная надпись: Derschnellste Maler (Самый быстрый художник). Картину «Отдыхающая нимфа» или иначе «Нимфа источника» художник Лукас Кранах написал в 1530-х годах.
Мы можем и сегодня окунуться в эту эпоху, кардинальным образом изменившую картину мира. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Год спустя художник скончался в Веймаре. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Большую часть жизни работал в Виттенберге при дворе саксонского курфюста Фридриха Мудрого и его преемников. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа.
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Картина относится к ранним работам художника. К лучшим из них принадлежит «Портрет отца Лютера» (1530 Вартбург), в котором дано яркое изображение человека с характерным выразительным лицом.
Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута.
Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Тот же колорит в картине 1504 года Отдых на пути в Египет.
Подтверждением этому является целый ряд многочисленных картин немецкого живописца «Суд Париса» на известный историко-мифологический сюжет. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504г. Картина «Обиженный Амур и Венера», размер 81, 3 x 54, 6 см, дерево, масло. Н. Н.
Кранах Лукас Картины и биография Лукаса Кранаха Старшего Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Пейзаж утрачивает свое значение, подчиняясь трафаретной схеме. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546). Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски.
После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-1503 годы, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы.
История искусства. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Ориентация на нидерландское искусство XV века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-1520 годы, КГ, Дрезден).
Картина «Адам и Ева. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди). Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Размер работы 77 x 121, 5 см, дерево, масло.
Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую т. н. стиль Кранаха. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Шёнер»).
Лукас Кранах Старший (нем. Кранах становится родоначальником немецкого маньеризма. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Портрет написан Лукасом Кранахом Старшим к свадьбе молодого человека, пару ему составил портрет будущей супруги Анны.
Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Дерево, масло, 3822 см. Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. «Покаяние святого Иеронима» создана в 1502-1503 году.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Согласно итальянской версии средних веков Парис – рыцарь, королевский сын. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы.
В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1.
В поздний период творчества художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Портрет доктора философии Иоганна Куспиниана написан Лукасом Кранахом Старшим в 1503 году. Размер доски 83, 8 x 56, 5 см, дерево, масло. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472— Веймар, 16 октября 1553)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон.
В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Его портреты пользовались большой популярностью. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Картина «Геракл у Омфалы» создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты). Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-1503 годы, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями.
Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
В 1501году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504. Источник молодости, 1546. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Известен как замечательный мастер портретного жанра. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Размер работы 43 x 32, 2 cm, дерево, масло.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Картина «Три грации» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16 века. В наиболее ранних из дошедших до нас произведений, прежде всего в гравюрах, можно отметить признаки связи Кранаха с позднеготическими традициями (гравюры на дереве 1502-1509 годов – «Распятие», «Святой Иероним», «Искушение святого Антония»). Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство.
«Отдыхающая нимфа» – одна из таких картин. и вскоре переросло в тесную дружбу. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505 – 1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника. Однажды он заблудился в заколдованном лесу и уснул.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Картину относят к позднему периоду творчества художника.
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. В годы нарастающей реакции, которые совпадают с последним двадцатилетием жизни Кранаха, эта линия берет верх в творчестве немецкого художника. Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи.
Картина «Распятие с преображенным центурионом» создана художником по мотивам известной библейской легенды Нового Завета. Картина «Аполлон и Диана» создана художником в 1530 году. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515 года, Виттенберг – 25. 1. 1586 года, Веймар) унаследовал после 1553 года мастерскую отца. Для них он написал портреты.
В зрелые годы Лукас Кранах создал целый ряд портретов, в том числе «Портрет Шеринга» (Брюссель), «Портрет дамы» (1526 Мюнхен), «Автопортрет» (1527 Флоренция). На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Портрет относят к среднему периоду творчества художника. В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
Размер 56 x 42 см, дерево, масло. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Как и курфюрст, художник остался верен евангелическому исповеданию веры — лютеранству. К заказным работам мастера принадлежат и своеобразные по жанру картины изображающие любимое развлечение его августейших покровителей — охоту на оленей. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах).
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Они напоминают детский рисунок, лубок, нечто нереальное, но подкупающее своей наивностью и своеобразной, сказочной поэтичностью.
Картину относят к зрелому периоду творчества художника. Не смей нарушить мой сон». Он отправился в Виттенберг и передал мастерскую сыну Лукасу Кранаху Младшему (старший сын умер в Италии в 1537 г. во время эпидемии чумы).
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха". В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство.
В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий. Большое внимание в картинах уделяется натурализму деталей. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая – цветной фон. В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин— в основном на мифологические и библейские сюжеты. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
Собственно, юношеских работ художника не сохранилось. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Никулин).
Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). В 1493г. Картинная галерея, Берлин. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю – Палестину.
Это бесконечные «Адам и Ева», «Диана», «Юдифь», «Венера», «Вирсавия» – картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Художник был активным политическим актором, неоднократно выполнял дипломатические поручения курфюрстов Саксонии (например, в Нидерландах, где он познакомился с творчеством местных мастеров, в том числе и Иеронима Босха), дружил с Альбрехтом Дюрером, Мартином Лютером и его женой Катариной фон Бора (был приглашен на свадьбу и стал крестным отцом их первого ребенка Ханса), а также с Филиппом Меланхтоном (второй женой Лукаса Кранаха Младшего стала племянница Меланхтона). Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха.
А в 1550 г. вместе со своим патроном, последним эрнестинским курфюрстом Саксонии Иоанном Фридрихом Великодушным находился в заточении — вначале в Аугсбурге (Швабия), потом в Инсбруке (Тироль). Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени.
Несмотря на надуманность и гротескность образов, картины были важным шагом в формировании бытового жанра. Частое обращение к образу Венеры, для трактовки которого характерны тонкие изящные линии, свидетельствуют о влиянии на Кранаха итальянского стиля. Является парной картиной к портрету супруги доктора Анны Куспиниан. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло. Немецкий художник и график эпохи Возрождения. Екатерины». В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха.
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. 1530, Вена, Музей истории искусства).
В портрете господствует графическая манера письма, тонкий извилистый контур. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Лукас Кранах прожил долгую и, скорее всего, счастливую жизнь.
В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственные музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Произведения, проданные на Sothebys и Christies. Портрет относится к раннему периоду творчества художника.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Он владел большой мастерской, несколькими домами и земельными участками, аптекой, книжной лавкой и типографией, был членом городского совета Виттенберга и несколько раз избирался бургомистром. В 1550 г. Кранах последовал за Иоганном Фредериком Великодушным в изгнание в г. Аугсбург, а в 1552 г. в г. Веймар. Лукас Кранах умер 16 октября 1553 г. Произведения живописца можно увидеть в таких всемирно известных музеях, как Берлинская картинная галерея, Дрезденская галерея старых мастеров, Амстердамский Рейксмузеум, Венский Музей истории искусств, Королевская галерея Маурицхёйс, Музей Крёллер-Мюллера, Пражская Национальная галерея, Будапештский Музей изобразительных искусств, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. Многие картины, гравюры выходили в свет в нескольких вариантах.
Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Затем картины «Суд Париса» по мотивам античного сюжета неоднократно создавались в его мастерской. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени.
Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне). Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темносиним. Н. Н.
Шёнер»). Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Размер доски 50, 5 x 35, 7 см, дерево, масло.
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления— оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. Однако художник в своих картинах изображал историю не так, как о ней повествовано в древнегреческом мифе, а так, как ее пересказал итальянский сочинитель XIII века Гвидо делле Колонне в романе «История разрушения Трои».
Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546). Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Выделить картины руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «кранаховский стиль» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Известно, что у художника было еще три дочери.
Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 году герб – крылатый дракон). Впервые Лукас Кранах обратился к этому сюжету в 1508 году, в гравюре на дереве. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Бытует мнение, что Кранах Старший способствовал смягчению наказания для своего сюзерена.
В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт. Никулин). Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. В конце жизни прагматичный художник совершил поступок чести.
Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472— Веймар, 16 октября 1553)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации. Размер картины художника 41 x 26 см, дерево, масло. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха.
Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. Никулин пишет: В трактовке образа Мадонны можно заметить лишь относительную близость к мастерам итальянского Ренессанса. В основу созданного полотна легла следующая легенда. В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно.
Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. Там они провели около трех лет. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Приняв учение Лютера в начале 1520-х годов, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Размер картины 30, 5 x 23 см, дерево, масло. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий. Неслучайно Лукас Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Юдифь», «Суд Париса», «Диана», «Лукреция», «Мезальянс», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков, а также другие античные и мифологические темы. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей.
Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Размер работы 88, 5 x 58, 6 см, дерево, масло. Лувр, Париж.
Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Венера, 1529. С каждым шагом сидящий на плечах мальчик становился все тяжелее и тяжелее и посреди пути, с трудом выдерживая ребенка, Репрев испугался, что оба могут утонуть. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года.