В брачном контракте Ла Тура содержится запись, что 2 июля 1617 года на девушке из благородной люневильской семьи женится Латур-живописец, следовательно, в этот период он уже трудился как художник. Жорж де Латур и его жена (у них было 10 детей) умерли в 1652 г. во время эпидемии чумы. Почти сразу после смерти по непонятным причинам художник был совсем забыт и «открыт вновь» только в 1915 г. немецким ученым, специалистом по живописи позднего Возрождения и барокко, Германом Восом. На протяжении долгой творческой жизни художнику Латуру позировали Вольтер, Руссо, дАламбер, король Людовик XV, маркиза Помпадур, Габриэль Бернар де Руэ, художники, актрисы, кардиналы, общественные деятели.
В 1935 г. в Париже прошла выставка картин художника, послужившая толчком к возрождению интереса к творчеству Жоржа де Латура у широкой публики. Теперь он признан одним из самых великих художников 17-го столетия, чему способствовала и некоторая присущая его творчеству "загадочность и таинственность". В серии образов философов, художников, актрис, общественных деятелей эпохи века Просвещения художник Латур утверждал достоинство деятельной и волевой личности, подчеркивая не только социальное положение портретируемых, но и их интеллектуальную активность.
Именно эти произведения принесли ему заслуженную славу. Для каждого из них он находил подходящий сосуд. Звучные цветовые пятна четко выступают на темном глухом фоне.
Взгляды женщин и основные композиционные линии направлены к телу Себастьяна. Он превращает изображение в некую геометрическую схему («Драка», Малибу, Калифорния, музей Гетти) и предпочитает застылость, тишину, опущенные в раздумье взгляды («Женщина с блохой», Нанси, Музей изящных искусств). Большой лотарингский кризис и его бедствия (1635-1642), особенно пожар в Люневиле (30 сентября 1638), который, наверняка, уничтожил основную часть работ первого периода, возможно, повлек за собой поездку художника в Париж (ок. Имя французского художника Анри Фантен-Латура (Henri Fantin-Latour) занимает в этом списке почетное место.
Себастьяна» (Берлин — Далем, Государственные музеи), «Скорбящая Магдалина» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Отречение апостола Петра». Себастьяна, оплакиваемого св. Группу его произведений составляют фигуры слепых музыкантов-рылейщиков изображенных в рост, реже — поколенно. В переводе на русский язык слово «натюрморт» значит «мертвая природа», чего никак нельзя сказать о цветах Фантен-Латура. Родился в многодетной семье булочника. Себастьян» в рост, 1649, Париж, Лувр «Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов).
Но достаточно богатый, чтобы отказаться от этого недворянского занятия, он становится лейтенантом судебного округа и его быстрая социальная карьера (грамота о пожаловании дворянства в 1670) возможно и объясняет скорое забвение работ его отца. Ангел явился к Иосифу, чтобы развеять его сомнения в девственности Марии и обратить печаль праведника в радость, открыв ему таинство Воплощения. Бедствия войны сопровождались ужасающим голодом и эпидемией чумы.
Латур Жорж де, Ла Тур (La Tour), французский художник. Себастьяна, церковь в Брольи, варианты в других музеях). Он родился в лотарингском городке Вик-сюрСей, тогда подчиненном епископству Меца и был вторым сыном в семье пекаря (его мать также происходила из семьи пекарей). Магдалины. Реалистическому стилю письма, унаследованному от классиков, он остался верен до конца. Иосифа и серия картин с изображением св.
Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам («Гадалка», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Шулер», 1635 год. В российских музеях его работ нет. Звучные цветовые пятна четко выступают на темном глухом фоне. Его сын Этьен, возможно, помогавший ему с 1646, получает, в свою очередь, должность королевского художника (1654). Вершина творчества Латура — «Святой Себастьян, оплакиваемый Святой Ириной» (Берлин, Государственные музеи).
1621), сын художника, тоже стал живописцем. Самый известный «Рылейщик» (Нант, Музей изящных искусств) еще Проспера Мериме поразил своей «низменной и жестокой правдой» выразителен и мастерски написан изображенный в профиль слепой музыкант из собрания музея Прадо. Детство его прошло в ремесленной среде. Иосиф-плотник, Лувр Мученичество св. полотна.
В руках они держат рыли — народные струнные инструменты, отчасти напоминающие гусли. С 1639 художник короля. Одна из этих работ («Рылейщик», Музей изящных искусств, Нант) поразила П. Мериме своей «низменной и жестокой правдой». Это придает образам Латура необычность, усиливает в них сосредоточенность внутренней жизни, как бы противополагает ее неизменную чистоту и цельность потоку дисгармоничного внешнего мира. Но в искусстве Латура свет приобрел особое значение. В его искусстве свет приобрёл особое значение.
А в 1639 году, судя по документам, посетил Париж, где получил официальный титул «ординарного живописца короля». Лишь в 1630-е Латур переходит к более индивидуальному реализму. Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорожденный» (Ренн, Музей изящных искусств), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св.
Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Вершина творчества Латура — Святой Себастьян, оплакиваемый Святой Ириной (Берлин, Государственные музеи). Иосифу», Нант, Музей изящных искусств).
Немногочисленность датированных произведений Латура («Раскаяние апостола Петра», 1645, Кливленд, музей «Отречение апостола Петра», 1650, Нант, Музей изящных искусств) до сих пор не позволяют исследователям точно установить хронологию его творчества. Испытал воздействие Караваджо и нидерландских караваджистов. Его картины достигают значительной цены (600-700 франков и более).
1638-1642. ), где Латур приложил все усилия, чтобы получить признание, создавая свои дневные картины («Гадалка», Нью-Йорк, музея Метрополитен «Шулер», Париж, Лувр) и ночные сцены («Св. В картине «Шулер» каждый образ найден с поразительной точностью: наивный принаряженный юноша, коварная дебелая куртизанка, простодушная служанка и самоуверенный шулер, который приобщает зрителя к своей мошеннической игре. Знакомству европейской общественности с творчеством мастера способствовала выставка «Художники реальности во Франции XVII столетия», состоявшаяся в 1934—1935 годах в Париже, на которой было представлено двенадцать картин Латура. Знаменитый при жизни, затем абсолютно забытый и вновь открытый в 1915 (Германном Боссом, опиравшемся на сочинения Александра Жоли, 1863) Жорж де Латур после выставки «Художники реальности» (1934) и диссертации Франсуа-Жоржа Паризе (1948) занял видное место в истории французской живописи, а после сенсационной покупки нью-йоркским музеем Метрополитен его картины «Гадалка» (1960) и его пресональной выставки (Париж, Оранжери, 1972) – и в истории мирового искусства. Вершина творчества Латура – «Мученичество святого Себастьяна» (др.
Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам — Гадалка (Нью-Йорк, Музей-Метрополитен), Шулер (Париж, Лувр), — художник решал жанровые сцены сдержанно, без нарочитой развязности и отвлекающих внимание деталей. Один из самых своеобразных живописцев долго оставался забытым. Они выглядят абсолютно живыми и кажется удивительным, что не ощущается их аромат. И, пожалуй, найдется совсем немного художников, «устоявших» перед искушением изобразить великолепные садовые розы и астры или скромные полевые ромашки и колокольчики. Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам — «Гадалка» (Нью-Йорк, Музей-Метрополитен), Шулер (Париж, Лувр), — художник решал жанровые сцены сдержанно, без нарочитой развязности и отвлекающих внимание деталей.
Восстановленное на основании нескольких подписных картин, творчество Латура включает в себя очень небольшое число произведений (около 75 из которых обнаружено 35). Себастьяна» (1649) и «Отречение апостола Петра» (1650, несомненно, это картина из Музея изящных искусств в Нанте). Ириной», Париж, Лувр). Его слава (о чем свидетельствуют, в частности, покупки герцога Лотарингского в 1623-1624), подтверждается и при захвате герцогства французскими войсками: Латур получает должность художника короля (до декабря 1639), его особенно ценит правитель Лотарингии, маршал де Лаферте, для которого он исполняет «Рождество» (1644), «Св. Художник никогда не писал просто цветы, стоящие в вазах.
О годах его обучения не известно ничего достоверного (предположительно занимался в мастерской Ж. де Белланжа в Нанси между 1605 и 1610 годами). С такой же суровой достоверностью и интересом к народным типам Латур писал святых и апостолов, похожих на нищих странников («Кающийся святой Иероним», Музей, Гренобль вариант – Национальный музей, Стокгольм). Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Первые трактованы в холодном и ярком освещении и написаны в быстрой манере, словно вырезающей кончиком кисти складки и рубища («Кающийся св.
Себастьян», преподнесен Людовику XIII). Как правило, творчество Латура подразделяется на дневные и ночные сцены. Себастьяна» (Берлин-Далем), «Скорбящая Магдалина» (Метрополитен-музей), «Отречение апостола Петра». Затем, по-видимому, переехал в Нанси в 1639 году посетил Париж, где получил звание «ординарного живописца короля».
Получив от герцога грамоты, давшие ему привилегии, наравне с особами знатного происхождения (1620) и вскоре разбогатев, он ведет здесь жизнь мелкого лотарингского дворянина, любящего охоту, держащего собак, при необходимости грубого с крестьянами, сурово охраняющего свое состояние и привилегии он живет в стране, которая с 1635 будет разрушена войнами, голодом и эпидемиями. 1621), сын художника, тоже стал живописцем. Но эти работы нельзя назвать даже очень мастерским копированием настоящих букетов. Учеником Ла Тура также был его племянник Франсуа Нардуайен, умерший от чумы в 1636 году. В картине Латура «Св. Себастьян» (1640— 1650-е гг., Париж, Лувр) тема страдания героя звучит как величественный реквием.
Самые знаменитые работы Жоржа де Латура, созданные в конце творческого пути, это Сон св. В российских музеях его работы отсутствуют. Множество старых реплик (например, II реплик горизонтального варианта «Св. И это несмотря на то, что художник жил во время расцвета импрессионизма, а среди его друзей были такие известные представители этого жанра, как Дега и Мане. названия – «Святой Себастьян, оплакиваемый святой Ириной», «Обнаружение святого Себастьяна святой Ириной» 1649 год, Лувр вариант – Государственные музеи, Берлин). В 1636 году Люневиль сгорел вероятно, в огне погибли многие произведения живописца. Затем последовала учеба в школе изящных искусств в Париже. Тем не менее он, по-видимому, получил хорошее образование.
Существует рассказ (возможно, легендарный) автора XVIII века о том, что, когда Латур преподнес Людовику XIII своего «Святого Себастьяна» (картину, действительно, замечательную), король приказал убрать из своих покоев все другие полотна. Одна работа мастера – «У ростовщика» – хранится во Львовской галерее искусств. Учеником Ла Тура также был его племянник Франсуа Нардуайен, умерший от чумы в 1636 году.
Этьен (род. Петра» утрачена известна по гравюре XVIII в. ). Он исключает повествовательность, незначащие детали, украшения, второстепенных персонажей, архитектурные мотивы (абсолютно отсутствующие в его работах), пейзажи (нигде нет изображения на фоне пейзажа, никаких растений, только два-три животных), даже сопутствующие атрибуты святых сведены к минимуму (нет ни ореолов у святых, ни крыльев у ангелов) до такой степени, что порой перед нами предстают загадочные сюжеты («Явление ангела св.
Иероним», два варианта – Стокгольм, Нац. Был свидетелем бесчисленных бедствий, обрушившихся на Лотарингию во время Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. Лотарингия добавила к этому набору лишь несколько особенно набожных («Обретение тела св. Этьен (род. Париж, Лувр Нью-Йорк, музей Метрополитен ЛосАнджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес а также гравюра того времени) «Отречение апостола Петра» (Нант, Музей изящных искусств). Творчество Жоржа де Латура Мария Магдалина в пламени свечи 1630, Художественный музей Лос Анджелес Ярким выразителем этих тенденций был Жорж де Латур (1593—1652) — художник сурового эпического склада. Возвращение в Люневиль (1643) и его пятидесятилетие совпало с большой серией ночных сцен: абсолютно оригинальной формуле в дальнейшем соответствует большая вдумчивость («Новорожденный» Ренн, Музей изящных искусств «Св.
Не всегда ясны и биографические сведения о нем. Картины Латура на бытовые и религиозные сюжеты лаконичны, просты, подчас суровы. Вместе с тем оно отразило и воздействие нового направления в живописи – караваджизма, предположительно воспринятое Латуром через нидерландских художников и лотарингского мастера «ночных сцен» Ж. Леклерка.
В 1630-е там свирепствуют чума и голод. Ириной», оригинал не найден) свидетельствует, однако, о широкой известности его искусства. Идущий широким потоком, рассеивая тьму, он подчёркивает строгую обобщённость композиций под действием света загораются, бросая тёплые рефлексы на лица, насыщенные сильным цветовым звучанием красные, коричневые, фиолетовые тона одежд. Взгляды женщин и основные композиционные линии направлены к телу Себастьяна. В 1616 Жорж де Латур возвращается в Вик уже сложившимся художником. Темы всех произведений Латура, не очень разнообразные и охотно повторяемые, почти всегда заимствованы из караваджистского репертуара 1610-х – «Гадалка» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Блудный сын» или «Шулер» (Париж, Лувр и Форт Уорт, Художественный музей Кимбелл «Кающаяся Мария Магдалина» (варианты Вашингтон, Нац. музей и Гренобль, Музей изящных искусств).
В июле 1617 он женится на Диане Ленерф, происходящей из знатной семьи серебряных дел мастера герцога Лотарингского и после смерти своего отца (1618) поселяется в Люневиле, на родине своей жены, где в 1620 получает гражданство. гал. Себастьяна, оплакиваемого св. В картине Латура «Святой Себастьян» (1640—1650-е годы, Париж, Лувр) тема страдания героя звучит как величественный реквием. Алексея» (1648), «Св. Такова группа его произведений изображающих слепых музыкантов-рылейщиков, держащих в руках рыли (народные струнные инструменты). Но он воспринял эту борьбу иначе, чем Калло был исполнен веры в человека. Затем, по-видимому, он вместе с семьей переехал в Нанси.
Главное здесь — не столько мимика лиц, сколько взгляды и жесты посетителей притона. Королем в этом жанре живописи является натюрморт с цветами. Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорождённый» (Музей изобразительных искусств в Ренне), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св. Но особенную славу Латуру принесли т. н. ночные сцены, в которые он вводит караваджистские приёмы искусственного освещения (изображение свечи, факела, светильника).
Зато можно назвать целый ряд живописцев, начиная от натюрмористов Голландии, кисти которых принадлежит «целая цветочная оранжерея». Однако кажется возможным выделить первый период (1620-е), сильно отмеченный караваджистским реализмом и очень близкий искусству Бабюрена и Тербрюггена (серия «Христос и 12 апостолов», два сохранившихся оригинала и девять копий, Альби, музей картина «Слезы св. Главное здесь — не столько мимика лиц, сколько взгляды и жесты посетителей притона. Алексея», оригинал, возможно – Нанси, Музей изящных искусств) или специфических сюжетов.