Архип Иванович Куинджи 15 (27)января1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина— 11 (24)июля1910, Санкт-Петербург, Российская империя)— русский художник, мастер пейзажной живописи. Архип Куинджи (при рождении Куюмджи (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Для организации систематических докладов и лекций по искусству при Обществе был создал культотдел во главе с Я. А. Чахровым с докладами выступали художники и искусствоведы, традиционно заслуживались доклады о жизни и творчестве А. И. Куинджи.
Куинджи пытался даже устроиться к известному художнику в ученики. Зависть, вызванная невиданным триумфом Куинджи, привела к травле художника, распространению нелепых слухов и анекдотов. Наконец Архип Куинджи решается официально вступить в ряды художников передвижников и став полноправным членом данной организации в 1878 году написал 2 картины (Вечер на Украине) и (Лес).
Больное сердце, особо напомнившее о себе в 1909, дало Куинджи «передышку» лишь весной следующего года, но новые болезни не заставили себя ждать и 11 июля 1910, после мучительных страданий, художник умер. В ранний период творчества Куинджи находился под влиянием школы Айвазовского, придерживаясь академических канонов, но в начале 1870-х годов художник постепенно уходит от традиций академической школы. Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени.
В 1909 году по инициативе Куинджи было организовано Общество Художников.
Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица».
В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев.
Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.
«Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам.
Он любил людей не на словах, а на деле. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Краски горят на белых стенах хаты. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Страдания художника были невыносимы. Пейзаж стал необратимо темнеть. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Петербург жил открытием выставки. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Таков был этот оригинальный человек.
В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Не был принят художниками и «Вечер».
Так, Э. Ф. Голлербах писал в журнале «Среди коллекционеров» (1921, 10, с. 59): «Общество художников им. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.
Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Обществом был учрежден «Второй конкурс им. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы.
Это видимый всем перелом в творчестве, экзотическое новаторство, присущее только ему одному. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.
Пейзаж нельзя было назвать удачей. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Был членом «Товарищества передвижников».
Выставки сопровождались каталогом. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Это – не лунный эффект, это – лунный свет по всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, сливающийся с зеленью деревьев и травы и пронизывающий собою белые ткани одежды. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
В северной природе царят гармония и покой. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни.
Мир, полный неги, красоты и покоя. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. В Вечере на Украине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: на теневой стороне хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения.
Рассказывают, что однажды Д. И. Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: художник продолжал неустанно работать в разных стилях, одновременно ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были устойчивы к влиянию воздушной среды и сохраняли бы свою первоначальную яркость. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. В. М. Рериха. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости.
Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». 20-21). Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Его мастерская была лабораторией исследователя.
В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Среди его учеников были Н. К. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Своему детищу – Обществу им. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Общество художников им. «Березовая роща» – идеал природы.
Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. А. И. Куинджи) б) им. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места.
Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника.
Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: для того, чтобы полнее передать красоту и эффекты изображённые на картине, он задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. – восклицал Репин. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой.
И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. 2 февраля 1909 был принят проект устава (утвержден 1 октября), в соответствии с которым целью Общества считалось «оказывать как материальную, так и иную художественную поддержку всем художественным обществам, кружкам и отдельным художникам». Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Рано лишился родителей и жил в большой бедности.
Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. А. И. Куинджи организовало периодическую выставку работ своих членов (восьмую по счету). В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»).
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть.
Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Вот до чего доползла змея клеветы. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.
«Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи».
Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками оно останется среди самых дорогих воспоминаний.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Нет больше выставок Куинджи.
Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского.
Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Менделеевым – хорошим знакомым художника. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.
«Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. В нем также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Поначалу Куинджи прилежно учился, но после успеха своих работ на выставках Товарищества передвижников перестал посещать лекции. Крым», «Крым.
«Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Рерих, А. А.
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Друзья не понимали причин, волновались. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. И оно пришло, но в следующем столетии. Богаевский, А. Борисов.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Окунувшись в атмосферу художественной жизни, он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов и повозки на заднем плане сливаются в единый поток.
В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». Вся культурная Россия знала Куинджи. В картине нет ярких световых эффектов. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. Петрушевским изучавшим проблемы цветоведения, которые он обобщил в книге Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. А. И. Куинджи для ежегодных премий. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо.
В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста.
В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Именно из-за него произошла ссора Куинджи с Товариществом, закончившаяся выходом художника из объединения передвижников. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Художник увлеченно пишет красоту северной природы. Весной 1874 года Куинджи поехал на родину в Мариуполь, чтобы жениться на девушке, которая его давно ждала – купеческой дочери Вере Кетчерджи.
С октября 1909 Общество находилось под покровительством Николая II. императора Николая Александровича (3 000 рублей и золотая медаль им. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Часто изображается художниками и всегда по разному. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Главной особенностью картин было представление о Кавказе как о символе некоей идеальной и недостижимой страны. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Какое-то ослепительное, непостижимое видение». Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте.
Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Человек исключительной доброты, он много и бескорыстно помогал людям, защищал, жертвовал на помощь незнакомым нуждающимся огромные суммы, а сам с женой жил скромно, не держал прислуги.
Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Художник много путешествовал. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев.
Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Конкурс проводился ежегодно в конце весеннего выставочного сезона.
В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Вид на гору Демерджи.
В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Мальчик с детства любил рисовать.
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Мальчику не удалось получить образования. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
Членами Общества была подготовлена монография о художнике со списком картин, составленным С. М. Дудиным (СПб., 1913), проведены мемориальные выставки (1913, 1914). Крым», «Морской берег. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя.
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Для современников художника его картины были радостным откровением. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка.
Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. В конце концов победа осталась за Куинджи.
«Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.
На выставке господствует искусство пейзажа, как и подобает Куинджистам. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». В 1886 году он покупает участок земли в Крыму, где, живя вместе с женой и учениками, работает в теплое время года по примеру импрессионистов на открытом воздухе и пишет «Вид на море и берег. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь.
Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения.
А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Большое внимание уделял Куинджи приобретению учениками навыков в правильном использовании цветовых гармоний, мастер много говорил о композиции, о перспективе, о построении пространства в пейзаже.
Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
Ночь на Днепре находится у великого князя Константина Константиновича, Березовая роща и Степь – в коллекции Терещенко в Киеве в Третьяковской галерее в Москве находятся: На острове Валааме, Забытая деревня, Степь, Чумацкий тракт, Украинская ночь, Север, Березовая роща, После грозы, Днепр утром и Закат в лесу в музее императора Александра III в Петрограде – Вечер в Малороссии, Туман на море, Радуга и эскизы. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Русский писатель И. И. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка.
Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи.
Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Писали о Куинджи и дружили с ним такие люди, как Тургенев, Менделеев, Достоевский, Суворин, Петрушевский. Выставка 1882 года была последней для художника. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей.
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Неужели это художественное впечатление. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров.
Что это такое. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. В 1908 г. ряд живописцев – участников академических выставок – решает создать новое общество, в которое Куинджи предлагает вложить свой миллионный капитал. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Это я слилось, спаялось с искусством. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Наступили долгие годы молчания. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. В том числе две с одним названием.
Петровская, 82). Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья.
Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Но то же очарование света. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Первое прикосновение к краскам и кистям. Это был взрыв.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
Крамским – идеологом передовых русских художников. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. утрачивают пластическую ясность и гармонию, свойственные его произведениям конца 1870-х гг. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт.
«Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).
Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Экспонаты подобраны в границах безусловной художественной грамотности». Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму.
В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Любимый с деревенского детства. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.
Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики. Даже чуткий и дальновидный И. Н. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках.
Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов.
Ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 г. Художник, встав перед нелегкой проблемой – продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер.
Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. Среди лауреатов — И. Е. Репин (1-я премия за картину «Пушкин на экзамене в лицее», 1912 от премии отказался как принципиальный противник всяких премий), А. Е. Архипов (3-я премия за картину «Гости», 1915). Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Успех картины превзошел все ожидания. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой.
В течение ряда лет премии никому не присуждались. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями.
Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света.
Рылов, К. Б. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Куинджи же сам объяснял так:. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой.
Определяется и творческий метод художника. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Картина или действительность. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. и А. М. Она не понята была даже Крамским. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Первыми мероприятиями стало увековечивание памяти А. И. Куинджи. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи.
Тем более это относится к серии «гор». Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.
великого князя Владимира Александровича (1 000 рублей). Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени.
В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Архип Иванович учил живописи Н. К.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Когда в 1878 году картины Куинджи экспонировались на выставке в Париже, огромный успех имела именно эта картина. Яйла», «Горный склон.
Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Впрочем, вскоре в судьбе Куинджи намечается поворот – феодосийский хлеботорговец Дуранте советует ему ехать учиться к человеку, которого все считали непревзойденным мастером кисти – к И. К. Айвазовскому. В 1868 году он стал вольным слушателем. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной.
А. И. Куинджи» с тремя премиями: а) им. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Переполненность личным стихийным настроением да разве это не кардинальная черта всей его фигуры.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Члены и экспоненты: М. И. Авилов, Л. П. Альбрехт, В. А. Апостоли, С. Н. Архипов, А. Ф. Афанасьев, Р. Р. Бах, А. Ф. Белый, В. В. Беляшин, М. П. Бобышов, И. Ф. Борисов, И. И. Бродский, Л. А. Бруни, Н. Е. Бубликов, П. Д. Бучкин, А. Ф. Васютинский, А. И. Вахрамеев, И. А. Вельц, К. А. Вещилов, Э. О. Визель, И. А. Владимиров, С. А. Власов, В. В. Волков, А. Ф. Гауш, П. И. Геллер, К. Э. Гефтлер, Р. Р. Голике, К. И. Горбатов, И. М. Грабовский, М. М. Гужавин, М. М. Далькевич, С. Е. Девяткин, Г. В. Дерюжинский, И. Г. Дроздов, Н. Н. Дубовской, С. М. Дудин, К. В. Дыдышко, А. А. Егоров, А. К. Жаба, Н. К. Жаба, В. А. Зверев, М. Ф. Иванов, С. П. Иванов, С. К. Ивковский, А. Д. Кайгородов, Е. А. Калачёв, Г. О. Калмыков, Т. И. Катуркин, Ю. Ю. Клевер (сын), С. Ф. Колесников, Г. П. Кондратенко, И. Е. Крачковский, И. В. Крестовский, П. С. Ксидиас, А. И. Кудрявцев, В. А. Кузнецов, В. П. Кузнецов, М. К. Кулеша, И. С. Куликов, В. Н. Кучумов, А. Б. Лаховский, К. М. Лепилов, Ф. К. Лехт, В. В. Лишев, Я. И. Лысов, М. Л. Маймон, А. Ф. Максимов, Е. М. Малешевская, Е. И. Малышев, М. А. Маркичев, М. Я. Мизернюк, Б. М. Микешин, П. Н. Михайлов, Ф. А. Модоров, В. И. Навозов, Ю. М. Непринцев, Ф. П. Нестеров, В. П. Никитин, А. Г. Новиков, М. Е. Новиков, А. М. Опекушин, М. Н. Панин, И. В. Петровский, М. Г. Платунов, М. Н. Плачек, В. А. Плотников, З. Г. Подушко, П. Д. Покаржевский, А. Н. Попов, Н. А. Протопопов, И. А. Радимов, А. Н. Разчубкин, Ю. И. Репин, В. И. Репина, Г. К. Савицкий, Н. С. Самокиш, В. С. Сварог, Н. С. Сергеев, М. Г. Слепян, Е. М. Сотников, М. С. Судковский, Ф. В. Сычков, В. И. Ткаченко, Я. А. Троупянский, А. А. Улин, В. Н. Федорович, Н. В. Харитонов, Л. А. Хныгин, Б. И. Цветков, Н. Г. Цириготи, А. М. Черкасский, В. К. Штемберг, В. М. Шульц, С. С. Эскин, В. Н. Яковлев и другие.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Отец Куинджи был сапожником. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела.
Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека.
В Белорусском национальном музее находится вариант картины композиционно существенно отличающаяся от первой. Тем не менее левое крыло куинджистов вместе с Общиной художников и Обществом художников-индивидуалистов организовало новое объединение — «Цех художников». Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга.
Современники рассказывали о нем следующее. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой.
Ах, как живо помню я его за этим процессом. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. А. И. Куинджи прекратило существование его имущество и библиотека перешли в собственность «Цеха», а собрание — в Русский музей.
Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Берёзовая роща – символ России. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи.
Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов.
«На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер.
И характер художника ничуть не изменился. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. Напротив, открывающаяся как бы сверху равнина с извилистой лентой реки погружена в тень и проработана более тщательно и обобщенно. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Я совершенный дурак перед этой картиной.
Крым» и многое другое. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Около 400 произведений остались в помещении Общества. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно.
Лиричность пейзажей Саврасова, поэтическое восприятие природы в картинах Васильева, эпичность полотен Шишкина — все открывается перед внимательным взглядом молодого художника. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера.
«Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Куинджи-пейзажист остается верен себе. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Кавказ».
Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. У некоторых художников эти новые качества вызвали недоумение и послужили причиной для обвинения живописца в том, что он не завершает свои холсты. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
3. Отец Куинджи был сапожником. Деньги шли на поощрение молодых талантов. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.
императрицы Александры Фёдоровны (2 000 рублей) в) им. Его просто-напросто не принимали в Академию. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. О ее цене осведомился морской офицер. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре».
В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». В ноябре 1917 и мае 1918 Общество провело большие выставки (в залах Общества поощрения художеств и Академии художеств) в составе второй выставки была показана посмертная выставка произведений В. А. Плотникова. По действовавшему в то время уставу Академии, Архип Иванович для получения документа о звании должен был выдержать еще экзамен по одиннадцати предметам. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович. Ученики любили и уважали Куинджи. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Именно с этих работ возникает интерес к творчеству Куинджи не только у художников, но и у публики.
После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями.
В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873).