Художник очень любил изображать женщин, на его картинах они кокетливые, грациозные, мягкие, в общем идеальные. Три почтовые марки Испании 1930 года с изображением картины Гойи (1800). Они входят в серию, посвящённую годовщине смерти испанского художника и считаются первыми в мире почтовыми марками с обнажённой натурой. Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия.
В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра. Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.
В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Холст, масло.
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая».
Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. Испанский двор отдавал предпочтение иностранным художникам: даже главой Академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде был немецкий художник, апологет классицизма, Антон Рафаэль Менгс. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
К концу своей жизни влияние Гойи принимает общеевропейский характер. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Девятнадцатый век как будто не торопился признать в Гойе своего современника.
Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Вероятно слишком самозабвенно были влюблены в себя господа Бурбоны. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. огромен. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Картины Гойя рисовал для себя. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида.
Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст.
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Никто себя не знает».
В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона.
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. К «черным картинам» мы еще вернемся.
В 1858 году один из критиков, восхищаясь Гойей, все же пишет, что это художник «опоздавший родиться на два или три столетия». Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Тем было освещено великое множество.
Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
Это очень известные картины живописца. Когда Фердинанд VII вернулся на испанский трон, Гойя все еще оставался придворным художником. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.
Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Но его картина была отвергнута.
Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Здесь свет не рассеивает кошмары.
Гойя познакомился со многими влиятельными людьми, которые заказывали у него портреты. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился.
Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Паломничество к св. В это время он работал над куполом Эрмитажа Сан-Антонио де ла Флорида, писал королевские портреты. По протекции Байе Гойя получил заказ на панно для Королевской шпалерной мануфактуры (1176 г. - 1780г. ), которое служило образцом для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Картины с описанием будут представлены ниже. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Ситуация в феодальной Испании XVIIIвека, некогда владевшей почти полмиром, но утратившей своё былое величие, отличалась засильем реакционных сил на фоне экономической отсталости.
С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Ф. Гойя. Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу и работал у него в мастерской. Жить ей осталось недолго.
1814). Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи.
Вторая картина пользуется мировой известностью. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Тут же видны другие полуголые люди, на головах у них короны, бычьи рога и разноцветные перья, как у индейцев. Кошмары стали реальностью. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию.
Так он вызвал ненависть Жозефа. Уединившись на вилле, Гойя работал. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть.
У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с юношеским максимализмом, вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля – стиля Франсиско Гойя. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления.
Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века.
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Каждый безумствует по-своему. Осталось последнее мгновение перед залпом. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.
Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. В центре он поставил королеву с детьми. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). 97 х 190 см.
Его хитростью завлекли во Францию. Ей никогда не выбраться. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей.
Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Женщина смотрит в противоположную сторону.
Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос».
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. И в этих словах нет преувеличения. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Война воспринималась художником в некой двойной перспективе.
Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.
Ими стали герцог и герцогиня Альба. В 1867 году Теофиль Готье относит его к числу великих представителей просветительской культуры XVIII века: «Гойя принадлежит к семейству Вольтеров, Дидро и Даламберов. ». Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. После переезда семьи в Сарагосу, Франсиско определился в выборе будущей профессии и поступил в ученики к местному художнику.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Здесь собраны в кучу и заперты вместе умалишенные их много – и каждый из них безнадежно одинок.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Холст, масло. В годы учёбы он получил свой первый официальный заказ от приходской церкви в Фуэндетодосе-расписать раку для хранения мощей. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Фантастический образ истолковывался по-разному. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. В 1749 году его семья купила дом в Сарагосе и через несколько лет переехала в него.
Ведь некоторые из его портретов и сегодня поражают своей неприкрытой правдой. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Холст, масло. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Умирает Гойя в Бородо, в 1828году, в добровольном изгнании. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Портрет понравился и был благосклонно принят.
В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
В них он нанес удар академической школе. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». В свои композиции он включал жизнь улицы игры в празднества, драки перед деревенским трактиром, фигуры нищих, разбойников и конечно самые разные женские образы. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника.
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Гойя).
Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Они, конечно, не допускали мысли, что их облик и поведение граничат с фарсом.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. В 1780 году написал портрет короля и стал членом Королевской Академии Художеств.
Но в картине очень много воздуха и света. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Он писал пейзажи и натюрморты. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья).
В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Гойя был напуган. Портрет Мартина Сапатеры (1797).
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Портреты Гойи не равноценны, так как они всегда несут отпечаток личного отношения художника к модели.
В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная). Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Некоторые исследователи считают его искусство «хаосом перехода от старого времени к новому» и вот таким образом, когда пишут о первом этапе художественной культуры XIX столетия – романтической эпохе, даже не считают нужным упомянуть об испанском мастере. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. «Короли без ума от Гойи», – как-то обронил сам художник.
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. В 1893 году немецкий историк искусства Рихард Мутер видел в нем «двуликого Януса», который «стоит на границе двух столетий (XVIII и XIX), между двумя мирами», представляя, впрочем, скорее, «декаданс» старого мира.
Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. В 1795 он становится директором её отделения живописи. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс).
По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Под ее одеждой скрыт нож.
Паломничество к св. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
У Гойи начинается депрессия. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
Единственное, что вызывает удивление – как добился этой королевской любви мастер. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.
И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
Штрихи его иглы острые, царапающие. Художник широко использует контрасты света и тени. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Но протокол допроса не сохранился.
Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха.
Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания».
В возрасте 14 лет Гойя поступил в учение к художнику Хосе Лузану. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. А скорее – не мог постичь все величие его гения и потому стремился отправить его в прошлое. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. 268 347 см. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Гойя родился в Фуэндетодосе, близ Сарагосы, где и провел свое детство. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества.
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». В 1775 году, Гойе пришлось жениться на сестре Байе, Хосефе, которую он соблазнил. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления.
Его отец, Бенито Хосе де Гойя-и-Франке, работал позолотчиком. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.
В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Мы очень редко можем определить, где происходит то или иное событие, поскольку «пространство серии» предельно расширено художником, который недаром сопроводил один из ее листов надписью: «Так повсюду». Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков.
Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились.
До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Картины Гойи, главным образом портреты, представлены и во многих других знаменитых музеях мира: Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Галерее Уффици во Флоренции, Старой пинакотеке в Мюнхене и др. Вклад Ф. Гойи в формирование искусства XIX-XX вв. И тогда Гойя предложил дописать его. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. 1797). Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. В 1812 году муж обвинил Леокадию в неверности, они развелись, а в 1814 году у нее родилась дочь Росарио.
Вскоре после свадьбы у них родился сын, который прожил недолго и вскоре умер. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы.
Изнутри – на уровне личного страдательного опыта, документального свидетельства («Я видел это», «Это тоже», – читаем мы под двумя офортами) и с точки зрения «любого человека из мяса и костей», не по своей воле попавшего в военную мясорубку. Это 14 картин. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида.
У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна. Франсиско Байеу был шурином Гойи. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).