Прирожденный авантюрист и отчаянный драчун, Гойя, даже находясь вдали от родины, оставался верен себе: легенда приписывает ему дерзкий налет на женский монастырь в Риме, удачное похищение оттуда некой прекрасной итальянки и последовавшую за этим дуэль из которой художник вышел победителем. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. Кстати, в отличие от большинства жен и подруг художников, она практически не служила ему моделью – Гойя написал всего один ее портрет. Создавая на стенах собственного дома шедевры «черной живописи», чудовищной в своей жестокости, художник просто иллюстрировал свои самые страшные кошмары и видения.
Очень люблю этого художника. Смотрел про него старый фильм Обнаженная Маха (именно так называется). Спасибо, Зимняя вишня. Шурин начинает помогать карьере даровитого художника. К середине семидесятых годов он обосновался в Мадриде и здесь в 1776 году по рекомендации шурина Байэу получил место художника королевской мануфактуры гобеленов.
Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Он, как и отец, станет художником, но такого дара и таланта ему не достанется. Головные боли и нарушение равновесия оторвали художника на два года от работы.
Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. «фантазия», «игра», «воображение» 80 листов с комментариями художника, 1797—1798 гг. ). Художник покупает себе загородный дом на реке Мансанарес, где живет очень замкнуто вместе с ведущей его хозяйство дальней родственницей Леокадией Вейс и ее дочерью Розарио. Но легендарная любовь пожилого и уже больного художника к богатой аристократке, скорее всего, так легендой и осталась.
После смерти Карла III в 1789 г. он стал придворным художником нового короля – Карла IV. Занимающая первый правый простенок «Асмодея», наверное, самое труднообъяснимое произведение из всех, написанных художником на стенах «Дома глухого». Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал. Гойя — не только самый национальный художник Испании, с его именем связано становление искусства Нового времени.
Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник. В 1824 году жизнь художника становится невыносимой и он под предлогом лечения уезжает во Францию. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Свою глухоту художник переносил с редким мужеством, стараясь найти средства общения с окружающим миром.
Спящий среди инструментов художник находится в окружении монстров, которые символизируют невежество и другие пороки общества. Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь.
Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм. В этот период художник сблизился с испанскими просветителями Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М. X. Дед Франсиско Гойи по линии матери страдал шизофренией, а две тети художника наблюдались в отделении для душевнобольных сарагосской больницы. В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла III.
Искусствоведы считают, что художнику для этих картин позировала более юная девушка простого происхождения. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника. Король Фердинанд VII прямо говорит художнику, что он достоин только повешения. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. «портрет Хосефы Байеу де Гойя, жены художника», Гойя.
Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник. Художник, проведя в браке 39 лет, напишет всего лишь один портрет жены. В 1786 году Гойя становится придворным художником, а спустя 5 лет первым придворным живописцем испанского короля, повторяя судьбу Веласкеса, которому он поклонялся. Загадка кроется в наследственности художника.
В 1777 году Гойя впервые серьезно заболел «неизвестной болезнью»: многие биографы считают, что речь шла о сифилисе, специфические последствия которого художник испытывал всю жизнь. В последние годы жизни художник, бежавший от ужасов испанской действительности во Францию, смог создать произведения более жизнерадостные, но известность его связана не с ними. Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия. После смерти жены в 1812 году судьба дарит художнику прощальную улыбку: он завязывает знакомство с Леокадией де Вейс. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.
В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр.
Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем.
Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Благодаря острой наблюдательности и точной технике художника, его работы отличают глубокий психологизм и проникновение во внутренний мира человека. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
У Гойи не было любимого жанра. Гойя). Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. Их страстный роман продолжался семь лет. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро.
В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Никто себя не знает». 1797). В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Жить ей осталось недолго. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Его прах был перевезён в Мадрид и захоронен в церкви Сан-Антонио де ла Флорида, стены и потолок которой он когда-то расписал. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Свою жену Франсиско называет «Пепой». огромен. Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Полные иносказаний, намеков, ассоциаций, они абсолютно уникальны по образному строю и мощному художественному воздействию. На просвещенных испанцев начались гонения: ряд его друзей подвергаются аресту или находятся фактически в ссылке.
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
Картины Гойя рисовал для себя. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая».
В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь.
Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.
Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
Он пишет «Проповедь св. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.
В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая».
Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». 31 октября 1799 года Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50000 реалов в год.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. Один его брат, Камилло, стал священником второй, Томас, пошел по стопам отца. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности и рассудочности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. запрашивает 25000 реалов за ту же работу. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.
Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Художник широко использует контрасты света и тени. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции.
Начались годы странствий. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.
Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.
Он писал пейзажи и натюрморты. Возможно, многое в этой нарисованной женщине многим не понравится, но ей самой она нравится, она одобряет эту женщину. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
1814). В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.
Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Ф. Гойя.
Примечательным явился тот факт, что всё это время с опечаленной вдовой жил Франсиско Гойя. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Для банка св. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
Его кисти принадлежат яркие исторические полотна и картины, гениально передающие содержание библейских сюжетов. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Холст, масло. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
Его отец— Хосе Гойя. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». И тогда Гойя предложил дописать его. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года.
Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
Он пишет «Проповедь св. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Но в картине очень много воздуха и света. Под ее одеждой скрыт нож. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Франциска Великого в Мадриде. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Целый ряд листов посвящен современным нравам.
Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.
Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Спустя девять месяцев она подарила любовнику дочь, а ещё через десять лет художник вместе с дочерью и Леокадией навсегда покинул Испанию, чтобы поселиться во Франции. Франсиско Гойя умер 16 апреля 1828 года. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.
Холст, масло. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику., чей портрет он создал. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Паломничество к св. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Портрет Мартина Сапатеры (1797). Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Здесь свет не рассеивает кошмары. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта.
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17.
Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск.
Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. К празднику св. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину.
В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Гойе удалось познакомиться с герцогиней. «В начале нового столетия Гойя пишет одетую и обнаженную Маху.
Современники вспоминали, что её желали все мужчины Испании. Стены двух больших комнат художник расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). В 1771, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72).
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Юное сердце желало пылких чувств, а тело стремилось познать все наслаждения и ласки. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции).
Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Паломничество к св. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная.
Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Капитул церкви дель-Пилар обращает внимание на молодого художника, возможно из-за его пребывания в Риме и Гойя возвращается в Сарагосу.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Учение продлилось около трех лет. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де лИнтенданс в Бордо. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Портрет понравился и был благосклонно принят. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798).
В августе он закончил «Последнее Причастие св. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Каждый безумствует по-своему.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Как художник, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.
В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась.
В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Женщина смотрит в противоположную сторону.
Королевский портрет в Испании до Гойи отражал художественные вкусы правивших австрийской и французской династий. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. и Гаспара Ховельяноса. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. Мытарева. – Большая тяжелая голова, мрачное немолодое, полное сарказма лицо, настороженный взгляд глаз, смотрящих из-под нависающих век, – это уставший, много передумавший и многое понявший человек. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты.
Она была оккупирована французами, в Мадриде вспыхнуло восстание, приведшее к затяжной партизанской войне. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. К иным из них он оставался абсолютно равнодушным и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Ослепительно красивая и энергичная герцогиня не жалела времени и сил на открытую вражду со своими высокородными соперницами — герцогиней Осуна и королевой Марией Луизой. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив абсолютно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца.
Ими стали герцог и герцогиня Альба. Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Имел ли этот факт место или нет, доподлинно неизвестно, однако при весьма странных обстоятельствах Гойя бежал в Италию, присоединившись к уличным бродягамТри года спустя, в 1773 году, художник вернулся в Мадрид, где встретил своего давнего друга Франсиско Байеу.
Кошмары стали реальностью. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились.
Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. Уединившись на вилле, Гойя работал. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя.
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Но его картина была отвергнута. У Гойи начинается депрессия. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных».
Это была рака для хранения мощей. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Чтобы передать внутренний мир склонного к созерцательности интеллигента Ховельяноса и волевую натуру Гиймарде, художник в каждом из портретов использовал особый образный строй и разные изобразительные приёмы. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. работает по украшению церкви св.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес».
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Осталось последнее мгновение перед залпом. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.
«Когда она шла по улице, — писал один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на неё. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Гойя писал об этом времени одному из своих приятелей: «Я целый месяц находился рядом с Их Высочествами.
Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом.
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины».
По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Тем было освещено великое множество.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой Махи обнаженной. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». на тему «Поклонение имени Бога». Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Франциска Великого в Мадриде. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.
В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Но протокол допроса не сохранился. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист.
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Два года престарелый мастер прожил во Франции.
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина., чей портрет он создал. Это очень известные картины живописца. 97 х 190 см.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Девы Марии. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7.
за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Гойя написал только один её портрет. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. Холст, масло. Свадьба состоялась в Мадриде.
Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). работает по украшению церкви св. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
Чувство одиночества, внутреннее противостояние, враждебная внешняя среда – всё это перекочевало в работы живописца. Гойя остается совсем один. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Штрихи его иглы острые, царапающие. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Для банка св. В центре он поставил королеву с детьми. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
Картины с описанием будут представлены ниже. Его хитростью завлекли во Францию. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. С этого момента в картинах художника всё больше царит мрак, который является не только фоном его полотен, но и поглощает сами фигуры. К «черным картинам» мы еще вернемся. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.
В них он нанес удар академической школе. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Но настал день и Гойя затосковал. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Вторая картина пользуется мировой известностью.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.
В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу.
Но они не были первыми: наполеоновские солдаты не просто открыли могилу герцогини, но и выбросили из неё тело. Фантастический образ истолковывался по-разному. Гойя написал только один её портрет.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен.
В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. на тему «Поклонение имени Бога». Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам. К счастью, у Гойи имелись влиятельные покровители при дворе, да и инквизиция на рубеже веков была уже не столь могущественной. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Это 14 картин. Девы Марии. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Ей никогда не выбраться.
Собственно у одной из фигур, невесты наследного принца, лица и вовсе нет, но в этом нет никаких мрачных намеков, тайн и загадок. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Тот познакомил Гойю с сестрой, красавицей Жозефиной. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше».
Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. Среди них — Портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Для Гойи-портретиста характерно острое личное восприятие модели и воспроизведение индивидуальных особенностей душевного склада портретируемого. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Свадьба состоялась в Мадриде.
Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Так он вызвал ненависть Жозефа. 268 347 см.
В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно.
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки.