Прелесть портрета состоит в том, что это кажется не постановкой, а моментом, схваченным из жизни. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Это позже будет восхищать импрессионистов. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Посмотрим на несколько портретов. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны.
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости.
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара.
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.
Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Учился у Ж. Б. С.
С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. А. С.
Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.
В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В его первой исполненной после возвращения из Италии серии с изображением полуфигур старцев в фантастических одеяниях проявилось влияние Рембрандта и Тьеполо. И последнее, о чём необходимо сказать.
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Оп. Юная красавица в платье жемчужно-серебристого цвета изображенном легкими воздушными мазками и с беленькой болонкой за спиной сидит за столом у окна. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником.
Его искусство чутко соединяло в себе многие увлечения времени, отторгая все чуждое живописному дарованию художника. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Спохватились лишь пару часов спустя.
Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Грёза. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника.
Это без слов видно на представленной репродукции. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей).
На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок.
Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. Техника офорта ему тоже была подвластна.
В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. На подобные произведения был большой спрос. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр).
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769).
Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Фрагонара и Г. Робера. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка.
Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу.
В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Как истинный сын своего времени, художник любил парковое искусство и с вдохновением писал именно деревья с огромным светозарным небом и тающими облаками. Эти качества делают их частью окружающей природы. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе.
Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. И она уже поймана молодым человеком, который не может больше терпеть, не сорвав у красавицы поцелуй. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». В картинах «Урок музыки» (ок. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств).
Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. В ней тоже полуфигуры изображены в необычных порывистых разворотах, экспрессивная пластика цвета акцентирована яркими динамичными мазками.
Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. На протяжении всего творческого пути он испытывал влияния разных художников и писал в разных манерах.
Ее линии прихотливы извилисты. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги.
«Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Он совсем юн и изящно манерен. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им».
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. Главное, цель достигнута. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой.