В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны.
Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Она знает, что тот, кто её раскачивает сзади, не видит второго молодого человека, который спрятался в кустах. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
Стирающие в фонтане виллы и развешивающие яркие полотнища на фоне классической скульптуры и архитектуры молодые итальянки смотрятся живо и нарядно в великолепном пейзажном окружении старого парка. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Посмотрим на несколько портретов. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).
И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Главное, цель достигнута. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Спохватились лишь пару часов спустя. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже.
Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. А. С. И последнее, о чём необходимо сказать.
В картинах «Урок музыки» (ок. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию.
Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Он совсем юн и изящно манерен.
Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Это позже будет восхищать импрессионистов. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр).
С великолепной маэстрией предан в этом маленьком холсте ярких чистых тонов колорит итальянской современной жизни, обыграна прелесть обыденного мотива. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. На подобные произведения был большой спрос. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом.
Учился у Ж. Б. С. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Грёза. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо).
Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет.
Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж.
Но желание стать художником, круто изменив жизнь, было столь велико, что он попадает в мастерскую признанного мастера Франсуа Буше. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.
Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. В галантных сценках Фрагонара нет грустного лиризма пасторалей Ватто они свежи и естественны в передаче земных чувств, поэтичны в декоративном решении и несут в себе отзвук гедонистической культуры XVIII столетия. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Эти качества делают их частью окружающей природы.
Техника офорта ему тоже была подвластна. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Ее линии прихотливы извилисты. Великому художнику была уготована лёгкая смерть. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Фрагонара и Г. Робера.
В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Это без слов видно на представленной репродукции. В этот период Фрагонар увлекался Рембрандтом, копировал его произведения и за исполненное в манере голландского художника полотно на библейский сюжет был удостоен первого приза Римского конкурса. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Но произведения Оноре Фрагонара всегда узнаваемы: в его живописи представлены почти все галантно-эротические мотивы XVIII столетия – это страстные любовные объятия и шаловливая игра, жанровые любовные сценки и обнажённые купальщицы, которые больше напоминают морских наяд.
Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
В ней тоже полуфигуры изображены в необычных порывистых разворотах, экспрессивная пластика цвета акцентирована яркими динамичными мазками. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо.
Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги.
Оп. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769).
Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют Стадии любви. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа.