Жизнь художника Федора Васильева сравнивают с падающей звездой, ярко сверкнувшей на небосклоне и стремительно погасшей. Мокрый луг Федора Васильева – полотно, которое было удостоено премии Общества поощрения художников. Русское изобразительное искусство навсегда потеряло гениального художника того времени, В своей непродолжительной жизненной биографии Васильев написал немало пейзажных шедевров покорившие своим лиризмом весь мир. Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года.
Окончена она была к сроку и 20 февраля в руках Крамского оказалось присланное Васильевым одно из лучших его произведений, внешне уже ничем не похожее на прежние работы художника и известное теперь под названием Мокрый луг (1872).
В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Природа обновляющая духовно человека, который чувствует себя слабым рядом с нею. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Венцом работы всего лета было создание картины «Баржи на Волге», поэма о Волге, о дивной природе, о бурлаках, которым так тяжело живется и настроение которых отражено в состоянии природы.
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Вначале композиция представлялась развернутой по горизонтали, но не позволяла передать высоты гор, вот таким образом художник остановился на композиции, развернутой по вертикали, произведение необыкновенное по силе и глубине воздействия, поэтичное и музыкальное произведение, в котором богато и многосторонне раскрыт духовный мир человека: в борьбе, в движении, в противоречиях. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Васильев был признан профессиональным художником.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком.
В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Камни. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.
Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Васильев много писал писем в Москву. Картину купил для своей галереи П. М.
Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.
На крыше еще лежит снег. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка.
Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Ребенку приходилось сначала подрабатывать во время каникул, а затем, после смерти отца и вовсе заботиться о семье.
В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Шишкиным.
Жизнь талантливого художника оказалась короткой. Ключевое слово здесь ЖЕЛАНИЕ писать, рисовать картины, лепить, сочинять. Соколову. В 1870году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Барки». Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.
Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
в Лондоне. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. В картине очевидны украинские черты. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Третьяков.
Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме.
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. Крамского и И. И. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.
Об этом факте, поразившем всех художников, Крамской очень проницательно написал жившему тогда в Париже Репину: Когда появляется талант не фальшивый, когда художник отвечает тому, что уже готово в публике, тогда она безапелляционно произносит свой приговор. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Эта картина уже до показа на выставке была куплена Третьяковым для своей галлереи.
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Барки» и «Волжские лагуны». Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»).
В 1867 году он заканчивает обучение. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира.
И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». По какой причине, неизвестно. Это было в конце мая. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым.
Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошло детство будущего художника.
Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. В них художник одинаково выразительно, сильно и взволнованно говорит и о новой для него Крымской природе и о милом сердцу севере. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Это увлечение в последствии определило его судьбу. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Инициатором и организатором волжской поездки был Васильев. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия.
Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Шишкина.
В 1870году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).
Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
В этом пробуждении нет радости. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Там он знакомится с такими русскими художниками, как Шишкин и Крамской. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Они купаются и проворно бродят в поисках корма. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.
На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. У Федора рано проявилась способность рисовать. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.
Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.
Шишкин, принявший близкое участие в судьбе Васильева, пригласил его на все лето на остров Валаам. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. (1868).
Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике., М., 1937 Федоров-А. Картина «Вид на Волге. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Большой любовью и авторитетом пользовался преподававший в школе И. Н. Крамской, с которым художник был близок всю свою недолгую жизнь. Детство провел в Петербурге. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.
В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Сырая слякоть дороги, кажущейся особенно грязной из-за нависшей над нею тучи, черный разлившийся ручей, преградивший путь, холодный блеск подтаявшего и прихваченного легким морозом снега усиливают ощущение неприглядной серости, немого безлюдия и бесприютности пейзажа.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.
Знаменитый русский художник, Крамской, самый известный преподаватель, заметил необычайное дарование Васильева. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.
Требовалось срочное лечение и смена климата. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. В случае с Васильевым немного по-другому, он уже был художником, художником от бога, а лишь потом обучался. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Не многие бы не испугались той огромной цели, которую я решил либо достигнуть, либо умереть, – писал он Григоровичу. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Напряженно звучит цвет его зелени.
Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Картина Вид на Волге. Барки». Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. За лето Васильев сделал много десятков рисунков, много этюдов и несколько картин.
Какое время года отражено в полотне. Хотя в живописи картин еще не преодолены некоторая графичность и сухость приемов, еще нет тонкости световых переходов и скупа палитра красок, обе они подкупают поэтичностью чувства, уже таящей в себе приметы будущего художественного метода Васильева. Все картины с этой выставки были раскуплены. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.
Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Лестница, приставленная к крыше, покосилась.
Барки» и «Волжские лагуны». Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем».
Прожив весьма короткую жизнь (он умер от туберкулеза), В. сумел внести поэзию при натуральности исполнения в свои лучшие картины (Перед дождем, 1870 Мокрый луг, 1872, обе – в ГТГ). Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.
Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Такой родной всем нам пейзаж. По вечерам посещал Рисовальную школу. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса)., М., 1977.
(1868). Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт.
Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Камни. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. Барки» и «Волжские лагуны».
Большие кисти художник не признавал. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Но увы, он разделил общую участь многих петербуржцев: туберкулёз. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Но левый верхний угол слегка светлее. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений.
По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Совсем не хочу сказать, что обучение не нужно. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.
Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Родители художника жили в невенчанном браке. Он работал много и вдумчиво. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником.
Небо, занимающее больше половины изображения. Баржи, 1870, ГРМ), в которых заметно стремление к обобщению образа природы, единой тональной цветовой гамме, передаче лирического переживания. в Лондоне.
Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге (1865-1868), был вольнослушателем Академии художеств (1871) – Как художник сформировался под влиянием И. Н. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. И снова мы видим тонкую работу художника со световым решением картины: свет постепенно сгущается волнообразно – по направлению от нижнего правого к верхнему левому углу полотна, выхватывая бликом отстающую влево арбу, в которую впряжены два быка.
Крамским, И. И. В ней есть что-то сказочное. Осень, о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме, если не считать упоминания о начатой им в 1872 году картине под общим названием Болото большое. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Был близок с И. Н. Крамским.
Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева.
Оформились его основные эстетические воззрения. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Заброшенность видна в окружающей обстановке. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Федору удивительно везло на хороших людей. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
он был для нас превосходным учителем. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты.
После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской пейзажной живописи.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Лит. : Ф. Васильев. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».
В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Даже ей стало скользко.
Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Картина эта глубоко взволновала Крамского. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. И тогда все получится.
На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. На Волге оказались накопленными, очевидно и профессиональное мастерство и духовный творческий потенциал, проявившийся уже там в такой многозначности написанных им произведений с явной ориентированностью на какие-то новые художественные задачи.
(1868). Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально.
Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Но южная яркая природа не вдохновляет художника, он пишет картины по старым эскизам и зарисовкам. Вспоминая дни, проведенные на Волге, Репин писал: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Камни.