Биограф итальянских художников Джорджо Вазари сообщает нам легенду, бытовавшую в то время: Джотто был учеником художника Чимабуэ. В статье «Джотто ди Бондоне: биография и творчество, видео» о жизни итальянского художника, архитектора, основоположника эпохи Проторенессанса.
По всей вероятности, он был создан для той же капеллы, которую Джотто расписал несколькими годами позднее. По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим.
Вот таким образом, скорее всего, это ошибка. «Расписной крест» выполненный Джотто для Капеллы дель Арена, ныне хранящийся в городском музее Падуи, обнаруживает сильную близость к композиции Распятия в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи.
1311/1313) и был крестьянином. Данилов). Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из церкви Санта-Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»).
В другой капелле, принадлежащей Перуцци, находятся две истории из жития св. Между тем творческий дух, свойственный человеку, требовал идти дальше.
Но общепринятым годом рождения художника считается 1267 год. Произведение было создано около 1300 года для церкви Сан-Франческо в Пизе. С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.
Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны, движение фигур свободнее. Композиция картины у Джотто всегда подчинена художественной логике и избегает эффектности. Вот таким образом сейчас стараются избегать самого названия «реализм», называя его более точно «чувством пространства».
Оно никуда не исчезает. Франциск. Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы её нижнего этажа. Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. 1300 года) датируется «Полиптих» (91х340 см. ), который Джотто написал для флорентийской церкви Бадия.
Николая, Иоанна Богослова, Св. Но здесь этот подход применен к самому Христу и Богородице, к священным фигурам.
Бенедикта. Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему. Петра. Вот таким образом появление Джотто было не случайностью, а закономерностью.
Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Позднее исследователи обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (около 1290) и их автором является Джотто. Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения. Здесь по-новому передана взаимосвязь людей друг с другом и окружающим миром.
А рядом висит икона или, скажем, уже картина, Джотто. Джотто выразил в своих работах материальность и пространственную протяжённость использовав ряд уже известных в его время приёмов— угловые ракурсы, упрощённую античную перспективу. Тем более что они принадлежали к разным, враждующим кланам.
«Поцелуй Иуды» – фреска, которую он писал сам. «Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. Здесь изображен Франциск между двумя коленопреклоненными ангелами. И действительно, даже в самых лучших и экспрессивных своих работах, таких как Чудесное открытие источника (Ассизи, базилика Сан Франческо, верхняя церковь), Мастер истории Святого Франциска предстает по сравнению с Джотто более архаичным художником.
Т. е. В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году.
Вот таким образом, скажем, у многих художников будет чернокожий волхв среди триады волхвов. И мы видим, как автор не справляется с ситуацией нимба. Ни с одним признанным гением не обходились так почтительно на протяжении времени.
Николая, Иоанна Богослова, Св. Ряд из них прояснила научная реставрация последних десятилетий. 20 января 1330 года король Роберт присвоил Джотто титул придворного художника. Когда же комиссаром Ареццо был Баччо Гонди, флорентийский дворянин, любитель благородных искусств и всех доблестей, он с большим рвением разыскал куски этого образа и, собрав кое-какие, отвез их во Флоренцию, где хранит их с большим почтением вместе с принадлежащими ему некоторыми другими вещами работы того же Джотто, который выполнил столько вещей, что, если рассказать о них и не поверишь. На произведении есть подпись художника.
«Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. Используя ряд известных в то время приемов, вкл. Росписи капеллы дель Арена в Падуе (датируемая. Под «греческим» Ченнини подразумевал формальныевизантийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе.
Однообразные, но яркие шеренги улыбающихся святых напоминают упорядоченный Рай— переданный в перспективе, но без границ, поскольку боковые панели могут продолжаться в бесконечность. «триста») – в итальянском языке наименование XIV в. В XIII-XIV вв. Иисуса художник написал в виде серафима. Или вот «Стигматизация святого Франциска». Вот еще одна цитата, без которой тоже невозможно представить взгляд Вазари на Джотто.
Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. От этого времени остались два крупных станковых произведения— «Болонский полиптих» (Пинакотека, Болонья) и «Полиптих Барончелли» (ц. Посмотрим несколько композиций.
С именем Джотто связывают также росписи в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (капелла святой Магдалины в северном крыле трансепта (1313-1314), своды над алтарем (около 1334). Они хранятся в разных музеях, но имеют примерно одинаковые размеры (в среднем 4544см. ). Они очень интересны.
И благодаря этому папа и многие понимающие придворные узнали, насколько Джотто своим превосходством обогнал всех остальных живописцев своего времени. Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана.
И Бедность сия, как мы видим, сочетается браком со св. На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись OPUS IOCTI FIORENTINI. К моменту смерти художника был возведён только первый этаж. На центральном панно лицевой стороны Христос восседает на троне строго фронтально, как восточный идол, подняв в благословении правую руку и держа книгу Откровения левой. «Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто.
Художник исполнил это алтарь совместно с ассистентами из своей мастерской. Джотто и в этой работе привлекал учеников и помощников, но без ущерба для целостности общего замысла. Приблизительно тем же временем (ок. Прямым свидетельством пребывания там Джото является «Распятие» из Темпио Малатестиано (церковь Сан Франческо в Римини), дошедшее до нас с обрезанными краями – отсутствуют фигуры Марии и Иоанна Богослова на правом и левом лучах креста навершие креста с благословляющим Богом-отцом обнаружено в частной коллекции в Англии.
Туда не все могут войти. Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития. Композиционное построение слегка асимметрично из-за того, что кортеж ангелов и патриархов справа расположен по восходящей линии, поднимающейся к плечам Христа, а группа апостолов слева, напротив, по линии нисходящей, которая заканчивается фигурой молодого апостола (Иоанн. ), склонившегося, прижимая руки к груди. "Пожалуй, во всей мировой истории искусств не найти столь безупречной репутации. Значительная часть его некогда обширного наследия не сохранилась в частности, до нас не дошли упомянутые в Жизнеописаниях Вазари циклы Знаменитые люди. Тот же, опешив, возразил: «А получу я другой рисунок, кроме этого. » «Слишком много и этого, – ответил Джотто. Не просто Воскресение, а что-то новое появляется во Христе.
Бенедикта. По сообщению Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Или вот «Аллегория Послушания». Например, вот тайная вечеря – вокруг стола сидят Христос и двенадцать апостолов.
Мальчик ответил на это, что пойдет охотно, если отец на это согласится. Округлая фигура Мадонны весьма напоминает аналогичную, расположенную в тондо над входной дверью Верхней церкви в Ассизи. Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. По сообщению Лоренцо Гиберти, Джотто и его мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло).
Впрочем, далеко не все работы, приписываемые Джотто имеют свидетельства его авторства. Прибыв туда, мальчик в короткое время с помощью природы и под руководством Чимабуэ не только усвоил манеру своего учителя, но и стал столь хорошим подражателем природы, что полностью отверг неуклюжую манеру и воскресил новое и хорошее искусство живописи, начав рисовать прямо с натуры живых людей, чего не делали более Двухсот лет. Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю и утопающего Петра. Интересен и жест младенца Христа, ухватившегося ручонкой за её палец. Только Ренессанс вносит в это поправки.
Крепко держит руками младенца. «Стигматизация Святого Франциска» представляет собой большую алтарную икону размером 3, 141, 62м. Да и трех возрастов: старец, средних лет и юноша. По утверждению Ч. Ченнини (XIV век), Джотто перевел «искусство живописи с греческого пути на латинский», придав ему современный характер, т. е.
Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение.
когда воскресшего Христа встречает Мария Магдалина, он как бы от нее отстраняется, она тянет к нему руки, он ей говорит: «не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу». Санта Кроче, Флоренция). Венец цикла – Прославление святого Франциска (Gloriosus Franciscus), где святой вступает в Царствие Небесное.
Это еще отголоски иконных горок, но уже как бы немножечко раздвинутые в пространстве. Итак, пользуясь большой благосклонностью короля, он выполнил для него в зале, разрушенном королем Альфонсом при строительстве замка, а также в Инкоронате большое количество живописных работ и в зале этом, между прочим, были портреты многих знаменитых людей и среди них самого Джотто. Т. е. Второй фресковый цикл Джотто, дошедший до нас, не так обширен.
Падуя, капелла дель Арена (капелла Скровеньи), южная стенаХудожник раскрывает тему рядом драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Иисуса художник написал в виде серафима. было создано около 1300 года для церкви Сан Франческо в Пизе. Тем не менее последующие поколения Джотто ценили гораздо выше. Он был обнаружен в монастыре Санта-Кроче, Флоренция и ныне хранится в галерее Уффици.
Близость между ними необычайно тесна: ангел, стоящий позади двух персонажей со свечами в руках в правой части картины, рисунком своего профиля почти идентичен коленопреклонённому ангелу в правой части «Мадонны Оньисанти». Это давало возможность увидеть на что способен художник. Мозаика была разрушена при сносе старой постройки, сохранилась лишь её копия эпохи барокко (по мнению Норберта Вольфа, неудачная) в портике новой церкви.
На центральной панели Святой Пётр восседает на троне в той же самой позе, что и Христос на лицевой стороне (так образом передана идея Петра как наместника Христа). Изобразительное искусство могло развиваться, только находя новое качество изображения, так как чисто живописные и сюжетные резервы развития были к этому времени объективно исчерпаны. Художник сделал изображение событий библейской истории реальным, жизненным, земным. На произведении есть подпись художника.
Людовика весьма толковыми историями из жития этих святых. Рассказ начинается с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. Здесь и море близко и до континента не так далеко. Этот полиптих упоминал в своём труде Лоренцо Гиберти. Благодаря этому, ее образ выглядит более земным.
Но настоящая слава Джотто, конечно, остается за фреской, за монументальным искусством. Живопись прекрасна, а замысел правдив и своеобразен. 1280) Чимабуэ.
Слева направо на полиптихе изображены Иоанн Богослов, Богоматерь, Христос, Иоанн Креститель и Св. Самая известная (и единственная сохранившаяся) алтарная картина Джотто – Мадонна Оньисанти. В документе указано, что это работа выполнена Джотто. Джотто ди Бондоне – ключевая фигура раннего Возрождения. Этот полиптих упоминал в своём труде Лоренцо Гиберти.
Это деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», которая написана на рубеже XV-XVI в. Автора называют по-разному, но многие склоняются к тому, что это Паоло Уччелло. Тема цикла из семи сцен – легенда о святом Франциске.
В лице её нет страданий. Начинаем мы с портрета Джотто. практически три поколения одного рода. людьми третьего ордена. Волхвы принесли младенцу богатые дары. Двое сыновей Джотто— Франческо и Донато известные по архивным документам как «parente di Giotto» (то есть «родственники Джотто»), были художниками— участниками мастерской отца. В Пистойе же он расписал фреской главную капеллу церкви Сан Франческо и капеллу Св.
Одна сторона алтаря была обращена к верующим, другая— к священнослужителям. Бенедикта. Он держит в руках Писание, в устах его меч – слово Божье, как и сказано в книге «Откровения Иоанна Богослова».
Вазари сообщает, что Джотто вернулся из Авиньона в 1316 году. Она держится с почти светской приветливостью и изяществом, присущими знатной даме. Фрески были варварски переписаны в XVIII веке и расчищены в середине XIX века. На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись «OPUS IOCTI FIORENTINI».
И здесь тоже – комната, где Анна возлежит на ложе, ей приносят новорожденную Марию, а служанка берет какой-то предмет, какой-то подарок, принесенный женщиной и буквально стоит в этом дверном проеме, соединяя два пространства или, наоборот их разъединяя, показывая, что это разные пространства – некоторый притвор, некоторое крылечко дома и сам дом.
Циркулем верным моим к звездам она взнесена. Джотто – прозвание мне. Летописец Филиппо Виллани приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются». Он вернулся в свою Флоренцию. Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия. Франциска, в сцене смерти которого очень удачно показано, как плачут многие из монахов.
Движения, позы, жесты сдержанно, но удивительно верно передают душевное состояние: материнской нежности полна Мария, склонившаяся над новорожденным младенцем (Рождество), глубоким горем охвачены люди, собравшиеся у тела мертвого Христа (Оплакивание), торжественно-праздничное настроение царит в группе волхвов, пришедших поклониться младенцу (Поклонение волхвов).
Вот таким образом сейчас стараются избегать самого названия «реализм», называя его более точно «чувством пространства». Например, тончайшие градации трёх цветов : жёлтого, розового и зелёного, особая утончённость и даже в некотором роде рафинированность складок одежды, как в их рисунке, так и в переходах цвета – всё это для внимательного и искушённого взгляда может служить доказательством авторства Джотто. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника (scientia et doctrina). На произведении есть подпись художника. Мы видим справа, как вошёл первосвященник иерусалимского храма. В 1310-х годах Джотто работает во Флоренции.
Джотто «Поцелуй Иуды». Алтарь состоит из пяти панелей, каждая размером 62, 343см, за исключением центральной части с изображением Благословляющего Христа (66, 749 см). У них было восемь детей. Сверкающее «Коронование Марии» из капеллы Барончелли, над декорированием которой Джотто работал не ранее конца двадцатых годов, – это, безусловно, один из последних великих замыслов мастера. Сам по себе этот приём был хорошо известен и до Джотто.
Несмотря на достаточно плохую сохранность, отчётливо видна глубокая серьёзность и значительность, которыми Джотто наделил святых. На этом полиптихе тоже есть подпись автора. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему.
Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы её нижнего этажа. 1300 года) датируется «Полиптих» (91. Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315—1320 годах. Здесь тоже попытка показать пейзаж, показать горы, на которых растут деревья. С 1334 года он руководил строительством флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и его колокольни (кампанилы). В этом сказалась итальянская традиция, всегда сохранявшая чувство красоты и линии и цвета.
Из того, что осталось, можно мысленно реконструировать, что Мадонна восседает на троне светлого мрамора с розоватым обрамлением и мозаичными бордюрами в стиле «космати», которые оканчиваются резным готическим украшением в виде голов животных— именно так она обычно изображалась в то время. Драматическое начало сдержанно и в то же время очень эмоционально выражено в одной из лучших композиций падуанского цикла — Взятии Христа под стражу (Поцелуе Иуды), где на фоне взволнованной толпы вырисовывается профиль полного спокойствия и скорбного понимания Христа, взгляд которого как бы ловит взгляд Иуды, тянущегося к нему губами и как бы обволакивающего его своим широким охристо-желтым плащом. Исследования в рентгеновских лучах подтвердили, что все сцены раньше были написаны на одной длинной доске (не менее трёх метров), которая вряд ли была пределлой какой-либо алтарной картины. Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам».
Джотто он дал заказ на изготовление прославленной мозаики Навичелла и главного алтаря базилики Св. Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске. Эта версия впервые была озвучена в книги Джорджо Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»: по его словам, Чимабуэ сразу оценил талант молодого пастуха, рисующего овцу углем на камне, которого Чимабуэ случайно встретил, возвращаясь в город.
Франциск. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. А сзади Франциска – ну просто ренессансное здание, которое написано почти с натуры.
Подобным же образом и три фигуры, поддерживающие в воздухе одежду св. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия.
Тайна рождения Джотто ди Бондоне окутана тайной: однозначно ответить на вопрос «когда» и «где» историки искусства не могут до сих пор. Таким образом, его творческий путь объединяет период дученто (проторенессанса) – времени, когда Италия только нащупывала ренессансную почву, пытаясь преодолеть каноны готического и византийского искусства и треченто – раннее Возрождение, в котором закладываются основные художественные особенности итальянского Ренессанса. Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св.
Франциска, а также и другое, что, ради краткости, пропускаю. Франциске. И такая вот театральная коробка показывает, что речь идет об интерьере. Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308).
Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий. Внизу на той же доске находятся три прекраснейших истории из жития того же святого. Колорит картин художника строг и целостен. С именем Джотто можно связать открытие хужожественных достоинств интерьера (пространства комнаты в картине), пейзажа (архитектурного и ландшафтного), внутреннего мира героев живописного рассказа. Вазари, написавший Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев – ваятелей и зодчих (1550 год) утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Обычно подчёркивают их иконографическое сходство, реже— стилистическую близость, которая столь же наглядна.
Но две фигуры, конечно, говорят о том веке, в котором, собственно, они жили. Ещё один полиптих Джотто сохранился в неполном виде. Франциска, верхние стены по сторонам главного алтаря и все четыре паруса верхнего свода и все это с изобразительностью прихотливой и прекрасной. Но все же славы Джотто они не наследовали.
Во Флорентийском аббатстве он расписал капеллу Св. Каменный склон делит картину по диагонали, символизируя глубину утраты. Мартина и истории из жития этого святого, написанные фреской для кардинала Джентиле. А когда обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, то пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (около 1290) и их автором является Джотто. Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315-1320 гг.
Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Вот таким образом сейчас стараются избегать самого названия «реализм», называя его более точно «чувством пространства». Одним словом, в произведении очевиден реверанс, сделанный в сторону готической живописи. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника (scientia et doctrina).
Росписи капеллы Барди посвящены Святому Франциску Ассизскому, фрески капеллы Перуцци — Иоанну Крестителю. Тело подчеркивает её мощь. Исследователи полагают, что художник испытал влияние утончённой авиньонской живописи. Произведение не имеет подписи автора, однако известно, что «Распятие» из ц. Санта-Мария-Новелла упоминается как работа Джотто итальянским историком искусства XV века Лоренцо Гиберти и что в 1312году засвидетельствовано присутствие некоего Распятия Джотто в этой церкви. Но напомним, что именно в это время это и происходит. Многолетняя деятельность Джотто подняла престиж живописи среди других искусств.
Та привела путников в иудейский город Вифлеем и указала им путь к младенцу. Однако, несмотря на подпись, в течение длительного времени авторство Джотто оспаривалось многими исследователями. Конечно, это не исторический портрет.
выработал новые принципы религиозного искусства, отличные от преобладавшего в XII-XIII веках греко-византийского стиля. Приблизительно в 1315 году из мастерской Джотто вышел ещё один расписной крест (ныне Лувр, Париж). И именно эта история была рассказана Джотто на стене капеллы Скровеньи (по другому – капеллы дель Арена) в Падуе, Италия.
Между тем творческий дух, свойственный человеку, требовал идти дальше. Композиционное построение слегка асимметрично из-за того, что кортеж ангелов и патриархов справа расположен по восходящей линии, поднимающейся к плечам Христа, а группа апостолов слева, напротив, по линии нисходящей, которая заканчивается фигурой молодого апостола (Иоанн. ), склонившегося, прижимая руки к груди. Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий.
Особенно пострадали правый и левый край. Венец цикла— Прославление святого Франциска (Gloriosus Franciscus), где святой вступает в Царствие Небесное. К позднему периоду относят созданные при участии мастерской полиптих Стефанески (Ватиканская пинакотека), полиптих Барончелли (музей церкви Санта-Кроче, Флоренция), полиптих (Национальная пинакотека, Болонья), отражающие усиление готических влияний в творчестве Джотто.
Конечно, они знали друг о друге, не могли не знать и это подтверждает, собственно, указание Данте на Джотто в «Божественной комедии» как на ученика знаменитого Чимабуэ, который превзошел славой своего учителя. Приехав затем из Равенны в Урбино, он и там выполнил несколько вещей.
Тяжело свисающее тело Христа наделено в нём настолько земной природой, что некоторыми даже воспринималось как недостойное Джотто— замечательного автора фресок капеллы Скровеньи. В 1296-1298 годах по заказу генерала ордена францисканцев Джованни ди Мурро Джотто и его мастерская написали в нижнем ярусе Верхней церкви Сан-Франческо 28 сцен из житийного цикла святого Франциска, разработав иконографию на основе текста «Legenda major de S. Francisci» (Большое житие святого Франциска) святого Бонавентуры. Впрочем, далеко не все работы, приписываемые Джотто имеют свидетельства его авторства. Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение. Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа.
Сам по себе этот приём был хорошо известен и до Джотто. На переднем плане изображён коленопреклонённый кардинал Стефанески. Петра окружают два архангела, двое святых— Георгий и Сильвестр, на коленях перед ним стоят папа Целестин V (канонизирован в 1313 году) и вновь кардинал Стефанески— на сей раз он преподносит в качестве дара тот самый триптих, на котором он изображён. Другое разрозненное и, возможно, неполное произведение Джотто— серия из семи небольших сцен, посвящённых жизни Христа. «Стигматизация Святого Франциска» представляет собой большую алтарную икону размером 3, 14.
Историк Джованни Виллани в своей Хронике (1334) назвал Джотто «величайшим мастером живописи своего времени». называет их «творением Джотто», наряду с росписями францисканских церквей в Ассизи, Римини и Падуе. Мартином и св. Для своего времени, Джотто был великим новатором.
С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, её разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини способствовало сложению реалистических черт искусства Джотто (Мадонна Оньиссанти, 1310-20, Уффици). Эти вещи можно разбирать, разбирать и разбирать. Такая фигура на переднем плане.
Но это будет впереди. Джотто «Проповедь птицам»Особенностями фресок Джотто и его мастерской были «сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объёмов, чёткость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи» (словарь Брокгауза). Он разработал приёмы моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона – это позволило придать изображённым формам почти скульптурную объёмность и сохранить чистоту цвета. Однако, за одно или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти» изменилось многое.
Петром, св. А происходит наложение. Однако документально это никак не подтверждено. «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения», писал Петрарка. По сообщению Лоренцо Гиберти, Джотто и его мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены капеллы святой Магдалены в Палаццо дель Подеста (Барджелло).
Петра и Св. Треченто (с ит. Пространственная перспектива, схожая с перспективой фресок верхней церкви Сан Франческо, появится в цикле росписей в капелле дель Арена в Падуе. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум.
Фрески Джоттов капелле дель Арена повествуют о ряде событий, связанных с житием Богородицы, ее родителей святого Иоакима и святой Анны, а также ее сына, Иисуса Христа. Изображенные на фресках сцены Священной Истории различны по эмоциональной насыщенности и накалу страстей, однако каждая из них демонстрирует глубокое осмысление художником выбранного для той или иной работы сюжета. Говорят, что он написал в Ассизи фреской в капелле св. Мы уже видели такой же крест у Чимабуэ. С его именем связывают также некоторые из рельефов, украшающих капанилу. Франциска. Произведение было создано около 1300 года для церкви Сан-Франческо в Пизе. Благодаря этим работам стало возможным определить характер росписей капеллы.
Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим.
Композиционное построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью светотени, всё позволяло говорить о появлении принципиально нового направления в живописи того времени. От этого времени остались два крупных станковых произведения— «Болонский полиптих» (Пинакотека, Болонья) и «Полиптих Барончелли» (церковь Санта Кроче, Флоренция). Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным».
Цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей.
Трёхмерность на холсте или фреске— иллюзия и с этой точки зрения куда реалистичнее как раз двумерное изображение. Художник спроектировал кампанилу (колокольню) кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре. Он же ответил: «И я бы, конечно, это сделал, если бы был вами».
Прямым свидетельством пребывания там Джото является «Распятие» из Темпио-Малатестиано (церковь Сан-Франческо в Римини), дошедшее до нас с обрезанными краями— отсутствуют фигуры Марии и Иоанна Богослова на правом и левом лучах креста навершие креста с благословляющим Богом-отцом обнаружено в частной коллекции в Англии. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из ц. Санта-Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»). Франциска написана не самим Джотто, а кем-то из его ассистентов.
Проследить творческое формирование Джотто невозможно. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Марии Магдалины в нижней церкви Св. С именем Джотто и его великих современников — Данте Алигьери, скульпторов Николо и Джованни Пизано, архитектора и скульптора Арнольфо ди Камбио — связано начало нового этапа в истории итальянской культуры, называемого Проторенессансом (т.
20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника. добровольно взятое на себя послушание. Конечно, Джотто не был первым живописцем использовавшим этот приём. Вот такой здесь Джотто.
С именем Джотто связан переворот в развитии итальянской живописи. Сам по себе этот приём был хорошо известен и до Джотто. Произведение не имеет подписи автора, однако известно, что «Распятие» из церкви Санта-Мария-Новелла упоминается как работа Джотто итальянским историком искусства XV века Лоренцо Гиберти и что в 1312 году засвидетельствовано присутствие некоего Распятия Джотто в этой церкви. Летописец Филиппо Виллани (англ. Filippo Villani) приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются». Франциска написана не самим Джотто, а кем-то из его ассистентов.
И вот из таких маленьких деталей потом вырастает целый отдельный жанр натюрморта. Он написал также в церкви Кармине, в капелле Св. Вот, например, Джотто делает такую замечательную сцену, когда Франциск изгоняет бесов из города. кредиторской деятельностью.
Хотя, вполне возможно, что Тиберти описал истинное происшествие. Вряд ли он был священником. Расцвет риминийской школы XIV века несомненно связан с поездкой Джотто в этот город. Между 1329 и 1333 годами художник работал в Неаполе для короля Роберта Анжуйского.
В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника. Еще спустя век с небольшим, в 1919 году, она была перемещена в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок. Этот полиптих упоминал в своём труде Лоренцо Гиберти. В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году. С особым блеском здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. Что нового внес Джотто в живопись. В Успении же Богоматери очень хороши апостолы и многочисленные ангелы со свечами в руках. Изображается Христос, Христос апокалиптический.
Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто. угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции. Там же две чудесных истории из жития св. По своему иконографическому типу – это Маэста, то есть изображение Мадонны с благословляющим младенцем.
Но тем не менее Данте беспощадно помещает Реджинальдно Скровеньи в седьмой круг ада. 1267 Даты рождения значительно расходятся в разных источниках. Согласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в священном 1300 году.
Добродетель эту сопровождают Благоразумие и Смирение, дабы показать, что где истинная покорность, там всегда и смирение с благоразумием, благодаря которым благим становится всякое деяние. Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета. Так, несколько лет тому назад в бытность мою в камальдульской обители, где я выполнил много работ для тамошних преподобных отцов, я видел в одной келье очень красивое небольшое Распятие на золотом фоне с собственноручной подписью Джотто (перевезенное туда из Пизы преподобнейшим дон Антонио, который тогда был генералом камальдульской конгрегации). Возможно, это была церковь Сан Франческо в Борго Сан Сеполькро, так как Джорджо Вазари упоминает работу с маленькими людскими фигурами исполненную Джотто в этом храме.
Он был обнаружен в монастыре Санта-Кроче, Флоренция и ныне хранится в галерее Уффици. Это только имена первого ряда.
Ряд исследователей считает Джотто автором самого большого живописного цикла, украшающего эту церковь — Истории Святого Франциска, включающего 28 больших композиций и написанного в конце XIII — начале XIV веков. Затем Джотто пишет Мадонну Оньиссанти, которую он завершил, очевидно, около 1310 года. Ее автором и стал маэстро Джотто, который работал над колокольней вместе с Андрео Пизано. Он говорит о том, что Джотто приехал расписывать падуанскую церковь, ненадолго опережая свою компанию, то есть товарищей.
И здесь он строит кампанилу, т. е. Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. Когда же Джотто достиг десятилетнего возраста, обнаруживая во всех своих еще ребяческих действиях быстроту и живость ума необычайные, чем был приятен не только отцу, но и всем, знавшим его и в деревне и в округе, Бондоне дал ему под присмотр нескольких овец и когда он пас их на усадьбе, то там, то здесь, будучи побуждаем природной склонностью к искусству рисования, постоянно что-нибудь рисовал на скалах, на земле или на песке, либо с натуры, либо то, что приходило ему в голову. В нём видно стремление к передаче убедительной весомости и человеческой значительности центрального образа, которое впоследствии особенно проявится в его «Мадонне Оньисанти» из Галереи Уффици. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане.
Пространство завоевывалось не только в живописи, но и в архитектуре. И когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», то сразу выделяем глазами центр композиции. Показать два строения, в которых есть глубина и даже что-то там внутри нарисовано и т. д. Этот полиптих упоминал в своём труде Лоренцо Гиберти.
Двое, мирянин-терциарий и монах, следуют по стопам святого, т. е. Ну, о параллели Джотто и Данте мы еще поговорим.
Строительство девяностометровой красавицы-башни было завершено в 1359 году. Здесь кто только ни нарисован: всякие демоны, Непристойность с головой кабана, Страсть с пылающей головой, Любовь с когтистыми ступнями и связкой сердец на шее (та земная любовь, которая уловляет). И вот известный сюжет Noli me tangere, «Не прикасайся». 340см. ), который Джотто написал для флорентийской церкви Бадия.
В документах 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. В Падуе Джотто участвовал в украшении церкви Сант-Антонио и расписывал Палаццо делла Раджоне (фрески не сохранились).
Исследователи предполагают, что полиптих состоял из пяти или более частей. Построение картины он подчиняет художественной логике, но без бьющей в глаза эффектности.
И в той же церкви он выполнил св. – Отошлите его вместе с остальными и увидите, оценят ли его». Тем не менее люди как-то обходили это. К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти», украшавшая главный алтарь францисканской церкви Оньиссанти (ныне хранится в Галерее Уффици). Несмотря на достаточно плохую сохранность, отчётливо видна глубокая серьёзность и значительность, которыми Джотто наделил святых.
Это в первую очередь относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти). Такой последовательный рассказ о жизни святого Франциска не случаен.
Часть исследователей (включая Лючано Беллози) считает этот крест произведением самого Джотто, основываясь на близости его стиля к фрескам Джотто в правом трансепте Нижней церкви в Ассизи другая часть специалистов полагает, что он создан кем-то из его учеников или ассистентов. Это очень интересные сюжеты, которые по-разному толкуются на Востоке и на Западе. Джотто умер до окончания строительства и был похоронен в церкви Санта-Кроче. Далее, по заранее процарапанным контурам фигур наносилась роспись темперной краской.
Справа и слева есть изображения гербов, которые одни исследователи интерпретируют как принадлежащие семейству Уги, другие— как принадлежащие семейству Чинквини. Но славы не обрели, вероятно, в силу скромного дарования. К сожалению, ни одна из работ этого времени до нас не дошла.
В 1328—1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберта Анжуйского. На полиптихе есть подпись Джотто. Композиционное построение слегка асимметрично из-за того, что кортеж ангелов и патриархов справа расположен по восходящей линии, поднимающейся к плечам Христа, а группа апостолов слева, напротив, по линии нисходящей, которая заканчивается фигурой молодого апостола (Иоанн. ), склонившегося, прижимая руки к груди. И вот они все поднимаются на холм, где находится этот замок.
Новорожденный Иисус лежал в яслях в сарайчике на окраине Вифлеема.
Появление чувства пространства, композиционное мастерство Джотто искусное смещение оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя, необычно светлые тона фресок, умение достигать живописных эффектов не за счёт количества цветов, а за счёт градации их оттенков – все эти черты проявились в творчестве Джотто достаточно рано и стали характерными приметами его неповторимого стиля. Особенности фресок, выполненных мастерской Джотто, по словарю Брокгаза: «Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи». Джотто выразил в своих работах материальность и пространственную протяженность использовав ряд уже известных в его время приемов – угловые ракурсы, упрощенную античную перспективу. Один из договоров Джотто – на сдачу в аренду ткацкого станка некоему Бартоло Ринуччи (по годовой ставке 120 при том, что обычной была – 50 ) – заверен нотариусом Лапо ди Джанни, другом Данте. Возможно, в 1315 – 1318 годах художник побывал при папском дворе в Авиньоне, так как в это время отсутствует упоминание его имени в флорентийских документах. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Джотто не только руководит работами по строительству, но и выполняет престижные заказы.
раны на тех местах, где были раны у Спасителя. Весть об этом распространилась и появилась пословица, которую и теперь применяют, обращаясь к круглым дуракам: «Ты круглее, чем джоттовское О».
На внешней стороне Джотто изобразил восседающего на троне Христа (центральная панель) и казнь Св. Франциска» из Лувра. Она действительно далека от полного реализма.
Цикл из двадцати восьми эпизодов был создан в довольно короткий срок— два года, что предполагает работу не одного художника, а целой мастерской. 20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника. Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» из ц. Сан-Джорджо-алла-Коста дошла до нас в обрезанном виде.
Франциска и изображающие Послушание, Терпение и Бедность, достойны похвал бесконечных ибо в особенности в манере изображения тканей естественное падение складок свидетельствует о том, что Джотто был рожден, дабы просветить живопись. Индивидуальный стиль Джотто сформировался под влиянием искусства Чимабуэ, у которого, согласно Л. Гиберти и Дж. Краски нанесены широко и свободно, тем самым, усиливая линейный ритм и динамику. К 1310—1315 годам исследователи относят создание Алтаря Перуцци. Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14 века, прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе.
Джотто неоднократно упоминается во флорентийских документах как «popolo di Santa Maria Novella», т. е. И хотя проект строительства кампаниллы принадлежал Арнольфо ди Кампио, сооружение получило название по имени Джотто, отвечавшего за возвдение первого яруса. Конечно, Джотто не был первым живописцем использовавшим этот приём.
Несмотря на золотой фон, вводит элементы пейзажа, разворачивает и ангелов и фигуры в пространстве, делает такую интересную концепцию. А Скровеньи – это по заказчику.
Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари. И когда было положено начало работ, прибыл епископ города, который в присутствии всего духовенства и всех должностных лиц и заложил торжественно первый камень. Они отправились вслед за звездой. Например, такой апокалиптический Христос. Приземлённое упрощение образа по сравнению с великими художниками XIII века не означает его обеднения. «принадлежащий к народу или приходу, живущему около церкви Санта Мария Новелла».
Иоанна Евангелиста, принадлежащую семейству Ковони, ту, что возле ризницы. Уравновешенность масс, пространственная определенность, ясные, гармоничные формы позволили добиться цельности художественного решения, воплощенного силами обширной мастерской, доверительной интонации живого рассказа, ее искреннего и просветленного переживания («Святой Франциск проповедует птицам», «Изгнание бесов из Ареццо»), сочетающегося с героикой эпической драмы. Наряду с фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Вокруг трона, как в Маэста эпохи дученто изображено множество ангелов, расположение которых, однако, тонко согласовано с новыми принципами и содержит намёк на размещение по кругу. Работа эта художниками-живописцами весьма восхвалялась и в особенности Микеланджело Буонарроти, утверждавшим, как об этом говорилось, что подробности этой истории невозможно было написать красками более правдоподобно.
Лучии. Джотто не решает этой проблемы. Данте считают первым поэтом и мыслителем Возрождения. Два слова вот о таких крестах. Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку).
В первую очередь, это доска с изображением «Мадонны с младенцем» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которая, по всей вероятности, была центральной частью полиптиха. На третьем парусе – Бедность, попирающая босыми ногами терний сзади на нее лает собака и один мальчик бросает в нее камнями, другой же колет ей ноги тернистой веткой. Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Росписи Капеллы Перуцци посвящены апостолу Иоанну Богослову и святому Иоанну Крестителю, более поздние фрески Капеллы Барди – истории святого Франциска. Картины художника наполнились разнообразными эмоциями.
Эта лепка формы градациями цвета придает всему изображенному в фресках Джотто не меньшую наполненность, пластическую энергию, чем если бы он использовал градации светотени. Или, например, Рождество Марии, где показаны тоже своего рода театральные кулисы.
Идет приближение сакрального к профанному. Этап Проторенессанса (предшествующий Ренессансу) приходится на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). Их размещение продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения.
Он показывает пальцем на Христа. Над всем возвышается Христос, который принимает в свои руки, как дитя в пеленах, душу Марии.
Такая инкрустация мрамором. Особенно здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. Он считается автором отдельных сцен из Ветхого Завета и Новог Завета в верхних ярусах стен, начатых по инициативе папы Николая IV между 1288 и 1292 годами, сочетающих выразительную драматургию Чимабуэ с композиционными и пространственными находками Каваллини, а также сцен из истории праотца Исаака и композиций из цикла земной жизни Христа («Снятие с креста», «Воскресение»). Это тоже очень интересно для понимания этого времени.
Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308 – 1328) впервые приписал Джотто Вазари. Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. Джотто изобразил саркофаг простой формы, который украшен орнаментом в стиле «космати», расположив его слегка асимметрично, как будто он виден слева.
Его, во-первых, делают главным архитектором Флоренции. Петра и Св. Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние. Появление чувства пространства, композиционное мастерство Джотто искусное смещение оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя, необычно светлые тона фресок, умение достигать живописных эффектов не за счёт количества цветов, а за счёт градации их оттенков— все эти черты проявились в творчестве Джотто достаточно рано и стали характерными приметами его неповторимого стиля.
А здесь, конечно, все мягче, хотя и натуралистические моменты присутствуют. Джотто «Положение во гроб»Роспись церкви в Падуе являлась поворотом в развитии европейской живописи, появилось чувство пространства, в котором движется человек. Этот интересный сюжет вот так разрабатывается Джотто.
Чье творение выразит это. Пеликан был в Средневековье символом жертвенности, поскольку считалось, что ради своих голодных птенцов он способен расклевать себе грудь, чтобы накормить их собственной кровью. Персианова. Да, Джотто был женат, у него было восемь детей и даже двое из них стали художниками.
Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре г. Флоренции. Двое сыновей Джотто (из 8 детей) были художниками, участниками мастерской отца. Renaissance – «Возрождение»). Алтарь состоит из пяти панелей, каждая размером 62, 343см, за исключением центральной части с изображением Благословляющего Христа (66, 749см). Рядом была его мать – Мария. Ноаким и Анна были благочестивыми людыми, однако их брак долгое время оставался бездетным.
Это капелла дель Арена или капелла Скровеньи, с очень значительным циклом фресок. В другой раз король сказал ему: «Джотто, если бы я был тобой, я, пока жарко, немного передохнул бы от живописи». Цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. И поистине, поскольку можно судить об этом, Пуччо, владея манерой и всеми приемами своего учителя Джотто, отлично умел ими пользоваться в своих работах, хотя, как полагают некоторые, он жил недолго, так как заболел и умер, перетрудившись над фресками. Т. е. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ и Дуччо (знаменитая Мадонна Ручелаи). Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года.
практически представлена история рода. Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года.
Т. е. Представитель Проторенессанса. Посреди церкви Сан Доменико в том же городе находятся Распятие, Мадонна и св. В данном случае нимб – это сияние, он не материален.
Однако, за одно или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти» изменилось многое. Джотто изобразил саркофаг простой формы, который украшен орнаментом в стиле «космати», расположив его слегка асимметрично, как будто он виден слева. Часто говорят, что это делал кто-то из его учеников. Расцвет риминийской школы XIV века, несомненно, связан с поездкой Джотто в этот город. Петра и Св.
«двести») – название XIII в., начало Проторенессанса. Он принес естественное искусство. Спорным является и место его рождения.
Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио. е. Предвозрождением). Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. Такая технология производства иконы была распространена в Византии, её придерживались и итальянские мастера, включая Джотто. К раннему периоду в творчестве мастера исследователи относят большой расписной крест, Мадонну с младенцем и двумя ангелами из церкви Сан Джорджо алла Коста (Флоренция), алтарный образ Стигматизация Святого Франциска (Лувр, Париж) и Полиптих из флорентийской церкви Бадиа.
Николая, Иоанна Богослова, Св. Хотя известно, что папа Бенедикт XI отпустил ему эти грехи перед смертью. И хотя она строилась для приватного, частного использования, но знаменитый художник, ее расписавший, сделал ее местом паломничества уже очень рано. При этом, часть византийских канонов была сохранена. Центральной сценой этого произведения, вероятно, было Распятие, остальные располагались справа и слева от него предположительно в том порядке, в каком они приведены здесь.
Тур в Италию дает уникальную возможность ознакомиться с творчеством предтечи ренессансного искусства —Джотто ди Бондоне. Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма.
1310). И, быть может, завершив работы для Энрико Скровеньи, Джотто пробыл в Падуе ещё один год. То есть это и Мария и Прекрасная дама.
Художник предстает в них более холодным и рационалистичным. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. Его же работы, насколько известно, в той же церкви – капелла Св. Жизнь и Страдания Христа представлены в них как нравственный пример, а Христос – как идеальное воплощение всепобеждающей силы любви и добра. По его проекту была построена колокольня собора (архитектор Франческо Таленти, 1359) и выполнен ее рельефный декор (скульптор Андреа Пизано). Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение.
Около 1335 года – в Милане для правителя Аццоне Висконти, как о том сообщает в своей «Хронике» Джованни Виллани. С особым блеском здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. В его обязанности входило руководство работами по строительству новой городской стены, ремонту мостов после паводка и возведению соборной колокольни Санта-Мария-дель-Фьоре— Кампанилы. Официальное название этой капеллы – церковь святой Марии Милосердной. Однако в силу скромного дарования большой славы не обрели.
Но все же главным его призванием была живопись. Его новаторской кисти принадлежит идея восстановления традиции написания образов с натуры. Фрески Джотто, сплошным ковром устилающие стены и свод капеллы, включают в себя 34 (37) сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три регистра на продольных стенах. Его влияние простирается на целые века.
Фреска (около 1295). Вот таким образом появление Джотто было не случайностью, а закономерностью. К 1310—1315 годам исследователи относят создание Алтаря Перуцци. Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам».
– Его герои исполнены благородного достоинства и духовной красоты. Наконец, завершив названного св. Оно полно высокого человеческого достоинства и покоя. В идейную основу творчества Джотто легло богословие истории блж. В 1328—1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского.
Посмотрим его самое, наверное, знаменитое монументальное произведение. Часть исследователей (включая Лючано Беллози) считает этот крест произведением самого Джотто, основываясь на близости его стиля к фрескам Джотто в правом трансепте Нижней церкви в Ассизи другая часть специалистов полагает, что он создан кем-то из его учеников или ассистентов. По католической традиции ее называют ораториум, по русской традиции – часовня.
Конечно, Джотто не был первым живописцем использовавшим этот приём. Такой занавес, занавесочка, завязанная узлом и реально мы видим, как она прикреплена. И пословицу эту можно назвать удачной не только из-за того случая, по которому она возникла, но и еще больше из-за ее двусмысленного значения ибо в Тоскане называют «круглыми», кроме фигур имеющих форму абсолютного круга, также и людей с умом неповоротливым и грубым. Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю и утопающего Петра.
«Мы должны, как мне думается, быть обязанными Джотто, живописцу флорентийскому именно тем, чем художники-художники обязаны природе, которая постоянно служит примером для тех, кто извлекая хорошее из лучших и красивейших её сторон, всегда стремятся воспроизвести её и ей подражать ибо с тех пор, как приёмы хорошей живописи и всего смежного с ней были столько лет погребены под развалинами войны, он один, хоть и был рождён среди художников неумелых, милостью Божьей воскресил её, сбившуюся с правильного пути и придал ей такую форму, что её уже можно было назвать хорошей. 1290) и их автором является Джотто. Мы еще вернемся к проблеме нимбов, она очень интересна.
Венец цикла — Прославление святого Франциска (Gloriosus Franciscus), где святой вступает в Царствие Небесное. Она действительно стала большим городом уже при римлянах.
И эти две фигуры – центральные. Приблизительно тем же временем (ок. 1288 — 1300 Около 1288 года была начата роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи.
Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своём трактате о живописи De pictura (1436). Просто это приближение священного сюжета к жизни обычного человека. Между 1303 и 1305 годами создано это главное произведение Джотто.
По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим. Прежде, живопись была строго функциональна (и вот таким образом ритуальна). Все три панели имеют одинаковые размеры. С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. Франциска на страшной скале Верниа. Джотто изобразил саркофаг простой формы, который украшен орнаментом в стиле «космати», расположив его слегка асимметрично, как будто он виден слева.
Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари. Между 1303 и 1305 годами создано это главное произведение Джотто.
Несмотря на то, что это нищенствующий орден, там очень быстро и интеллектуальная часть сформировалась. Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений.
Франциска с другой. Построение картины он подчиняет художественной логике, но без бьющей в глаза эффектности. А слева мы видим апостола Петра, который хоть и отрёкся трижды, пока трижды пропел петух, но всё-таки вытащил хлебный нож и отрезал им ухо. Судьба не даровала ему возможности принять мученический венец от мусульман.
И скорее это уходит в такое молитвенное созерцание. Приблизительно тем же временем (около 1300 года) датируется «Полиптих» (91340 см), который Джотто написал для флорентийской церкви Бадия. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.
С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима. Можно, вероятно, согласиться также с Вазари в том, что настоятель францисканского ордена Джованни да Мурровалле в 1296 году заказал Джотто (как руководителю обширной мастерской) 28 сцен из легенды о св. Для современников, его произведения стали редким откровением. Весь цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Джотто – первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма.
Земной путь Христа и Девы Марии, жизнь подвижников веры, святых и мучеников изображенные с «документальной» точностью, стали зримым воплощением праведной жизни, наставлением и нравственным примером. Величавый ритм, с которым торжественное предстояние поясных фигур святых повторяется в пяти частях полиптиха, размеренный бег лент с их именами на золотом фоне возле голов склоняют к выводу, что это одно из лучших произведений художника. Имя мое предстоит долгим, как вечность, хвалам». На каждом из этих парусов – по несколько латинских слов изъясняющих истории.
Шаги к реализму и в самом деле носили противоречивый характер и это противоречие продолжало преследовать живопись и много веков спустя после Джотто, до сих пор вызывая споры, что же на самом деле в живописи реализм. 1318—1325). Когда Анна достигла зрелого возраста, явившийся ей ангел сообщил, что она забеременеет и родит ребенка имя которого прославится во Вселенной.
Иоанна Евангелиста, а именно воскрешение им Друзианы и вознесение его на небо. Форма традиционная, но здесь уже он пытается тоже разнообразить. В трапезной на деревянном кресте им же написаны истории из жития св.
Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1320-25 годов до 1306-12 годов). Станковые картины в XIII – XIV веках писались на деревянных досках (в Италии это, как правило, был тополь). Близость между ними необычайно тесна: ангел, стоящий позади двух персонажей со свечами в руках в правой части картины, рисунком своего профиля почти идентичен коленопреклонённому ангелу в правой части «Мадонны Оньисанти». В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. И она спокойно смотрит на нас.
В руке он держит что-то вроде лопаты, которой он веет пшеницу. Это такие аллегории. Из этого, кстати, не нужно делать вывод, что сакральное исчезает.
Например, любопытен эпизод в сцене Обезглавливания Апостола Павла— на пригорке изображена Плаутилла во весь рост, которая протягивает вверх руки, пытаясь поймать наполненный воздухом платок, брошенный святым, который скользит по золотому фону картины. Они хранятся в разных музеях, но имеют примерно одинаковые размеры (в среднем 4544 см). 1, 62м. Евангельские сюжеты «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев» были широко распространены в европейской церковной живописи. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года.
Он стоит на крыше и так же несет ярмо, т. е. Джотто «Исав перед Исааком». Франциска» из Лувра. Джотто с его мастерской в 1336 г. расписал фресками торцовые стены капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло). В Милане Джотто работал над фресками правителя Милана Аццоне Висконти, который начал масштабное строительство в Милане – возводились новые стены и часовые башни, строились новые площади, каналы и мостовые, были построены новая церковь и дворец, для работы над которым прибыл Джотто. Скончался Джотто 8 января 1337 г., вскоре после своего возвращения из Милана. Это «Рождество и Поклонение волхвов» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Принесение во храм» (Бостон, Музей Гарднер), «Тайная вечеря», «Распятие» и «Сошествие во ад» (все в Старой Пинакотеке, Мюнхен), «Успение» (Сеттиньяно, собрание Бернсон) и «Праздник чёток» (Национальная галерея, Лондон).
До него в живописи царствовала плоскость – у него пространство картины стало объемным. «Испытание огнем» — одна из них. На произведении есть подпись художника. Францисканцы дают этот толчок какой-то такой, я бы сказала, церковной демократии. Отец Джотто по имени Бондоне (скончался между 1311 и 1313 годами) назван в одном источнике крестьянином, в другом — кузнецом. Довольно большой цикл фресок также включает: композицию «Страшный суд» на западной стене, роспись коробового свода: золотые звёзды на синей тверди и заключенные в медальоны лики Христа, Марии, размещенные в три ряда на продолжительных боковых стенах и на «триумфальной арке» алтаря 34 жизненных сцен Марии и Христа.
Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из ц. Санта Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»). Мы видим, как Иуда, обняв Христа, поглощает его. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий».
колокольню, для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции, задуманные как единое целое. Пространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха. Николая, Иоанна Богослова, Св.
Над ним агнец и Ковчег Завета. Ну, это, так сказать, субъективный взгляд. Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своём трактате о живописи De pictura (1436). Но, конечно, в Неаполе он надолго не задержался, хотя и был увенчал такой особой честью. Помимо художественных достоинств (мастерства в передаче пространственной глубины за счет чередования планов, пластической определенности объемов, выразительности фигурных групп, тонкого колорита) фрески обладают чертами эпической драмы, созданной для возвышения, поучения и предостережения. И он же, вот он тут упоминает – «как и писателей», т. е. Дученто (с ит.
Иногда Джотто также называют архитектором капеллы (этот вопрос оспаривается многими исследователями), но несомненно, что именно ему принадлежат фрески часовни, — феррарский хронист Риккобальдо в 1312—1313гг. Новаторство Джотто сказалось прежде всего в сюжетах, посвященных Богоматери. Шедевром Джотто являются фрески Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе, выполненные между 1304 и 1310 годами по заказу Энрико Скровеньи, - уникальный по целостности художественный ансамбль, включающий более 70 сцен из цикла земной жизни Христа и Богоматери.
Микеланджело упрекали и упрекают (абсолютно справедливо) в излишней скульптурности живописи, доходящей до топорной грубости. 1300 года) датируется «Полиптих» (91340см. ), который Джотто написал для флорентийской церкви Бадия. Итальянский художник, основоположник проторенессанса. Это в первую очередь относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции.
А здесь еще и соединяется Мария Магдалина с Марией Египетской. Рафаэль многим казался и кажется приглаженным, едва ли не слащавым.
К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Скончался Джотто в 1337 году.
В XIV в. в Англии Евангелие переводится на английский язык. Из алтарных образов Джотто сохранился лишь один — «Мадонна во славе» (ок. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1306—1312 годов до 1320—1325 годов).
Но не происходит подмены профанным сакрального. Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. Или иногда толкуют, что это ключ от бездны, которую он открывает и запирает. Справа и слева есть изображения гербов, которые одни исследователи интерпретируют как принадлежащие семейству Уги, другие, как принадлежащие семейству Чинквини. А до этого, кстати, король Роберто Неаполитанский присваивает ему титул придворного художника.
Он был женат имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. Исследования в рентгеновских лучах подтвердили, что все сцены раньше были написаны на одной длинной доске (не менее трёх метров), которая вряд ли была пределлой какой-либо алтарной картины. Иоанн, выполненные с большой мягкостью, внизу же целый скелет, по которому видно, что Пуччо пытался проникнуть в первоосновы искусства, а это было для того времени делом неслыханным (на этой работе мы читаем его имя, написанное им самим, следующим образом: «Пуччо из Флоренции меня создал»). Т. е. И мы будем видеть, что даже некоторые художники Кватроченто еще не решают этой проблемы. – «первый» и фр.
Учениками его были Таддео Гадди, которого он, как говорилось, крестил и Пуччо Капанна, флорентинец, написавший в Римини в церкви братьев-проповедников Сан Катальдо в совершенстве фреской трюм тонущего в море корабля с людьми, выбрасывающими вещи в воду и среди многих моряков есть и сам Пуччо, написанный с натуры. «Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла между 1290 и 1300 годами и вскоре стал образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в «Распятии» для церкви Сан-Миниато-аль-Тедеско). Семья владела земельным участком в Веспиньяно, позже Джотто приобретёт там угодья и дома.
Эта композиция находится в перекрестье одного из сводов. В своих странствованиях он не только проповедовал христианское учение как его понимал, но и смог обзавестись подражателями и сподвижниками. Регулом, св. Сделав это, он сказал придворному усмехаясь: «Вот и рисунок».
На первом парусе изображен св. К этому времени относят и две сцены Распятия (Городской музей, Страсбург и Государственные музеи, Берлин).
Над всем возвышается Христос, который принимает в свои руки, как дитя в пеленах, душу Марии. «Коронование Марии» из капеллы Барончелли, над декорированием которой Джотто работал не ранее конца 1320-х годов, представляет собой один из последних великих замыслов мастера. Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности. (Хотя известно, что, будучи в Падуе, в капелле Скровеньи Данте побывал. ) Вот таким образом вот этот миф о дружбе двух великих флорентийцев не подтверждается. Дальше можно назвать моделировку объёма одежды.
Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290). Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам». Это очень интересный подход. Кларой.
Ирод, царь иудейский, которому скалили, что Вифлееме родился мальчик, призванный стать царем иудейским, приказал истребить всех младенцев в возрасте до двух лет, родившихся в этом городе и его окрестностях. Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Но когда фигуры начинают разворачиваться в пространстве, нимб не понятно, куда развернуть. Здесь мы уже видим завоевание пространства – то, чем Джотто будет заниматься. Речь идёт о нескольких панелях из разных музеев, которые имеют одинаковую форму и размеры.
До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным. Новая эпоха в живописи ко времени жизни Джотто уже созрела для своего появления. Сидит женщина широкоплечая, мощная, молодая, с румянцем во всю щёку. На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись «OPUS IOCTI FIORENTINI».
Однако, за одно или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти» изменилось многое. Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана. Прекрасная белая рубашка.
Хранящееся в Художественной галерее Берлина «Успение Марии» (75178см) обнаруживает тесную связь с «Мадонной Оньисанти», поскольку происходит из той же церкви. Джотто часто ставят в параллель с Данте, т. к. И поистине чудом величайшим было то, что век тот и грубый и неумелый, возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе. Алтарь состоит из пяти панелей, каждая размером 62, 3х43 см, за исключением центральной части с изображением Благословляющего Христа (66, 7х49см).
А вот «Тайная вечеря». Оно скорее сопрягается с бытовыми элементами. «Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами и вскоре стал образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в «Распятии» для церкви Сан-Миниато-аль-Тедеско). (А потом мы будем формировать, что называется, свой взгляд. ) «Этот человек, столь великий, родился в 1276 году во Флорентийской области, в четырнадцати милях от города, в деревне Веспиньяно, от отца по имени Бондоне, хлебопашца и человека простого. Екатериной и св. Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году. В этом центре происходят главные драматические события.
Это уже не Мадонна, не икона Богородицы. В четвертом и последнем из названных парусов изображен св. Пейзаж выглядит символистическим. Художник исполнил это алтарь совместно с ассистентами из своей мастерской. Мадонна на ней выглядит монолитом, высеченным из куска мрамора.
Он был обнаружен в монастыре Санта-Кроче, Флоренция и ныне хранится в галерее Уффици. Вероятно, созданы они около 1320 года, так как в рельефах бронзовой двери баптистерия (1330) Андреа Пизано повторяются мотивы росписи.
В 1328—1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского. Это «Рождество и Поклонение волхвов» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Принесение во храм» (Бостон, Музей Гарднер), «Тайная вечеря», «Распятие» и «Сошествие во ад» (все в Старой Пинакотеке, Мюнхен), «Успение» (Сеттиньяно, собрание Бернсон) и «Праздник чёток» (Национальная галерея, Лондон). «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» из церкви Сан-Джорджо-алла-Коста тоже во Флоренции. По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим. По западной традиции, которая, кстати и у нас часто соблюдалась, волхвов показывают как людей трех возрастов, а потом даже будут показывать как людей трех континентов. Но, опять же, кто знает.
Перейдем дальше. «Полиптих Стефанески» был создан для главного алтаря базилики Святого Петра в Риме. Петра с одной стороны и св. Ну, это понятно.
Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Панкратия. Согласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в священном 1300 году. Писание с натуры появляется в истории искусства гораздо позже.
И в отдельных предметах ему это удается. Желая доказать силу своей веры и могущество истинного Бога, он сказал, что пройдет сквозь огонь, если имамы султана проделают то же самое вслед за ним. Художник исполнил это алтарь совместно с ассистентами из своей мастерской. Приблизительно в 1315 году из мастерской Джотто вышел ещё один расписной крест (ныне Лувр, Париж). Но личное знакомство их ничем не подтверждается, тем более дружба.
Дальше можно назвать моделировку объёма одежды. Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. Сравнительно небольшие сцены из жизни Марии и Христа предстают на стенах капеллы в очень нарядном орнаментальном обрамлении, представление о котором может дать часть росписи левой стены с композициями Брак в Кане и Оплакивание Христа, где композиции разделяют по горизонтали узкие декоративные полосы имитирующие узоры мозаики, а по вертикали — широкие полосы с узорами мозаики, геометрическими и растительными мотивами, живописными вставками. Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267 – 1337) итальянский художник.
Несомненно, что все эти работы принадлежат «кругу Джотто», однако точно утверждать, что это произведения самого Джотто, нельзя. А здесь уравнены. 1290) и их автором является Джотто.
Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. Т. е.
Мастера, работавшие в последствии во Флоренции, Сиене и Падуе, опирались в своем творчестве на принципы живописи, разработанные мастером и постепенно в этих центрах искусства итальянского Возрождения сформировались крупные живописные школы. вполне возможно, что и эти границы тоже Джотто расширяет. Петра и Св. После этого Иоаким поспешил в Иерусалим. Так вот, здесь мы видим даже не юношу, а скорее волхва, которого часто идентифицируют как женщину.
Мозаика была разрушена при сносе старой постройки, сохранилась лишь её копия эпохи барокко (по мнению Норберта Вольфа, неудачная) в портике новой церкви. Благоразумие с двумя ликами смотрит и в прошлое и в будущее, протягивает коленопреклоненному монаху зеркало как символ знаний и т. д. Вот с этой точки интересно данную композицию прочитывать. Частями этого полиптиха, по всей вероятности, являются и три другие панели— «Святой Стефан» (Музей Хорн, Флоренция), «Иоанн Евангелист» и «Святой Лаврентий» (обе работы в Музее Жакмар-Андрэ, Шаали). В укрепленном замке правит Целомудрие. Джотто работал в Риме, где, как я сказала, он даже в одном документе назван ошибочно священником и там он писал алтарь Стефанески.
Петра и Св. Павла (боковые панели).
Вазари пишет так: «В конце концов, так как память о Джотто осталась не только в произведениях, вышедших из рук его, но и в тех, что вышли из рук писателей того времени и так как он обрел истинный способ живописи, утерянный за многие до него годы, то согласно общественному постановлению и благодаря хлопотам и особой милости великолепного Лоренцо де Медичи Старшего, в знак преклонения перед доблестями сего мужа в Санта Мариа дель Фьоре было установлено его изображение изваянное из мрамора превосходным скульптором Бенедетто да Майано с нижеприведенными стихами, сочиненными божественным мужем мессером Анджело Полициано, дабы всякий достигший превосходства в любой деятельности имел надежду на то, что и его вспомянут, как по заслугам вспомянули Джотто за великие его достоинства». Поскольку согласно источникам в Палаццо делла Раджионе (городская ратуша) он изобразил небесное знамение по указаниям астронома Пьетро дАбано, а тот вернулся из Парижа в Падую только в 1306 году. Он представляет собой большой двусторонний триптих с пределлой, его размеры 2, 202, 45м.
Иногда Джотто также называют архитектором капеллы (этот вопрос оспаривается многими исследователями), но несомненно, что именно ему принадлежат фрески часовни, — феррарский хронист Риккобальдо в 1312—1313 годах называет их «творением Джотто», наряду с росписями францисканских церквей в Ассизи, Римини и Падуе. Делает попытку расширения пространства даже внутри волхвов. В это же время и в Италии такие процессы происходят. Да, они были ровесниками, они были земляками, оба родились во Флоренции. По всей вероятности, это одна из немногих его совершенно авторских работ, как «Троица» Рублёва и она действительно очень полно раскрывает личность Джотто.
Сегодня мы поговорим о Джотто. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто, вплоть до 1275 года. «Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами и вскоре стал образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в «Распятии» для церкви Сан Миньято аль Тедеско). Вазари писал, что отец будущего художника был крестьянином и носил имя Бондоне.
Он работал как художник, скульптор и архитектор. Франциск. Более того, многие современники называли Джотто его прямым преемником. Их создание относят к 1325 – 1328 годам. церкви. Это – одна из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне. Другое разрозненное и, возможно, неполное произведение Джотто— серия из семи небольших сцен, посвящённых жизни Христа.
Композиция выдержана в торжественном и суровом тоне, но в то же время смягчённом и нежном, напоминающем падуанские фрески мастера. Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. Бенедикта. Так, однажды король сказал ему, что хочет сделать его первым человеком в Неаполе, на что Джотто ответил: «Потому я и живу у Королевских ворот, что я первый в Неаполе». Возможно именно тогда он создал по заказу кардинала Якопо Стефанески монументальную мозаику Навичелла, прославившую художника на всю Италию.
Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио.
Заказчиками Джотто были папская курия и францисканский орден (работы в Ассизи, Римини, Падуе), купцы Барди и Перуцци, ростовщик Энрико Скровеньи, городские коммуны Флоренции и Падуи, неаполитанский король Роберт I Анжуйский. Их размещение на стенах строго продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения. Т. е. Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему. И круг замыкает Смерть с паучьими ногами. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1306—1312 годов до 1320—1325 годов).
Именно сюда ведут зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Или, например, «Аллегория целомудрия». В ученики к Чимабуэ он попал примерно в 1280 году.
В начале 14 века Джотто посетил Рим. C 1320 года Джотто – член Корпорации врачей и аптекарей Флоренции (Arte dei Medici e degli Speziali), куда входили также художники. Историки искусства приписывают росписи капеллы Перуцци в базилике Санта Кроче, выполненные в технике секко, руке Джотто. Изображен замок, ангелы его охраняют. Иисуса художник написал в виде серафима.