Мона Лиза (также известная как Джоконда) — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года.
Проходил месяц за месяцем. Так к художнику все и относились. Итак, перед нами образ Богородицы. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Любой высказавшийся таким образом ренегат рискует быть немедленно закопанным по уши в земную твердь и расстрелянным из реактивного говномета, который тоже изобрел Да Винчи, хотя власти скрывают.
«Утрата «Джоконды» — это национальное бедствие, — писал французский журнал «Иллюстрасьон», — так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»16. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Подлинник да Винчи. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. До него никто не видел в ней никакой тайны. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение ее собственной мечты».
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Впрочем, последнее— полная херня. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Но она ли на картине.
То есть разобраться в этом механизме. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. Что вы видите перед собой. Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В 1911 году «Джоконда» оказалась в центре страшного политеческого скандала: её похители. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Он писал картины, держа кисть в левой руке и иногда размазывал краски на полотне пальцами правой руки. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже. Вплоть до своей неудачной попытки продать картину во Флоренции. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Оба мужчины тут же бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца.
Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Так же изображение из катушек, собираясь в сфере, переворачивается на 180 градусов, тот же процесс происходит и при передаче образа от человеческого глаза к мозгу. Наверное, но были во Флоренции многие женщины и красивее ее. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Как все изменилось в его родном городе. И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Многие годы первый экземпляр якобы оставался во Флоренции в семье дель Джокондо или у кого-то другого, пока не попал в Англию, где в 1962 году оказался в коллекции Пулитцера. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру.
Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук».
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. До охраны наконец дошло, что картину украли. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
Все выходы из Лувра были закрыты, музей стали обыскивать. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. По его словам, это было не ностальгическое возвращение, а скорее попытка проверить свои воспоминания, сравнить их с сегодняшним восприятием мира. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Не поверив в это, он на всякий случай предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции и просит его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Другой владелец «подлинной» «Джоконды» – доктор Генри Пулитцер – также полагает, что Леонардо да Винчи сделал второй экземпляр картины, который оставил себе, отдав первый заказчику.
Дети смеялись. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. На её роль до сих пор претендуют такие женщины, как: Катерина Сфорца – дочь миланского герцога Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская Чечилия Галлерани она же – Дама с горностаем Констанца дАвалос, которую также звали Весёлая или La Gioconda Пачифика Брандано любовница Джулиано Медичи Изабела Галанда Юноша в женском одеянии Автопортрет самого Леонардо да Винчи. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. Как бы то ни было на самом деле, благодаря Д. Вазари этот женский образ вошел в историю мировой культуры под именем «Моны Лизы» или «Джоконды».
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. В зальце размером метров десять на двадцать на стене за пуленепробиваемым стеклом висит темная дощечка 76х53см. Однако к концу дня полиции все же удалось обнаружить на площадке маленькой служебной лестницы застекленный корпус и раму от «Моны Лизы».
22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную тайну тому, кто принесет «Джоконду». Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. 45 000 тому, кто вернет «Джоконду» до 1 сентября».
Неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. 20 000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. () Джоконда— не портрет. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра).
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Сразу вспоминается сам Леонардо, который часами смотрел на свою картину, рвался что-то доделать в ней, переделать. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной.
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Пристально, все понимая, смотрит на мир и людей «Джоконда».
До него никто не видел в ней никакой тайны. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Первое сентября прошло, но картины не было. Как же выглядит сей шедевр IRL. «Джокондомания» охватила Америку.
Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». А его изобретения и вовсе никого не интересовали, разве что детей: он развлекал их тем, что ловил какое-нибудь насекомое, богомола например, приделывал ему крылышки и тот летал, как маленький дракончик. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». На ноги была поставлена вся французская полиция, на тот момент лучшая в мире. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Картина была в Швейцарии или Аргентине. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Нам не известно. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Мона Лиза» (1503-1519).
Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Где любовь, там и ревность. В 1502–1506 гг. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
«Джоконда» – не портрет. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. А еще – техника. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Как сейчас предполагают некоторые исследователи, Вазари, видимо, ошибся. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Не было ее и у реставраторов. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве.
Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием. » К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза» провела в плену, не отразились на картине. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Леонард был арестован. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Посетителям было объявлено, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию.
Все это время портрет прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герои», в котором жили итальянские рабочие-сезонники. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда».
Ее перевели в покои министров. Мона Лиза улыбается, но почему. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины изображённой на картине. К тому же он доверял профессионалам. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Только вот женщин там вы не найдете. Художник присутствовал при этом свидании. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий.
Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти». И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, она всплывает во Флоренции. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр.
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Но затворницей Мона Лиза не была. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Никто не знает, кто обрезал картину. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
И что же. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Шаблон работы сам по себе, является чрезвычайно революционным, особенно в технике реализации портрета. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Горный пейзаж – символ горнего мира. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Но никто не пришел.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы».
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Разразился страшный скандал.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Время шло – картина не появлялась. Есть мнение, что Леонардо долго писал и Мону Лизу — но сколько точно установить невозможно, так как уже говорилось в описании жизни да Винчи — он переезжал из города в город в один из периодов своей жизни. Он признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды». И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. А. С. Пушкина в Москве.
Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Потом прошло еще несколько месяцев, год, два. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16. Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени». Морщины были ее безошибочным паспортом. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Мне показалась такая реакция странной. Доска (тополь), масло. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет.
Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Потом разошлись по всему миру. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной.
Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Перуджиа признается в краже и говорит, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». () Джоконда— не портрет. Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Бельгиец Пьере был его секретарем. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Где-то между 1503 и 1506-м.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. На раме он заметил отпечаток пальца. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак».
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Нужно опасаться, что он, в страхе быть пойманным, может уничтожить это хрупкое произведение». Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. На иллюстрации в этом тексте, картина собрана из 875 катушек и размер этой картины совпадает с размером настоящего портрета Моны Лизы. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Ощущение, что «Джоконда» просто испарилась.
Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам.
От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Среди обвиняемых были немецкие шпионы, художники-авандгардисты (в особенности, Пабло Пикассо), подданный российской империи поэт Гийом Аполлинер Вот только никакие усилия полиции не сравнятся с усилиями прессы. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Назревала большая европейская война. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Эта загадка практически решена. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло.
Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку.
Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Явился префект полиции с отрядом инспекторов. Джордже Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает об этой картине: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его». Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Затем идет в зал «Каррэ», где висит картина, снимает ее и в укромном уголке вынимает из рамы., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Никто не обращает на него никакого внимания и он свободно передвигается по музею.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Расследование опять в тупике. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что в «Джоконде» ощущается стремление к внутреннему освобождению: «Посмотрите, как напряжены ее виски и гладко подбритые брови, как плотно сжаты губы, с каким затаенным усилием пытается она приподнять тяжкий груз меланхолической печали. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». «Джоконда» впала в полное забвение. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда).
придумал загадочную улыбку Джоконды. Папа разгневался. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Были допрошены сотни людей. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесет «Джоконду» в редакцию журнала. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Голова слегка повёрнута. В течение целых двух лет Перуджиа молчит о «Джоконде», как рыба. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Именно она сделала кражу картины всемирной сенсацией: «Мона Лиза» попала на первые полосы лучших мировых газет. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Они встречаются, Леонард демонстрирует картину и что же видят продавец с директором. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
7. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Как сказал Ротенберг: «само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Ведь не зря до сих пор не стихают споры о том, чей портрет на самом деле нарисовал художник.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
76х53 см. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Голова слегка повёрнута10.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари).
Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Немецкие газеты платили той же монетой. Оно извивается, кусает свой хвост, как змея и, замыкая движение по кругу, дав наконец волю отчаянию, проявляется в знаменитой улыбке Моны Лизы».
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. О матери Леонардо почти ничего не известно. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека». Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
За счет чего — объяснения пока нет. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Увлечение Леонардо объясняется другим.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Спрятав картину под откидной столик, на котором стекольщик режет свои стекла, он принимается за свою обычную работу. Имея перед собой живую модель, художник превращал хранящийся в его памяти схематичный образ Катерины в образ живой.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д.
В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Небольшой улыбающийся рот, ниспадающие на плечи мягкие волосы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
4. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду». Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Так он и спал на картине больше двух лет. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое сфумато, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Только чувство утраты рождает любовь.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия похитителя) шло несколько месяцев. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Сама же картина — прямоугольник размером 54х79 сантиметров — исчезла бесследно. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Спустя многие годы картина получила более простое название — «Джоконда». 3. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники.
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Vincenzo Peruggia). Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Наоборот, есть ряд фактических и психологических указаний, которые решительно им противоречат.
Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо – торговца шёлком из Флоренции. Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. М. А. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Однажды итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. Причем, также неожиданно, как и исчезла. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Короче, это похищение было похоже на какую-то детскую игру.
То, что эта картина точно принадлежит кисти Леонардо, подтвердила дактилоскопическая проверка. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Vincenzo Peruggia). Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Леонардо да Винчи написал ее вопреки самому понятию «портрет», которое предполагает изображение реального лица, сходного с оригиналом и с характеризующими его (хотя бы косвенно) атрибутами. Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ).
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. И Франциск – король-победитель.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Как известно, Леонардо был левшой. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Под охраной полиции «Джоконда» выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж. Среди работников Лувра началось смятение. Это были живые, это были человеческие глаза. То, что написал художник, далеко выходит за рамки простого портрета. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Может быть, потому, что Мона Лиза масштабируется в уме до размеров бесконечного числа открыток и репродукций. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Ибо это полотно — творение поистине божественной, а не человеческой руки. Была ли она красива.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.