Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Петра и завершения ряда других заказов. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.
Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Всего около 30 километров отделяют его от Венеции, но падуанское искусство во многом отлично от венецианского и обладает рядом черт, которые уже с XIV в. позволяют говорить о падуанской школе в живописи. Марка (1412 год), св. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой.
Окрм вищезгадано вн викону ввтар св. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед.
Эту эпиграмму обычно относят к 30-м годам XV столетия, когда два поистине гениальных итальянских мастера кватроченто — архитектор и скульптор — разорвали свою дружбу, поссорившись из-за бронзовых дверей, созданных Донателло для флорентийской Старой сакристии, которые, как считал Филиппо Брунеллески, нарушали его архитектурный замысел. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Во-первых, возрастает значение линии.
Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.
Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Традиционные способы изображения преувеличенных в пользу выразительности форм классицизма его практически не привлекали. «Св.
Антония (Санто). Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Вероятно, первую выучку он прошел у ювелира.
Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Фигура прорисована уверенно и свободно. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо.
Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов.
Его поле деятельности становилось все более широким. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Мрамор.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Здесь начинается следующий этап его творчества. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа.
Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).
Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Если Лука делла Роббиа разделил скульптурный декор на отдельные композиции изображающие поющих детей, то Донателло решил его как единый фриз: в обрамлении двух горизонтальных полос с антикизированными вазонами и пальметтами, за сдвоенными колоннами стремительно проносится хоровод детей, охваченных азартом почти вакхической пляски.
В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. С такими он был непреклонен.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Антония. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице).
Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). Георгия» и «Св. Во время работы над памятником Гаттамелате Донателло пришлось, по-видимому, решить много сложных задач. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Таким образом происходит объединение этих композиций в один последовательный рассказ, как в средневековом искусстве. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Антония (Санто). За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность.
фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Высоко над холмом вознесены три креста.
Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Особливо це помтно в зображенн св. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ.
Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно.
Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Но достоверными эти сведения считать нельзя.
Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма. Это способствовало процветанию торговли. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Скульптура Донателло в период с 1450-х по начало 1460-х годов представлена статуей Марии Магдалины (1455 год, фото см. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека.
Скульптура отличается живостью исполнения. Верный приверженец христианских доктрин, он не чуждался гуманистов, привлекая к своему двору Поджо, Бруни, Бьондо, Георгия Трапезундского и Альберти. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.
Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Людовика Тулузского (ок. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). И как всегда, он уверенно справился с ними.
Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Позднее Донателло выполнял частные заказы. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Те же качества все чаще выходили на первый план в серии из пяти статуй пророков, над созданием которых Донателло работал начиная с 1416 года для ниш колокольни собора Дуомо. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. За изяществом и кажущейся легкостью изображения нагого тела чувствуется большое умение и долгие часы работы.
Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Лицо его отличается особой экспрессией. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.
Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло.
Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом.
Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Антония в Падуе. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Все в этой фигуре весомо и материально. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж.
Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Марка».
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Марку» с Ор Сан Микеле.
Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции.
Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Св. В его правой руке — тяжелый меч. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Смелые открытия, гениальные предвидения в науке, философии, эстетике, в изобразительном искусстве, осознание величия личности, вера в безграничные возможности разума – вот характерные черты этой эпохи.
Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Скульптура Донателло в перод з 1450-х по початок 1460-х рокв представлена статую Мар Магдалини (1455, фото див. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.
В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.
Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Вверху изображены летающие ангелы.
Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Ведь капеллу нужно было встроить в существующие останки монастыря, а точнее в его узкий и длинный участок. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Его творчество поражает разнообразием новых начинаний.
Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Не случайно еще современники подметили глубокую духовную близость Донателло и Микеланджело.
Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Донателло так же мастерски передает своеобразную полную фигуру мальчика, как и особенности строения тела юноши. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась).
Образом послужил памятник Марку Аврелию. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Давид стату пророкв (приблизно 1430-1432 роки) багато в чому ще повязан з снувала в той час позднеготической традицю. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53).
Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Уже не было в живых его старших современников — гуманистов Никколо Никколи и Колуччо Салутати. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).
В конце XVI в. алтарь был разобран. Однако страдание обладает длительностью во времени. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения».
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Скульптор у виконанн дотримувався натуралзму, який межував з духовним надламом.
Около 1345—1350 гг. Донателло строит образ на игре света и тени. Отец Донателло, происходивший из старого рода Барди, был чесальщиком шерсти. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются.
Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. На его лице веселая улыбка. Изящно ложатся складки одежды. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность.
Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Георгия» красивы и выразительны. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.
Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. 1435 г. ) Здесь Саломея представлена танцующей перед Иродом, который сидит с сотрапезниками за столом, придвинутом вплотную к левой кромке рельефа, так что крайняя фигура оказывается полусрезанной рамой. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.
Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. В отличие от «Св. Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не граничит со стеной. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. На коленях стоит богоматерь.
Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. музей Барджелло). Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции.
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.
Антония. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом.
Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Отказавшись от традиционного изображения царя Давида в виде старца с лирой или свитком исламов в руках, Донателло представил Давида юношей в момент торжества над поверженным Голиафом. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.
Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Местоположение статуи не изменилось. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Неизвестно, чьим он был учеником. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Пдсилю просторову люзю використання прийомв прямо перспективи. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Йому вдалося зробити клька просторових зон, в яких знаходяться персонаж. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). Многие ученые считают, что именно сотрудничество с Микелоццо легло в основу создания знаменитого бронзового Давида — первой крупномасштабной отдельно стоящей обнаженной статуи эпохи Возрождения.
А это и составляет сущность донателловского образа. Наконец и направление движения жезла служит той же самой цели — объединить всадника с лошадью. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины.
Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Их судьба иногда была драматической.
Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Отличительной особенностью этой технологии эксперты считают чрезвычайно мелкую резьбу и тонкую лепнину, которая создает поразительный эффект атмосферного пространства. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды.
Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Главное действие происходит в центре композиции. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Подобная композиция трудна для исполнения.
Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Чином послужив памятник Марка Авреля. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики.
В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Петра, очень характерна для бурной политической жизни начала XV в. На церковном соборе в Констанце он был низложен из-за многочисленных и разнообразных преступлений. Таких мощных складок искусство треченто не знало, чтобы найти им аналогии следует обратиться к пластике Никколо и Джованни Пизано. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. музей Барджелло). 1423—1425) и св.
В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Строгий аскет, не порывавший связей с монастырской средой, он был в то же время любителем драгоценностей, шпалер, шитья. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.
А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Будвельна комся в цьому ж роц для прикраси кампанили доручила виконати Донателло стату пророкв. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Фигура исполнена достоинства.
Линии профиля определенны и чеканны. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Донателло приписывают не менее 4 статуй пророков совместной работой Донателло и Россо считается группа Авраам и Исаак. Он обладал характером сложным и независимым.
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других.
За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Брезгливой гримасой тронут его рот. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. У цих роботах переважа трагчна тема, яку розвива Донателло.
Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Изменилось расположение складок, которые то собираются у пояса, то ложатся прямо на правой ноге, то беспорядочно теснятся у левой ноги. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Донателло приближал рельеф к живописи. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь.
1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Сын не посещал школы и довольно плохо понимал латынь. Несмотря на близкое знакомство с рядом знаменитых гуманистов, художник не был культурным интеллектуалом. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Между ними видны играющие музыканты. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром.
Ему неведома донателловская мощь. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с античных образцов. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима.
В творчестве мастера наступил новый период. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Такой шумный успех легко мог вскружить голову художнику, но не такому, каким был Донателло. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Удачно передано движение ангела. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св.
Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Голов pа повернута слишком неестественно. Георгия (ок. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован.
Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. 1423—1425) и св. Марка и Св. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Марка» с Ор Сан Микеле. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо.
В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Ряд композицй були закнчен вже псля смерт майстра його учнями – Бертольдо Беллаго. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий».
Дослди в технц рельфу у Донателло також були революцйними. В отличие от «Св. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Однако это впечатление обманчиво.
По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.
Лаврентия изображающим Страсти Господни. Путти Донателло предельно общительны. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.
Прекрасен, полон жизни боевой конь полководца, слегка повернувший голову влево и остановивший мерный шаг, опираясь одной из передних ног на шар спокоен и невозмутим восседающий на нем полководец с немолодым лицом. Слегка изогнулся торс Марка.
Георгя (1415), а також Авакума рем (роки створення – 1423-1426). Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Они как бы окаменели от горя. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах.
Фасад же церкви остался неоконченным. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.
Антония. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Вокруг он изобразил цветочный узор. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Этот огромный путь, проделанный восьмидесятилетним мастером (он умер в 1466 г. ), говорит о величии его души, о богатстве духовных запросов и об исключительной независимости суждений от рядовых вкусов.
В действительности, все эти точки зрения односторонни. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Донателло вдлив в 1447 роц, а встановлена ця робота була трохи пзнше – в 1453-му.
Это исхудалая старуха с длинными волосами. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок.
Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника.
Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Она, несомненно, связана с ними тематически. Но это не простой мальчик. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. На этом этапе он был подлинно народным художником, создававшим свои статуи для площадей и фасадов иначе говоря для широкого обозрения, что полностью соответствовало запросам «гражданственного гуманизма».
Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.
В ней чувствуется рука самого Донателло. Линии в «Битве св. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела.
Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Вероятно, в настоящем своем виде, когда ее пластические качества выступают с большей рельефностью, статуя только выиграла. На первый взгляд может показаться, что Донателло изобразил Георгия в строгой фронтальной позе. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу.
Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Красив мотив струящихся складок одежды. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Удивительна судьба этого города. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.
Лаврентия, во Флоренции. Людовика Тулузского (ок. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.
Антонием. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Особенно это заметно в изображении св. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.
Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Донателло вдправляться в 1443 роц в Падую. Св. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония.
Св. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Хотя в 30-е годы Донателло повздорил с Брунеллески (см.
Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Его крылья, кажется, еще полны движения.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Антония.
Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Но и этого ему мало.
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. музей Барджелло). Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения.
Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Это один из первых ренессансных конных монументов. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном.
Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак.
На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Лаврентия изображающих Страсти Господни. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья.
Марк, можно поверить и его писаниям». Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине.
Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Антония и изображениями символов евангелистов. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Этим Донателло достигал усиления перспективных эффектов композиции, пространство казалось более объемным и увеличивалась монументальность алтаря. Совсем другое у Донателло. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Георгий был покровителем воинов и оружейников. Практически всю свою жизнь он отдал живописи и скульпторскому делу и не зря: приблизительно за 60 лет своего творчества он подарил миру много шедевров, которые сегодня являются бесценными. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. с. 53) он был ему очень многим обязан, особенно в годы своего сложения как мастера.
Хотя Донателло использовал здесь отдаленные античные мотивы, композиция в целом отличается совсем не античным характером. Правое плечо и правая рука слегка отставлены назад, голова чуть повернута в обратную сторону, левое плечо выдвинуто, корпусу придано как бы вращательное движение, правая нога, в отличие от левой, не выходит за пределы плинтуса, а отодвинута от него несколько вглубь. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера.
Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. И в этом проявился его характер. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции.
Младенец кажется маленьким и беспомощным. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. С 1411 Донателло вместе с другими флорентийскими скульпторами принял участие в создании статуй святых — покровителей тех или иных ремесел и занятий для украшения внешних стен церкви флорентийских цехов — Ор Сан Микеле.
Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. 1415, Флоренция, Нац.
Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Евангелист Марк (1411). Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Здесь представлены родные и друзья Христа.
Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Так подчеркнута глубина рельефа.
Тут починаться наступний етап його творчост. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. музей Барджелло). Скульптор роботи створив рзн за тематикою, в яких проявляться даний деал. нателло. Донателло воскрешает здесь распространенный в античном искусстве прием постановки, этот мотив выявлен в фигуре Святого Марка с предельной четкостью и определяет как положение слегка изогнувшегося торса, рук и головы, так и характер складок одежды.
Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Алтарь был выполнен в определённой форме, которая и повлияла в значительной мере на облик живописных алтарных образов Мантеньи, Джованни и Кривелли Беллини. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Мария показана в сложном повороте.
Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Эта деталь была несомненно подсказана Донателло каким-то знатоком античной литературы, вероятнее всего, его другом Никколб Никколи. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком.
В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. И все дело не только его в уникальном мастерстве. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. В рассматриваемой композиции св. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.
Работа удалась на славу. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
В статуе св. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Тем самым усиливается иллюзия пространства. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
В 1408-1415 гг. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. они были приостановлены. Во всяком случае, не следует придавать в художественном развитии Донателло решающую роль Риму, как это делали историки искусства XIX века. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос).
Георгия» и «Св. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. «Св. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Донателло «Давид» (около 1440). То же напряжение ощущается и в лице. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками цветов. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Малюючи рзцем, скульптор уподбнються пишучому картину художнику. За допомогою дагонал, яку утворюють меч жезл Гаттамелати (прзвисько Еразмо), а також положення рук, обднав фгури коня вершника в цлсний силует скульптор Донателло.
Скульптури, створен ним у цей перод, дйсно прекрасн. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Представитель флорентийской школы.
Пять фигур находятся в музее собора. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Одни кондотьеры благодаря твердости характера, таланту полководца и, конечно, Фортуне достигали вершин славы и даже делались герцогами. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью.
Над х створенням майстер працював упродовж майже двох десятилть (з 1416 по 1435). По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Статуя полна жизни и изящества.
Соприкосновение и перекрещивания фигур сведены до минимума, фигуры по возможности не перерезают друг друга. Именно такая женщина была способна на подвиг. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне.
Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. К тому же в 1464 г. статуи с северной стороны кампанилы перенесли на самую ответственную — западную. Скульптор цей в пзнй перод творчост створив не так багато цкавих робт. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.
Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. А Брунеллески он был обязан многим. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Марк, можно поверить и его писаниям».
Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Оно очень своеобразно и представляет собой не столько обобщенный тип, как ранее, сколько лицо единственного человека интересующее мастера именно в силу своей единичности. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.
Донателло. Столь же выразительно и лицо пророка. Марка (1412), св. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло).
Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Ранее всего, около 1428 г., была завершена Старая сакристия церкви Сан Лоренцо, примыкающая к северной части трансепта. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.
Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари.
Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. В рельефе сиенской купели Донателло добивается большей драматической концентрации, в рельефе из Лилля – гораздо большего разнообразия архитектурного фона.
У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Георгия (ок. Здесь работал в течение ряда лет и создал свой шедевр — фрески капеллы Скровеньи — другой великий флорентиец — Джотто.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Вн викону кнну статую Еразмо де Нарни (статуя Гаттамелати). На лице его застыла гримаса страдания. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.
Это первый опыт Донателло в создании так называемого живописного рельефа с многофигурной сценой и несколькими пространственными планами. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Уже на рубеже XIII и XIV вв.
Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. В ранний период своей жизни Донателло выполнял почти исключительно общественные заказы (коммуны, цехов, церквей). Вот таким образом между архитектурным обрамлением и скульптурой здесь явно наметилось глубокое противоречие, вызванное быстрым нарастанием в последней статуарного начала.
Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. В многочисленных надгробиях скульпторы середины XV в. отталкивались от гробницы Иоанна XXIII, однако все большее значение приобретали декоративные мотивы, что вело к перегруженной и зачастую запутанной композиции.
1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Пять фгур знаходяться в музе собору.
В этой фигуре всё значимо. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. 1415, Флоренция, Нац. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Чимало запитань виклика пзнше творчсть Донателло. После смерти отца Донателло жил со своею матерью в небольшом скромном доме.