Ни один художник в эпоху кватроченто так полно не выразил демократические идеалы своего времени, как Донателло. Один из величайших старых мастеров повлиял как на современников, так и на более поздние поколения скульпторов и художников, в том числе на Микеланджело и Джованни Бернини, а скульптуры Донателло являются украшением художественных музеях по всей Европе.
Это исхудалая старуха с длинными волосами. музей Барджелло). Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Во-первых, возрастает значение линии. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. При этом он исходил из простой посылки: не все статуи, предназначенные для кампанилы, попали туда. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Св. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу.
Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Пдсилю просторову люзю використання прийомв прямо перспективи. В противоположность «готической кривой» в большинстве статуй XV в., донателловский Георгий твердо стоит на ногах. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Крест на щите определял ось фигуры и ее направление вверх (вертикаль прямо стоящего тела) и вширь (горизонталь плеч).
Георгия» красивы и выразительны. Удивительна судьба этого города. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Уже на рубеже XIII и XIV вв.
Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. А Брунеллески он был обязан многим. Голов pа повернута слишком неестественно. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. А это и составляет сущность донателловского образа. Эта кафедра предназначалась для торжественного показа народу, один раз в год, драгоценной реликвии, хранящейся в соборе, — пояса Марии, который она, по преданию, возносясь, бросила вниз апостолу Фоме, чтобы доказать истинность происходящего.
Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти.
Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). У цих роботах переважа трагчна тема, яку розвива Донателло. Здесь представлены родные и друзья Христа. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом.
Последние произведения Донателло — произведения, безусловно, трагические, может быть, даже свидетельствующие о кризисе великого художника. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Прекрасные знания геометрии помогли Брунеллески с гордостью выйти из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Фигуры трех из них вообще показаны намеками.
Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. В чистом поле в штате Нью-Мексико де Мария врыл в землю четыреста стальных штырей-громоотводов. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).
Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Лаврентия, во Флоренции. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Соприкосновение и перекрещивания фигур сведены до минимума, фигуры по возможности не перерезают друг друга. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась).
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. «А ты уверуешь в моего Бога. Плоский рельеф изображающий голову св. Георгия» и «Св.
Фигура исполнена достоинства. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Окрм вищезгадано вн викону ввтар св.
В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. И хотя Донателло здесь явно фантазирует, нагромождая один архитектурный мотив на другой, он все же фантазирует в ключе Альберти, а не Брунеллески. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел.
Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Линии профиля определенны и чеканны. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Донателло строит образ на игре света и тени. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Брезгливой гримасой тронут его рот.
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Они как бы окаменели от горя. В свое время на голове Георгия был шлем, в правой руке он держал меч либо копье, левой, опирающейся о щит с эмблемой Флоренции, прижимал к груди ножны. Тем самым усиливается иллюзия пространства.
Статуя, несомненно, была сделана для частного покровителя, но его личность до сих пор точно не установлена. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Не исключена возможность, что Донателло уделил столь большое внимание отделке драпировок по просьбе старшин цеха полотняников, в который входили и торговцы ветошью. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Отсюда был только один шаг до создания свободно стоящей статуи, которую можно было обойти со всех сторон. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Тут починаться наступний етап його творчост. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.
Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Марка (1412 год), св. Слегка изогнулся торс Марка.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Подобная композиция трудна для исполнения.
Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. В его правой руке — тяжелый меч. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости.
Антония. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.
Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства. Таким образом, можно считать, что рельеф Донателло стоит у истоков перспективной живописи, которая в XVII—XVIII вв. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева.
Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками.
Статуя была поставлена около стены Палаццо Веккьо и как бы служила символом независимости Флоренции. Голову Давида украшает венок из листьев амаранта – античной эмблемы неувядаемой славы храбрых.
Удачно передано движение ангела. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Изображая фигуры в самых разнообразных позах и движениях, он сознательно увеличивает число точек соприкосновения, что вносит особую естественность и живость в его композицию. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
Донателло приближал рельеф к живописи. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции.
На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Георгия (ок.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг.
Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Линии в «Битве св.
Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Статуя полна жизни и изящества. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением.
«Св. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Вот таким образом и самооценка у мастера была соответствующая: однажды без ложной скромности он заметил, что в своем искусстве является патриархом. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Однако самый замысел статуи очень привлекателен.
Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Но спорить с Донателло было не так-то просто. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Но именно благодаря этому сочетанию изощренности и косноязычия рельефы кафедр Сан Лоренцо производят столь сильное впечатление.
Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Одежда полностью скрывает тело фигуры, но Донателло успешно передал впечатление гармоничной органической структуры тела под драпировкой. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Это первое путешествие отвергалось многими исследователями, особенно в конце XIX в., так как римские впечатления никак не отразились в первых произведениях Донателло.
Антонием. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.
Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.
Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Хотя Флоренции и угрожали: сначала герцог Милана Джан Галеаццо Висконти, а позднее — неаполитанский король Владислав, ей удалось избежать кровопролитных войн. Марка и Св.
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Лаврентия изображающих Страсти Господни. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. По его идее, они должны притягивать молнии (а пустыни штата Нью-Мексико славятся грозами) и превращать все пространство инсталляции в наполненную молниями сцену.
Донателло «Давид» (около 1440). Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло.
В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Скульптор у виконанн дотримувався натуралзму, який межував з духовним надламом.
Людовика Тулузского (ок. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Марка (1412), св.
Нам кажется, что и пребывание Донателло в Риме в 1432—1433 гг., вполне достоверное и подтвержденное документами, тоже не оказало сильного воздействия на творчество скульптора. Скульптор цей в пзнй перод творчост створив не так багато цкавих робт.
Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики.
Красив мотив струящихся складок одежды. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века.
Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Людовика Тулузского (ок. Донателло удается передать в ней ощущение легкости.
Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. В конце XVI в. алтарь был разобран.
В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Антония (Санто). Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи.
Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с античных образцов. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Несмотря на это, зритель все же явно ощущает, что статуе тесно в отведенном ей пространстве ниши, что присущий ей избыток энергии нуждается в более обширном поле действия. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Антония и изображениями символов евангелистов. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло.
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.
Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Между ними видны играющие музыканты.
В отличие от «Св. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Фигура прорисована уверенно и свободно.
музей Барджелло). Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Донателло— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. За допомогою дагонал, яку утворюють меч жезл Гаттамелати (прзвисько Еразмо), а також положення рук, обднав фгури коня вершника в цлсний силует скульптор Донателло. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции.
Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Вн викону кнну статую Еразмо де Нарни (статуя Гаттамелати). они были приостановлены. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики.
Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.
В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы).
Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Донателло. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является.
В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Но достоверными эти сведения считать нельзя. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Перестали выдеСтатуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло).
Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Произведения Донателло в ризнице церкви Св.
Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Евангелист Марк (1411). Мария показана в сложном повороте. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Местоположение статуи не изменилось. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Марка» с Ор Сан Микеле.
С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Нога юноши стоит на отрубленной голове поверженного врага, в руках он держит меч и камень от пращи, а у подножия скульптуры лежит лавровый венок, которым у древних греков награждали победителей. Но это не простой мальчик. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св.
Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). 1415, Флоренция, Нац. Лицо его отличается особой экспрессией. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.
Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Антония в Падуе. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность.
Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Он обладал характером сложным и независимым. Георгий был покровителем воинов и оружейников.
Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Их судьба иногда была драматической. С 1411 Донателло вместе с другими флорентийскими скульпторами принял участие в создании статуй святых — покровителей тех или иных ремесел и занятий для украшения внешних стен церкви флорентийских цехов — Ор Сан Микеле.
С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. И только в изображении ангела из благовещения в левом верхнем углу рельефа можно увидеть мастерство исполнения, достойное Донателло. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. музей Барджелло). Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками.
Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Здесь начинается следующий этап его творчества.
Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Мастерство Донателло настолько выросло, что он справляется с техническими трудностями постановки фигуры как бы мимоходом. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени.
Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). В скульптуре этого времени усиливается жанровое начало и мадонна постепенно превращается в горожанку, позирующую перед зрителем. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Художники нового поколения не стремились ставить в своем творчестве таких сложных задач, как основоположники Возрождения. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).
Именно такая женщина была способна на подвиг. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Ряд композицй були закнчен вже псля смерт майстра його учнями – Бертольдо Беллаго.
С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески.
Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом.
И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. В действительности, все эти точки зрения односторонни.
Лицо юноши, полное свежести и благородства. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.
К ранним работам относятся статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Рассмотрев документы, относящиеся к статуям, выполненным примерно в те же годы для собора, Ланьи дал логичную картину работ. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши.
Младенец кажется маленьким и беспомощным. Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья.
Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Все в этой фигуре весомо и материально. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.
Ему неведома донателловская мощь. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).
Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. На лице его застыла гримаса страдания. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства.
Совсем другое у Донателло. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
Так подчеркнута глубина рельефа. музей Барджелло). 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Около 1345—1350 гг. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников.
Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами.
Малюючи рзцем, скульптор уподбнються пишучому картину художнику. Скульптор роботи створив рзн за тематикою, в яких проявляться даний деал. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.
Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.
В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Чином послужив памятник Марка Авреля.
«Поле молний» занимает участок земли шириной в 1 км и длиной в 1 милю (1609 м). На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). В ней чувствуется рука самого Донателло.
Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Но и этого ему мало. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Давид стату пророкв (приблизно 1430-1432 роки) багато в чому ще повязан з снувала в той час позднеготической традицю. Она должна была стать фамильной усыпальницей семьи Медичи и потому на ее строительство средства выделялись без задержек. Вокруг он изобразил цветочный узор. Главное действие происходит в центре композиции. К этому же десятилетию относится и одна из самых известных работ Донателло — бронзовая статуя Давида (после 1420, Флоренция, Нац.
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо.
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Эта тема позволила создать грандиозную композицию.
Марку» с Ор Сан Микеле. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Скульптура отличается живостью исполнения. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос).
Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.
Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. В творчестве мастера наступил новый период. Особенно это заметно в изображении св. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности.
Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Дошла очередь и до дочери царя.
«Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Однако в современной литературе гипотеза о том, что оба художника около 1400 г. совершили паломничество в Вечный город, представляется довольно вероятной. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.
Эту колоссальную скульптурную композицию первоначально увенчивал балдахин, опиравшийся на восемь колонн. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства.
В 1440 году Донателло выполняет работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Здесь тектоника приносится в жертву декоративному началу и здесь лишний раз видно, насколько далеко отошел Донателло от Брунеллески. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Св. Петра и завершения ряда других заказов. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией.
Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Антония. Над х створенням майстер працював упродовж майже двох десятилть (з 1416 по 1435). Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Вверху изображены летающие ангелы.
Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция.
С 1411 Донателло вместе с другими флорентийскими скульпторами принял участие в создании статуй святых — покровителей тех или иных ремесел и занятий для украшения внешних стен церкви флорентийских цехов — Ор Сан Микеле. В 1408-1415 гг. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Донателло вдлив в 1447 роц, а встановлена ця робота була трохи пзнше – в 1453-му.
Марка». Столь же выразительно и лицо пророка. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Героизм св. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). В левом углу-рельефа изображен рыдающий мальчик, над ним возвышается фигура юноши-атлета, стремительно врывающаяся в рельеф.
Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Марк, можно поверить и его писаниям».
Христианская легенда о спасении св. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Вероятно, он неоднократно бывал в Венеции, в состав материковых владений которой входила Падуя и имел возможность внимательно изучить четырех прекрасных бронзовых коней, вывезенных венецианцами из Константинополя и поныне украшающих фасад базилики Сан Марко. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Марк, можно поверить и его писаниям».
Донателло изображает Христа в левой части рельефа. В отличие от «Св. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Высоко над холмом вознесены три креста.
Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Антония. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным.
Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. С такими он был непреклонен. В рассматриваемой композиции св. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня.
Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка.
Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.
Антония (Санто). Четыреста громоотводов имеют одинаковую высоту – около шести метров. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.
Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. На его лице веселая улыбка.
Его крылья, кажется, еще полны движения. Это способствовало процветанию торговли. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. В этой фигуре всё значимо.
Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет.
Однако не исключено, что атрибуты различных мифологических персонажей объединены здесь сознательно и искать ключ к разгадке следует не столько в самой античности, сколько в представлениях о ней, существовавших в Италии в 1430—1440-е гг.
Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Гордый сознанием своей победы, Давид стоит подбоченясь, попирая ногами обрубленную голову врага. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг.
Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.
Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). То же напряжение ощущается и в лице. – спросил он.
Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Именно он первым начал изучать систематически механизм движения тела человека изобразил сложное массовое действие, стал трактовать одежду в связи с пластикой тела и движением, поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре, заострил внимание на передаче психической жизни персонажей. Скульптурный ансамбль Алтаря Св. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Позже она была перенесена в Национальный музей Барджелло во Флоренции.
Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато».
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Георгия» и «Св.
Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно.
На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.
Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Пять фигур находятся в музее собора. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Сюжет диктовал, казалось бы, удлиненную форму рельефа и фризообразное расположение всех апостолов в ряд.
Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Брунеллески всячески подчеркивал плоскости стен, выделяя членения главным образом при помощи цвета.
И в этом проявился его характер. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Георгя (1415), а також Авакума рем (роки створення – 1423-1426). Этим Донателло достигал усиления перспективных эффектов композиции, пространство казалось более объемным и увеличивалась монументальность алтаря. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким.
Св. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». – Не страшись и будь спокойна». Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Георгия (ок. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
Скульптури, створен ним у цей перод, дйсно прекрасн. Образом послужил памятник Марку Аврелию. 1423—1425) и св. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.
В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Донателло вдправляться в 1443 роц в Падую. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
Отличительной особенностью этой технологии эксперты считают чрезвычайно мелкую резьбу и тонкую лепнину, которая создает поразительный эффект атмосферного пространства. Однако страдание обладает длительностью во времени. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем.
Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе.
Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. С неба сошел глас: «Твои молитвы дошли, делай, что задумал». Увидеть «Поле молний» непросто: зрители должны заранее забронировать ночь в пустыне в мини-отеле-вагончике на три спальни, откуда открывается вид на поле. Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия. Хорошо сбалансированный и превосходно сложенный, он был задуман независимо от архитектурных установок. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой.
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Исследователи до сих пор находят новые и новые параллели между произведениями Донателло и Микеланджело. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Антония.
И все дело не только его в уникальном мастерстве. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти – нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков иногда крылатых изображённых в движении. Путти Донателло предельно общительны. Чимало запитань виклика пзнше творчсть Донателло. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло.
Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года).
Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. И как всегда, он уверенно справился с ними. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Йому вдалося зробити клька просторових зон, в яких знаходяться персонаж. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». На коленях стоит богоматерь. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения.
Фасад же церкви остался неоконченным. нателло. 1415, Флоренция, Нац. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.
Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Мрамор. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого.
Пять фгур знаходяться в музе собору. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Работа удалась на славу. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Однако это впечатление обманчиво. Изящно ложатся складки одежды. Дослди в технц рельфу у Донателло також були революцйними. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения».
Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. 1423—1425) и св. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
Примерно в это же время, то есть в конце 1430-х — начале 1440-х гг., Донателло выполняет важный заказ на скульптурную декорацию Старой сакристии церкви Сан Лоренцо. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.
Мы много знаем о Донателло-художнике — о нем свидетельствуют его произведения, но мало знаем о Донателло-человеке. «Св. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Она, несомненно, связана с ними тематически. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Особливо це помтно в зображенн св.
Затем, вознеся молитву, он просил явить знамение и повергнуть хищника к его ногам. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.
Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с антиков.
По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Донателло первым создал образ одухотворенной человеческой личности. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало.
Уже не было в живых его старших современников — гуманистов Никколо Никколи и Колуччо Салутати. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость.