Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Его авангардный стиль эволюционировал в сторону соцреализма, но его работы от этого не стали менее искренними.
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). 2009–2011». Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).
Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.
Строг и суров ритм картины. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Мерно и стройно шагает отряд.
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Исследования, книги, выставки. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».
Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Полетико.
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. В картине практически нет никаких примет быта.
Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Художественный образ предельно величав и обобщен. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. С задачей он, впрочем, все равно справился.
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.
Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Еще одной особенностью ранних картин Дейнеки была их графичность — ясные силуэты, контраст с фоном, некоторая уплощенность, четкое разделение цветов и скудная цветовая палитра. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей.
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. А когда в стране не осталось никакого другого разрешенного стиля, кроме соцреализма, Дейнека все равно продолжал работать. При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Но вскоре редакторы журнала начали отдавать предпочтение фотографии, а не рисункам и Дейнека оттуда ушел. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.
Таким видит город Дейнека Александр. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи.
Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Картина «Окраина Москвы. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. И все.
Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Дома тревожно притихли. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Ноябрь 1941».
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Фон дан скупой линией отдаленного города. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Их получилось около 300. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Но враг не пройдет. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. В конце 1927— начале 1928 года страна праздновала сразу две знаменательные даты: 10-летие Октябрьской революции и 10-летие Рабоче-крестьянской Красной Армии. Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере.
Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). После Февральской революции занятия в училище прекратились. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Они занесены снегом.
Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Где остальные мозаики — неизвестно.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.
Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован.