Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В. Л. Далматик из белого бархата — древняя одежда византийских императоров. Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной. Павел приблизил и обласкал Амвросия.
Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского). Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер.
Анна Ивановна Безбородко была супругой Ильи Андреевича, родного брата канцлера А. А. Безбородко, крупнейшего государственного деятеля и дипломата Екатериненской эпохи. Александра Невского, св. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз».
Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией». Сияющую молодость написал Боровиковский. В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию. И снова мы видим не просто официальный портрет монарха, а изображение надменного и внутренне пустого человека. Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. Боровиковский одним из первых стал использовать деталь как важнейшее средство характеристики героя, своеобразный «ключ» к его внутренней сущности.
К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского – портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. Она предстала в обычном домашнем облике. Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А. Б.
Первый раз, когда поэт занимал государственные должности и был полон энергии, которой хватало и на работу губернатором в Карелии и на поэтическое творчество. Работал он очень много. Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии. Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми.
Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками играет свет и тень. Непринужденно пишет Боровиковский. В руке она держит символ богини любви – яблоко. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы.
Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года. Репродукции картин Боровиковского Владимира отличаются мягкой цветовой гаммой, лиричным настроением и умением выразить характер изображенного на них человека, при этом подчеркнув именно лучшие его черты.
В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм. В парадном алом мундире с орденами св. Такова Е. Н. На портрете Екатерины II (1794—95) императрица представлена в домашнем платье во время прогулки в парке, что резко отличало эту работу от множества традиционных парадных царских портретов XVIII века. В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита.
Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. и А. С. Тем не менее портрет высоко оценили и даже выставляли в конференц-зале Академии художеств. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична.
Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. И. Лопухина, 1797, ГТГ В. И. Арсеньева, 1795, ГРМ). Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде земной богини.
Третьяковская галерея) — вершина творчества Боровиковского. С 1774 числился «сверх комплекта» в Миргородском полку. Владимира, св. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи. В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона).
А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. Сияющую молодость написал Боровиковский.
Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году. Арсеньева.
Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним. Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената.
Перед зрителем раскрывается мир усадебных развлечений, предусматривавших игру на клавесине или гитаре, пение чувствительных романсов. Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. 3 тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи. Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки.
Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским. К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В. В. Из мужских портретов стоит отметить портрет Д. П. Она не жеманничает.
А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. Она здесь на первых ролях. По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости.
И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком. С начала 90-х гг. Первыми художественными работами Боровиковского также были иконы. Художник создает лирическую поэму. Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы.
В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно воодушевленным. Мне желательно, чтобы она списана так, как графиня Скавронская была писана Лампием чтобы шея была открыта и волосы растрепаны буклями, лежали на оной без порядка». В начале 1780-х вышел в отставку в чине поручика.
Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Наступила осень жизни. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет.
Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Живопись Боровиковского привнесла в ансамбль яркость и особую выразительность, по пластической выразительности лики евангелистов были близки скульптуре Мартоса, также украшавшей интерьер. Боровиковский написал также четыре иконы для местного чина. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом. Достойная старость.
При этом художник берет за основу не абстрактный, близкий к античному идеалу образ, а обращается к конкретному, народному типу русского крестьянина. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии. Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест. Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни.
Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. Художник стремился избегнуть парадности, даже изображая представителей царской фамилии. Филиппова, которого называл самым близким себе человеком.
Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Вторая половина 1790-х – начало 1800-х годов – период наибольшего расцвета творчества художника. Наиболее ранние сохранившиеся произведения художника датируются 1785 годом, – иконы Богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид», – находятся в Музее украинского искусства в Киеве. Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Портретист. Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям.
Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей и династия Боровиков славилась в местной художественной артели. Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма.
Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств. Он изображен в интерьере, на фоне драпировки. Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства. Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и бриллиантового князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши павлином и известный портрет в далматике и порфире императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств. После воцарения Павла I он создает большой портрет императора в порфире.
B душе художника поселились усталость и равнодушие. Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов). Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения.
Оставаясь верным идеям русского сентиментализма с его культом «простых» человеческих чувств и близости с природой, художник своих героинь обычно изображал наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. Он портретировал целые семейства — Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, Куракиных. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев.
Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю. Там — портрет друга, высоко духовного человека. Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. В конце девяностых годов он создает ряд официальных портретов.
Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. Просветленный взор устремлен вверх. Но в 1787 году, когда Владимиру Лукичу было уже тридцать лет, Екатерина II отправилась в Крым. Именно такой, благосклонной, величественно-снисходительной, должна была показаться императрица невинной, неопытной, доверчивой Маше Мироновой – капитанской дочке искавшей помощи и покровительства. На Украине же Боровиковский пробовал писать и первые портретные работы, однако в целом в тот период его творчество представляло собой полуремесленное искусство. Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой. Родился в семье живописца и иконописца Л. И. Боровиковского (Боровика), представителя казацкой старшины, получившего дворянство.
Образ ее не лишен сентиментальности. Ее поза абсолютно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. Но наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов.
К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина. В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию. Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера. походила на портреты князя». В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса.
Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения. Филипповой» (1790). В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию.
Он родился в семье священника Владимирской епархии, ранний период жизни был тесно связан с Москвой. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. В это время он сблизился с масонами. Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде. В 1785 году удостоился сана архиепископа. Героини Боровиковского неизменно грациозны изящны, уравновешенны и спокойны.
Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем».
Молодая женщина нежна и мечтательна. Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку. Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова. Художник представил М. Десницкого в епископском облачении. По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно, учился у него.
Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского. наряду с композициями на религиозные сюжеты писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты (Лизынька и Дашинька, 1794, ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения частного человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802). Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства. Произведения обратили на себя внимание.
Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой.
Вскоре она оказалась в чужих руках. Преобладающее место в его художественном наследии занимают камерные изображения «в натуру». Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава. Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он).
Одним из самых ранних произведений, написанных Боровиковским в Петербурге, является «Портрет О. К. Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков.
Пышность обстановки, звучность огромных цветовых пятен прекрасно дополняют характеристику образа. Этот образ, торжественно-хвалебный по замыслу, несет в себе черты объективности, заставляя вспомнить державинские поэмы, обличавшие вельмож за их сибаритство и высокомерие. Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. В начале XIX в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи (парадные портреты А. Б. Куракина, 1801 – 02, ГТГ и Павла I, 1800, ГРМ). Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека.
Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». Не случайно этот образ позднее привлек А. С. Пушкина. В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора». В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства».
Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице. Портрет АБ Куракина – БоровиковскийОсобое место в русском искусстве XVIII века и в творчестве Боровиковского составляют парадные портреты. В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»). Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая изображена в возрасте 23 лет.
Слева на фоне — изображение распятого Христа. Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов). Со 2-й половины 1790-х гг. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней.
«Портрет М. Лопухиной» (Гос. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку. Арсеньева. Художник берет уроки в мастерской И. Б.
Куракина (1801). В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н. А. Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма. Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке». Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку. Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека.
Живописи учился под руководством отца. Последний художник века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. Первым из них был портрет Д. П. Трощинского, статс-секретаря Екатерины Второй. В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку.
Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина. Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности.
Именно с икон начинал и сам Владимир. В нем нет кабинетного антуража. «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского. По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому. Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой».
Среди первых работ можно выделить портрет О. К. Характерны портреты А. Лабазиной с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (1803), Н. Дубовицкой (1809). Решительный и энергичный поворот головы Боровского придает портрету известный пафос. Львова. Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами.
Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост. В руке она держит символ богини любви – яблоко. Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял долго. Боровиковский воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира. Непринужденно пишет Боровиковский. Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного. В образах больше определенности, чем у его современников — Левицкого и Рокотова.
В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым. Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет. Художник написал молодую жену своего друга, архитектора П. С.
Лампи. Религиозная пафосность, торжественность композиций при насыщенности цвета были отличительными чертами полотен художника. Художник создает весьма необычный образ духовного лица. Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н. А. Львова в Почтовом стану (ныне Почтамтская улица). Рука его демонстративно указывает на бумаги и рукописи, лежащие на столе, они говорят о деятельности Державина в Сенате и о занятии поэзией.
В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. Это портреты А. Долгорукого, М. Долгорукой, А. Сталь и др. Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства. Боровиковский. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде.
Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина. Для творчества Боровиковского характерны поиски новых образных решений. Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. Такова Е. Н.
Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка. Анны и св. Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов.
Так, в июле 1778 года, во время празднования в Москве Кючук-Кайнарджийского мира, в присутствии Екатерины Амвросий был посвящен в епископа Савского, викария Московского. Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению. Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров. Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской. Сияют, блещут перламутром краски, сверкает весельем юное свежее личико, задорно вздернут курносый носик.
Однако конец карьеры был весьма плачевен. Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа.
Все жадно впитывает Боровиковский.
Твердая осанка исполненная выразительности. Этот портрет представляется более интересным. Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа.
Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве. К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года). Брался и за парадные портреты и за «домашние сцены» и за иллюстрации к книгам и романам и за копии используя красивый багет для картин. В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. Филипповой. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке.
В столице пробежало семь лет жизни и перед нами – зрелый Боровиковский. Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки. После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета. В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову. Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди.
Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. В 1771 году при отпевании архиепископа Амвросия Зевтис-Каменского, убитого во время чумного бунта в Москве, Подобедов произнес надгробное слово, заставившее заговорить о нем современников. Замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него всегда жили ученики.
В нем собирается культурный цвет столицы. Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода.