Архип Иванович Куинджи 15 (27)января1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина— 11 (24)июля1910, Санкт-Петербург, Российская империя)— русский художник, мастер пейзажной живописи. Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени.
Он воспитывался в доме дяди и не чувствовал себя хоть в чем-то обделенным. Друзья не понимали причин, волновались. Вид на гору Демерджи. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. Кавказ».
Они становятся более индивидуализированными по настроению, отражая чувства, которые испытывает сам художник. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому.
В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Природа кажется недвижной. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Крым», «Морской берег. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Берёзовая роща – символ России.
Выковав к 40-летнему возрасту свою славу и достигнув ее вершины при огромном спросе на его картины, при небывало напряженном интересе к нему публики, – он внезапно порывает всякое общение с нею. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Умер Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И.
На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Оставляю за собой. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).
Среди его учеников были Н. К. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
Таков был этот оригинальный человек. Искусство Куинджи резко выделялось на фоне передвижнического реализма и академизма и было непонятно коллегам, вызывало недоумение. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
Краски изменились чудовищно. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. В настоящее время полотно, написанное в 1880 г. хранится в Государственном русском музее, а два других в Государственной Третьяковской галерее и Симферопольском художественном музее. С 1894 г. по 1897 г. Архип Иванович Куинджи работал профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. Скончался Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 г. Картины живописца хранятся во многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Тульском областном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Нижегородском государственном художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, Вятском художественном музее им. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями.
Но не заниматься с учениками художник не мог. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Страдания художника были невыносимы. Цвет доведен до физической ощутимости. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь».
В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
На этом завершилась недолгая деятельность Куинджи на педагогическом поприще, но своих учеников не оставлял без помощи и поддержки до конца жизни. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
Да зачем вам. Куинджи не выявляет свои духовные порывы, не субъективизирует восприятие пронесшейся грозы, а старается запечатлеть ее в реальном, объективном качестве. Определяется и творческий метод художника. Менделеевым – хорошим знакомым художника.
В 1873 году картина На острове Валаам была окончена и экспонирована на академической выставке. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Они по-детски просты и естественны. Греческие семьи большие, вот таким образом и будущему художнику удалось избежать приюта. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Отец Куинджи был сапожником.
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Тем более это относится к серии «гор». В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Когда ученики задумали создать Общество имени А. И.
Он пытается поступить в художественную Академию. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Следующая попытка также оказалась напрасной.
Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение.
Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.
Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет.
Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Мальчик с детства любил рисовать. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.
Цвет доведен до физической ощутимости. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».
Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. то морской офицер. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. В одно из воскресений о ее цене осведомился какой-то морской офицер.
Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». В 1865 году, в возрасте 24 лет, Куинджи уезжает в Петербург. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела.
По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. «Радостно.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. В 1900 -1908 годах художник пишет ряд новых произведений, среди которых наиболее известные «Ночное», «Дубы», «Закат в степи».
Нет больше выставок Куинджи. Петербург жил открытием выставки.
Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. И оно пришло, но в следующем столетии. В одно из воскресений о ее цене осведомился какой. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Она безлюдна.
О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098).
Я совершенный дурак перед этой картиной. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. С 1882 года Куинджи никогда не показывал свои новые произведения не только широкой публике, но даже друзьям. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). В своей книге о художнике О. П. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Пейзаж нельзя было назвать удачей.
Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек»1. Была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь.
звание неклассного художника. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Яйла», «Горный склон.
И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. Не был принят художниками и «Вечер». После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Вот до чего доползла змея клеветы. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.
Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Воздух обесцвечивает цвет. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики: оно поражало новыми, эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов.
Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Первое прикосновение к краскам и кистям. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским.
Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.
В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. И неожиданно услышал в ответ: Хорошо. Куинджи же сам объяснял так:. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. На выставке в Академии художеств в 1872 году Куинджи выставляет картину «Осенняя распутица».
Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Он и дал несколько уроков юному греку. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным.
«Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.
В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860 -х годов. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В своей книге о художнике О. П.
Неужели это творчество. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Что это такое.
Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.
Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Часто изображается художниками и всегда по разному. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.
Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Н. К. Рериха на создание гималайских пейзажей. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Это я слилось, спаялось с искусством.
Архип Иванович учил живописи Н. К. В северной природе царят гармония и покой. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Богаевский, А. Борисов.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). и А. М. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования.
Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Крамским – идеологом передовых русских художников.
В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица.
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.
Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. Вот что писал тонкий и чуткий Крамской: что-то в его принципах о колорите есть для меня абсолютно недоступное быть может, это абсолютно новый живописный принцип Еще его Лес я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, но его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Успех картины превзошел все ожидания. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. – пожал плечами Куинджи. – Ведь все равно не купите: она дорогая. – А все. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам.
Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. «Березовая роща» – идеал природы.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. Некоторые посетители выставки были настолько поражены увиденным, что искали какой-нибудь фокус вроде спрятанной за холстом лампы. С подлинной лиричностью передано очарование летнего рассвета над днепровскими степями. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника.
Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Кроме того, художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Для учебы времени не было. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Снизошел до обучения Архипа лишь брат великого мариниста. Художник много путешествовал. О ее цене осведомился морской офицер.
Пейзаж стал необратимо темнеть. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг.
Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. В вертикальной композиции холста большую часть занимает изображение высокого светлого неба, написанного динамичными густыми мазками.
В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок.
В том числе две с одним названием. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу.
В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. Сын грека-сапожника Куюмджи Архип рано остался сиротой. Освещенный солнцем, усеянный камнями берег, прозрачная гладь воды и высокое светлое, с клубящимися облаками небо сосуществуют в пейзаже в неустойчивом равновесии.
Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).
Картина, названная Осень. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Анахорет-демократ, расходующий гроши на личную жизнь, – и щедрый жертвователь на дело искусства.
И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Крым», «Крым. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Она словно зачарована неведомой силой. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. В картине нет ярких световых эффектов. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже.
В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя.
Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4.
Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой.
Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.
Неужели это художественное впечатление. Для современников художника его картины были радостным откровением. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
Это непривычное еще для русской живописи качество сразу же было отмечено критиками, воспринявшими его вначале как творческий недочет. – пожал плечами Куинджи. – Ведь все равно не купите: она дорогая. – А все-таки.
И. Е. Репин в письме И. С. Остроухову пишет: А про Куинджи слухи совсем другие: люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новыми произведениями — всех они трогают. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
Источником вдохновения для живописца становится остров Валаам, расположенный на Ладожском озере. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать.
– Да тысяч пять, – назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. Я совершенный дурак перед этой картиной. Природа кажется недвижной. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Да зачем вам. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Э. В. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.
Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
Рерих, А. А. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом.
В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Его мастерская была лабораторией исследователя.
Была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени.
Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Мальчику не удалось получить образования. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
«Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Это был взрыв. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Период молчания был занят интенсивной творческой работой. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым.
О нем говорили, как о маге и чародее. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6.
Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок. – восклицал Репин. Крым» и многое другое. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
«Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. В конце концов победа осталась за Куинджи.
Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. В него вошли Н. К. Рерих, А. А. Рылов, А. А. Борисов, Н. П. Химона, В. И. Зарубин, В. Е. Маковский, В. А. Беклемишев А. В. Щусев и другие. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Два тонких дерева с обломанными ветвями – сосна и береза – освещенные резким светом, кажутся особенно одинокими и хрупкими на фоне темного цельного пятна леса. Мальчика интересовала только одна вещь на свете — живопись или рисование.
Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Ввысь устремились тополя. Известно, что приняли Куинджи в Академию только спустя два года.
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье).
Безуспешно. Рассказывают, что однажды Д. И. И только после ухода офицера художник узнал что у него побывал великий князь Константин». Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
А с 1882 года, когда зритель был ошеломлён устроенными художником выставками одной картины, он перестаёт выставляться. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев.
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
Его просто-напросто не принимали в Академию. Любовь Куинджи к ученикам можно сравнить лишь с любовью отца к детям и они отвечали учителю не менее пылкими чувствами. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества.
«На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Туман, осталась незавершенной. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. И вносит в картину особое волнение и теплоту чувства. Пейзаж лишен бытовизма, что и сообщает ему некую дистиллированную чистоту.
«Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи.
В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Она безлюдна. Друзья не понимали причин, волновались. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь.
В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. В Березовой роще художник созерцает красоту. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Этой работой начался т. н. И характер художника ничуть не изменился.
В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Вся культурная Россия знала Куинджи. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако первые две попытки оказались неудачными. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Неужели это художественное впечатление.
Рылов, К. Б. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Картина или действительность. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме».
Избрание Куинджи профессором послужило причиной окончательного разрыва художника с передвижниками. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира.
Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Кроме того, художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. Она не понята была даже Крамским. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица».
За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. В ней все уныло, безотрадно, тускло.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Краски горят на белых стенах хаты. Айвазовский не увидел в молодом и нагловатом подростке особых задатков и предложил ему покрасить забор и вообще помогать по хозяйству.
После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Три года пребывания в мастерской Айвазовского не прошли бесследно. Успех картины превзошел все ожидания.
В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. «Ближе всего связывает позднее творчество Куинджи с его прежними поисками картина Ночное. Это краткое перечисление его работ, в которых он философски осмысливает грандиозность окружающего мира. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Приемная комиссия, внимательно изучив полотно (картина не сохранилась известно только название «Татарская сакля в Крыму»), пришла к заключению, что автору вполне можно присвоить звание «свободный художник». «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Выставка 1882 года была последней для художника. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Мир, полный неги, красоты и покоя. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы.
И только после ухода офицера художник узнал что у него побывал великий князь Константин». Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер. таки.
После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». В. М. Оставляю за собой. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
«Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины.
Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьев, ворон, галок, ласточек. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Архип Куинджи был похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Звание давало возможности, но не давало дохода.
Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Пейзаж лишен бытовизма, что и сообщает ему некую дистиллированную чистоту. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду.
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия.
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Деньги шли на поощрение молодых талантов. Стволы освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывается в пейзаж сквозь просвет между деревьями.
Ему хотелось видеть свою мастерскую единой семьей, объединенной общим интересом к искусству. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья.
Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Исключение было сделано только один раз для нескольких учеников. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Рериха.
Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал.
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Своему детищу – Обществу им.
В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. И неожиданно услышал в ответ: Хорошо. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Она словно зачарована неведомой силой. Ученики любили и уважали Куинджи.
И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Архип Куинджи (в переводе с тюркского урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника.
Ах, как живо помню я его за этим процессом. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму». По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи создал сравнительно немного значительных живописных полотен.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Импрессионистической эту картину назвать нельзя. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех.
Петровская, 82). В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре».
К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Отец Куинджи был сапожником. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Наступили долгие годы молчания. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. Однако эта работа затянулась на двадцать лет и на новую прижизненную выставку Куинджи так и не решился. Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Куинджи (изменение фамилии было граничит с ее турецким звучанием, что не упрощало жизнь художника в России) научился смешивать краски и даже создавать собственные оттенки, что вызвало уважение даже у великого мастера. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом.